«защита лужина», анализ романа набокова

Защита Лужина Набоков краткое содержание романа

Роман «Защита Лужина» был написан Владимиром Владимировичем Набоковым в 1929 году. Главным персонажем произведения является одаренный шахматист, замкнутый в собственном внутреннем мире и испытывающий немалые трудности в построении отношений с другими людьми. Прототипом для центрального героя истории послужил Курт фон Барделебен, знакомый автора.

Роман Набокова «Защита Лужина»

Александр Иванович Лужин с детства отличается своеобразным поведением и необщительностью, даже родители далеко не всегда могут понять поступки наследника. Отец Саши мечтает о том, чтобы сын достойно реализовал свои способности и добился подлинного жизненного успеха. В десятилетнем возрасте Александр узнает о том, что ему предстоит начать обучение в гимназии.

Предстоящие перемены приводят мальчика в ужас, он совершает побег в дом в сельской местности, где паренек отдыхал вместе с родственниками в течение летнего сезона. Саша находит на чердаке доску для игры в шахматы, вызвавшую у него огромный интерес, однако ребенка все же принудительно отправляют в город.

В учреждении образования дела юного Лужина складываются далеко не самым лучшим образом. Александр не оправдывает надежд родителей, получая на занятиях отнюдь не блестящие оценки, к тому же мальчику не удается сблизиться ни с кем из одноклассников. Однако однажды тетка показывает Саше партию в шахматы, и новое увлечение целиком и полностью захватывает ребенка. Гимназист перестает посещать уроки, проводя время у родственницы за полюбившейся игрой.

Родители, узнав о том, что Александр прогуливает учебные занятия, пытаются понять причину происходящего, однако парень не желает рассказывать им правду. Подросток продолжает бывать у тетки, избранник которой учит его всем тонкостям шахматной стратегии, и всем становится ясно, что Саша обладает настоящим талантом в соответствующей области, поскольку без труда побеждает всех, кто соперничает с ним в игре.

Кончина жениха тетушки становится огромной травмой для юноши, и Александр заболевает. Родители отправляют парня на лечение за рубеж, после выздоровления Лужин уверенно сражается за шахматной доской с лучшими европейскими гроссмейстерами. После смерти отца и матери молодой мужчина предлагает дочери обеспеченных русских эмигрантов стать его женой, и девушка дает согласие, невзирая на сопротивление ее семьи.

С возрастом Лужин значительно полнеет и перестает следить за собственной внешностью. Все его интересы сосредоточены лишь на шахматах, и проигрыш партии с итальянским игроком Турати настолько огорчает Александра, что состояние здоровья мужчины снова резко ухудшается.

Супруга гроссмейстера всячески пытается отвлечь избранника от игры, стараясь исключить шахматы из их жизни и уговаривая Лужина посетить могилу отца. Но в воспаленном мозгу Александра Ивановича не имеется никаких мыслей, кроме ожидаемого состязания с Турати, что крайне утомляет и самого шахматиста, и окружающих его людей.

Окончательно потеряв рассудок, мужчина убегает от жены и ее матери, он случайно оказывается в парикмахерской, предназначенной для дам. По дороге домой Лужин встречает Валентинова, который в прошлом занимался организацией его турниров с ведущими гроссмейстерами. Этот человек предлагает Александру участвовать в съемках кинокартины. Шахматист воспринимает слова Валентинова в качестве попытки повторения игры, Лужин отказывается и поднимается в квартиру. После прибытия гостей Александр Иванович лишает себя жизни, выбросившись из окна.

Увлечение шахматами постепенно становится для основного персонажа произведения настоящей манией, из-за которой этот человек полностью забывает об окружающей действительности. Лужин существует в мире шахматных партий, созданном его собственным воображением, и провал в этой сфере превращается для него в подлинную трагедию, целиком разрушившую его нервную систему и психику.

Герои: безымянные и именуемые

В пользу второй версии говорит не только судьба главного героя – выдающегося шахматного гроссмейстера, но и попытка «спрятать» его под определённым именем, вообще концепция имени в этом романе. Он начинается с утраты героем имени, которое автор нам даже не сообщает: зачем, если с понедельника он станет взрослым гимназистом и будет называться Лужиным, как и его взрослый отец (детский писатель), у которого, кстати, имени тоже нет. Таким образом, с именем дело обстоит примерно так же, как со смертью в известном софизме Эпикура «смерти нет»: оно, как смерть, появляется у наших героев уже тогда, когда их нет (причём не только имя самого Лужина, но и имя его отца – отчество Лужина):

Не было, ибо пока выбивали запертую им дверь, он успел выпрыгнуть из окна и разбиться насмерть.

Нет имени и у женщины, которую Рок приготовил для Лужина и которая по ходу сюжета именуется сначала просто «она», потом «его невеста» и наконец «Лужина». Но тут автор идёт ещё дальше – не сообщает и девичьей фамилии: зачем, если ей всё равно суждено стать Лужиной? Если всё равно другие знакомые ей молодые люди её мало ценят, смутно думая о ней примерно так: ей 25 лет, у неё мелкие, правильные черты лица, но чего-то недостаёт, чтобы можно было сказать, что она хороша собой. Зато она обладает редкой способностью «воспринимать в жизни только то, что когда-то привлекало и мучило в детстве, в ту пору, когда нюх у души безошибочен». Не понимая природы этой редкой душевной способности, знакомые говорят о ней, что она обожает собак и всегда готова дать взаймы денег. Наконец эта способность «постоянно ощущать нестерпимую, нежную жалость к существу, живущему беспомощно» находит себе достойный объект, а именно Лужина.

Соответственно нет фамилии и у родителей Лужиной, как нет у них и имён. Зато они полностью вышли из русского ХІХ века, что собственно не скрывают: отец работает под Штольца, мать контаминирует в себе женские образы «Войны и мира» или, можно сказать, перерастает Наташу Ростову (каковой была в молодости) и становится Марьей Дмитриевной (об этом она тоже радостно заявляет).

Нет имён ни у жены Лужина-старшего (матери Лужина-младшего), ни у его любовницы («рыжеволосой тёти»). Имена же эпизодических персонажей (а именно несметное их количество превращает простую лужинскую повесть в усложнённый всеми 32-мя фигурами шахматный роман), именно тех, у кого имена есть (ибо есть далеко не у всех), сразу сообщают им невыносимую резкость сюжетного звучания, а их сюжетным ходам – неслыханную дерзость. У Валентинова – злого шахматного демона лужинской жизни – имя (по отзыву другого персонажа) слащавое. Подставной соперник Лужина Турати – всего лишь тура (это неправильное имя ладьи в начале романа произносят гимназисты). Уже в самой фамилии Петрищев трещит по швам книжка Лужина-отца, разорванная Петрищевым со товарищи в насмешку над Лужиным-сыном. Безымянна приезжая из Ленинграда, а вот её сын – Митька – резко врывается в лужинскую жизнь, гасит свет и когда вновь его включает – оказывается страшным двойником Лужина-ребёнка, для которого впервые расставлены шахматы…

Глава 1

Главный персонаж романа — мальчик. Автор намеренно не хочет писать его имени (подобным образом он поступает и с другими героями романа). Первые строки произведения мгновенно уносят нас в сюжетную линию произведения. Отец ребенка сообщает ему о том, что после возвращения из деревни тот пойдет учиться в гимназию.

Родители рады тому, как легко и непринужденно прошел разговор. Они долгое время думали, как сообщить сыну эту новость. Затем следует переезд. Во время ожидания поезда на станции мальчик, сам от себя такого не ожидая, вдруг бросается в бегство! Он добирается через лес к дому деда и прячется там на чердаке. Вскоре родители его находят и несут в дом. Отъезд на недолгое время приходится отложить.

Исход

Прогуливаясь по магазинам с тещей и женой, Лужин нашел повод их покинуть. У него вновь возникает ощущение повторения, когда он заходит в магазин, оказавшийся парикмахерской. Дома он встречает старого проводника, устраивавшего турниры. Мужчина предлагает съемки в картине про шахматистов. Лужин вновь думает, что это уловка, где ходы продуманы и его вновь ожидает повторение.

Жена плачет, Лужин ходит по комнатам и несет бред о том, что игра должна закончиться, о необходимости выпасть из нее. Скоро должны прийти гости, и Лужин запирается в собственной ванной комнате. Он разбивает окно и протискивается в раму. Вися на волоске от гибели, он полагает, что необходимо отпустить этот мир. В то время как дверь выбили, его уже не было в комнате.

Книги автора

Набоков Владимир Владимирович Король, дама, валет

«Король, дама, валет». Книга, стоящая, по экспрессионизму своего жестокого психологизма, особняком в контексте набоковской прозы, – однако тем более интересная…

Набоков Владимир Владимирович Лолита

В 1955 году увидела свет «Лолита» – третий американский роман Владимира Набокова, создателя «Защиты Лужина», «Отчаяния», «Приглашения на казнь» и «Дара». Вызвав скандал по обе стороны океана, эта книга вознесла автора на вершину литературного Олимпа и стала одним из самых известных и, без сомнения, самых великих произведений XX века. Сегодня, когда полемические страсти вокруг «Лолиты» уже давно улеглись, можно уверенно сказать, что это – книга о великой любви, преодолевшей болезнь, смерть и время, любви, разомкнутой в бесконечность, «любви с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда».

Настоящее издание книги можно считать по-своему уникальным: в нем впервые восстанавливается фрагмент дневника Гумберта из третьей главы второй части романа, отсутствовавший во всех предыдущих русскоязычных изданиях «Лолиты».

Набоков Владимир Владимирович Lolita

Awe and exhiliration—along with heartbreak and mordant wit—abound in Lolita, Nabokov’s most famous and controversial novel, which tells the story of the aging Humbert Humbert’s obsessive, devouring, and doomed passion for the nymphet Dolores Haze. Lolita is also the story of a hypercivilized European colliding with the cheerful barbarism of postwar America. Most of all, it is a meditation on love—love as outrage and hallucination, madness and transformation.

Набоков Владимир Владимирович Машенька
Вниманию читателя предлагается первый и наиболее автобиографичный роман всемирно известного русско-американского писателя, одного из крупнейших прозаиков XX века, автора знаменитой «Лолиты» Владимира Набокова. «Машенька» (1926) – книга о «странностях воспоминанья», о прихотливом переплетении жизненных узоров прошлого и настоящего, о «восхитительном событии» воскрешения главным героем – живущим в Берлине русским эмигрантом Львом Ганиным – истории своей первой любви. Роман, действие которого охватывает всего шесть дней и в котором совсем немного персонажей, обретает эмоциональную пронзительность и смысловую глубину благодаря страстной силе ганинской (и авторской) памяти, верной иррациональным мгновениям прошлого.

Набоков Владимир Владимирович Камера обскура

«Камера обскура» – произведение, внешне для Владимира Набокова несколько «камерное», однако в общем контексте его творчества – необычное.

По той ли причине, что небольшой этот роман становится самым, пожалуй, крупным экспериментом писателя в области экспрессионизма? Или за счет поистине уникальной в русскоязычной литературе попытки привнести в культуру слова живописные принципы пуантилистской «культуры мазка»? Каждый, кто прочитает «Камеру обскура», поймет это сам. Это – или что-то еще?

Набоков Владимир Владимирович Истинная жизнь Севастьяна Найта

Вниманию читателя предлагается первый англоязычный роман Владимира Набокова, написанный в 1938–1939 годах во Франции и опубликованный в 1941 году в США. Связанная с «Даром», последним русским романом писателя, темой литературного творчества, эта книга одновременно предсказывает изощренные набоковские романы-лабиринты американского периода — «Лолиту», «Бледный огонь», «Аду». На страницах книги, повествователь которой поименован лишь инициалом В., развертывается история жизни его сводного брата, покойного писателя Севастьяна Найта, представленная в воспоминаниях, устных рассказах и отрывках из Найтовых книг. Постепенно грань, отделяющая рассказчика от объекта его повествования-расследования, размывается, заставляя читателей усомниться и в личности биографа, и в смерти главного героя книги. Ускользающая от настойчивых поисков В., Севастьяна Найта оказывается непосредственно связанной с тайной его имени, с его сочинениями, с законами многоязычного словесного искусства и метафизикой Владимира Набокова. Роман публикуется в переводе Геннадия Барабтарло и сопровождается предисловием, примечаниями и обстоятельным заключительным очерком переводчика.

Текст книги публикуется с сохранением особенностей орфографии и пунктуации переводчика.

Глава 3

В жизни Лужина-младшего происходит переломный момент. Отец устраивает на Пасху музыкальный вечер. Сын в это время прятался в кабинете отца. Именно туда был приглашен скрипач. Увидев на столе шахматные фигуры, он вдруг начинает восторженно рассказывать об этой игре, уверяя что комбинации напоминают ему звуки музыки и он даже слышит ходы фигур.

Утром ребенок просыпается с незнакомым ему приятным волнующим чувством. Во время завтрака происходит что-то странное: тетя бурно веселиться, а мать вдруг впадает в бурную истерику и быстро убегает в свою комнату. За ней туда отправляется отец и выкрикивает, что “это неправда”. Тетя с ребенком уходят в кабинет. Здесь герой просит тетю обучить его шахматам. Не успевает тетя называть мальчику все фигурки, как в комнату ворвался отец и жестоко прогнал ребенка. Никогда раньше он не был так зол. Лужин-младший незаметно забирает шахматы. После этого тетя никогда не появлялась в доме.

Вскоре один из педагогов в гимназии почувствовал недомогание и позволил учащимся во время урока заняться чем они хотят. И вот перед глазами мальчика развернулась шахматная партия. На утро ребенок уже не захотел в гимназию. Вместо этого он взял с собой шахматы и отправился в гости к тете. С этого дня на протяжении двух недель он ходил к ней играть и пропускал все занятия. Воспитатель заметил пропажу ребенка, не поверил в версию с “больным горлом” и решил позвонить отцу.

Все это привело к жаркому спору. Мальчик был уверен, что тетя вряд ли его предаст, и решил не сообщать об их общении. В результате отец долго рассуждал с сыном о том, как сложно исполнять долг главы семьи и гражданина, не находясь там где ему хочется находиться. Но тот и не подозревал, что сын находился как раз там, где и хотел быть.

Глава 4

Наступили долгожданные летние дни свободы и жизни на усадьбе! Мальчик находит в шкафу с книгами старые журнальные подшивки с обзором шахматных этюдов. Увлекаясь просмотром этих журналов, наше герой тоскует по шахматным партиям со своей тетей. Вернее даже не с самой тетей, а мужчиной, приносившей ей цветы каждое утро. Он обычно не заставал ее дома, но успевал сыграть партейку-другую с ребенком.

Вывихнувшая ногу мать лежала все время, даже после того как нога полностью зажила. Отцу это надоело, и он уехал в город, сославшись на то что ему нужно встретиться с издательством. Вернувшись домой уже поздним вечером, он по-особому смотрел на мальчика и предложил ему научиться играть. Начали искать — и удалось найти — на чердаке. Пришлось признаться, что немного умеет играть — якобы подсмотрел у ребят в гимназии. Затем ребенок выиграл у отца несколько партий и с чувством гордости пошел спать. А утром, чтобы не было вопросов, закопал в саду украденные у отца шахматы.

По соседству с усадьбой жил доктор, который неплохо умел играть. И отец пригласил его пообщаться. Весь вечер они с юношей провели за игрой. По дороге домой он произнес отцу те самые слова, что тот так хотел услышать от воспитателя в гимназии!

Доктор стал приходить каждый вечер и получал большое удовольствие от игры с ребенком. Он подарил мальчику шахматный учебник. А в скором времени в журнале была опубликована фотография Лужина, победившего на своем первом турнире. Ребенок понял, что это событие закрывает этап школы в его жизни и объявил о своем уходе родителям. Папа с мамой и уговаривали, и угрожали… Но ничего не помогло. Мальчик убежал из дома и даже не помнил, как оказался там снова, так как вернулся без сознания.

После выздоровления Лужина-мальчика отправили на долечивание за рубеж. Спустя шестнадцать лет он рассказывал что родители думали — на курорте никому не интересны шахматы. Но именно здесь ребенок попал прямо на турнир!

Лужин-младший продолжал играть, мать уехала в город, а к ее мужу приехала тетя. Скоро пришло известие о том, что мать умерла.

Первые потери и начало шахматной карьеры

Через неделю юный Лужин узнает о смерти старика, у которого он брал уроки игры. Это известие тяжелым бременем ложится на неокрепшую психику мальчика. Родители вынуждены увезти Сашу за границу, чтобы обеспечить лечение затянувшегося нервного срыва.

Через какое-то время мать возвращается в Россию, Саша остается с отцом. Лужин-старший часто появляется в обществе с молодой дамой, в которой мальчик узнает свою троюродную тетку. Вскоре из Петербурга приходит телеграмма, извещающая о смерти матери Саши.

Отец, проникнувшись увлечением сына шахматами, позволяет ему участвовать в различных турнирах. Подрастающий юноша одерживает одну победу за другой, это занятие начинает приносить не только славу, но и деньги. Организацией шахматных поединков и сеансов одновременной игры занимается специально привлеченный человек – господин Валентинов.

Тема, идея, проблематика

В предисловии к англоязычному изданию романа 1964 года Набоков говорит о нём как о «шахматной задаче одной из известных разновидностей», а именно ретроспективной, где, видя результат игры, требуется, например, доказать, что последний ход чёрных не мог быть таким-то или таким-то.

Тема романа – жизнь гения-шахматиста, жизнь как затянувшаяся шахматная партия. Основная же мысль, возникающая в результате обозрения этой странной жизни, стремящейся к совершенству композиции и изяществу финала, состоит, по-видимому, в том, что жизнь вообще не так-то просто блестяще провести и победой окончить, ибо противник достался нам достойный. Её, быть может, вообще нельзя окончить, и после физической смерти человека она остаётся в сути своей незавершённой, как осталась неоконченной главная партия в жизни Лужина и Турати… Но кто «таинственный противник»? Назовём его Рок.

Глава 6

Уже повзрослевший молодой человек общается с некоей дамой во время посещения им немецкого курорта. Разговор этот произошел спустя месяц после похорон отца. И женщина не может понять, как сын способен рассказать об этом без слез в глазах.

Она вспоминает как была поражена, впервые увидев его несколько дней назад.

Знакомство произошло случайно. Лужин шел перед ней и нечаянно обронил монеты и другие вещи из кармана. Дама помогла их подобрать. И лишь через день юноша поблагодарил ее за возвращенные предметы. Так начался разговор.

Лужин рассказал, что его любимым делом является игра в шахматы. Он играет уже 18 лет. Но в последнее время ему не везет на турнирах. Бывший тренер как будто бы предвидел этот период, и перестал заниматься юношей. И хотя сейчас герой все еще числился в ряду 5 или 6 настоящих кандидатов стать мировым чемпионом, но больше не было в его глазах того самого блеска. Осознавая это, он пытался создать новые и еще никому неизвестные комбинации. Понимая, что не сможет вынести процессию, Лужин специально опаздывает на них и появляется на кладбище лишь спустя месяц. Причем он так и не смог найти могилу, а спросить у служителя кладбища не решился. Ночью ему стало плохо, и доктор рекомендовал поехать куда-нибудь на отдых. Вот Лужин и приехал на тот самый курорт, где шестнадцать лет назад проводил время вместе с отцом.

Ему хотелось показать молодой женщине все интересные места, где побывал в юности. Но заблудился. Она же начала подшучивать над ним, чем вызвала у него обиду. Лужин решает уехать. Но на станции понимает, что больше не сможет жить без этой женщины.

Женщина эта имела свойство замечать в жизни лишь то, что в детстве было привлекательным или мучительным для нее. Знакомые ее и раньше замечали свойство давать бедным взаймы и кормить собак. И вот ее потребность жалеть живущих беспомощно была удовлетворена. Мать женщины была крайне удивлена и ужаснулась ее новому знакомому и тому, какое большое значение та ему придавала.

Художественное своеобразие

Тщательность и как бы даже реалистически добротная описательность, выписанность самых мелких деталей, самых незначительных эпизодических персонажей, вкупе с усложнённой композицией, в которой, как в имитируемой ею шахматной партии, нет мелочей, – вот главные составляющие художественного своеобразия набоковского романа. Более того, иллюзия реальности, которую должна вызвать эта добротная описательность у просвещённого читателя, двойственна.

Кроме погружения в особый, ярко выглядящий и остро пахнущий, мир Лужина (ведь он и будучи ребёнком, и будучи взрослым воспринимает этот мир с одинаково детской непосредственностью) – мы одновременно должны пребывать в мире мифов и архетипов, хотя и угаданных русской классикой XIX века, но вечных по своей онтологической сути.

К вышеупомянутым Тургеневу, Толстому, Чехову можно здесь прибавить Гоголя, у которого автор романа позаимствовал умение оборвать затянувшееся повествование резким поворотом к финалу, когда с Валентиновым все силы зла должны ворваться в тот уютный мир, который Лужина очертила для Лужина и в который сам шахматист отчаянно пытается эти силы не допустить, спрятаться, стать невидимым. Но тут с виду безобидный швейцар, к которому в поисках Лужина обратился Валентинов, оборачивается всевидящим Вием, буквально повторяя Виевы жест и слова: «… вдруг протянул палец и крикнул: «Вот он!». Подобных сюрпризов-реминисценций немало приготовил остроумный автор для просвещённого читателя, а их поиск превращается в увлекательную игру.

  • «Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Машенька», анализ романа Набокова

  • «Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Лолита», анализ романа Набокова

  • «Дар», анализ романа Набокова

  • «Дар», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Камера обскура», анализ романа Набокова

  • «Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова

  • «Приглашение на казнь», анализ романа Набокова

  • «Камера обскура», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Приглашение на казнь», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова

  • «Гроза», анализ рассказа Набокова

  • «Рождество», анализ рассказа Набокова

  • «Круг», анализ рассказа Набокова

По произведению: «Защита Лужина»

По писателю: Набоков Владимир Владимирович

Школьная пора и большие надежды

Отец Лужина имел склонность к писательству. В своих очерках он часто видел белокурого мальчугана, способного играть на скрипке или писать картины. Отец часто думал о сыне – какое будущее ждет недюжинного и неразгаданного мальчика? Именно поэтому было решено отправить Лужина на обучение, где тот смог бы раскрыть таланты, ведь школьное учреждение славилось особенной внимательностью к каждому обучающемуся. К сожалению, после поступления в школу, преподаватели заявляли, будто мальчик вялый и даже если имеет способности, то он их пока не проявляет. Преподаватели никак не смогли понять ученика.

Лужин даже на переменках не проявляет никакого участия в ребяческих играх, предпочитая оставаться наедине с собственными мыслями. Одноклассники часто подшучивали, называя мальчика героем отцовских книжек по имени Антоша. В попытке поговорить дома с сыном на школьную тему, тот с бешенством опрокинул чашку с блюдцем на стол.

Знакомство с миром шахмат

В годовщину смерти деда Саши по материнской линии в доме Лужиных организовывается музыкальный вечер, поскольку почивший старик считался неплохим композитором. Один из приглашенных музыкантов, с которым Саша случайно столкнулся в отцовском кабинете, в коротком разговоре восторженно отзывается о шахматной игре, называя ее «увлечением Богов». Известно, что искусством составления шахматных этюдов увлекался и сам Владимир Набоков. «Защита Лужина» – краткое содержание его воззрений по поводу этой древнейшей игры, ее влияния на человеческие судьбы.

На следующий день, когда мать мальчика затевает ссору с отцом, подозревая мужа в измене, Саша вновь уединяется в кабинете. Здесь же оказывается троюродная кузина матери, гостящая в доме Лужиных. Именно эта женщина стала причиной скандала между родителями. Мальчик просит тетку научить его игре в шахматы. Девушка отнекивается под предлогом, что обучение может занять слишком много времени. Мальчик настаивает на своем, и тетка со вздохом показывает, как нужно расставлять фигуры, объясняет правила их передвижения по шахматной доске. На первый взгляд события в романе «Защита Лужина», краткое содержание которого мы пытаемся передать, развиваются неспешно и вполне обыденно.

Триумф и провал

Лужин продолжает играть и близок к встрече с чемпионом. В этот момент он встретил будущую жену – эмигрантку из России. В глазах окружающих, эта пара становится странной. Они поженились. Состоялась встреча с давним противником, окончившаяся ничьей. От перенапряжения Лужин сильно заболел. Супруга любыми способами старается оградить любимого мужчину от шахмат, но прошлое увлечение нельзя так просто выкинуть. Супруги несколько раз говорили о посещении могилы отца, которую постоянно откладывали. Лужин постоянно думает о незавершенном турнире, часто появляются мысли, сопряженные людьми и шахматными ходами, которые сводят с ума.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: