Поучение владимира мономаха

Краткое содержание и анализ

Идея написать «Поучение» для своих детей у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что уже имел неприятный опыт конфликта с Олегом Святославичем и был против междоусобных распрей.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный человек, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:

  • Уважать людей старше себя — как собственного отца, младше себя — как своих братьев
  • Помогать нуждающимся, просящих воды и еды — кормить и поить.
  • Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.
  • Чтить гостеприимство — всегда приветствовать встреченного человека и желать ему добра
  • Не лениться и остерегаться лжи

По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о простых жителях.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию. Мономах пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров, множество половецких князей уничтожил, но немало и отпустил после пленения. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте.

В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек

Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое»

В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.

Краткое содержание

В начале послания князь призывает всех, кто прочтёт его «грамотку», не смеяться, а воспринимать её серьёзно, взять её за основу и усердно трудиться. Владимир убеждён, что главное – иметь в сердце страх к Богу. Именно он является истоком всякого добра на земле. Также князь призывает не скупиться на милостыню.

Братья князя прислали к нему послов с предложением вместе выступить против Ростиславовичей, но он отказался присоединиться к ним. Чтобы успокоиться, он открыл Псалтырь и начал читать его. В это время он решил оформить свои мысли в виде послания детям своим и всем потомкам.

В своём обращении князь Владимир призывает молодёжь беречь чистую душу, меньше говорить и никогда не нарушать «слово Господне». С особым почтением следует относиться к мудрым старцам, прислушиваться к их мнению. Со своими же сверстниками нужно держаться благожелательно, избегая высокомерия или «лукавства». Во время еды вести себя скромно, не шуметь в разговоре, стараться не смеяться громко.

От плохих компаний следует держаться подальше, как и от распущенных женщин. Нужно стремиться быть полезным для общества, помогать попавшим в беду, и тогда человек будет вознаграждён Всевышним. Только имея «чистые помыслы» можно совершать хорошие поступки. Необходимо поддерживать справедливость в отношении всех людей, но особенно сирот и вдов.

Вредны месть и злопамятность, нельзя отвечать злом на зло.  Умение прощать и терпеть все ниспосланные испытания – это хорошие качества

По мнению князя, остаться безгрешным не может ни один человек, поэтому важно вовремя покаяться и очиститься. Всевышний обещал простить грехи тому, кто искренне попросит Его об этом

Владимир призывает потомков бороться с ленью. Только труд помогает человеку добиться одобрения Всевышнего. Ни монашество, ни затворничество, ни отказ от еды и питья не приблизят к Богу так, как добрые дела.

Далее правитель перечисляет все милости, посланные Богом человечеству. Он создал свет и тьму, небесные тела, животных и растения. Человек должен быть благодарен Господу и постоянно возносить за это хвалу. Молитва приближает людей к Богу и отдаляет от дьявола, она также очищает душу от прегрешений.

Отдельно Владимир обращается к тем из потомков, кому доведётся стать правителем. Он призывает их не злоупотреблять властью и не прибегать к казни. Даже если осуждённый будет виноват, Владимир просит не убивать, не лишать человека души, данной ему Богом. Клясться Богом тоже не нужно, даже если говорящий говорит правду или благое, можно обойтись без клятв. Князь советует не давать пустые обещания. Если же обещал что-то, нужно во что бы то ни стало выполнить обещанное.

Князь призывает потомков соблюдать все традиционные обычаи: больного нужно проведать, покойника достойно проводить. При встрече люди должны приветствовать друг друга. К жене следует проявлять должное уважение, не выходящее за определённые границы.

Завершая послание, мудрый Владимир Всеволодович напоминает о смертности души. Человек не живёт вечно, и поэтому он должен заботиться о душе, совершать только хорошие поступки.

  • https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/3336-pouchenie-vladimira-monomaha.html
  • https://obrazovaka.ru/books/monomah/pouchenie-vladimira-monomaha
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/pouchenie-vladimira-monomaha.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/pouchenie-vladimira-monomaha
  • https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-poucheniya-vladimira-monomaxa.html

Три важных добрых дела

Человек тремя добрыми делами – слезами, покаянием и милостынею – может избавиться от своих грехов и не лишиться самого главного – Царствия Божия. Эта заповедь совсем несложная, но очень важная. Ни пост, ни отшельничество, ни монашество так не важны для некоторых благочестивых людей, как эти три дела.

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха продолжается тем, что автор как бы предупреждает, что если кто примет хотя бы половину сказанного к сердцу, того Бог помилует, как того мытаря и разбойника. Нужно каяться слезно в своих грехах и постоянно; где бы ни был человек, чем бы он ни занимался, читать Иисусову молитву: «Господи, помилуй». Она лучше всех.

Православному христианину не нужно забывать об убогих, а по возможности кормить их. Вдову и сироту всегда судить по правде и не давать в обиду сильным. Нельзя убивать человека, даже если он это заслужил и виновен в самых страшных делах. Нет никакой нужды в разговорах клясться Богом и при этом креститься. Перед тем как давать клятву и при этом целовать крест, то подумать надо хорошенько, чтобы не погубить клятвы и вместе с тем душу свою.

«Поучение Владимира Мономаха» в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир
Мономах (1053–1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить
добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть,
не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод
зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его
поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними.
Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них
волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны
пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорченный междоусобицей, сидя в санях,
открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений
для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ
о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно
обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить
небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь
ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы
они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением
и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал
пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила
нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические
советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить
строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда
не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить
жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самостоятельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его
к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят
три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу,
девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца,
а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь —
страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких
коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах
не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг:
«что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью
и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо
он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью,
но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его,
грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек
умрет, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещен его двоюродным братом, Олегом
Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына,
который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же
не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой
всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно
так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мертвых уже не воротишь
и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу,
чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит
брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть
насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано

Свое «Поучение» глава древнерусского государства написал в то время, когда на Руси царил мир. Как известно, этому предшествовали многолетние междоусобные войны и набеги кочевников. Именно «Поучение» Мономаха современные литературоведы идентифицируют как первый проповеднический текст, созданный не служителем церкви, а светским человеком.

В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.

При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.

Внутренняя и внешняя политика Мономаха

Не ограничивалось правление Владимира Мономаха укреплением границ государства. Жестоко карал князь всех, кто пытался угрожать государству его. В 1119 году единственный князь, который не признавал законности власти Мономаха – Глеб, князь минский, захватил город Слуцк. Правление Владимира Мономаха было жестоким, но справедливым. Не мог князь потерпеть своевольности Глеба, собрал войско и двинулся на Слуцк. В состоявшемся сражении Монома одержал победу. Глеб был плене и доставлен в Киев, где и скончался в 1119 году.

Правление Владимира Мономаха продолжилось и дальше усиление государства российского. Граждане Киева надеялись, что Владимир переделает систему наследования власти, чтобы избежать в дальнейшем войн брата с братом. Но Мономах, который страстно любил свою страну, этого не сделал. Причины сего весьма прозрачны. Было абсолютно очевидно, что изменение системы наследования престола вызвало бы новую междоусобную войну со стороны абсолютно всех князей Руси, которые не пожелали бы терять свое право на киевский престол.

Славно было правление Владимира Мономаха, которое смело можно характеризовать периодом перемирия внутри страны. Долго ждали граждане мира и вот с приходом к власти Владимира они его получили. Сам Мономах прожил 73 года. 19 мая 1125 года Владимир отправился на берег реки Альт, в церковь, которую по его приказу там построили. У входа в церковь, в том самом месте, где некогда был убит князь Борис, и умер Владимир Мономах.

История

Прежде чем говорить о самом памятнике, надо рассказать про его автора — Владимира Мономаха. Он был сыном младшего Всеволода Ярославича, младшего сына Ярослава Мудрого из династии Рюриковичей.

Стало быть его отчиной было Владимиро-Суздальское княжество. Владимир Мономах родился в 1053 году. Прозвище он такое получил потому, что его мать была византийской принцессой, дочерью императора Константина IX Мономаха.

Владимир Мономах (1053 — 1125)

По молодости ему давали поручения его дядья: ездить, например, к королю польскому Болеславу II, заключить с ним мирный договор. Или организовать военный поход на Чехию. Такие, не слабые поручения, надо сказать!

С 1093 года, после смерти отца, Владимир Мономах начинает вести свою княжескую игру. Но вел он ее по чести, соблюдая древнее правило наследования вотчин по лествичной системе престолонаследия.

Так, Мономах отказался вступить на киевский стол, уступив его своему старшему брату — Святополку Изяславичу, сыну Изяслава Ярославича, который в свою очередь являлся старшим сыном Ярослава Мудрого, составителя Русской правды — первого свода законов Древней Руси.

В 1094 году он поступил также с Олегом Святославичем, когда тот потребовал вернуть ему Чернигов — отчину его отца Святослава Ярославича.

Затем началась очередная усобица, вызванная тем, что Олег Святославич («Гориславич») отказался участвовать в походе на половцев, в результате в 1093 году русское войско потерпело страшное поражение на реке Стугне. 

Итогом усобицы стало то, что Мономах организовал съезд князей в Любече, который стал отправной точкой политической раздробленности на Руси. Мономах же в 1113 году после смерти своего старшего брата, возглавил Киевское княжество. Он надеялся, что Русь останется единой при его сыновьях и потомках. Но этому не суждено было сбыться, ведь Владимир не мог знать истинных причин раздробленности.

Возможно поэтому, осознавая надвигающуюся катастрофу, к чему приведет раздробленность, Мономах и написал свое «Поучение детям».

Тема войны

Владимир, принимая систему христианских ценностей и призывая верить в Бога и помогать нуждающимся, не выступает за отказ от войны. Действительно: он политик, а без военной силы обеспечить безопасность страны и народа попросту невозможно. Анализ «Поучения Владимира Мономаха» как исторического источника показывает, что князь участвовал в более чем восьмидесяти походах и заключил десятки соглашений, о чем он сам и повествует.

Нельзя сказать, что автор всегда действовал «объективно справедливо», но всегда – в интересах своей страны. Например, приняв просьбу о помощи самозванца, претендующего на Византийский престол, князь не мог не осознавать обмана. Продолжительные боевые действия, ставшие последними между Киевом и Царьградом (Константинополем), окончились без каких-либо серьезных успехов, а соглашение было скреплено династическим браком.

Молитва

   «Премудрости Наставник и смысла Податель, неразумным Учитель и нищим Заступник! Утверди в разуме сердце мое, Владыка! Дай мне дар слова, Отче, устам моим не запрещай взывать к Тебе: Милостивый, помилуй падшаго!» «Упование мое — Бог, прибежище мое — Христос, покров мой — Дух Святой!» «Надежда и защита моя, не презри меня, Благая! Тебя имею помощницей в печали, и в болезни, и во всех бедах, и тебя славлю, Воспетая!» «Разумейте и узрите, что Я Бог, испытующий сердца и ведающий мысли, обличающий дела, опаляющий грехи, дающий суд сироте, и убогому, и нищему». «Преклонись, душа моя, и о делах своих помысли, содеянных тобою, глазами своими обозри их, и каплю испусти слез своих, и поведай открыто все дела свои и мысли Христу, и очистись». «Андрей честной, отче преблаженный, пастырь Критский! Не престань молиться за нас, чтущих тебя, да избавимся все от гнева, и печали, и тления, и греха, и бед, чтущие память твою верно». Град свой сохрани, Дева-Матерь чистая, который царствует честно под Твоим покровительством, пусть он Тобой укрепляется и на Тебя надеется, побеждает во всех битвах, сокрушает врагов и покоряет их. «О Воспетая Матерь, родившая Святейшее из святых Слово! Приняв нынешнее приношение, защити нас от всякой напасти и от грядущей муки — к Тебе взывающих. Молимся Тебе, рабы Твои, и преклоняем колена сердца нашего: склони ухо Твое, Чистая, и спаси нас, вечно в скорбях погруженных, и соблюди от всякаго пленения вражескаго твой город, Богородица! Пощади, Боже, наследие Твое, прегрешения наши все прости, видя, что мы молимся теперь Тебе, на земле родившую Тебя без семени, земную милость, изволением своим воплотивший, Христе, в человека». Пощади меня, Спасе, родившийся и сохранивший Родившую Тебя нетленною по Твоем рождении, когда возсядешь судить дела мои, как Безгрешный и Милостивый, как Бог и Человеколюбец! Дева Пречистая, не искушенная браком, Богом обрадованная, верующим наставление, спаси меня, погибающаго и к Сыну Твоему вопиющаго: «Помилуй меня, Господи, помилуй! Если хочешь судить, не осуждай меня на вечный огонь, не обличай меня яростью своею — молит Тебя Дева Чистая, родившая Тебя, Христе, и множество ангелов, и мучеников сонм».   Во имя Христа Иисуса, Господа нашего, которому подобает честь и слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда и ныне и присно во веки!

Письмо к Олегу

Третья часть книги Владимира Мономаха, дошедшая до наших дней, посвящена его желанию примириться с Олегом — двоюродным братом, который в битве лишил жизни его кровного сына и захватил в плен невестку. Владимир сожалеет, что тот не искал покаяния сразу же после содеянного. И боится сам не успеть помириться с родственником до того, как умрет.

Цитата из письма Олегу

Собственно, его цель — призвать князей к уступчивости друг другу даже ценой прощения смерти сыновей. Что бы ни произошло, мертвого не воротить в мир живых и судить за поступки может один лишь Всевышний.

Заканчивая свое письмо, Владимир призывает брата творить только добрые дела для русского народа и во имя мира в государстве прощать даже кровные обиды.

«Поучение» Владимира Мономаха (очень кратко) сокращенно

Начинается произведение несколькими цитатами из Святого Писания, затем подается молитва к Богородице. Только после этого Мономах переходит собственно к поучение детям. Он дает детям наставление соблюдать заповеди Божьи, не лениться молиться постоянно. Не надо клясться именем Бога, когда говоришь правильные вещи, и тем более, когда говоришь плохие.

Не забывать убогих, уважать старших, заступаться за сирот и вдов, не давать сильным погубить человека.

Князья не должны лениться и полагаться на своих воевод, тивунів, до всего досматривать самим. Не уделять много времени питью, еды, сна на войне, не снимать с себя никогда оружия.

Предостерегает Мономах своих детей от обмана и блуда, которые уничтожают душу и тело.

Когда же они идут за данью, то не должны давать своим подчиненным издеваться над людьми.

Ко всем относиться с уважением независимо от их положения.

Жену свою любить, и не давать ей чрезмерной власти над собой.

Если чего не умеют или не знают, должны учиться.

В следующей части Мономах рассказывает о своей собственной жизни: ничего в жизни не давалось ему без усилия. Часто выходил на охоту и забил много зверей, приручал диких лошадей. Не раз был ранен: два тура диких подбрасывали его с конем, олень бил рогами, лось топтал ногами.

Все дела делал сам — и на войне и на охоте, днем и ночью.

Не давал в обиду бедных людей, следил и за церковным порядком.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Строение произведения Владимира Мономаха дихотомическая (делится на две части, каждая из которых распадается еще на две части, и так далее). Так, все произведение делится на наставление словом и собственным примером. Наставление словом делится на цитаты из различных текстов и поучения собственными словами.

Обязанности детей тоже делятся на две части: общечеловеческие обязанности и княжеские. Князья должны придерживаться определенных правил в мирное время и во время войны.

Поучение Владимира Мономаха: история

У переписки Владимира Мономаха и князя Олега — грустные предпосылки.  Поводом стало убийство младшего сына Мономаха — Изяслава в битве с Олегом. Старший сын Владимира Мономаха Мстислав, которого крестил Олег Святославич, посоветовал отцу отправить князю Олегу это письмо в знак примирения. Князь Владимир Мономах внял этому совету. Это письмо стало символом великого прощения и примирения даже самых заклятых врагов. Рассказ о своей жизни Владимир Мономах писал в назидание детям и следующим поколениям. Пример смирения в его письме — слова: «На Страшном Суде без обвинителей сам себя обличаю». Поучение Владимира Мономаха называют литературным памятником и даже светской проповедью. Для Владимира Мономаха «Страх Божий» — основа всякого добра. Литературное произведение хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и уцелело во время пожара 1812 года. Именно с поучения Владимира Мономаха началась традиция обсуждать важные этические вопросы в литературе.

Значение «Поучения…»

Это — ценный исторический источник. В нем упоминаются:

  1. Новгород, Брест, Туров, Курск, Полоцк, Владимир, Смоленск, Ростов, Чернигов, Стародуб, Кордно, Переславль и Сутейск.
  2. События 1070 — 1110 гг., посвященные борьбе со Всеславом Полоцким.
  3. Походы на вятичей, поляков и половцев (Мономах называет 83 похода и 19 договоров).
  4. Детали охоты тех времен на оленей, куниц, кабанов, медведей, туров и т. д.

Помимо прочего, «Поучение детям» — это первая в своем роде светская проповедь. Именно с нее начинается мода на обсуждение морали и этики. Согласно Д.С. Лихачеву, заслуга Владимира Мономаха состоит в том, что он подкрепил дисциплиной и нравственностью созданный им политический строй.

Выбери ответ

Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано

Свое «Поучение» глава древнерусского государства написал в то время, когда на Руси царил мир. Как известно, этому предшествовали многолетние междоусобные войны и набеги кочевников. Именно «Поучение» Мономаха современные литературоведы идентифицируют как первый проповеднический текст, созданный не служителем церкви, а светским человеком.

В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.

При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.

Особенности произведения

Исторический источник демонстрирует, что Мономах принимал участие о множестве походов, заключил десятки соглашений. Об этом повествует сам князь. Нельзя утверждать, что все действия автора объективно справедливы. Зато они всегда выражают интересы его страны. Так, после принятия просьбы о помощи от самозванца, претендующего на престол Византии, Мономах понимал, что налицо обман. Боевые действия между Царьградом и Киевом закончились отсутствием серьезных успехов, а соглашение скрепил династический брак.

Владимир Всеволодович был человеком образованным. В его произведении немало цитат, особенно, из Библии. Это подтверждает не только наличие у правителя развитой морали, но и изучение им вопроса перед написанием своего завещания детям. В сочинении упомянуты многие русские города. Они из них стали крупными центрами, к примеру, Курск, Новгород, Владимир, Ростов. Другие утратили былое значение. Их примерами являются Стародуб, Берестье, Кордно. Благодаря заметкам князя об охоте на вепрей, оленей, туров, ученые сделали выводы об ареалах их обитания. Получается, что при помощи литературного памятника получили сведения различные науки.

Без специальной подготовки прочесть древний текст в оригинале невозможно. Причиной является слишком сильная разница межу русским языком двенадцатого столетия и современным. Выражается она не только написанием, но и произношением. К примеру, исчезли буквы «нус малый» и «нус большой», давно нет буквы «ять». Современным читателям неизвестно, какими звуками ранее обозначали твердый и мягкий знаки.

Прочтение текста в оригинале представляет серьезную проблему. Поэтому для анализа используют переводы. Обычно адаптации сопровождаются множеством примечаний. Это заметно упрощает работу с текстом. Комментарии пишут историки-профессионалы. Это позволяет не обращаться во время изучения каждого вопроса к энциклопедии и другим источникам. Несмотря на огромную разницу в написании, в структуре грамматики русского языка существенных перемен не произошло. Такое положение обеспечивает возможность видения стилистических особенностей и литературных приемов, использованных автором.

Урок литературы в 6 классе «Поучение Владимира Мономаха»

«Поучение Владимира Мономаха».

Цели урока: воссоздание атмосферы эпохи княжения Вл.Мономаха, выявление художественной идеи «Поучения»; формирование умения работать с текстом, выделять главное, воспитание нравственно – эстетических представлений учащихся.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент. Целеполагание.
  2. Актуализация знаний.
  • Назовите жанры ДРЛ, их особенности.
  • В чем смысл каждого из жанров? В чем их ценность для литературы, культуры? Можно ли чему — то научиться, читая их?
  1. Работа с литературным термином

— Как думаете, что такое поучение? Для чего создавались произведения такого жанра? Кто мог их создавать?

Поучение — жанр ДРЛ назидательного характера, наставление.

Поучение

– этожанр , в которомдревнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любогодревнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этогожанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».

  1. Сообщение ученика «Владимир Мономах и его деятельность».

— Кто такой Вл.Мономах? В чем его заслуга?

1. Владимир Всеволодович Мономах — великий киевский князь, государственный деятель, военачальник, писатель. Сын князя Всеволода Ярославича. прозван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. Время его правления было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства. После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси вновь усилилась.

В русских летописях рассказывается, что во время похода Владимира Мономаха в Константинополь византийский император выслал князю знаки царской власти: крест, золотую цепь и бармы — драгоценные оплечья, отделанные жемчугом, а также царский венец — круглую шапку, украшенную собольим мехом и драгоценными камнями. Позже ее стали называть шапкой Мономаха. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы, увенчанная крестом.

2. Ценность «Поучения…», «экскурсия» по фото подлинника.

  1. Анализ «Поучения».

Попробуем вместе ответить на вопрос: «В чем ценность и актуальность «Поучения…»?

«Поучение» Вл.Мономаха состоит из 3 частей. Из каких?

— Для чего в художественных произведениях нужна вступительная часть?

Что она отражает?

— О чем идет обычно речь в центральной части? Что представляет собой эта часть в «Поучении?

— Что значит ДИДАКТИЧЕКАЯ? (Подбор синонимов)

— Назовите функцию заключения.

— Какие строки начинают и заканчивают вступление? Центральную, дидактическую, часть? Заключение?

— Что представляет собой вступление? Какая атмосфера создается «признанием» автора?

Вступление содержит призыв не посмеяться, а принять в сердце свое. Что значит это выражение?

— «А вот вам и основа всему – страх Божий имейте прежде всего». В каком значении употреблено это слово – страх?

Два глубинных христианских смысла, которые позже лягут в основу древнерусской религиозно – философской мысли.

Групповая работа

Какие советы дает Вл.Мономах? К чему призывает?

— Какие советы актуальны в наше время? Почему, пережив столько веков, «Поучение» не потеряло актуальности?

Защита выступлений. Вопросы к выступающим.

  1. Беседа.

Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на вопрос.

(Леность ведь всему мать…)

— Что является завершающим аккордом «Поучения»?

— Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении»?

  1. Итоги урока.

— Почему «Поучение ..» актуально в наши дни?

— Что запомнилось сегодня?

— Чем произведения ДРЛ похожи на фольклорные тексты?

— Что прославляют авторы ДРтекстов?

9. Домашнее задание.

Составить стилизованную под летопись хронику школьной жизни, используя слова или выражения в лето, и сказал тогда, стали одолевать, труды великие и др.

О произведении «Поучение детям»

Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.

В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья. Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь. Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.

Произведение «Поучение Владимира Мономаха» – одно из наиболее значимых в литературе XII столетия

Автор книги: Владимир Мономах

ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, – это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы – сами по себе будем, а ты – сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» – и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многое богатство грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет господь. Ибо грешники погибнут, – праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

Вторая часть: рассказ о военных походах

Далее следует автобиографическая часть произведения. Но Владимир Мономах рассказывает не о всей своей жизни. Он лишь приводит отдельные эпизоды своей биографии, которые должны были сформировать образ правителя бесстрашного, заботящегося в первую очередь о благополучии своих подданных, всей русской земли. Тем самым князь как бы завещает грядущим потомкам, каким должен быть истинный правитель Руси.

Владимир Мономах призывал к миру между русскими князьями

Самой важной своей задачей Владимир Мономах считал защиту Руси от княжеских междоусобных войн, половцев, других разорителей родной земли. К моменту написания «Поучения…» князь достиг преклонного возраста, как сам он выражается «…сидя на санях…», то есть готовясь отойти в мир иной

Раньше, когда хоронили, почившие тела несли на санях, не взирая на то, на дворе лето или зима.

Читайте о других русский князьях:

  • Князь Дмитрий Донской
  • Князь Довмонт Псковский
  • Житие святых князей Бориса и Глеба

За всю свою жизнь Владимир Мономах участвовал во многих военных походах, часто ходил на охоту. В своем произведении он делится воспоминаниями об этом. Прославляет и благодарит Бога за то, что хранил его в самых трудных ситуациях, не давая погибнуть от вражеской руки или лютого зверя. Призывает своих подданных не бояться смерти, честно исполнять свой долг и надеяться на помощь Божью.

Это был первый случай написания автобиографии в древнерусской литературе. Автор рассказывает о свой жизни, раскрывает свой внутренний мир, передает людям собственный опыт. Он убеждает читателей не только цитатами из Священного Писания, но персональным примером.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: