«Облака» Аристофана и софистика конца V века до Р. Х.
Содержание комедии Аристофана «Облака» состоит в разоблачении софистики – группы новых философских теорий, появившихся в Элладе как раз во времена творчества великого афинского драматурга. В противовес прежним прочным моральным устоям и твёрдой религиозности софисты проповедовали учение об относительности нравственных понятий, о ложности народной веры в богов, о субъективности привычного человеческого познания. Большинство софистов использовало примитивные аргументы, которые при детальном рассмотрении оказывались гораздо ниже традиционных истин, ими порицаемых. Однако эта ненавистная консерватору Аристофану новая философия в одно время приобрела большое влияние. Для противодействия ей Аристофан и написал комедию «Облака», чьё краткое содержание изложено ниже.
Аристофан. Бюст
К софистам многие афиняне относили и знаменитого Сократа, чьи философские приёмы (прежде всего – поиски скрытой истины за пределами обычной поверхности вещей) действительно напоминали софистику. Сократ никогда не отвергал морали и нравственности. Он, напротив, старался утверждать их, однако заменял традиционные этические понятия иными, которые он сам вырабатывал путём философской «индукции».
Аристофан в «Облаках» выставляет главным софистом именно Сократа. Такая его позиция отчасти признаётся необоснованной, но надо помнить, что сократическую философию роднили с софистикой и многие результаты развития. Учениками Сократа было большинство членов коллегии «Тридцати тиранов», которая после Пелопоннесской войны установила в Афинах режим жесточайшего террора. Сократ был казнён демократами в 399 г. до Р. Х. более всего за то, что являлся «духовным отцом» тирании Тридцати. Позже самый знаменитый из учеников Сократа, Платон, пропагандировал проект полицейско-коммунистического строя, который превращал гражданин в простые винтики бездушной государственной машины.
Приверженцы традиционных народных понятий и устоев, вроде Аристофана, не принимали такой идеологии. Поэтому, хотя критику Сократа, содержащуюся в аристофановских «Облаках», многие считают преувеличенной, в ней, без сомнения, есть зёрна истины.
Изображение Сократа
Платон, похоже, считал Облака фактором, способствовавшим судебному разбирательству и казни Сократа в 399 г. до н. Э. Его мнение находит некоторую поддержку даже в современную эпоху. Однако пьесы Аристофана, как правило, не имели успеха в формировании общественного мнения по важным вопросам, о чем свидетельствует их неэффективное противодействие Пелопоннесской войне, продемонстрированной в пьесе « Лисистрата» , и таким популистам, как Клеон. Более того, суд над Сократом последовал за травматическим поражением Афин от Спарты, спустя много лет после представления пьесы, когда подозрения в отношении философа подпитывались враждебностью общества к его опальным соратникам, таким как Алкивиад .
Сократ представлен в «Облаках» как мелкий вор, мошенник и софист, проявляющий явный интерес к физическим спекуляциям. Однако в нем все еще можно распознать особую личность, определенную в диалогах Платона. Практика аскетизма (как, например, идеализированная Хором в строках 412–19), дисциплинированное, интровертное мышление (как описано Хором в строках 700–6) и разговорная диалектика (как описано Сократом в строках 489–90). быть карикатурой на поведение Сократа, которое позже более сочувственно описал Платон. Сократ-аристофан гораздо больше интересуется физическими рассуждениями, чем Сократ Платона, но вполне возможно, что настоящий Сократ действительно проявлял большой интерес к таким рассуждениям во время своего развития как философ, и это находит некоторую поддержку в диалогах Платона Phaedo 96A и Тимей .
Утверждалось, что Аристофан карикатурно изобразил «досократического» Сократа и что философ, изображенный Платоном, был более зрелым мыслителем, на которого повлияла такая критика. И наоборот, возможно, что карикатура Аристофана на философа просто отражает его собственное незнание философии. Согласно еще одной точке зрения, «Облака» лучше всего можно понять применительно к произведениям Платона как свидетельство исторического соперничества между поэтическим и философским способами мышления.
Софистские высказывания Сократа
Начав заниматься философией (ею учителем стал приехавший в Афины милетский философ Архелай), Сократ на первых порах изучал происхождение мира, законы, по которым он живёт, т. е. оставался в рамках круга проблем, привлекавших ранних ионийских мыслителей. Но уже вскоре решительно отошёл от этой проблематики, признав её неплодотворной, и обратился к постижению совсем иного — человека, его внутреннего мира, взаимоотношений между людьми, нравственности. Сократ был одним из тех, кто повернул философию «лицом к человеку». Старинное изречение «Познай самого себя» стало его излюбленным лозунгом.
Основополагающим для развития греческой мысли второй половины V в. до н. э. — эпохи, когда жил Сократ, — было движение софистов. Эти философы и учёные-энциклопедисты разрабатывали почти исключительно темы и дисциплины, связанные с человеком. Взаимоотношения софистов и Сократа — вопрос непростой. Современники не видели между ними принципиальной разницы. Например, в комедии Аристофана «Облака» Сократ выведен и осмеян как типичный пример софиста. И поныне можно встретить суждение: Сократ — софист, более того, самый крупный из софистов.
Действительно, Сократа не понять иначе, как в контексте софистического движения. Он воспринял всё ценное, что содержалось в гениях софистов. Посвятил себя разработке тех же проблем, что и они. Но вот решал эти проблемы совершенно по-другому. Он решительно выступил против главных идей софистов по принципиальным вопросам бытия, постоянно полемизировал с ними, противопоставил себя им всем своим образом жизни.
Софисты были, как правило, богатыми, процветающими и важными — Сократ же, человек небольшого достатка, ходил по городу в простой одежде, часто босиком, возможно подражая непритязательностью обихода Аристиду. Софисты путешествовали из полиса в полис — Сократ почти никогда не покидал родных Афин. Софисты давали за высокую плату уроки в домах состоятельных молодых граждан — Сократ обычно вёл свои беседы на улицах, в лапках, палестрах (помещения для занятий спортом), причём никогда не брал денег с учеников, говоря: «Я вообще никого ничему неучу, мы вместе ищем истину. Софисты много писали — Сократ не оставил после себя никаких трудов.
Софисты произносили перед слушателями вычурные речи, не терпели возражений — Сократ в противовес этому монологизму блестяще разработал метод философского диалога. Серией вопросов, на первый взгляд простых и наивных, а в действительности сложнейших («Что такое доблесть?», «Что такое красота? и т. п.), он заставлял своего оппонента признать неправоту его взглядов, осознать собственное незнание. И так приводил собеседника к мысли о необходимости поиска истины, без которой человек жить не может.
Философия Сократа: основные идеи
Вот ключевые проблемы, занимавшие философа:
-
этика и добродетель – на вопрос, как пристало жить достойному человеку и в чем смысл человеческой жизни, Сократ отвечает: смысл – в самопознании. Разумное существо, коим является человек, должно стремиться к просвещению, или «познать самого себя», как говорил Сократ.
-
вопросы блага и зла – именно Сократу принадлежит идея о том, что обладание знанием – благо, в то время как отказ от самостоятельного мышления и самопознания – зло.
-
природа знания – хотя к истине следует стремиться, познать всё невозможно. В этой идее проявляется знаменитое ироничное остроумие Сократа. Он вполне серьезно говорил о себе: «я знаю только то, что ничего не знаю» — и тем самым предостерегал от гордыни и излишнего самомнения, а также напоминал, что обнаружить истину очень непросто, любое знание нужно перепроверять, а словам авторитетов – не доверять, чтобы не быть обманутым.
Краткий сюжет
Комедия начинается с дома Стрепсиада. Старик беспокоится о своем сыне, ведь тот имеет много долгов, но не переживает. Его интересует только конный спорт. Стрепсиад решил отправить Фидиппида на учебу к Сократу. Мыслитель сможет научить юношу красиво разговаривать, а красноречие поможет ему избавиться от долгов. Но Фидиппид отказывается, называя Сократа и его сподвижников негодяями.
Стрепсиад сам отправляется к Сократу. Ему показывают мыслительную, занятия и рассказывают об «облаках», которые заменяют богов. Сократ пытается обучать Стрепсиада, но безуспешно. Старик не может понять смысла витиеватых фраз. В итоге ему удалось найти выход из ситуации с долгами. Его он видит в смерти. Сократ называет своего нового ученика дураком и прогоняет.
Стрепсиаду удается уговорить сына учиться. Фидиппид приходит в мыслительную и наблюдает за спором Правды и Кривды. Через некоторое время отец забирает сына домой. Сократ уверяет старика, что теперь юноша способен выиграть любую тяжбу.
Облака и старая комедия
Во время собственно парабазиса (строки 518–62) Хор показывает, что оригинальная пьеса была плохо воспринята, когда она была поставлена. Ссылки в том же парабасе к пьесе Евполида под название Maricas производится в 421 г. до н.э. и критика популистского политика Хайперболуса который остракизм в 416 показывает , что второй вариант Облака , вероятно , состоит где — то между 421-16 до н. Парабазис также включает призыв к аудитории привлечь Клеона к ответственности за коррупцию. Поскольку Клеон умер в 422 году, можно предположить, что эта привлекательность была сохранена из оригинальной постановки 423 года, и, таким образом, существующая пьеса должна быть частичной переработкой оригинальной пьесы.
Отредактированная пьеса — неполная форма . Старая комедия традиционно ограничивает количество актеров тремя или четырьмя, но на сцене уже есть три актера, когда в действие вступают Superior и Inferior, и в этот момент нет песни, которая позволила бы сменить костюм. Пьеса необычайно серьезна для старой комедии, и, возможно, именно поэтому оригинальная пьеса провалилась в Городской Дионисии. В результате такой серьезности в исходе нет праздничной песни , и это тоже несвойственное упущение. Типичный аристофанический хор, даже если он начинается враждебно по отношению к главному герою, является отрядом поддержки главного героя к концу пьесы. Однако в «Облаках» Хор сначала сочувствует, но к концу пьесы становится виртуальным антагонистом.
Пьеса адаптирует следующие элементы старой комедии множеством новых способов.
- Пародос : появление хора в этой пьесе необычно тем, что пение начинается за кулисами за некоторое время до появления хора. Возможно, что скрытый припев не был полностью слышен публике, и это могло быть фактором провала оригинальной пьесы. К тому же величественная вступительная песня больше типична для трагедии, чем для комедии.
- Parabasis : собственно parabasis (строки 518–62) составлен в евполидовом тетраметре, а не в традиционном анапестическом тетраметре . Аристофан не использует эвполидов ни в одной из своих дошедших до нас пьес. Первый парабазис (510–626) в остальном условен. Однако второй парабазис (1113–30) имеет укороченную форму, включающую эпиррему в хоровом тетраметре, но без песен и антепирремы, необходимых для традиционной симметричной сцены.
- Агон : В пьесе два агона. Первый находится между Superior и Inferior (949–1104). Аргументы Супериора выражаются в традиционном анапестическом тетраметре, но Нижний представляет свой случай в тетраметрах ямба, вариант, который Аристофан оставляет за аргументами, которые не следует воспринимать всерьез. Подобное различие между анапестическими и ямбическими аргументами проводится в агонах в «Рыцарях» и «Лягушках» . Второй агон в «Облаках» происходит между Стрепсиадом и его сыном (1345–1451), и это в тетраметре ямба для обоих говорящих.
- Эпизоды : Неформальный диалог между персонажами условно ведется в ямбическом триметре . Однако сцена, представляющая Высшее и Низшее, проводится короткими строками анапестического ритма (889–948). Позже, в агонии между Стрепсиадом и его сыном, линия диалога в ямбическом триметре (1415 г.), адаптированная из « Алкестиды» Еврипида, вставляется в речь в тетраметре ямба, переход, который кажется нехарактерно неуклюжим.
Значение произведения
Краткое содержание комедии позволяет не только узнать главных героев, но и понять смысл произведения. Не все положительно восприняли работу Аристофана. Многие читатели обвиняли его в том, что он очернил образ Сократа. Но, несмотря на это, нельзя было не признать художественную ценность работы.
До современников дошел только второй вариант произведения. В него автор добавил жалобу на несправедливость публики, спор между Правдой и Кривдой и конечную сцену. Анализ произведения позволяет лучше понять проблематику текста. Аристофан сделал главного героя софистом намеренно.
Софист — человек, который преподает ложную мудрость. Он легко обманывает оппонентов в споре. Простой старик попадается на красивые речи и не может понять их суть.
Аристофан показал, как неоднозначны могут быть человеческие поступки. Он жил в то время, когда старые порядки признавались нежизнеспособными. До этого отцы и сыновья знали, как жить, они разделяли действия на хорошие и плохие. С приходом новой философии все изменилось. Опытные мыслители использовали логику. С помощью разных рассуждений они могли доказать, что хороший поступок не такой уж правильный.
Подобные размышления только путали простых людей, к которым принадлежал Стрепсиад. Ему тяжело понимать витиеватые речи — подобное искусство он не может освоить. Аристофан смог в комедии отразить беспокойство афинских граждан. Они не способны понять, насколько полезны или опасны новые философы.
Судебный процесс над Сократом
Восстановленная в 403 г. до н. э демократия считала мыслителя своим врагом. На него, безусловно, упала тень преступлений его бывших учеников. И когда в 399 г. до н. э. город облетела весть о том, что Сократа будут судить, многие афиняне наверняка с радостью потирали руки: наконец-то этот «возмутитель общественного спокойствия» получит по заслугам!
Судебный процесс, возбуждённый против Сократа, явно имел политическую подоплёку. Но она была искусно затушёвана, а на первый план выдвинуты религиозные моменты. Обвинение формулировалось так: «Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то — смерть».
Повод, придуманный обвинителями, оказался безошибочным
Неважно, что обвинение, если вдуматься, звучало голословно. Сократ неукоснительно соблюдал все положенные законами религиозные обряды, да и вообще отличался благочестием, а отнюдь не безбожием
Правда, его религиозность была не вполне традиционной: философ утверждал, что внутри него есть божественный голос, который в минуту трудного выбора направляет его на верный путь. Но почему он не имел права так думать? Античная религия в принципе не сковывала свободы мысли.
Однако уже далеко не первый раз в среде демоса разжигали религиозную истерию. Главное — указать легковозбудимой толпе на врага: вот он, судите его, казните.
Сократа судила коллегия гелиеи, состоявшая из 501 человека. Философ, выступая с защитной речью, не стал, вопреки обыкновению, унижаться перед присяжными. Он не вымаливал себе пощаду, не плакал, не приводил в судебное присутствие детей…
Сократ убедительно доказал беспочвенность обвинения, продемонстрировал, что всю свою жизнь он чем мог честно служил полису, приносил ему только благо, а не зло и соответственно заслуживает скорее награды, чем наказания.
Но именно это и раздражало присяжных больше всего. То, что подсудимый ведёт себя с демосом также независимо, как вёл всегда (в частности, и при «тридцати тиранах»), им очень не поправилось. Итоги голосования показали: большинством голосов 70-летний философ приговорён к смертной казни. Вскоре после вердикта в афинской тюрьме палач поднёс Сократу чашу с ядом.
Переводы на английский
- Бенджамин Данн Уолш , Комедии Аристофана , т. 1, 1837. 3 тт. Английский метр.
- Артур С. Уэй , 1934 — стихи
- Ф.Л. Лукас , 1954 — стихи
- Роберт Хеннинг Уэбб , 1960 — стихи
- Уильям Эроусмит , 1962 — проза и стихи
- Томас Г. Уэст и Грейс Старри Уэст, 1984 — проза
- Питер Майнек , 1998 — проза
- Эдвард Томлинсон, Саймон Р. Б. Эндрюс и Александра Аутуэйт, 2007 — проза и стихи (для Kaloi k’Agathoi )
- Майкл А. Тюллер, 2011 — проза
Существуют более ранние переводы на другие языки, в том числе:
- Итальянский : Бартоломио и Пьетро Роситини де Прат’Альбойно. «Le Nebule» в Le Commedie del Facetissimo Aristofane . Венеция («Винегия»), 1545 год.
- Немецкий : Исаак Фрёрайзен. Nubes. Ein Schön und Kunstreich Spiel, darin klärlich zusehen, был в числе участников группы offtmahlen für ein End nimmet . Страсбург («Straßburg»), 1613 год.
Мыслильня Сократа
В комедии Аристофана «Облака», сюжет которой можно узнать по этой статье, зрители на сцене видят мыслильню Сократа. Появляется ученик философа, который поясняет, какие науки они тут постигают.
В качестве примера он приводит случай, когда блоха укусила ученика, разговаривавшего с Сократом. После этого она перепрыгнула на знаменитого философа и укусила его тоже. Тут же окружающие задались вопросом, далеко ли она прыгнула
Отвечая на этот вопрос, важно решить, как мерить ее прыжок. Человеческими или блошиными прыжками
Еще один предмет обсуждения в мыслильне – чем жужжит комар? Задницей или гортанью. Ведь тело его трубчатое, поэтому при быстром полете, размышляет Сократ, воздух попадает ему в рот, а вылетает через зад.
Спорят ученики с учителем даже о том, что Афины не могут обозначаться на карте кружком. Довод состоит в том, что в этом городе на каждом шагу встречаются крючкотворы и спорщики, поэтому такой значок для Афин нисколько не подходит.
Сам философ в это время висит в гамаке, расположенном под самой крышей. Он стремится познать мироздание, а для этого старается быть ближе к звездам, объясняют зрителям.
Кто такой Сократ: жизнь философа
Родился Сократ в Афинах, в 469 г. до н. э. – во всяком случае, именно эту дату мы встречаем у историка Диогена Лаэрция в его «Жизнеописаниях великих философов» (написанных в II-III вв. н. э.). Год казни Сократа – 399 до н.э. – также известен, его зафиксировал в диалогах Платон.
Родом он был из самой обычной афинской семьи. Как и полагалось жителю греческого полиса, он буквально «болел» жизнью родного города. Рьяному патриотизму способствовала и бушевавшая в это время война маленького, но гордого греческого народа против великой и ужасной Персии. Войну греки победили – и отстояли не только свою свободу, но и величайшее свое достижение – демократию.
Мраморная статуя древнегреческого философа Сократа перед Афинской академией в Греции, Getty Images
После победы над персами в 449 г. до н.э. в Афины расцвели под руководством мудрого вождя Перикла. И на Сократа образ правителя и возвышенные демократические идеалы произвели колоссальное впечатление.
В молодости Сократ сражался против спартанцев в Пелопонесской войне, по окончанию войны посвятил себя философствованию. Политическую карьеру мудрец строить не спешил, предпочитая размышлять над вопросами этики и общественного блага.
Слава о мудрости Сократа распространилась по всей стране. Однако это сыграло с Сократом злую шутку – он стал слишком влиятелен, и, по мнению афинских властей, опасен. Поэтому народ Афин приговорил Сократа к смерти – за якобы «развращение» молодежи, а на деле – за научение юношей свободомыслию. Сократ повиновался воле афинян и скончался, выпив яд.
«Смерть Сократа» / Жан-Франсуа-Пьер Пейрон
Значение философии Сократа
Сократ первым из античных философов провозгласил проблему человека и смысла его существования ключевой для философии. Ранее мыслители (так называемые «досократики») были заняты глобальными онтологическими вопросами – их интересовало, откуда произошел мир и что лежит в его основе. Сократ же переместил фокус внимания с космоса на внутренний мир индивида – и тем самым привнес в философию антропоцентричность, т.е. сосредоточенность на человеке.
Также Сократ, признавая истину в качестве высшего блага, был озабочен и способом нахождения истинного знания. Он полагал, что проще всего обнаружить истину в диалоге – т.е. в столкновении двух мнений (отсюда проистекает диалектический принцип Сократа; «диалектика» и «диалог» имеют общий корень – «диа», т.е. «два»).
Для отыскания истины философ разработал собственный метод – майевтику – последовательный отказ от заблуждений и, как следствие, обнаружение неоспоримой истины. Знаменитое изречение Сократа еще лучше опишет суть метода: «Истина рождается в споре». Иными словами, Сократ начал разработку методологического аппарата философии, что имело огромное значение для ее развития.
«Алкивиад и Сократ» / Франсуа Андре Винсент , 1766
Сократ, последовательно занимаясь вопросом о смысле человеческого существования, способствовал коренному изменению в философии. Именно с его подачи человек стал важнейшей философской проблемой – наряду с темами космоса, миропорядком и всеобщими законами бытия.
Кроме того, Сократ собственным примером демонстрировал, как следование возвышенным идеалам – истине и справедливости – способно облагораживать человека и делать его поистине великим.
Детство и личная жизнь Сократа
Сократ родился в Афинах около 470 г. до н. э., и вся его жизнь была связана исключительно с этим городом. Происходил он из довольно родовитой, но обеда [евшей семьи, так что его родителям приходилось зарабатывать на жизнь ремёслами: отец философа был второстепенным скульптором, мать — повивальной бабкой. Внешне Сократ очень мало соответствовал классическому греческому идеалу красоты: невысокий полноватый, лысый, курносый… Но под неказистыми чертами крылись удивительные душевные сокровища.
Биография Сократа небогата событиями. Был женат (возможно, дважды), имел несколько детей. Поддерживал наследственную дружбу с семьей Аристида Справедливого, находился в близких отношениях с его внуком, тоже Аристидом, унаследовавшим нравы деда. Неоднократно принимал участие в военных походах, как и любой афинский гражданин. Порой занимал различные полисные должности — опять же, как любой гражданин. На первый взгляд он ничем не выделялся среди окружающих. Подлинная биография Сократа — это история его мысли.
Стрепсиад разбирается с кредиторами
Стрепсиад, научившийся всему, что хотел, отправляется на встречу с кредиторами. Когда они начинают требовать долг, он клянется Зевсом, что ничего у них не брал. Второй кредитор требует уплатить проценты, на что главный герой вопрошает, что это вообще такое. Кредитор терпеливо объясняет, что долг постоянно прирастает.
Хватает в комедии «Облака» Аристофана цитат, заслуживающих внимание. Одной из них ему и отвечает Стрепсиад
«Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?». Когда кредитор, возмущается, куда же ему прирастать, Стрепсиад парирует, что и проценты к его долгу прирастать не должны, поэтому он не заплатит ни гроша.
Все кредиторы с проклятиями убегают от главного героя, не в состоянии выбить из него свои деньги. Стрепсиад радуется, но хор облаков его предостерегает, что расплата может настигнуть в самый неожиданный момент.
В итоге все так и происходит. Стрепсиад ругается с сыном из-за разного мнения о стихах Еврипида. В сердцах сын хватает палку и сильно колотит отца. Тот впадает в панику: где это видано, чтобы дети поднимали руку на родителей. Сын же утверждает, что, если нужно будет, и такой закон появится, и традиция заведется.
Только в этот момент старый Стрепсиад понимает, в какой беде он оказался. Он в отчаянии просит помощи у облаков, вопрошая, в какие дебри они его завлекли. Облака в ответ только напоминают ему слова известного древнегреческого драматурга Эсхила о том, что только на собственных страданиях человек учится.
Осознав все произошедшее, Стрепсиад хватает факел и бежит, чтобы расправиться с философом Сократом и его учением. В заключительных сценах пьесы зрители видят дым и огонь, который поднимается над мыслильней.