Эренбург и.г. оттепель читать краткое содержание, пересказ

Читать краткое содержание Парадокс Короленко

Для чего нужен человек? Об этом мы получили представление довольно рано. Мне было около десяти лет, а моему брату восемь. Мы могли много времени провести под серебристым тополем, не проронив ни слова. Мы держали в руках самодельные удочки с медными крючками, которые были погружены в огромную бадью с зеленой тухлой водой. Неподалеку была большая куча мусора, в которой лежала старая карета. Мой брат очень любил изображать кучера, сидя в ней.

Однажды нас позвал наш лакей Павел. Когда мы подошли к дому, то увидели много людей и крохотную телегу, в которую странным образом помещался человек. Долгоусый мужчина, стоявший рядом, громко сказал: перед вами находится феномен! Ян Криштоф Залуский. Как видите, у него совершенно нет рук и не было от рождения.

После этих слов мужчина снял с феномена куртку. Безобразие этого тела, лишенного даже признаков рук, болезненно ударило мне в глаза. Матвей продолжил, что данный человек является его родственником, и он более просвещённый, чем многие люди, имеющие две руки. Кроме того, все, что другие люди делали руками, Ян Криштоф делал ногами. После этих слов феномен задвигался и принялся левой ногой снимать сапог с правой. Затем нога поднялась и подняла над головой феномена картуз.

Публика не отводила глаз. Ян Криштов повелел Матвею обойти народ для сбора денег. После того как деньги были собраны, феномен пересчитал их и поднял одну монету вверх и обратился к доктору. Окружающие люди удивились и не могли понять, как он узнал, что Дударев был доктором. Долгоусый произнес, что феномен знает прошлое, настоящее и будущее, а людей видит насквозь. Далее сопровождающий феномена объяснил, что возит его в кресле потому, что ему трудно стоять, но двигаться он может и сам. Феномен начал перебирать по земле ногами и колеса задвигались. Так Ян Криштоф ещё более был похож на паука. Далее феномен принялся демонстрировать малую долю того, что он мог делать ногами. Он взял гребёнку и начал проворно расчесывать свою широкую длинную бороду. Крестился он так же ногой. А после послал, сидевшей у окна экономке, воздушный поцелуй. От чего послышался громкий визг.

Феномен извинился и попросил нас с братом подойти к себе. Ян протянул мне листок бумаги на котором Ян написал ногой: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Все вокруг одобрительно покивали. Отец оценил данный афоризм. Но добавил, что он является ещё и парадоксом. Ян Криштов согласился и попросил своего сопровождающего еще раз пройтись со шляпой для сбора денег.

После представления мы увидели, как Матвей вез феномена по улицам и решили пойти за ними, чтобы понаблюдать со стороны. И вдруг мы увидели, как им навстречу шел нищий мужчина с девочкой восьми лет. Едва ли заметив его, феномен велел Матвею дать бедняку денег. Матвей не хотел этого делать, но всё же дал денег старику. Ян Криштов сказал Матвею, что он бедный человек, ведь его голова ничего не стоила. Ян сказал, что ему забыли прикрепить руки, а ему по ошибке поставили вместо головы пустую тыкву.

Феномен заметил нас и снова захохотал. Человек вновь повторил афоризм, который одновременно являлся и парадоксом.

После этого мы с братом опять пошли к той мусорной куче и принялись пытаться ловить рыбу в бадье с тухлой водой. Но от этого занятия мы уже не получали удовольствия, как это было раньше.

Оцените произведение:

  • 3.5

Голосов: 86

Читать краткое содержание Парадокс. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Месть интеллектуалов

Знаменитая советская комедия Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» в XXI веке воспринимается как очевидная антихрущёвская сатира. Лысоватый директор пионерского лагеря товарищ Дынин в исполнении Евгения Евстигнеева кажется откровенной пародией на Никиту Хрущёва: и своим самодурством, и безапелляционностью суждений, и отчаянным стремлением обеспечить победу на маскарадном конкурсе ребёнку в костюме кукурузы. Чиновники советского кинематографа посчитали ленту «похабной антисоветчиной». Но Никита Сергеевич, который посмотрел фильм на своей даче, посчитал его смешным. В итоге именно благодаря Хрущёву картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» вышла на большой экран.


«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». (film.ru)

Однако не обошлось и без мистики. Премьера фильма состоялась 9 октября 1964 года. А всего через пять дней Хрущёв был снят с должности и отправлен в отставку… При этом люди, которые пришли на смену Хрущёву, были далеко не в восторге от ленты, где, по словам Климова, высмеивалась «демагогическая ахинея, впитавшаяся во все поры общества».

Прекратить это безобразие!

Считается, что переломный момент, с которого градус оттепели начал резко понижаться, произошёл также при Хрущёве. Никита Сергеевич так разозлился, увидев непонятные картины на выставке художников-авангардистов в 1962 году, что решил вернуть строгий партийный контроль над творческими союзами. В этом вопросе Хрущёва охотно поддержал могущественный «серый кардинал» Кремля Михаил Суслов, отвечавший за идеологию.

Но сам скандал на выставке в Манеже показал, насколько радикально изменилась атмосфера в обществе. Многие художники, на которых обрушился гнев вождя, смело вступали с первым секретарём ЦК КПСС в полемику. Никто из них не думал извиняться и писать покаянные письма. А главное, к изумлению Хрущёва, выяснилось, что почти никто из авторов картин не состоял в Союзе художников, а уж тем более в партии. То есть не оказалось традиционных рычагов давления на «антисоветчиков» от искусства.

Изменения в просвещении

Главные изменения Оттепели в науке и образовании — о. Они были созданы в период Великой Отечественной Войны, чтобы дети сразу после окончания школы могли приступить к трудовой деятельности, полезной для страны, находящейся в стадии войны. Трудовые резервы Хрущев заменил профессиональными училищами. Эти училища позволяли школьникам овладеть азами определенной профессии. Для этого:

  • Со 2 класса вводился предмет «Ручной труд».
  • С 7 класса дети обучались в мастерских.
  • С 9 класса организовывалась практика по вождению машин, сельскохозяйственной деятельности, электротехники и другим необходимым профессиям.

Наука была одной из приоритетных областей СССР в послевоенные годы. Достаточно сказать, что расходы на науку за 20 лет увеличились в 12 раз. Результаты были отличные:

  • Курчатов и Сахаров разработали атомную и водородную бомбы.
  • 4 апреля 1957 году — СССР запустил первый искусственный спутник Земли.
  • 12 апреля 1961 года — первый полет человека в космос (Гагарин)
  • 1965 год — первый выход человека в открытый космос (Леонов)

Литературные особенности[ | ]

Дмитрий Быков в своей лекции 2021 года констатировал, что «от повести Эренбурга „Оттепель“ ничего, кроме названия, в литературе не осталось». Более того, он признавал справедливость критического разноса 1954 года. Говоря, что повесть «плохая», он признаёт её значение как провозвестницы феномена «оттепельной литературы», которая началась именно с Эренбурга. Это направление восходило к советскому производственному роману. Стержневой темой оттепельной литературы являлась «условная борьба архаистов и новаторов на производстве». Индустриальное производство мало интересовало Эренбурга, поэтому в центр своего повествования он поместил судьбы художников.

Ещё одной приметой оттепельной литературы по мнению Быкова является отсутствие описания явлений, взамен которых даются точечные намёки, «сеть умолчаний, наброшенная на реальность. Читатель не столько понимает, сколько догадывается». Такова премьера Завадского, названная, но не описанная в «Одном дне Ивана Денисовича». Нонна Денисова называла это «новым советским символизмом». В повести Эренбурга множество табуированных явлений также названы, но не описаны. Например, в тексте появляется «врач-вредитель», из ссылки возвращается отчим главного героя, инженера Коротеева, который, возможно, получил срок из-за общения с иностранцами

Последней особенностью оттепельной литературы Быков называет важность для неё проблемы беззаконной любви. Стандартным по его мнению является и мотив «уходящей от мужа женщины, которая изменила и впервые вместо угрызений совести чувствует даже некоторую радость»

Александр Жолковский вспоминал, что для него в семнадцать лет намёк на любовную сцену в «Оттепели» был потрясением, ибо после измены герои пошли не в партком каяться, а в кафе-мороженое. Героиня — Журавлёва — при этом поражалась собственному цинизму.

Главным значением повести для русской литературы Д. Быков называл возможность для героев «Оттепели» открыто проявлять человеческие чувства, высказывать разные мнения, не соглашаться с начальством, показывать, что партийный работник может лгать. При этом критик называет повесть «типично эренбурговской». По своей писательской манере Илья Григорьевич был журналистом, который стремился «застолбить тему, территорию. Пусть он очень небрежен в освещении и раскрытии этой темы, но он первый. Он раньше других успевает даже не понять, а проинтуичить, поймать намек, который носится в воздухе, и это написать». Ещё одной эренбурговской чертой является его стремление нарушить табу: «он говорит то, что понимают все, но он это проговаривает вслух». Именно так Эренбург в 1920-е годы открыл фигуру трикстера — Хулио Хуренито, «из которого получились Остап Бендер, и „Растратчики“ Катаева, и Невзоров у Толстого, отчасти ― Беня Крик и Воланд». Иными словами, после табуирования человеческого при Сталине, Илья Эренбург объявил о возвращении к человеческим реакциям. Поэтому, хотя ситуации и конфликты в повести откровенно выдуманны, в эмоциональном отношении здесь немало находок: «Ощущение некоторого восторга человека перед тем, что, оказывается, ему дан такой широкий эмоциональный диапазон».

С. Рассадин в этом контексте о, что и способствовало «громовому» успеху повести. И. Савельев в 2015 году попытался заново рассмотреть художественный мир повести, утверждая, что главной темой произведения Эренбурга было — «удручающее положение советского искусства 1950-х годов», особенно живописи и театра. Согласно Эренбургу, советское искусство загнало себя в тупиковую ветвь развития, основанную на неверно понятой неоклассицистской эстетике, да ещё и с декларациями о возвращении к полупридуманным «русским» истокам; пересмотр данного положения в той же архитектуре начнётся только через три или четыре года после публикации повести. Выражением такого рода искусства в повести был художник Пухов, который сначала выдавал полотна на тему «Пир в колхозе», «Митинг в цеху», а после покаяния и признания бесталанности перешёл к жизнерадостным плакатам о куроводстве или оформлению коробок для шоколадных наборов. Главной авторской задачей И. Эренбурга было сломать канон «конфликта хорошего с лучшим». Проблема коренилась именно в том, что сам писатель был не в состоянии предложить внятной альтернативы. Именно это и стало причиной непонимания части писателей и литературных функционеров, и привело к длительному конфликту Эренбурга и Симонова.

Месть интеллектуалов

Знаменитая советская комедия Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» в 21-м веке воспринимается как очевидная антихрущёвская сатира. Лысоватый директор пионерского лагеря товарищ Дынин в исполнении Евгения Евстигнеева кажется откровенной пародией на Никиту Хрущёва: и своим самодурством, и безапелляционностью суждений, и отчаянным стремлением обеспечить победу на маскарадном конкурсе ребёнку в костюме кукурузы. Чиновники советского кинематографа посчитали ленту «похабной антисоветчиной». Но Никита Сергеевич, который посмотрел фильм на своей даче, посчитал его смешным. В итоге именно благодаря Хрущёву картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» вышла на большой экран.


Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». (film.ru)

Однако не обошлось и без мистики. Премьера фильма состоялась 9 октября 1964 года. А всего через 5 дней Хрущёв был снят с должности и отправлен в отставку… При этом люди, которые пришли на смену Хрущёву, были далеко не в восторге от ленты, где, по словам Климова, высмеивалась «демагогическая ахинея, впитавшаяся во все поры общества».

Месть интеллектуалов

Знаменитая советская комедия Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» в XXI веке воспринимается как очевидная антихрущёвская сатира. Лысоватый директор пионерского лагеря товарищ Дынин в исполнении Евгения Евстигнеева кажется откровенной пародией на Никиту Хрущёва: и своим самодурством, и безапелляционностью суждений, и отчаянным стремлением обеспечить победу на маскарадном конкурсе ребёнку в костюме кукурузы. Чиновники советского кинематографа посчитали ленту «похабной антисоветчиной». Но Никита Сергеевич, который посмотрел фильм на своей даче, посчитал его смешным. В итоге именно благодаря Хрущёву картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» вышла на большой экран.


«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». (film.ru)

Однако не обошлось и без мистики. Премьера фильма состоялась 9 октября 1964 года. А всего через пять дней Хрущёв был снят с должности и отправлен в отставку… При этом люди, которые пришли на смену Хрущёву, были далеко не в восторге от ленты, где, по словам Климова, высмеивалась «демагогическая ахинея, впитавшаяся во все поры общества».

Буржуазная зараза в массах

Имя эпохе дало название повести Ильи Эренбурга «Оттепель», вышедшей в 1954 году. На творческую интеллигенцию огромное воздействие оказало ослабление цензуры в конце 1950-х: писатели, художники, кинематографисты, музыканты почувствовали запах свободы и поверили, что «теперь можно». Результаты стали ошеломляющими. Советское искусство буквально ворвалось на международную арену, явив миру яркое поколение гениев. Особенно заметно это проявилось в кинематографе. Фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова в 1958 году стал единственным за всю историю отечественного кино (!), удостоенным «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. В 1962-м «Золотого льва» в Венеции получило «Иваново детство» Андрея Тарковского. Последним отголоском оттепели стал триумф картины «Война и мир» Сергея Бондарчука. В 1969-м эта экранизация завоевала первый в истории СССР «Оскар». 1960-е подарили нам целую плеяду выдающихся кинорежиссёров — Хуциева, Ромма, Данелию, Рязанова, Гайдая. Самое удивительное, что Никита Хрущёв не скрывал своего неприятия многих фильмов, получивших мировое признание. Он искренне считал их идеологически неправильными. Героиню шедевра «Летят журавли» вообще назвал «шлюхой». Главная заcлуга лидера СССР — отказ от тотального контроля за творчеством. Хрущёв мог злиться, мог инициировать разгромные рецензии в «Правде». Но не более. Идеологически «неправильным» художникам или музыкантам больше не угрожали кровавой расправой за «уклонизм».


Кадр из фильма «Летят журавли». (film.ru)

Стали появляться молодёжные театры. «Современник», Театр на Таганке не могли бы родиться в СССР, если бы не оттепель. Впервые на гастроли в Москву приехал джаз-оркестр (Бенни Гудмен, в 1962 году). И неслыханное дело: советским людям вдруг стало можно слушать «буржуазную заразу» — джаз!

«Эрика» берет четыре копии

Закручивать гайки в сталинском духе было уже поздно. Многие, ощутившие вкус свободы, не захотели отказываться от обретённых идеалов, и в СССР расцвела неформальная культура (андеграунд). Выставки и концерты неподцензурного искусства стали проводиться в квартирах. Книги — перепечатываться на пишущих машинках. Песни — распространяться на магнитофонных записях. В обиходе советских граждан появились новые слова: «квартирник», «самиздат», «магнитиздат». Запрещённые произведения перепечатывали, заправляя в машинку через копирку по несколько листов. «Эрика» берёт четыре копии — спел сагу андеграунду Александр Галич в 1966-м (Erika — название печатной машинки производства ГДР). Машинописные книги одалживали на ночь, на сутки: собирались по несколько человек и читали ночь напролёт, по очереди передавая листы друг другу. Ветер свободы крепчал. Александр Галич пел:

Бродит Кривда с полосы на полосу,

Делится с соседской Кривдой опытом!

Но гремит — напетое вполголоса,

Но гудит — прочитанное шёпотом.

Будущее

Действие следующих шести картин разворачивается в будущем, в 1979 году. Бригада рабочих обнаруживает на глубине семи метров замороженную человеческую фигуру. Ее отправляют в институт человеческих воскрешений. По мозолям на руках ученые устанавливают, что это был рабочий.

Мировые СМИ с восторгом сообщают об этом событии. Процесс размораживания осуществляет профессор, которому ассистирует Зоя Березкина. Выясняется, что ее попытка самоубийства полвека назад была неудачной. Когда Присыпкин приходит в себя, с его воротника на стену тут же переползает клоп, проведший с ним все это время в заморозке. Осознав, что оказался в 1979 году, он тут же лишается чувств.

Период адаптации

В сатирической пьесе Маяковского много забавных моментов, которые запомнились читателям и зрителям. Например, чтобы процесс адаптации проходил легче, врачи предписывают поить Присыпкина пивом, которое к тому времени ушло в прошлое. Теперь же работники медицинской лаборатории не удерживаются перед искушением его попробовать. 520 человек оказывается в больнице от этого зелья.

Присыпкин постоянно поет романсы под гитару. Среди тех, кто их слушает, развивается эпидемия настоящей влюбленности. Многие бормочут услышанные стихи и пританцовывают.

Параллельно директор зоологического сада вместе с многочисленными помощниками пытается поймать сбежавшего клопа. В 1979 году эту уникальный экземпляр уже вымершего к тому времени насекомого.

Присыпкин проводит время под постоянным наблюдением врачей в чистой комнате. Он недоволен своим положением. Все время требует опохмелиться и просит заморозить его обратно. По его просьбе, Березкина снабжает его литературой, но он не находит в книгах ничего интересного. Все они либо документальные, либо научные.

Литературные особенности

Илья Эренбург в 1959 году Дмитрий Быков в своей лекции 2021 года констатировал, что «от повести Эренбурга „Оттепель“ ничего, кроме названия, в литературе не осталось». Более того, он признавал справедливость критического разноса 1954 года. Говоря, что повесть «плохая», он признаёт её значение как провозвестницы феномена «оттепельной литературы», которая началась именно с Эренбурга. Это направление восходило к советскому производственному роману. Стержневой темой оттепельной литературы являлась «условная борьба архаистов и новаторов на производстве». Индустриальное производство мало интересовало Эренбурга, поэтому в центр своего повествования он поместил судьбы художников.

Ещё одной приметой оттепельной литературы по мнению Быкова является отсутствие описания явлений, взамен которых даются точечные намёки, «сеть умолчаний, наброшенная на реальность. Читатель не столько понимает, сколько догадывается». Такова премьера Завадского, названная, но не описанная в «Одном дне Ивана Денисовича». Нонна Денисова называла это «новым советским символизмом». В повести Эренбурга множество табуированных явлений также названы, но не описаны. Например, в тексте появляется «врач-вредитель», из ссылки возвращается отчим главного героя, инженера Коротеева, который, возможно, получил срок из-за общения с иностранцами

Последней особенностью оттепельной литературы Быков называет важность для неё проблемы беззаконной любви. Стандартным по его мнению является и мотив «уходящей от мужа женщины, которая изменила и впервые вместо угрызений совести чувствует даже некоторую радость»

Александр Жолковский вспоминал, что для него в семнадцать лет намёк на любовную сцену в «Оттепели» был потрясением, ибо после измены герои пошли не в партком каяться, а в кафе-мороженое. Героиня — Журавлёва — при этом поражалась собственному цинизму.

Главным значением повести для русской литературы Д. Быков называл возможность для героев «Оттепели» открыто проявлять человеческие чувства, высказывать разные мнения, не соглашаться с начальством, показывать, что партийный работник может лгать. При этом критик называет повесть «типично эренбурговской». По своей писательской манере Илья Григорьевич был журналистом, который стремился «застолбить тему, территорию. Пусть он очень небрежен в освещении и раскрытии этой темы, но он первый. Он раньше других успевает даже не понять, а проинтуичить, поймать намек, который носится в воздухе, и это написать». Ещё одной эренбурговской чертой является его стремление нарушить табу: «он говорит то, что понимают все, но он это проговаривает вслух». Именно так Эренбург в 1920-е годы открыл фигуру трикстера — Хулио Хуренито, «из которого получились Остап Бендер, и „Растратчики“ Катаева, и Невзоров у Толстого, отчасти ― Беня Крик и Воланд». Иными словами, после табуирования человеческого при Сталине, Илья Эренбург объявил о возвращении к человеческим реакциям. Поэтому, хотя ситуации и конфликты в повести откровенно выдуманны, в эмоциональном отношении здесь немало находок: «Ощущение некоторого восторга человека перед тем, что, оказывается, ему дан такой широкий эмоциональный диапазон».

С. Рассадин в этом контексте о, что и способствовало «громовому» успеху повести. И. Савельев в 2015 году попытался заново рассмотреть художественный мир повести, утверждая, что главной темой произведения Эренбурга было — «удручающее положение советского искусства 1950-х годов», особенно живописи и театра. Согласно Эренбургу, советское искусство загнало себя в тупиковую ветвь развития, основанную на неверно понятой неоклассицистской эстетике, да ещё и с декларациями о возвращении к полупридуманным «русским» истокам; пересмотр данного положения в той же архитектуре начнётся только через три или четыре года после публикации повести. Выражением такого рода искусства в повести был художник Пухов, который сначала выдавал полотна на тему «Пир в колхозе», «Митинг в цеху», а после покаяния и признания бесталанности перешёл к жизнерадостным плакатам о куроводстве или оформлению коробок для шоколадных наборов. Главной авторской задачей И. Эренбурга было сломать канон «конфликта хорошего с лучшим». Проблема коренилась именно в том, что сам писатель был не в состоянии предложить внятной альтернативы. Именно это и стало причиной непонимания части писателей и литературных функционеров, и привело к длительному конфликту Эренбурга и Симонова.

Лучшие цитаты Стива Джобса о бизнесе и технологиях

  1. Бесполезно приглашать толковых работников, а потом указывать, что делать. Мы нанимаем профессионалов, чтобы услышать от них, что делать нам.
  2. Дизайн – это не то, как вещь выглядит, это принцип ее работы.
  3. Моя бизнес-модель, как группа «Beatles»: четыре парня следили за негативными проявлениями друг друга, оставаясь в равновесии. И итог их работы оказался больше просто суммы отдельных частей.
  4. Есть люди, которые ставят деньги на первое место, обычно им не суждено разбогатеть. Богатства достоин только талантливый, удачливый человек, который не думает все время о деньгах.
  5. Я один из немногих, которые понимают, каково это: за год потерять четверть миллиарда долларов. Это отлично формирует личность.
  6. Можно просто сидеть и наблюдать, чтобы увидеть всю безграничность мышления. Если попытаться его успокоить, станет только хуже. Проходит время, и мышление успокаивается само, а человек учится его контролировать. В этот момент просыпается интуиция, и все вокруг видится гораздо более ясно, чем прежде.
  7. Мы едим пищу, выращенную другими людьми, носим вещи, сшитые другими людьми. Мы говорим на языках, которые были придуманы не нами, используем математику, и ее тоже создавали другие люди. Думаю, здесь нет никакого секрета. И это отличный повод создать что-то полезное для человечества.
  8. Компания будет называться «Яблоко», если к 5 часам у вас не появится идея получше!
  9. Технологии – ничто. Изначально важна и правильна только вера в людей. Дайте им инструменты, и с их помощью они создадут прекрасные вещи.
  10. Компьютеры – это как велосипед, только он создан для нашего сознания.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: