Николай алексеевич заболоцкий: краткая биография

Московская жизнь

Только в 1946 г. Николай Алексеевич получил разрешение жить в Москве. После восстановления в Союзе писателей поэту была предоставлена квартира в одной из новостроек на Беговой. По соседству проживали другие литераторы: И. Андроников, В Каверин, Э. Казакевич. Ближайшими соседями и лучшими друзьями Заболоцких стали супруги Гроссманы, Василий Семёнович и Ольга Михайловна. Постепенно жизнь налаживалась: в свет вышел долгожданный перевод «Слова о полку Игореве» и переведенные поэтом стихи грузинских классиков. Екатерина Васильевна с удовольствием обустраивала быт. Устроиться на работу поэт жене не позволил, но она, неугомонная, выучилась шить и тут же принялась обшивать родных и знакомых. Частенько уставшая от былых мытарств женщина проходила по квартире и поглаживала мебель, картины, посуду, будто не веря собственному счастью. Иногда Екатерина Васильевна и Ольга Михайловна выбирались в город за покупками. Как-то женщинам посчастливилось приобрести большой синий китайский сервиз, который было решено разделить пополам: столовую часть забрала Заболоцкая, чайная половина досталась её менее практичной соседке. Этот сервиз Екатерина Васильевна берегла до самой смерти.

Московская жизнь Заболоцких была далеко не такой безмятежной, какой казалась со стороны. После ссылки характер Николая Алексеевича сильно испортился. Требовательный к себе и к окружающим, он был полноправным хозяином в доме, не терпящим возражений, самолично вел бюджет и выдавал супруге на хозяйство ровно столько денег, сколько считал нужным. Как шутливо заметил однажды К. Чуковский «у жены Заболоцкого нет права даже на совещательный голос в хозяйстве». К тому же, наученный горьким опытом поэт сделался чрезвычайно подозрительным и даже на некоторое время перестал писать, боясь, что его «возьмут». В периоды творческого кризиса Николай Алексеевич пил, много и в одиночку, отправляя жену в магазин то за одним, то за другим.

В доме Заболоцких часто бывали гости: Шварц, Степанов, Липкин, Чуковский, Тарковский. Запросто, по-соседски, забегали Гроссманы. Многие литераторы приходили с женами. В отличие от присутствующих дам, Екатерина Васильевна никогда не вмешивалась в мужские разговоры, ни с кем не спорила, деловито подавала закуски, подливала чай и совсем не замечала, с каким неподдельным интересом и теплотой за ней наблюдает сосед…

После тюрьмы

Тюремная жизнь негативно отразилась на творческой личности. После возвращения в Москву знакомые и близкие отметили изменения в выражении его лица, взгляде и привычках. Николай носил одежду меньшего размера, был молчалив, нелюдим и чрезмерно сдержан. Возвращение в литературные круги было трудным.

В 1944 году Заболоцкий закончил перевод произведения «Слово о полку Игореве». Работа была высоко оценена критиками. Именно этот успех стал толчком к возвращению в Москву и восстановлению в Союзе писателей СССР. В период с 1946 по 1948 год поэт пишет множество стихотворений. Все они были признаны авторами и читателями. Именно в это время Николай Алексеевич пишет произведение «Оттепель» и «Журавли».

Все стихотворения в эти годы передавали читателю переживания автора, связанные с длительным заключением и несправедливостью правительства. После незначительного подъема снова происходит спад. Заболоцкий занимается преимущественно переводами художественных произведений.

Личная жизнь

Уже в молодости Николай Заболоцкий для себя решил, что жениться не хочет и проживет свою жизнь бобылем. Свои соображения о том, что все «бабы одинаковы» он, не стесняясь, высказывал Катеньке Клыковой, с которой уже давно встречался. Сделать предложение он решился лишь в ноябре 1928 г. и написал девушке письмо: «Друг мой милый, родная моя девочка! Если Вы когда-нибудь полюбите меня, я сделаю всё, чтобы Вы были счастливы. Пойдёмте вместе! Надо покорять жизнь! Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность. Вместе мы горы своротим – да, вот этими руками! Решайте. Я жду. Я буду долго ждать, если это нужно. Сегодня я окончательно понял, что за эти годы, если я кого и могу полюбить, то только Вас. Любовь моя безысходная, всё теперь понял, без Вас – не жизнь. Прошу Вашей руки. Решайте. Когда хотите и как хотите.»

В 1930 г. Николай Алексеевич и Екатерина Васильевна поженились. Надо сказать, что с выбором спутницы жизни поэт не ошибся: молодая супруга стойко сносила все тяготы, никогда не жаловалась, была добра, мила и приветлива. В браке родилось двое детей: сын Никита и дочь Наталья.

Прощение

Чтобы заглушить боль от разлуки с женой Заболоцкий начал встречаться с Натальей Александровной Роскиной, 28-летней дочерью известного критика, чеховеда А. И. Роскина, и уже на втором свидании сделал ей предложение. Девушка ответила согласием, и Николай Алексеевич переехал к ней, в коммуналку на Первой Мещанской. Вместе они прожили полтора месяца, но ссориться по воспоминаниям самой Роскиной начали едва ли не с первого дня. Наконец, поэт, уставший от бесконечных обид и раздоров, заявил, что хочет быть один, и вернулся в квартиру на Беговой. В память об отношениях с Натальей Александровной он написал своё знаменитое стихотворение, вошедшее в четвёртый, последний прижизненный сборник (1957 г.):

По возвращении домой Николай Алексеевич ушёл в тяжёлый запой. Навещавшие его друзья всегда заставали одну и ту же картину: небрежно одетый поэт сидел за столом и пил водку под «Болеро» Равеля. Когда запись заканчивалась, Заболоцкий нетвердым шагом подходил к проигрывателю и ставил пластинку заново.

Между тем у Екатерины Васильевны и Василия Гроссмана семейная жизнь тоже не складывалась. Оба были слишком ответственными людьми, и беспокойство за бывших супругов их тяготило. Василий периодически навещал свою жену и оставался на Беговой «поработать в своём кабинете». Узнав об этом, Арсений Тарковский намекнул Заболоцкому, что неплохо бы и ему встретиться с Екатериной Васильевной. После нескольких решительных отказов Николай Алексеевич сдался и разрешил супруге приехать. Так Екатерина Васильевна стала дважды в неделю наведываться к поэту, прибиралась, стирала, готовила и однажды вернулась насовсем.

Личная жизнь

Единственной официальной женой Заболоцкого была Екатерина Васильевна Заболоцкая (Клыкова). Она прошла с ним рука об руку почти четверть века, исключая 3 года (1995−1958г.). Екатерина уходила к писателю В. С. Гроссману, принеся мужу первый инфаркт. Сам поэт увлёкся на это время Н. А. Роскиной, которая была моложе него на 24 года. Однако позже супруги воссоединяются. Их дети:

  • Никита (1932−2014) — биолог, автор мемуаров об отце.
  • Наталья (1937).

Как минимум то, что он отстоял собственную творческую точку зрения перед государством и получил признание современников вопреки запретам, делает биографию Николая Алексеевича желательной хотя бы к ознакомлению.

https://youtube.com/watch?v=Uty4YAwc1l0

Служба и новые увлечения

Через год после окончания института в жизни поэта Заболоцкого снова случается резкий поворот: его призывают на военную службу. Проходит он ее в Ленинграде на протяжении 12 месяцев. После этого он увольняется в запас, получает место в отделе детской книги, руководителем которой был Самуил Маршак.

Служба в армии оказала на личность молодого человека сильное влияние, несмотря на ее краткосрочность. Заболоцкий позже признается, что жизнь в казарме сыграла роль своеобразного катализатора, который подстегнул творчество, перевел его в другое направление. Николай нашел свой неповторимый стиль. В первые годы после службы он написал произведения, заслуживающие внимания.

Помимо стихотворений, поэт стал увлекаться искусством, уделял внимание работам Филонова, Брейгеля и Шагала. Именно живопись научила Николая видеть мир глазами художника, воспринимать многие вещи абстрактно.. Лучшие стихи Заболоцкого в раннем периоде стали основой его сборника «Столбцы»

Их строки были почти лишены лирики, надежд и стремлений, красоты природы, как первые произведения автора. Он полностью изменил жанр, больше не писал о родном доме, проблемах, волновавших его в детстве. Сборник вышел в печать в 1929 году, но ленинградские критики не оценили стихотворения. В прессе появились предположения, что произведения Заболоцкого призывают народ восстать против власти и существующего порядка.

Лучшие стихи Заболоцкого в раннем периоде стали основой его сборника «Столбцы». Их строки были почти лишены лирики, надежд и стремлений, красоты природы, как первые произведения автора. Он полностью изменил жанр, больше не писал о родном доме, проблемах, волновавших его в детстве. Сборник вышел в печать в 1929 году, но ленинградские критики не оценили стихотворения. В прессе появились предположения, что произведения Заболоцкого призывают народ восстать против власти и существующего порядка.

Несмотря на это, Николаю удалось продвинуть некоторые стихотворения из сборника. Они даже были напечатаны в журнале «Звезда». Многим читателям было сложно понять пародийную и сатирическую нотку в произведениях поэта. Он попытался раскрыть тему быта мещан, трудности повседневности, которые оказывают огромное влияние на формирование личности

Заболоцкий акцентирует внимание на том, что гнет обычных бытовых манипуляций становится причиной морального разложения и потери собственных взглядов на многие вещи.

Большинство авторов того времени не принимает и не понимает творчества Николая Заболоцкого. Его читают только те, кто способен проникнуть в мысли поэта, посмотреть на мир его глазами, увидеть причины, которые стали поводом к формированию именно таких взглядов. Однако мужчина не останавливается на достигнутом, поскольку мечтает достучаться до критиков и большего количества читателей.

Арест, ссылка и первые месяцы после возвращения


Первая страница письма сыну Николая Заболоцкого Никите. 1940. Изображение: bessmertnybarak.ru


Из обвинительного заключения по обвинению Николая Заболоцкого. 1938. Изображение: bessmertnybarak.ru


Письмо дочери Николая Заболоцкого Наташе. 1940. Изображение: bessmertnybarak.ru

В 1938 году Заболоцкого арестовали и обвинили в создании контрреволюционной писательской организации. В книге «История моего заключения» писатель вспоминал: «Начался допрос, который продолжался около четырех суток без перерыва… <…> Первые дни меня не били, стараясь разложить меня морально и измотать физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать… <…> За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог более переносить боли в стопах»</…></…>. Поэт не признал вину даже после пыток, но его все равно осудили и приговорили к пяти годам лагерей. Сначала он отбывал наказание в «Востоклаге» в Хабаровском крае, затем Заболоцкого перевели в исправительно-трудовой лагерь в Алтайском крае.

В марте 1944 года Заболоцкий вышел на свободу, однако еще почти два года он не мог добиться разрешения вернуться в Москву. Все это время он жил в Караганде. Там писатель перевел с древнерусского языка «Слово о полку Игореве».

В 1946 году Заболоцкий наконец переехал в столицу. На первое время его приютил литературовед Николай Степанов, который позже вспоминал: «Н.А. пришлось спать на обеденном столе, так как на полу было холодно. Да и сами мы спали на каких-то ящиках. Н.А. педантично складывал на ночь свою одежду, а рано утром был уже такой же чистый, вымытый и розовый, как всегда». Следующие несколько месяцев Заболоцкий жил на даче у философа Эвальда Ильенкова, потом у писателя Вениамина Каверина. В 1946 году Заболоцкий написал стихотворение «В этой роще березовой», в следующем — «Творцы дорог», «Город в степи» и «Я не ищу гармонии в природе».

Другие биографии:

  • Иван Айвазовский

    Знакомясь с биографией Айвазовского, можно отметить интереснейшие события, происходящие в его жизни. Это был очень творческий и одаренный человек. На его пути встретилось множество уникальных людей

  • Бах Иоганн Себастьян

    С самых малых лет Иоганн был связан с музыкой. Его семья состояла из профессиональных музыкантов. Отца его звали Иоганн Амброзиус Бах

  • Василий Васильевич Докучаев

    Докучаев Василий Васильевич. Родился 17 февраля (1 марта) 1846 г., умер 26 октября (8 ноября) 1903 г. Один из самых известных учёных-почвоведов, геолог, профессор минералогии и кристаллографии Санкт-Петербургского университета.

  • Коваль Юрий

    Ю. Коваль родился 09.02.1938 года. Литература в жизни писателя присутствовала с первых его дней. Стихотворения автор начал сочинять еще сидя за школьной скамьей. Также, имел способности к рисованию. Перенимал опыт у скульпторов В. Лемпорта

  • Иван Грозный

    Иван Грозный — прозвище Иоанна IV Васильевича, знаменитого князя Столичного и всей Руси, 1-ый российский правитель, управлявший с 1547 года в течении пятидесяти лет — что является абсолютным рекордом правления Отечественным правительством

«Намерение сделаться писателем окрепло во мне»


Николай Заболоцкий до переезда семьи в Сернур. Иллюстрация из книги Никиты Заболоцкого «Первоначальный строй его души: к биографии Н.А. Заболоцкого». Альманах библиофила, выпуск 22, Москва, 1987


Родители Николая Заболоцкого — Алексей и Лидия Заболотские (в центре в верхнем ряду) в кругу родственников и знакомых на крыльце своего дома. Иллюстрация из книги Никиты Заболоцкого «Первоначальный строй его души: к биографии Н.А. Заболоцкого». Альманах библиофила, выпуск 22, Москва, 1987


Николай Заболоцкий в детстве. 17 августа 1913. Уржум, Кировская область. Фотография: persons-info.com

Николай Заболоцкий родился в 1903 году на ферме недалеко от Казани. Его отец, Алексей Заболоцкий, работал агрономом, управлял частным хозяйством и внедрял новые методы земледелия, чтобы увеличить урожаи. В 1905 году он открыл курсы для пчеловодов, где сам же преподавал. Мать будущего поэта, Лидия Дьяконова, преподавала в сельской школе. После замужества она оставила работу и воспитывала шестерых детей. Николай Заболоцкий был старшим из них.

В доме было много книг. Заболоцкий вспоминал: «С 1900 г. отец выписывал «Ниву», и понемногу из приложений к этому журналу у него составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно переплетал и приумножал случайными покупками. Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем». Дети много времени проводили на свежем воздухе. Отец часто брал Николая Заболоцкого в поле, показывал, как правильно сажать растения и ухаживать за ними.

В 1910 году отец нашел новую работу, и семья переехала в село Сернур Уржумского уезда (сейчас это территория Республики Марий Эл). Поэт писал: «Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира». В семь лет Николай Заболоцкий сочинил первое стихотворение, а вскоре решил стать писателем. Он много читал, а потом пересказывал сюжет книги друзьям в селе. В 1912 году, когда в России праздновали 100-летие победы в Отечественной войне, будущий поэт рассказывал о жизни Наполеона, полководцев Михаила Кутузова и Михаила Барклая-де-Толли. Поэт вспоминал: «Мы, дети, очень увлекались рассказами об этой войне. Летом мы целыми днями играли в войну: наделали себе из бумаги треуголок, из палок — сабель, пик, ружей, и храбро сражались с крапивой, которая изображала собой французов».

В 1913 году Николай Заболоцкий поступил в Уржумское реальное училище. Его любимыми предметами стали история, рисование и химия: с разрешения отца будущий поэт по выходным проводил опыты в сарае. Не бросал Заболоцкий и литературу: много читал и писал сам. Особенно увлекали его стихотворения Александра Блока и Константина Бальмонта. На старших курсах он сочинил поэму «Уржумиада» о жизни в селе Сернур. В 1917 году, когда началась революция, в уезд приехали агитировать за советскую власть представители столичной интеллигенции: музыканты, учителя, актеры. Заболоцкий вспоминал: «Некоторые из них поощряли мои литературные опыты, советовали больше работать, ехать в центр. Намерение сделаться писателем окрепло во мне».

Библиография

  • Столбцы / Обл. М. Кирнарского. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1929. — 72 с. — 1 200 экз.
  • Таинственный город. — М.-Л.: ГИЗ, 1931 (под псевдонимом Я. Миллер)
  • Вторая книга: Стихи / Пер. и титул С. М. Пожарского. — Л.: Гослитиздат, 1937. — 48 с., 5 300 экз.
  • Стихотворения / Ред. А. Тарасенков; худ. В. Резников. — М.: Сов. писатель, 1948. — 92 с. — 7 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1957. — 200 с., 25 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1959. — 200 с., 10 000 экз. — (Б-ка советской поэзии).
  • Избранное. — М.: Сов. писатель, 1960. — 240 с., 10 000 экз.
  • Стихотворения / Под общей редакцией Глеба Струве и Б. А. Филиппова. Вступительные статьи Алексиса Раннита, Бориса Филиппова и Эммануила Райса. Washington, D.C.; New York: Inter-Language Literary Associates, 1965.
  • Стихотворения и поэмы. — М.; Л.: Сов.писатель, 1965. — 504 с., 25 000 экз. (Б-ка поэта. Большая серия).
  • Стихотворения. — М.: Художественная литература, 1967
  • Избранное. — М.: Детская литература, 1970
  • Змеиное яблоко. — Л.: Детская литература, 1972
  • Избранные произведения: В 2 т. — М.: Худож. лит-ра, 1972.
  • Избранное. — Кемерово, 1974
  • Избранное. — Уфа, 1975
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Современник, 1981
  • Стихотворения. — Горький, 1983
  • Собрание сочинений: В 3 т. — М., Худож. лит-ра, 1983—1984., 50 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Советская Россия, 1985
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Правда, 1985
  • Стихотворения и поэмы. — Йошкар-Ола, 1985
  • Стихотворения. Поэмы. — Пермь, 1986
  • Стихотворения и поэмы. — Свердловск, 1986
  • Вешних дней лаборатория: Стихотворения (1926—1937 годы) / Гравюры Ю. Космынина. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 175 с. — 100 000 экз. (В молодые годы).
  • Как мыши с котом воевали / Рис. С. Ф. Бобылева. — Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1988. — 12 с.
  • Журавли / Худ. В. Юрлов. — М.: Сов. Россия, 1989. — 16 с.
  • Стихотворения. Поэмы. — Тула, 1989
  • Столбцы и поэмы: Стихотворения / Оформление Б. Тржемецкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1989. — 352 с., 1 000 000 экз. — (Классики и современники: Поэтич. б-ка).
  • Столбцы: Стихотворения. Поэмы. — Л.: Лениздат, 1990. — 366 с., 50 000 экз.
  • Избранные сочинения. Стихотворения, поэмы, проза и письма поэта / Сост., вступит. статья, примеч. Н. Н. Заболоцкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1991. — 431 с. — 100 000 экз. (Б-ка классики).
  • История моего заключения. — М.: Правда, 1991. — 47 с., 90 000 экз. — (Б-ка «Огонек»; № 18).
  • Как мыши с котом воевали: Стихи / Худ. Н. Шеварев. — М.: Малыш, 1992. — 12 с.
  • Столбцы. — СПб., Северо-Запад, 1993
  • Огонь, мерцающий в сосуде…: Стихотворения и поэмы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. — М. Педагогика-Пресс, 1995. — 944 с.
  • Столбцы и поэмы. — М.: Русская книга, 1996
  • Меркнут знаки Зодиака: Стихотворения. Поэмы. Проза. — М.: Эксмо-Пресс, 1998. — 480 с. — (Домашняя библиотека поэзии).
  • Поэтические переводы: В 3 т. — М.: Терра-Книжный клуб, 2004. — Т. 1: Грузинская классическая поэзия. — 448 с.; Т. 2: Грузинская классическая поэзия. — 464 с.; Т. 3: Славянский эпос. Грузинская народная поэзия. Грузинская поэзия ХХ в. Европейская поэзия. Восточная поэзия. — 384 с. — (Мастера перевода).
  • Стихотворения. — М.: Прогресс-Плеяда, 2004. — 355 с.
  • Не позволяй душе лениться: Стихотворения и поэмы. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с. — (Золотая серия поэзии).
  • Лирика. — М.: АСТ, 2008. — 428 с.
  • Стихи о любви. — М. Эксмо, 2008. — 192 с. — (Стихи о любви).
  • Я воспитан природой суровой. — М.: Эксмо, 2008. — 558 с.
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Де Агостини, 2014. — (Шедевры мировой литературы в миниатюре).

Примечания

  1. 123 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011. https://wikidata.org/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>
  2. 123Роднянская И. Б. Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 9 : Евклид — Ибсен. — С. 264.

    https://wikidata.org/Track:Q4395984″>https://wikidata.org/Track:Q17378135″>

  3. SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
  4. 12Загоскин Н. П., Вишневский А. В. Заболоцкий Николай Алексеевич, поэт (1903—1958)(неопр.) .История в лицах . Казанскіе истории (history-kazan.ru). Дата обращения 20 декабря 2012. Архивировано 23 декабря 2012 года.
  5. Николай Заболоцкий. Проблемы творчества : По материалам международных научно-литературных Чтений, посвященных 100-летию Н. А. Заболоцкого, 1903—2003; . — М.: Издательство Литературного института, 2005. — 335 с. — (Материалы научно-литературных чтений) ISBN 5-7060-0066-2
  6. Открытый список: Заболоцкий Николай Алексеевич (1903)
  7. 12 Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958), поэт, переводчик(неопр.) .Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы . sakharov-center.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  8. 12345 Портал филол. ф-та МГУ.
  9. Алексей Пурин: Воспоминания о Евтерпе: Urbi: Литературный альманах. Выпуск девятый. СПб.: Журнал «Звезда», 1996. ISBN 5-7439-0027-2 С. 189—204.
  10. 123Иван Толстой . «Столбцы»: Памятник гениальной книгеРадио Свобода , 07.05.2017
  11. Большая литературная энциклопедия, С. 495—499, «Заболоцкий» — ред. статьи Филлипов Г. Н.
  12. «В моём лице нанесён ущерб всей советской поэзии»: Арест Николая Заболоцкого // Коммерсантъ. — 2020. — Вып. 13 марта.
  13. Н. В. Лесючевский «О стихах Н. Заболоцкого».
  14. Даугава. — 1988. — № 3
  15. Знамя. — 1989. — № 1
  16. 12Чуковский Н. О том, что видел. — 2005. — ISBN 5-235-02681-0.
  17. Николай Алексеевич Заболоцкий
  18. Литературная карта Алтайского края.
  19. Колкер, 2003.
  20. Чуковский К. И., Юдина М. В. PRO DOMO SUA(неопр.) . chukfamily.ru. — Комментарии Евгения Ефимова. Дата обращения 5 февраля 2013.
  21. Дёмина Н. «Этические принципы в науке повсюду одинаковы»(неопр.) . polit.ru (22 апреля 2008). — Интервью с Н. В. Кавериным. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  22. Леонид Дьяконов: «О Заболоцком я знаю больше всех!» (неопр.) . Дата обращения 3 сентября 2020.
  23. Любовный треугольник Николая Заболоцкого Караван историй
  24. Могила Н. А. Заболоцкого на Новодевичьем кладбище (неопр.) . devichka.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  25. Поэтика Православия : Неизвестный текст перевода Слова о полку Игореве. Заболоцкий Н. А. Архивная копия от 11 октября 2007 на Wayback Machine
  26. Слово о полку Игореве — Перевод Заболоцкого. Архивная копия от 17 декабря 2011 на Wayback Machine
  27. Из писем Заболоцкого Циолковскому от 18 янв. 1932 // Собрание сочинений — Т. 3. — С. 310.
  28. Доходный дом (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  29. Комплекс зданий Придворного Конюшенного ведомства. Жилой корпус (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  30. Состоялась презентация книги доктора филологических наук Таисии Савченко «Заболоцкий: Караганда в судьбе поэта» (рус.) (недоступная ссылка). 2008 Информационный ресурc ГУ «Управление финансов Карагандинской области». Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 8 марта 2020 года.
  31. Берию просили о помощи: “Разрешите Заболоцкому уехать из Караганды!” (рус.). Учредитель ПК «Газета „Новый вестник“». Дата обращения 4 мая 2013.
  32. Реестр культурного наследия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 января 2009. Архивировано 4 марта 2020 года.
  33. Томилин К. А. (составитель). Дом Заболоцкого(неопр.) . begovaya.euro.ru. Дата обращения 28 декабря 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
  34. 11 июля в рамках празднования Дня города в Тарусе состоялось открытие памятника Николаю Заболоцкому.

Заболоцкий-переводчик

Николай Заболоцкий является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов: Д. Гурамишвили, Гр. Орбелиани, И. Чавчавадзе, А. Церетели, В. Пшавелы.

Перу Заболоцкого принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1957 — последняя редакция перевода, кроме того, в 1930 году была издана также адаптированная для юношества версия перевода «Витязя в тигровой шкуре», сделанная Николаем Заболоцким, переизд. 1983).[источник не указан 2094 дня]

О выполненном Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть».

Сам же Заболоцкий сообщал в письме Н. Л. Степанову: «Сейчас, когда я вошёл в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нём этих сечений, всё в нём полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит — это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская».

Обработал для детей перевод Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Переводил также итальянского поэта Умберто Саба.

Заболоцкий Николай Алексеевич

Родился: 24 апреля (7 мая) 1903 года. Умер: 14 октября 1958 (55 лет) года.

Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) (24 апреля 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии — 14 октября 1958, Москва) — русский советский поэт, переводчик.

Родился недалеко от Казани — на ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы, где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864—1929) — агроном — работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882(?)—1926) — сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города Казани. Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.

В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока.

В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он приехал в Москву и поступил на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Очень скоро, однако, оказался в Петрограде, где обучался на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое закончил в 1925 году, имея, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призвали на военную службу.

Служил он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году уволился в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926—1927 годах он написал первые настоящие поэтические произведения, обрёл собственный, ни на кого не похожий голос, в это же время он участвовал в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.

Заболоцкий увлекался живописью Филонова , Шагала , Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу — «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при помощи Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника.

Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения — и первое их измерение, заметное сразу же — это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную. В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты, и она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы.

В «Disciplina Clericalis» (1926) идёт пародирование тавтологичной велеречивости Бальмонта, завершающееся зощенковскими интонациями; в стихотворении «На лестницах» (1928), сквозь кухонный, уже зощенковский мир вдруг проступает «Вальс» Владимира Бенедиктова; «Ивановы» (1928) раскрывает свой пародийно-литературный смысл, вызывая (далее по тексту) ключевые образы Достоевского с его Сонечкой Мармеладовой и её стариком; строки из стихотворения «Бродячие музыканты» (1928) отсылают к Пастернаку и т. д.

Заключение

Настоящий переворот в биографии Заболоцкого произошел в 1938 году, когда его обвинили в пропаганде против советского строя. Как аргумент автору предъявили статьи от критиков и обзорную рецензию, которая напрямую клеветала, искажая идею написанных произведений.

Николай Заболоцкий

Единственное, что его спасло от расстрела, так это отказ от признания вины в создании организации контрреволюционеров, в которую, по убеждению обвинителей, также входили и другие люди. Стоит отметить и отзыв критика Николая Лесючевского, который написал для НКВД, что считает творчество Заболоцкого призывом к борьбе против социализма и советской политики.

Как позднее мужчина излагал в мемуарах «История моего заключения», выпущенных за рубежом в 1981 году, первое время к нему не применяли пыток, а старались подавить морально. Николая лишали пищи и сна и сутки напролет допрашивали. Ему не дозволялось вставать со стула, на котором тот провел не одни сутки. Следователи сменяли друг друга, а мужчина продолжал неподвижно сидеть.

Николай Заболоцкий в Комсомольске-на-Амуре

По прошествии времени его ноги сильно отекли, а стопы нетерпимо болели, дальше стало затуманиваться сознание. Однако поэт всеми силами старался сохранять ясный разум, чтобы люди, о которых его допрашивали, не пострадали от несправедливости и произвола со стороны государственных органов.

С 1939 по 1943 годы Николай отбывает наказание в Комсомольске-на-Амуре в Восточном железнодорожном исправительно-трудовом лагере, а еще год – в Кулундинских степях в ИТЛ «Алтайский». Отправляемые детям и жене письма позднее легли в основу его подборки «Сто писем 1938-1944 годов».

Документальный фильм о Николае Заболоцком

Возвращение к литературной жизни у мужчины состоялось только в 1944 году, именно тогда он закончил «Слово о полку Игореве», которое признали лучшим переводом среди произведений, создававшихся другими русскими поэтами. Этот факт помог литератору через 2 года вернуться из Караганды в Москву и восстановиться в Союзе писателей, с новыми силами начать писать.

Стихи, написанные Заболоцким в период с 1946 по 1948 годы, высоко оценили современные литераторы. Большинство произведений мужчины передавали его грусть и отголоски пережитого. Именно в это время были написаны стихотворения «Журавли» и «Оттепель».

Памятник Николаю Заболоцкому

Однако его творческий подъем быстро перешел на спад, и мужчина занимался в основном художественными переводами. Но после XX съезда КПСС идеологическая цензура в литературе ослабла, и Николай снова берется за перо. За последние 3 года жизни он пишет большую часть произведений после освобождения, некоторые даже печатаются. В 1955 году появляются стихи «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих душ». В 1957-м выходит его 4-й сборник, а через год – произведение «Не позволяй душе лениться».

Творчество. Итоги

Творческое развитие Н. А. Заболоцкого можно разделить на 3 условных этапа:

  1. 1920-е гг. В эти годы было создано ОБЭРИУ, члены которого стремились делать свои произведения как можно более гротескными, необычными, даже абсурдными. К этому периоду относится первый сборник стихотворений Заболоцкого «Столбцы».
  2. Конец 1920-х – начало 1930-х. Поэт всё больше интересуется трудами Ф. Энгельса и К. Э. Циолковского, его творчество становится более философским. Он часто задумывается о связи человека и природы, обращается к воспоминаниям о детстве в деревне.
  3. Послевоенная лирика. Во второй половине 1950-х гг., вернувшись к писательской жизни, Заболоцкий развивает социальные и психологические мотивы. Семейные проблемы вдохновляют его на создание цикла «Последняя любовь», где он не оставляет и тему природы.

Отдельного внимания достойны переводы Н. А. Заболоцкого. Так, его перевод «Слова о полку Игореве» считается наиболее точным и поэтичным.

Кроме того, Николай Алексеевич переводил множество произведений с грузинского и итальянского языка. Его же работой является адаптация для детей французского романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: