Царевна-лягушка

Краткое содержание Сказка Морской царь и Василиса Премудрая для читательского дневника

В далеком царстве жил-поживал царь со своею супругой. Однако пара была бездетная. Как-то раз отправился государь по разным делам путешествовать, и через некоторое время пришла пора ему возвращаться. А в это время у него вдруг родился сын, и его назвали Иваном. Он конечно об этом не знал. Вот едет царь назад и устал сильно, решил остановиться в одном месте, да и напиться водички хотелось ему. А там как раз озеро находилось небольшое, вода там была чистая, ключевая. Пьет он, наслаждается, а тут морской царь как ухватит его за бороду и не отпускает. В конце концов он отдал государю его бороду, но взамен этого попросил е него то, что тот еще не знает. Вот приезжает царь домой и узнает, что у него родилось дитя. Загоревал Он с супругой, да делать нечего. Вот вырос сын, и надо было обещание выполнять. Привел Ивана к озеру и поручил ему искать кольцо, которое как будто он обронил, а сам пошел домой.

Царевич так и не нашел кольца, встретил старушку, которая дала ему ценный совет. Подсказала она ему, подкараулить, как 13 голубиц будут купаться, и у последней украсть сорочку. А потом выторговать за нее у морского царя за кольцо этой голубицы. Вот он так и сделал. И оказалось, что последняя птица была самой любимой и красивой дочерью Морского царя. Дала она ему кольцо и показала дорогу к своему батюшке.

Царь же встретил его сердито и заставил выполнять задания. В первый раз он поручил очистить местность от камней и деревьев и засеять его рожью. Выполнил все Иван, и помогла ему Василиса Премудрая. В следующий раз он приказал Ивану смолотить 300 скирд пшеницы. И опять на помощь пришла Василиса.

На третий раз он велел молодцу выстроить храм из чистого воска. И тут не обошлось без царевны. Обрадовался Морской царь и поженил молодых людей. Прошло время, и затосковал Иван по родителям. И решили они с женой бежать. Погоня была сильная. И помогла, конечно, уйти от слуг морского царя Василиса Премудрая, используя свое волшебство. Подъехав к государству, царевич оставил жену в лесочке, и решил вначале самому предстать перед ними, а уж потом показать царевну. Но как ушел он родным, так и забыл он про нее. А Василиса Премудрая опять слепила двух голубков и оживила их и пустила во дворец. Птицы стали биться в окно, тут царевич и вспомнил про жену свою. Нашел он ее и привел к родителям. И с тех пор они стали жить счастливо.

Ещё документы из категории литература:

Урок литературного чтения (4 класс) Тема. «Поучение Владимира Мономаха детям»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК по литературному чтению 2 класс Тема : И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс «Басни И.А.Крылова»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «Ильины три поездочки»

Конспект урока по литературному чтению «Алфавит»

Конспект урока по литературному чтению «ПЕРЫШКО ФИНИСТА-ЯСНА СОКОЛА» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению ««Зима недаром злится…». Ф.И.Тютчев»

Код для использования на сайте:

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Париж

Его приставили наблюдать, приглядывать за детьми и отвечать на их вопросы, на которые сами родители не могли найти достойного ответа. Но совершенно случайно Тяпушкин один забрел в Лувр. Глеб Успенский показывает его полную дремучесть и отупение от увиденных экспонатов.


Тяпушкин устал, шумело в голове, и ровным счетом ему ни до чего не было дела. И вдруг радость хлынула в душу – он увидел Венеру Милосскую. Он был как сдувшийся воздушный шарик, как смятая перчатка.


И вдруг, как и отчего, Тяпушкин не понимал, он воспрянул, ожил, выпрямил спину, расправил плечи и застыл, глядя на извечную гармонию, которой было полно все существо Венеры. Глеб Успенский рассказывает о чудесном мгновенном преображения унылого существа в Человека. Не раз и не два приходил потом Тяпушкин в Лувр, чтобы понять, что именно с ним происходит. Почему так наполняется он спокойствием и свежестью? Но таинство так и осталось непостижимым. Только сам он на время стал другим человеком, умеющим в большом и малом видеть красоту, сострадать и быть милосердным. Об этом повествует рассказ «Выпрямила».

Царевича отдавать

Стали они жить по-старому; а царевич растет себе да растет, словно тесто на опаре, — не по дням, а по часам, — и вырос большой.

«Сколько ни держать при себе, — думает царь, — а отдавать надобно: дело неминучее!» Взял Ивана-царевича за руку, привел прямо к озеру.

— Поищи здесь, — говорит, — мой перстень; я ненароком вчера обронил.

Оставил одного царевича, а сам повернул домой. Стал царевич искать перстень, идет по берегу, и попадается ему навстречу старушка.

— Куда идешь, Иван-царевич?

— Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно.

— Ну, оставайся с богом!

И пошла старушка в сторону.

…А Иван-царевич пораздумался: «За что обругал я старуху? Дай ворочу ее; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет». И стал ворочать старушку:

— Воротись, бабушка, да прости мое слово глупое! Ведь я с досады вымолвил: заставил меня отец перстень искать, хожу — высматриваю, а перстня нет как нет!

— Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю; выйдет морской царь и возьмет тебя с собою в подводное царство.

Горько заплакал царевич.

— Не тужи, Иван-царевич! Будет и на твоей улице праздник; только слушайся меня, старуху. Спрячься вон за тот куст смородины и притаись тихохонько. Прилетят сюда двенадцать голубиц — всё красных девиц, а вслед за ними и тринадцатая; станут в озере купаться; а ты тем временем унеси у последней сорочку и до тех пор не отдавай, пока не подарит она тебе своего колечка. Если не сумеешь этого сделать, ты погиб навеки; у морского царя кругом всего дворца стоит частокол высокий, на целые на десять верст, и на каждой спице по голове воткнуто; только одна порожняя, не угоди на нее попасть!

Иван-царевич поблагодарил старушку, спрятался за смородиновый куст и ждет поры-времени.

Вдруг прилетают двенадцать голубиц; ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют.

Песнь о вещем Олеге

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,Что сбудется в жизни со мною?И скоро ль, на радость соседей-врагов,Могильной засыплюсь землею?Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.Грядущие годы таятся во мгле;Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:Воителю слава — отрада;Победой прославлено имя твое:Твой щит на вратах Цареграда;И волны и суша покорны тебе;Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый валВ часы роковой непогоды,И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…Под грозной броней ты не ведаешь ран;Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов,То мчится по бранному полю,И холод и сеча ему ничего.Но примешь ты смерть от коня своего».

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,Расстаться настало нам время:Теперь отдыхай! уж не ступит ногаВ твое позлащенное стремя.Прощай, утешайся — да помни меня.Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;В мой луг под уздцы отведите;Купайте, кормите отборным зерном;Водой ключевою поите».

«А где мой товарищ? — промолвил Олег,—Скажите, где копь мой ретивый?Здоров ли? всё так же ль легок его бег?Всё тот же ль он бурный, игривый?»

И думает: «Что же гаданье?Кудесник, ты лживый, безумный старик!Презреть бы твое предсказанье!Мой копь и доныне носил бы меня».

И молвил: «Спи, друг одинокий!Твой старый хозяин тебя пережил:На тризне, уже недалекой,Не ты под секирой ковыль обагришьИ жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!Мне смертью кость угрожала!»

Предсказание сбывается

Во время очередного путешествия юноша направлялся к Фивам. Когда он был уже неподалёку от городских ворот, его нагнала роскошная колесница. 

Сидевший в ней старик изо всех сил ударил бродягу Эдипа, а его слуги вознамерились убить странника. В гневе Эдип ударил старца, а потом расправился с его прислужниками. Уцелеть сумел лишь один из рабов, что сопровождали колесницу.

Войдя в город, Эдип испытывал чувство вины: он не хотел никому причинять зло, но вынужден был защищаться. В это же время прибывший в Фивы раб рассказал, что колесница царя Лая столкнулась с каким-то нищим, что убил и правителя, и его свиту. Всеобщую скорбь усугубило появление Сфинкса, что не давал покоя людям, погубив многих странников.

Решив помочь фиванцам, Эдип отправился к месту охоты чудовища. Сфинкс загадал ему загадку, неправильный ответ грозил смертью. 

Вопрос был таков: кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень поднимается на две ноги, а вечером стоит на трёх? Сообразительный Эдип быстро понял, что это – человек (в разном возрасте). В отчаянии Сфинкс сбросился со скалы.

Страшное пророчество для Эдипа

В Коринфе Эдипа вылечили от ран, воспитали как царевича. Мужая, он превращался в сильного крепкого юношу, а вот о своём происхождении Эдип ничего не подозревал. 

Во время одного из пиров, что устраивал коринфский царь, Эдип случайно услышал, как о нём сказали “приёмыш”. Подобная характеристика задела его, он начал расспрашивать у отца и матери о своих родных родителях. Но царь и царица знали о родословной Эдипа не больше, чем он сам.

Тогда юноша так же, как когда-то сделал его отец, отправился к оракулу. Пророчество для него оказалось намного страшнее, чем то, что услышал Лай. Дельфийский предсказатель поведал Эдипу, что тот убьёт родного отца, затем женится на собственной матери, а все его потомки будут прокляты – как в мире людей, так и в царстве богов.

Потрясённый до глубины души, Эдип решил не возвращаться в Коринф, боясь, что навлечёт беду на своих приёмных родителей. Он надеялся, что избежать пророчества удастся, если скитаться по миру. С тех пор Эдип стал странником. Он посетил немало городов, однако нигде не задерживался подолгу.

Гюстав Моро. Эдип разгадывает загадку Сфинкса

Будущее

Действие следующих шести картин разворачивается в будущем, в 1979 году. Бригада рабочих обнаруживает на глубине семи метров замороженную человеческую фигуру. Ее отправляют в институт человеческих воскрешений. По мозолям на руках ученые устанавливают, что это был рабочий.

Большинством голосов в пьесе Маяковского «Клоп» принимается решение воскресить этого индивидуума. Им оказывается тот самый Присыпкин.

Мировые СМИ с восторгом сообщают об этом событии. Процесс размораживания осуществляет профессор, которому ассистирует Зоя Березкина. Выясняется, что ее попытка самоубийства полвека назад была неудачной. Когда Присыпкин приходит в себя, с его воротника на стену тут же переползает клоп, проведший с ним все это время в заморозке. Осознав, что оказался в 1979 году, он тут же лишается чувств.

Сейчас читают

В произведении «Пикник на обочине», написанном русскими писателями братьями Стругацкими, повествуется о том, какие последствия остались на Земле после приземления там космических кораблей инопланетян.

Чик находился на базаре, около лавки Алихана. Керопчик, в порыве бурного веселья, опрокинул лавку. Алихан ничем ему не ответил, но он был жутко расстроен произошедшим. Чик впал в ярость, он жаждал отмщения.

В своём рассказе Николай Носов поведал о том, какими пугливыми бывают люди, и что паника у них может начаться из – за ерунды.

Основной темой произведения является описание событий, происходящих в России в период раскулачивания в тридцатые годы двадцатого столетия.

Степан Толкач, находясь в яме из-за того, что нет нужного помещения для осужденных, вспоминает обстоятельства минувших дней. Пошел с ребятами на задание, сжечь мост, который расположен возле деревни Кругляны. Их было четверо.

Источник

Выпрямила

Глеб Иванович Успенский

ЗАГРАНИЧНЫЙ

ДНЕВНИК ПРОВИНЦИАЛА

I

Уличная сцена. — Я возроптал на современность, — Сигары. — Коечто из газет: силы клерикалов; отправка рабочих в Филадельфию. — Студенческий конгресс. — Письма I. Мерже. — Г. Гамбетта. — Вообще довольно скверно, Письмо Ж. Занд к Луи Улъбаху.

…Проходил я как-то на днях мимо одной из мэрий и от нечего делать остановился вместе с толпой других зевак посмотреть на свадьбу. Крыльцо мэрии было наполнено расфранченными мужчинами и дамами, с минуты на минуту ожидавшими приезда жениха и невесты. Угрюмое, казарменное здание и фигуры городовых на углу и на крыльце как-то странно смотрели на эту расфранченную, сияющую предстоящим праздником публику; эти цветы на голове и букеты в руках как-то вовсе не шли к пыльной чиновничьей мурье, с темными коридорами, запыленным, грязным полом и запахом махорки капораля. Я десятки раз видал и прежде эту уличную сцену, но обыкновенно бывало както так: посмотришь и пойдешь; на этот же раз контраст между веселым смыслом сцены и жестким впечатлением чиновничьей мурьи как-то очень сильно и неприятно подействовал на меня. А когда к толпе расфранченной родни, стоявшей на крыльце мэрии, подкатила новенькая, с иголочки каретка; когда из нее вышли жених и невеста, оба молодые, красивые, веселые; когда вся эта праздничная толпа, мешаясь с помшейскими и мешая запах цветов и духов с запахом махорки, направилась в глубину мрачной мурьи, — так мне стало скверно, тоскливо, что я, сам уж не знаю как, возроптал на цивилизацию, возроптал на то, что она, поглотив такую массу умов, жизней, пролив такую гибель крови, не только не осуществила так называемых «золотых грез», что уж! — но даже удобств человечеству не дала никаких, если не считать за большое одолжение, что через семь тысяч лет по создании мира, наконец, ухитрилась провести в кухню к человечеству воду и на всем земном шаре вымостила асфальтом только парижские бульвары… Даже деликатного обращения с человечеством не выработала эта удивительная история удивительной цивилизации… Вот перед вами Ромео и Юлия, — положим, что жених и невеста, которых я видел в мэрии, точно любят друг друга так, как любили друг друга Ромео и Юлия; предположим, кроме этого, что читателю известны также в совершенстве те веронские ночи, которые проводили эти влюбленные, — поглядите теперь, что делает с ними эта цивилизация: после веронских ночей она, заприметив их страстную любовь, тащит их, с цветами в руках, в квартал, в часть!.. Ну, есть ли тут хоть капля приличия, деликатности? Какое же сравнение с этим плодом борьбы за благо человечества простой, милый, невинный «ракитовый куст» — свадебка вокруг ракитова куста?.. Где лучше впечатление: там, у куста, или тут, во французской, республиканской кутузке?.. Неужели из всей суммы этих боровшихся за счастие человечества умов и народов не могло выйти самого простого соображения, — что если ракитовый куст неудовлетворителен, то его надо заменить не кварталом, не кутузкой, а чем-нибудь поудобнее каким-нибудь веселым храмом, а если уж храма много, то хоть сараем, что ли, просторным и чистым, хоть таким сараем, в каком здесь, в Париже, помещаются выставки экипажей и распродажи зонтиков… Нет! тащить в кутузку, в фартал… удивительно как деликатно и остроумно!..

Сказка о рыбаке и рыбке

Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,Дорогой за себя дам откуп:Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!Твоего мне откупа не надо;Ступай себе в синее море,Гуляй там себе на просторе».

«Я сегодня поймал было рыбку,Золотую рыбку, не простую;По-нашему говорила рыбка,Домой в море синее просилась,Дорогою ценою откупалась:Откупалась чем только пожелаю.Не посмел я взять с нее выкуп;Так пустил ее в синее море».

Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!Не умел ты взять выкупа с рыбки!Хоть бы взял ты с нее корыто,Наше-то совсем раскололось».

Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,Разбранила меня моя старуха,Не дает старику мне покою:Надобно ей новое корыто;Наше-то совсем раскололось».Отвечает золотая рыбка:«Не печалься, ступай себе с богом,Будет вам новое корыто».

Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!Выпросил, дурачина, корыто!В корыте много ль корысти?Воротись, дурачина, ты к рыбке;Поклонись ей, выпроси уж избу».

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!Еще пуще старуха бранится,Не дает старику мне покою:Избу просит сварливая баба».Отвечает золотая рыбка:«Не печалься, ступай себе с богом,Так и быть: изба вам уж будет».

«Дурачина ты, прямой простофиля!Выпросил, простофиля, избу!Воротись, поклонися рыбке:Не хочу быть черной крестьянкой,Хочу быть столбовою дворянкой».

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!Пуще прежнего старуха вздурилась,Не дает старику мне покою:Уж не хочет быть она крестьянкой,Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!Чай, теперь твоя душенька довольна».

«Воротись, поклонися рыбке:Не хочу быть столбовою дворянкой,А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?Ни ступить, ни молвить не умеешь,Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,Со мною, дворянкой столбовою? —Ступай к морю, говорят тебе честью,Не пойдешь, поведут поневоле».

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!Опять моя старуха бунтует:Уж не хочет быть она дворянкой,Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!Добро! будет старуха царицей!»

Молвил: «Здравствуй, грозная царица!Ну, теперь твоя душенька довольна».

А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!Впредь тебе, невежа, наука:Не садися не в свои сани!»

Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.Не хочу быть вольною царицей,Хочу быть владычицей морскою,Чтобы жить мне в Окияне-море,Чтоб служила мне рыбка золотаяИ была б у меня на посылках».

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!Что мне делать с проклятою бабой?Уж не хочет быть она царицей,Хочет быть владычицей морскою;Чтобы жить ей в Окияне-море,Чтобы ты сама ей служилаИ была бы у ней на посылках».

Сказка Морской царь и Василиса Премудрая

За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время домой не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведает.

Стал он держать путь в свое государство, стал подъезжать к своей земле, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилег на землю и давай глотать студеную воду. Пьет и не чует беды; а царь морской ухватил его за бороду.

— Пусти! — просит царь.

— Не пущу, не смей пить без моего ведома!

— Какой хочешь возьми откуп — только отпусти!

— Давай то, чего дома не знаешь.

Царь подумал-подумал… Чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо, — и согласился. Попробовал бороду — никто не держит; встал с земли, сел на коня и поехал восвояси.

Вот приезжает домой, царица встречает его с царевичем, такая радостная, а он как узнал про свое милое детище, так и залился горькими слезами. Рассказал царице, как и что с ним было, поплакали вместе, да ведь делать-то нечего, слезами дела не поправишь.

Образы

Герою припомнился жаркий сенокос. Ладная деревенская баба ворошит сено. Как гармонична она была! Она слилась и с солнцем, и с ветерком, который ей помогал ворошить, и с сеном, и с простором поля и неба. А вот уже другой, строгий образ молодой, печальной, замкнутой в себе девушки. Но ее горе не только собственное, а словно собрало печаль мира, и в нем тоже разлита гармония. Её можно найти во всем, если пристально вглядеться, уверяет Успенский («Выпрямила»). Краткое содержание рассказывает о высшей гармонии, которую древние умели и увидеть, и воплотить. А что может быть выше и гармоничнее Венеры Милосской, которую Тяпушкин видел двенадцать лет назад в Лувре?

Что бы завтра, было гладко

Приходит он к морскому царю. Закричал на него морской царь:

— Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и поперек — одни рвы, буераки да каменье острое! Чтоб к завтрему было там как ладонь гладко, и была бы рожь посеяна, и выросла б к раннему утру так высока, чтобы в ней галка могла схорониться. Если того не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

Идет Иван-царевич от морского царя, сам слезами обливается. Увидала его в окно из своего терема высокого Василиса Премудрая и спрашивает:

— Здравствуй, Иван-царевич! Что слезами обливаешься?

— Как же мне не плакать? — отвечает царевич. — Заставил меня царь морской за одну ночь сровнять рвы, буераки и каменья острые и засеять рожью, чтоб к утру она выросла и могла в ней галка спрятаться.

— Это не беда, беда впереди будет. Ложись с богом спать, утро вечера мудренее, все будет готово!

Лег спать Иван-царевич, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и крикнула громким голосом:

— Гей вы, слуги мои верные! Ровняйте-ка рвы глубокие, сносите каменья острые, засевайте рожью колосистою, чтоб к утру поспела.

Проснулся на заре Иван-царевич, глянул — все готово: нет ни рвов, ни буераков, стоит поле как ладонь гладкое, и красуется на нем рожь — столь высока, что галка схоронится.

Пошел к морскому царю с докладом.

— Спасибо тебе, — говорит морской царь, — что сумел службу сослужить. Вот тебе другая работа: есть у меня триста скирдов, в каждом скирду по триста копен — все пшеница белоярая; обмолоти мне к завтрему всю пшеницу чисто-начисто, до единого зернышка, а скирдов не ломай и снопов не разбивай. Если не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

— Слушаю, ваше величество! — сказал Иван-царевич; опять идет по двору да слезами обливается.

— О чем горько плачешь? — спрашивает его Василиса Премудрая.

— Как же мне не плакать? Приказал мне царь морской за одну ночь все скирды обмолотить, зерна не обронить, а скирдов не ломать и снопов не разбивать.

— Это не беда, беда впереди будет! Ложись спать с богом; утро вечера мудренее.

Царевич лег спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:

— Гей вы, муравьи ползучие! Сколько вас на белом свете ни есть — все ползите сюда и повыберите зерно из батюшкиных скирдов чисто-начисто.

В глухой деревушке

В забытом богом и людьми медвежьем углу учительствует несчастный Тяпушкин. Живет он в холодной, щелистой избушке, которую топит сырыми угарными дровами. Спит на самодельной кровати, укрывшись рваным тулупом. Постельного белья у него нет. А вот блохи – пожалуйста!

Вчера он был в городе и убедился, что жизнь образованного общества насквозь фальшива и лицемерна. Это совсем умертвило его измученную душу. Лишь на перроне она ожила, столкнувшись с живой жизнью; огромную толпу новобранцев быстро, не дав попрощаться, затолкали в вагоны. Все кричали и плакали. Молодых мужчин оторвали грубо и бесцеремонно от их привычной родной жизни. Все кончилось. Все разошлись залечивать раны. И вот это столкновение городского притворства и реальной боли резануло сердце Тяпушкина.

Так начинает свой рассказ Успенский. «Выпрямила» (краткое содержание рассказа будет состоять в рассуждении о смысле существования) — в фокусе нашего внимания. В своей холодной нетопленой избушке Тяпушкин еще сильнее ощутил и чужие, и собственные беды и горести. Затопив печку, он, наконец, заснул с острым ощущением непреходящего несчастья. Даже сквозь сон он чувствовал его. Вдруг во сне вспыхнуло что-то хорошее и радостное. Подсознание Тяпушкина непрерывно работает, как показывает Успенский («Выпрямила»). Краткое содержание рассказа позволяет надеяться на счастье. Глаза Тяпушкина открылись, пошли воспоминания.

Жених

Стремглав домой она бежит.
«Он! он! узнала! — говорит,—Он, точно он! держите,Друзья мои, спасите!»

Отец ей: «Милая моя,Откройся предо мною.Обидел кто тебя, скажи,Хоть только след нам укажи».

«У вас товар, у нас купец;Собою парень молодец,И статный, и проворный,Не вздорный, не зазорный.

Богат, умен, ни перед кемНе кланяется в пояс,А как боярин между темЖивет, не беспокоясь;А подарит невесте вдругИ лисью шубу, и жемчуг,И перстни золотые,И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчераЕе за воротами;Не по рукам ли, да с двора,Да в церковь с образами?»

«Согласен,— говорит отец,—Ступай благополучно,Моя Наташа, под венец:Одной в светелке сдучно.Не век девицей вековать,Не всё касатке распевать,Пора гнездо устроить.Чтоб детушек покоить».

И говорит: «Послушна я,Святая воля ваша.Зовите жениха на пир.Пеките хлебы на весь мир,На славу мед варитеДа суд на пир зовите».

«Изволь, Наташа, ангел мой!Готов к тебе в забавуЯ жизнь отдать!» — И пир горой;
Пекут, варят на славу.

Невеста жениху в ответ:
«Откроюсь наудачу.Душе моей покоя нет,И день и ночь я плачу:Недобрый сон меня крушит».
Отец ей: «Что ж твой сон гласит?Скажи нам, что такое,Дитя мое родное?»

«Мне снилось,— говорит она,—Зашла я в лес дремучий,И было поздно; чуть лунаСветила из-за тучи;С тропинки сбилась я: в глушиНе слышно было ни души,И сосны лишь да елиВершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву,Изба передо мною.Я к ней, стучу — молчат. Зову —Ответа нет; с мольбоюДверь отворила я. Вхожу —В избе свеча горит; гляжу —Везде сребро да злато,Всё светло и богато».

«Ну это,— говорит жених,—Прямая небылица!Но не тужи, твой сон не лих,Поверь, душа-девица».
Она глядит ему в лицо.
«А это с чьей руки кольцо?» —
Вдруг молвила невеста,
И все привстали с места.

Смутились гости.— Суд гласит:
«Держи, вязать злодея!»

Пёрышко Финиста — ясна сокола

У старика — три дочери. Собирается отец в город, старшая и средняя дочь просят купить им ткани на платье, а меньшая — пёрышко Финиста — ясна сокола. Возвратившись, отец дарит старшим дочерям обновы, но пёрышка ему найти не удалось. В следующий раз старшие сестры получают по платку, а обещанного младшей пёрышка опять нету. В третий раз старик наконец покупает пёрышко за тысячу рублей.

В комнате у меньшой дочки пёрышко превращается в царевича Финиста Царевич с девицей ведут разговор. Сестры слышат голоса. Потом царевич оборачивается соколом, и девушка выпускает его полетать. Старшие сестры втыкают в раму окна ножи и иглы. Возвратившись, Финист ранит о ножи крылья и улетает, велев девице искать его в тридевятом царстве. Она слышит это сквозь сон.

Девушка запасается тремя парами железных башмаков, тремя чугунными посохами, тремя каменными просвирами и идёт искать Финиста. По дороге она ночует у трёх старушек. Одна дарит ей золотое веретёнце, другая — серебряное блюдо с золотым яичком, третья — золотое пялечко с иголочкой.

Просвиры уже изглоданы, посохи изломаны, башмаки истоптаны. Девица узнает, что Финист в таком-то городе женился на просвирниной дочери, и нанимается к просвирне в работницы. Подарки старушек отдаёт просвирниной дочери в обмен на право пробыть с Финистом три ночи.

Жена подмешивает Финисгу сонного зелья. Он спит и не видит красной девицы, не слышит ее слов. На третью ночь горячая слеза девицы будит Финиста. Царевич и девица убегают от просвирни.

Финист вновь обращается в пёрышко, и девица приходит с ним домой. Она говорит, что была на богомолье. Отец и старшие дочери уезжают к заутрене. Меньшая остаётся дома и, повременив немного, едет в церковь с царевичем Финистом, в золотой карете и драгоценных уборах. В церкви родные не узнают девицы, а она не открывается им. На другой день происходит то же самое. На третий день отец догадывается обо всем, заставляет дочь сознаться, и красная девица выходит замуж за царевича Финиста.

Читательский дневник по русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»

Название: «Морской царь и Василиса Премудрая».

Число страниц: 24.

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Царь морской, Иван-царевич, Василиса.

Второстепенные герои: царь-отец, старушка.

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — отважный, смелый и добрый парень.

Любил Василису.

Верный и преданный.

Василиса — красивая, добрая и премудрая царевна.

Во всём помогала Ивану.

Находчивая и сообразительная.

Царь морской — строгий, но справедливый.

Любит честность и порядок.

Характеристика второстепенных героев:

Царь — отец Ивана. Честный, верный слову.

Старушка — добрая, отзывчивая.

Краткое содержание сказки «Морской царь и Василиса Премудрая»

Царь захотел выпить воды из озера.

Но схватил его царь морской за бороду и не отпускал, пока тот не согласился отдать то, о чём не знает.

А это был сын царя, Иван.

Не хотел царь расставаться с сыном, но когда тот подрос, отправил его к озеру.

Добрая старушка подсказала царевичу, как поступить на озере.

И встретил Иван Василису, а она указала ему путь к своему отцу, который и был морским владыкой.

Царь дал Ивану три задания, но помогла ему Василиса и стала его женой.

Спустя время, решил Иван проведать родных.

Отправились они с женой в путь, а Царь морской погоню за ними снарядил.

Но Василиса сумела погоню обмануть.

Добрались они до столицы.

Пошёл Иван первым и на радостях забыл Василису.

А та сделала двух голубок из просвиры и отправила их во дворец.

Увидел голубей Иван, вспомнил супругу и привёл её к родителям.

План сказки:

  1. Жажда царя.
  2. Обещание царя.
  3. Царевич.
  4. Встреча со старушкой.
  5. На озере.
  6. Тринадцатая голубка.
  7. Задания для Ивана.
  8. Свадьба.
  9. Путь домой.
  10. Как обманули погоню.
  11. Забывчивость Ивана.
  12. Две голубки.

Основная мысль произведения «Морской царь и Василиса Премудрая»

Главная мысль сказки в том, что надо быть честным, верным и добрым, и всё получится.

Основная идея сказки заключается в том, что нужно помогать друг другу и действовать сообща, тогда никакие трудности и препятствия не страшны.

Сказка учит взаимопомощи.

Учит держать своё слово.

Учит хитрости и находчивости.

Учит не забывать родных и близких.

Краткий отзыв о сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что сколь бы не был силён и умён богатырь, он не справился бы с трудными заданиями без помощи жены.

Именно Василиса является главным героем сказки.

Благодаря её уму и способностям молодые нашли своё счастье и сумели его отстоять.

Это очень интересная и поучительная сказка.

В ней рассказывается о том, что слово нужно держать, как бы это сложно не было.

Говорится о том, что муж и жена должны всегда помогать друг другу.

Мне очень понравилась Василиса, которая действительно была Премудрой.

Она владела волшебством и обладала редкой красотой.

Мне понравился и Иван, который был смелым и настойчивым, но импульсивным и эмоциональным.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что не всегда побеждает сила.

Гораздо чаще побеждает тот, кто обладает различными знаниями и умениями.

А значит больше учиться, ведь знания лишними не бывают.

Пословицы к произведению:

  • Беда не так страшна, когда есть друзья.
  • Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
  • Не давши слова — крепись, а давши — держись.
  • Долг платежом красен.
  • Где любовь да совет, там и горя нет.

Словарь неизвестных слов:

  • Частокол — забор из деревянных кольев.
  • Пустошь — заброшенная земля.
  • Рвы — канавы.
  • Буераки — овраги.
  • Скирда — стог сена.
  • Копна — куча сена.
  • Гумно — сарай.
  • Просвиры — хлеб, который едят православные.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека читательских дневников по русским сказкам пополняется.

Святая русь

Плюнула Василиса Премудрая в трех углах, заперла двери в своем тереме и побежала с Иваном-царевичем на святую Русь.

На другой день ранехонько приходят посланные от морского царя — молодых подымать, во дворец к царю звать. Стучатся в двери:

— Проснитеся, пробудитеся! Вас батюшка зовет.

— Еще рано, мы не выспались: приходите после! — отвечает одна слюнка.

Вот посланные ушли, обождали час-другой и опять стучатся:

— Не пора-время спать, пора-время вставать!

— Погодите немного: встанем, оденемся! — отвечает вторая слюнка.

В третий раз приходят посланные:

— Царь-де морской гневается, зачем так долго они прохлаждаются.

— Сейчас будем! — отвечает третья слюнка.

Подождали-подождали посланные и давай опять стучаться: нет отклика, вет отзыва! Выломали двери, а в тереме пусто.

Доложили дарю, чаю молодые убежали; озлобился он и послал за ними погоню великую.

А Василиса Премудрая с Иваном-царевичем уже далеко-далеко! Скачут на борзых конях без остановки, без роздыху.

Ну-ка, Ивав-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?

Иван-царевич соскочил с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ!

— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая и тотчас обратила коней зеленым лугом, Ивана-царевича — старым пастухом, а сама сделалась смирною овечкою.

Наезжает погоня:

— Эй, старичок! Не видал ли ты — не проскакал ли здесь добрый молодец с красной девицей?

— Нет, люди добрые, не видал, — отвечает Иван-царевич, — сорок лет, как пасу на этом месте, — ни одна птица мимо не пролетывала, ни один зверь мимо не прорыскивал!

Воротилась погоня назад:

— Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видали только: пастух овечку пасет.

— Что ж не хватали? Ведь это они были! — закричал морской царь и послал новую погоню.

А Иван-царевич с Василисою Премудрою давным-давно скачут на борзых конях.

— Ну, Иван-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?

Иван-царевич слез с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ.

— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая; сама сделалась церковью, Ивана-царевича обратила стареньким попом, а лошадей — деревьями.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание книги Дон Жуан Гофмана Действие новеллы начинается с того, что безымянный автор, прибывший в небольшой немецкий городок, обнаруживает, что при гостинице есть театр. Сегодня там дают «Дон Жуана» Моцарта – одну из любимых опер автора.
  • Зелёное утро — краткое содержание рассказа Брэдбери Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический рассказ, действие которого происходит на космической планете Марс.
  • Дочь Монтесумы — краткое содержание романа Хаггарда Роман «Дочь Монтесумы» вышел из-под пера Генри Хаггарда в 1893 году. В романе рассказывается о событиях XVI века. Повествование идет от имени Томаса Вингфилда. Он рассказывает о том, как он был в одной команде с Кортесом, когда они открыли мир ацтеков.
  • Краткое содержание романа Тяжёлые времена Диккенса В городе Кокстаун живут двое друзей, которые достигли успеха в своей сфере. Один, Джосайя Баундерби, является известным банкиром. Другой, Томас Грэдграйнд, выбился в политику и стал представителем парламента от своего города.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: