Глас рассудка
Это небольшие вставки между рассказами — интерлюдии. Такое есть только в первой книге. Обычно в это время Геральт находится в храме. После того, как он вернул упырихе-принцессе человеческий вид, а та чуть не разорвала ему шею, Геральт приехал в храм Мелитэле, где его подлатала жрица.
В храме его любят, но особо вольничать не позволяют. В храме учат лекарству и чародейству. А еще жрица Нэннеке подозревает, что у ведьмака какая-то болезнь. Может это та самая пустота, которая накрывает его от осознания, что сам он не меньшее чудовище, чем те, кого убивает? Кроме того у жрицы на почве того, что у нее гостит ведьмак, возник конфликт с местной властью.
В четвертом Гласе рассудка Геральт коротко рассказал свою историю. Как из обычного ребенка сделали ведьмака травами, да заклинаниями. Как обучали его, как дали мечи и отправили в мир. Как он убил свое первое чудовище, которое оказалось похотливым скотом, пытавшимся изнасиловать маленькую девочку. Никакой благодарности за это он не получил. Потому создал свой собственный кодекс и придерживался его, ибо на самом деле у ведьмаков кодекса нет.
Отступления в «Евгении Онегине»
Лирическое отступление в романе — это не просто размышления о жизни, писатель при помощи данного приема создает впечатление, что он является непосредственным участником событий. Такие размышления стали отличительным признаком романа «Евгений Онегин». Темы лирических отступлений в данном произведении обширны:
- Любовная тема — это одна из важных основ самого романа, а для автора — животрепещущая. Для поэта жизнь и любовь — неразделимы.
- Рассуждения о свободе — отношение к ней у автора менялось на протяжении всего романа: в начале это лишь внешняя сторона жизни, а к окончанию — свобода как состояние души, независимость от общественного мнения.
- О творчестве — благодаря размышлениям поэта о творческой составляющей романа, у читателя возникает ощущение, что он для Пушкина — друг, который сможет оценить его шутки, который может поддержать любую светскую беседу.
- Размышления о жизни — это рассуждения о смысле, назначении ее, как она меняется.
- Природа — простота слога отражает простоту природы России. Большая часть таких описаний дана в восприятии Татьяны и самого поэта.
- Духовная жизнь русского общества — театральные представления, литература, искусство — это все неотъемлемая часть светских людей, к которым относился Евгений Онегин. Поэтому рассуждения поэта на эту тему органично вплетаются в роман.
История создания произведения
«Слово о полку» — текст древнерусской литературы. А что для нее характерно?
- Анонимность автора.
- Летописный или церковный характер. Тексты писались либо для того, чтобы передать исторические события, либо по библейским сюжетам.
- Рукописный характер. До принтеров и даже печатных машинок было еще далеко, поэтому книги писались вручную, оттого их было мало и стоили они дорого.
- Фольклор и фольклорные мотивы. Большая часть населения просто не знала грамота и поэтому не могла читать. Также развивалось устное народное творчество, а в литературе сохранялись фольклорные мотивы
Авторство
Об анонимности мы упомянули. Автор «Слова…» действительно неизвестен. Но кое-что мы про него все же знаем:
- Патриот. Мы слышим сожаления автора по поводу необдуманного похода князя Игоря. Переживания наполнены патриотизмом, потому что поход князя Игоря угрожал безопасности государства. Автор также призывает князей объединиться для защиты Руси.
- Приближенный к князьям, возможно, дружинник (состоит в княжеском войске). Это мы понимаем, потому что знает подробности жизни князей. Также знаком с военным делом, потому что описывает сражения.
- Образованный человек. В то время большинство людей были безграмотны — даже не умели читать и писать. Поэтому сам факт написания произведения свидетельствует об образованности загадочного автора.
Дата создания
С автором загадка сохраняется, а что насчет времени написания? Конкретная дата тоже неизвестна.
Мы знаем точно: поэма была написана в XII веке. Литературоведы выделяют разные события, которые считают возможным временем создания произведения.
Так, Б.А.Рыбаков называет осень 1185 года, вскоре после самого похода на половцев. Д.С.Лихачев считает, что произведение написано не позднее 1187, года смерти Святослава.
Ура, пазл “История создания” найден!
Лирические отступления и их роль в произведении
Лирические отступления – внесюжетные, жанрообразующие и структурно значимые элементы текста, встречающиеся в литературном произведении «большой формы» (роман, поэма) и вносящие в повествование признак авторского присутствия. Обычно лирические отступления имеют вид «фрагментов», «вставок», «боковых веток» (С. Д. Кржижановский), прерывающих основной рассказ. Классические лирические отступления можно наблюдать в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», прозаической поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», поэмах Дж. Г. Байрона (в частности, «Дон Жуан») и других.
В архитектонике произведения они столь же важны, как и сюжетные фрагменты (главы, строфы и другие). В случаях, когда речь идёт о произведении со смешанной родовой и жанровой природой, они являют собой основу его структуры. Как правило, в текстах такого плана явно выражено эпическое начало. В произведениях эпохи романтизма и позднее оно выражается не столько через центральное место грандиозного исторического «события» в сюжете, имеющего значение для целого народа или нации, сколько через широту панорамы изображаемого, масштабность описываемого, которому придается общечеловеческое значение. В таком случае в лирических отступлениях на первый план выступает собственно лирическое начало, которое и делает произведение лироэпическим.
Однако в ряде случаев именно через призму индивидуального восприятия можно увидеть и оценить масштабные явления, благодаря чему происходит «возвращение» («обращение») к эпическому. Недаром в тексте произведения лирические отступления занимают значительное место (в «Евгении Онегине» их насчитывается двадцать семь, не считая пятидесяти разнотипных лирических вставок). В «Евгении Онегине» они касаются не только «женских ножек» или картин русской природы, но и характерных для эпохи 1820-х гг. черт русской жизни (лирическое отступление о Москве в момент наполеоновского нашествия и другие; быт и нравы дворянской России, приметы литературного быта в главе 1 романа, разговор о литературе как виде искусства и другие). Именно лирические отступления способствуют тому, чтобы «Евгений Онегин» из истории любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина превратились в «энциклопедию русской жизни» (В. Г. Белинский), а гоголевский рассказ об афере Чичикова в конце повествования окончательно преобразился в рассуждение об исторических судьбах России: начиная последний фрагмент путешествия Чичикова на тройке лошадей, писатель постепенно отходит от описания реалий к передаче собственных переживаний, и этот лирический компонент способствует трансформации брички в сказочную «птицу-тройку».
Лирические отступления можно рассматривать и как композиционно-стилистический прием. Прерывая нить повествования, автор получает возможность прямого высказывания на темы, близкие ему, но не обязательные для раскрытия сюжетных коллизий. В ряде случаев они как бы «тормозят» развитие событий, стимулируя читательский интерес; одновременно он превращает и автора из рассказчика или повествователя в одного из главных героев произведения. Зачастую лирические отступления, расширяя художественное пространство, поддерживают сюжетное время.
Чтобы понять их природу, следует проанализировать роль и место историософских и философских отступлений в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Они возникают, во-первых, в тесной тематической связи с описываемыми по ходу развития сюжета событиями и, во-вторых, несут эпический, а не лироэпический и уж тем более не чисто лирический заряд. В особо сложных случаях комбинации жанров и мены сущностей поэзии и прозы — как с «Евгением Онегиным», который является «романом в стихах», или с «Мёртвыми душами», определёнными автором как поэма и написанными прозой, обладающими явной романной основой, — именно лирические отступления выступают в качестве жанрообразующего начала.
К немногим современным произведениям, в которых они встречаются, следует отнести роман в стихах В. Гандельсмана «Там на Неве дом… » (см. об этом: Панн Л. «Как вдруг растормошённая зола…» // Новый Мир, 1996, № 10). Автор не выходит за пределы тематики лирических отступлений, заданной Пушкиным и Гоголем; в частности, объектом лирического переживания в его случае является поэтическое слово, отрефлектированное посредством явлений природы.
Основные разновидности
В романе Пушкина «Евгений Онегин» можно увидеть 7 основных типов лирических вставок. Их характеристика:
- Автобиографические. В них рассматривается жизненный путь А. С. Пушкина. В произведении присутствует большое количество фактов из детства и юношества автора. В дальнейшем эти выноски использовались литературоведами при составлении подробной биографии Александра Сергеевича.
- Литературно-полемические. Поэт рассуждает о литературном языке и обилии иностранных слов в современной русской речи. Автор также выражает свое отношение к классицизму, реализму, сентиментализму и романтизму.
- Морально-этические. Пушкин рассуждает о нравах людей в Российской империи начала XIX столетия. Он размышляет о дружбе, любовных отношениях, институте семьи и конфликтах между разными поколениями.
- Природные. Автор описывает живописные места, находящиеся в России. Он восхищается красотой русской природы и дает характеристику всем временам года.
- Исторические. Поэт перечисляет множество фактов из российской истории. Наибольшее количество авторских отступлений на эту тематику посвящено Отечественной войне 1812 г. Пушкин пишет о влиянии этого исторического события на развитие Российской империи и формирование пушкинского поколения.
- Бытовые. Александр Сергеевич приводит факты из повседневной жизни представителей разных сословий. Он описывает методы воспитания светской молодежи и популярные виды народных развлечений. Также в бытовых лирических вставках можно узнать о моде XIX в.
- Морально-этические. Автор старается найти ответы на сложные философские вопросы. Эти выноски переполнены глубокими мыслями на темы дружбы, любви, добра и зла.
Примеры основных разновидностей лирических выносок в романе представлены в таблице.
Вид лирических отступлений | Цитата из литературного произведения |
Автобиографические | «Там некогда гулял и я, Но вреден север для меня» |
Литературно-полемические | «Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет…» |
Философские или морально-этические | «Увы! На жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут… Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время…» |
Исторические | «Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» |
Бытовые | «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас немудрено блеснуть» |
Природные | «Когда мальчишек радостный народ Коньками режет лед» |
Другие отступления в поэме
Более короткие размышления позволяют читателю лучше представить образ героев поэмы, в которых можно увидеть слабости человеческого характера. В «Мертвых душах» короткие лирические отступления — это размышления автора о человеческой природе, о причинах каких-либо поступках людей. Они органично вплетаются в поэму, делая ее еще более выразительной, и погружают читателя в мир Чичикова и помещиков. Эти небольшие отступления не философского характера, а больше рассуждения на жизненные темы и о творчестве.
Анализ лирического отступления позволит понять, для чего автор ввел его в том или ином месте произведения. Читатель может порассуждать о том, насколько естественным и уместным оно является. Также во время подробного разбора отступления нужно определить, к какой теме оно относится. Лирическое отступление — это возможность автора стать настоящим участником повествования и общаться с читателем. Такой прием позволяет понять всю глубину творения, расширить границы повествования, чтобы читатель смог увидеть, каким многогранным может быть литературное творение.
Образ автора в лирических отступлениях
Пушкин, благодаря новаторскому приему отступлений, незримо присутствует рядом с читателем на протяжении всего романа. Он подталкивает читателя на понимание тех или иных нюансов, позволяет перенестись во времени, выражает свой взгляд на многие события не только в романе, но в реальной жизни.
С главным героем романа автор себя не сопоставляет. Он намеренно подчеркивает с помощью отступлений автора, что отношение к театру, женщинам, природе, и вообще жизни, у них разное. что касается Ленского, то автор также выражает некоторое несогласие с его взглядами. Например, восторженное восприятие жизни и поэтическое Пушкин не сводит к одинаковым понятиям. Александр Сергеевич – не только рассказчик произведения. Он его истинный автор, который через персонажей и свое к ним отношение показывает настоящую жизнь.
За время написания романа сам Пушкин взрослеет и приобретает новые взгляды. Начиная работу над романом, автор представляется читателю молодым и горячим, а в конце произведения писатель уже стал более зрелой личностью.
Для чего нужны?
Роль лирических отступлений важна, т.к. они позволяют посмотреть на произведение под другим углом, увидеть идейный замысел. При помощи них автор как бы «замедляет» развитие событий в повествовании, что дает возможность читателю задуматься о важных жизненных ценностях.
Лирические отступления — это и возможность автора непосредственно общаться с читателями, как бы приоткрывая свои мысли. Так у людей возникает ощущение того, что смогли понять по-настоящему произведение; ощущение того, что писатель поделился с ними чем-то важным.
Лирические отступления — это мысли, наполненные философским смыслом, которые помогают настроить читателей на более серьезное восприятие произведения. Или же они могут отражать гражданскую позицию автора, звучать как призыв к действиям. Эти размышления могут быть и органично вплетены в канву произведения, т.к. связаны непосредственно с самим сюжетом произведения.
Публикация таинственного древнерусского текста
Как мы уже сказали, в основе произведения — реальный поход Игоря Новгород-Северского 1185 года. Стоит отметить, что об этом событии сохранилось два летописных рассказа: Лаврентьевская летопись и Ипатьевская летопись. Летописи писали, чтобы запечатлеть исторические события, поэтому упоминание похода в летописях говорит о достоверности события.
Теперь разберемся, как произведение публиковалось и дошло до наших дней.
Получается, что после пожара остается только екатерининская копия. Но на этом история пути древнерусского текста не завершается.Казалось бы, он столько всего пережил — прошел огонь, воду и медные трубы. А что потом? Потом — перевод.
Зачем же переводили русское произведение на русский язык?Дело в том, что «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Нам может показаться, что, раз он русский, значит, понятен и сейчас. Но давайте посмотрим на небольшой отрывок из «Слова…» в оригинале: «Не лЪпо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повЪстий о полку ИгоревЪ, Игоря Святъславлича! Начати же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!»Все-таки, возможно, мы переоценили свои способности. Читать текст трудно, хоть нам понятны некоторые моменты. Правда и тут скорее работает память о прочитанном, чем встроенный гугл-переводчик.Кстати о переводчиках (но не гугл, а самых настоящих)!Самые известные переводы произведения принадлежат Д.С.Лихачеву и Н.Заболоцкому и В.А.Жуковскому. В нашем анализе мы будем использовать цитаты из перевода Заболоцкого. |
Мы разобрались с еще одним пазлом — “Историей публикации”! Двигаемся дальше.
Другие отступления в поэме
Более короткие размышления позволяют читателю лучше представить образ героев поэмы, в которых можно увидеть слабости человеческого характера. В «Мертвых душах» короткие лирические отступления — это размышления автора о человеческой природе, о причинах каких-либо поступках людей. Они органично вплетаются в поэму, делая ее еще более выразительной, и погружают читателя в мир Чичикова и помещиков. Эти небольшие отступления не философского характера, а больше рассуждения на жизненные темы и о творчестве.
Анализ лирического отступления позволит понять, для чего автор ввел его в том или ином месте произведения. Читатель может порассуждать о том, насколько естественным и уместным оно является. Также во время подробного разбора отступления нужно определить, к какой теме оно относится. Лирическое отступление — это возможность автора стать настоящим участником повествования и общаться с читателем. Такой прием позволяет понять всю глубину творения, расширить границы повествования, чтобы читатель смог увидеть, каким многогранным может быть литературное творение.
Литературные жанры
Жанр — это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.
Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное — вид. Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) — жанрами.
Пример: род — эпический, вид — рассказ, жанр — святочный рассказ.
Роды литературы и их жанры, таблица.
Эпос | Лирика | Драма | |||
Народный | Авторский | Народный | Авторский | Народный | Авторский |
Эпическая поэма:
Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:
|
Эпический роман:
Малые жанры:
|
Песня. | Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. | Игра, обряд, вертеп, раек. | Трагедия и комедия:
Драма:
Водевиль Фарс |
Современные литературоведы выделяют 4 род литературы — лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой — описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.
Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.
К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора.
Последние отступления
Гражданский пафос Гоголя особенной силы достигает в отступлении «Русь! Русь!…». Оно являет, как и помещенный в начале 7-й главы лирический монолог, отчетливую грань между звеньями повествования — рассказом о происхождении главного героя (Чичикова) и городскими сценами. Здесь тема России развернута уже широко. В ней «неприютно, разбросано, бедно». Однако именно здесь рождаются богатыри. Автор вслед за этим делится с нами мыслями, которые были навеяны ему мчащейся тройкой и далекой дорогой. Николай Васильевич одну за другой рисует картины родной русской природы. Они возникают перед взором мчащегося по осенней дороге на быстрых конях путешественника. Несмотря на то что остался позади образ птицы-тройки, в этом лирическом отступлении мы чувствуем его вновь.
Рассказ о Чичикове завершается высказыванием автора, которое является резким возражением относительно того, кого главный герой и все произведение в целом, изображающее «презренное и дурное», могут шокировать.
Жанровое своеобразие произведения
Итак, разберемся с родом, жанром и направлением литературного произведения.
К какому роду мы относим произведение?
Род «Слова…» — лиро-эпос. Как мы видим, в названии сочетаются слова лирика и эпос. Мы так и будем говорить, что в произведении совмещаются лирическое и эпическое начало.
Лирическое начало проявляется в: | Эпическое начало мы замечаем, потому что: |
— некоторых эпизодах: они показаны через призму личных переживаний героев (например, в Плаче Ярославны);— образе автора: виден акцент на его мировосприятии (оценивает происходящие события, выражает свое мнение);— лирических отступлениях. | — видим описание событий: поход князя Игоря на половцев, нападение половцев на русские войска |
К какому жанру можно отнести произведение?
В произведении сочетаются черты разных жанров, а значит мы можем говорить о жанровом синкретизме.
Жанровый синкретизм — смешение, переплетение разных жанров в одном произведении.
Черты каких жанров есть в «Слове…» ?
Слово. Слово — историческое произведение, в котором описаны реально происходившие события и имеющее дидактический, нравоучительный характер. Определение жанра звучит в названии: «Слово о полку Игореве», и в самом произведении. Например:
Не пора ль нам, братцы, начать
О походе Игоревом слово
Повесть — среднее по объему эпическое произведение, сюжет обычно построен хронологически.
По содержанию «Слово о полку Игореве» — военная повесть, потому что в произведении изображены сражения. На жанр нам снова указывает сам текст произведения:
Повесть о године бед
Песня. Это народный лирический жанр, для которого характерен психологический параллелизм. Подробнее про него и другие средства выразительности можешь почитать в статье «Средства художественной выразительности. Часть 2». Сюда же относится и яркое выражение эмоций. И этот жанр называется в самом произведении:
Пусть начнётся же песнь эта. по былям нашего времени
Былина. Это народная эпическая песня (сам жанр снова совмещает в себе эпическое и лирическое) о героических событиях и важных исторических эпизодах.
А что насчет литературного направления?
Направление для этого текста мы не определяем.
Почему? Потому что для литературных направлений слишком рано.
Первое литературное направление, которое сформировалось в русской литературе, — классицизм. Он появился в отечественной литературе в XVIII веке. Подробнее про классицизм и другие литературные направления — в статье «Историко-литературный процесс».
«Слово…» появляется намного раньше, чем возникает понятие литературного направления.
Еще один пазл найден, а мы идем дальше.
Проверь себя
Задание 1.
С какого языка было переведено произведение? Ответ запишите цифрой.
- С татарского.
- С древнегреческого.
- С древнерусского.
- С латинского.
Задание 2.
Черты каких жанров есть в «Слове о полку Игореве»?
- Слово
- Эпопея
- Повесть
- Песня
Задание 3.
Выберите идею произведения:
- Половцы — главный враг Руси.
- Игорь — предатель родины и тщеславный князь.
- Русским князьям необходимо прекратить междоусобицы и объединиться.
- Природные знамения и сны не могут оказаться пророческими.
Задание 4.
К какому литературному направлению относится произведение «Слово о полку Игореве»?
- Романтизм.
- Классицизм.
- Сентиментализм.
- Нет верного варианта ответа.
Задание 5.
Какие исторические факты находят отражение произведении?
- Поход киевских князей против печенегов.
- Поход Игоря против половцев в 1185 году.
- Феодальной раздробленность.
Ответы: 1 — 3; 2 — 134; 3 — 3; 4 — 4; 5 — 23.
Развернутые отступления
- О силе русского слова и о том, как талантлив русский народ.
- Лирическое отступление о юности и о том, каким было восприятие автора в юношеские годы, которое открывает шестую главу.
- Рассуждения о творческой судьбе писателя. В этих отступлениях автор высказывает свои взгляды на творчество.
- О любви автора к Руси и о ее будущем — это отступление в 11 главе является, пожалуй, самым известным из всей поэмы. С помощью описания дороги и летящей тройки рисуются картины русской природы. Но самый главный для Гоголя вопрос о том, что будет в будущем с Россией, остается без ответа. И такой открытый финал заставляет читателя самого поразмыслить на тему будущего русского народа.
Основано на реальных событиях: исторический контекст
Прежде чем собирать пазл давайте подготовим для этого рамку.
К чему вся эта ерунда, спросите вы. Ответ прост: рамка нужна не просто так. В нашем случае рамка — это исторический контекст произведения.
Исторический контекст произведения — условия и события, в которых создается произведение или которые описаны в нем.
Так что происходило на Древней Руси, когда писалось «Слово…»?
- Феодальная раздробленность.
Феодальная раздробленность — период русской истории, когда происходит дробление земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя.
Проще говоря, русская земля разделена на отдельные части — княжества. Они не подчинялись одному единому правителю, а иногда принимали самостоятельные решения без ведома соседей (например, о военных походах). В каждом княжестве — своя власть. Древняя Русь слабела также из-за междоусобиц.
Междуусобица — конфликт между частями одного государства (в случае Древней Руси — княжествами).
Понять и запомнить, что такое феодальная раздробленность поможет ассоциация с футбольной командой. Если каждый участник играет сам за себя, а внутри команды, к тому же, все ругаются, матч вряд ли пройдет успешно.
- Угроза от половцев
Половцы — кочевые племена из степи. У половцев были разные орды под управлением ханов. Они обладали достаточной самостоятельностью для совершения набегов. Племена совершали набеги на русские земли в XI-XII вв. Это были именно набеги с целью ограбить русские земли. Никаких глобальных идей захватить Русь у племен в начале не было.
Русские князья не воспринимали эту угрозу серьезно. Кочевые племена жили рядом с древнерусским государством всегда. Однако половцы осуществляли набеги во время раздробленности, поэтому ослабленная Русь получала большой урон.
На Руси все средства хороши: как русские князья обращались за помощью к врагам?Половцы совершали набеги на Русь не только по своей воле. Князья использовали половцев как оружие для междоусобиц. Например, Олег Святославич использует их для борьбы с Всеволодом Святославичем. Да, такое вот крысятничество! Кстати, за этот поступок Олега в «Слове о полку Игореве» автор называет Олегом Гориславичем. |
Нападение русских на половецкие кочевья. Миниатюра из Радзивиловской летописи
Все это очень увлекательно, но какое именно историческое событие ложится в основу «Слова…»?
В «Слове о полку Игореве» автор рассказывает о походе князя Игоря Новгород-Северского с братом Всеволодом на половцев в 1185 году.
Зачем он туда вообще пошел?
Князь Игорь с братом Всеволодом и другими князьями отправился в поход, находясь под впечатлением от побед киевских князей над половцами в 1183-1184 гг. Князь Игорь даже надеялся вернуть контроль над Тмутарканским княжеством, потерянный в 1094 году.
А теперь хронология:
Вот мы и собрали рамку нашего пазла, разобравшись с историческим контекстом.
Виды лирических отступлений
Они подразделяются на несколько групп:
- авторские — они могут быть написаны в виде воспоминаний или рассуждений о ценностях;
- критико-публицистические — писатель ими «комментирует» произведение, рассуждая о том, как можно было бы лучше написать свое творение;
- разговоры на житейские темы — писатель может выступать в различных ролях, которые могут отличаться в зависимости от его точки зрения;
- пейзажные — красивые отвлеченные описания природы помогают читателю лучше представить картину описываемого;
- на гражданскую тему — авторские высказывания о важных исторических событиях.
Любовь к России
Такие отступления наглядно показывают особенность русского человека и природы. Безграничная любовь автора к родине выше других чувств. Никакие преграды не остановят Россию. Она выдержит и выйдет на широкую ясную дорогу, выберется из всех противоречий жизни.
- Русь – Тройка. Дорога, по которой несет страна, вызывает в душе Гоголя восторг. Россия свободна, она любит скорость, движение. Автор верит, что страна найдет путь к счастливому для народа будущему.
- Дороги. Дороги в отступлении – это сила, которая покоряет человека. Он не может сидеть на месте, стремится вперед. Дороги помогают ему увидеть новое, посмотреть на себя со стороны. Дорога ночью, ярким днем и чистым утром различна. Но она всегда хороша.
- Русь. Гоголь переносится в прекрасное далеко и пытается рассмотреть русские просторы. Он восхищается красотой, умением скрыть тоску, печаль и слезы жителей. Простор страны покоряет и пугает. Зачем он дан России?
- Русское общение. Гоголь сравнивает обращение русских с другими народами. Помещики провинции меняют стиль разговора в зависимости от состояния собеседника: количества душ. «Прометей» канцелярии становится «куропаткой» у дверей начальства. Человек меняется даже внешне, он становится в раболепии ниже, при низшем сословии громче и смелее.
- Русская речь. Слово, произносимое русским народом, меткое и весомое. Его можно сравнить с вещами, вырубленными топором. Слово, созданное русским умом, идет из самого сердца. Оно «замашисто, бойко», отражает характер и самобытность народа.
Виды лирических отступлений
Они подразделяются на несколько групп:
- авторские — они могут быть написаны в виде воспоминаний или рассуждений о ценностях;
- критико-публицистические — писатель ими «комментирует» произведение, рассуждая о том, как можно было бы лучше написать свое творение;
- разговоры на житейские темы — писатель может выступать в различных ролях, которые могут отличаться в зависимости от его точки зрения;
- пейзажные — красивые отвлеченные описания природы помогают читателю лучше представить картину описываемого;
- на гражданскую тему — авторские высказывания о важных исторических событиях.
Явление сэра Йожа из Эрленвальда
И вот в разгар застолья, когда гости были уже изрядно пьяны, в зал вошел рыцарь в странных доспехах. Он представился как Йож из Эрленвальда. Ион пришел за наградою, обещанной ему 15 лет назад ныне покойным королем Цинтры. Королева знала о Праве неожиданности, но такой поворот событий ее не устраивал.
Во-первых, ее бесит то, что муж распорядился судьбой ее собственного ребенка, во-вторых, больше всего ее беспокоит безопасность страны. А чтобы решить вопрос она решила стравить претендентов. Быть может, они убьют Йожа и тогда все пойдет как надо? Кстати, тут есть интересный момент о силе и видящих ее:
И что интересно, в случае с Предназначением тоже учитывается добрая воля ребенка-неожиданности. То есть, если Паветта не согласится идти с Йожем, никакого права у него на нее нет. С другой стороны получается, что если ребенок предназначен, то он просто не ответит иначе чем согласием. И это условие поставил король 15 лет назад. Ага, вот еще интересное:
Жанровая принадлежность
С момента первой публикации текста произведения (1800 год) его относили к разным литературным жанрам:
- Песнь – в защиту этой версии говорит разнообразие и певучесть слога, его вычурность и множество стихотворных форм,
- Ораторская речь – в тексте встречается множество прямых обращений к князьям, народу и воинам,
- Плач на погребение – в защиту этой теории говорит ограниченность повествования и возвышение слога лирического над эпическим.
Филологи, изучающие произведение в последние 10-15 лет, склоняются к мнению, что жанр «Слова» это хвалебная песнь или плач, поскольку текст близок к ним по своему содержанию и стилистическим особенностям.
Чему посвящено «Слово»?
Посвящено произведение военному походу князя Игоря на половцев, который закончился полным поражением. Песнь складывается из событий той кампании: предвестники неудачи, засада, бегство войска, плен Игоря и активное наступление врагов на города Киевской Руси.
Но между строк можно прочитать и другое посвящение – русской земле, русскому народу. Автор рассказывает о прошлых событиях, которые уже стали историей государства, о современности, о событиях на Руси. Главным героем его эпоса становятся не князья, а земля, люди, которые страдают от безрассудства князей и от нападения внешних врагов.
Слово о полку Игореве затмение
Заключительный эпизод «Слова»
Заключительной картиной песни становится возвращение князя Игоря из плена. Автор рисует возмужавшего князя, который направляется к церкви, чтобы поблагодарить Бога за свое спасение. Народ радуется его возвращению. Раздаются крики славы старым и новым князьям, войску. Восхваление русского народа – это то, чем заканчивается слово. Несмотря на страдания, которые претерпел народ и его князь, автор все же верит в их будущее, верит в то, что будут еще славные дни на Руси.
Интересно! Эпос написан со многими отсылками к язычеству, но последние строчки как бы подчеркивают христианскую веру войска и князя. Некоторые исследователи считают этот кусок поэмы вставкой уже времен Владимира Великого.
Художественные особенности
Произведение стало уникальным памятником литературы за счет сочетания в себе лирического и эпического начала. Художественные особенности «Слово о полку Игореве» можно выделить в список:
Многократное использование военной терминологии и элементов ораторской речи
Многочисленные повторы, акцентирующие внимание на определенной мысли. Тесная связь с фольклорным символизмом: луна и солнце, кукушка с соколом, сизый орел
Поэма наполнена звуками: ржут лошади, трубят трубачи, скрипит седло, и красками: тучи черные, струи серебряные, щиты алые. Силы природы становятся одушевленными персонажами, как и скорбь с плачем. Встречаются языческие мотивы: Ярославна разговаривает с ветром, Днепром, солнцем.
Анализ художественных особенностей текста подтверждает, что литература того времени накопила и активно использовала опыт народного творчества.
Слово о полку Игореве
Отступления в «Евгении Онегине»
Лирическое отступление в романе — это не просто размышления о жизни, писатель при помощи данного приема создает впечатление, что он является непосредственным участником событий. Такие размышления стали отличительным признаком романа «Евгений Онегин». Темы лирических отступлений в данном произведении обширны:
- Любовная тема — это одна из важных основ самого романа, а для автора — животрепещущая. Для поэта жизнь и любовь — неразделимы.
- Рассуждения о свободе — отношение к ней у автора менялось на протяжении всего романа: в начале это лишь внешняя сторона жизни, а к окончанию — свобода как состояние души, независимость от общественного мнения.
- О творчестве — благодаря размышлениям поэта о творческой составляющей романа, у читателя возникает ощущение, что он для Пушкина — друг, который сможет оценить его шутки, который может поддержать любую светскую беседу.
- Размышления о жизни — это рассуждения о смысле, назначении ее, как она меняется.
- Природа — простота слога отражает простоту природы России. Большая часть таких описаний дана в восприятии Татьяны и самого поэта.
- Духовная жизнь русского общества — театральные представления, литература, искусство — это все неотъемлемая часть светских людей, к которым относился Евгений Онегин. Поэтому рассуждения поэта на эту тему органично вплетаются в роман.