Какие советы владимира мономаха я считаю важными и почему?

Он живой и светится

Сюжет рассказа разворачивается вокруг главного героя Дениса Кораблева. Мальчик долгое время проводит во дворе, ожидая свою маму. Она задерживается на работе или в магазине. Уже начинает темнеть, а ее все нет и нет. Денис стоит, как вкопанный, не двигается с места. Он уже устал и хочет кушать, но у него нет ключей от дома, поэтому ребенок вынужден ждать на улице.

К Денису подошел его старый товарищ Миша Слонов. Мальчик обрадовался при виде друга, хоть на несколько минут он забыл о своем одиночестве. Мишке очень понравился Дениса игрушечный самосвал. Он предлагает ему осуществить бартер – обменяться игрушками, но Денису самосвал дорог, так как это подарок отца. Мишка использует последний шанс и достает живого светлячка. Денис в восторге от животного, это подтверждают его слова: «Он живой и светится». Мальчик испытывает удивительные эмоции, наслаждается чудесным сиянием, исходящим из спичечного коробка. Теперь он готов отдать все, чтобы заполучить его. Мишка отправляется в сторону дома, а Денису стало не так одиноко. Рядом с ним было настоящее живое существо.

Спустя некоторое время мама вернулась, и они отправились домой. Мама была удивлена поступком сына, как он мог променять отличную игрушку на какого-то светлячка. Хотя она не задумывается о том, что Денису было так одиноко и печально ждать ее, а этот светлячок согрел его душу.

Основная мысль и идея

Страстный призыв к единению пронизывает весь идейно-тематический комплекс поэмы. Главная мысль в «Слове о полку Игореве» — необходимость сплочения русских земель перед лицом опасности. Уже тогда древнерусские монархи осознали национальную идентичность и стремились к централизации власти во благо отечества. Мелкие княжества легче победить, чем одно большое и могущественное отечество. Тогда Русь действительно была очень уязвима, ведь внешний враг во все времена старался рассорить правителей и воспользоваться междоусобицей для набега. Поэтому основная идея произведения была политической и носила характер поучения. Получилось некое образовательное пособие для князей.

Идейный смысл произведения актуален до сих пор, хоть страна под его влиянием и стала единой. В ссорах и конфликтах близкие по духу люди забывают об истинной угрозе, приходящей извне. Необходимо забыть о несущественных поводах для склок и вместе трудиться над достижением общей цели. Тогда ни один враг не сможет прорвать прочную оборону взаимопонимания и сотрудничества. Кроме того, главная идея «Слова о полку Игореве» — это призыв к любви и преданности, которые не боятся разлук и препятствий. Именно поддержка любимой и верной жены помогла Игорю спастись из плена.

Пожар во флигеле или подвиг во льдах

Как-то раз Денис с Мишкой опаздывали на урок. Ребята заигрались в хоккей и забыли про время. Они стали переживать, что вызовут их родителей в школу. В пути они стали придумывать различные истории, которые должны были оправдать их опоздание. Они очень боялись своего учителя Раису Ивановну и поэтому решились на такой поступок. Каждый из них придумывал свою версию. Сначала Денис предложить соврать, что они ходили зубы вырывать, но Миша не одобрил эту идею. Затем Денис желал поведать о том, что они спасали малыша из горящего дома, а вот Мишка хотел рассказать, что маленький ребенок упал на пруду под лед и они с приятелем осуществили спасательную операцию.

Спор продолжался на протяжении всего пути. Не договорившись друг с другом, каждый начал рассказывать свою историю. В результате получилось не совпадение историй и всем стало ясно, что мальчики врут. Одноклассники стали громко смеяться, особенно Валера, который предчувствовал свою двойку за не правильно написанное предложение. Тогда классная руководительница поставила мальчикам плохие отметки и велела больше не лгать.

Произведение учит рассказывать правду, не зависимо от того, приятная она или нет. Рано или поздно истина станет известна всем.

Композиция

Произведение строится как летопись, которую ведут жители города Глупова. В ней говорится об истории с 1731 по 1825 (или 1826) годы. Автор называет себя лишь издателем рукописи, найденной им в городском архиве.

Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они якобы написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведён тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедрина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают целое столетие.

В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 правителей, которые в разное время руководили глуповцами.

В последующих главах даётся описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Беневоленского, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова, Угрюм-Бурчеева и других.

В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые по сути представляют собой назидание другим градоначальникам.

Тема и основная мысль: связь и различие

Существуют разные определения понятия «текст».

В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.

В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.

Основные признаки:

  • последовательность;
  • завершенность;
  • логичность;
  • цельность;
  • тематическое и стилистическое единство.

Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Тексты могут описывать:

  • реальные и выдуманные события;
  • взаимоотношения между людьми;
  • природные и иные явления;
  • различные проблемы и пути их решения;
  • мир чувств и многое другое.

Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.

Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.

Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.

Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.

Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.

Разница между основной мыслью и темой:

  1. Тема обозначает область исследуемого вопроса, основная мысль — авторское отношение к проблеме.
  2. Тему обычно легко определить, она конкретна и однозначна. Основная мысль не всегда легко подается выделению. Над ней нужно хорошо подумать.
  3. Тема часто отражена в заголовке, подзаголовках, ключевых словах. Выражение главной идеи зависит от того, какие языковые средства были использованы автором.

Тайное становится явным

В одно прекрасное утро, с Денисом произошла интереснейшая история. Мама заставляла его кушать манную кашу. Но мальчик просто ненавидел ее. Всячески пытался уговорить маму, чтобы не есть это блюдо, но у него это не получилось. Мама твердо стояла на своем и приказала Денису все съесть до последней ложечки. Чтобы подбодрить сына, она дает ему слово, что после завтрака пойдут в Кремль. Но даже такой замечательный стимул не помогает Денису справиться с отвращением к нелюбимой пище.

Ребенок пробует, и солить, и перчить кашу, но от этого она еще больше портит свои вкусовые качества, и становится абсолютно несъедобной. В итоге мальчик выливает блюдо прямо в окно. Денис ставит пустую чашку на стол и радуется.

Вдруг раздается звонок в дверь и входит незнакомец, полностью облитой кашей. Мама шокировано смотрит на этого человека, а Денис понимает, что поход в Кремль уже отменяется.

Незнакомый мужчина возмущается и рассказывает им, что он одел один из лучших своих костюмов и собирался фотографироваться, а тут откуда не возьмись сверху полилась манная каша.

Рассказ учит, что со временем правда всплывает наружу и становится явной. Последствия вранья могут быть колоссальными, поэтому следует говорить правду, чем сладкую ложь.

Письмо пятоеВ чем смысл жизни

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. Людям особое чувство подсказывает, врут им или говорят правду. Но иногда нет доказательств, а чаще – не хочется связываться…

Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством, и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество природы и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни – на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т. д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом – повышать этот уровень счастья. И личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов.

Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если недоступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Учитесь учиться!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. 

Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина.

Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов.

Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются.

Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив

Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка — с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих.

Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться!

Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.

Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости — радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!опубликовано econet.ru

 Дмитрий Лихачев

Тема

«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В своём романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетённый народ смиренно принимает своё рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жёсткого и даже жестокого правителя. В противном случае он сразу оказывается во власти анархии.

К проблематике романа следует отнести искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты правителей страны. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в своё время высокие посты.

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков.

Расцвет литературной деятельности

Одним из значительных произведений дореволюционного творчества Бунина является повесть «Деревня» (1910), после выхода которой русская общественная мысль задалась вопросом: «Быть или не быть России?». Поэтический язык его первых стихов и рассказов сменило жесткое драматическое повествование. Главный герой Кузьма Красов, прожив нелегкую жизнь, задается главным русским вопросом: «Кто же виновен в этом?».

Как бы отвечая на этот вопрос, его учитель Балашкин напоминает о трагических судьбах Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других талантливых людей России. И когда он в конце своей речи обвиняет во всем народ, Кузьма не выдерживает: «Такой народ! Величайший народ, а не „такой“, позвольте вам заметить… Ведь писатели-то эти — дети этого самого народа». Новые впечатления писатель получил во время поездки по странам Востока в 1907 году.

Он размышляет о мудрости веков, о культуре, созданной человеком, и жестокости цивилизации. Так рождается рассказ «Господин из Сан-Франциско». Не наделив героя, американского бизнесмена, даже именем, автор сообщает, что всю жизнь этот человек думал только об увеличении состояния, в нем нет ничего человеческого. Сила денег не спасает его перед лицом смерти, но на самом деле он и при жизни был духовно мертв. Бунин говорит о власти золота над человеком. Даже корабль, везущий мертвого господина, символизирует мир, где все продается и покупается.

В 1911 году в печати появляется его повесть «Суходол», которую Горький назвал «панихидой» по дворянству. Но здесь показано не только сожаление о предстоящей гибели поместий, но и бесправное положение крестьян при дворе помещика. Раскрывая трагическую судьбу бывшей крепостной Натальи, писатель выносит обвинительный приговор хозяевам Суходола. Несмотря на печальный ход событий, рассказ очень поэтичен. Лирические воспоминания девушки комментирует и дополняет замечаниями сам автор.

Окончательный стиль и мировоззрение Бунина оформляются в 1914—1916 годах. Его повести и рассказы становятся более утонченными и принимают значение философских идей. Размышления о смысле жизни введены в рассказ «Сны Чанга».

Заповеди Мономаха своим детям

Огромную надежду подавала вера, основанная на православии. Князь прожил 72 года. Когда одна из трех частей письма увидела свет, он прошел тернистый, порой опасный путь. Повелитель Руси благодарит за свою жизнь Господа и призывает потомков жить, как он, а других судить по закону Божьему.

Жанр, структура, стилистика древней книги Руси

Поучение как жанр древнерусской литературы имеет дидактический характер.

Структура труда Мономаха имеет три фазы:

  1. Завещание детям.
  2. Частичная автобиография.
  3. Письмо к князю Олегу Святославличу.

Стиль автора Поучения соответствует традиции наставлений, идеализирующих древнерусского христианина. А живая речь, переплетающая личное и общечеловеческое, признана гениальным откровением . Называя себя «худым», Величайший правитель Руси демонстрирует смирение перед памятью предков. Толкование многих фраз «Поучения» дают Куприн, Погодин и др

Например, смысл выражения «седя на санех…» объяснен, как благодарность Всевышнему за прожитую жизнь, понимание важности передачи опыта

Сюжетно-композиционные элементы «Поучения»:

  1. В качестве экспозиции описан инцидент с заговором братьев.
  2. Основу завязки составили ссылки на Псалмы.
  3. Кульминационно звучали истории личного спасения.
  4. Главная интрига — и она же финишная часть — заключалась в советах быть мужественными, не убегать от судьбы, довериться Богу.
  5. По стилистике труд Мономаха представляет единое композиционное целое.
  6. Изобилуя народной речью, он удивляет яркими метафорами и эпитетами.

История и содержание первой части послания

Причиной послания, как свидетельствует сам автор, стала попытка сговора внуков Ярослава Мудрого против Ростиславичей из Галицкой династии. Свой отказ заговорщикам древнерусский князь-писатель мотивировал обетом «крестнаго цѣлованія». Чтобы найти подтверждение верности избранного пути, Мономах читает откровения из Псалтыря. Он открывает его на случайной странице. Надо сказать, что и сегодня многие для ответа на животрепещущие вопросы жизни пользуются этим пращуровским методом.

Псалтырь подсказывал:

  • уповать на Всевышнего;
  • быть кроткими;
  • стремиться к праведности.

Поэтому Владимир верил, что «меч нечестивых поразит их сердце», а чистого человека жизнь помилует. Вспоминая отца русской церкви Василия Великого, Владимир передает его христианские заповеди.

Автобиографические примеры в поучении Владимира Мономаха

Во второй части древнего исторического документа – рассказ о жизни самого автора. Дата создания этого творения приходится на активную фазу жизни Мономаха. Будучи трудоголиком, вставая до рассвета солнца, глава государства Русь призывает своих детей к такому же ритму жизни и к ответственной службе отчизне.

Причиной смерти души и тела, как добропорядочный человек и семьянин, он называет:

  • ложь;
  • пьянство;
  • разврат.

Совет «учиться» выделен в письме особенной строкой. В пример он ставит отца своего, разговаривавшего на пяти языках. Из «Поучения» узнаем, что у Владимира было 83 больших похода, после которых соперники более 20-ти раз просили у него мира. Кульминационно звучит призыв быть мужественными и не бояться судьбы.

Письмо Мономаха к Олегу Святославличу

Владимир и Олег были двоюродными братьями. 1096 — год их междоусобицы под Стародубом — закончился изгнанием Олега из Чернигова. В следующей битве под Муромом был убит сын Мономаха – Изяслав. Дети Мономаха не желали кровной мести и предлагали Олегу мир, но тот отказывался. Только после череды неудачных сражений Олег пошел на согласие. В те времена письма князей назывались грамотами. Одной из таких грамот в описанный период и было «Письмо к Олегу Святославовичу». С моральной точки зрения грамота несет наивысшие гуманистические ценности, так как победитель проявляет терпимость, прощение, любовь к побежденному.

Зелёнчатые леопарды

Мишка, Аленка и Денис затеяли запустить ракету. Для этих целей они подготавливали место в песочнице. Вырыли огромную яму, накидали туда стекляшек и оставили место для самой ракеты. Тут Мишка предложил вырыть боковой выход, чтобы газ с ракеты выходил без препятствий. Ребята принялись за дело, но в скором времени устали.

Откуда не возьмись, появился Костик, который неважно выглядел. Он совсем похудел и был бледен

Приятели поинтересовались здоровьем Кости. Оказывается, он недавно переболел корью. Ребята начали его расспрашивать. Друзья начали бурно обсуждать разные виды болезней и их преимущества. Они любят болеть, так как родители в это время покупают много игрушек и жалеют. Вот Кости, например, разрешили съесть целую банку варенья. Самой увлекательной болезнью Мишка, Аленка и Денис считают ветрянку, так как можно обмазаться зеленкой и быть похожими на леопардов. Но в конце беседы понимают, что со сломанной ногой на велосипеде не покатаешься.

Ребята снова принимаются за работу. К ним подключается Костя.

Причины создания Устава

Единым сводом законов Руси до Владимира Мономаха была Русская Правда в Пространной редакции. Она была установлена в начале 11 века князем Ярославом Мудрым. Сто лет спустя многие нормы этого сборника уже не могли чётко регламентировать изменившиеся отношения в обществе.

Устав Владимира Всеволодовича был принят под давлением обострившихся социальных противоречий. Рост налогов привёл к обеднению населения. Киевляне были вынуждены брать в долг у ростовщиков под проценты. Возмущение населения в 1113 году переросло в восстание. Владимир Всеволодович, принявший киевский престол после смерти своего двоюродного брата Святополка, начал правление с разработки новых законов.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.

Год написания –1870 г.

История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.

Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Композиция – Роман состоит из 16 глав, строится как летопись. Особенность заключается в том, что все главы написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.

Жанр – Роман.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: