Краткое содержание: Царь Эдип
Царь Лаий и царица Иокаста, правящие в Фивах, получили ужасное пророчество — царь погибнет от рук собственного сына. Чтобы избежать этого царь Лаий отдал своего новорожденного сына пастуху, чтобы тот отнёс его на пастбища Киферона на съедение зверям. Пастух пожалел ребёнка и отдал его пастуху соседнего Коринфского царства, а тот в свою очередь принёс мальчика коринфскому царю. Бездетный царь принял младенца как своего и назвал Эдипом. Эдип вырос и услышал о том, что он приёмыш. Чтобы рассеять сомнения он пришёл к дельфийскому оракулу.
Но в ответ он услышал только одно:«Чей бы ты ни был, тебе суждено убить родного отца и жениться на родной матери». В отчаянии Эдип не стал возвращаться домой. Он шёл в никуда и встретил колесницу со стариком и слугами. Эдип не уступил дорогу и получил удар стрекалом, в ответ старик получил смертельный удар посохом. В драке Эдип убил всех слуг, но один сбежал. Такое нередко случалось на дороге. Эдип пришёл в Фивы. На город напало чудовище — женщина Сфинкс. Все прохожие должны были разгадывать её загадки, иначе она убивала. Царь Лаий , отправившийся за помощью к оракулу, погиб в дороге.
Эдип разгадал загадку Сфинкса,и побеждённое чудовище сбросилось со скалы. Героя объявили царём Фив, вдова Лайя стала женой Эдипа, а брат Иокасты Креон — его помощником. Спустя время на Фивы напал мор, умирали люди, скотина, погибал урожай. Эдип пошёл за советом к оракулу. Оракул сказал ему, что нужно найти и наказать убийцу Лайя, иначе не избежать божьей кары. Эдип приказывает найти убийцу, лишить воды, огня и молитв и прогнать из царства. Он проклял убийцу, не подозревая, что проклинает себя. Эдип просит помочь старого прорицателя Тиресия, но тот сразу отказывается называть имя убийцы.
Тиресий лишь под угрозой открыл правду Эдипу. Эдип — «Нет, коли так: убийца — ты, себя и казни!» «Не Креонту я служу и не тебе, а вещему богу; я слеп, ты зряч, но не видишь, в каком живёшь грехе и кто твои отец и мать». Он не верит пророку. Иокаста рассказывает о том, что царю Лайю пророчили смерть от собственного сына, но сын умер на Кифероне, а Лайя убил случайный путник. Остался свидетель — пастух, который должен вскоре прийти во дворец. Но тут приходит известие из Коринфа о том, что коринфский царь умер, и Эдип должен занять престол.
Эдип говорит о том, что все предсказания — ложь, потому что его отец умер своей смертью, а не от руки сына и он не вернётся в Коринф, пока жива царица- мать, так как по предсказанию он женится на ней. Но коринфский гонец уверяет его, что Эдип приёмный сын коринфского царя, потому что именно он принёс его младенцем с Киферона к царю. Тут пришёл свидетель убийства Лайя — пастух, узнаёт гонца, которому когда-то отдал царского младенца и в Эдипе признаёт убийцу царя Лайя. Эдип воскликнул в ужасе: «Проклято моё рождение, проклят мой грех, проклят мой брак!» Он был мудрецом, царём, а теперь кто он ? Отцеубийца и кровосмеситель… Ещё один удар ждёт его, Иокаста повесилась. Чтобы не видеть своих преступлений Эдип выкалывает себе глаза, и попрощавшись с детьми, уходит в изгнание. Несмотря на свои деяния, он остался в глазах фиванцев могущественным и мудрым правителем.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Царь Эдип». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Другие пересказы для читательского дневника
Краткое содержание Чуковский Серебряный герб Бедные, самые обычные люди всегда страдали из-за своего простого и бедного положения в обществе. Как ни странно, но именно бедность всегда наказуема
Все любят и уважают обеспеченных людей, редко кто обратит внимание на бедняка
Краткое содержание Уайльд День рождения Инфанты У прекрасной инфанты, дочери испанского короля, день рождения. Сегодня ей исполняется двенадцать лет
Только раз в году в этот день инфанте разрешается играть с другими детьми, низшими по званию и положению
Краткое содержание Смерть Ермака Рылеев Произведение является одной из «дум» сборника Рылеева о произошедших в истории событиях и людях, в разной степени прославивших отечество. В сюжете – гибель атамана войска казаков, чье имя неразрывно связано с покорением Сибирского ханства.
Краткое содержание Софокл Царь Эдип В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину мора, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия
Краткое содержание Семь подземных королей Волкова Волшебная страна появилась благодаря волшебнику Гуррикапу. Он искал тихое и живописное местечко, где не было людей. Волшебник сделал красивую страну, окружил ее лесами и горами.
Извечная проблема отцов и детей была актуальна и во Франции
Дочь Анжелика не хочет слушаться отца Аргана в выборе жениха, потому что он не берёт во внимание её чувства. Для него она выступает в роли вещи
Он готов незамедлительно решить её судьбу по своему усмотрению.
Арган хочет, чтобы будущий зять был ему слугой, точнее больничной нянечкой. Ухаживал за ним, ставил ему клизмы, делал другие процедуры. А всё почему? Потому что, Арган считает себя неизлечимо больным. Вот поэтому ему в зятья нужен доктор, который будет лечить его бесплатно, по-родственному. Не будет же он брать денег с собственного тестя? И слабоумный эскулап как раз для этой роли подойдёт.
Арган женат вторичным браком на мадам Белине. Она сочувствует вечно больному мужу, относится почтительно. А сама желает его скорейшей смерти, чтобы завладеть состоянием и жить на широкую ногу. А падчерицу сослать в монастырь. Арган решает разыграть мнимую смерть и посмотреть, как к ней отнесутся родные. Он в шоке — любимая жена превзошла все ожидания. Она ликует, торжество написано на её лице.
А вот дочь расстроилась по-настоящему. Ей жаль отца, она хочет отложить свадьбу. Не в силах вынести слёз дочери, отец «воскресает» и благословляет молодых при условии, что жених выучится на настоящего доктора.
Избавившись от одной иллюзии, Арган не может избавиться от своих медицинских суеверий
Почему он прячется от настоящей жизни в выдуманные болезни? Он недополучает любви и внимания? И таким путём пытается привязать к себе близких, хочет заставить их обратить на себя внимание. Почему? Всё просто — он боится смерти
Есть в комедии врачи с «говорящими» за себя фамилиями — Пургон, почти как слабительное средство «Пурген». И ещё один странный доктор со странной фамилией, для которого больные люди лишь материал для манипуляций, описанных в учебниках
А вылечил или нет — не важно
Только служанка знает правду о том, что её хозяин — симулянт. Она на чём свет стоит, ругает докторов.
Один из друзей по имени Беральд предлагает Аргану самому получить медицинское образование. Он считает, что это не сложно. Надо надеть мантию, шапочку, выучить несколько фраз по-латыни и рассуждать о болезнях в общих чертах, не вдаваясь в подробности. Собственно, так и лечат некоторые врачи в наше время.
Интересен тот факт, что комедия актуальна и сегодня. У многих новоявленных докторов есть бородка, но это совсем не значит, что они профессионалы от бога. Многие так полюбили лечиться по телевизору, что смотрят всё подряд без разбора — программу Елены Малышевой, доктора Агапкина. Слава Богу, хоть программу Геннадия Малахова закрыли! Люди находили у себя самые экзотические болезни, сами ставили диагноз и назначали себе лечение. И это в XXI веке!
Человек в трагедии «Царь Эдип»
Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.
Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.
Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.
Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.
Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.
О личности Софокла
Софокл появился на свет под Афинами, в поселке Колон. Это место знаменито жертвенниками и алтарями посвященными Афине, Деметре и Посейдону. Действие одной из дошедших до нас трагедий, «Эдип в Колоне», Софокл переносит в свой родной город.
Родом он из обеспеченной семьи, которая дала ему прекрасное образование. Софокла два раза выбирали военачальником Афин и членом совета по выделению казны на различные нужды.
Самой важной целью в жизни считал написание трагедий для театра города Афин. Он соревновался с Эсхилом на афинской сцене в постановке пьес, и его первые трагедии одержали уверенную и безоговорочную победу над Эсхилом
Софокл написал 123 трагедии, но до нас дошло всего семь его творений:
- «Царь Эдип»;
- «Эдип в Колоне»;
- «Антигона»;
- «Трахинянки»;
- «Аякс»;
- «Электра»;
- «Филоктет».
Софокл, по сведениям Кефала («Государство», Платон), обладал хорошим характером, был общительным и любил пошутить, не брезговал развлечениями, вином и другими потехами. Дружил с Геродотом.
Прожил долгую жизнь и умер в 90 лет. Похоронен в Афинах. Жители города воздвигли алтарь в его честь и раз в год прославляли Софокла, причисляя его к героям.
Главные и второстепенные герои
Как и другие драматурги того времени, Софокл писал свои пьесы в виде театральных интерпретаций известных мифов греческой культуры. Автор особенно прославлял мифических героев Троянской войны — персонажей, которые появляются в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Характеристика главных героев:
- Эдип является центральной фигурой и трагическим героем пьесы Софокла «Царь Эдип». Изначально он предстает перед читателями как величественный царь Фив, но вскоре становится удрученным человеком, смиренным своей ужасной судьбой.
- Креонт — брат Иокасты. Сначала царь обвиняет Креонта в том, что тот пытался свергнуть его с трона, но он оправдывается, когда главный герой осознает свою вину в убийстве Лая. Удрученный Эдип покидает Фивы в конце пьесы, а Креонт становится королем.
- Тиресий — старый слепой провидец, который рассказывает царю о его судьбе. Старик обладает особым даром предвидения, полученным от богов. Главный герой обвиняет его в измене, но потом выяснятся, что Тиресий оказался прав.
- Иокаста — королева Фив. Сначала она выходит замуж за Лая, а когда его убивают и Эдип провозглашается новым правителем, становится его женой. В конце Иокаста понимает, что царь — ее сын. Трагический оракул исполнился.
В трагедии есть также второстепенные персонажи. В список наиболее заметных из них вошли:
- Священник появляется в начале пьесы. Он умоляет короля и богов покончить с чумой в городе.
- Хор старцев виден на протяжении всей пьесы. Он олицетворяет горожан, реагирующих на новые повороты сюжета.
- Пастух Лаия подтверждает трагическую судьбу Эдипа, говоря, что Иокаста и Лай являются его настоящими родителями. Он отправил царя, когда тот был младенцем, в Коринф, чтобы тот рос в семье коринфского правителя Полиба.
- Антигона и Исмена — дочери царя. Они плачут с ним в конце пьесы.
В четвертой главе царь, уверенный в том, что худшее, что он может услышать, — это рассказ о его скромном рождении, с нетерпением ждет пастуха. Сначала тот отказывается говорить, но под угрозой смерти признается, что Эдип на самом деле сын Лая и Иокасты. Пророчество, которого царь так боялся, сбылось. Главный герой мучается из-за того, что убил своего отца и женился на матери.
Эдип, врываясь во дворец, обнаруживает, что Иокаста покончила с собой. Он вынимает булавки из ее платья и вонзает себе в глаза, чтобы больше не смотреть на страдания, которые причинил. Ослепленный и опозоренный Эдип умоляет Креонта убить его, но в конце пьесы он тихо подчиняется ему и смиренно ожидает оракула, который определит, останется ли он в Фивах или будет изгнан навсегда.
Миф об Эдипе
Миф об Эдипе, который также появляется в произведениях Гомера, представляет собой историю обреченной попытки человека перехитрить судьбу. Трагедия Софокла дополняет его и драматизирует болезненное открытие Эдипом его истинной личности.
Правители Фив Лай и Иокаста предупреждены оракулом в Дельфах, что их сын убьет отца. Чтобы предотвратить трагическое предсказание, царь отдает ребенка пастуху, который уводит его в Коринф. Там посланник передает ребенка правителю и его жене, у которых не было детей. Не зная личности ребенка, супруги усыновили малыша и назвали его Эдипом.
Эдип растет как принц Коринфа, но слышит тревожные истории о том, что коринфский царь не его настоящий отец. Он поехал в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, и узнает пророчество, что убьет родного отца и женится на матери. В ужасе Эдип решает не возвращаться домой, чтобы избежать ужасной судьбы.
Рядом с Фивами он встречает старика в колеснице с сопровождающими. Когда старик оскорбляет Эдипа, тот убивает его.
За пределами Фив он встречает чудовищного Сфинкса, терроризирующего сельскую местность. Сфинкс бросает вызов Эдипу своей загадкой: «Что передвигается на четырех ногах на рассвете, двух — в полдень, трех — вечером?». Эдип отвечает правильно («человек») и убивает монстра.
Люди объявляют его героем, а когда узнают, что Лай был убит, признают своим правителем. Эдип женится на Иокасте, у них рождается четверо детей.
Яшоварман IИмператор Кхмерской империи, чья жизнь стала притчей
Император Яшоварман I запомнился подданным как великий строитель и реформатор. Он правил кхмерской империей в X веке, и за свое двадцатилетнее правление построил сотню буддийских монастырей и храмов, а также успешно перенес столицу, что в условиях тропиков потребовало больших трудов и от народа, и от правительства.
Однако в историю Яшоварман вошел как «Прокаженный король». А его болезнь народное сознание восприняло как своего рода элемент притчи, которая разворачивалась прямо на глазах подданных. Дело в том, что отец Яшовармана, Индраварман I, провозгласил монархов кхмерской империи богами. Словно в отместку за это, «настоящие» боги поразили его сына лепрой, чтобы никто не усомнился в том, что он — всего лишь человек. По крайней мере, так это восприняли люди его эпохи.
Сейчас статую, изображающую «Прокаженного короля», можно увидеть на королевской площади Ангкор Тома, последней столицы кхмерской империи. Формально она изображает индуистское божество смерти, Яму. Но из-за того, что статуя со временем местами покрылась мхом, ее начали воспринимать как изображение прокаженного, якобы сам Яшоварман I проявился в ней. Впрочем, не исключено, что ее изначально с него и делали, и это был портрет монарха.
Эдип и Прометей Эсхила – что общего?
Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» повествует о титане, который украл с Олимпа огонь и принёс его людям, за что Зевс наказывает его, приковав к горной скале.
Взойдя на Олимп, Боги боялись быть свергнутыми (как в своё время они свергли титанов), а Прометей является мудрым провидцем. И когда он сказал, что Зевса свергнет его сын, слуги повелителя Олимпа начали угрожать ему, выпытывая тайну, а Прометей гордо молчал. Кроме того, он украл огонь и дал его людям, вооружив их. То есть, пророчество получило наглядное воплощение. За это главный из богов приковывает его к скале на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень.
Прометей, так же как и Эдип, зная судьбу, идёт наперекор ей, он также горд и имеет свою позицию. Им обоим не суждено ее преодолеть, однако сам бунт выглядит смело и внушительно. Также оба героя жертвуют собой ради людей: Прометей крадет огонь, зная об ожидающей его за это каре, а Эсхил выкалывает себе глаза и уходит в изгнание, бросая власть и богатства ради своего города.
Судьба героев Эсхила и Софокла одинаково трагична. Однако Прометей знает свою судьбу и идет к ней навстречу, а Эсхил, напротив, пытается убежать от нее, но в финале осознает тщетность попыток и принимает свой крест, сохраняя достоинство.
Проблематика пьесы
- Основной проблемой трагедии является проблема судьбы и свободы человеческого выбора. Жителей древней Греции очень тревожила тема рока, так как они считали, что свободы у них нет, они являются игрушками в руках богов, их судьба предопределена. И срок их жизни зависел от Мойр, которые определяют, отмеряют и отрезают нить жизни. Софокл же вносит полемику в свое произведение: наделяет главного героя гордостью и несогласием со своей судьбой. Эсхил не собирается смиренно ожидать удары судьбы, он борется с ней.
- Также в пьесе затронуты социально-политические проблемы. Отличие Эдипа от его отца Лая в том, что он – справедливый правитель, который, не задумываясь, приносит в жертву свою любовь, дом и себя самого ради счастья граждан. Однако хороший царь неизменно несет на себе ярмо, унаследованное от плохого, принявшее в античной трагедии форму проклятья. Последствия от бездумного и жестокого правления Лая его сыну удалось перебороть только ценой собственной жертвы. Такова цена равновесия.
- Горе обрушивается на Эдипа с момента, как ему открывается правда. И тогда автор говорит о проблеме философского характера — проблеме неведения. Автор противопоставляет знание богов незнанию простого человека.
- Действия трагедии разворачиваются в обществе, в котором убийство кровных родственников и инцест сопровождаются жесточайшей карой и сулят бедствие не только тому, кто совершил это, но и городу в целом. Так что, деяния Эдипа, несмотря на фактическую безвинность, не могли оставаться безнаказанными и поэтому город страдает от мора. Проблема справедливости в этом случае стоит довольно остро: почему за деяния одного страдают все?
- Несмотря на всю трагичность жизни Эдипа, в конце он наделяется духовной свободой, которую он обретает, проявляя мужество против ударов судьбы. Поэтому ощущается проблема оценки жизненного опыта: стоит ли свобода таких жертв? Автор полагал, что ответ положительный.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Тема этой статьи – анализ одного из античных произведений и его краткое содержание. «Царь Эдип» – трагедия афинского автора Софокла, являющаяся одной из немногих его пьес, которые дошли до наших дней. Сегодня, спустя двадцать веков после смерти автора, его творение не утратило популярности. На его основе ставят пьесы в театре, снимают художественные фильмы. Все дело в том, что судьба человека никогда и нигде не была столь проникновенно изображена, как в этой трагедии.
Образ Эдипа: характеристика героя
В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.
В произведении судьба его оказывается невероятно трагичной, но, несмотря на это, его образ не представляется жалким, а напротив, величественным и монументальным.
Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.
Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени.
Однако когда герой слепнет физически, он прозревает духовно. Ему уже нечего терять, все самое страшное произошло, и судьба преподала ему урок: пытаясь узреть незримое, можно и вовсе потерять зрение. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.
Эписодий первый
Краткое содержание первого эписодия – это концовка одного из самых известных афинских сказаний. Царь Эдип – мифологический персонаж. Его историю заимствовал Софокл и создал трагедию, в первом действии которой зрители на сцене видят главного героя уже в качестве правителя.
Итак, главный герой пьесы – царь. Зовут его Эдип. Однажды у царского дворца появляется процессия, участники которой просят повелителя о помощи. В Фивах свирепствует страшная эпидемия. Моровая язва унесла уже множество жизней, и поскольку царя своего жители воспринимают не иначе, как в качестве спасителя (он некогда их уже выручал, после чего и занял престол), к нему они и обращаются с мольбой отвратить ужасную беду.
«Спаситель», как оказалось, уже принял соответствующие меры: послал гонцов к всесильному оракулу. Ведь тот обладает силой, которая заключается в умении узнать у самого бога Аполлона о причине столь страшной напасти.
Ответ приходит совсем скоро: язва послана в наказание за то, что в Фивах безнаказанно проживает цареубийца. И Эдип, не подозревая, что является тем самым преступником, клянется найти и наказать виновного.
Предсказание сбывается
Во время очередного путешествия юноша направлялся к Фивам. Когда он был уже неподалёку от городских ворот, его нагнала роскошная колесница.
Сидевший в ней старик изо всех сил ударил бродягу Эдипа, а его слуги вознамерились убить странника. В гневе Эдип ударил старца, а потом расправился с его прислужниками. Уцелеть сумел лишь один из рабов, что сопровождали колесницу.
Войдя в город, Эдип испытывал чувство вины: он не хотел никому причинять зло, но вынужден был защищаться. В это же время прибывший в Фивы раб рассказал, что колесница царя Лая столкнулась с каким-то нищим, что убил и правителя, и его свиту. Всеобщую скорбь усугубило появление Сфинкса, что не давал покоя людям, погубив многих странников.
Решив помочь фиванцам, Эдип отправился к месту охоты чудовища. Сфинкс загадал ему загадку, неправильный ответ грозил смертью.
Вопрос был таков: кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень поднимается на две ноги, а вечером стоит на трёх? Сообразительный Эдип быстро понял, что это – человек (в разном возрасте). В отчаянии Сфинкс сбросился со скалы.
Ребёнок, спасённый слугой
У фиванского царя Лая не было наследников, что сильно его печалило. Однажды правитель решил отправиться в Дельфы, где спросил у оракула, пошлют ли небеса ему ребёнка.
Прозвучавшее в ответ пророчество ошеломило Лая. Ему было сказано, что рождённый от него сын станет его убийцей. Конечно, подобное предсказание испугало Лая. Когда же он узнал о беременности супруги, решение пришло незамедлительно.
Когда у царицы Фив на свет появился сын, Лай приказал унести мальчика в лес. По требованию царя малышу прокололи ноги, чтобы тот скорее погиб и не мог никуда уползти.
К счастью, слуга, что должен был выбросить ребёнка, оказался гораздо человечнее своего господина. Встретив пастуха, он отдал ему младенца. Тот же отнёс мальчика к коринфскому правителю Полибу, что мечтал о появлении ребёнка, ведь был бездетен.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Прошлым летом в Чулимске Вампилов
Валентина идет на работу в чайную. Заметив сломанный палисадник, по которому предпочитают ходить посетители, она начинает его чинить. На крыльце чайной спит таежник Еремеев, пришедший к своему другу Афанасию.
- Краткое содержание Морская душа Соболев
В тяжелое военное время наша страна мужественно отстояла свое право на свободу. Большой вклад в приближение Победы сделали матросы Красного флота. Тельняшка бело-голубых цветов, в то время, внушала страх в фашистских захватчиков.
- Краткое содержание сказки О жабе и розе Гаршина
В заброшенном цветнике однажды майским утром расцвела прекрасная роза. Росла она на розовом курсе в окружении других прекрасных растений, которые не ухоженность этого места делала отнюдь не хуже, а даже красивее.
- Краткое содержание Алиса в Зазеркалье Кэрролла
Роман Льюис Керролл «Алиса в зазеркалье», сплошь наполнен всевозможными головоломками, фантазийными образами, стоит подметить как прекрасно автор управляется воображаемыми героями
- Краткое содержание Погодин Тишина
История повествования ведётся в военное время. Главным героем произведения, является Сергей Вохмистров. После окончания войны герой возвращается в свой родной дом. Его приезд наполнен
Тема этой статьи – анализ одного из античных произведений и его краткое содержание. «Царь Эдип» – трагедия афинского автора Софокла, являющаяся одной из немногих его пьес, которые дошли до наших дней. Сегодня, спустя двадцать веков после смерти автора, его творение не утратило популярности. На его основе ставят пьесы в театре, снимают художественные фильмы. Все дело в том, что судьба человека никогда и нигде не была столь проникновенно изображена, как в этой трагедии.
Структура и композиция трагедии
Композиционно трагедия состоит из нескольких частей. Открывается произведение прологов – на город обрушивается мор, гибнут люди, скот, посевы. Аполлон приказывает найти убийцу предыдущего царя, и действующий царь Эдип клянется найти его во что бы то ни стало. Пророк Тиресий отказывается говорить имя убийцы, и когда Эдип обвиняет во всем его, то оракул вынужден открыть истину. В этот момент чувствуется напряжение и гнев правителя.
Во втором эпизоде напряжение не снижается. Следует диалог с Креонтом, который возмущен: «Нам честного лишь время обнаружит. Довольно дня, чтоб подлого узнать».
Приход Иокастры и рассказ об убийстве царя Лая от руки неизвестного, вносят смятение в душу Эдипа.
В свою очередь он сам рассказывает свою историю до его прихода к власти. Он не забыл об убийстве на перекрестке и сейчас вспоминает это с еще большей тревогой. Тут же герой узнает, что он не является родным сыном коринфийского царя.
Высшей точки напряжение достигает с приходом пастуха, который говорит о том, что он не убивал младенца, и тогда все становится ясно.
Композицию трагедии заключают три больших монолога Эдипа, в которых нет того прежнего человека, считавшего себя спасителем города, он предстает несчастным человеком, искупающим свою вину тяжелыми страданиями. Внутренне он перерождается и становится мудрее.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Прошлым летом в Чулимске Вампилов
Валентина идет на работу в чайную. Заметив сломанный палисадник, по которому предпочитают ходить посетители, она начинает его чинить. На крыльце чайной спит таежник Еремеев, пришедший к своему другу Афанасию.
- Краткое содержание Морская душа Соболев
В тяжелое военное время наша страна мужественно отстояла свое право на свободу. Большой вклад в приближение Победы сделали матросы Красного флота. Тельняшка бело-голубых цветов, в то время, внушала страх в фашистских захватчиков.
- Краткое содержание сказки О жабе и розе Гаршина
В заброшенном цветнике однажды майским утром расцвела прекрасная роза. Росла она на розовом курсе в окружении других прекрасных растений, которые не ухоженность этого места делала отнюдь не хуже, а даже красивее.
- Краткое содержание Алиса в Зазеркалье Кэрролла
Роман Льюис Керролл «Алиса в зазеркалье», сплошь наполнен всевозможными головоломками, фантазийными образами, стоит подметить как прекрасно автор управляется воображаемыми героями
- Краткое содержание Погодин Тишина
История повествования ведётся в военное время. Главным героем произведения, является Сергей Вохмистров. После окончания войны герой возвращается в свой родной дом. Его приезд наполнен
Драматургия Древней Греции положила начало истории развития этого жанра. Все то, чем мы располагаем сейчас, зародилось в этой колыбели европейской культуры. Поэтому для осознания многих современных театральных тенденций и находок весьма полезно оглянуться назад и вспомнить, с чего начиналось драматическое искусство?
Царь города Фивы, Лай узнает от оракула, что его сын, который должен родиться, убьет его и женится на своей матери – царице Иокастре. Чтобы предотвратить это, Лай приказывает пастуху отнести новорожденного в горы на погибель, в последний момент ему становится жалко младенца и тот передает его местному пастуху, который отдает мальчика бездетному коринфийскому царю Полибу.
Через некоторое время, когда мальчик уже вырос, до него доходят слухи о том, что он приемный. Тогда он отправляется к оракулу, чтобы узнать правду, и тот ему говорит «чей бы ты ни был сын, тебе суждено убить своего отца и жениться на собственной матери». Тогда он в ужасе решает не возвращаться в Коринф и уходит прочь. На перекрестке он встретил колесницу, в которой сидел старик и подгонял лошадей хлыстом. Герой не вовремя посторонился и тот сверху ударил его, за что Эдип ударил старика посохом, и он замертво упал на землю.
Эдип дошел до города Фивы, у которого сидел Сфинкс и загадывал всем проходящим мимо загадку, кто не отгадывал — был убит. Эдип с легкостью отгадал загадку и спас Фивы от Сфинкса. Фиванцы сделали его королем и женили на царице Иокастре.
Через некоторое время на город обрушилась чума. Оракул предсказывает, что спасти город можно, найдя убийцу царя Лая. Эдип в итоге находит убийцу, то есть себя самого. В финале трагедии его мать вешается, а сам герой выкалывает себе глаза.
Список использованной литературы:
1. Витц Пол К. Психология атеизма. Перевод Яна Шапиро под ред. Е. Канищевой, М., 2002.
2. Культурно-исторический контекст феномена «Эдипов комплекс». Л.С. Драгунская. Доклад на семинаре Российского психологического общества (Москва, апрель 1998 г.)
3. Мифы народов мира. Москва. «Советская энциклопедия». 1982.
4. Психоанализ и психологическая теория личности . И. И. Мунерман. М.: Наука, 1995
5. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гроздева под редакцией канд. Филос. Наук С. М. Черкасова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. С. 211-212.
6. Руткевич А.М. “От Фрейда к Хайдеггеру”. М., 1990.
7. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989.
8. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – (Серия «Классики науки»).
С. 211-215
9. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. С. 447.
10. Эдипов комплекс. Проблемы психоанализа.Янг Р.М., М.: Проспект. — 2002, 78 с.
Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989, С. 43
Эдипов комплекс. Проблемы психоанализа.Янг Р.М., М.: Проспект. — 2002, С. 30
Мифы народов мира. Москва. «Советская энциклопедия». 1982, С. 67
Культурно-исторический контекст феномена «Эдипов комплекс». Л.С. Драгунская. Доклад на семинаре Российского психологического общества (Москва, апрель 1998 г.), С. 12
Руткевич А.М. “От Фрейда к Хайдеггеру”. М., 1990, С. 371
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. С. 447
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – (Серия «Классики науки»).
С. 211-215
Витц Пол К. Психология атеизма. Перевод Яна Шапиро под ред. Е. Канищевой, М., 2002, С. 105
Психоанализ и психологическая теория личности . И. И. Мунерман. М.: Наука, 1995, С. 128
Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гроздева под редакцией канд. Филос. Наук С. М. Черкасова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. С. 211-212
Комплекс упражнений первого блока
… дыхательных упражнений предполагается на всех этапах. Эффективность комплексов предлагаемых упражнений описана в литературе и заключается … Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. …
Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка
… мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу … потенциала и элементов творчества, специальный к/з комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это …
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, … интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить …
Эдипов комплекс 2
… ядро всех неврозов». Эдипов комплекс в рамках современного психоанализа Современные психоаналитики признают существенную роль Эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако некоторые пункты теории Фрейда подверглись ревизии и …
Разговор о замужестве
Закончив, наконец, говорить о медицине, братья возвращаются к теме замужества Анжелики. В «Мнимом больном» Мольера, кратко пересказанном в этой статье, рассказывается, что Арган непреклонен. Либо замуж за доктора, либо — в монастырь. К мысли о том, чтобы отправить дочь в монастырь, уже давно его наталкивает супруга. Об этом ему говорит Беральд, но главный герой отказывается верить, что у его жены может существовать какой-то злой умысел.
Чтобы доказать ему обратное, Туанетты предлагает устроить небольшой розыгрыш, который должен показать истинное лицо Белины. Арган соглашается притвориться мертвым.