Три пальмы лермонтов краткое содержание 5 6 предложений

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы, они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова

Стихотворение Лермонтова было написано в 1838 году, являющееся притчей, в которой есть глубокий смысл. В этом произведении, автор выделяет главных героинь, как три пальмы, находящиеся в пустыне, в которой ни разу не было человека. Но ручей, протекающий на просторах той пустыни, превратил этот безжизненный, окутанный мраком кусочек планеты, в настоящий и прекрасный рай.

Единственная проблема заключается в том, что этот удивительный мир, не доступен никому из живых существ. Три пальмы молят о том, чтобы наконец осуществилась их мечта и они смогли помогать путникам найти дорогу и укрывать их от яркого солнца. Их просьбы услышал автор, помог осуществить их мечту. Недалеко от них, появилось много желаемых гостей. Они представляли собой целый караван торговцев. Но пальмы ещё не знают о том, какую опасность представляют собой эти люди. Вскоре, их будут колотить топорами, гости будут нуждаться в огне. После руки живого существа, этот рай преображается в прежнее место, полное мрака и темноты.

Первый вопрос, являющийся актуальным в этом произведении — отношение человека к природе. Раскрывается тема о том, что человек может погубить природу ради собственной выгоды. Философская мысль стихотворения заключается в том, что прежде чем просить чего-то у Бога, в начале, необходимо подумать о последствиях, которые могут произойти. Если жизнь идёт по определенной прямой, которая сформирована высшими силами, то нужно что раз подумать, прежде чем просить изменений в ней. Попытка изменить что-то в своей жизни, может повлечь за собой множество последствий, которые будут вам неприятны.

Лермонтов, непосредственно связывает человека с пальмами. Пытаясь прервать цепь задуманных событий, нужно помнить о том, какие изменения могут произойти потом. Не многие задумываются о том, что такое изменение, может послужить разочарованием, а не к желаемому результату. Разочарование, с точки зрения библейского значения, убивает в вас не только душу, которая то и дело разорвётся от обиды, но и тело тоже не мало страдает. Желания — прекрасная вещь, но они могут и не сбыться. Человеку всегда нужно осознавать свои возможности и не задумываться о координатных последствиях в своей жизни, ведь они приведут к губительному исходу.

Рассказ об убийстве

Используя олицетворение, Лермонтов превращает зарисовку стоянки путников в такой драматичный рассказ о чувствах и гибели, что сжимается сердце. Пальмы с самого начала предстают перед нами, как живые существа. Они, словно люди, ропщут, замолкают, потом благосклонно приветствуют пришельцев, кивая «махровыми головами», а когда по их корням застучали топоры, они падают без жизни. Стволы автор уподобляет изрубленным телам, подвергшимся пытке медленного сожжения, а листву — одежде, которую сорвали и растащили малые дети. После этого перед нами возникает безжизненная и статичная картина смерти и запустения.

Три пальмы как символ бунта против Божественной воли

Не случайно с первых строк Лермонтов присваивает им эпитет «гордые». С библейской точки зрения гордость, гордыня — это тяжкий порок и грех. Действительно, пальмы не удовольствовались той благой участью, которую определил им Бог, они возмутились: нет никого, кто мог бы оценить их красоту и величие, стало быть, жизнь проходит зря! Бог направил события по иному пути, который обернулся для пальм гибелью. Трагизм ситуации не скрывает даже и тот пересказ баллады, который умещается в краткое содержание. Лермонтов уподобил трехчастному человеческому существу, состоящему из тела, души и духа, в котором взбунтовались все три части, потому и не осталось от оазиса (прообраза гармоничного человека) даже следа, и лишь нелюдимый коршун иногда убивает и терзает свою добычу в том месте, что было предназначено для торжества жизни.

Композиция стихотворения

У баллады кольцевая композиция. Она выстраивалась на противопоставлении в первом и последнем катрене темы жизни и смерти. В первом четверостишии Лермонтов описывает райскую жизнь в оазисе среди пустыни. В завершающей строфе этот островок рая умирает, становясь никому не нужной кучкой пепла. Песок больше не сдерживают прекрасные пальмы и он уничтожает ручей — источник жизни. Посреди сухой, душной пустыни больше нет оазиса, а без него она предвещает одиночным путникам только гибель.

В стихотворении Лермонтов отчетливо выражает личное мнение. По убеждениям автора каждый, кто желает жить для окружающих и доставлять пользу людям, обязательно окажется использованным, растоптанным и уничтоженным теми, кого волнует исключительно личная польза.

Тематика произведения

Нередко в учебниках по литературе для средней школы помещают иллюстрации к данному стихотворному тексту. Но даже и без них становится ясным, что основной темой является судьба трех горделивых пальм, которые росли в пустыне, в одиночестве, постепенно осознавая тщетность своей жизни. Их листья постепенно утратили яркие краски и стали засыхать, а цели, высшего смысла они найти не смогли.

Деревья в отчаянии стали роптать на бога, обвиняя его в том, что он обрек их на одинокое существование. И кажется, что само небо услышало их: впереди показался караван верблюдов. Однако трагичность стихотворения подчеркивается тем, что, получив долгожданное общество, пальмы погибли под ударами топоров. Да, они принесли пользу людям, их наконец-то оценили, но плата за это оказалась слишком высока.

Подобное содержание можно встретить и в других балладах и сказаниях Лермонтова: поэт не смог в полной мере найти свое место в мире, страдал от одиночества, нереализованности глубинных мыслей и идей, которые и передавал своим персонажам.

«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой
. поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни
.

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой
. Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли»
. именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые»
по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки»
и «черные очи»
арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки»
. «с криком и свистом»
. «взрывая песок»
) указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою»
. Душа человека гибнет от «топора»
мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы
. люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию
. основанную на приеме антитезы
жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный»
пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию
. Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы»
. Не желающие жить «без пользы»
и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!»
. Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой»
из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!»
. Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать»
.

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием
. трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства
. эпитеты
(ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой
), метафоры
(песок крутился столбом, пылающая грудь
), сравнения
(люди – «малые дети»
. караван «шел, колыхаясь, как в море челнок»
), олицетворения
(родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей
). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм»
людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация
звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

Композиционные особенности

Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» имеют хорошо различимую кольцевую композицию, построенную на антитезе.

Действительно, начинает М. Лермонтов «Три пальмы» описанием оазиса, им же и заканчивается. Только вот картина прямо противоположная. Если в первом четверостишье взору читателя предстает безмятежная жизнеутверждающая картина: зеленый уголок среди пустыни, голубое небо, золотой песок. Как только на горизонте появляется караван будущих убийц, меняются цвета – они становятся черными, темными. Кроме того, меняются звуки. Все происходит как будто в вихре: «взрывая песок», «Араб горячил вороного коня», «конь… прыгал, как барс», «с криком и свистом несясь по песку».

Последние два четверостишья прямо противопоставлены первому: от жизнеутверждающей картины остался пепел, в этом месте поселилась печаль

Акцентируется внимание на жаре, зное, в то время как в первом четверостишье делается упор на холод, студеную воду, тень. В этом месте поселяется одиночество: «все дико и пусто кругом», «коршун…степной нелюдим»

Антитеза прослеживается не только на лексическом уровне, но и на фонетическом. Если при описании безмятежной жизни пальм и ручья мы слышим приятное благозвучие, то при описании каравана используются преимущественно резкие сочетания согласных с использованием сонорных: «Мотаясь, висели мееых гоов Узоые полы похоых анов».

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые – они волнуют человечество испокон веков.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» (2 вариант)

Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам. Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование, так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

Ещё по теме: Михаил Лермонтов ~ Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный) (+Анализ)

История создания

Красиво, но очень грустно звучит стихотворение «Три пальмы» Лермонтова. Его анализ следует начать с краткой истории создания. Произведение было написано в 1838 году, а свет увидело в 1839 году.

Литературоведы относят его к зрелому периоду творчества романтика, когда его взгляды уже полностью сформировались, а юношеские искания прекратились, сменившись горечью разочарования и недовольством своей судьбой.

Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», популярном журнале тех лет, где в свое время издавались Пушкин, Тургенев, Некрасов. В небольшом поэтическом тексте можно найти пересечения с «Подражанием Корану» Пушкина. В частности, используются похожие образы.

Основная мысль

Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.

Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.

«Анализ стихотворения «Три пальмы».»

Во всех своих произведениях Михаил Юрьевич Лермонтов призывает людей к размышлению, но чаще всего автор выражает свои чувства одиночества и скрытой печали, своё тяготение к иному миру, миру фантазий и мечтаний. И в стихотворении «Три пальмы» поэт ставит перед читателями всеми волнуемый вопрос о смысле бытия.

В песчаных степях аравийской земли, средь раскаленного песка и знойного ветра, росли три пальмы. Их широкие зелёные листья хранили родник от знойных лучей и летучих песков. Оазис в пустыне всё вокруг оживляет своим видом. Однако не зря автор в первой строфе употребил эпитет «гордые пальмы». Они стали роптать, отвергая справедливость Создателя, и Господь в тот же час исполнил их желание, тем самым наказав и погубив их. К оазису подошёл богатый караван.

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студёный ручей.

Казалось бы, наконец — то пальмы принесли пользу людям. Однако у караванщиков совершенно иной взгляд на жизнь, им важен лишь собственный комфорт. Не задумываясь, люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис, чтобы провести всего одну ночь у костра. Утром люди покинули оазис, оставив за собой только пепел пальм и ручей, которому суждено погибнуть от знойных лучей и летучих песков.

В стихотворении виновны обе стороны: пальмы и люди. Пальмы были слишком горды, они не понимали, что возможно, их главное предназначение — хранить источник жизни в песчаных степях. Создатель не может желать зла своим творениям, и именно Он даёт каждому своё предназначение. Однако гордые пальмы посмели усомниться в Его справедливости, они не довольствовались тем, что имеют. Своеволие порой приносит много бед. К сожалению, пальмам не было дано постигнуть этот смысл, как некоторым людям не дано понять ценность чужой жизни.

Многие люди жалуются на свою судьбу, проклиная всё и всех, но вскоре каждый рано или поздно приходит к одному: всё, что ни делается, всё к лучшему.

Образ караванщиков ассоциируется с образом людей, не умеющих ценить чужую жизнь

Будь то жизнь человека, животного, растения или хотя бы маленькой букашечки, любая жизнь бесценна, и каждый в этом мире имеет своё предназначение, которое, казалось бы, такое маловажное, но на самом деле оно может изменить многое

Лермонтов пишет, что караванщики срубили единственные пальмы пустыни, а их дети сорвали с них зелень. Маленькие дети, по своей природе, не задумываются о поступках, совершенных ими, они просто «копируют» поведение взрослых. Ведь для них взрослые это умные дяденьки и тётеньки, которые всё на свете знают и всегда поступают правильно. И какой же пример родители-караванщики подают своим детям. Чему они учат своих малышей? Эта проблема всегда была одной из самых актуальных проблем также, как и в нынешнее время. Такой поступок родителей-караванщиков говорит о том, что порой люди бывают неразумными, бесчувственными, эгоистичными и безнравственными.

В данном произведении из изобразительно — выразительных средств часто встречаются эпитеты, например: гордые пальмы, пылающей грудью, упругие корни и т. п. Такие красочные эпитеты автор использует для того, чтобы придать немного красочности и точности картине стихотворения.

В стихотворении хорошо выражен романтизм. Это ясно отражается в стремлении поэта к высшему, идеальному миру, а также тем, что автор упоминает о Боге. Лермонтов пытается показать насколько низок и безнравственен реальный мир.

Произведение имеет богатый интонационный рисунок. Присутствуют знаки препинания, паузы, восклицания, вопрошания, дефисы и многоточия. К примеру, в третьей строфе присутствует вопросительный знак, соединённый с многоточием:

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор…

Вероятно, во время этого знака вопрошания и многоточия, пальмы, договорив свои речи, впадают в небольшое раздумье, а затем, будто их озаряет мысль, они приходят к выводу:

Не прав твой, о небо, святой приговор!

Размер стихотворения — двухсложный трёхстопный амфибрахий. Рифма — секстина со смежной рифмовкой.

Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и собственные мысли он старался выразить в своей лирике. В стихотворении «Три пальмы» можно выявить три проблемы: проблема излишка гордости и своеволия, проблема безнравственности и проблема воспитания. Автор словно вовлекает читателей в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души.

Композиция стихотворения

У баллады кольцевая композиция. Она выстраивалась на противопоставлении в первом и последнем катрене темы жизни и смерти. В первом четверостишии Лермонтов описывает райскую жизнь в оазисе среди пустыни. В завершающей строфе этот островок рая умирает, становясь никому не нужной кучкой пепла. Песок больше не сдерживают прекрасные пальмы и он уничтожает ручей — источник жизни. Посреди сухой, душной пустыни больше нет оазиса, а без него она предвещает одиночным путникам только гибель.

В стихотворении Лермонтов отчетливо выражает личное мнение. По убеждениям автора каждый, кто желает жить для окружающих и доставлять пользу людям, обязательно окажется использованным, растоптанным и уничтоженным теми, кого волнует исключительно личная польза.

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 г. По структуре оно восходит к одному из пушкинских . Но если в произведении Пушкина жизнь торжествует над смертью, то у Лермонтова смысл противоположный: природа погибает от грубого человеческого прикосновения. Поэт закладывает в стихотворение мотив глубокого сомнения в правомерности деятельности человека.

В начале произведения изображена картина гармоничной природной идиллии. Глубоко в пустыне расположен оазис, в котором растут три пальмы. Посреди бесплодных песков, сжигаемых солнцем, они питаются холодным родником, которому сами дают защиту от палящих лучей. В оазис еще ни разу не ступала нога человека. Это приводит пальмы в возмущение. Они обращаются к Богу с жалобой на то, что их красота и спасительная прохлада пропадают зря. Пальмы недовольны, что не могут принести никакой пользы.

Бог услышал обращение трех пальм и направил в оазис большой караван. Лермонтов дает ему подробное красочное описание. Караван символизирует человеческое общество в целом: его богатство, красоту женщин и храбрость мужчин. Прибытие шумной толпы людей развеяло однообразие и скуку, царившую в оазисе. Пальмы и ручей рады нарушению своего одиночества. Они щедро наделяют людей тем, что им более всего необходимо в утомительном пути: живительной прохладой и водой.

Члены каравана набрались сил и отдохнули, но вместо заслуженной благодарности пальмы принимают свою гибель. Люди безжалостно срубают деревья и используют их ночью в качестве дров. Утром караван продолжает свой путь, оставив после себя лишь кучу пепла, который также вскоре исчезает. На месте прекрасного оазиса не остается ничего. Некогда весело журчащий ключ постепенно заносится песком. Печальная картина подчеркивается «коршуном хохлатым», расправляющимся со своей добычей.

Главная мысль стихотворения – люди от рождения безжалостны и неблагодарны. Они стремятся только к удовлетворению собственных потребностей. Когда люди слабы, они охотно воспользуются предложенной помощью, но как только окрепнут, сразу же постараются извлечь из этого выгоду. Природа наиболее беззащитна перед алчностью человека. Он совершенно не заботится о том, чтобы ее сохранить. После человека остаются только пепелища и безводные пустыни.

Три пальмы также проявили человеческую глупость. Вместо того, чтобы наслаждаться своим безмятежным существованиям, они захотели большего. Пальмы постигла божественная кара, так как нужно с благодарностью относиться к тому, что уже имеешь. Не стоит роптать на Бога и выражать неумеренные желания, если не знаешь, к чему они могут привести.

В известном стихотворении Михаила Лермонтова «Три пальмы» зеленые красавицы безуспешно ждут на отдых в тени своих ветвей путников. Журчит студеная струя родниковой воды среди пустыни у пальм. И тех, кто так мечтает подарить отдых и прохладу уставшим путешественникам, продолжает мучить одиночество. Под пальмами никто не останавливается.

И тогда пальмы обратились к Богу с мукой: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?». Небо проявило участие, просьба обернулась караваном. Путники расположились под раскидистыми деревьями, стали заполнять кувшины чистой водой из источника. Кажется, вон она, идиллия, прекрасная картина счастья и спокойствия. Но ночью бессердечные путешественники, отдохнув, вырубили пальмы под корень. Они сожгли из в беспощадном пламени.

Остался лишь родник на бесплодной почве. Теперь его некому прикрыть от иссушения, и он уже не такой полноводный и прохладный. А гордые пальмы, которые так хотели радовать людей тенью, пали ни за что.

Поэт призывает возненавидеть людскую жестокость и бессмысленную агрессию. Миниатюра, безусловно, имеет аллегорическое звучание. И пальмы являются прообразами павших в борьбе за светлое завтра и человеческие ценности. Стихотворение благодаря его мудрому выводу напоминает маленькую философскую поэму, которую можно читать и перечитывать и находить все новые акценты для размышления…

Проблематика и смысл

В стихотворении автор рассматривает несколько значимых для него проблем. Прежде всего, это невозможность достичь идеала. Образы пальм символичны. Под ними угадываются люди, жадно мечтающие о чем-то, но не имеющими возможности воплотить свои мечты в жизнь. Все тщетно: основой идеала является самообман, ведь стоит желанию осуществиться, как оно перестает быть таковым.

В сложной по содержанию философской балладе обозначена и религиозная проблема. Поэт показывает образ пальм, у которых, казалось бы, есть все для счастья: их трое, поэтому о полном одиночестве не может быть и речи. Они сильны и прекрасны, рядом с ними журчит прохладный ручеек, поэтому от пустынного зноя деревья не страдают. Но этого им кажется мало. Они начинают роптать на бога, за что и получают заслуженную кару.

Да, их жизнь стала гораздо более веселой, приобрела новый смысл. Теперь они стали не только местом отдыха путников, но и дровами для них. Так закончился жизненный путь гордецов. Эта же судьба ждет любого, кто окажется недоволен судьбой, определенной небесами. Вот почему особую актуальность приобретает мотив смирения: не стоит проявлять неблагодарность: нужно ценить то, что есть.

Проблематика взаимоотношений человека и природы также звучит в тексте. Нередко люди оказываются невнимательны к красотам природы, уничтожая их, причиняя непоправимый вред планете.

Образная система

Чтобы создать мрачное настроение, поэт использует несколько образов, которые позволяют создать законченную картину неблагодарности, одиночества, гордыни, поиска себя.

Основными действующими лицами баллады являются пальмы, жизнь которых мирно протекает в пустыне. Каждый день похож на предыдущие и последующие. Казалось бы, у них все хорошо, но могучим деревьям становится скучно. У них возникает идея, что их существование бессмысленно. Они никому не смогли принести пользу.

Кроме главных героев, в стихотворении есть и иные образы, которые помогают более полно выразить авторскую мысль:

  1. Караван путников. Символизирует исполнение желаний, которое в действительности оказалось лишь самообманом, привело к разочарованию и даже гибели. Пальмы, благодаря путникам, смогли стать полезными, однако на деле это обернулось их гибелью, а неблагодарные люди даже не смогли оценить жертву деревьев. Так и поэт, готовый доносить правду до умов и сердец своих современников, часто оказывается непонятым, гонимым, презираемым ими.
  2. Коршун — образ-символ, имеет значение смерти и разрушения. Не зря эта мрачная птица кружит над тем местом, где совсем недавно был зеленый рай посреди песков пустыни.
  3. Ручей — символ спокойной жизни, мерной и тихой, которую горделивые деревья вести не пожелали.

Основная мысль

При проведении анализа поэтического текста на уроках литературы очень важно правильно выделить основную мысль. В этом произведении отразились философские размышления Лермонтова о смысле жизни, который, как делает вывод поэт, отсутствует или остается непонятным для человека

Автор уверен в том, что не стоит жаловаться на свою судьбу, но если все же делать это, то надо быть готовым к суровой и жестокой каре. Нельзя бунтовать против судьбы, в противном случае наказание неминуемо.

Тема смирения тесно переплетается с идеей отказа от него. Именно бунт, согласно Лермонтову, является показателем сильной личности.

Пальмы, конечно, могли прожить еще не одну сотню лет, ведь сама природа позаботилась об их комфорте.

Но им хотелось чего-то большего, за что та же природа их и покарала.

Также и человек: он может спокойно жить, наслаждаясь комфортом и тишиной, но если жаждет чего-то добиться, то должен понимать, что часто судьба играет с людьми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: