Пересказ рассказа «кавказский пленник» толстого л.н

Краткое содержание произведения «Кавказский пленник» по главам

Читатется за 3 минуты

Глава 1

Жилин – русский офицер, каких много, на Кавказе. Служит и не тужит. В один из дней он получает от матушки письмо с просьбой приехать погостить (да еще она пишет, что невесту ему присмотрела…). Офицер не может перечить матери и, отпросившись у начальства, едет на побывку домой.

Времена были неспокойные, на Кавказе война шла. Страшно. Татары. Жилин и другой офицер Костылин, едут в обозе, но им хочется добраться поскорее и они принимают решение обогнать обоз. Они впереди, свободны. А что еще надо молодым? И вдруг…

Татары нападают на них и забирают в плен Жилина. Костылину пока удалось бежать от них.

Глава 2

Идет время. Спустя несколько дней Жилин узнает, что Костылина тоже пленен и, мало того, он (то есть Костылин) продан Абдул-Мурату.

Татары не теряют времени даром и принуждают пленников писать письма на родину с просьбой о выкупе. Жилин, мать жалеючи, указывает неправильный адрес. Он ведь знает, в какой бедности и нужде живет родительница.

Глава 3

Прошел месяц. Пленники живут в сарае. Днем им сковывали свободу движений, чтобы они не убежали. Жилин был рукастым мужиком, поэтому, чтобы не скучать, мастерил из глины игрушки для Дины (дочь хозяина). Дина за его поделки тайно по ночам подкармливала пленников молоком и лепешками. Да еще своему новому хозяину некоторые вещи нужные починил!

Глава 4

В плену время тянется мучительно долго. Много есть о чем подумать и что придумать. И вот Жилин задумал убежать из плена. Для осуществления мечты он с Костылиным выкопали подкоп. Воспользовавшись покровом ночи и отсутствием татар, им удалось осуществить свой план.

Глава 5

Пленники на свободе. Их пока никто не преследует. Но вот незадача – Костылин натер ноги. Сначала он шел, как мог, а потом, когда стало совсем невмоготу – его понес Жилин на горбуше. Так им не удалось уйти далеко, и вскоре друзья были пойманы татарами. Их снова везут к Абдул-Мурату. Татары взбешены дерзким поступком русских. Многие татары приняли решение, что пленников надо лишить жизни, но Абдул мудро ждет выкуп за них и пока дарует им жизнь. Костылин и Жилин снова в плену, в глубочайшей яме. Условия их содержания теперь во много раз хуже.

Глава 6

Время идет своим чередом. А житье пленных с каждым днем все хуже. Их кормят подобно скоту сырой едой. В яме условия для жизни далеко не идеальны: холодно, сыро, воздух спертый. Костылина лихорадит, а Жилину все горше и горше с каждым днем.

Однажды Жилин увидел у ямы Дину. Она принесла ему немного пищи. В следующий приход Дина сообщила Жилину о том, что его собираются казнить. В результате у Жилина созрел план собственного спасения. Он попросил Дину принести длинный шест, она ночью выполнила его просьбу.

Жилин думает бежать вместе с Костылиным, но последний не может даже шевелиться. Тогда Жилин бежит один. Они тепло расстаются с Диной. Она напоследок дает ему еды на дорожку.

Жилин бежит один. Он пробирается по лесу. Когда он выходит на поле, то опасается, чтобы его не обнаружили татары. Но казаки помогли ему в самой критической ситуации.

Жилина отвезли в крепость. Тогда он принял решение не ехать домой, а служить на Кавказе.

Костылина же выкупили еле живого только спустя месяц.

5 класс

Оцените произведение:

4.1

Голосов: 242 Читать краткое содержание Кавказский пленник. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание по главам

Далее можно прочитать краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» согласно главам. Краткий пересказ можно использовать для читательского дневника.

Глава 1 Краткое содержание этого рассказа следует начать с получения офицером Жилиным письма из дома. Он давно проходил военную службу на Кавказе, но теперь собрался в отпуск, поскольку его старенькая мать написала, что стала совсем слаба, и ей хочется, возможно в последний раз, увидеть сына.

Однако шла война и проехать без сопровождения было невозможно. Только дважды в неделю шел обоз в сопровождении конвоя. Дорога была дальняя, поэтому выехали рано утром. Шли медленно под палящим солнцем. Жилин и один из офицеров, Костылин, решили ехать самостоятельно.

Добравшись до ущелья, Жилин поднялся на гору осмотреться

Он заметил группу татар, которые тоже обратили внимание на русского. Крикнув Костылину, чтобы тот готовил ружья, Жилин увидел, как его напарник бросился назад в лагерь, оставив его наедине с врагом

Жилина догнали, избили и крепко связали. Затем погрузили на лошадь и привезли к себе в селение.

Глава 2 Утром в сарай, куда его бросили, пришли два горца — говорили по-своему, видно, решали его судьбу. Жилин попросил пить. Один из них позвал девочку лет тринадцати, и она принесла воды. Через некоторое время его пригласили в дом хозяина. Там сидели татары и ели блины, затем они долго молились.

Через переводчика пленнику сообщили, что его хозяин теперь Абдул-Мурат, и он требует выкуп. Узнав о сумме, Жилин сообщил, что таких денег у него нет, он может заплатить меньше. Такая смелость пришлась по душе татарину. Он пригласил в дом Костылина, который тоже оказался у них в плену. Тот согласился написать письмо домой с просьбой о деньгах.

Им дали бумагу и велели писать домой. Жилин тоже написал, но указал неверный адрес. Взамен потребовал, чтобы их держали вместе, кормили и поили, а заодно и сняли колодки с ног. Хозяин согласился на все условия, кроме колодок — их он снимать не велел.

Глава 3 Так они прожили месяц. Костылин успел написать домой второе письмо, а Жилин надеялся убежать и развлекался тем, что лепил из глины кукол. Он дарил их Дине, той самой девочке. Ей было жаль офицера, поэтому часто она тайком носила ему лепешек и молока.

По аулу разлетелся слух, что Жилин хороший мастер. Жители несли ему вещи на починку, иногда он сам ходил по аулу. Под горой он заметил дом с черешней и ульями на участке: там жил уважаемый старец. Заметив Жилина, тот отправился к Абдул-Мурату и потребовал убить пленников. Когда-то всех его сыновей убили русские, а одного переманили на свою сторону. С тех пор старик был уверен, что русские – к большой беде.

Глава 4 Прошел еще месяц. Жилин по ночам делал подкоп в сарае. Когда все было готово, он попросил мальчика, который за ним присматривал, отпустить его на гору – необходимо было осмотреться. За это он пообещал ему сделать лук и стрелы. Он поднялся и понял, куда нужно бежать. С одной стороны были аулы, а с другой – равнина. Ночью, когда все татары уехали после похорон своего товарища, они с Костылиным сбежали.

Глава 5 Как только они выбрались из сарая, загавкал пес, но Жилин давно его прикармливал. Он поманил собаку и успокоил. Однако шум услышали татары. Костылин снял сапоги, чтобы идти тише и не натереть ноги, но поранил их еще больше. Шел он очень тяжело, поскольку был грузный. Часто останавливался, охал, а потом и вовсе сел и отказался двигаться дальше.

Жилину пришлось взять его на плечи. Так они прошли еще немного. На привале их увидел татарин, который пас коров. Через некоторое время их схватили и привезли к Абдулу. Офицеров бросили в яму и сообщили, что выкуп должен быть через 2 недели.

Глава 6 Теперь им стало совсем тяжело. Они сидели в яме постоянно, еды им не давали, воды было мало. Костылин только стонал или спал. Жилин снова начал делать подкоп, но это заметил хозяин и сказал, что убьет. Надежда осталась на Дину.

Жилин наделал игрушек и подарил их девочке. Попросил о помощи, но она испугалась и убежала. Вечером из разговоров татар, стало понятно, что русские близко и жители опасаются, что они зайдут в селение.

Ближе к ночи в яму спустилась длинная палка. Ее принесла Дина. Костылин наотрез отказался выбираться из ямы, а Жилин с помощью девочки оказался наверху. Они попытались снять колодку, но не смогли. Девочка, попрощавшись, заплакала и убежала, а пленник отправился в путь.

Утром он был на равнине. Увидел лагерь с русскими солдатами и бросился к ним, громко крича. Его уже настигали горцы, но русские были ближе. Они поскакали к нему навстречу, поэтому татарам пришлось повернуть назад.

Жилина узнали, накормили и приняли с почетом. Он продолжил службу на Кавказе. Костылин же выкупили спустя месяц.

Содержание рассказа «Кавказский пленник» по частям

Краткое содержание «Кавказский пленник» Пушкин с описанием каждой части:

Посвящение

Свое произведение А. С. Пушкин посвятил генералу Н. Н. Раевскому – герою Отечественной войны 1812 года. Именно ему поэт был обязан своим путешествием по Кавказу, который глубоко впечатлил его. Николай Николаевич был верным, преданным другом, в общении с которым Пушкин – «жертва клеветы и мстительных невежд» – «спокойство находил» и «сердцем отдыхал».

Часть 1

В одном из горных аулов сидели черкесы, разговаривая «о бранных, гибельных тревогах, о красоте своих коней, о наслажденьях дикой неги». Неожиданно перед ними появился всадник, тащивший на аркане русского пленника. Тут же сбежался весь аул, чтобы посмотреть на «младого пленника», который поначалу не подавал никаких признаков жизни.

Когда же он очнулся, то увидел на своих ногах кандалы. Юноша сразу понял, что отныне «он раб», и вряд ли теперь окажется в родной России, где познал и первую любовь, и первое предательство, где он оставил «лучших дней воспоминанье».

Герой, пресытившись прелестями светской жизни, отправился на Кавказ, чтобы обрести истинную свободу. Но вместо этого пьянящего чувства он ощутил всю горечь плена, и теперь ему остались считанные дни до гибели.

Юноша был очень удивлен, когда под покровом ночи к нему прокралась молодая черкешенка. Ему даже показалось, что «это лживый сон, усталых чувств игра пустая». Девушка, сжалившись над измученным пленником, принесла ему кумыс. Собрав остаток сил, юноша поднес чашу к губам, но после, обессиленный, упал на землю. Прекрасная черкешенка еще долго сидела возле него и плакала от жалости.

Отныне девушка стала каждую ночь навещать русского пленника, чтобы принести ему еду и вино. Она принялась обучать его своему языку, и вскоре перед пленником открылись нравы и обычаи горцев, нехитрый уклад их жизни, понятия о чести. Однако пленника не трогали эти картины – он думал лишь о предстоящем конце.

Часть 2

Юная черкешенка, общаясь с пленником, влюбилась в него, познав «восторги сердца, жизни сладость». Она призналась юноше в своей любви, а также в том, что отец и брат ее «немилому продать хотят». Ради чувств к нему она готова была даже пойти на смерть, выбрав для этого «кинжал иль яд».

Пленник слушал признания черкешенки «с безмолвным сожаленьем» – ее страстные слова не вызвали в его душе ничего, кроме тяжких воспоминаний о прошлой жизни. Он принялся умолять девушку позабыть его, не тратить своей прекрасной, чарующей юности ради него и полюбить другого, более достойного молодого человека.

Пленник сожалел о том, что не встретил черкешенку раньше, когда его сердце было свободно. Но сейчас в его душе живет образ недостижимой для него девушки. Черкешенка расплакалась и принялась укорять юношу в том, что он мог бы и пожалеть и воспользоваться ее наивностью и  неопытностью.

Он нашел бы утешение в ее любви – чистой, искренней, беззаветной. Девушка захотела узнать имя его возлюбленной, на что тот ответил, что никогда «не знал любви взаимной, любил один, страдал один». Теперь же он и думать не хочет о любви, поскольку ему суждено умереть «вдали брегов желанных».

Однажды юноша услышал шум и понял, что черкесы начали подготовку к набегу. В ауле остались одни лишь дети, женщины и старики, но о побеге и думать невозможно – «цепь невольника тяжка, быстра глубокая река».

Когда стемнело, к пленнику пришла черкешенка с пилой и кинжалом. Она распилила оковы, дала юноше кинжал и заверила, что этой ночью его никто не найдет. Юноша позвал ее с собой, но гордая черкешенка попросила отыскать на родине свою любовь, а о ее страданиях позабыть. Он с благодарностью поцеловал руку своей спасительнице, и спустился к бурлящей реке. Переплыв на другой берег, пленник услышал всплеск и «отдаленный стон» – девушка, не вынеся неразделенной любви, бросилась в воду.

Юноша все понял. Оглядев аул «прощальным взором», он отправился в сторону, где «сверкали русские штыки, и окликались на курганах сторожевые казаки».

Эпилог

В эпилоге поэт высказал радость от того, что «смолкнул ярый крик войны», и отныне путники могут беспрепятственно путешествовать по Кавказу.

Заключение

В поэме Пушкин воплотил идею свободы и борьбы за нее, идею любви и преданности ей. Основная мысль произведения заключается в том, чтобы никогда не сдаваться в борьбе за собственную свободу, и не требовать от любимого человека больше, чем он может дать.

Краткое содержание (подробно)

На Кавказе, в старое время, служил офицер по фамилии Жилин. Однажды, пришло ему письмо от пожилой матери, в котором она просила его приехать повидаться, да на невесту поглядеть. Хотя его командир не возражал, но на Кавказе повсюду шла война, поэтому по дорогам трудно было проехать. Татары выслеживали одиноких русских и брали их в плен. Жилин сначала ехал один, но потом к нему присоединился Костылин, с ружьём — вместе было как-то надежнее. Когда на них напали татары, Жилин крикнул Костылину, чтобы он стрелял, а тот, испугавшись, стал убегать. Так Жилин попал в плен и оказался в ауле. На него надели кандалы и заперли в сарае.

Целую ночь он не спал, страшно хотел пить. Утром к нему заглянули два татарина, и Жилин им жестом показал, что хочет пить. Один татарин позвал свою дочь Дину, чтобы она принесла воды. Дина с любопытством смотрела, как жадно он пил воду. Через некоторое время его позвали в дом одного татарина. Там приказали писать домой письмо с просьбой о выкупе. Они утверждали, что за три тысячи монет, отпустят Жилина домой. Но он знал, что у матери таких денег не было, поэтому настаивал на пятистах монетах. Сначала они не соглашались, тогда он сказал, что если они его убьют, то вообще ничего не получат. Один из татар даже назвал его джигитом, то есть храбрым малым.

Вскоре привели и Костылина. Оказывается, его тоже поймали, так как ружьё подвело. Татары Жилину сказали, что его товарищ уже давно написал письмо домой с просьбой выслать аж пять тысяч монет. На это Жилин ответил, что раз он богатый, то пусть пишет. Позже он тоже написал письмо, но адрес указал неверный. А перед тем как его написать, он потребовал, чтобы их накормили, дали свежую одежду, сняли кандалы и посадили в один сарай. Целый месяц они прожили у татар

Кормили их неважно, но не обижали. Костылин всё ждал выкупа, а Жилин размышлял о побеге

Иногда он лепил кукол из глины. Однажды Дина, дочь татарина, увидела одну из таких кукол и взяла себе. Она её нарядила в красные лоскуты и качала как ребенка. Когда эта кукла разбилась, Жилин смастерил для Дины еще одну, а она, в благодарность, принесла ему молока. Вскоре она привязалась к Жилину, стала приносить ему сырные лепёшки, молоко и даже кусочки мяса. А когда Жилин починил часы какому-то татарину, то в селе стали говорить о нём, как о мастере.

Так прожил Жилин в ауле ещё месяц. По вечерам он тайком делал подкоп в сарае, чтобы сбежать. Наконец, всё было готово, и Жилин решил, что время уходить пришло. Он еле уговорил Костылина бежать вместе с ним. Как только всё стихло в ауле, они вылезли из сарая, направились в сторону леса и нашли нужную тропу.

Вскоре Костылин стал отставать, всё ныл, что ему натёрло сапогами ногу. Из-за этого, они не смогли далеко уйти. Их заметил татарин, проезжавший по лесу, и их вернули обратно. На этот раз, их посадили в глубокую яму вместо сарая. Жилин всё равно не отчаивался. Однажды он попросил Дину принести длинную палку. По ней он смог выбраться из ямы, а вот Костылин предпочёл остаться. Дина дала ему в дорогу лепешёк и заплакала, расставаясь с ним.

Хотя кандалы он снять с себя не смог, ему удалось прилично отойти от деревни и продолжать двигаться вперед. Когда идти силы у него уже закончились, он пополз до одного знакомого поля, за которым уже были русские. Больше всего он боялся быть замеченным. Не успел он об этом подумать, как увидел, что слева, в двух десятинах от него, стоят татары. Завидев Жилина, они бросились за ним, но впереди уже были казаки. Жилин изо всех сил замахал и стал просить о помощи. Услыхав его, казаки сразу же бросились на помощь, а татары испугались и дальше не пошли. Вот так казаки спасли Жилина, а придя в себя, он рассказал им о своих приключениях.

После плена, Жилин решил никуда не ехать, а продолжить служить на Кавказе, и с женитьбой повременить. Выкуп за Костылина пришёл только через месяц. Его доставили из плена еле живого.

Глава 2. В плену у горцев. Письма домой

Жилин почти не спал. Вскоре к нему пришли двое горцев, среди них Абдул-Мурат, стали по-своему что-то говорить и по-русски приговаривали: «корошоурус!».

Абдул-Мурат — горец, хозяин Жилина в ауле, глаза чёрные, светлые, бородка маленькая, подстри­женная, румяный, с весёлым лицом, одет в синий шёлковый полу­кафтан, красные башмачки, на поясе сереб­ряный кинжал.

Продолжение после рекламы:

Жилин руками и губами дал понять, что хочет пить, те поняли, позвали Дину.

Дина — дочь Абдул-Мурата, 13 лет, тоненькая, худенькая, глаза чёрные, светлые, красивая, с чёрной косой, одета богато в длинную синюю рубаху с широ­кими рука­вами, в штаны и башмачки, на шее монисто из монет.

Дина принесла воды, села на корточки и стала рассматривать Жилина. Потом отец велел ей принести хлеба. Горцы ушли, Жилина заперли.

Вскоре к Жилину пришёл слуга и позвал за собой. Привели его в дом Абдул-Мурата. Дом оказался дорого убранным: на полу пёстрые пуховики, ковры и пуховые подушки на них, на стенах ковры, «на коврах ружья, пистолеты, шашки — всё в серебре». Русского­ворящий горец объяснил Жилину, что его взяли в плен, а потом продали Абдул-Мурату.

Затем Жилину приказали писать письмо домой с требованием выкупа: 3000 монет. Жилин сказал, что таких денег нет, и предложил только 500 рублей. Горцы стали ругаться друг с другом, но поняли, что 500 рублей лучше, чем ничего, и согласились.

Брифли существует благодаря рекламе:

Привели Костылина — его тоже схватили. С Костылина выпросили 5000 монет, и тот написал письмо с требуемой суммой.

Жилин письмо написал, но адрес изменил, чтобы письмо не дошло: он знал, что и этих денег его мать не соберёт. Он решил сбежать.

Очень краткий пересказ поэмы «Кавказский пленник».

Лермонтов описывает аул Кавказа, где идет обычная для горцев жизнь: мужчины время от времени начищают оружие и уходят в завоевательные походы, а возвращаясь с добычей, отдыхают, ведут беседы по вечерам. Женщины занимаются хозяйством, молодые девушки с тревогой думают о будущем, мечтают, поют песни, собираясь вместе возле стремительно бегущей вниз горной реки. В ауле есть пленники: их приводят мужчины из боев. Пленники пасут скот, получая за это скудное пропитание. Они влачат жалкое существование, будучи всегда под надзором и закованными в цепи.

Однажды стан невольников пополняется еще одним, молодым, тяжело раненым в бою. Его выхаживают, он остается жить и тоже выходит пасти скот. Душа его томится по родине и оставленной там возлюбленной. Молодая черкешенка влюбляется в него, тайком приносит кумыс и хлеб, а затем дает ему кинжал и пилу, предлагая вместе бежать. Но сердце юноши глухо к мольбам красавицы: он соглашается на побег, однако не может ответить ей любовью.

В момент побега один из горцев стреляет в юношу, убивает его. Девушка с горя бросается в реку, ее труп находят наутро. Горец, убивший пленника, в отчаянии: оказывается, это была его дочь. Вся дальнейшая его жизнь превращается в муку.

Суть: о чем?

В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.

Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.

Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.

В одну ночь Жилин все-таки решает бежать. Воспользовавшись моментом, они вместе с Костылиным выбираются из сарая с помощью подкопа. Пытаясь найти дорогу до крепости, офицеры сильно натирают ноги. Костылин не мог этого терпеть, поэтому Жилин решил нести его на себе. Таким образом, далеко им уйти не удалось, их поймали татары и вернули обратно в аул, где поместили в глубокую яму и пригрозили убить, если в течение двух недель за них не придет выкуп.

Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.

Анализ произведения

Рассказ «Кавказский пленный» В. Маканина сильно хвалили на Западе. Автор опровергает кавказский миф, лишая его романтического ореола. Его герои свыклись с военными буднями, озлобившись и очерствев. Смерть они принимают как данность, спокойно относятся к трупам, закапывая их в землю. Об этом равнодушии Маканин упоминает несколько раз. При этом смерть он описывает максимально жутко и страшно, чтобы читатель не мог воспринимать смерть равнодушно. Для солдат же война превращается в работу, при этом автор ставит перед собой задачу не допустить подобного в мирной жизни.

Очень необычной оказывается временная и пространственная организация произведения. Между настоящим временем и его назначением проходит зыбкая грань. При этом отдельные временные отрезки выбиваются из общего потока, обретая в повести собственное значение. Само пространство при этом разбивается на отдельные отрезки, которые, в конце концов, повторяются и переплетаются между собой. Появляется стойкое ощущение, что герои попали в запутанный лабиринт, выхода из которого просто нет. Они навечно стали его пленными.

Через все произведение Маканина проходит высказывание Достоевского о красоте. Но здесь оно приобретает иное значение. Суровая и чужая красота кавказских гор становится враждебной и чуждой для русского человека. Горы представляют смертельную опасность для русских солдат. Красота чеченского юноши поначалу пробуждают в Рубахине новые и сильные чувства, появляется ощущение, что они способны сыграть важную роль в жизни русского солдата, изменить его, но и эта красота никого не спасает. Как только у него появляется ощущение опасности, которая исходит от пленного, главный герой жестоко с ним расправляется.

Маканин приходит к выводу, что там, где царит озлобленность и хаос, красоте просто не находится места. Она обретает губительную силу, его красота не спасает, как у Достоевского, а убивает.

Сюжет

Жилин и Костылин служили на Кавказе во время военных действий. Однажды они решили отправиться в отпуск, и были взяты в плен татарами. Их хозяин потребовал, чтобы они написали родственникам письмо с требованием о выкупе. Жилин знал, что у его матери совершенно нет денег не только на выкуп, но и на жизнь, и писать не стал, а сам солгал, что написал, и стал высматривать пути к бегству. Проживая в татарском ауле, Жилин старался подружиться с людьми: делал глиняных кукол детям, играл с ними, что-то мастерил, что-то чинил, даже лечил людей. Люди к нему относились хорошо. И через некоторое время, когда мужчины отправились в набег, оба офицера сбежали из плена. Но Костылин был толстый, неповоротливый и ленивый, он не мог долго бежать, и хотя Жилин ему помогал и всячески поддерживал, он не смог убежать от погони, и их посадили в наказание в яму и заставили еще раз писать письмо с просьбой о выкупе. Дина очень привязалась к Жилину, приносила ему молоко и лепешки, вяленое мясо и старалась всячески помочь ему. Она спасла офицера из ямы и дала возможность ему сбежать из плена, а Костылин еще несколько месяцев находился в плену, пока не пришел выкуп из дома.

О чем «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого?

Кавказский пленник Толстой краткое содержание для читательского дневника:

Русский офицер Жилин служит на Кавказе в одной из крепостей. Жилин решает съездить в отпуск домой, чтобы навестить старушку-мать и жениться. В пути, в горах Кавказа, Жилин и его товарищ Костылин попадают в плен к татарам.

Татары надеются, что родственники офицеров пришлют за них выкуп. Около месяца Жилин и его товарищ Костылин живут в плену у татар. Жилин не ждет помощи из дома и надеется сам сбежать из плена. Для этого он делает подкоп в сарае, в котором его держат. Жилин и Костылин совершают побег, но татары их ловят. За этот побег хозяин-татарин сажает беглецов в яму.

Вскоре Жилин снова решается на побег. На этот раз он сбегает один, без Костылина. Дочь хозяина, девочка Дина, помогает Жилину сбежать. В конце концов Жилин добирается до русской крепости. Здесь он встречает своих товарищей и рассказывает о своем приключении. После этого случая Жилин решает не ехать в отпуск домой к матери и продолжает служить на Кавказе.

Главные герои

История создания рассказа основана на реальных событиях, которые произошли со Львом Николаевичем. На Кавказе знаменитый писатель действительно находился в плену у татар вместе с товарищем, но у них все закончилось благополучно. Они возвратились домой живыми и здоровыми. Уже позднее он по воспоминаниям написал свою повесть. В литературном произведении «Кавказский пленник» героя два, их описание и характеристика следующие:

  1. Иван Жилин — настоящий русский офицер, отличается доблестным и бесстрашным характером. Он в меру строптив, уважает как себя, так и окружающих людей. Удивительно, но даже в плену он требует уважения от своих хозяев. Мужчина трудолюбив, мастерит игрушки для детей и тщательно готовится к побегу. Его отличительной чертой является огромная сила воли, он не падает духом, поэтому в результате удачно сбегает.
  2. Костылин также имеет офицерский чин, но является противоположностью Ивана. Он грузный, неуклюжий и неповоротливый, эти же черты прослеживаются и в характере. Солдат сразу смиряется с участью пленника. Он все время находится в состоянии уныния. В нем отсутствует чувство гордости, уважения. Этот образ жизни и приводит к тому, что Костылин заболевает. В глазах читателя он выставляет себя трусом, не желающим бороться за собственную свободу и жизнь. На волю его выпускают только благодаря родственникам, которые заплатили выкуп.

Что касается второстепенных героев, то они есть в рассказе тоже. Пожалуй, самый колоритный персонаж — это старик. В далеком прошлом это сильный джигит. У старца была большая семья — три жены и 8 сыновей. После начала военных действий семеро из них были убиты, а восьмой перешел на сторону врага. Отец не простил позорного поступка и своими руками казнил сына. После этого он возненавидел всех русских солдат.

Абдул-Марат — «черный татарин», он же хозяин пленных. Это неплохой человек, он уважает солдат и не желает им смерти, хотя видит в них своих врагов. Его дочь Дина является положительной героиней, она жалостлива и добра. С ее помощью офицер Жилин и смог осуществить побег.

Биография Л. Н. Толстого

Лев Толстой являлся представителем класса дворянства, корни которого велись ещё с петровских времён. Писатель имел множество влиятельных родственников среди представителей высшей аристократии. Со стороны матери, которая носила в девичестве фамилию Волконская, то же было множество знатных людей.

Детство и юность писателя

Лев Николаевич Толстой появился на свет 9 сентября 1828 года в родовом имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, в семье потомственных дворян. Будущий великий писатель был средним сыном в большой семье с четырьмя детьми. В 1830 году маленький Лев потерял мать, которая умерла от родильной горячки, а ещё через семь лет мальчик лишился и отца. Так, опекунство над Толстым на себя взяли двоюродный брат отца и тётя, после смерти которой мальчик уехал в Казань.

Начальное образование граф Лев Толстой получил дома, ему обучали французские и немецкие гувернёры. В 1843 году граф поступил в университет в Казани на факультет по изучению восточной культуры. Однако будущему светочу русской литературы не удалось справиться с трудностями учебной программы, что заставило его перевестись на более лёгкий юридический факультет. Впрочем, трудности не оставили его на этом факультете. В итоге Толстой даже не смог окончить университет со степенью.

Юный граф вернулся в родное имение, где начал заниматься устройством сельского хозяйства. Правда, и это начинание не увенчалось успехом из-за постоянных отъездов в Москву и Тулу. Однако всё это время Толстой вёл дневник, который вдохновил его на написание множества будущих произведений. Привычка записывать происходящие с ним события писатель пронёс с собой через всю жизнь.

В один из дней старший брат Льва, Николай, вернувшись домой, чтобы провести свой отпуск, полагавшийся ему как армейскому офицеру, убедил брата присоединиться к войскам. Так, Лев Толстой в звании юнкера отправился служить на юг, на Кавказские горы, откуда после был переведён в Севастополь, где будущий писатель принял участие в Крымской войне. Основным событием войны, которое нашло своё отражение и в произведениях автора, является героическая оборона Севастополя. Ей посвящено произведение «Севастопольские рассказы».

Сюжет рассказа «Кавказский пленник» кратко

Если говорить о рассказе Толстого «Кавказский пленник» кратком содержании, то действие произведения происходит во время Кавказкой войны 1829 – 1864 года. Действие разворачивается вокруг офицера Жилина, который получает письмо от матери и решает навестить ее, а возможно и жениться. В дорогу он отправляется с ближайшим обозом, но обогнав его встречает еще одного офицера Костылина. Вместе они едут пока на встречу им не выезжает несколько татар. Костылин, который должен был прикрывать главного героя рассказа «Кавказский пленник», бросается бежать. Из-за этого оба они, как в романе Пушкина «Капитанская дочь», попадают в плен и их продают другому татарину – Абдул-Мурату. Далее в рассказе Л Н Толстого «Кавказский пленник» читать можно о том, как новый «хозяин» пленников требует от них написать письмо домой. В нем они должны просить родных выкупить их. Но сумма, которую указал татарин не подъемна для матери Жилина. Поэтому дабы не заставлять страдать мать и влезать в долги главный герой пишет письмо с неправильным адресом.

Держат обоих пленников в сарае. На ночь им одевают колодки, а днем заставляют работать. Жилин находит общий язык с дочкой пленившего их татарина — Диной, и та за деревянные куклы начинает носить ему лепешки и молоко. Вскоре Жилин решается на побег и начинает рыть подкоп. Когда подкоп закончен оба пленника сбегают. Но Костылин не может быстро бежать, жалуясь на натертые сапогами ноги. Из-за этого их замечает один из местных, который рассказывает о бежавших пленниках Абдул-Мурату. Организуется погоня с собаками и вскоре обоих пленников ловят.

Если дальше рассказа «Кавказский пленник» читать краткое содержание, то вы узнаете, что теперь пленников садят в яму. Колодки с них не снимают не днем ни ночью и возможности для побега практически равны нулю. Но главному герою помогает Дина. Она опускает в яму палку по которой Жилин выбирается из ямы. Костылин же боится решится на новый побег. Дочка татарина долго плачет, расставаясь с главным героем, ведь она сильно привязалась к нему. Отойдя от деревни Жилин пытается сбить колодки, но у него нечего не выходит. Поэтому он бежит прямо в колодках.

Главному герою рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» предстоит долгая дорога и, если б не лепешки, которые дала ему Дина, он вряд ли смог преодолеть весь путь. А так даже выбившись из сил он продолжает ползти. С рассветом он добирается до поля, за которым уже стоят русские части. Но это поле еще надо преодолеть, а его как назло замечают татары. Они бросаются к Жилину и тот из последних сил зовет на помощь. Его слышат с русских позиций, и на перерез татарам бросаются казаки. Татары не решаются приблизиться, и Жилин попадает к своим. Главный герой рассказа «Кавказский пленник» Толстого рассказывает им о своих злоключениях завершая рассказ словами: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Так и остался Жилин служить на Кавказе, а Костылина выкупили через несколько месяцев едва живого и с сильно подорванным здоровьем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: