Краткое содержание добродетели и пороки салтыкова-щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

Интересные факты

  • У человека с древнейших времен к гиене сохранилось предвзятое отношение. Воображение людей всегда будоражили неаккуратный вид и неприятный запах, исходящий от этого зверя, его пристрастия в питании, поведение и, конечно же, смех гиены, похожий на человеческий. Все это порождало мифы и разные легенды об этом животном, которые передавались из поколения в поколение и постепенно превращались в факты. Только в конце XX столетия (1984 год) в Калифорнии при Берклийском университете был открыт центр по изучению семейства гиеновых. Здесь и сегодня содержатся 40 особей пятнистой гиены.
  • Древние греки считали, что эти животные являются гермафродитами, то есть женская особь может легко превратиться в мужскую и наоборот. Лишь после изучения гиен современные ученые выяснили, что среди гиен есть и самки, и самцы, но наружные половые органы самцов и самок внешне очень сходны. Клитор у женских особей пятнистых гиен довольно большой и достигает в длину 15 см, а мешковидная складка, образуемая половыми губами, по внешнему виду напоминает мошонку. Такое необычное строение наружных половых органов самок связано с повышенным уровнем тестостерона (мужского гормона) в организме беременных гиен. Развивающиеся в утробе матери зародыши словно «купаются» в этом гормоне. Впоследствии это сказывается также на характере самочек.
  • Считается, что гиены очень трусливы, но, вопреки данному мнению, они способны отобрать добычу у одинокого льва или львицы. Иногда старые больные львы сами могут стать жертвами гиен.
  • Представители семейства гиеновых в фольклоре многих народов стали олицетворением предательства, коварства, низости, обжорства и жадности. В легендах народностей Африки эти звери способны не только смеяться подобно человеку, но и подражать его речи, зазывая прохожих во тьму, гипнотизировать их своим взглядом, а потом убивать. К счастью, научного подтверждения нападения гиен на человека нет. Но если животное будет загнано в ловушку, оно может откусить охотнику пальцы.
  • Чаще всего, попав в беду, гиена не оказывает сопротивления. Притворившись мертвой, она ожидает, когда исчезнет опасность, и тогда «оживает».
  • В Восточной Африке есть народности, которые почитают это животное. Тавбы верят, что гиены – это животные Солнца, приведшие светило на Землю, чтобы согреть ее. Народность Ваники считают гиену своим предком и ее потерю оплакивают больше, чем потерю вождя.

Раньше люди умели из разных частей гиены (кожа, печень, мозг, другие органы) готовить целебные снадобья, якобы исцеляющие от разных недугов. Например, ее печенью лечили болезни глаз. Шкура обладала «волшебными свойствами», люди верили, что с ее помощью можно защитить посевы на полях и свои дома от града.

Видео

https://youtube.com/watch?v=ZkW-eSe4kIE

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиеныhttps://awesomeworld.ru/zhivaya-priroda/zhivotnyj-mir/zhizn-gien.html

Военная служба. Ссылка в Вятку

В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).

В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Анализ сказки «Богатырь» Салтыкова-Щедрина

Такой жанр как сказка знаком каждому с детства. Став взрослее, мы начинаем понимать, что многие моменты в этих волшебных историях могут оказываться вовсе не столь однозначными, как нам казалось в юные годы. Ряд сказок, особенно авторских, а не народных, имеет явный глубинный подтекст. Литераторы частенько обращались к данному жанру, чтобы иметь возможность в иносказательной форме донести до аудитории те мысли и идеи, которые, будучи напрямую высказанными, могли бы показаться крамольными. Примером одного из таких произведений служит сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь», написанная в 1886 году. Как и прочие его работы, эта адресована детям «возраста изрядного» – проще говоря, до сути истории дойдут взрослые люди. Даже поверхностный анализ сказки Салтыкова-Щедрина позволяет понять, что под верхним «лубочно-народным» слоем скрыт смысл более глубокий и волнующий автора. Писатель в особой манере, довольно едко и умно, высмеивал пороки тогдашнего общества и его недостатки.

Прежде, чем производить анализ сказки Салтыкова-Щедрина, стоит напомнить, что жил и творил автор в России XIX века, происходил из знатного дворянского рода. Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин (1826-1889 гг.) долгое время сочетал писательство с государственной службой, работая чиновником. Позже, он был известным редактором и публицистом различных изданий.

Само произведение «Богатырь» невелико по объему. Поэтому может показаться, что анализ сказки Салтыкова-Щедрина будет простым занятием. Но, как и другие работы автора, эта совсем непроста. Внешне – это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, вместо того, чтобы защищать свой народ от жестоких набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в округе, просматривается вложенная писателем другая идея. Здесь обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков верхушки ожиданиям и потребностям простого люда.

Начав анализ сказки Салтыкова-Щедрина, читатель первым делом замечает, что внешнее ее сходство со сложенными народом былинами достаточно велико. Тут встретим знакомых сказочных героев – Бабу Ягу и ее сына – Богатыря, обладателя силищи знатной, дубравы лесной сокрушителя. Распознаем известные народные мотивы, дух и речь старорусскую. Узнаваемы также размышления и поступки «своих», которые боятся даже храпа богатырского, но только на его защиту и полагаются. Понятны и «супостаты», которые звуков раскатистых пугались, да обворовывать соседей тысячу лет не решались, пока защитник спал. В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг друга так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что давно он умер, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неведомого богатыря. Никто не спасет людишек простых от захватчиков, как на защитников сказочных не полагайся.

Итак, даже поверхностный анализ сказки «Богатырь» Салтыкова-Щедрина показывает отношение автора к ситуации в тогдашней России. Описанная иносказательно ситуация раскрывает идею: полагаясь на громкие обещания высокопоставленных заступников, народ обманывает сам себя. Не защиту, а лишь разграбление несет простым людям верхушка общества. Да и гнилая она, в корне своем. И об этом забывать нельзя, чтобы в дни бедствия не оказаться неподготовленными или ослабленными своими же правителями.

В дни жестокой цензуры, через которую тогда должно было пройти любое произведение, чтобы быть изданным, подобные сказки кажутся более смелыми, чем самые откровенные высказывания современных журналистов, критикующих нынешние власти. К тому же, задаваясь вопросом о том, так ли уж утрачена сегодня актуальность произведений Салтыкова-Щедрина, сможем ли мы дать положительный ответ, не покривив душой?

Источник

Пустоплясы

В кратком содержании «Коняги» Салтыкова-Щедрина нельзя не показать и коней-пустоплясов. Считают себя избранными. Прелая солома — это для коняг, а для них лишь овес. И обосновать это грамотно сумеют, и убедить, что это — норма. И подковы у них, наверное, золоченые и гривы шелковистые. Резвятся на раздолье, создав для всех миф, что батюшка-конь так и задумал: одним все, другим лишь минимум, чтобы не померли трудовые единицы. И вдруг открывается им, что они пена наносная, а мужичок с конягой, которые кормят весь мир, — бессмертные. «Как так?» — закудахчут пустоплясы, удивятся. Как могут быть коняга с мужичком вечными? Откуда у них добродетель? Каждый пустопляс свое вставляет. Как же обосновать для мира такой казус?

«Да он же глупый, этот мужик, всю жизнь пашет на поле, откуда ум?» — примерно так говорит один. В современном изложении: «Если такой умный, почему без денег?» Да причем здесь ум? Сила духа громадна в этом тщедушном теле. «Труд дает ему счастье и покой», — успокаивает себя другой. «Да он по-другому и жить-то не сможет, привык к кнуту, отними его — пропадет», — развивает третий. И успокоившись, радостно желают, как бы добра болезной: «…Вот у кого учиться надо! Вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!»

Образец 2

Как и все сказки Салтыкова-Щедрина, «Рождественская сказка» написана вовсе не для детей. В ней нет волшебства и чудес, которые случаются перед Новым годом. Это печальная история десятилетнего мальчика Сережи, который не смог справиться с несоответствием того, что говорят взрослые, и жизнью, которой они живут на самом деле.

Начинается повествование с церковной проповеди батюшки на празднике Рождества

Он говорил о том, что самое важное в жизни – Правда. Она вечна

Ради неё Христос прошёл через муки и принял смерть. Поэтому люди должны жить по Правде. Помогать ближним, не ожидая от них ничего взамен, любить Бога и друг друга, искать Правду, и всегда её отстаивать.

Речь священника растрогала людей, но особенно она взволновала десятилетнего сына Марьи Сергеевны Русланцевой – местной небогатой помещицы. Она рано осталась вдовой и растила сына одна. Мальчик был смышлёный и спокойный, но впечатлительный. Вот и после рождественской речи батюшки он никак не мог успокоиться. Слова священника запали в детскую душу. Серёжа очень серьёзно воспринял призывы искать Правду.

Дома он всем заявляет, что отныне будет жить только по Правде. «Я верное слово себе дал! Умру за правду, а уж неправде не покорюсь!» В жизни много несправедливого, мальчик видит это. Разве можно забирать последнюю корову у бедного крестьянина даже за долги? Батюшка говорил, что ближнего надо защищать. И почему господа пьют чай и обедают в столовой, а прислуга на кухне? Это несправедливо!

Но мама и челядинцы Серёже рассказывают, что Правда бывает разная. Каждый по-своему её видит. Приводят примеры про то, что есть законы и их надо соблюдать. И про то, что доброта и Правда не должна быть бездумной. Совершая хорошие поступки для одного, можно сделать несчастным другого. Серёжу пытаются успокоить и отвлечь. Рассказывают, что он пока мал, его главная Правда — быть послушным и молиться за своих близких.

А батюшка так говорил, потому что в церкви нельзя по-другому. Сам священник тоже это подтверждает, объясняя, что праведные речи он обязан прихожанам говорить, «на то и церковь установлена».

Детская душа не может принять таких противоречий. Слова о Правде, которые на Серёжу так подействовали, оказываются просто словами. В жизни всё по-другому.

У мальчика открывается жар. Но даже в горячечном бреду он не может найти выхода из несправедливости. Сказка заканчивается трагически: мальчик умирает. Перед смертью он видит Христоса, свой символ Правды.

Салтыков-Щедрин мастер сатирических сказок, с помощью них он рассказывал обществу о нравственных проблемах. В этой сказке зашифрованы рассуждения автора о готовности общества что-то менять. Понимание несправедливости уже есть, но оно маленькое и слабое… Умрёт оно или окрепнет, зависит от самих людей.

Сказка учит читателя быть честным с самим собой. В жизни часто слова расходятся с делом. Да, и Правда у каждого своя. Но искать и бороться за неё нужно. Главное, делать это с умом.

Ведение охоты

Для поимки добычи природа наделила гиен короткими задними и длинными передними лапами, что позволяет им развивать огромную скорость и преодолевать довольно большие расстояния не останавливаясь.

Как охотник животное во много превосходит по умениям львов. Ведут в основном ночную охоту преодолевая более семидесяти километров. В охоте млекопитающее просто выматывает свою жертву бегом на дальние расстояния. При этом пугая ее дьявольским смехом, переходящий в завывание. Когда жертва не в силах бежать, они перекусывают ей ноги тем самым окончательно обездвиживая ее. Поедают добычу живьем, а не как другие охотники предварительно удушают.

Слух, обоняние и зрение у них на самом высоком уровне. Например, запах падали они ощущают на расстоянии более четырех километров.

Салтыков-Щедрин — ГИЕНА

ГИЕНА (отрывки)

Загляните в любую Зоологию и всмотритесь в изображение гиены. Ее заостренная книзу мордочка не говорит ни о лукавстве, ни о подвохе, ни о жестокости, а представляется даже миловидною. Это хорошее впечатление она производит благодаря небольшим глазкам, в которых светится благосклонность. У ксендзов такие умильные глаза бывают… Или вот у чиновников, которым доверено наградные списки набело переписать, и они, чтобы всех обнадёжить, начинают всем одинаково улыбаться… Кто бы подумал, что это изображение принадлежит одной из тех гиен, о которых с древних времен сложилась такая нехорошая репутация?! Древние видели в гиене нечто сверхъестественное и приписывали ей силу волшебных чар. Этот взгляд на гиену, в значительной мере, господствует и поныне между аборигенами тех стран, где обитают эти животные. Мало того: арабы убеждены, что гиены не что иное, как замаскированные волшебники, которые днём являются в виде людей, а ночью принимают образ зверя, на погибель праведных душ… Сверх того, гиена нападает только на слабых, спящих и беззащитных и, кроме того, нередко заходит в дома и уносит маленьких детей. Вообще дети — любимое лакомство гиены-оборотня… За всем тем, по свидетельству того же Брэма, насколько гиена ехидна, настолько она и труслива… Гиен можно даже приручать. Достигается приручение довольно легко: стоит только чаще прибегать к побоям и к купанью в холодной воде. Прирученные таким образом гиены, рассказывает Брэм, завидевши его, вскакивали с радостным воем, начинали вокруг него прыгать, клали передние лапы ему на плечи, обнюхивали лицо, наконец поднимали хвост совсем прямо кверху и высовывали вывороченную кишку на 2 дюйма из заднего прохода. Одним словом, человек восторжествовал и тут, как везде; только вот высунутая кишка — это уж лишнее.

«Но что же означает вся эта история и с какою целью она написана?» — быть может, спросит меня читатель — А вот именно затем я её и рассказал, чтобы наглядным образом показать, что «человеческое» всегда и неизбежно должно восторжествовать над «гиенским». Иногда нам кажется, что «гиенское» готово весь мир заполонить, что оно вот-вот задушит все живущее. Такие фантасмагории случаются нередко. Кругом раздается дьявольский хохот и визг; из глубины мрака несутся возгласы, призывающие к ненависти, к сваре, к междоусобью. Всё, словно непроницаемым пологом, навсегда заслонено ненавистническим, клеветническим, гиенским!.. Но это — громадное и преступное заблуждение. «Человеческое» никогда окончательно не погибало, но и под пеплом, которым временно засыпало его «гиенское», продолжало гореть. И впредь оно не погибнет, и не перестанет гореть — никогда! Ибо для того, чтобы оно восторжествовало, необходимо только одно: осветить сердца и умы сознанием, что «гиенство» вовсе не обладает теми волшебными чарами, которые приписывает ему безумный и злой предрассудок. Как только это просветление свершится, не будет надобности и в приручении «гиенства» — зачем? оно все-таки не перестанет смердить… но будет все дальше и дальше удаляться вглубь, покуда, наконец, море не поглотит его, как древле оно поглотило стадо свиней.

Салтыков-Щедрин

На кого охотятся пятнистые гиены

Жертвами этих хищных зверей по большей части становятся травоядные копытные:

  • Антилопы Гну;
  • Газели;
  • Зебры;
  • Буйволы;
  • Дикие свиньи бородавочники.

Гиены являются отличными охотниками

Нападают они и на детенышей таких крупных африканских животных, как жирафы и слоны. Стая пятнистых гиен – это грозная армия, и они частенько отбирают добычу у своих конкурентов: шакалов, леопардов и гепардов. Единственными хищниками саванны, которые могут противостоять гиенам, являются львы, состоящие в прайде. А вот одинокой львице или гривастому самцу кочевнику не раз приходится уступать свой законный охотничий трофей, если их пути пересеклись со сворой пятнистых хищников.

Способы охоты гиен

На промысел пятнистые гиены выходят ночью, оглашая всю округу жутким хихиканьем, стонами и рычанием, при звуке которых содрогаются все мирные обитатели африканской саванны. Возглавляет шествие главная самка, ведя за собой весь клан, и присматривая по пути подходящую добычу.

Способ охоты зависит от потенциальной жертвы. Если стае встретится одиночное животное, все члены по сигналу альфа-самки одновременно на него набрасываются, сбивая с ног. Кстати, пятнистая гиена даже в одиночку справляется с большой антилопой, а уж сворой эти хищники легко могут свалить крупного буйвола.

Против стаи гиен ни у одного травоядного нет шансов

Когда гиены устраивают охоту на группу копытных, например, зебр, то они преследуют стадо, окружая его полумесяцем, и пытаются выделить из общей массы одну особь

Как только неосторожное травоядное отстанет от своих сородичей, пятнистые хищники тут же валят жертву на землю, и ее судьба предрешена

Популярные сегодня пересказы

  • Золотой жук — краткое содержание романа Эдгара По Автор рассказывает о своём друге, с которым он случайно познакомился, а затем очень сблизился. Его звали Вильям Легран. Он раньше был достаточно богат, но со временем разорился. Вильям не хотел жить там
  • Экзистенциализм это гуманизм — краткое содержание книги Сартра Данное творение является своеобразным эссе, в котором Сартр задумывается об основных аспектах экзистенциализма как течения, а также заявляет, что его миссия – защитить приверженцев экзистенциализма от непонимания и осуждения обществом.
  • Соборяне — краткое содержание романа Лескова Роман Соборяне написан в 1872 году Николем Лесковым по своему жанру произведение можно отнести к хронике. Произведение рассказывает о жителях старо городского поселения служителей церкви.
  • Гюго Французский писатель Виктор Гюго, по мнению многих, является великим поэтом французского романтизма (писавшего в стиле 1800-х годов, подчеркивающий свободную форму письма и выражающий сильные эмоции

Заключение

Восприятие сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина у каждого читателя разное. Но во всех своих произведениях автор жалеет простого человека или обличает недостатки правящего класса. В образе Коняги и Мужичка у автора безропотные, угнетаемые крепостные, огромное количество людей-тружеников, зарабатывающих свою маленькую копеечку. «…Сколько веков он несет это иго — он не знает. Сколько веков предстоит нести его впереди — не рассчитывает…» Содержание сказки «Коняга» словно краткий экскурс в историю народа.

Жизнь у Коняги непростая, все что есть в ней – это тяжелая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа – единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьет, когда совсем тяжело – окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством, всякое цветение – отравою.

Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, – его брат. Коняге отец уготовил тяжелую участь за его неотесанность, а вежливый и почтительный Пустопляс – всегда в теплом стойле, кормится не соломой, а овсом.

Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжелое ярмо, выпавшее ему на долю.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина “Коняга”

Другие сочинения по теме:

  1. По манере повествования “Коняга” представляет собою как бы лирический монолог автора и в этом отношении напоминает сказку-эпопею “Приключение с Крамольниковым”,…
  2. Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на веревочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у…
  3. Сочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин – один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество,…
  4. 30-е годы XIX столетия – одна из самых тяжелых страниц в истории России. Революционное движение было разгромлено, реакционные силы праздновали…
  5. Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки “Медведь на воеводстве”, так как она является переходным мостиком к изучению “Истории…
  6. В форме бытового сюжета народная пассивность обличается в самой миниатюрной “сказке-притче” “Кисель”. Образ “киселя”, который “был до того разымчив и…
  7. Жил-был “просвещенный, умеренно либеральный” пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит…
  8. Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года –…
  9. Россия, середина XIX в. Крепостное право уже на исходе. Однако семья помещиков Головлевых еще вполне процветает и все более расширяет…
  10. Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура – ташкентец –…
  11. В главе-предисловии “К читателю” автор представляется как фрондер, жмущий руки представителям всех партий и лагерей. Знакомых у него тьма-тьмущая, но…
  12. Поэты наделяют орлов храбростью, благородством и великодушием, нередко сравнивая с ними городовых. Рассказчик сомневается в благородных свойствах орлов, утверждая, что…
  13. Злодейства крупные часто называют блестящими и, в качестве таковых, остаются в Истории. Злодейства же мелкие именуются срамными, о которых и…
  14. Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету “Весть”. Взмолился однажды помещик богу, чтобы…
  15. Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет…
  16. Данная повесть – “подлинная” летопись города Глупова, “Глуповский Летописец”, обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую “преемственно слагали”…
  17. В кратком предисловии автор говорит о том, что книга эта написана с целью пролить свет на очень своеобразную сферу жизненной… Цели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы…

Сейчас уже никто не помнит, были ли когда-нибудь бараны вольными животными. Бараны во все времена служили человеку. Люди выводили разные породы рогатых животных. Одни шли на мясо

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: