Краткий и полный анализ рассказа л. н. толстого «после бала»

Краткое содержание

История, которую поведал друзьям Иван Васильевич, также состоит из двух частей: бал и раннее утро после него. Такое построение было придумано Толстым неспроста. В каждой из этих частей повествования раскрываются разные ипостаси другого действующего героя рассказа – Петра Владиславовича. Перед нами словно предстают два разных человека.

Влюбленность

Начнем пересказ краткого содержания произведения с описания празднества. Недаром рассказ называется «После бала». Его давали в доме губернского главы накануне поста. Зная, что там должна была присутствовать красавица Варенька, молодой Иван Васильевич всячески добивался того, чтобы оказаться среди приглашенных на бал. Все празднование он провел в танцах с возлюбленной, о которой мечтал, и ощущал себя воодушевленным от охватившего его возбуждения. Все кружило голову молодому студенту: прекрасное лицо Вареньки, веселая музыка, блистательные наряды гостей, богатая обстановка дома. Ивану Васильевичу казалось тогда, что мир полон добрых и умных людей.

Под конец веселья в зал явился полковник Петр Владиславович. Военный приехал за дочкой, чтобы сопровождать ее домой. Его поведение выказывало нежные отцовские чувства. Хозяйка бала убедила пожилого отца станцевать бойкую мазурку вместе с дочерью. И «статный и красивый старик» уважил ее просьбу

Во время танца студент обратил внимание на обувь отца Вареньки. Его сапоги были сделаны несколько топорно, башмачником, который дешево оценил свою работу

Эти сапоги еще больше расположили влюбленного студента к отцу Вареньки. Значит, он экономит на себе, чтобы иметь возможность вывозить дочь в свет.


Танец с Варенькой

События после бала

Придя домой, влюбленный студент был не в состоянии сомкнуть глаз от переполнявших его чувств. И лишь забрезжило утро, он поднялся, оделся и пошел бродить по городу. Был первый день Великого Поста, и людей – в отличие от шумной и веселой Масленицы – на улицах было немного.

Ноги сами несли Ивана Васильевича к дому Вареньки. Любовь окрашивала все окружающее в самые радужные цвета. Ивану Васильевичу тогда казалось, что его окружают хорошие люди, добрые, чуткие, отзывчивые. Он вспоминал события на балу с трепетом и нежностью.

«Я был блажен, счастлив, добр, я сам был не я, а некое неземное существо, которое не знает зла и способное творить одно добро» — характеризует себя тогдашнего рассказчик.

Вдруг он заметил, что у дома Вареньки собралась толпа. Встревоженный, студент подошел поближе. Он увидел строй солдат. Они по очереди били железными прутами, шпицрутенами, оголенного по пояс человека. Краткий пересказ не дает возможности описать, что почувствовал главный герой, увидев, как кожа на спине наказуемого сделалась «кровавой, мокрой, неестественное». В толпе говорили, что наказывают дезертира, татарина, Его постигла принятая в тогдашней российской армии кара «пройти сквозь строй».


Экзекуция

Но хуже всего было то, что распоряжался этой экзекуцией Петр Владиславович. Тот самый нежный и преданный отец возлюбленной героя! Студент с ужасом увидел, как тот ударил в лицо солдата, который не так рьяно хлестал несчастного татарина. А когда взгляды отца и студента встретились, Петр Владиславович глянул на него так, будто они и не встречались.

Значимость события

Рассказ снова возвращает читателя в начало ХХ века. Уже пожилой Иван Васильевич говорит, что никак не мог понять суть произошедшего. Поскольку никто не возмущался наказанием, он думал, что так и должно поступать. Но все человеческое в нем протестовало против такой жестокости. Он уже не мог видеть Петра Владиславовича, да и любовь к Вареньке улетучилась. Переживший душевный переворот юноша на всю жизнь приобрел отвращение не только к воинской, но даже государственной службе.

Краткое содержание рассказа «После бала» подробно

Встреча старых друзей. Собеседники дискутируют о том, как влияет на человека окружающая его среда. Один из них, почтенный Иван Васильевич, рассказывает историю из своей жизни (30-летней давности), утверждая, что все зависит от случая.

Герой начинает свой рассказ с описания бала, проходившего в честь последнего дня масленицы в доме губернского предводителя и его жены. Иван Васильевич, будучи тогда молодым, красивым и обеспеченным юношей, проводит время с возлюбленной — восемнадцатилетней Варенькой. Она первая красавица в городе, статная и высокая девушка, обладающая стройной фигурой и очень красивой улыбкой.

Иван восхищен происходящим, все на балу кажется ему чудесным: гостеприимные хозяева, роскошные наряды и убранство залы, яркий свет и веселая музыка. Весь вечер главный герой увлечен только Варенькой. С восторгом Иван наблюдает и за отцом девушки — высоким и статным пожилым полковником.

Петр Владиславович впечатляет своей добротой, любовью, заботливым отношением к дочке и вежливостью в обращении с окружающими. После обеда Петр Владиславович вместе с Варенькой танцуют мазурку, а все гости с умилением и очарованием любуются этой парой.

Рассказчик вспоминает, что был готов буквально любить весь мир, его переполняло чувство счастья, даже некое блаженство от происходящего.

Окрыленный Иван возвращается к себе домой. Отпустив лакея, он ложится спать, но никак не может заснуть — в голове то и дело мелькают красочные картинки с только что закончившегося бала. Смотря на спящего старшего брата, молодой человек проникается к нему сочувствием, ведь тому пока незнакомо светлое чувство любви.

Ранним утром, изменившим его жизнь, юноша решает развеяться и выходит на прогулку. Город только просыпается, редкие прохожие спешат по своим делам. Мысли о Вареньке приводят героя к дому полковника, но все мечтания развеивает грубая и неприятная музыка.

Пробираясь сквозь утренний туман, Иван видит страшную картину, не дающую ему покоя на протяжении многих лет. Между рядами вооруженных солдат ведут татарина. Мужчина обнажен по пояс, привязан к ружьям, идущих позади военных, которые подталкивают его вперед. Со всех сторон на него обрушиваются удары палками — его наказывают за побег.

От ударов спина татарина превратилось в нечто влажное и неестественное, напоминающее алое месиво, как будто эта часть тела принадлежит не человеку. Наказуемый сквозь всхлипы умоляет пощадить его, но солдаты, исполняющие приказ, не слушают его мольбы.

Переведя взгляд на офицера, руководящего наказанием, Иван неожиданно для себя узнает Петра Владиславовича. Он двигается мимо рядов и, остановившись около одного из солдат, бьет того своей сильной рукой по лицу за то, что тот слабо опустил палку на спину наказуемого. Обернувшись, офицер случайно замечает Ивана, но делает вид, будто не знает его и предпочитает больше не встречаться с юношей взглядом.

Иван спешит удалиться и оправляется обратно домой. Его светлые и чистые чувства, вызванные влюбленностью, сменяются стыдом и страхом.

Увиденное навсегда изменило Ивана Васильевича. Он прекратил встречи с Варей, любовь к ней стала меркнуть, а после и вовсе пропала. Желание стать офицером улетучилось, не смог Иван Васильевич стать и чиновником.

История телесных наказаний

Сцена, которую наблюдает главный герой во второй части рассказа, кажется современному читателю немыслимой; кому-то даже может показаться, что Лев Николаевич всё выдумал. Но, к сожалению, телесные наказания до начала ХХ века были вполне законными: в России их запретили лишь в 1917 году. Более того: саму идею, что бить человека за какую-либо провинность аморально, стали обсуждать лишь в XVIII веке!

На Руси телесные наказания широко применялись с XIII века, а отдельные прецеденты возникали и раньше. Например, в «Русской правде» — собрании законов, принятых Ярославом Мудрым в 1016 году — упоминаются «испытание железом» и «испытание водой», которые, строго говоря, были не расплатой за содеянное, а способами проверить, виновен ли обвиняемый:

  • Если ищут свидетеля и не найдут, а истец обвиняет в убийстве, то рассудить их испытанием железом.
  • Так же и во всех судебных делах, о воровстве и о клевете, если не будет поличного, а иск не менее полугривны золота, то тогда принудительно привести ответчика к испытанию железом; если же менее значительный иск, то к испытанию водой; если до двух гривен или менее, то идти ему на судебную клятву в отношение своих кун.

Испытание железом состояло в том, что человек, которого обвиняют в преступлении, должен был поклясться в невиновности, стоя на куске раскалённого металла (причём судьи смотрели не только на то, смог человек в такой ситуации хоть что-то сказать или нет, а ещё — какой «рисунок» образовал полученный ожог). Более «милосердное» испытание водой проходило так: обвиняемого связывали и бросали в реку, озеро или какую-нибудь большую ёмкость — в общем, что под руку попадалось. Если человек начинал тонуть, его вытаскивали, приводили в чувство и признавали невиновным. Но если бедолага каким-то образом держался на поверхности воды, это значило одно: он заодно с нечистой силой.

И всё-таки настоящие пытки распространились на Руси уже после нашествия татаро-монголов: преступников били батогами (толстыми деревянными палками) и кнутами, клеймили, обливали ледяной водой и кипятком. Но наибольшее распространение телесные наказания получили при Иване Грозном (1530—1584) — самом жестоком и «изобретательном» правителе из рода Рюриковичей. О том, как монарх расправлялся с неугодными, можно узнать из материала С. Алумова «Пытки и казни при Иване Грозном» (но предупреждаем — чтение эмоционально тяжёлое, перед сном лучше статью не открывать). Ну а почему Грозный стал тираном и какие, выражаясь современным языком, психотравмы он получил в детстве, мы недавно разбирали в статье, посвящённой трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Иван Грозный умер, но постыдная традиция истязать преступников — или даже тех, кого только подозревают в каком-то правонарушении, — осталась. Новых дров в огонь подбросил Пётр I, который, прорубив окно в Европу, привёз оттуда не только культурные и технические новшества, но и новые способы мучить людей. В их числе были и шпицрутены — тонкие прутья, которыми в рассказе «После бала» бьют несчастного татарина. И за что? Он никого не убил, не покалечил и не ограбил!

  • Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.
  • — Что это они делают? — спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.
  • — Татарина гоняют за побег, — сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

«Побег» в данном случае — это самовольное оставление воинской части. Татарина, которого били шпицрутенами, забрали в солдаты, но он не выдержал армейской дисциплины и решил удрать. Однако его поймали — и, выставив остальных солдат в строй, велели каждому ударить беглецу по спине, да посильнее…

И кстати, заметьте: всё это происходило не в военное время! Одно дело — если солдат сбегает с поля боя (то есть дезертирует), оставляя сослуживцев в опасности, и совсем другое — если над головой мирное небо… Не случайно Иван поначалу решает, что перед ним учения: раз солдаты выстроились в два ряда, то, наверное, полковник сейчас проведёт перекличку и даст им какое-нибудь поручение. Но, увы, всё оказалось намного хуже…

Впрочем, Л. Н. Толстой критиковал не только жестокость отдельных военных (и в том числе — императора Николая I, который отменил смертную казнь, зато ввёл более суровые телесные наказания, чем прежде), но и армию вообще. Лев Николаевич считал, что война — это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», «несправедливое и дурное дело».

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

Чем завершилось наказание шпицрутенами, и как сложилась судьба провинившегося солдата неизвестно читателям. Если он и не умер мучительной смертью, то остался инвалидом. Конечно, он совершил тяжелое по военным законам преступление – дезертировал из полка. Что послужило причиной этого неизвестно. Возможно, тяготы службы, ведь в рекруты отдавали крепостных на 25 лет.

Полковник, как офицер понимал, что дезертир, покинувший полк в мирное время, сбежит и с поля боя, что может повлечь за собой панику или гибель других. И он жестко следует закону и строго следит за его исполнением другими солдатами. В наказуемом он видит прежде всего нарушившего присягу преступника, а не страдающего человека. Полковник во всем уважает закон. Даже на балу, отстегивая шпагу перед танцем с дочерью, он сказал, улыбаясь: «Надо все по закону».

Толстой напоминает, что есть еще и другие законы – человеческие, христианские. Не случайно события происходят в завершающий день Масленицы. Это «прощеное воскресение» — день примирения, когда всеми прощается причиненное зло. Наутро, когда происходит расправа, наступает Великий пост, время очищения от грехов, покаяния, смирения и милосердия. Но полковник собственноручно отхлестал по лицу «малорослого, слабосильного солдата» за то, что тот несильно ударил несчастного, умолявшего: «Братцы, помилосердуйте». Милосердие недопустимо там, где законы защищают устои государства. Так Толстым было отражено бесправие и бессилие маленького человека против государственной системы в рассказе «После бала».

Контрастность в изображении событий, обстановки, психологического состояния героев помогает понять не только сущность личности героев, но и корни социальных противоречий в России между дворянством и простым народом, а также раскол внутри дворянского сословия на людей, принимающих существующие порядки безоговорочно, и людей, осознающих

необходимость личной ответственности за все, что творится. Иван Васильевич, несмотря на свою сословную принадлежность, ее узаконенную и бесчеловечную мораль по отношению к низшим, разделяет высшие нравственные законы человечества. Одно утро, изменившее жизнь, в рассказе «После бала» послужило переломным моментом в сознании героя, открыв ему глаза на истинное положение в обществе.

Словарь

1. Экзекуция – телесное наказание.

2. Шпицрутены – длинные гибкие прутья.

3. Экзекутор – исполнитель наказания.

4. Дезертирство – самовольный уход из полка.

5. Изувеченный – получивший увечья, т.е. телесные повреждения.

6. Цензура – учреждение, осуществляющее надзор за печатной продукцией.

7. Антитеза – противопоставление явлений, понятий, деталей и пр.

8. Конфликт — отсутствие согласия, столкновение.

9. Императив (нравственный) – нравственный высший закон, принцип, которому необходимо следовать безоговорочно. В Библии он отражен в 10 заповедях. Термин ввел философ И. Кант.

10. Мазурка – популярный в XIX в. оживленный парный танец.

11. Распаляться – приходить в сильное возбуждение.

12. Оскал – отрытый рот, обнажающий зубы.

13. Рекрут – служащий в армии по принудительному призыву.

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

«После бала» анализ рассказа — тема, идея, жанр, композиция и особенности произведения.

«После бала» анализ

Автор — Лев Толстой

Год написания — 1903

Жанр — рассказ (в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя, и текст небольшой по объёму)

Тема рассказа:Любовь, избиение солдата – татарина

Идея: автор выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком

Главные герои: Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович

Основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека— общественные условия или случай.

«После бала» композиция:

Особенность композиции – рассказ в рассказе.

Основа композиции – контраст, противопоставление.

Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет.

Произведение делится на две смысловые части: на балу и после бала.

Главной является часть «После бала», несмотря на то, что она меньше по объему. Именно поэтому рассказ и назван «После бала». Таким образом автор избегает назидательности, навязывания читателю своей позиции, но обращает его взор в нужном направлении.

У этих частей есть свои кульминации: в 1 ч. – исполнение мазурки полковником и его дочерью Варенькой, во 2 ч. — наказание солдата под руководством того же полковника. По смыслу эти эпизоды резко противопоставлены друг другу, то есть контрастны.

Первая и последняя части композиции являются связующим элементом давно произошедших и более поздних событий – рассказомглавного героя о случае, повлиявшем на всю его жизнь, получается прием композиции «рассказ в рассказе».

«После бала» особенности произведения

Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки». Белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости. О празднике в душе молодого человека говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.

В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. Это была жесткая, нехорошая музыка».

Значение рассказа «После бала» неоценимо. Писатель ставил широкие гуманистические проблемы. Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

Автор в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России.. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит.

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/posle-bala/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/analiz-proizvedeniya-tolstogo.html
  • https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2020/06/24/analiz-hudozhestvennogo-teksta-l-n-tolstogo-posle-bala
  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-tolstogo-posle-bala/
  • https://kratkoe.com/posle-bala-analiz-ideya-tema-zhanr/

2 вариант

История создания

За основу своего произведения Толстой взял реальную жизненную историю своего брата по имени Сергей, который был влюблен в Варвару, дочь военного начальника. Молодой человек хотел взять в жены девушку, но передумал. Его поразил поступок военного офицера, по отношению к простому рядовому солдату.

Увиденное, было настоящим потрясением для молодого человека, ровно, как и писателю заполнилась эта история на всю жизнь. Но только по истечении долгого времени Толстой написал на эту тему свой рассказ. Опубликован же он был только несколько лет после смерти Толстого.

Жанр произведения

Жанр рассказа Толстого «После бала» – это история, основанная на реальных событиях, так как основу сюжета составляет реальный случай, произошедший с близким для писателя человеком. Благодаря тому, что в основу произведения легла реальная история, рассказанная его братом, Толстой смог с точностью передать чувства и эмоции своему читателю.

Герои рассказа

Главными героями в произведении являются – Варенька, любимая девушка главного героя и дочь военного офицера, сам рассказчик по имени Иван Васильевич и военный начальник, отец Вареньки. Иван Васильевич – молодой парень, очень эмоционален, совестлив и амбициозен. Варенька, наоборот, кроткая красивая девушка, с доброй и открытой душой, пленившая главного героя очаровательной улыбкой. Полковник, отец Вареньки, — это статный пожилой мужчина, готовый ради своей дочери на любые поступки. Но в тот момент, когда он избивает солдата, полковник становится слишком жестоким и беспощадным.

Сюжет

Повествование ведет главный герой рассказа Иван Васильевич. Он вспоминает свою молодость и влюбленность в красивую молодую девушку по имени Варвара. В те времена главными развлечениями молодых людей были балы и званые вечера. Роковое событие, повлекшее кардинальное изменение в личной жизни главного героя произошло после бала, данного губернским предводителем на масленицу. Когда Иван Васильевич увидел отца Вареньки, статного, пожилого полковника, поначалу он проникся к нему симпатией. Но, через некоторое время, симпатия сменилась негодованием, а затем и гневом. После бала Иван отправился к дому своей возлюбленной. Недалеко от него, молодой человек увидел толпу, но подойдя ближе, он увидел татарина-дезиртира. Его, прогоняя сквозь толпу, пили по спине палками военные. За этим бдительно следил отец Вареньки, полковник. Юноша пришел в смятение и негодование, такое отношение к человеку настолько глубоко ранило его, что он так и не смог поступить на военную службу. С Варенькой Иван Васильевич так же предпочел расстаться, так как видел в ее глазах разгневанное и жестокое лицо отца, военного офицера.

Главная мысль

Главной мыслью данного произведения является раскрытие пустоты и бесчеловечности большинства людей, которые прячут свой настоящий облик под маской добродушия, красоты и стати

Важно помнить, что внешность человека бывает обманчива, и далека от идеала. И очень часто, поступки людей раскрывают истинные его черты, не всегда приятные, а порой и оставляющие тяжелый нестираемый отпечаток на всю жизнь

Темы

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты

Основная тема рассказа – двуличие светской жизни, которая делится на парадный выход и будничную грязь, которая и обеспечивает вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на балу люди ведут себя бесчеловечно на службе, идут на немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради пышных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Героя затянула трясина выходов напоказ, и он живет ради того, чтобы казаться, а не быть. Наблюдая за избиением татарина, он не видит кровавое месиво на его спине, ведь жизнь самого военного искусственна, и в ней нет места суровой действительности. Сочувствие не доходит до его ума, помраченного ярким светом высшего общества.

Тема любви в рассказе «После бала» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, любовь представлена больше как сильная увлеченность, а не серьезное чувство. Иван испытывал восхищение, страсть, трепет к Вареньке, но автор не описывает эмоции героя как взвешенные и достаточно обдуманные. С другой стороны, рассказчик призывает молодое поколение к духовным, возвышенным чувствам

Он сетует на то, что в современное время все обращают внимание лишь на физические достоинства. Моральная и принципиальная сторона вопроса для автора играет решающую роль, а красота – второстепенную.

Тема крушения мечты

Однако сам герой, будучи молодым, был восхищен и поглощен происходящим — он забывал узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинный характер девушки, ни ее привычек, ни мыслей. Торжественный бал и танцы с Варенькой были вроде красочного спектакля, который прекратился в одно утро. Когда веселье закончилось, все сняли свои маски и начали жить будничной рутиной, мечты Ивана разбились.

Разрыв шаблона. Иван не смог принять поступок Петра Владиславовича, ранее бывшего весьма ему симпатичным. В тот день он чувствовал ужасную тоску от всего увиденного, задавался вопросом, за что беглый татарин был награжден такой жестокостью. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, он пытался оправдать статного старика, но так и не нашел ответа на свой вопрос. Влюбленность Ивана пошла на убыль, он больше не посещал бальных вечеров в доме Петра Владиславовича.

Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, который был вокруг Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой делает акцент на тумане, который навис над местностью в то утро. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время его общения с Варенькой и ее семьей. Иван не мог ясно увидеть настоящую сущность этой семьи, он был будто в тумане, когда его завлекла эта веселая, чувственная увлеченность. После бала герой слышит звуки мазурки, но и они уже кажутся ему «жесткой и нехорошей» музыкой.

Вывод (мое мнение)

известный человек

Лев Николаевич Толстой

«После бала»

Среди друзей зашёл разговор о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Всеми уважаемый Иван Васильевич рассказал историю, которая в корне изменила его жизнь.

Тогда он был молод и сильно влюблён в восемнадцатилетнюю Вареньку, красивую, высокую и грациозную девушку. Это было во времена, когда рассказчик учился в провинциальном университете, и главное его удовольствие составляли балы и вечера.

В последний день масленицы бал давал губернский предводитель. Иван Васильевич «был пьян любовью» и танцевал только с Варенькой. Там же был и её отец, полковник Пётр Владиславич — «красивый, статный и свежий старик». После обеда хозяйка уговорила его пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал был в восторге от этой пары, а Иван Васильевич проникся к варенькиному отцу восторженно-нежным чувством.

В ту ночь Ивану Васильевичу не спалось, и он пошёл бродить по городу. Ноги сами принесли его к дому Вареньки. В конце поля, где стоял её дом, он увидел какую-то толпу, но, подойдя ближе, увидел, что это прогоняли сквозь строй татарина-дезертира. Пётр Владиславич шёл рядом и бдительно следил, чтобы солдаты как следует опускали палку на красную спину наказываемого, а увидев Ивана Васильевича, сделал вид, что они не знакомы.

Рассказчик никак не мог понять, хорошо или дурно то, что он видел: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Но так и не узнав этого, он не мог поступить ни на военную, ни на какую бы ни было другую службу.

С тех пор каждый раз при виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, и «любовь так и сошла на нет». Пересказала
Юлия Песковая

Друзья спорили о том, что необходимо изменить условия, чтобы человек смог стараться достигать личного совершенства. Иван Васильевич описал присутствующим случай, который, как он считает, изменил его жизнь.

Был он молод и влюблён в Вареньку, красивую, высокую и грациозную восемнадцатилетнюю девушку. Он учился в университете провинциального города, и главным его удовольствием были балы и вечера. На масленицу бал был у губернского предводителя. Иван Васильевич, пьяный от любви, танцевал с одной лишь Варенькой. На балу присутствовал и отец девушки, полковник Пётр Владиславич. Он был красив, статен и свеж, хотя и старик. Его уговорили пройти тур мазурки с дочерью. Все были в восторге от танца этой пары. Иван Васильевич испытывал к Варенькиному отцу восторженно-нежные чувства.

Ночью Иван Васильевич не мог уснуть и бродил по городу. Ноги принесли его к Варенькиному дому. Было раннее утро – и в конце поля герой толпу, чем-то занятую. Подойдя ближе, он увидел, что прогоняют сквозь строй дезертира- татарина. Пётр Владиславич идет вдоль строя и внимательно следит, чтобы все солдаты действовали с достаточной силой, опуская палки на окровавленную спину солдата. Он даже отхлестал перчаткой солдата, который недостаточно сильно ударил. При этом полковник говорил: «Будешь мазать!». Заметив Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что незнаком с ним.

Рассказывающий не мог уяснить, хорошо или плохо было то, чему он стал свидетелем. Ведь это делалось с уверенностью в необходимости и правоте, всеми признавалось правильным. Он решил, что не может себе ответить, чего он лично не знает в устройстве этого общества. И поэтому не стал поступать на службу — ни на военную, ни на какую-нибудь еще. И после этого случая каждый раз, когда он видел лицо такой любимой ранее Вареньки, он вспоминал ее отца. Любовь как-то сама собой закончилась.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: