Фильмы
По мотивам книг Ильфа и Петрова российские и иностранные режиссеры сняли несколько картин. Кому-то удалось блестяще передать характер авантюриста, а часть фильмов считаются откровенно неудачными. В роли Остапа представали актеры венгр Иван Дарваш, одессит Георгий Делиев, Николай Фоменко и даже певец Сергей Крылов. Эксперимент на бендеровскую тему не удался Ульяне Шилкиной: герой в исполнении Олега Меньшикова получил низкие оценки ценителей кинематографа.
Георгий Делиев в роли Остапа Бендера
Некоторые режиссеры позволили себе фантазии по поводу дальнейших похождений обаятельного мошенника. Юрий Кушнерев в ленте 1980 года «Комедия давно минувших дней» объединил в поисках сокровищ Остапа (Арчил Гомиашвили) и Кису Воробьянинова (Сергей Филиппов) с героями гайдаевских комедий Трусом (Георгий Вицин) и Бывалым (Евгений Моргунов).
В список знаковых фильмов по мотивам произведений Ильфа и Петрова критики включают следующие постановки:
«12 стульев» (1966)
Игорь Горбачев в роли Остапа Бендера
Впервые на телеэкране в Остапа Бендера перевоплотился советский актер Игорь Горбачев. Спектакль Ленинградского телевидения режиссировал Александр Белинский.
Сергей Юрский в роли Остапа Бендера
«Золотой телёнок» (1968)
А это дебютная экранизация второго романа о приключениях одесского пройдохи под руководством Михаила Швейцера. Примерил образ главного героя Сергей Юрский, возраст которого совпадал с возрастом книжного Бендера.
Фрэнк Ланджелла в роли Остапа Бендера
«12 стульев» (1970)
Американская интерпретация произведения журналистов «Гудка» полностью соответствует авторским характеристикам персонажа: актер Фрэнк Ланджелла молод, красив, с выправкой военного.
Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера
«12 стульев» (1971)
Легендарная лента Леонида Гайдая вошла в золотое наследие советского кинематографа, а Остап в исполнении Арчила Гомиашвили признан лучшим Бендером всех времен, хотя актер намного старше описанного в романе Остапа.
Андрей Миронов в роли Остапа Бендера
«12 стульев» (1976)
Работа мэтра отечественного киноискусства Марка Захарова состоит из четырех серий, в которых зрители наслаждаются игрой блистательного Андрея Миронова.
Примечания и ссылки
- Согласно примечанию , стр. 34, мы должны понимать еврейский. Турецкое происхождение было приманкой, которая добавляла персонажу нотки экзотики и позволяла авторам избежать обвинения в антисемитизме . (Ильф сам был евреем).
- ↑ и , стр. 343.
- ↑ и , с. 169.
- Часть первая, глава 6, «Великий комбайнер»
- , стр. 61.
- , стр. 70.
- , стр. 159, 238 и 242.
- , стр. 199.
- , стр. 69, 117, 389.
- Согласно примечанию , с. 343, весь этот текст представляет собой улицу с двусторонним движением и «закодирован»: Новая Деревня обозначает СССР, из которого Остап хочет бежать, безупречная одежда, в которой он никогда не совершал кровавых преступлений, пирография обозначает поддельные деньги, золотая арфа означает, что «знает музыку», номер, который он делает из тюрьмы, и так далее.
- , с. 11
- , стр. 18
- Одно из мест, где происходит действие Двенадцати стульев (глава XXXVII).
«В Москве»
«В Москве» — так решили назвать вторую часть Ильф и Петров. «12 стульев» — произведение, в котором действие происходит в различных городах России. Во второй части компаньоны ведут розыскную деятельность в основном в столице, параллельно пытаясь избавиться от отца Федора, идущего за ними по пятам. В процессе поисков Остап успевает провернуть несколько мошеннических операций и даже жениться.
Бендеру и Воробьянинову удается установить, что фамильный гарнитур, ранее принадлежавший семье Ипполита Матвеевича, будет продан с аукциона, который пройдет в Музее мебели. Друзья успевают к началу торгов, у них почти получается завладеть вожделенными стульями. Однако выясняется, что накануне Киса (прозвище бывшего предводителя дворянства) спустил в ресторане все деньги, которые они намеревались потратить на покупку гарнитура.
В конце второй части романа «Двенадцать стульев» у мебели появляются новые владельцы. Стулья, являющиеся частью гарнитура, по результатам аукциона были распределены между театром Колумба, газетой «Станок», остроумцем Изнуренковым и инженером Щукиным. Конечно же, это не заставляет компаньонов сдаться, отказавшись от охоты за кладом.
Отец Федор
«12 стульев» — книга, в которой фигурирует также такой интересный персонаж, как священник Федор. Отец Федор, как и Киса Воробьянинов, появляется в самой первой главе. Ипполит Матвеевич сталкивается с ним, заходя навестить умирающую тещу. Узнав о кладе во время исповеди мадам Петуховой, священник делится полученной информацией с супругой, которая убеждает его отправиться на поиски бриллиантов.
Судьба Федора Вострикова оказывается комичной и трагичной одновременно. Гоняясь за сокровищами, постоянно уплывающими из его рук, конкурент Остапа и Кисы постепенно сходит с ума. Писатели Ильф и Петров наделили этого героя такими качествами, как добродушие и наивность, заставив читателей сочувствовать ему.
Эллочка-людоедка
Конечно же, выше перечислены еще далеко не все достойные внимания персонажи произведения «12 стульев». Эллочка-людоедка появляется на страницах романа лишь мимолетно, однако ее образ производит неизгладимое впечатление на читателей. Известно, что в лексиконе героини присутствует всего тридцать слов, ограничиваясь которыми, она умудряется успешно общаться с окружающими.
Писатели не скрывали, что словарь Эллочки разрабатывался ими очень долго. К примеру, выражение «толстый и красивый», любимое героиней, позаимствовано у приятельницы одного из авторов – поэтессы Аделины Адалис. Слово «мрак» обожал произносить художник Алексей Радаков, выражавший с его помощью недовольство.
История
Ранней весной 1927 года сотрудники газеты «Гудок» Илья Ильф и Евгений Петров получили должность «литературных негров» – писатель Валентин Катаев, тоже работавший в издании, поручил парочке начинающих репортеров облечь в литературную форму идею о спрятанных в стульях драгоценностях. Журналисты с энтузиазмом взялись за дело.
Илья Ильф и Евгений Петров
Оглядевшись вокруг, выбрали героев для нового произведения из ближайшего окружения и просто знакомых. Среди эпизодических персонажей появился авантюрист и мошенник Остап Бендер. Но с самого начала он оказался настолько ярким и харизматичным, что постоянно норовил выйти на первый план. Авторы смирились и решили дать герою право полностью реализоваться.
На написание будущей легендарной книги ушло чуть больше четырех месяцев. Получив первые рукописи, Валентин Катаев удивился – от задумки почти не осталось следа. Однако признал, что ребята блестяще справились с работой и вправе считать себя сформировавшимися литераторами. В начале 1928 года в романе поставили точку, и его одобрил для печати редактор журнала «30 дней».
Остап Бендер и Киса Воробьянинов
Книгу «12 стульев», состоящую из трех частей, ждало триумфальное будущее. Еще бы! Плутовской роман не только увлекает приключениями Остапа Бендера с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым (он же Киса Воробьянинов), которые отправились на поиски хранящихся в мебели сокровищ. Он привлекает искрометным юмором – книгу тут же растащили на цитаты, годные на любой случай жизни.
Ценность произведения также в россыпи персонажей, причем один колоритнее другого. Чего только стоит супруга инженера Щукина Эллочка-людоедка, которая легко расстается со стулом в обмен на ситечко для чая. Лексикон героини ограничивается 30 словами. Эти фразы и выражения авторы насобирали из своих заметок в блокнотах и сняли с языков знакомых. Эллочка, символизирующая потребительское общество, не стареет. И сегодня можно встретить немало женщин недалекого ума, стремящихся жить в свое удовольствие за пазухой у мужчины.
История похождений Остапа Бендера просила продолжения. Ильф и Петров приступили к работе над очередным романом в 1929 году, и спустя пару лет в том же журнале «30 дней» стартовали публикации глав «Золотого теленка». Любопытно, что отдельным изданием книга сначала вышла в США, русские же читатели заполучили ее годом позже.
В черновиках репортеров «Гудка», которые собирались в папке с надписью «Дело №2», какое только название произведение не носило: «Телята», «Буренушка», «Телушка-полушка» и даже «Великий комбинатор». Авторы признавались:
Мучения оказались не напрасными – второй роман получился даже лучше, чем дебютная работа. В «Золотом теленке» Остап Бендер в компании с «детьми лейтенанта Шмидта» Шурой Балагановым и Паниковским и с владельцем собственного авто Адамом Козлевичем охотится за деньгами «настоящего советского миллионера» Александра Корейко.
Иллюстрация к книге «Золотой теленок»
С неприметным и скромным, но очень богатым служащим счетно-финансового отдела Остапа связывают две страсти – любовь к деньгам и нежные чувства к девушке Зосе Синицкой. На сей раз удача улыбнулась Бендеру, или, как он точно заметил: «Сбылись мечты идиота!» Герою удалось заполучить накопления подпольного махинатора Корейко, правда, мечты о Рио-де-Жанейро все равно не сбылись…
По слухам, Ильф и Петров собирались писать третью книгу о «великом комбинаторе», в прессу даже просочился анонс романа под рабочим названием «Подлец», однако авторы так и не порадовали поклонников.
Публикация
В 1931 году «Золотой теленок» был издан в США, а также в Германии, Австрии и Англии. В этих странах с радостью напечатали продолжение полюбившихся «Двенадцати стульев». А вот в СССР книгу печатать не торопились. Критиков, писателей, идеологов и издателей смущало то, что главный герой Остап Бендер очень симпатичен читателю, его яркий образ никого не оставляет равнодушным, ему сопереживают, его цитируют. А ведь он мошенник и плут. Бендер радикально отличался от идеологически правильных литературных героев того времени, которые могли бы подать высокий пример читателям. А чему мог научить Остап Бендер?
Обращение авторов к влиятельному Александру Фадееву не дало результатов. Фадеев посчитал издание романа «Золотой теленок» идеологически неверным решением. В итоге «Золотого теленка», суть которого состоит в том, что в СССР нет места миллионерам и частному капиталу, наконец, напечатали. Произошло это благодаря вмешательству вернувшегося в Страну Советов Максима Горького.
Аферы[править | править код]
Живость характера, знание психологии, артистические способности и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились как отдельные граждане, так и большие группы лиц одновременно.
В Старгороде Остап в один вечер сколотил из местных «бывших» и нэпманов подпольную организацию для свержения Советской власти — «Союз меча и орала». Новообращенные борцы тут же пожертвовали «прибывшему из Берлина» лидеру солидную сумму. Члены «Меча и орала» настолько поверили в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них (Кислярского) Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель». («Двенадцать стульев»)
Там же Бендер проник в дом престарелых, представившись инспектором пожарной охраны. Таким образом он смог осмотреть здание, выяснить судьбу одного из стульев, даром пообедать, да еще и получить с перепуганного заведующего взятку неизвестно за что.
Ради стула вдовы Грицацуевой Бендер женился на ней. Заочный развод он получил позже, об этом упоминается в «Золотом теленке». («Двенадцать стульев»)
Чтобы вместе с театром «Колумб» отправиться на пароходе в гастрольную поездку, не умеющий рисовать Бендер назвался дипломированным художником, выпускником ВХУТЕМАС, а Воробьянинова представил своим подмастерьем. Этот обман, впрочем, быстро раскрылся. («Двенадцать стульев»)
В приволжском городке Васюки Остап представился международным гроссмейстером, дал сеанс одновременной игры в местной шахматной секции и убедил наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. После проведения турнира Васюки должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии — и всего мира. В Васюках Бендер играл в шахматы второй раз в жизни. («Двенадцать стульев»)
В Пятигорске Остап успешно продавал отдыхающим билеты для входа в «Провал» «с целью капитального ремонта провала. Чтобы не слишком проваливался». Там же Бендер после пятиминутного инструктажа превратил чванливого дворянина Воробьянинова в квалифицированного попрошайку. («Двенадцать стульев»)
В городе Арбатове Бендер выдал себя за сына лейтенанта Шмидта и получил от председателя горисполкома небольшую материальную помощь. Когда в кабинет председателя неожиданно ввалился второй «сын лейтенанта» — Балаганов — Бендер сумел спасти ситуацию и безнаказанно уйти. («Золотой телёнок»)
Получив в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск некоторое время выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания», то есть попросту присваивая приготовленные для спортсменов бензин, запчасти и разносолы. («Золотой телёнок»)
По дороге в Черноморск Остап продал американским туристам технологию производства пшеничного самогона: «На дороге валялись деньги. Я их подобрал. Смотрите, они даже не запылились». («Золотой телёнок»)
Одним из обычных мероприятий Бендера были выступления перед публикой в качестве индийского брамина и йога, любимца Рабиндраната Тагора, заслуженного артиста союзных республик Иоканаана Марусидзе: «Индийский факир. Курочка-невидимка. Номера по опыту Шерлока Холмса. Материализация духов и раздача слонов». («Золотой телёнок»)
Оставшись в Черноморске без средств, Бендер за одну ночь сочинил киносценарий «Шея» и продал его местной кинофабрике. Сценарий, судя по всему, никто из кинодеятелей даже не попытался прочитать. («Золотой телёнок»)
Добираясь вслед за Корейко к месту смычки Восточно-Сибирской магистрали, Бендер выдавал себя за корреспондента «Черноморской газеты». Деньги на расходы он раздобыл, продав журналисту Ухудшанскому «Торжественный комплект» — универсальную инструкцию по изготовлению газетных статей и очерков из готовых штампов, которую сам и составил. («Золотой телёнок»)
Образ
Остап Бендер предстает перед читателями 27-летним привлекательным молодым человеком и сразу очаровывает умом, смекалкой и чувством юмора. Харизматичный лжец, наделенный актерским талантом, любимец женщин… В «Золотом теленке» Остап достигает возраста Христа, здесь характер глубже, а шутки и фразы изощреннее.
Одежда неприхотливого в еде и крове бродяги из первой книги говорит о том, что он только что покинул места не столь отдаленные – сюжет «12 стульев» начинается ранней весной, а у мужчины нет ни пальто, ни носков. Зато он в щегольской обуви и модном костюме. Неотъемлемыми атрибутами персонажа становятся шарф и фуражка, с которыми Бендер не расстается до конца второй книги.
Шарф Остапа Бендера
Каждая фраза Бендера – перл, а любое решение гениально. Неудивительно, что он занимает место лидера в компании мелких аферистов. Впрочем, коллеги по поиску сокровищ и денежных знаков не обременены интеллектом, и руководить ими не составляет труда. Остап искренне влюблен в жизнь, остается оптимистом даже в самых провальных ситуациях. Главной же страстью энергичного пройдохи всегда были и остаются деньги.
Прошлое персонажа туманно, лишь изредка проскальзывают детали жизни: якобы выпускник частной гимназии Иллиады, в годы Гражданской войны жил в украинском Миргороде, промышлял контрабандой, а также веселил публику ярмарок показом бородатой женщины (на самом деле переодевал в дамский наряд полного монаха). Предприимчивый молодой человек вполне сумел бы сделать «легальную» карьеру, но предпочел скитаться в надежде заполучить «блюдечко с золотой каемочкой».
Памятник Остапу Бендеру
Имя Остапа Бендера не так-то просто. Герой представляется оригинально – в «12 стульях» при знакомстве называет себя не иначе, как турецкоподданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом теленке» превратился в Бендера-Задунайского. Авторы дали персонажу отчество Ибрагимович, за что восточные фанаты приняли за своего, приписав тюркские корни. Однако Ильф и Петров, скорее всего, хотели просто показать интернациональность героя – у каждого народа найдется свой гениальный авантюрист.
Прообразов у персонажа множество – от самого Катаева до персонажа театральной постановки «Зойкина квартира» Аметистова, красноречивого плута и талантливого мошенника.
Осип Шор — прототип Остапа Бендера
Главным же прототипом симпатичного комбинатора принято считать знакомого авторов Осипа Шора (друзья именовали его Остапом), в прошлом инспектор уголовного розыска. Возвращение молодого Оси с учебы из Петрограда домой в Одессу затянулось на год, за это время юноша ввязался в кучу авантюр: представал женихом богатой дамы, асом в игре в шахматы, художником. Наиболее яркие приключения «родители» Бендера позаимствовали для романов.
Хотя сами же авторы отрицали существование прототипа Бендера, утверждая, что образ собирательный.
Сюжет фильма «Золотой теленок»
Сюжет фильма «Золотой теленок»
Литература, Книги, Культура, Искусство, Философия, Кино |
ГЛАВНАЯ
ОБО МНЕ | СТАТЬИ | ТВОРЧЕСТВО | КНИГИ | КОНТАКТЫ |
Суббота, 13 октября 2020 г. |
Рубрика: Разное |
Метки: автопробег, миллионер, пограничники, план, Шмидт |
Автор статьи: gereng |
Остап Бендер возвращается! Но теперь он уже не ищет клады Киси Воробьянинова, а теперь охотится за миллионами простого служащего, бухгалтера Александра Ивановича Корейка. История эта начинается в городе Арбатова, куда попадает Остап Бендер без каких – либо средств для своего существования. Чтобы хоть чего-то поесть, он решает просить денег у председателя городского исполкома. Великий комбинатор представляется сыном лейтенанта Шмидта и ему почти удается уговорить председателя, как вдруг в кабинет врывается молодой человек и просить о помощи, представляясь сыном лейтенанта Шмидта. Председатель поражен, но Остап сразу же находит выход из положения и начинает говорить о том, что наконец-то встретил брата и при этих словах еще начинает и обнимать молодого человека. Шура Балаганов, понимая, что попал в неприятную ситуацию и стоит сначала понять, что происходит, а потом уже говорить, иначе будут бить, все время внимательно слушает Остапа и ничего не отрицает. Вскоре два незнакомых между собой сына легендарного лейтенанта Шмидта оказываются на улице с небольшой суммой денег. И вот тут выясняется, что Шура не имеет постоянного места жительства и промышляет обманным ремеслом. К тому же он рассказывает новому приятелю интереснейшую историю о том, что существует советский миллионер, который скрывает свои миллионы. У великого комбинатора в голове рождается грандиозный план, который должен привести к тому, что Александр Иванович Корейко сам отдаст им деньги. «Молочные» братья отправляются в Черноморск, и для этой цели знакомятся с автолюбителем Адамом Козлевичем. Но для этого они берут в долю и шофера, ведь у него есть самое главное — автомобиль, без которого им никак не обойтись. Новые приятели, наслаждаясь предстоящей поездкой, на выезде из города встречают толпу народа. Огромная масса народа за кем-то гонится. Этим разбойником оказывается Паниковский. Он украл гуся и теперь, прихрамывая, пытался с ним скрыться. Шура рассказывает великому комбинатору о том, что это тоже третий сын лейтенанта Шмидта. И Остап решает ему помочь и взять с собой, думая, что он пригодится в их непростом деле. И тут начинаются приключения друзей! Сначала они попадают в автопробег и все думают, что их автомобиль тоже в нем участвуют, так на некоторое время друзья бесплатно снабжаются и едой, и бензинной. А когда они достигают конечной цели пути, то начинают преследовать Корейко. Но ни анонимные телеграммы, ни посылки с книгами о миллионерах, ни Паниковский, подбегающий к нему на улице и просящий миллион, – все это лишь только заставляло нервничать подпольного миллионера, но не делиться деньгами. Вскоре Александр Иванович не выдерживает преследования и уезжает на строительство железной дороги. Остап от соседки Зоси Синицкой узнает о его местонахождении и отправляется к нему. По дороге пропадает Паниковский, а потом друзья находят его мертвым. Автомобиль Козлевича ломается. Завладев деньгами, Бендер решает перейти границу. Но румынские пограничники отбирают у него все деньги, а он сам с трудом остается живым. Лишенный всего великий комбинатор опять возвращается на родину. |
Подписаться на новые статьи |
Оставьте комментарий!
13-10-2018 | Ельцин, президент, Россия, девяностые, царь |
Чем прославился Ельцин за время президентства? |
Статья про Бориса Ельцина |
13-10-2018 | Горбачев, президент, СССР, секретарь, |
Горбачев — реформатор или гробовщик коммунизма? |
Статья про Михаил Сергеевича Горбачева |
13-10-2018 | детство, учеба, группа, муж, дети |
Певица Натали: биография и личная жизнь |
Биография и личная жизнь певицы Натали |
13-10-2018 | детство, родители, кино, балет, дети |
Кристина Орбакайте: биография и личная жизнь |
Биография и личная жизнь Кристины Орбакайте |
Культура | ||||||
Книги и Литература | ||||||
Интернет | ||||||
Финансы | ||||||
Спорт | ||||||
Туризм | ||||||
Товары | ||||||
История | ||||||
Мистика | ||||||
Отношения | ||||||
Семья | ||||||
Ремонт | ||||||
Игры | ||||||
Мода | ||||||
Медицина | ||||||
Кулинария | ||||||
Государство | ||||||
Авто | ||||||
Увлечения | ||||||
Психология | ||||||
Дизайн | ||||||
Разное | ||||||
Наука | ||||||
Образование | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Может заинтересовать
Как найти жилье в путешествии |
Учимся общаться с людьми «настроения» |
Особенности согласования ремонта |
Секреты успешных взаимоотношений с супругом |
Статистика
gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2020
Примечания[править | править код]
- М. Одесский, Д. Фельдман. Литературная стратегия и политическая интрига. «Двенадцать стульев» в советской критике рубежа 1920—1930-х годов
- ↑ Худяков В. В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — С. 83—85. — ISBN 5-88568-090-6о книге
- Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — 464 с. — ISBN 5-88568-090-6о книге
- Эдуард Багрицкий. «Контрабандисты» ()
- «Двенадцать стульев», гл. XXX «В театре Колумба»
- Жилищный кодекс РСФСР, статья 60, часть 2, норма 18
- Даниэль Клугер. Первый сыщик Советского Союза
- Электронная библиотека — Книги для читателей и качателей (; Фантастика. Фэнтези Фэнтази Рассадин С., Сарнов. В стране литературных героев 1-2
- Информация об Осипе Шоре
- Осип Шор Со ссылкой на материалы газеты «Новые известия» от 6 ноября 1999 г.
- В. Катаев. Алмазный мой венец / М., «Советский писатель», 1979.
- Эпоха. События и люди. //ТВ-канал «Беларусь», 23 ноября 2011, 15:30
- Сергей Беляков. Одинокий парус Остапа Бендера / «Новый Мир» 2005, № 12
- ↑ Левин А. Б. «Двенадцать стульев» из «Зойкиной квартиры»
- Михаил Булгаков. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3: Пьесы. М: Художественная литература, 1992. «Зойкина квартира». Комментарии.
- Сын генерала фон-Менгдена и баронессы Амалии
- «Отрывках семейной хроники» (из воспоминаний баронессы Софии Менгден)
- Список зарубежных экранизаций
- Андрей Велигжанин. За Высоцкого в «Стряпухе» пел солист хора / «Комсомольская правда», 26.02.2004
- Der Film ZWÖLF STÜHLE: Анонс фильма на сайте режиссёра Ульрике Оттингера.
- Фильмография Георгия Делиева.
- Война «Золотого телёнка» и «В круге первом»: проиграли зрители
- Евгений Весник: «…Люблю пьяниц»
Остап бендер знал 400 способов относительно честного отъема денег у населения
– Как? Убийство? – Еще тише спросил Балаганов и бросил взгляд на соседние столики, где арбатовцы поднимали заздравные фужеры.
– Знаете, – сказал Остап, – вам не надо было подписывать так называемой Сухаревской конвенции. Это умственное упражнение, как видно, сильно вас истощило. Вы глупеете прямо на глазах. Заметьте себе, Остап Бендер никогда никого не убивал. Его убивали, это было. Но сам он чист перед законом. Я, конечно, не херувим, у меня нет крыльев. Но я чту уголовный кодекс. Это моя слабость.
– Как же думаете отнять деньги?
– Как я думаю отнять? Отъем или увод денег варьируется в зависимости от обстоятельств. У меня лично есть четыреста сравнительно честных способов отъема. Но не в способах дело. Дело в том, что сейчас нет богатых людей. И в этом ужас моего положения. Иной набросился бы, конечно, на какое-нибудь беззащитное госучреждение, но это не в моих правилах. Вам известно мое уважение к уголовному кодексу. Нет расчета грабить коллектив. Дайте мне индивида побогаче. Но его нет, этого индивидуума.
– Да что вы! – воскликнул Балаганов. – Есть очень богатые люди!
– А вы их знаете? – немедленно сказал Остап. – Можете вы назвать фамилию и точный адрес хотя бы одного советского миллионера? А ведь они есть, они должны быть. Но как найти такого ловкача?
Остап даже вздохнул. Видимо, грезы о богатом индивидууме давно волновали его.
– Как приятно, – сказал он раздумчиво, – работать с легальным миллионером в хорошо организованном буржуазном государстве со старинными капиталистическими традициями. Там миллионер – популярная фигура. Адрес его известен. Он живет в особняке, где-нибудь в Рио-де-Жанейро. Идешь прямо к нему на прием и уже в передней после первых же приветствий отнимаешь деньги. И все это, имейте в виду, по-хорошему, вежливо: «Алло, сэр, не волнуйтесь! Придется вас маленько побеспокоить. Ол-райт! Готово». И все. Культура! Что может быть проще? Джентльмен в обществе джентльменов делает свой маленький бизнес. Только не надо стрелять в люстру, это лишнее. А у нас. боже, боже, в какой холодной стране мы живем. У нас все скрыто, все в подполье. Советского миллионера не может найти даже Наркомфин с его сверхмощным налоговым аппаратом. А миллионер, может быть, сидит сейчас в этом так называемом летнем саду, за соседним столиком, и пьет сорокакопеечное пиво «Тип-Топ». Вот что обидно!
– Значит, вы думаете, – спросил Балаганов, погодя, – что если бы нашелся такой вот тайный миллионер, то.
– Не продолжайте, я знаю, что вы хотите сказать. Нет, не то, совсем не то. Я не буду душить его подушкой или бить вороным наганом по голове. И вообще, ничего дурацкого не будет. Ах! Если бы только найти индивида! Уж я так устрою, что он свои деньги мне сам принесет, на блюдечке с голубой каемкой.
– Это очень хорошо! – Балаганов доверчиво усмехнулся. – Пятьсот тысяч на блюдечке с голубой каемкой!
Он поднялся и стал кружиться вокруг столика. Он жалобно причмокивал языком, останавливался, раскрывал даже рот, как бы желая что-то произнести, но, ничего не сказав, садился и снова вставал. Остап равнодушно следил за эволюциями Балаганова.
– Сам принесет? – спросил вдруг Балаганов скрипучим голосом. – На блюдечке? А если не принесет? А где это Рио-де-Жанейро? Далеко? Не может того быть, чтобы все ходили в белых штанах! Вы это бросьте, Бендер! На пятьсот тысяч можно и у нас хорошо прожить.
– Бесспорно, бесспорно, – весело сказал Остап, – прожить можно. Но вы не трещите крыльями без повода. У вас же пятисот тысяч нет.
На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина. Он неуверенно посмотрел на Остапа и промолвил:
– Я знаю такого миллионера. Может выйти дело.
С лица Бендера мигом сошло все оживление. Лицо его сразу же затвердело и снова приняло медальные очертания.
– Идите, идите, – сказал он, – я подаю только по субботам, нечего тут заливать.
– Честное слово, мосье Бендер!..
– Слушайте, Шура, если уж вы окончательно перешли на французский язык, то называйте меня не месье, а ситуайен, что значит – гражданин. Кстати, адрес вашего миллионера?
– Он живет в Черноморске.
– Ну, конечно, так и знал! Черноморск! Там даже в довоенное время человек с десятью тысячами назывался миллионером. А теперь. могу себе представить! Нет, это чепуха!
Источник
Музеи и памятники
Памятники Остапу Бендеру установлены во многих городах, среди которых: Екатеринбург, Чебоксары, Одесса, Харьков, Пятигорск, Крымск. В Санкт-Петербурге в 2000 году также появился памятник великому комбинатору.
Бронзовый Остап сразу же бросается в глаза прохожим. На его голове красуется неизменная фуражка, а на шее – шарф. Среди жителей Санкт-Петербурга даже существует традиция: для того чтобы все сложилось удачно, нужно потереть Бендеру нос.
В городе Козьмодемьянске (прототипе Васюков) находится посвященный Остапу Бендеру «Музей сатиры и юмора».
Находится он по адресу: улица Советская, дом 8. В музее можно увидеть много интересного, в том числе портреты и фото Остапа Бендера, его цитаты, предметы, связанные с ним, скульптуры, старинный автомобиль. Туристы, побывавшие там, утверждают, что получили множество положительных эмоций. В музее царит очень уютная и позитивная атмосфера.
«Золотой телёнок»
По мнению писателя Даниэля Клугера, структура «Золотого телёнка» представляет собой классический детектив, элементы которого пародируются.
Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.
Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части — «Золотом телёнке» — он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.
Внешность и возраст
Остап Бендер – красивый и видный мужчина. Он очень обаятелен, поэтому нравится всем женщинам без исключения. Он легко входит в доверие к людям, представляется совершенно другим человеком (милиционером, пожарным инспектором), но ему все сходит с рук. Остап при других обстоятельствах мог бы добиться больших успехов, сделать карьеру, но он всю свою энергию направляет на сомнительные дела, обман и махинации. В романе «12 стульев» герою около 28 лет, а в «Золотом теленке» — 33 года. Он не имеет знатного происхождения, но очень умен и хитер. Остап – несомненный лидер в любом обществе. Люди готовы идти за ним хоть на край света.
Биография
Плут и хулиган, Паниковский работал карманником до революции. Его любимым трюком было изображение слепого. Пока его переводили через дорогу, жулик обворовывал добрых граждан. За пособничество городовой Небаба получал от героя комиссию в виде пяти рублей. После революции Паниковский решил прикинуться ребенком лейтенанта Шмидта, но потерпел неудачу и был избит. Афера с гусем также не принесла успеха. Господин Паниковский, встреченный Бендером, стал его курьером. Герой пил, отличался вредным характером и был ворчуном.
Паниковский
Персонаж демонстрировал мелочность и узость кругозора. Мысли Бендера не восторгали его, а мотивировали на пренебрежение и обман подельников. Попытка «кинуть» товарищей на деньги, украденные у Корейко, воровство гирь ярко характеризуют натуру Паниковского.
Несмотря на отрицательные черты, которыми его наделили авторы, герой – не плохой человек. Старик без имущества и перспектив вынужден спасать себя в мире, где никому не нужен. Его озлобленность в большей степени спровоцирована невозможностью перемен в жизни и самостоятельного материального обеспечения.
Паниковский с гусем
Паниковский умирает после удара поленом. Смерть героя от руки хозяйки гуся представлена авторами в комичном свете. Но читателям жалко персонажа. Одинокий сварливый старик погибает в пути, неприкаянный и непонятый. На его надгробии Бендер вывел эпитафию, в которой Паниковский описывался как человек без паспорта. Других характеристик для последнего слова о герое ни у кого не нашлось.
«Старгородский лев»
«12 стульев» — роман, разделенный волею создателей на три части. «Старгородский лев» — название, которое получила первая часть произведения. История начинается с того, что бывший уездный предводитель дворянства Воробьянинов узнает о кладе. Теща Ипполита на смертном одре признается зятю в том, что спрятала фамильные бриллианты в одном из стульев гостиного гарнитура.
Ипполит Матвеевич, которого революция лишила положения в обществе и превратила в скромного сотрудника ЗАГСа, остро нуждается в деньгах. Похоронив тещу, он незамедлительно отправляется в Старгород, надеясь отыскать когда-то принадлежащий его семье гарнитур и завладеть бриллиантами. Там он сталкивается с загадочным Остапом Бендером, который убеждает Воробьянинова сделать его своим компаньоном в таком сложном деле, как поиск сокровищ.
Есть и еще один персонаж книги, которого нельзя не упомянуть, пересказывая ее краткое содержание. «12 стульев» — роман, третьим главным героем которого является отец Федор. Священнослужитель, исповедовавший умирающую тещу Ипполита Матвеевича, также узнает о кладе и отправляется на его поиски, становясь конкурентом для Бендера и Воробьянинова.