Краткое содержание каждый мечтает о собаке железникова для читательского дневника

Обломов. Краткое содержание. Часть 1

Все произведение разбито на главы, краткое содержание которых поможет понять основную идею романа.

Главы 1-2

Главный герой Илья Ильич Обломов был потомственным дворянином. В самом начале автор описывает нам жилье и характер персонажа. Он живет в бардаке, грязи и суматохе. Ничто не заботит дворянина, он лежит целый день в постели и не шевелится. Подзывает к себе своего слугу, которого звали Захар, и они оба рассуждают о том, что нужно уезжать из Петербурга и покидать квартиру. На утро к Илье Ильичу приходят в гости знакомые — Пенкин, Судьбинский и Волков. Каждый по очереди пытается сдвинуть того с дивана, но у них ничего не выходит. После прихода Алексеева Обломов чуть-чуть разговорился и сообщил ему о проблеме. Илье пришло письмо от старосты поместья, в котором значилось, что у главного персонажа появилась задолженность размером в 2 тысячи рублей.


Илья Обломов и Агафья Пшеницына. Художник Л. Красовский

Главы 3-4

Вдруг в дверь звонит и тоже присоединяется к разговору. Друзья всячески пытаются вывести приятеля из, казалось бы, вечной депрессии, но безрезультатно. Тарантьев говорит, что староста, написавший письмо и требовавший денег, — мошенник, и пора бы его сменить, перед тем позвонив губернатору. Тарантьев уговаривает съехать жить к тетушке на Выборгскую.

Глава 5

Писатель рассказывает о жизненной истории Обломова. Главный герой жил много лет в Петербурге, и считается истинным дворянином. В юности он был очень активным парнем, но с возрастом затухал. Родители давно умерли, и он получил в наследство небольшой участок. Он очень трепетно относился к своей службе, частенько оставаясь на ней подолгу. Нес службу он почти два с половиной года, но где-то напортачил с документами, и сам написал приказ на увольнение. Вскоре барин совсем разленился, выгнал всех слуг, перестал общаться с приятелями и не искал любовниц. Лишь изредка Штольцу Андрею Ивановичу, другу детства, удавалось навещать его и выводить в массы.

Главы 6-7

Обломов был парень очень наивный: всегда была возможность развести его и обмануть. Он считал учебу пыткой, но увлекался поэзией. Не любил перемены и путешествия. Самая длинная поездка была в Москву, когда тот уезжал из родного поселка. Слуга Захар был труслив и неуклюж, очень любил и уважал барина, но иногда позволял себе распускать нелепые слухи про хозяина.

Глава 8

Писатель вновь переносит нас в настоящее. Обломов наконец просыпается и встает с кровати. Завтракает и пишет письмо губернатору. Но получается это не очень хорошо, поэтому он рвет письмо. Захар вновь заводит разговор о переезде, но Обломов ничего менять не хочет, и просит, чтобы слуга договорился о квартире как можно скорее. Возникает ссора со слугой, парень ложится спать.


Илья Обломов и Ольга Ильинская. художник В. А. Табурин

Глава 9. Сон Обломова

Главному герою снится беззаботное детство, проходящее в поместье Обломовка, которое он так любил. Он вспоминает всех слуг, родственников и друзей, с которыми он проводил большое количество времени. Вспоминает он и пансион, в котором учился. Училище абсолютно ничему не научило, ведь родная деревня Обломовка была совсем рядом, и постоянно туда что-то манило.

Главы 10-11

Захар ушел на улицу и начал жаловаться о своем хозяине дворнику и кучеру. Но когда кучер начал оскорблять Обломова, слуга начал защищать его, испытывая негодование от того, что кто-то смеет говорить плохо о его барине. Вернувшись домой, Захар принимается будить Обломова, но тот категорически не хочет вставать. В комнату зашел Штольц.


Приезд Штольца. Художник Л. Красовский

Усомнившийся Макар :: Платонов Андрей

——————————————— Андрей Платонов

Усомнившийся Макар

Среди прочих трудящихся масс жили два члена государства: нормальный мужик Макар Ганушкин и более выдающийся — товарищ Лев Чумовой, который был наиболее умнейшим на селе и, благодаря уму, руководил движением народа вперед, по прямой линии к общему благу. Зато все население деревни говорило про Льва Чумового, когда он шел где-либо мимо:

— Вон наш вождь шагом куда-то пошел, завтра жди какого-нибудь принятия мер… Умная голова, только руки пустые. Голым умом живет…

Макар же, как любой мужик, больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах, потому что у него была, по заключению товарища Чумового, порожняя голова.

Не взяв разрешения у товарища Чумового, Макар организовал однажды зрелище — народную карусель, гонимую кругом себя мощностью ветра. Народ собрался вокруг Макаровой карусели сплошной тучей и ожидал бури, которая могла бы стронуть карусель с места. Но буря что-то опаздывала, народ стоял без делов, а тем временем жеребенок Чумового сбежал в луга и там заблудился в мокрых местах. Если б народ был на покое, то он сразу поймал бы жеребенка Чумового и не позволил бы Чумовому терпеть убыток, но Макар отвлек народ от покоя и тем помог Чумовому потерпеть ущерб.

Чумовой сам не погнался за жеребенком, а подошел к Макару, молча тосковавшему по буре, и сказал:

— Ты народ здесь отвлекаешь, а у меня за жеребенком погнаться некому…

Макар очнулся от задумчивости, потому что догадался. Думать он не мог, имея порожнюю голову над умными руками, но зато он мог сразу догадываться.

— Не горюй, — сказал Макар товарищу Чумовому, — я тебе сделаю самоход.

— Как? — спросил Чумовой, потому что не знал, как своими пустыми руками сделать самоход.

— Из обручей и веревок, — ответил Макар, не думая, а ощущая тяговую силу и вращение в тех будущих веревках и обручах.

— Тогда делай скорее, — сказал Чумовой, — а то я тебя привлеку к законной ответственности за незаконные зрелища.

Но Макар думал не о штрафе — думать он не мог, — а вспоминал, где он видел железо, и не вспомнил, потому что вся деревня была сделана из поверхностных материалов: глины, соломы, дерева и пеньки.

Бури не случилось, карусель не шла, и Макар вернулся ко двору.

Дома Макар выпил от тоски воды и почувствовал вяжущий вкус той воды.

«Должно быть, оттого и железа нету, — догадался Макар, — что мы его с водой выпиваем.»

Ночью Макар полез в сухой, заглохший колодезь и прожил в нем сутки, ища железа под сырым песком. На вторые сутки Макара вытащили мужики под командой Чумового, который боялся, что погибнет гражданин помимо фронта социалистического строительства. Макар был неподъемен — у него в руках оказались коричневые глыбы железной руды. Мужики его вытащили и прокляли за тяжесть, а товарищ Чумовой пообещал дополнительно оштрафовать Макара за общественное беспокойство.

Однако Макар ему не внял и через неделю сделал из руды железо в печке, после того как его баба испекла там хлебы. Как он отжигал руду в печке, — никому не известно, потому что Макар действовал своими умными руками и безмолвной головой. Еще через день Макар сделал железное колесо, а затем еще одно колесо, но ни одно колесо само не поехало: их нужно было катить руками.

Пришел к Макару Чумовой и спрашивает:

— Сделал самоход вместо жеребенка?

— Нет, — говорит Макар, — я догадывался, что они бы должны сами покатиться, а они — нет.

— Чего же ты обманул меня, стихийная твоя голова! — служебно воскликнул Чумовой. — Делай тогда жеребенка!

— Мяса нет, а то бы я сделал, — отказался Макар.

— А как же ты железо из глины сделал? — вспомнил Чумовой.

— Не знаю, — ответил Макар, — у меня памяти нет.

Действие рассказа

Действие рассказа разворачивается в одном русском селе, прилегающем к железной дороге. Через село мрачным потоком идут ссыльные раскулаченные люди, которых отправили в Сибирь за неповиновение государственным указам о коллективизации.

На глазах у местных жителей, обездоленные, уставшие от долгой дороги люди умирают прямо на окраине поселка. Жители поселка пытаются обходить это место стороной, ведь даже при огромном желании помочь умирающим, они не могли этого сделать: это могло быть расценено, тогда как оказание помощи врагам государства.

Описание автором смерти одного из куркулей, вызывает не только чувство жалости у читателя, но и понимание того, что человеческая жизнь в сталинском государстве не имела абсолютно никакой ценности.

Умирающий мужчина хватался руками за дерево, словно это была его последняя возможность устоять на земле, и медленно спускаясь вниз, проклинал государство и людей, из-за которых так нечестно лишается жизни.

Маленькие дети с изумлением смотрели на его смерть, позже это поколение через всю свою жизнь пронесет это будоражащее душу чувство несправедливости и жалости.

Сюжет и композиция

Действие происходит в 1929 г., то есть произведение написано на злободневную современную тему. Деревенский житель Макар Ганушкин оштрафован представителем местной власти Чумовым и вынужден ехать на заработки в Москву.

По дороге в Москву Макар встречает молочного начальника и предлагает ему построить молочную трубу для грязных бидонов. После разговора с ним Макар усомнился в том, что необходимо такое разделение: в Москве сидят умнейшие люди, а на местах работают исполнители.

В Москве Макар в поисках центра столицы нанимается на строительство «вечного дома из железа, бетона, стали и светлого стекла». Изобретя строительную кишку, Макар отправляется в научно-техническую контору, затем попадает в профсоюз, а в поисках промышленной линии и пролетариата — в ночлежный приют.

Во всех казённых учреждениях Макар получает формальную поддержку и небольшую материальную помощь. Вместе с рябым Петром он отправляется «думать за всех».

Посещение сумасшедшего дома, где Макара оставили как душевнобольного и покормили тройной порцией, надоумило Петра с Макаром сесть в учреждении и «думать для государства», борясь за дело Ленина и бедняков.

В РКИ (рабоче-крестьянской инспекции) Пётр с Макаром нашли Чумового. Получив власть «над гнетущей писчей стервой», Макар и Пётр недолго думали за бедняков, увидев бесполезность своего занятия. Зато Чумовой 44 года работал в комиссии по ликвидации государства, пока не умер.

Хронотоп рассказа – тоже средство осмысления действительности. Мир, с точки зрения Макара, просторен и пуст. Макар – человек периферии, который никогда не занимает центрального или руководящего положения. Даже в поезде он выбирает место не внутри вагона, а на сцепке. Москва для Матвея – середина, центр государства, «город чудес науки и техники». Столица подобна другой планете. Даже трава и деревья в Москве чахлые, поэтому Матвей решает, что в Москве живут особые негодяи, от которых дохнут даже растения. Дома в Москве «грузные и высокие», воздух наполнен ядовитыми парами.

Художественное своеобразие

Имена и фамилии героев рассказа говорящие. Макар как будто вышел из фразеологизма «куда Макар телят не гонял» (то есть далеко, куда невозможно попасть). Именно туда герой и отправляется. Фамилия Чумового воспринимается как характеристика его безумных и разрушительных действий.Язык рассказа своеобразный и самобытный. Но современники Платонова сразу узнавали язык газет и общественной жизни 20-х. То, что читатель 21 века воспринимает как косноязычие, Платонов черпал в публицистике.

Грамматические ошибки («наиболее умнейший») в рассказе обнаруживаются не в речи героев, а в речи повествователя, что позволяет предположить, что читатель видит события глазами Макара.

Иронический смысл достигается Платоновым с помощью излюбленного приёма разметафоризации метафор. Например, «Макар был неподъёмен» означает, что его трудно было поднять из колодца, потому что он держал в руках глыбы железной руды. Макар характеризует себя как человека пустого. Прилагательное двусмысленно. Макар подразумевает, что он не думает, у него пустая голова. А читатель прочитывает «бесполезный», «ненужный».

Среди других приёмов избыточность («шёл где-либо мимо»), использование слов одновременно в разных значениях («добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей»).

В рассказе важны сны Макара, особенно последний сон, символизирующий мёртвость государственной машины. Этот сон берёт начало в библейских видениях пророка Даниила, видевшего разрушение колосса на глиняных ногах, обычно трактуемое как гибель Римской империи. Во сне Макара на горе стоит научный человек, не видящий Макара, а думающий «о целостном масштабе, но не о частном Макаре». Очи у научного человека мёртвые. Он будто поглотил многие живые жизни. При прикосновении мёртвое тело обрушивается на Макара. Сон аллегорически описывает государство, угрожающее личности, близко с ним соприкоснувшейся.

Свой рассказ «Усомнившийся Макар» Платонов написал в 1929 году. Произведение является сатирическим высмеиванием общества и коммунистических затей. Некоторые образы и замысел сближают рассказ с сатирическими творениями Салтыкова-Щедрина и Гоголя.

Главной темой произведения являются перемены, произошедшие в 20-х годах в начале 20 столетия. В рассказе автор подрывает устои социального общества. А именно бюрократия заботится в первую очередь о материальных ценностях, забывая о душе. Главная проблема писателя – это потеря души людей в городе и во всей стране. Государство ставило на первое место строительство социализма и не замечало потребностей человеческой души. Через главного героя Макара Платонов затрагивает тему экологии. В ходе своей работы Макар замечает, что общество живет в городах, отравленных чугунной пылью, выхлопным газом и трамваями. Также в рассказе автор затронул одиночество человека, живущего в социальном обществе.

Действия в произведении разворачиваются в 1929 году. Макар Ганушкин был оштрафован сотрудником государственной власти и поехал в Москву ради заработков. Приехав в мегаполис, Макар видит, как общество отравлено ядовитыми парами из-за работающих заводов и фабрик. Макар Ганушкин чаще работал руками и не умел думать. Техника и наука сильно увлекали Макара. Герой хорошо понимал в технике и ее взаимосвязь с физикой, но не мог объяснить словами свои действия. Логика героя совершенно не соответствует устоям общества. И поэтому в какой – то момент он попадает в сумасшедший дом. Автор описал Москву глазами сельского мужика Макара.

Фамилии и имена героев произведения имеют свой смысл. Имя главного персонажа означает то, что Макар уезжает далеко, куда невозможно добраться. Чумовой характеризуется в качестве человека, который готов на безумные поступки. Действия в рассказе описываются на самобытном и своеобразном языке. Платонов черпал вдохновение в публистических изданиях. В рассказе есть грамматические ошибки, позволяющие читателю посмотреть на все глазами главного героя. Иронический смысл рассказу придают метафоры автора.

В произведении немаловажное значение имеют сны Макара. Особое значение имеет последний сон героя, в котором он видел мертвость государственных машин

Во сне Макар видел ученого, который стоял на горе. В его глазах герой увидел поглощенные жизни. После прикосновения мертвое тело человека свалилось на Макара.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бальзак Блеск и нищета куртизанок В романе Оноре де Бальзака Блеск и нищета куртизанок описывается жизнь французского высшего общества первой половины 19 века.
  • Краткое содержание Шмелев Страх События разворачиваются 13 марта 1881 года, в непростое время, когда на правящего императора Александра II происходит покушение. Малолетний главный персонаж произведения проживает с мамой, старшими сестрами и братом
  • Краткое содержание Войнович Иван Чонкин (Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина) Действие произведения происходит в самом начале войны в одной из деревень. Нюрка Беляшева, которая работала почтальоном, трудясь на огороде, увидела, как прямо на нее падал вертолет.
  • Краткое содержание Особняк Фолкнер Минк Сноупс пристрелил фермера Хьюстона, и прокурор вынес решение о пожизненном заключении подсудимого. Когда закончился суд, адвокат разъяснил Минку, что если тот будет честно трудиться
  • Краткое содержание Бунин Кукушка В глухом лесу стояла маленькая покосившаяся избушка. По приказу барина в ней поселился старый солдат по прозвищу Кукушка, который привёз с собой кота, петуха и двух собак.

Главный герой рассказа Платонова «Усомнившийся Макар» — сельский мужик Макар Ганушкин. У него были золотые руки, но вот голова была пустой, отчего он порой делал глупые вещи. Полной его противоположностью был Лев Чумовой, главный человек на селе. У того была умная голова и пустые руки.

Однажды соорудил Макар карусель, которая приводилась в движение ветром. Вокруг карусели столпились жители села. Да вот только ветра не было, и карусель работать не стала.

Пока народ так стоял, у Чумового убежал жеребенок. Чумовой стал ругать Макара, а тот пообещал ему сделать вместо жеребенка самоход на колесах. Нашел Макар железную руду, выплавил из нее железо и сделал колеса, а вот самоход сделать не получилось. Тогда Чумовой оштрафовал Макара и чтобы тот штраф выплатить, Макар поехал на заработки в Москву.

Ехал он на поезде, и на одной из станций сошел, завидев впереди Москву

На станции Макар обратил внимание, как в вагон загружают бидоны с молоком, а из вагона вытаскивают пустые бидоны. Решил Макар, что гораздо эффективнее молоко в город по трубе доставлять, чтобы вагоны пустые бидоны не возили

Обратился он со своей идеей к человеку, руководившему погрузкой бидонов. Но тот сказал, что он всего лишь простой исполнитель и советовал искать в Москве умных людей.

Пошел Макар в Москву и там увидел, как строят дом из бетона. И здесь у Макара тоже родилась идея, что бетон можно подавать по трубам. Стал он искать в Москве человека, который бы принял его изобретение. Нашел он место, где его выслушали, но там ему лишь выдали рубль, как неимущему изобретателю и отправили в профсоюз.

В профсоюзе ему выдали еще один рубль и отправили дальше скитаться по инстанциям. В итоге Макар оказался в ночлежном доме, где познакомился с думающим пролетарием по имени Петр. Вдвоем они стали ходить по Москве и искать свое назначение в жизни. Два приятеля побывали сначала в милиции, потом в сумасшедшем доме, а закончились их хождения в рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), где Петр заявил, что у них с приятелем ум накопился и потребовал дать им власти.

Чиновник дал им власть, и стали Макар с Петром заседать в РКИ, где общались с приходящими к ним бедняками.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Усомнившийся Макар» заключается в том, что бюрократизм способен свести на нет любое здравое начинание. Макар Ганушкин хотел, чтобы его изобретательские идеи были воплощены в жизнь, а вместо этого он превратился в служащего, просиживающего штаны в кабинете.

Рассказ Платонова «Усомнившийся Макар» учит быть инициативным и образованным человеком, чтобы добиваться полноценной реализации своих идей.

В рассказе мне понравилась инициативность Макара, его неуспокоенность в отношении текущего положения дел. В разрезе сегодняшнего дня про Макара можно сказать, что ему не хватает умения практически реализовывать свои идеи. Мудрый человек требует всего прежде всего от себя, и только потом от других.

Егор Полушкин

Самым ярким персонажем является главный герой. На экране его великолепно представил замечательный актёр Станислав Любшин в одноимённом фильме, снятом в 1980 году. В сочинении Бориса Васильева (жанр — драма) показана проблематика непонимания человека, непохожего на других. Описание Егора Полушкина и характеристика героя изложены автором подробно. Изучение романа «Не стреляйте в белых лебедей» и анализ произведения позволяют понять, почему светлая и чистая душа Егора вызывает лишь недоумение и насмешки.

Это простой сельский человек, настоящий русский мужик с необычайно широким и добрым сердцем. Жизнь его нелёгкая: приходится много работать, чтобы содержать свою семью. Но Полушкин не унывает, потому что:

  • у него золотые руки: он замечательный плотник, настоящий мастер своего дела, способный вкладывать в труд всю душу,
  • искренне верит в себя и доверяет людям,
  • у него хорошая семья, жена и дети, которых он любит всей душой.

Полушкин был необычайно благородным, добрым и сердечным человеком. А кроме того, настоящим романтиком. У этого простого деревенского мужика была тонкая душа и очень развитое чувство прекрасного. Полушкин умел мечтать и видеть красоту во всём вокруг. Работая на лодочной станции, Егор и там хотел привнести нотку веселья. Он решил изобразить на лодках не простые номера, а красивые картинки — рисунки животных, чтобы хоть немного поднять настроение приезжим. Однако начальник станции не оценил его порыва и велел убрать картинки.

Любовь к природе

Особенно близка была ему красота окружающей среды. Жестокое и безответственное отношение к ней земляков ужасают его. Он с болью смотрит на то, как они вырубают лес и глушат рыбу в заповедной зоне.

Сам Егор относился к ней нежно и трепетно. Когда ему пришлось рыть траншеи для труб, он сделал петлю, чтобы не повредить муравейник, расположенный на пути. Все селяне потешались из-за этого, не понимая, что причина такого поступка кроется в желании сохранить окружающую природу хотя бы по возможности. Тем больнее ему было увидеть, как приезжие туристы, не задумываясь, сожгли муравейник, приведя аргумент, что насекомые мешали их отдыху.

Закупив в городе лебедей, он выпускает их на озеро в надежде, что со временем прекрасные белые птицы заселят его. Но его планам не суждено было сбыться. Браконьеры убивают лебедей и избивают Егора. Самое страшное здесь то, что среди них был и его свояк — Фёдор Бурьянов. Он хотел отомстить Полушкину. Ведь Чувалов убрал его с должности лесничего, взяв на его место Егора.

Оправиться от избиения Полушкин не сможет. Перед смертью он сказал Бурьянову, что не держит на него зла и прощает ему жестокость. Великодушие Егора не позволило ему сообщить следователям, кто напал на него.

После смерти Полушкина продолжить его дело стало некому. На Чёрном озере так и не поселился ни один белый лебедь. Но в конце автор оставляет простор для фантазии читателя — цитата: «…должно быть теперь уж до Кольки».

Второстепенные персонажи

Лиза

Служанка Софьи, молодая девушка.

Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, смешливая, весёлая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает ночные похождения своей госпожи Софьи.
Подробная характеристика Лизы.

Репетилов

Старинный приятель Чацкого, молодой человек.

Яркий представитель фамусовского общества, который является пародийным отображением Чацкого. Простодушный, глуповатый, заурядный человек.
Подробная характеристика Репетилова.

Загорецкий

Молодой светский человек, картёжник и шулер.

Вхож в дом Фамусова, светский человек, поверхностный, глуповатый, мошенник и плут.

Хлестова

Свояченица Фамусова, пожилая женщина.

Зловредная одинокая старуха, от одиночества завела свору собачек и армию приживалок.

Платон Михайлович Горич

Дворянин, офицер в отставке, товарищ Чацкого.

Приятель Чацкого, разочарован в женитьбе на молодой женщине, покорно ей подчиняется. Отставной военный.

Супруга Горича, молодая женщина.

Назойливая и властная жена Горича, большая любительница балов.

Князь Тугоуховский

Столичный аристократ, пожилой болезненный мужчина.

Глуховатый старичок, приятель Фамусова, цель жизни – выгодно пристроить шесть своих дочерей.

Княгиня Тугоуховская

Супруга князя, мать шести дочерей.

Поддерживает взгляды Фамусова, противница образования, мечтает о выгодной партии для дочек.

Графини Хрюмины

Столичные аристократки, старая бабушка и внучка.

Имена их неизвестны, роль незначительна. Престарелая бабка ездит с внучкой по балам, надеясь выдать её замуж.

Максим Петрович

Покойный дядя Фамусова, чиновник.

Внесценический персонаж. Богатый придворный вельможа во времена императрицы Екатерины II. Дядя Фамусова, поступки которого приводятся как пример для подражания молодёжи.

Петрушка

Слуга в доме Фамусова, молодой парень.

Знает азы грамоты, помогает хозяину делать записи, неопрятный.

В комедии «Горе от ума» показан конфликт поколений и взглядов — прогрессивных и устаревших. В пьесе много действующих лиц и внесценических персонажей — представителей московского общества. Главные герои пьесы «Горе от ума», в основном не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора. Эта таблица, в которой дана характеристика героев, поможет в изложении краткого содержания пьесы, а также при написании письменной работы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Горе от ума»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Горе от ума»

для самых компанейских —

Главные герои «Горе от ума»

для самых занятых —

Читательский дневник «Горе от ума»

для самых любопытных —

Анализ «Горе от ума» Грибоедов

для самых крутых —

Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Самые популярные материалы сентября для 9 класса:

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий»

Тема образования и воспитания (Недоросль)

Образ Ярославны

Лирика Лермонтова

Тема «Легенды о Данко»

Основная мысль произведения «Слово о полку Игореве»

Каждый сам себе судьба (Старуха Изергиль)

Сочинение «Воспитание и образование» (Недоросль)

«Человек в футляре» очень краткое содержание

Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»

Анализ рассказа Платонова Усомнившийся Макар 11 класс

Многие произведения Платонова, так или иначе, задевают тему человеческих отношений, раскрывая саму её суть, показывая человеческую натуру, и создавая из неё весьма неприятный для восприятия образ, который благодаря акцентированному вниманию на гнусных человеческих пороках, таких как бездушие, жадность, и злость, очень сильно отталкивают человека от общества, делая его более закрытым и отчуждённым от остальных людей. Одним из таких произведений и стало “Усомнившийся Макар”.

В произведение автор рассказывает нам историю человека по имени Макар, который в связи со своими проблемами отправляется на заработки в город, хотя до этого он жил в довольно небольшой деревушке, в которой все блага современного большого города всячески порицаются и презираются, он отправляется в столицу – Москву. В данном городе главный герой подмечает проблемы с экологией в городе, явную человеческую отдалённость, также он видит, что многие люди ведут себя бездушно, точно те машины, которые загрязняют своей работой воздух в городе. И этим создаётся главный вопрос в произведении.

Автор старается раскрыть вопрос человеческого непонимания того времени, своеобразной апатии общества, когда каждый человек готов променять близких на какие-то материальные блага, будь то деньги или же, жильё. Для людей того времени попросту нет ничего, что могло бы стать для них нравственным ориентиром, ведь даже общество вокруг создаёт незримый идеал человека, который не внушает какого либо морального уважения к его персоне. Общество того времени более сконцентрировано на капитализации и индустриализации, часто забывая о моральной стороне вопроса, и конечно же забывая о своих моральных принципах, что отчётливо видно из произведения. Поэтому автор всяческими способами старается унизить данный тип общества, различными способами порицая его в своём произведении.

Однако также автор говорит и о том, что как бы он не боролся с установленными порядками, он всё равно так или иначе встретится с человеческим непониманием, которое присуще человеческому обществу, когда оно встречается с чем-то, что выходит за узкие рамки его ограниченного понимания, ведь как говорит автор, зачастую общество, это ограниченное узколобое стадо, которым движут самые низкие из человеческих потребностей, например, то же материальное благосостояние.

«Дикий помещик» (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

Тема и проблематика

Тема рассказа – анализ произошедших в обществе 20-х гг. перемен, оформленный как путешествие человека, обладающего народным сознанием, в столицу. Основная мысль рассказа подрывает устои социализма: бюрократический аппарат сводит на нет все высокие идеи, заботясь о теле своих граждан и забывая о душе. Такое государство стоит ликвидировать.

Проблема потери души в большом городе и во всём государстве – центральная в творчестве писателя. За формальными действиями по «строительству социализма» никто не замечает потребностей души человека, хотя страна, казалось бы, заботится о его жилье и пище.

Одна из проблем, которые предугадал, вернее, вычислил как профессионал (инженер-мелиоратор) Платонов — экологическая. Макар замечает, что в Москве «человек живёт и рожает близ себя пустыню». Воздух в Москве пахнет «возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов».

Актуальны для Платонова проблема одиночества человека в социалистическом обществе, где «живут семействами без размножения, кушают без производства труда»; проблема бюрократии, которую метко формулирует Пётр: «Ленина — и то могли замучить учреждения».

Дорога к пролетариату

Когда вернувшийся с работ пролетариат улегся спать, герой вошел в ночлежку и рассказал об обнаруженных им непорядках. И хотя раздались недовольные реплики, герой видел вокруг себя силу, которая не могла быть враждебной – отмечает Платонов. Усомнившийся Макар поделился мыслями о молокопроводе и о кишке, которые сам придумал. Но когда кто-то упомянул о душе, изобретатель обнаружил, что его дела не пролетарские, и пришел в уныние. А во сне увидел ученейшего идола, от которого пытался узнать: что нужно сделать, чтобы от его существования польза была? Когда же он влез на гору и дотронулся до руки статуи, она рассыпалась, а Макар проснулся.

Подробный анализ

Произведение «Усомнившийся Макар» было написано Платоновым в 1929 году. В том же году оно опубликовалось в 9 номере журнала « Октябрь». Спустя два номера, в этом же журнале появилась разгромная критика Авербаха на рассказ. Платонова критиковали как литераторы, так и сам Сталин. Да и не могло быть иначе, ибо автор точно изобразил образ жизни того времени.

Платонов смело высмеял социалистическое общество с его коммунистическими идеями, осмыслил современность в сатирических, гротескных образах.

Перемены 20 годов обществу ничего хорошего не принесли. Бюрократическая машина сводила на нет все положительные начинания и идеи, а душа человека была угнетена. Государство такого типа не должно существовать, ведь оно не заботится о своих гражданах, как подобает, наделяя их материальными благами, и в то же время, отбирая духовное развитие. Человек в таком обществе одинок.

Действие произведения происходит в 1929 году. Мы знакомимся с двумя совершенно разными людьми – Макаром Ганушкиным и Львом Чумовым. Макар – человек из народа, он прост в быту, умен и проницателен, хотя и притворяется чудаком. У него рождается много идей, которые могут преобразовать мир к лучшему, упростить труд человека. Он задумывает и внедряет в жизнь изобретения, такие, как карусель, что сама вертится от ветра, самоход. Но все эти изобретения приносят ему одни неприятности. Чумовой является бюрократом, который не может и не хочет понять и принять передовые идеи Макара, он не ценит человека вообще, считая его частью государственной машины. Он штрафует Макара, и тот вынужден идти странствовать, чтобы заработать и найти правду жизни.

Попадая в Москву, Макар удивляется той жизни, которой живут москвичи. Многолюдные улицы, много шума, плохая экология пугают и настораживают его, а вечно спешащие куда-то люди пугают. Макар не понимает этой городской жизни. Даже ему, далекому сельскому жителю видно, что непорядки в Москве ни к чему хорошему не могут привести.

Макар не разбирается в политике, он наивен и много чего не знает, но в его голове зреют идеи, которые могут принести пользу обществу. Так, в Москве он изобретает молочную трубу, по которой можно отправлять пустые бидоны, на стройке он изобретает кишку для бетона. Все механизмы для него одухотворенные, он жалеет их, как людей. Со своими идеями он посещает казенные учреждения, где его не могут понять и принять изобретения.

В Москве Макар встречает Петра, с которым он идет в сумасшедший дом, где его принимают за сумасшедшего, кормят тройной порцией еды. Там тоже не могут понять убеждений Макара, и это наводит его на мысль посидеть в этом учреждении и подумать о спасении государства.

Все эти гротескные приемы автора еще более усиливают идею произведения о несостоятельности того образа жизни 20 годов. Макар понимает, что у него нет будущего, как нет будущего и у того общественного строя. Макар и Петр долго думали о жизни бедняков и уверовали в то, что их занятие бесполезно, что ничего исправить нельзя.

А вот Чумовой со своим «организационным умом» 44 года провел за бумагами по ликвидации государства 44 года, пока и не умер сам.

Произведение богато фразеологизмами, метафорами, символизмами. Но вся его суть сводится к беспощадной критике социалистических устоев, которые чужды гражданам общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: