Читать краткое содержание Огниво Андерсена
Солдат возвращается после многолетней службы домой. Идет весело, в кармане ни гроша. Уродливая ведьма, оказавшаяся на пути, предлагает ему сделку. Она ему — возможность разбогатеть, а он ей – огниво. Для этого служивому надо забраться на дерево, спуститься в дупло, открыть по очереди три комнаты с богатством и справиться с охранявшими монеты собаками, усадив их на синий клетчатый передник ведьмы.
Солдат делает все так, как научила его старуха и, набив карманы, ранец и все, что только можно исключительно золотыми монетами, готовится выбраться из дупла. Ведьма напоминает про старое огниво. Солдат возвращается и забирает его.
Наверху у солдата и ведьмы завязывается спор. Старуха отказывается раскрывать секрет огнива. Солдат, оставив огниво себе, отрубает ей голову и продолжает свой путь прямиком в город.
Солдат останавливается на лучшем постоялом дворе, в лучших комнатах, ест самую лучшую еду, одевается в самую лучшую одежду, у него появляется много друзей. Отношение к солдату как к знатному барину. Солдат знает о красавице – принцессе, живущей под охраной в медном замке. Охраняют принцессу от чужих глаз из-за пророчества. Должна она выйти замуж за простого солдата.
Солдат не считает золотые монеты. Богатая и веселая жизнь быстро заканчивается, друзья исчезают, а у служивого остается только два гроша и огниво.
Поздний вечер. Солдату не на что купить свечу. Он вспоминает про свечной огарок в огниве. Солдат ударяет по нему, чтобы зажечь огонь, а вместо этого в двери появляется собака, охраняющая сундук с медными монетами. Солдат догадывается, что за тайну хранит огнива, и зачем оно было нужно ведьме. При одном ударе появляется первая собака, при двух – собака, охраняющая серебряные монеты, а когда солдат ударил три раза – перед ним оказалась собака из комнаты с золотыми монетами. Собаки приносят ему деньги. Он снова богач.
Солдат по-прежнему мечтает увидеть принцессу. Ночью одна из собак выполняет его приказ, доставив спящую принцессу прямо к нему в комнату. Солдат целует девушку. Наутро принцесса рассказывает о забавном ночном приключении и поцелуе как о сновидении.
По приказу королевы фрейлина остается в покоях принцессы и следит за ее похищением. Фрейлина отмечает путь крестами. Собака, заметив эту хитрость, рисует много крестов в других местах.
Королевская свита отправляется на поиски солдата, но возвращается ни с чем.
Ночь. И снова собака является за принцессой. Она не замечает мешочка с крупой на спине у девушки. По зернам, рассыпанным на дороге, солдата находят и берут под стражу.
За столь дерзкий поступок служивого приговаривают к смертной казни. Наступает день свершения приговора. Солдат подкупает помощника сапожника и тот приносит ему огниво.
Виселица за городом. Солдат высказывает последнее невинное желание приговоренного. Он просит разрешения покурить. Используя эту хитрость, солдат берет огниво и с его помощью вызывает к себе собак. Верные псы с легкостью расправляются с обидчиками солдата. В воздух летят королевский совет и судьи, а следом за ними и коронованные особы.
Народ ликует и просит солдата стать их королем, взяв в жены принцессу.
Торжествующая процессия подъезжает к медному замку, откуда выходит принцесса. Ей нравится предложение стать королевой. Свадьба гуляет восемь дней. Среди гостей были три собаки с большими глазами.
Гомосексуальное образование
В Древней Греции существовала самая необычная модель образования из всех известных нам. Она называлась пайдейя (буквально «воспитание мальчиков»). Взрослый мужчина, никак не связанный родственными связями с юношей, должен был учить его арете, то есть добродетели, в том числе воинской. Обычно семьи отдавали юношу на обучение наставнику в двенадцать лет, в том же возрасте, когда девушек готовили к замужеству. Наставник обозначался словом эраст, а ученик — эромен.
Частотным видом сексуального контакта между эрастом и эроменом считались всевозможные ласки, которые подробно отражены в вазописном материале. Именно благодаря визуальным источникам мы можем установить, что для взрослых греческих мужчин бедра безбородых юношей являлись одной из самых эротически привлекательных частей тела.
Педерастия играла важную роль в воинских сообществах: некоторые из них — к примеру, знаменитые триста фиванцев — целиком состояли из гомосексуальных пар (правда, мальчиков среди них уже не было и разница в возрасте была не такой драматической) и оттого считались особенно доблестными и храбрыми.
Роль эраста была амбивалентной. С одной стороны, он должен был выступать в роли образца для подражания, альтруистического и высокоморального человека. Это обязывало эраста связывать себя с выбранным мальчиком (только одним!) духовной связью, чтобы приучить его к благодетельной жизни согласно платоновской теории эроса, и в этой роли дарить мальчику в важнейшие годы его развития животных (помимо всего прочего) — для укрепления как физических, так и моральных качеств.
С другой стороны, с позиции любовника у эраста был совершенно эгоистичный и неблагонравный в глазах общества умысел — сексуально удовлетворить себя. Или, как говорил Платон, с помощью любви к мальчикам продвинуться в собственном совершенстве. Стало быть, эрасты использовали эроменов для достижения высочайшего духовного и умственного познания через эротический экстаз.
Иштар
Астарта — в Египте, Ашторет — у иудеев, воплощение Афродиты — в Греции — имя богини любви, войны и плодородия Иштар встречается у многих народов. И все же главным центром поклонения пышногрудой крылатой богине, сопровождаемой львами и совами, было Аккадское царство.
Иштар — крайне противоречивый мифологический образ. С одной стороны, он олицетворяет сексуальность, влечение, женственность. С другой, страсть аккадской богини, ее любовь порабощают, становятся узами. Так, согласно одной из легенд, причиной гибели Таммуза, бога урожая и плодородия, стала как раз связь с красавицей Иштар.
Принято считать, что Астарта — покровительница куртизанок, блудниц и гомосексуалистов. Прежде всего богиню почитали женщины, которые в знак поклонения ей занимались храмовой проституцией. Вступая в связь с мужчинами, славили Иштар и юноши.
Еще одна ипостась Ашторет — безжалостная воительница, кровожадная амазонка. По мнению некоторых исследователей, ее супругом был сам Ваал, повелитель солнца. Прославляя божественную чету, жрецы не только придавались сексуальным оргиям, но и не брезговали человеческими жертвоприношениями.
Черты характера
Люди, появившиеся на свет в данный период, отличаются:
- жаждой новых знаний, подкрепленной целеустремленностью и решительностью. Это позволяет им выходить из сложных ситуаций, преодолевать препятствия при достижении своих желаний;
- чрезмерное любопытство и способность оперативно обрабатывать большие объемы информации помогают оставаться осведомленными во многим вопросах. Но не редкость, когда Девы переходят черту, лезут в божественные законы. Если не останавливаться вовремя, возможна духовная деградация;
- основа характера – импульсивность, отсутствие терпения, что зачастую мешает им с достижением цели. В то же время они желают обрести мудрость, добиться душевной гармонии;
- поставленные задачи Девы решают самостоятельно, не надеясь на поддержку других людей. Они стремятся стать полностью независимыми, что может в итоге привести их к одиночеству.
Рожденные в Чертоге – тонкие и мудрые личности
Представители этого славянского Чертога являются тонким натурами, могут чувствовать личность на расстоянии, отмечая изменения в ее эмоциональном и душевном состоянии.
Женщин
Представительны священного Чертога Девы обладают образом истинной женщины:
- не испытывают сложностей с рождением ребенка за счет своей покровительницы. Богиня помогает появиться малышу на свет без последствий для здоровья;
- женщина хорошо защищены от негативного воздействия злых сил: сглаза завистников, порчи недоброжелателей, слов темных людей;
- она способна создать теплые, крепкие семейные отношения, где есть взаимопонимание и уважение.
Представительницы Чертога – истинные женщины
Предназначение Дева может отыскать в творческой сфере. Только здесь они смогут раскрыть свой потенциал в полной мере.
Мужчин
При описании представителей Чертога можно выделить такие черты:
- добродушие, дружелюбие. Им не свойственно принимать участие в конфликтах или становиться инициатором спора;
- мягкий характер не означает, что мужчина будет терпеть унижение. Они не потерпят людей, посягнувших на личное пространство и честь;
- поэт, ученый или философ – это про представителя Девы.
Мужчины могут стать лидерами или даже руководителями за счет желания достичь все больших высот. Поэтому они способны успешно организовывать работу других людей.
Духовник Владычицы
Необходимость иметь духовного отца названа святым Феофаном Затворником одним из четырёх важных для спасения условий. Митрополит Вениамин Федченков говорит, что духовником Владычицы был первосвященник Захария. До этого времени, конечно, Её духовниками считались родители. И всё время – Архангел Гавриил. Если даже и у Неё был духовник, то можно представить, насколько он необходим всем людям вообще. Духовник облегчает послушание человека Богу, потому что через духовника Бог сообщает послушнику свою волю.
Святой Игнатий Брянчанинов: «Истинное послушание – послушание Богу».
Опытный наставник призван облегчить это послушание указанным способом.
Однако о послушании Владычицы можно кое-что сказать отдельно.
Хотя страсти и восстают на послушника, желая, чтобы он исполнил свою падшую волю, но душа его чувствует мир правильного совета, произнесённого его праведным наставником. Однако мы знаем, что Владычица никогда не допускала в себя действование страстей.
И ещё: послушание человеку тогда может быть не необходимо, когда он явственно ощущает волю Божию в своём чистом сердце. Словом, когда он свят. Мы знаем, что Владычица от самого начала была свята. Однако Она не оставила послушания, и в этом тоже Её величие.
Воплощение в культуре
Афродита – одна из самых известных олимпийских богинь. Афродита оказала огромное воздействие на мировую культуру, поскольку ее образом вдохновлялись не только писатели и поэты, но и скульпторы, живописцы, музыканты и др. Со временем к мифам о прекрасной небожительниц обратились и кинорежиссеры.
Фильмы
Фильмы о богине любви и красоты:
«Битва титанов», 2010.
Фильм расскажет удивительную историю о Персее, которого еще во младенчестве случайно нашел рыбак. По случайному стечению обстоятельств родители молодого человека погибают. Охваченный злостью Персей решает отомстить и объявляет войну всем небожителям, в том числе и виновнику трагедии Аиду. Храброго героя ожидают опасные и интересные встречи. Лишь в сражениях потомку Геракла удастся раскрыть тайну своего рождения и раскрыть божественный дар.
Фильм — «Битва титанов», 2010;
Действия фильма происходят в далеком 67 году нашей эры, когда лидер Коринфа решает примкнуть к Нейрону и возвести величественный храм в честь богини любви.
Фильм — «Афродита – богиня любви», 1958;
Однажды на острове собралась компания з высших слоев общества, которая решила сыграть спектакль по книге Перра Луиса «Афродита».
Сценаристы постарались как можно ярче отобразить образ олимпийской небожительницы, ее характер и отличительные черты. Благодаря фильмам и сериалам любой желающий может узнать, что такое Афродита, какое место она занимала среди других богов и кто богиня любви.
Фильм — «Афродита», 1982.
Гера
Жена Зевса, главная из Богинь Олимпа. Она покровительствует семейным узам, хранит семейные отношения, помогает женщинам во время родоразрешения.
Гера — тоже дочь Кроноса и Реи
Когда она была еще девушкой, Зевс полюбил ее, и чтобы она обратила на него внимание, обратился в кукушку, а Гера поймала ее. Однако в семейной жизни она испытывала мучительную ревность к супругу, который утолял свой сексуальный голод и с богинями, и с земными женщинами
Она постоянно насылала бедствия и несчастья на любовниц своего супруга.
Гера — красавица из красавиц. Каждый год она купалась в волшебных источниках, чтобы стать снова девственницей. Изображали Богиню статной и благородной дамой, с диадемой или короной на голове, с кукушкой или павлином, иногда с головой лошади.
Священное дерево
Священное дерево чертога Девы – яблоня. Многие ассоциируют плод этого дерева с христианством и вспоминают историю о запретном плоде. Вот только это гораздо более древний символ, возникнувший задолго до зарождения христианства.
Древние скандинавы называли яблоки пищей богов и верили в то, что круглые яркие плоды дают вечную молодость, а у кельтов яблоко было символом знаний и мудрости.
В славянском язычестве яблоки символизировали молодость и вечную жизнь, а сама яблоня ассоциировалась с красотой и богатством. Яблоки, которые сейчас может купить каждый, в древние времена использовали в сакральных ритуалах и обрядах. С помощью них привораживали мужчин или гадали, делали из них амулет на здоровье.
Замужество с Гефестом
Согласно мифологической версии истории Афродиты, из-за непревзойденной красоты богини Зевс боялся, что другие боги начнут сражаться и спорить друг с другом. Чтобы этого избежать, он заставил Афродиту выйти замуж за кузнеца Гефеста, хромого и уродливого.
По другой версии истории Гера (мать Гефеста) бросила ребенка с горы Олимп, считая, что уродливым нельзя жить с богами. Он отомстил своей матери, создав небесной красоты трон, который захватил ее. В обмен на освобождение Гефест попросил у богов Олимпа руки Афродиты.
Гефест удачно женился на богине красоты и ковал ей свои прекрасные украшения, в том числе цест, золотой пояс, который сделал ее более неотразимой для мужчин. Недовольство Афродиты этим организованным браком заставляет ее искать подходящих любовников, чаще всего Ареса.
Согласно преданиям, однажды бог солнца Гелиос заметил Ареса и Афродиту, тайно наслаждавшихся друг другом в доме Гефеста, и быстро сообщил об этом олимпийскому супругу Афродиты.
Гефест хотел поймать незаконных любовников и поэтому изготовил специальную тонкую и прочную сеть бриллиантов. В нужный момент эта сеть была наброшена на Ареса и Афродиту, застывших в страстных объятиях. Но Гефест был не удовлетворен своей местью — он пригласил богов и богинь Олимпа увидеть несчастную пару.
Некоторые прокомментировали красоту Афродиты, другие с нетерпением выразили пожелание оказаться на месте Ареса, но все издевались и смеялись над ними. Как только смущенная пара была освобождена, Арес бежал на свою родину, во Фракию, а Афродита удалилась в Пафос на Кипре.
После разрушения Трои, Афродита попросила своего сына, Энея, забрать отца, жену и отправиться из Трои. Эней сделал, как велела ему мать, и путешествовал по Средиземному морю, чтобы добраться до итальянского полуострова, где его потомки построили Рим.
Об этом говорится в эпическом стихотворении Вергилия «Энеиде», ставшее вершиной в латинской литературе. В римском эпосе Венера (в греческом варианте Афродита) теперь считается богиней-хранителем Рима. Один миф рассказывает, когда Юнона (в греческом варианте Гера) пыталась открыть двери Рима для вторжения армии, Венера стремилась сорвать ее планы наводнением.
Другие пересказы для читательского дневника
-
Андерсен
Произведения Ганса Храстиана Андерсена
-
Краткое содержание Снап Сетон-Томпсон
Однажды охотник получил от своего друга в подарок щенка. Освободив пёсика из посылочного ящика, мужчине тут же пришлось запрыгнуть на стол, так как маленький бультерьер был весьма агрессивно настроен.
-
Краткое содержание Чехов Белолобый
В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе
-
Краткое содержание Вергилий Энеида
Во времена героев боги спускались с небес к земным женщинам, чтобы родить от них настоящих мужчин. Иное дело – богини, они редко рождали от смертных. Однако Эней, герой романа, был рожден от богини Афродиты и наделен истинной силой.
-
Краткое содержание Пришвин Лисичкин хлеб
Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса. Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах — тетереве и рябчике
Главный герой сказки Андерсена «Огниво» — солдат, возвращавшийся с войны. Шагая по дороге, он встретил ведьму, которая предложила ему раздобыть много денег. Для этого надо было залезть в дупло старого дерева, спуститься в подземный ход и найти там три комнаты.
В одной комнате стоял сундук с медными деньгами, в другой – с серебряными, а в третьей — с золотыми. Сундуки охраняли огромные собаки. Чтобы они не тронули солдата, ведьма дала ему свой волшебный передник. Взамен старуха попросила принести ей огниво, которое лежало в одной из комнат.
Солдат сделал все, как сказала ведьма, и вернулся из дупла, нагруженный золотыми монетами. Когда старуха стала требовать свое огниво, солдат спросил, зачем оно ей? Ведьма не захотела отвечать, и тогда солдат отрубил ей голову. Огниво он положил к себе в карман.
Разбогатевший солдат пришел в город и стал вести богатую жизнь, тратя деньги налево и направо. Вскоре он остался без денег и стал жить бедно. Однажды он вспомнил про огниво и решил им воспользоваться. Но как только он ударил по кремню, перед ним появилась одна из тех собак, которая охраняла деньги в подземелье. Собака спросила, чего желает солдат и тот попросил раздобыть ему денег. Он снова стал богатым и вернулся к прежней разгульной жизни.
В том городе был королевский дворец. У короля была дочь, принцесса, которую никому не показывали, потому что было предсказано, что принцесса выйдет замуж за простого солдата. Солдат захотел увидеть принцессу, и одна из собак ночью принесла ее, спящую, на свой спине. Солдат посмотрел на принцессу, поцеловал ее и собака отнесла принцессу обратно. Утром принцесса рассказала родителям о том, какой необычный сон ей приснился. Но король и королева посчитали, что это был совсем не сон.
Они сумели узнать, куда собака относила принцессу и посадили солдата в тюрьму, решив его казнить. Солдат уговорил мальчишку с улицы принести ему огниво. Когда солдата привели на место казни, он ударил по кремню три раза и все три собаки появились возле него. Собаки расправились с судьями и солдатами, а также с королем и с королевой. Народ сделал солдата новым королем, и он женился на принцессе.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки Андерсена «Огниво» заключается в том, что жизненные дороги могут и простого человека (в данном случае простого солдата) привести к вершинам.
Сказка показывает, что не всегда самым ценным является то, что выглядит дорогим. Солдат набрал в подземелье золота, которое однажды у него закончилось, и при этом не догадывался, что простое огниво гораздо ценнее золота, потому что оно управляет тремя огромными собаками, исполняющими пожелания своего хозяина.
Сказка Андерсена учит быть внимательным и наблюдательным, чтобы не упустить удачные моменты, которые порой бывают в нашей жизни.
В сказке «Огниво» мне понравился солдат, который, став богатым, помогал бедным людям. Он сумел избежать смерти, благодаря своей находчивости, и стал в конце сказки королем.
Какие пословицы подходят к сказке «Огниво»?
Три вещи славят солдата: смелость, победа, награда.
Богат – не хвались, беден – не отчаивайся.
Счастье на деньги не покупается, удача на дороге не валяется.
Мифологические представления о богине
Богиня Макошь – является одной из самых известных богинь славянского пантеона.
Среди прочих богов она упоминается в «Повести временных лет». Бог Перун начинает список, а Макошь его завершает.
Ее место в пантеоне древнеславянских богов
Макошь – дочь бога Рода, отца Мироздания, представляет женскую ипостась созидающей силы Вселенной.
Она – единственное божество из женщин, идол которой стоял на Киевском капище, возведенным князем Владимиром. Кроме того, только ее упомянули в «Повести временных лет», где она замкнула список богов, начинающийся с Перуна.
Будучи супругой бога , она являлась хозяйкой перехода душ из явного мира в иной, а также женским ликом своего мужа, стражника Калинового моста над рекой Смородиной.
Когда жизнь человека завершается, душа оставляет бренное тело и приходит на «пастбище Велесовых». Велес и Макошь встречают ее и проводят совестный суд предков, где определяют ей новую судьбу, исходя из прошлых деяний, чтобы в будущей жизни душа извлекла уроки. Получается, что супруг дает жизнь, а супруга прядет нитями путь.
У Макоши есть две дочери (по некоторым источникам сестры), помощницы в прядении. Одна из них является животворящей силой, светлым ликом своей матери, контролируюшей явный мир. Ее зовут Жива (Доля, Среча). Вторая – Недоля (Несреча, Марена или ), покровительствующая миру навному и рассекающая жизнь своим серпом. Мара есть темный лик Мокоши. Они обе помогают матери ткать полотно жизни душ в земном воплощении.
По другим источникам существует предположения, что она была женой или Сварога и играла лидирующую роль в славянском пантеоне богов. Она могла быть главным культом, в то же время Перун – «дружинным».
Богиня занимала основное место в ведийском храме богов Древней Руси. На это указывает ее смысловая близость со словом «макушка» в значении «вершина, возвышенность».
Образ в славянских легендах и мифах
В легендах и рассказах древних славян покровительница судьбы предстает одинокой сущностью, так как ей не нашлось пары. Она живет в зажиточном доме вместе со своими дочерьми (или сестрами), Долей и Недолей.
Сама Макошь занимается прядением, а потворницы сматывают нити в клубки. Если Недоля взяла в руки клубок, то будут несчастья. Смотанные нити Долей приносят счастливую жизнь человеку.
Исходя из того, что богиня определяют судьбу человека и бога, напрашивается вывод, что Макошь сотворена еще до появления богов.
Список
Традиционно в число олимпийских включаются двенадцать богов в основном из третьего и четвёртого поколения божественных существ «титанов (титанидов)», описанных в греческой мифологии, так называемые «Двенадцатибожие» (Δωδεκάθεον). Вместе с тем, состав «двенадцати» не был каноническим в древнегреческой теологии. В зависимости от местных культов состав двенадцатичленного пантеона менялся. В частности, таких богов в разное время насчитывалось как двенадцать, так и тринадцать, и четырнадцать.
Помимо двенадцати олимпийцев в Древней Греции было много других различных культовых группировок двенадцати богов. Самое раннее свидетельство греческой религиозной практики с участием двенадцати богов появляется не ранее конца VI века до н. э. Согласно Фукидиду (Фукидид, История Пелопоннесской войны. VI, 54:6-7), был установлен на Афинской агоре архонтом Писистратом Младшим (сыном тирана и архонта Гиппия и внуком тирана Писистрата) ок. 522 г. до н. э. Алтарь стал центральной точкой начала отсчёта расстояния от Афин до культовых мест и прибежищ.
В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи (называемые Крониды):
- Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона, бог грома и молний.
- Гера — жена Зевса, покровительница брака, семейной любви.
- Посейдон — бог морской стихии и брат Зевса.
- Аид — владыка Царства Мёртвых и брат Зевса.
- Деметра — богиня плодородия и земледелия.
- Гестия — богиня домашнего очага.
А также потомки Зевса:
- Афина — богиня мудрости, справедливости, наук и ремёсел, а также военного дела. Покровительница городов и мудрости, дочь Зевса.
- Персефона — богиня весны, королева Царства Мёртвых, жена Аида.
- Афродита — богиня любви и красоты.
- Гефест — бог огня и кузнечного ремесла.
- Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства, а также красноречия. Покровитель странствующих.
- Аполлон — бог света, покровитель искусств. Также бог-врачеватель и покровитель оракулов.
- Арес — бог войны.
- Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле, дочь Зевса.
- Дионис — бог виноделия и веселья (в списке 12 олимпийцев вытеснил Гестию).
Литература
- Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
- Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
- Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
- Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
- В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
- Э. Бикерман. Государство Селевкидов
- Э. А. Менабде. Хеттское общество
- А. Кравчук. Закат Птолемеев
- Владимир Миронов. Древние цивилизации
- Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
- Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
- Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
- Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
- Ян Марек. По следам султанов и раджей
- Роман Светлов. Великие сражения Востока
- Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
- коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
- Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
- А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
- М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
- Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
- Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
- Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
- Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
- В. М. Запорожец. Сельджуки
- М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
- М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
- Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
- Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
- Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
- Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
- Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
- Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
- Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
- Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
- Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
- Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
- Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
- Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
- Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
- Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
- Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
- Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
- Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
- Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
- Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
- Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
- Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
- Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
виза в Китайвиза в Болгарию