Разрыв с Людмилой
После того как Ганин узнал о том, кем является жена Алфёрова, жизнь его полностью переменилось. Машенька должна была вскоре приехать. Осознание этого подарило герою ощущение счастья (хотя и иллюзорного), чувство свободы. Уже на следующий день он отправился к Людмиле и признался ей в том, что любит другую женщину.
Как любой человек, ощущающий беспредельное счастье, в некотором роде жестоким стал герой Набокова. «Машенька», краткое содержание которой изложено в этой статье, — история о человеке, углубившиемся в воспоминания, оградившем себя от окружающих. Расставаясь с Людмилой, Ганин не испытывал чувства вины и сострадания к бывшей возлюбленной.
Глава вторая
Ганин раньше был бодр, энергичен, весел. Но в последнее время все чаще был расстроен, страдал расстройством сна, меланхолией. Он хотел уехать отсюда, но надо было расстаться с Людмилой. Ганин понимал, что уже не любит эту женщину, но сил порвать связь не хватало. Подруга Людмилы, Клара, была влюблена в Ганина, но никому никогда в этом не признавалась. А Людмила часто рассказывала ей подробности встреч с Ганиным. От рассказов Кларе становилось плохо, она видела нехорошие сны.
В понедельник на обеде собрались все обитатели. Подтягин хвастался, что почти получил выездную визу. Алферов снова заговорил о своей супруге. Она любит стихи, поэтому должна подружиться с поэтом. Бедняжка перенесла все революционные ужасы, находясь в России, поэтому сейчас ей нужен душевный отдых.
Вечером Ганин пошел с Людмилой в кино. Вместе с ней пришла Клара. Во время сеанса они громко переговаривались. Ганина это раздражало, он сделал им замечание. Вдруг он увидел себя на экране, Ганин снялся в массовке.
Проводив Людмилу, Ганин пошел в пансион с Кларой. Но она так и не смогла ему признаться в чувствах.
Ганин мучился бессонницей, да сосед Алферов распевал что-то в своей комнате. Ганин пошел к нему, чтобы сделать замечание. Алферов стал ругать Россию, царя. Ганин увидел фото его жены, и сердце его пронзила боль. Это – была та самая Машенька, первая любовь Ганина. Без всяких объяснений он покинул комнату Ганина.
Глава шестнадцатая
Колин и Горноцветов приводят к Подтягину знакомого русского доктора, который уходит спустя полчаса, обещая вернуться утром. Хозяйка пансиона спрашивает у Ганина, стало ли поэту легче. Лев Глебович говорит, что улучшений нет. Ганин идет в комнату танцовщиков, где спит пьяный вдрызг Алферов. Он просыпается, рассказывает, что в отсутствии Машеньки у него один раз была другая женщина. Ганин отводит Алферова в его комнату. Тот просит Льва Глебовича поставить будильник на половину восьмого. Ганин ставит будильник на одиннадцать часов. После он идет принимать душ, затем навещает Подтягина, который находится при смерти. Попрощавшись с поэтом, Ганин покидает пансион. Его провожает Клара.
Читательский дневник по роману «Машенька» Набокова
Сюжет
Берлин, русский пансион. Здесь нашли приют самые разные люди, эмигранты: старый больной поэт Подтягин (в финале романа он при смерти), одинокая машинистка Клара, пара танцоров, математик Алферов.
Молодой жилец Лев Ганин смотрит фото жены соседа Алферова. И узнает в ней свою первую любовь. Четыре дня он вспоминает, переживает вновь те встречи с Машенькой. В канун ее приезда из советской России он спаивает Алферова, а сам едет на вокзал. И там понимает, что в нем живет любовь к Машеньке, которой уже нет. И Ганин уезжает на другой вокзал, откуда хочет добраться во Францию, к морю.
Отзыв
Жизнь русских эмигрантских кругов в Германии. Тема России, слома эпох, революции, ностальгии, потерянности, чужбины, дороги. И памяти о счастливом, но исчезнувшем прошлом. Героиня наяву в романе не появится. Она – еще и символ утраченной Родины. Несчастье обостряет чувства. Нужно ценить моменты счастья, радости. Неповторимость первой любви, ее утрата. Контраст прозы и поэзии жизни, любви Алферова к Машеньке и любви Ганина к ней же.
Год: 1926 Жанр: роман про любовь
Сюжет романа раскрывается вокруг главного героя Ганина Льва Глебовича, который с весны 1934 года проживает в Берлине. Его соседями в пансионате являются машинистка, математик, танцовщики.
Год назад, Ганину улыбнулась удача и он, с легкостью, устроился на работу. Герой неоднократно поменял место работы. За этот период, он накопил достаточно средств, чтобы покинуть город и вернуться на Родину. Держит его здесь лишь отношения с Людмилой, которой он сыт по горло за три месяца отношений. Но, Ганин никак не может найти причину для разрыва связи с девушкой. Герой решительно настроен на отъезд, даже владелице пансионата говорит о своем решении.
Математик Алферов сообщает Ганину, что в эти выходные приезжает его супруга Машенька. Затем приглашает его в свою комнату и показывает фото любимой. Ганин шокирован, так как узнал в девушке свою бывшую любовь. Как будто мир остановился перед его глазами, и герой полностью окунулся в прошлое, лет на девять назад. Юноша сообщает Людмиле, что его сердце принадлежит другой. Отныне он чувствует полную свободу.
Когда Ганину исполнилось шестнадцать лет, он отправился в имение под Воскресенском, где встретился с прекрасной девушкой Машенькой. Ее образ являлся ему не раз в мечтах, а теперь она была рядом. Смуглая девушка с длинной косой и красивыми чертами лица. Машенька была позитивным человеком. На ее лице всегда была улыбка. Они часто встречались около речки.
Летом они снова увиделись, но их встречи стали редкими, так как расстояние от одной усадьбы до другой было примерно пятьдесят верст.
Последняя их встреча состоялась в поезде, после этого Ганин не видел свою возлюбленную.
Танцовщики Колин и Горноцветов организовывают праздник в честь отъезда Ганина и Подтягина. Праздник невеселый, так как Подтягин плохо себя чувствует, накануне этого дня у него случился приступ. Афанасьев пьян, его напоил Ганин. Каждый занят своими делами.
Ганин отправляется на вокзал и с нетерпением ждет встречи с Машенькой. Сидя на лавочке в парке, он осознает, что его любовь к девушке – это прошлое, она закончилась много лет назад. Теперь у каждого из них своя жизнь. Герой берет свой багаж, отправляется на другой вокзал и уезжает на юго-запад Германии.
11 класс
Оцените произведение: Голосов: 61
Читать краткое содержание Машенька. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Последний вечер в пансионе
Горноцветов и Колин устраивают небольшое празднование в честь получения ангажемента, а также отъезда Подтягина и Ганина. Главный герой в этот вечер подливает вино и без того уже пьяному Алфёрову с надеждой на то, что тот проспит поезд, на котором приедет Машенька. Ганин же встретит и увезет ее с собой.
На следующий день он отправляется на вокзал. Томится несколько часов в ожидании поезда. Но вдруг с беспощадной ясностью осознает, что той Машеньки из Воскресенска больше нет. Их роман кончился навсегда. Воспоминания о нем тоже исчерпаны. Ганин едет на другой вокзал, садится в поезд, направляющийся на юго-запад страны. По дороге уже мечтает о том, как проберется через границу – во Францию, Прованс. К морю…
Видео по теме
Прежде чем приступить к анализу, обратимся к пересказу сюжета романа «Машенька». Краткое содержание следует начать описывать с весны 1934 года в Берлине. Главный герой, Ганин Лев Глебович, проживает в пансионе для русских, где, кроме него, обитают:
- Алферов Алексей Иванович (математик);
- Подтягин Антон Сергеевич (старый поэт),
- «уютная барышня» Клара, влюбленная в Ганина и работающая машинисткой;
- влюбленная пара — танцовщики балета Колин и Горноцветов.
Ганин приехал в Берлин год назад, за это время он сменил несколько работ: санитар, рабочий, официант. Он сумел скопить достаточно денег, чтобы уехать, но сначала ему нужно расстаться с Людмилой, с которой они связаны отношениями уже три месяца, что ужасно надоело герою. Но предлога для разрыва найти Ганин никак не может. Окна его комнаты, как назло, выходят на железную дорогу, и желание уехать становится непреодолимым. В порыве захлестнувших его чувств Лев Глебович объявляет хозяйке пансиона, что в субботу уезжает.
Расставание с Людмилой
Лев Глебович Ганин, измученный любовной связью с примитивной кокеткой Людмилой, впал в совершенную апатию. Временами он хотел уехать из Берлина, чтобы начать новую жизнь и опять стать свободным, но ему не хватало смелости порвать отношения с женщиной, которая ему уже безмерно наскучила. Он несколько раз объявлял хозяйке пансионата, что съедет в будущую субботу. Однако одна неделя сменяла другую, и никаких решительных шагов мужчина не предпринимал, прекрасно осознавая, что пустые намерения ничего не изменят, пока он не объяснится с любовницей.
Лев, будучи в смешанных чувствах, даже признавался А. С. Подтягину, что устал, начал страдать бессонницей, «как баба». Раньше ему не составляло труда тренировать волю: «Еще так недавно он умел, не хуже японского акробата, ходить на руках. Умел зубами поднимать стул и рвать веревку на тугом бицепсе». А сейчас Ганин совсем размяк и не знал, как заставить себя рассказать опостылевшей красавице, что больше не любит ее.
Тысячи раз он брался за пересказ придуманных фраз для расставания, но не мог произнести отрепетированный текст на очередном нудном свидании. Тайно Лев Глебович надеялся, что произойдет какая-то перемена вовне, и даст ему силы, чтобы закончить трехмесячную любовную интрижку.
Вскоре такой случай представился. Алферов пригласил Ганина к себе, чтобы похвастаться фотографиями жены, прибытия которой он ожидал в ближайшую субботу. По удивительному совпадению Лев узнал в девушке свою бывшую любовь — Машеньку, подарившую ему первое в жизни светлое чувство. С этого момента главный герой буквально потерял покой, и одновременно у него появилась решимость порвать тяготившие отношения с Людмилой.
Ганин действовал стремительно. Воспоминания о Маше придавали ему сил, он стал чувствовать себя намного лучше. Отправился к любовнице и, смущаясь, объявил ей о расставании. Автор подчеркивает этот ключевой момент в произведении, поскольку теперь персонаж полностью сосредоточится на причудах собственной памяти, которая 4 дня будет управлять противоречивыми чувствами героя.
Глава шестнадцатая
Колин и Горноцветов приводят к Подтягину знакомого русского доктора, который уходит спустя полчаса, обещая вернуться утром. Хозяйка пансиона спрашивает у Ганина, стало ли поэту легче. Лев Глебович говорит, что улучшений нет. Ганин идет в комнату танцовщиков, где спит пьяный вдрызг Алферов. Он просыпается, рассказывает, что в отсутствии Машеньки у него один раз была другая женщина. Ганин отводит Алферова в его комнату. Тот просит Льва Глебовича поставить будильник на половину восьмого. Ганин ставит будильник на одиннадцать часов. После он идет принимать душ, затем навещает Подтягина, который находится при смерти. Попрощавшись с поэтом, Ганин покидает пансион. Его провожает Клара.
Художественное своеобразие
С самого начала романа Набоков играет в слова и символы. Прежде всего, речь идёт об именах героев. Все они имеют литературные источники. Например, у Подтягина Антона Сергеевича чеховское имя сочетается с пушкинским отчеством, а смешная фамилия намекает на его собственное бедственное положение и его незначительную роль в русской литературе.
Алферов бесконечно ошибается, произнося имя главного героя. Непознанность имени говорит о непознанности человека, ведь Алферов так и не узнал о роли Ганина в жизни собственной жены.
Подтягин, наоборот, хорошо чувствует главного героя, догадывается о его новой влюблённости.
Набоков наделяет Ганина собственной поэтической способностью чувствовать слово, что часто вызывает у читателя смех. Так слово проститутка тринадцатилетний герой воспринимает как принститутка – смесь принцессы и проститутки. Вермишель, по его юношескому хулиганскому объяснению – это Мишины червяки, маленькие макароны, пока они не выросли на дереве.
Эмигрантская жизнь в Берлине подобна жизни в остановившемся тёмном лифте. Другая параллель – русский пансион, в котором были слышны поезда городской железной дороги, «и оттого казалось, что весь дом медленно едет куда-то». Ганин даже представлял, что каждый поезд «проходит незримо сквозь толщу самого дома». Кларе кажется, что она живёт в стеклянном доме, колеблющемся и плывущем куда-то. Здесь к образу нестойкого равновесия и движения добавляется прозрачность и хрупкость, ведь Клара так боится открыться.
Этому ложному эмигрантскому дому, похожему на призрак, сквозь который можно просунуть руку и пошевелить пальцами, противопоставлен дом-усадьба 16-летнего героя, идеальный дом, которого лишён не только Ганин, но и каждый из героев романа.
Образ тени в романе пришёл из предшествующей литературы. Герои романа живут как оторвавшиеся от хозяев бесплотные тени. В унылом эмигрантском доме живут «семь русских потерянных теней», для них жизнь подобна съёмке, «во время которой равнодушный статист не ведает, в какой картине участвует». Все эти тени случайные и ненужные. Да и вся жизнь героев напоминает серию снимков или кадров кинематографа, чужой город представляется как движущийся снимок.
Символический образ романа – миры, которые воплощены в каждом человеке, «миры, друг другу неведомые». Каждый прохожий – «наглухо заколоченный мир, полный чудес и преступлений». Даже в сонных лошадях Набоков видит такой мир.
В первом своём романе, как и в последующем творчестве, Набоков очень внимателен к деталям. Часто какие-то предметы помогают понять душу героя. Например, белеющая в темноте на стуле сброшенная рубашка, подобная раскинувшему руки для молитвы и оцепеневшему человеку – символ возродившейся под влиянием любви души Ганина.
Надушенное письмо ненавистной Людмилы, превращённое Ганиным в клочья и выброшенное из окна, противопоставлено бережно хранимым на дне чемодана вместе с крымским браунингом старым письмам от Машеньки.
Тропы в романе привлекают внимание, останавливают читателя своей необычностью. Ганин вкладывает в чемодан «лёгкую, ласковую человеческую труху», рабочие передают друг другу ломти черепицы, так работа становится такой же необходимостью, как хлеб
-
«Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Защита Лужина», анализ романа Набокова
-
«Лолита», анализ романа Набокова
-
«Дар», анализ романа Набокова
-
«Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Камера обскура», анализ романа Набокова
-
«Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
-
«Приглашение на казнь», анализ романа Набокова
-
«Камера обскура», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Приглашение на казнь», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
-
«Гроза», анализ рассказа Набокова
-
«Рождество», анализ рассказа Набокова
-
«Круг», анализ рассказа Набокова
По произведению: «Машенька»
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
Главные герои
Лев Глебович Ганин – главный герой произведения. В его образе Набоков отразил свои биографические черты. Черты Ганина довольно резкие: у него острое, надменное лицо с серыми глазами и блестящими стрелками, расходящимися вокруг особенно крупных зрачков, и густые, очень тёмные брови.
Машенька – красивая девушка с огнями в глазах, смуглой кожей и каштановыми волосами. Девушка не появляется в романе лично, автор показывает ее образ читателю через воспоминания Ганина. Образ Машеньки с еще далекой юности ассоциировался у главного героя с родной страной. Он помнит Машеньку всегда смеющейся, полной радости и веселья. Эти светлые воспоминания о первой любви помогают Ганину пережить тягость пребывания в чужой стране, вдали от Родины.
Алексей Иванович Алферов – математик с отсутствием таких личностных качеств, как душевность и интуиция. У него был живой и очень докучливый голос, у него редкие светлые волосы на голове и бородка золотистого цвета. От него всегда исходил вялый запашок нездорового мужчины. Алферов кажется Ганину развязным господином, использующего в своей речи большое количество клише и стереотипов.
Глава четвертая
Поздно утром во вторник Ганин отправляется к Людмиле. После вчерашних событий ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет. Ганин расстается с девушкой. При этом Лев Глебович объясняет свое решение тем, что любит другую женщину. Не дождавшись от Людмилы нормального ответа, он уходит. Покончив с утомительным для него романом, Ганин чувствует себя свободным. Он вспоминает, что случилось с ним девять лет назад.
Ему было шестнадцать. Летом в усадьбе он выздоравливал от тифа. В той комнате, где лежал Ганин, и зародился тот женский образ, который спустя месяц ему посчастливилось встретить наяву.
Целый день Ганин гуляет по городу, отсчитывает дни до приезда Машеньки. Придя в пансион, он встречает Алферова. Тот предлагает ему сходить вместе с ним за газетой. Ганин отказывается. Лев Глебович идет в пустую комнату Алферова и начинает рыться в ящиках. За этим занятием его застает Клара. Она обещает не выдавать Ганина. Лев Глебович говорит, что не собирался ничего красть у Алферова, а также рассказывает, что расстался с Людмилой. После его ухода Клара начинает плакать.
Первая любовь
Очень много чувств и переживаний самого Набокова отразилось в произведении «Машенька». Краткое содержание романа (особенно воспоминания Ганина о прошлом) тоже это доказывает.
Лев Глебович узнает от Алферова, что в субботу приедет его супруга — Машенька. В фотографии жены математика Ганин узнает девушку, в которую впервые влюбился. Его захватывают воспоминания о прошлом, он даже, по своим ощущениям, молодеет лет на десять. А на следующий день он говорит Людмиле, что влюблен в другую. Ганин чувствует свободу и целиком отдается воспоминаниям.
Ему шестнадцать лет, он находится в летней усадьбе, где восстанавливается после тифа. От скуки юноша создает в мыслях образ идеальной возлюбленной, которую и встречает ровно через месяц. Это была Машенька — девушка с «каштановой косой в черном банте», горящими глазами, смуглым лицом и «подвижным, картавым» голосом. Она была постоянно веселой, очень любила сладкое. Как-то Ганин встретил ее с подружками, и они договорились пойти кататься на лодке, но на следующий день Машенька пришла без подруг. С того времени молодые люди стали встречаться рядом с пустой усадьбой.
Когда накануне отъезда в Санкт-Петербург они свиделись в последний раз, Ганин заметил, что ставни у одного окна приоткрыты и в стекле угадывается лицо. Оказалось, что подглядывал за ними сын сторожа. Ганин так разозлился, что сильно избил его.
На следующее утро главный герой уехал. Машенька же переехала в Петербург лишь в ноябре. Теперь встречаться молодым людям стало труднее — на улице мороз, долго не погуляешь. Единственной отрадой был телефон — по вечерам они могли часами говорить друг с другом. А незадолго до Нового года семья Машеньки переехала в Москву. К своему удивлению, Ганин почувствовал от этого облегчение.
Летом у них появилась возможность встретиться вновь. Единственная проблема — в этом году отец Машеньки снял дачу в пятидесяти верстах от усадьбы Ганиных. Юноша отправился к своей возлюбленной, но добрался уже затемно. Она встретила его словами: «Я твоя, делай со мной все, что хочешь». Но вокруг было слишком много шорохов, Ганину казалось, что кто-то идет, поэтому он быстро ушел.
Последний раз они встретились через год после этого в поезде и с тех пор не виделись. Только обменялись несколькими письмами во время войны.
Глава четвертая
Поздно утром во вторник Ганин отправляется к Людмиле. После вчерашних событий ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет. Ганин расстается с девушкой. При этом Лев Глебович объясняет свое решение тем, что любит другую женщину. Не дождавшись от Людмилы нормального ответа, он уходит. Покончив с утомительным для него романом, Ганин чувствует себя свободным. Он вспоминает, что случилось с ним девять лет назад.
Ему было шестнадцать. Летом в усадьбе он выздоравливал от тифа. В той комнате, где лежал Ганин, и зародился тот женский образ, который спустя месяц ему посчастливилось встретить наяву.
Целый день Ганин гуляет по городу, отсчитывает дни до приезда Машеньки. Придя в пансион, он встречает Алферова. Тот предлагает ему сходить вместе с ним за газетой. Ганин отказывается. Лев Глебович идет в пустую комнату Алферова и начинает рыться в ящиках. За этим занятием его застает Клара. Она обещает не выдавать Ганина. Лев Глебович говорит, что не собирался ничего красть у Алферова, а также рассказывает, что расстался с Людмилой. После его ухода Клара начинает плакать.
Глава девятая
Утром Ганин идет за лекарством для Подтягина. Старику становится лучше, но Клара и Лев Глебович решают пока не выпускать его из дома. Алферов получает телеграмму от Машеньки. В ней сообщается, что она приедет в субботу утром. Алферов идет к Ганину и спрашивает, съедет ли тот к субботе. Дело в том, что Алферов – сосед Ганина. Между их комнатами есть дверь. Алферов намерен первое время жить с Машенькой в пансионе, заняв дополнительно комнату Ганина. Лев Глебович обещает, что съедет. После этого он выходит на улицу и вновь начинает предаваться воспоминаниям.
Накануне отъезда в Петербург к началу учебного года в школе Ганин встретился с Машенькой в чужой заколоченной усадьбе. Неожиданно они заметили, что за ними подглядывает сын сторожа, «зубоскал и бабник лет двадцати». Лев Глебович подрался с ним. Утром Ганин уехал в Петербург. Машенька переселилась туда только в ноябре. Началась новая эпоха их любви. Встречаться было сложно, поэтому они писали друг другу письма и подолгу разговаривали по телефону. Ганин понимал, что их любовь стала «протираться», ведь всякая любовь требует уединения, которого у них не было. Машеньку увезли в Москву, и Лев Глебович почувствовал облегчение. В мае он снова отправился на дачу, и даже успел там пережить роман с дамой, муж которой воевал на фронтах Первой мировой войны.
В предыдущее лето отец Машеньки снимал дачу в Воскресенске. На этот раз он решил выбрать другое место. Теперь Ганина и Машеньку разделяло расстояние в пятьдесят верст. Лев Глебович приехал к девушке на свидание на велосипеде. В тот вечер Ганин «полюбил ее острее прежнего и разлюбил ее как будто навсегда». После этого летом они больше не встречались. На зиму Ганин вернулся в Петербург, сдал экзамены и поступил в Михайловское юнкерское училище. Следующим летом, в год революции, Лев Глебович вновь встретил Машеньку на Варшавском вокзале. Они оказались в одном вагоне. Ганин говорил всякую чепуху. После того как Машенька сошла с поезда на первой станции, Лев Глебович понял, что не разлюбил ее. С тех пор Ганин никогда с ней не встречался.
Главные герои
Лев Глебович Ганин – главный герой произведения. В его образе Набоков отразил свои биографические черты. Черты Ганина довольно резкие: у него острое, надменное лицо с серыми глазами и блестящими стрелками, расходящимися вокруг особенно крупных зрачков, и густые, очень тёмные брови.
Машенька – красивая девушка с огнями в глазах, смуглой кожей и каштановыми волосами. Девушка не появляется в романе лично, автор показывает ее образ читателю через воспоминания Ганина. Образ Машеньки с еще далекой юности ассоциировался у главного героя с родной страной. Он помнит Машеньку всегда смеющейся, полной радости и веселья. Эти светлые воспоминания о первой любви помогают Ганину пережить тягость пребывания в чужой стране, вдали от Родины.
Алексей Иванович Алферов – математик с отсутствием таких личностных качеств, как душевность и интуиция. У него был живой и очень докучливый голос, у него редкие светлые волосы на голове и бородка золотистого цвета. От него всегда исходил вялый запашок нездорового мужчины. Алферов кажется Ганину развязным господином, использующего в своей речи большое количество клише и стереотипов.
Образ матушки-России в романе
У героев произведения отношение к исторической родине разное: некоторые эмигранты счастливы, что покинули ненавистный край, другим же, наоборот, скучно в Берлине. Именно в России находятся родные Ганину и Набокову лесные опушки, поля, особенные рассветы и закаты. «Без нашей эмигрантской любви России — крышка» — произносит Подтягин, один из обитателей пансиона. Эту же мысль разделяет в своей книге Владимир Набоков. «Машенька» (краткое содержание произведения позволяет читателю понять истинные переживания самого писателя) — роман, который стал криком души и образом прощания с матушкой-Россией.
Сюжет романа раскрывается вокруг главного героя Ганина Льва Глебовича, который с весны 1934 года проживает в Берлине. Его соседями в пансионате являются машинистка, математик, танцовщики.
Год назад, Ганину улыбнулась удача и он, с легкостью, устроился на работу. Герой неоднократно поменял место работы. За этот период, он накопил достаточно средств, чтобы покинуть город и вернуться на Родину. Держит его здесь лишь отношения с Людмилой, которой он сыт по горло за три месяца отношений. Но, Ганин никак не может найти причину для разрыва связи с девушкой. Герой решительно настроен на отъезд, даже владелице пансионата говорит о своем решении.
Математик Алферов сообщает Ганину, что в эти выходные приезжает его супруга Машенька. Затем приглашает его в свою комнату и показывает фото любимой. Ганин шокирован, так как узнал в девушке свою бывшую любовь. Как будто мир остановился перед его глазами, и герой полностью окунулся в прошлое, лет на девять назад. Юноша сообщает Людмиле, что его сердце принадлежит другой. Отныне он чувствует полную свободу.
Когда Ганину исполнилось шестнадцать лет, он отправился в имение под Воскресенском, где встретился с прекрасной девушкой Машенькой. Ее образ являлся ему не раз в мечтах, а теперь она была рядом. Смуглая девушка с длинной косой и красивыми чертами лица. Машенька была позитивным человеком. На ее лице всегда была улыбка. Они часто встречались около речки.
Однажды Ганин обнаружил, что за ними наблюдают. Оказалось, что это сын сторожа. Герой хорошо его избил за это. Уже был конец лета, и Ганину было пора отправляться домой в Петербург. Маша вернется в город лишь в ноябре. Начались холода, и гулять на улице долгое время было невыносимо, поэтому влюбленные голубки вынуждены общаться по телефону. Вскоре семья Маши переезжают в столицу.
Летом они снова увиделись, но их встречи стали редкими, так как расстояние от одной усадьбы до другой было примерно пятьдесят верст.
Последняя их встреча состоялась в поезде, после этого Ганин не видел свою возлюбленную.
Танцовщики Колин и Горноцветов организовывают праздник в честь отъезда Ганина и Подтягина. Праздник невеселый, так как Подтягин плохо себя чувствует, накануне этого дня у него случился приступ. Афанасьев пьян, его напоил Ганин. Каждый занят своими делами.
Ганин отправляется на вокзал и с нетерпением ждет встречи с Машенькой. Сидя на лавочке в парке, он осознает, что его любовь к девушке – это прошлое, она закончилась много лет назад. Теперь у каждого из них своя жизнь. Герой берет свой багаж, отправляется на другой вокзал и уезжает на юго-запад Германии.