Краткое содержание для читательского дневника
1) Однажды утром сердце Темы «возликовало» от зрелища распустившегося папиного цветка – мальчик решил поцеловать цветок и сломал его.
2) Наказание было таким жестоким и обидным, что ребенок укусил отцовскую руку.
3) В поисках собачки Жучки Тема залез в колодец и заболел, а когда окреп, пришло время отправляться на учебу в гимназию.
4) Жизнь здесь была несладкой: над Темой издевался одноклассник Вахнов, ему не верили учителя.
5) В результате способный мальчик не сумел преодолеть экзамены, однако родители сумели договориться с директором гимназии о пересдаче.
6) Вскоре после отличной сдачи экзаменов у Артемия закончилось детство: заболел и умер отец.
Краткое содержание Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Гоголя для читательского дневника
Начинается повесть с того, что автор в красках описывает характер и быт Ивана Ивановича. И какой он человек прекрасный, и какая у него замечательная усадьба. Иван Иванович был вдовцом уже десять лет, детей не имел. Человек он был набожный, поэтому каждую неделю ходил в церковь. А еще ему очень нравились разного рода подарки и подношения. Также любил он частенько наведывался к своему соседу Ивану Никифоровичу, с которым всегда мог выпить и поговорить по душам.
Иван Никифорович был не менее хорошим человеком. С Иваном Ивановичем дружили они крепко. Женат Иван Никифорович никогда не был, да и вообще несмотря на всю близость отношений этих двух замечательных людей, в них практически всё было противоположно. Если Иван Иванович худощав и подвижен, то Иван Никифорович, наоборот, лишних действий никогда не совершает, сложён грузно и в движениях неповоротлив. Если первый весьма общителен и красноречив, то второй всё больше молчит, однако если необходимо, за словом в карман не полезет. Иван Иванович человек открытый, эмоции на его лице читаются очень легко. Иван Никифорович, наоборот, очень скрытный, и по виду его трудно определить, о чем он думает и что чувствует. И все же, несмотря на все противоречия, что Иван Иванович, что Иван Никофорович — просто замечательные люди.
Однажды замечает Иван Иванович во дворе своего друга одно старое ружье. И в тот же момент возникает у него острая потребность забрать вещицу себе. Приходит он к Ивану Никифоровичу и предлагает обменять ружье на свинью и два мешка с овсом. Но друг никак не соглашается. Постепенно беседа превращается в настоящую перебранку. В конце концов, герои ссорятся, а Ивана Ивановича силой выставляют за двери. Обменявшись взаимными угрозами и оскорблениями, бывшие друзья расходятся по домам.
Масла в огонь подливает Агафия Фелосеевна, всячески отговаривающая Ивана Никифоровича идти к соседу на мировую. В итоге дело доходит до суда. Но даже судье не удается их помирить. В итоге, друзей сталкивают на ассамблее, куда обманом их заманили жители города с целью помирить, что в конце концов и происходит. Вспоминая причину ссоры, друзья не понимают, как такая ерунда могла их разругать.
Поступление в школу
Затем мальчик поступил в гимназию, поэтому ему купили новую форму. Теме сразу же захотелось похвастаться ей перед собственными товарищами на постоялом дворе. В этот момент дети собирались идти на берег моря, поэтому он пошел с ними. Незнакомый рыбак предложил Теме подержать его наряд, пока тот не накупается. Когда мальчишки вышли на берег, то незнакомца уже не было. Он забрал с собой новую гимназическую форму. Отец заказал главному герою другой костюм, однако, его необходимо было ожидать больше недели.
В гимназии мальчик быстро познакомился со всеми одноклассниками. Однако первый день обучения закончился для него довольно печально, потому что он не пожелал выдать напроказившего приятеля и его исключили. Родителям главного героя пришлось отправиться к директору, чтобы уладить конфликт.
Неожиданно мальчик подружился с соседом по парте Ивановым, который просто обожал рассказывать жуткие истории. Он постоянно приносил Теме различные книги и тот быстро увлекся чтением. Дома он забирался в укромный уголок и читал увлекательные страницы. Его сосед был сиротой и жил в имении богатых помещиков.
Люди мало интересовались Ивановым, поэтому он много времени проводил в собственной комнате. Через некоторое время мальчики крепко сдружились. Все лето приятель хотел провести в селе, в усадьбе своего дяди. Туда же он и позвал главного героя. Однако этим планам было не суждено осуществиться из-за неожиданного происшествия в гимназии.
Сосед мальчика подложил острую иголку на стул преподавателя французского языка. Директор быстро догадался, кто являлся зачинщиком данного происшествия, однако, он не имел доказательств. Иванова и главного героя он по очереди приглашал в собственный кабинет и усердно допрашивал.
Тема не смог выдержать многочисленных угроз и во всем признался, а его товарищ отказался выдавать друга. После этого его отчислили из престижной гимназии вместе с виновником неприятностей. Одноклассники начали считать мальчика предателем и не разговаривали с ним. Однако несколько мальчишек со всего класса поняли его состояние. Они пересели к нему за парту и начали морально поддерживать.
В один из дней новые приятели пригласили героя покататься на лодке. На прогулке у них появилась идея отправиться на судне в Америку. Друзья полностью забросили учебу и начали готовиться к будущему путешествию.
Смерть отца
Экзамены Тема не сдал. От сильной обиды, что родители относились к его мечтам пренебрежительно, он захотел отравиться. Однако его успели спасти и пообещали больше не вспоминать о былых неудачах. По просьбе мамы директор гимназии допустил мальчика к пересдаче всех предметов. С экзаменами он справился просто блестяще. Даже строгие преподаватели похвалили его.
Когда мальчик учился в 3 классе, то его папа очень сильно заболел. В последний месяц жизни он хотел побольше уделить внимания собственной семье.
Офицер рассказывал детям различные увлекательные истории из своей военной службы. В эти моменты он был ласков с окружающими и внимателен к супруге. Прощаясь с родителем, герой пообещал ему, что проживет жизнь честным человеком.
Если внимательно прочитать произведение «Детство Темы», то можно составить такой план пересказа сюжета книги:
- способы воспитания мальчика и неприятный случай с цветком;
- спасение питомца из колодца и сильное заболевание;
- поступление в гимназию и приятельские отношения с Ивановым;
- предательство героя и дружба с одноклассниками;
- провал экзаменов и исправление оценок;
- последний месяц жизни отца и его смерть.
В этом повествовании подробно описана тонкая детская психология, которую зачастую не понимают многие родители. Необходимо знать, что происходит в душе ребенка. Писатель смог рассказать о переломном моменте и процессе социализации героя, когда тот поступил в гимназию.
https://www.youtube.com/watch?v=JkCfpcAzCEYhttps ://www.youtube.com/watch?v=-Do7uIhJuO4
Несмелый мальчик
В пятый класс среди года пришел новый ученик, Николай. В первый же день все убедились, что он несмелый, даже застенчивый, его хотели на первую парту посадить, но он отказался. Попросился на последнюю.
Учился Николай прилежно, старательно делал домашние задания. Ответы Николая были такими хорошими, что, когда его вызывали, в классе наступала тишина. Каждый хотел послушать хороший ответ. Учителя часто хвалили Николая: «Вот так нужно готовить задания и отвечать на вопросы».
От похвал мальчик краснел, было видно, что ему хотелось быстрее сесть за свою последнюю парту.
Одноклассники говорили: «Хороший ученик. И добрый товарищ.
Попросишь – всегда объяснит, расскажет, как решить задачу. Но очень несмелый…»
Однажды пятиклассники возвращались из школы домой. Было это в мае, перед окончанием учебного года. Шли гурьбой, о чем-то спорили.
Когда проходили по мосту через речку, услышали крик. Кто-то кричал внизу, недалеко от моста. Речка была небольшая, но быстрая и полноводная. Неужели кто-то зовет на помощь?
Не успели ребята и подумать об этом, как увидели: Николай прыгнул в воду, туда, откуда доносился крик.
Потрясенные мальчики подбежали к перилам моста. Николай уже подплывал к маленькой девочке. Она не умела хорошо плавать и попала в водоворот. Еще немного – и девочка погибла бы.
– Держись за мою рубашку! – крикнул Николай.
Девочка схватилась за рубашку, и Николай быстро поплыл с ней к берегу.
Красивые слова и красивые дела
Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Автор Николай Гарин-Михайловский
Николай Гарин-Михайловский
Тёма и Жучка
Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…
Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.
— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.
— И-и, — отвечает няня. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод. — И, помолчав, прибавляет: — Хоть бы убил сперва, а то так, живьем… Весь день, говорят, визжала, сердечная…
Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.
— Кто бросил? — спрашивает Тёма.
— Да ведь кто? Разве скажет!
Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей. Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею
Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уже добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули и он стремглав полетел на дно вонючего колодца. Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения
Сон с поразительной ясностью стоял перед ним. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет.
Тёма чувствовал во всем теле какую-то болезненную истому, но, преодолев слабость, решил немедля выполнить первую половину сна. Он начал быстро одеваться…
Одевшись, Тёма подошел к няниной постели, поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками, взял горсть их к себе в карман, на цыпочках прошел через детскую и вышел в столовую. Благодаря стеклянной двери на террасу здесь было уже порядочно светло.
В столовой царил обычный утренний беспорядок: на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерти куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с застывшим белым жиром.
Тёма подошел к отдельному столику, на котором лежала кипа газет, осторожно выдернул из середины несколько номеров, на цыпочках подошел к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, повернул ключ, нажал ручку и вышел на террасу. Его обдало свежей сыростью рассвета
Его обдало свежей сыростью рассвета.
День только что начинался. По бледному голубому небу там и сям, точно клочьями, повисли мохнатые, пушистые облака. Над садом легкой дымкой стоял туман. На террасе было пусто, и только платок матери одиноко валялся, забытый на скамейке…
Он спустился по ступенькам террасы в сад. В саду царил такой же беспорядок вчерашнего дня, как и в столовой. Цветы с слепившимися перевернутыми листьями, как их прибил вчера дождь, пригнулись к грязной земле. Мокрые желтые дорожки говорили о силе вчерашних потоков. Деревья с опрокинутой ветром листвой так и остались наклоненными, точно забывшись в сладком предрассветном сне.
Николай Гарин-Михайловский: Тёма и Жучка
Николай Гарин-Михайловский
Тёма и Жучка
Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…
Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.
— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.
— И-и, — отвечает няня. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод. — И, помолчав, прибавляет: — Хоть бы убил сперва, а то так, живьем… Весь день, говорят, визжала, сердечная…
Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.
— Кто бросил? — спрашивает Тёма.
— Да ведь кто? Разве скажет!
Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей.
Дама с собачкой сюжет
Дмитрий Дмитриевич Гуров – главный герой рассказа, работает в банке, приехал на отдых в город Ялта. Он женат и имеет трое детей. Дуров не любил свою жену уже очень давно, она казалась ему скучной и не привлекательной, поэтому часто ей изменял. Дуров производил на женщин хорошее впечатление, в компании женщин, он чувствовал себя намного увереннее, ему было о чем с ними поговорить, но в компаниях мужчин, он называл женщин «низшей расой». Прогуливаясь по улицам Ялты, он часто встречал загадочную даму, она всегда гуляла с маленькой собачкой, породы шпиц. Ему была интересна эта женщина, но ни кто о ней не знал, даже имени, поэтому среди отдыхающих ей дали прозвище, дама с собачкой.
Однажды Дмитрий обедал в одном из местных кафе, за соседний столик присела та самая дама с собачкой. Она была похожа на женщину из богатой семьи, с хорошим воспитанием. Мужчина решил не упускать момент и познакомиться с очаровательной блондинкой. Так у них завязался разговор, они гуляли, ни о чем не думали, разговаривали на многие темы, были свободны от своих проблем. Даму с собачкой звали Анна, родилась в Петербурге, но она два года назад вышла замуж за богатого и уважаемого человека и переехала в город С… Анна была не счастлива в браке, мужа она не любила. Женщина ждала приезда мужа, но пока что она была одна в этом городе. После вечерней прогулки, Гуров долго думал о новой знакомой перед сном и надеялся на новую встречу.
Прошла неделя, между ними завязался роман, они часто гуляли, как два свободных человека. Анна Сергеевна полюбила Дмитрия, но сам мужчина считал их отношения всего лишь мимолетным романом. Прошло еще некоторое время, Анна получает письмо от своего мужа, он просит ее приехать. Гуров провожает женщину, а потом и сам возвращается в Москву к семье. Проходит время, Гуров часто вспоминает тот курортный роман, ему везде мерещиться та девушка, он понимает, что это любовь. Мужчина решает отправиться к ней, чтобы еще раз увидеть.
Он не знал ее адрес, заселившись в гостиницу, он узнает, где проживает семейство фон Дидериц, не решившись явиться в их дом, он отправляется в театр, где и встречает Анну с мужем. Женщина была очень удивлена и явно нервничала, она попросила Дурова немедленно уехать, уверив его в том, что сама скоро приедет в его город. Так Анна стала приезжать в Москву каждые 3 месяца, мужу она врала, что вынуждена ездить туда на лечение. Прошло уже немало времени, Дуров смотрится в зеркало и понимает, что перед собой он видит очень постаревшего мужчину. Он потратил слишком много времени не на ту жизнь, только сейчас он понял, что по-настоящему влюбился, влюбленные понимают, что это не конец, им предстоит пройти долгий и сложный путь.
Николай Гарин-Михайловский: Тёма и Жучка
Николай Гарин-Михайловский
Тёма и Жучка
Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…
Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.
— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.
— И-и, — отвечает няня. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод. — И, помолчав, прибавляет: — Хоть бы убил сперва, а то так, живьем… Весь день, говорят, визжала, сердечная…
Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.
— Кто бросил? — спрашивает Тёма.
— Да ведь кто? Разве скажет!
Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей.
Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею
Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уже добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули и он стремглав полетел на дно вонючего колодца
Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения.
Сон с поразительной ясностью стоял перед ним. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет.
Одевшись, Тёма подошел к няниной постели, поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками, взял горсть их к себе в карман, на цыпочках прошел через детскую и вышел в столовую. Благодаря стеклянной двери на террасу здесь было уже порядочно светло.
В столовой царил обычный утренний беспорядок: на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерти куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с застывшим белым жиром.
Тёма подошел к отдельному столику, на котором лежала кипа газет, осторожно выдернул из середины несколько номеров, на цыпочках подошел к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, повернул ключ, нажал ручку и вышел на террасу.
Его обдало свежей сыростью рассвета.
День только что начинался. По бледному голубому небу там и сям, точно клочьями, повисли мохнатые, пушистые облака. Над садом легкой дымкой стоял туман. На террасе было пусто, и только платок матери одиноко валялся, забытый на скамейке…
Он спустился по ступенькам террасы в сад. В саду царил такой же беспорядок вчерашнего дня, как и в столовой. Цветы с слепившимися перевернутыми листьями, как их прибил вчера дождь, пригнулись к грязной земле. Мокрые желтые дорожки говорили о силе вчерашних потоков. Деревья с опрокинутой ветром листвой так и остались наклоненными, точно забывшись в сладком предрассветном сне.
Тёма пошел по главной аллее, потому что в каретнике надо было взять для петли вожжи. Что касается до жердей, то он решил выдернуть их из беседки…
Каретник оказался запертым, но Тёма знал и без замка ход в него: он пригнулся к земле и подлез в подрытую собаками подворотню. Очутившись в сарае, он взял двое вожжей и захватил на всякий случай длинную веревку, служившую для просушки белья.
При взгляде на фонарь он подумал, что будет удобнее осветить колодец фонарем, чем бумагой, потому что горящая бумага может упасть на Жучку — обжечь ее.
Выбравшись из сарая, Тёма избрал кратчайший путь к беседке — перелез прямо через стену, отделявшую черный двор от сада. Он взял в зубы фонарь, намотал на шею вожжи, подвязался веревкой и полез на стену. Он мастер был лазить, но сегодня трудно было взбираться: в голову точно стучали два молотка, и он едва не упал.
Взобравшись наверх, он на мгновение присел, тяжело дыша, потом свесил ноги и наклонился, чтобы выбрать место, куда прыгнуть. Он увидел под собой сплошные виноградные кусты и только теперь спохватился, что его всего забрызгает, когда он попадет в свеженамоченную листву.
Тем не менее это его не спасло от брызг, так как надо было пробираться между сплошными кустами виноградника, и он вышел на дорожку совершенно мокрый.
Эта холодная ванна мгновенно освежила его, и он почувствовал себя настолько бодрым и здоровым, что пустился рысью к беседке, взобрался проворно на горку, выдернул несколько самых длинных прутьев и большими шагами по откосу горы спустился вниз…
Читать дальше
Николай Гарин-Михайловский: Тёма и Жучка
Николай Гарин-Михайловский
Тёма и Жучка
Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…
Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.
— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.
— И-и, — отвечает няня. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод. — И, помолчав, прибавляет: — Хоть бы убил сперва, а то так, живьем… Весь день, говорят, визжала, сердечная…
Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.
— Кто бросил? — спрашивает Тёма.
— Да ведь кто? Разве скажет!
Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей.
Флейта и Ветер
В саду на лавке сидел Музыкант. Он играл на флейте. К его чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветерок прилёг под кустом и с удивлением слушал игру на флейте. Играл Музыкант про солнце в голубом небе, про беленькое облачко, про серенькую пташку-жаворонка и про счастливые детские очи.Замолкла песня, положил Музыкант флейту на лавку и пошёл домой. Взвился Ветер из-под куста, прилетел к флейте да и дунул со всей силы.Загудела флейта, словно осенняя непогода под стрехою. Подул ветер ещё сильнее, а флейта не играет – гудит да и гудит.«Отчего так? – думает Ветер. – Я легко могу вырывать дубы с корнями, скидывать крыши с домов. Почему же флейта на покоряется мне – не играет?»
Читать кратко рассказ Гоголя Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем 2 вариант
«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Васильевича Гоголя начинается со знакомства с героями. Дело происходит в Миргороде. Читателю последовательно представляются оба центральных персонажа, их портреты, привычки, склонности, быт и хозяйство. Они живут по соседству и очень дружны между собой, хотя и отличаются друг от друга (немного) характером и больше – внешним видом.
Однажды, задумавшись о своём хозяйстве и прикидывая, чего ему недостаёт, Иван Иванович видит, как на дворе Ивана Никифоровича баба, разбирая вещи, достаёт ружьё. Ружьё Ивану Ивановичу приглянулось, и тот идёт испросить его у соседа – обменять на бурую свинью и пару мешков с овсом. Иван Никифорович отказывается и отстаивает ценность ружья для своего хозяйства, только распаляя и раздражая тем соседа. В конце концов, Иван Иванович упрекает Ивана Никифоровича в том, что тот со своим ружьём, «как дурень с писанною торбой». На что второй обзывает первого гусаком. Это так обижает Ивана Ивановича, что он вконец теряет над собой контроль. Двое друзей ссорятся, и доходит до того, что Иван Никифорович гонится за соседом, а тот улепётывает от него, показывая кукиш.
Поначалу бывшие приятели близки к примирению, но Ивана Никифоровича настраивает против соседа Агафия Федосеевна, его знакомая. Послушный её совету, он, в довершение всего, прямо на месте плетня, соединяющего его участок с соседским, строит загон для гусей.
Ночью оскорблённый Иван Иванович подпиливает столбы, на которых держится этот загон. Утром же, боясь, как бы за это Иван Никифорович не подал на него в суд, он решает опередить бывшего друга и бежит к судье. Туда же спешит и Иван Никифорович. Судья пытается примирить их, но все его попытки оканчиваются неудачей. Сцена в суде завершается неожиданно – в здание врывается бурая свинья Ивана Ивановича, вырывает судебный иск Ивана Никифоровича из рук истца и убегает с ним.
Домой к Ивану Ивановичу в тот же день является городничий – и обвинить с злом сговоре со свиньей, и умолить помириться с врагом. Но и его просьбы остаются без ответа.
Весь город в итоге подключается к тому, чтобы примирить Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Спустя несколько лет, их, успешно избегающих появляться одновременно в одном месте, обманом сводят на приёме у городничего. Там соседи уже готовы снова стать друзьями. Иван Никифорович протягивает Ивану Ивановичу руку и по оплошности вновь позволяет вырваться страшному оскорблению, вспоминая, как именно назвал в день ссоры своего соседа. Ивана Ивановича вновь захлёстывают ярость и обида, и он наотрез отказывается мириться с Иваном Никифоровичем во что бы то ни стало.
Уже стариками, через двенадцать лет, два старика-соседа всё еще непримиримы и разъезжают по городам и судам в надежде, что их тяжбу смогут удовлетворить официальные институты.
Повесть венчает ставшее крылатым горькое восклицание автора: «Скучно на этом свете, господа!»
Читать краткое содержание Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Скажи человеку «здравствуйте»
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.
– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.
– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.
– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего. Вот и бабушка.
– Здравствуйте, – сказал сын.
– Здравствуйте, – сказал отец.
– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно. На душе у мальчика стало радостно.
– Почему это так? – спросил сын.
– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.
Посмеялись над бабушкой
Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.
Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой.
Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее.
Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей.
Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.
Поступление в школу
Затем мальчик поступил в гимназию, поэтому ему купили новую форму. Теме сразу же захотелось похвастаться ей перед собственными товарищами на постоялом дворе. В этот момент дети собирались идти на берег моря, поэтому он пошел с ними. Незнакомый рыбак предложил Теме подержать его наряд, пока тот не накупается. Когда мальчишки вышли на берег, то незнакомца уже не было. Он забрал с собой новую гимназическую форму. Отец заказал главному герою другой костюм, однако, его необходимо было ожидать больше недели.
В гимназии мальчик быстро познакомился со всеми одноклассниками. Однако первый день обучения закончился для него довольно печально, потому что он не пожелал выдать напроказившего приятеля и его исключили. Родителям главного героя пришлось отправиться к директору, чтобы уладить конфликт.
Неожиданно мальчик подружился с соседом по парте Ивановым, который просто обожал рассказывать жуткие истории. Он постоянно приносил Теме различные книги и тот быстро увлекся чтением. Дома он забирался в укромный уголок и читал увлекательные страницы. Его сосед был сиротой и жил в имении богатых помещиков.
Люди мало интересовались Ивановым, поэтому он много времени проводил в собственной комнате. Через некоторое время мальчики крепко сдружились. Все лето приятель хотел провести в селе, в усадьбе своего дяди. Туда же он и позвал главного героя. Однако этим планам было не суждено осуществиться из-за неожиданного происшествия в гимназии.
Сосед мальчика подложил острую иголку на стул преподавателя французского языка. Директор быстро догадался, кто являлся зачинщиком данного происшествия, однако, он не имел доказательств. Иванова и главного героя он по очереди приглашал в собственный кабинет и усердно допрашивал.
Тема не смог выдержать многочисленных угроз и во всем признался, а его товарищ отказался выдавать друга. После этого его отчислили из престижной гимназии вместе с виновником неприятностей. Одноклассники начали считать мальчика предателем и не разговаривали с ним. Однако несколько мальчишек со всего класса поняли его состояние. Они пересели к нему за парту и начали морально поддерживать.
В один из дней новые приятели пригласили героя покататься на лодке. На прогулке у них появилась идея отправиться на судне в Америку. Друзья полностью забросили учебу и начали готовиться к будущему путешествию.
Глава 4
Поветовый суд отличался от других строений Миргорода: он был не выбелен, а выкрашен красной краской, и крыша у него была деревянная, но не выкрашенная, потому что масло для краски съели, приправив луком. Восемь окошек выходили на знаменитую лужу. В присутствии судья с губами под самым носом рассуждал о певчем дрозде, а секретарь читал подряд дела. Пришёл Иван Иванович, которого судья угостил двумя чашками чая, причём тот соглашался пить только с четвёртого раза.
Судья был потрясён ссорой друзей и велел секретарю читать просьбу. В прошении Иван Иванович обвинял Ивана Никифоровича в том, что тот назвал его гусаком, перенёс гусиный хлев против его крыльца, захватив землю соседа. Третье обвинение состояло в том, что Иван Никифорович собрался произвести поджог, потому что стал чаще обычного выходить на улицу и в людской его долго горит свеча.
Иван Иванович требовал заковать преступника и посадить в городскую тюрьму. Судья предлагал забыть ссору, выпить и помириться. Но Иван Иванович прошение не забрал и ушёл. Тут же пришёл Иван Никифорович, застрял в дверях, так что пришлось открывать вторую створку. Иван Никифорович принёс просьбу, в которой обвинил Ивана Ивановича в том, что тот изрубил его хлев, что покушался на его жизнь, пытаясь выманить ружьё. Иван Никифорович назвал бесчестным соседа и его родню и просил заковать его в кандалы, лишить чинов и дворянства, избить и отправить на каторгу в Сибирь.
Оба прошения были приняты, но бурая свинья схватила прошение Ивана Никифоровича и убежала.
Именинный обед
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.
Нина сказала тихонько маме:
– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…
– Почему? – удивилась мама.
– У нее рука дрожит… Капает на стол…
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.
Мама долго сидела молча, потом сказала:
– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.
Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.