Народная сказка “Морской царь и Василиса Премудрая” Читательский дневник
Название: “Морской царь и Василиса Премудрая”
Жанр: народная сказка
Тема произведения: о волшебстве
Число страниц: 12
Главные герои и их характеристика
Иван Царевич. Молодой и красивый. Бесхитростный, простоватый, непослушный, но честный и храбрый.
Василиса Премудрая, дочь морского царя. Умная, находчивая, красивая и молодая. Находит выход из любых ситуаций. Верная и добрая, преданная.
Царь. Легкомысленный, трусоватый, честный.
Морской царь. Хитрый, коварный, злобный. Любит, чтобы все было по его хотению.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Исполняя обещание отца, Иван Царевич отправляется к Морскому царю и влюбляется в Василису Премудрую. Они бегут от Морского царя и после многих приключений женятся.
Сюжет — краткое содержание
Морской царь ловит за бороду царя, а тот обещает отдать Морскому царю то, про что в своем царстве не знает.
Иван Царевич вырастает и отправляется выполнять обещание отца, но старушка подсказывает ему, что делать на берегу озера.
Иван Царевич знакомится с Василисой Премудрой, и красавица обещает ему помочь у Морского царя.
С помощью Василисы Премудрой, Иван Царевич выполняет задания Морского царя, и они бегут на землю.
Морскому царю не удается поймать беглецов, но Иван Царевич забывает Василису и хочет свататься к другой.
Василиса Премудрая посылает голубок, и Иван Царевич вспоминает свою любимую, играется свадьба.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод со слюнками, которые Василиса Премудрая оставила прикрывать свой побег. Слуги Морского царя не могли сообразить, что разговаривают не с Иваном Царевичем, а со слюнками, а это дало время беглецам убежать подальше.
План произведения для пересказа
- Борода в озере.
- Опрометчивый обет.
- Иван Царевич и старушка.
- Голубки на озере.
- Василиса Премудрая.
- Первое задание Морского царя.
- Второе задание Морского царя.
- Невыполнимое задание.
- Слюнки Василисы Премудрой.
- Слуги гонятся за беглецами.
- Морской царь гонится за беглецами.
- Забывчивость Ивана Царевича.
- Свадьба.
Главная мысль
Для настоящей любви и верности нет никаких преград, они всегда побеждают.
Чему учит эта книга
Сказка учит уметь держать слово, учит честности и справедливости. Учит помогать друг другу, не сдаваться и не отчаиваться. Учит хранить верность в любви. Учит смекалке и находчивости.
Мне очень понравилась эта красивая народная сказка. Хотя главным ее героем является не Иван Царевич, а Василиса Премудрая. Именно она заслуживает любви и уважения, потому что была мудрой, смелой и умела постоять за свое счастье. Без ее помощи Иван Царевич ничего бы не достиг.
Новые слова и выражения
Студеная вода — очень холодная вода.
Поехать восвояси — поехать своей дорогой, прочь.
Дело неминучее – неизбежное.
Ненароком — случайно, невзначай.
Не докучай — не приставай, не надоедай.
Пословицы к произведению
Мудрому и счастье к лицу.
Смелость города берет.
Давши слово, держись, а, не давши, крепись.
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/skazka-morskoj-car-i-vasilisa-premudrayahttp://www.bolshoyvopros.ru/questions/2218510-kratkoe-soderzhanie-skazki-morskoj-car-i-vasilisa-premudraja.htmlhttp://pushkinsdelal.ru/narodnaya-skazka-morskoy-car-i-vasil/
Дискография (произведения)
- 1865 – Соната для фортепиано ми минор, оп. 7
- 1865 – Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8
- 1866 – «Осенью» для фортепиано в четыре руки
- 1866-1901 – «Лирические пьесы», 10 сборников
- 1867 – Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13
- 1868 – Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16
- 1875 – «Сигурд Крестоносец», оп. 22
- 1875 – «Пер Гюнт», оп. 23
- 1877-78 – Струнный квартет соль минор, оп. 27
- 1881 – «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки
- 1882 – Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36
- 1886-87 – Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45
- 1898 – Симфонические танцы, оп. 64
Художественные особенности
Автор использует все многообразие художественного языка: эпитеты («грибной воздух», «строгая бледность» ), олицетворения (пароходы «покрикивали»), сравнения («в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо»), метафоры («слабой позолотой» занимался рассвет). Для усиления эмоциональности, Паустовский использует и повторения: «Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты блеск зари». Направляют мысль читателя риторические вопросы: «Кто знает, что ждет Дагни в будущем?».
Текст Паустовского живописен и выразителен. Множество деталей и штрихов придают рассказу легкость, изящество и печальную прелесть русского романса.
Образ Эдварда Грига
Берген… Один из самых прекрасных и самых древних городов Западной Норвегии, омытый волнами Норвежского моря. Суровое величие горной природы сочетается с тихим покоем долин. Скалистые вершины гор, дополненные глубокими озерами и чистыми фьордами… Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Как и любой другой человек, он не мог остаться равнодушным к этим удивительным пейзажам. Если бы он родился художником, он писал бы прекрасные картины, отображавшие необыкновенную природу этого края, если бы он стал поэтом, он сочинял бы стихи, посвященные своей стране. Григ показал природу любимой родины при помощи музыки.
Автор изображает Грига человеком с глубокой душевной организацией, тонко чувствующим окружающих его природу и людей. Таким, возможно, и должен быть композитор. Григ воспринимает каждое мгновение своей жизни с восхищением, он везде находит красоту и радуется ей. Композитор открывает источники для своего вдохновения в звуках природы. Он пишет о простых человеческих чувствах: красоте, любви и доброте, поэтому она понятна каждому, даже самому простому человеку.
Личная жизнь
Окончив консерваторию, молодой музыкант отправился в Копенгаген. В столице Дании Эдвард Григ влюбился в двоюродную сестру, племянницу матери Нину Хагеруп. Последний раз он видел ее 8-летней девочкой, а в Копенгагене перед ним появилась юная красавица и певица с мелодичным и сильным голосом.
Нина Хагеруп и Эдвард Григ в период помолвки
Родные и друзья были шокированы романом Эдварда и Нины, но на рождественские праздники в 1864 году Григ поступил, как счел нужным: предложил возлюбленной руку и сердце. Ни молва, ни близкое родство не стали преградой для скандального брака: Григ и Хагеруп поженились летом 1867 года. Не выдержав морального давления и сплетен, молодожены уехали в Осло. Спустя 2 года у них родилась дочь Александра.
Эдвард Григ с женой
Кажется, против этого брака ополчились и люди, и небо: через год Александра умерла от менингита. Смерть ребенка омрачила брак. Нина погрузилась в депрессию и замкнулась. Супругов связывала только концертная деятельность и творческие планы, но прежней близости не стало. Детей у Григов больше не было.
В 1883 году Нина ушла от Эдварда Грига, и композитор три месяца жил в одиночестве. Обострившаяся болезнь – плеврит, грозящий перерасти в туберкулез – примирила супругов. Хагеруп вернулась, чтобы ухаживать за мужем.
Эдвард Григ и Нина Хагеруп в старости
Чтобы поправить расшатанное здоровье Грига, супруги переехали в горную местность и построили виллу «Тролльхауген». В деревенской глуши, общаясь с рыбаками и лесорубами, гуляя по горам, композитор обрел покой.
Творческий путь писателя
Свои первые произведения Паустовский Константин Георгиевич написал еще в школьные годы в гимназии, и они были изданы в 1912 году. Через четыре года, работая в котельной, берется за свой первый роман, который будет писать в течение семи лет, Константин Паустовский. Рассказы его в виде сборника выйдут гораздо раньше — в 1928 году, под названием «Встречные корабли».
Повесть «Кара-Бугаз» (1932) принесла известность писателю. По словам критиков того времени, это произведение сразу выдвинуло его в первые ряды советских писателей. Паустовский — один из тех русских писателей, которые известны не только в России, но и во всем мире. Так, когда первая его книга, изданная на английском («Повесть о жизни»), появилась 40 лет назад в США, известный на то время критик О. Прескотт писал, что это лучшая книга из прочитанных им в этом году.
Писательская зрелость Паустовского пришлась на эпоху жесткого сталинского тоталитаризма (1930–1950-е), — не самое лучшее время для писательской карьеры. Тем не менее, автор ни в одном из своих произведений не написал ни единого хвалебного слова, посвященного Сталину, как и не поступало от него никаких кляузных писем. Писатель смог найти свое место: он обращает взгляд на родной язык и природу страны. Постепенно природа становится постоянным источником для творчества Паустовского. Он описывает множество прекрасных мест из различных частей России: Юга и Причерноморья, средней полосы Окского края, Мещеры… Но видение природы у Паустовского совершенно особое. Именно через красоту природы он пытается показать красоту человеческой души, языка и национальной культуры.
Главной целью жизни Паустовского было написать две большие книги. Одна из них должна была быть посвящена различным неординарным людям, как прославленным, так и малоизвестным, а также незаслуженно забытым – тем, кем восхищался К. Г. Паустовский. Рассказы, посвященные некоторым из них, будут опубликованы. Это, например, живописные биографии М. Горького, А. Грина, А. Чехова, И. Бунина и т. д. Все они отличались особым видением мира, особо ценимым Паустовским. Но, к сожалению, он не успел закончить этот труд.
Другая главная идея, на которую Паустовский потратил около двадцати лет — написание автобиографической повести, состоящей из шести книг: «Далекие годы» (1945), «Беспокойная юность» (1955), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960), «Книга скитаний» (1963). Паустовский умер в Москве в 1968 году и похоронен на кладбище Тарусы, на высоком холме, окруженном деревьями, на берегу небольшой речушки. Это место выбрал сам писатель.
Первые благодарные слушатели
Когда пошёл снег, музыкант смотрел в окно и любовался косо падающими хлопьями. В своём произведении он хотел рассказать о том, что нельзя выразить словами. Это была история о счастье, нежном девичестве и красоте. Григ рассказывал девушке, как она прекрасна. Он говорил, что Дагни похожа на раннее утро и свежий ветер, а на сердце у неё цветёт прекрасный цветок.
Ещё Эдвард рассказывал о том, как великолепна жизнь, и если люди будут утверждать обратное, она, Дагни, не должна им верить. Григ говорил, что он стар, но счастлив. Его молодость прошла в служении людям: он дарил молодёжи то, чем обладал сам: талант, работу и целую жизнь.
Композитор играл, а люди и животные слушали чарующие звуки, стараясь не мешать. Григ догадывался о том, что у него есть слушатели, и даже знал, кто это:
- Золушка в стареньком платье;
- снег, падающий из низких облаков;
- матросы из ближайшего порта;
- синицы, сидящие на дереве;
- прачка, стирающая бельё у соседнего дома.
Все слушатели воспринимали музыку по-разному. Матросы всхлипывали, прачка вытирала красные глаза, снег замирал в воздухе, а сверчок вылезал из укрытия и поглядывал за Эдвардом в щёлку. Золушка улыбалась и смотрела на хрустальные туфельки, стоявшие на полу. Когда Григ давал концерты в больших залах, у него было гораздо больше слушателей. Но самыми ценными и дорогими были именно эти.
Детство и юность
Родился Эдвард летом 1843 года в Бергене
Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составной повседневной жизни. В жилах прадеда по отцу – купца Александра Грига – текла шотландская кровь
Григ стал британским вице-консулом в Бергене. Дед унаследовал должность и слыл профессиональным музыкантом – играл в городском оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера.
Эдвард Григ в юности
Вице-консульская должность «перекочевала» в третье поколение шотландского купца – к родителю композитора Александру Григу, взявшему в жены, как и отец, женщину с отличным музыкальным слухом.
Мама Эдварда – Гесина Хагеруп – профессиональная пианистка. Дома она играла детям – двум сыновьям и трем дочерям – произведения Фредерика Шопена и Моцарта. Эдвард Григ сыграл первые аккорды на фортепиано в 4-летнем возрасте. В 5 уже сочинял пьесы.
Эдвард Григ с братом Юном
В 12 подросток написал первую фортепианную мелодию, а спустя 3 года по настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булля стал студентом Лейпцигской консерватории. Талантливый юноша оказался настолько требовательным к педагогам, что сменил наставника, показавшегося ему непрофессиональным исполнителем.
В Лейпциге Эдвард Григ посещал знаменитый концертный зал «Гевандхауз», где в исполнении музыкантов с мировыми именами слушал произведения Иоганна Себастьяна Баха, Рихарда Вагнера и Роберта Шумана. Последний композитор стал для Эдварда непререкаемым авторитетом и повлиял на раннее творчество Грига.
Концерт в парке
В июне было тепло и стояли белые ночи. В это время концерты проходили под открытым небом, поэтому Нильс, Магда и Дагни отправились в парк. Дядюшка сказал, что для такого случая подходит платье, в котором юная красавица будет выделяться на фоне обстановки.
Девушка надела чёрный бархатный наряд — она нашла его в костюмерной. Платье отлично подходило для торжественного случая. В нём Дагни выглядела так, как будто собиралась на первое свидание.
Когда зашло солнце, в порту выстрелила пушка, и начался концерт. Вечер был очень светлым, поэтому над пультами оркестрантов и дирижёра не горели лампочки. Светили только фонари, видневшиеся среди листвы: их зажгли для украшения.
Зазвучала музыка, и Дагни испытала странные чувства. Ей казалось, будто она спит и видит знакомые картины. Симфоническая музыка переливалась и гремела, а потом мужчина, который объявлял программу, будто назвал её по имени. Девушке показалось, что это был дядюшка Нильс, и она обратилась к нему с вопросом. Но родственник и его супруга не ответили: они смотрели на Дагни с восхищением, а тётя Магда даже прижала к лицу платок.
Смерть
Весной 1907 Эдвард Григ отправился на гастроли по датским и немецким городам. Осенью вместе с Ниной собрался на музыкальный фестиваль в Британию. Супруги остановились в бергенском портовом отеле, ожидая корабль до английской столицы. В отеле композитор почувствовал недомогание, его срочно госпитализировали.
Могила Эдварда Грига
Умер музыкант 4 сентября. Кончина Эдварда Грига погрузила Норвегию в национальный траур. По завещанию Грига его прах нашел последний приют рядом с виллой, в скальной нише. Позже здесь похоронили Нину Хагеруп.
Тролльхауген, дом-музей Эдварда Грига
«Тролльхауген», где Эдвард Григ прожил последние 14 лет жизни, открыт для посещения туристов и поклонников таланта норвежского композитора. На вилле сохранились интерьер, скрипка, вещи музыканта. На стене, как и при жизни маэстро, висит шляпа. Рядом с усадьбой стоит рабочий домик, где Григ любил уединяться для работы, и его статуя в полный рост.
Становление
В отличие от Моцарта, который начал сочинять музыку чуть ли не раньше, чем говорить, и Штрауса, завоевавшего признание еще до первого класса школы, Эдвард Григ не был изначально уверен, что музыка является его судьбой.
Рожденный в большой норвежской аристократической семье, где каждый был обязан играть на музыкальном инструменте, до двенадцати лет Эдвард не представлял, что музыка сделает его одним из величайших «потомков викингов». Но юноша попался на глаза знаменитому скрипачу Олле Буллю, а тот сумел разглядеть в Григе будущего великого музыканта.
Затем композитор завел дружбу с Гансом Христианом Андерсеном и Генриком Ибсеном, и те увидели в нем певца народного творчества, способного призвать из небытия троллей и валькирий, богов и злодеев скандинавского эпоса, исландских легенд, норвежских саг.
Музыка Грига – сильная, порывистая, будто удары волн о могучие скалы, будто раскаты грома над бурными фьордами. Она вобрала в себя все, чем богата загадочная Скандинавия. Зерно таланта великого композитора легло на плодородную почву скандинавского народного творчества, уникального, самобытного, ни на что не похожего.
Григ в молодости был знаком с Андерсеном
Григ на весь мир сумел прославить море и горы, снег и соль, темные пещеры и синие небеса Норвегии, Дании, Швеции. Выступая в созвучии с Андерсеном, Ибсеном, фольклористом Линдеманом, Григ создавал мощные, порывистые, яркие и мелодичные пьесы, песни, романсы, концерты.
Более шестисот произведений неразрывно связывают его с норвежской землей, ставят его имя вровень с величайшими людьми Скандинавии – королями, изобретателями, воинами, поэтами и сказочниками.
Конспект урока чтения в 4-м классе. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъемного произведения. 2. Подготовить учащихся к моделированию содержания рассказа и составлению плана.
Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.
2. Подготовка к восприятию.
а). Прослушивание музыки.
Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).
б). Вступительная беседа.
– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?
в). Рассказ учителя о композиторе.
Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.
г). Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.
д). Словарная работа.
Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.
Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.
е). Комментарий учителя к словарю.
Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.
Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.
Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.
Они живут в городе Бергене.
Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.
а). Комбинированное чтение.
1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую
музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.
2-ую часть читают ученики.
2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.
4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.
б). Беседа по прочитанному.
(Проверка первичного восприятия произведения.)
– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?
– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?
– В чем ценность этого подарка?
а). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Что делал Григ в лесу?
– Зачем он так часто приходил в лес?
– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.
Отметьте в тексте опорные слова.
б) Построение словесной модели.
грибной воздух шум прибоя зеленые пряди мха веселое эхо золото листьев
– Почему Паустовский так красиво описывает этот край.
в). Работа с пословицей.
“Каждому свой край сладок”.
- Прочитайте пословицу.
- Как вы понимаете её смысл?
– С кем встретился в лесу Григ?
– Что делала в лесу Дагни?
– Что пообещал Григ девочке?
– Почему он решил сделать ей подарок?
– Почему не захотел сделать его сразу?
– Когда же Дагни должна получить подарок?
– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?
– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
– Зачем в рассказ включено это красивое описание?
д). Выборочное чтение.
– Прочитайте, как выглядел дом композитора.
Отметьте в тексте опорные слова.
е). Составление словесной модели.
жилище ковры портьеры мягкая мебель диван рояль
ж). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
– Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?
– Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?
з). Пересказ 3– ей части.
Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?
и). Беседа с элементами выборочного чтения.
– Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?
– Почему она плакала после театрального представления?
– Как Дагни оказалась на концерте?
– Что произошло на концерте? Прочитайте.
– Почему Дагни плакала?
– Что открыла для себя Дагни на концерте?
– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?
– О чем этот рассказ?
а). Придумать другое название для этого рассказа. б). Нарисовать графическую модель по содержанию текста. Составить план. в). Нарисовать осенний лес. г). Подготовиться к чтению текста по ролям. д). Подготовить пересказ текста.
Музыка
В студенческие годы творческая биография Эдварда Грига развивается: юный композитор сочинил 4 пьесы для фортепиано и столько же романсов. В них заметно влияние Шумана, Феликса Мендельсона и Франца Шуберта.
Молодой Эдвард Григ
В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием. Профессора и наставники прочили юноше блестящее будущее в искусстве, назвав «незаурядным пианистом с выразительной манерой исполнения». В том же году Григ дал первый концерт в Швеции, но в стране не остался – отправился в родной Берген. Дома Эдвард заскучал: уровень музыкальной культуры города показался ему низким.
Эдвард Григ поселился в эпицентре законодателя музыкальной «моды» – Копенгагене. Здесь, в Скандинавии, в 1860 годах композитор сочинил 6 фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.
Эдвард Григ за пианино
В 1864 году Эдвард Григ вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа», которое познакомило меломанов с творчеством скандинавских композиторов. Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату.
Вместе с молодой супругой музыкант переехал в Осло, где его вскоре пригласили занять место дирижера филармонии. Это годы творческого расцвета норвежского композитора: Эдвард Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьернстьерне Бьернсоном Григ в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».
В 1870 году Эдвард Григ встретился с Ференцем Листом, который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом. Поддержку маэстро молодой композитор назвал бесценной.
В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом Генриком Ибсеном, чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт» (наиболее известная увертюра из наследия композитора). После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.
https://youtube.com/watch?v=DJLVUUuR620
Эдвард Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.
Дочери лесника – 18-летней Дагни Педерсен – Эдвард Григ подарил мелодию «Утро». В ХХ веке американская компания «Уорнер Бразерс» неоднократно использовала мелодию в озвучивании мультипликационных фильмов.
В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» – это гимны лесистым горам и стремительным рекам края.
Эдвард Григ не закрывается на вилле: пожилой музыкант систематически совершает поездки в Европу, где дает концерты и собирает залы. Поклонники видят его как пианиста и дирижера, он аккомпанирует жене, издает десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчиваются возвращением в «Тролльхауген», любимое место на земле.
Композитор Эдвард Григ
В начале 1888 года Эдвард Григ познакомился в Лейпциге с Петром Чайковским. Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Эдвард Григ получил членство академии изящных искусств Франции, королевской академии Швеции и университета в Лейдене.
Памятник Эдварду Григу в Норвегии
В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант гения – литераторский. Легким слогом, с юмором Эдвард Григ описал жизненный путь и восхождение к творческому Олимпу.
Работал композитор до последних дней жизни. В 1907 году музыкант отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.
Детство
Эдвард Григ появился на свет в Бергене (втором по величине городе Норвегии) 15 июня 1843 года.
По отцовской линии Эдвард имел шотландские корни. Около 1770 года его прадед, купец Александр Григ, перебрался в Норвегию, какое-то время он даже работал в Бергене на должности британского вице-консула. Затем эту должность унаследовал дедушка Эдварда, Джон Григ, а после него и отец композитора Александр.
С музыкой в семье Григов были давние и тесные отношения. Дед, Джон Григ, играл в городском оркестре и женат был на дочке главного дирижёра.
Мама Эдварда, Гесина Григ (девичья фамилия Хагеруп), родом происходила из зажиточной семьи, была талантливой пианисткой. Игре на инструменте она училась у немецкого композитора Альберта Метфесселя. До замужества она выступала в Лондоне, а став женой и матерью, занялась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.
Семья Григ была обеспеченной и культурной. Как и полагалось в таких семействах, детей рано начали обучать музыке. Эдвард – четвёртый ребёнок из пятерых детей Григов, у него были ещё брат и три сестрёнки. Учила музыке их мама, которая обожала музицировать в свободное время, исполняя за роялем произведения Вебера, Моцарта и Шопена. По выходным она собирала дома музыкальные вечера, так что вполне можно сказать, что детей музыка окружала с самого рождения.
Первый раз Эдвард сел за инструмент, когда ему было четыре года. И уже с начальных аккордов музыка покорила маленького мальчика красивыми созвучиями и гармонией. Среди всех пятерых детей Эдвард проявил к музыке особенно увлечение, он мог часами просиживать за фортепиано, самостоятельно перебирая различные мелодии. Родители решили, что ребёнок может заниматься музыкой, сколько ему хочется, ведь Эдвард не являлся старшим сыном в семье, и ему не обязательно было получать специальное образование для продолжения семейного бизнеса (это был удел старшего брата).
Музыкой с Эдвардом занималась мама, а также нанимали учителей. Мальчик был очень дисциплинированным, но ему не нравилось зубрить нудные обязательные этюды, хотелось импровизировать, искать новые мелодии и самому открывать для себя музыку. Эдварду было всего двенадцать лет, когда он написал своё первое произведение для фортепиано. Семья Григов тесно дружила со скрипачом Оле Буллом, он заметил, что у мальчика необыкновенный талант и посоветовал родителям отправить Эдварда на учёбу в Лейпциг, который на тот момент являлся важнейшим культурным центром в Европе.
Творческий путь
Окончив учёбу, Григ вернулся в родной Берген. Однако в городе музыкальная культура была настолько слабо развита, что талант молодого композитора и музыканта не имел абсолютно никаких условий для развития и совершенствования. В 1863 году Эдвард принял решение переехать в Копенгаген, в то время он являлся центром музыкальной жизни Скандинавии.
В Копенгагене Григ задержался на три года. Здесь произошло его знакомство с композиторами из Дании Гаде и Хартманном, и Норвегии – Рикардом Нурдроком. Они оказали ему содействие в поиске творческой идентичности и помогли немного отойти от сильного влияния немецких классиков и Мендельсона.
В первый год жизни в Копенгагене Григ написал шесть фортепианных пьес, они были выпущены как опус 3 и назывались «Поэтические картинки». В них впервые музыка Эдварда сопровождалась национальными мотивами.
В 1865 году Григ заболел туберкулёзом, ему пришлось покинуть Копенгаген, он уехал в Италию. В Риме композитор оправился от болезни, однако в последующей жизни крепким здоровьем не отличался.
Из Италии Григ поехал в Христианию (так в то время назывался город Осло). Здесь он организовал концерт в 1866 году, в результате был приглашён на должность дирижёра в филармоническое сообщество.
Период проживания в Христиании был самым счастливым в жизни Эдварда. Он был с любимой женщиной, своей супругой Ниной, и на этот же период приходился расцвет его творчества:
- 1867 – публикация первой тетради «Лирических пьес», выход Второй скрипичной сонаты (критики нашли её гораздо богаче и разнообразнее Первой);
- 1868 – выход фортепианного концерта, нескольких сборников песен и романсов на стихи скандинавских поэтов;
- 1869 – «25 норвежских народных песен и танцев» (в него вошли крестьянские шуточные, лирические и трудовые песни);
- 1871 – основал «Музыкальную ассоциацию Христиании» (сейчас это Филармоническое общество в Осло);
- 1872 – публикация пьесы «Сигурд крестоносец».
С 1874 года композитору Эдварду Григу норвежским правительством была назначена пожизненная государственная стипендия. Также он получил гонорары за свои произведения и с этого времени приобрёл материальную независимость.
В этом же году известный норвежский поэт Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к его драме «Пер Гюнт». Над этой увертюрой композитор трудился с особым вдохновением, потому что фанатически любил произведения Ибсена, а больше всего «Пер Гюнта». Увертюра была представлена в конце зимы 1876 года, пьеса прошла с громким успехом. Отныне музыка Грига была популярна не только в Норвегии, но и вышла на просторы Европы. С женой Ниной они осуществляли много концертных поездок, произведения Грига печатали солидные немецкие издательства.
Эдвард получил широкое признание, к тому же он был материально обеспечен, поэтому принял решение оставить музыкальную деятельность в столице и вернуться в родной город Берген.
Взросление Дагни
Прошло много лет. Девчушка Дагни Педерсен превратилась в красивую и стройную восемнадцатилетнюю девушку. Окончив школу, она поехала в гости к тёте Магде — сестре отца, который считал, что дочери будет интересно повидать свет. Он хотел, чтобы Дагни немного повеселилась, пока есть возможность.
Неизвестно, какое будущее ждало девушку. Может быть, она станет продавщицей или выйдет замуж за любящего, но скупого и скучноватого мужчину. А возможно, Дагни придётся бо́льшую часть жизни провести в одной из контор Бергена, где она будет служащей.
Магда с мужем жили в том же здании, где располагался театр, под само́й крышей. Тётя Дагни работала театральной портнихой, а её супруг — парикмахером. Из их окон открывался прекрасный вид на памятник и морской залив. Целый день в комнате были слышны звуки, издаваемые пароходами. Дядюшка безошибочно называл судно, которое проплывает:
- «Жанна д’Арк»;
- «Шотландский певец»;
- «Нордерней».
Работа тётушки Магды заключалась в том, чтобы подшивать, гладить, чистить костюмы и театральные аксессуары. Многие вещи были слегка потёртыми, а некоторые нуждались в починке. Сокровища, которые были в комнате тётушки Магды:
- ленты;
- тюль;
- шёлк;
- парча;
- фетровые шляпы со страусовыми перьями;
- серебряные туфли;
- веры;
- шпаги;
- парики;
- цыганские шали;
- ботфорты и многое другое.
Тётушка говорила: нельзя верить всему, что показывают в театральных постановках. Дядюшка Нильс возражал. Он называл Магду «наседкой» и говорил, что театры для того и существуют, чтобы в них верили. Дагни были ближе слова Дяди, и всё же Магда уговаривала её для разнообразия посетить концерт.
Личная жизнь
В 1915 году Паустовский познакомился со своей будущей женой. Звали ее Екатерина Загорская. Венчание прошло летом следующего года под Рязанью, в маленькой деревенской церквушке. Так пожелала Екатерина. В этих краях прошли детские годы сына писателя Вадима, появившегося на свет в 1925 году.
Константин Паустовский и Екатерина Загорская
С первой женой Паустовский прожил 20 лет. Согласно воспоминаниям сына, брак оставался прочным до тех пор, пока все подчинялось творчеству Константина Георгиевича. В 30-е годы к Паустовскому пришло признание. К тому времени супруги устали друг от друга, в чём немалую роль сыграли тяжёлые послереволюционные годы.
Константин Паустовский и Валерия Навашина
Когда у Паустовского начался роман с Валерией Навашиной, Екатерина подала на развод. Позже мемуаристы в своих трудах ссылались на личную переписку экс-жены прозаика, в которой были слова «не могу простить ему связь с той полькой».
Вторая жена – дочь популярного в 20-е годы польского живописца. Валерия Навашина стала музой писателя. Ей он посвятил многие произведения конца 30-х. Впрочем, Паустовского вдохновляла на творчество и третья супруга.
Константин Паустовский и Татьяна Арбузова с сыном
Последнее решающее событие в личной жизни писателя произошло в 1948 году. Паустовский познакомился с Татьяной Арбузовой. В то время она была замужем за популярным драматургом. Алексей Арбузов посвятил жене пьесу «Таня». Паустовский женился на Татьяне в 1950 году. В этом браке родился Алексей, проживший всего 26 лет.