Черновик

Краткое содержание

Роман открывает эпизод пробуждения помещика Обломова. Он узнал о плачевном состоянии своего родового поместья — «Обломовки», и о нехватке средств, но Илья Ильич ничего особо не предпринимает.

Неожиданно к главному персонажу приезжает его старинный приятель Андрей Штольц — активный человек и удачный предприниматель. Он пытается расшевелить Обломова и знакомит его с привлекательной женщиной — Ольгой Ильинской. Между ними начинает завязываться роман. Илья Ильич на время избавляется от апатии и по-настоящему влюбляется. Но очень скоро герой остывает и возвращается в прежнюю духовную спячку.

Во время переезда из старой квартиры Обломов стал жертвой мошенников и чуть не потерял свои сбережения, но в самый ответственный момент его спас Штольц, взявший имение героя под свой контроль.

История создания произведения

Идея создания романа, в котором будет полно описана жизнь его современника, появилась у автора в 1936 году после прочтения «Евгения Онегина». Пушкин был близким другом Лермонтова. Михаил Юрьевич, потрясённый его смертью, написал стихотворение, за что был отправлен в ссылку на Кавказ.

Путешествуя по Кавказу, Лермонтов встречал множество разных людей, проникался их жизнью и традициями. Наблюдая за каждым человек, автор отмечал для себя его интересные черты и вкладывал их в образы будущих персонажей.

Работу автора над романом можно разделить на несколько этапов:

  • вдохновение и раскрытие идеи;
  • проработка сюжета и персонажей;
  • работа над текстом;
  • публикация.

Прототип Печорина

По мнению некоторых критиков, в Печорине автор отразил частицу своей души. Во многом взгляды Лермонтова и его героя совпадают. Например, он так же не стремился к карьере, благополучию и спокойной размеренной жизни. Смысл жизни автора — борьба и искания.

В. Левин предположил, что Лермонтов оказался во влиянии своего героя. Во время дуэли Лермонтов не успел вовремя выстрелить в воздух и погиб. Мартынов стал для него объектом неудачного психологического эксперимента. Этим и объясняется укоренившаяся легенда о том, что автор и главный герой — одно и то же лицо, и Лермонтов в своём произведении предсказал дуэль с Мартыновым.

Время создания романа

Знание об историческом своеобразии времени, когда задумывалось и создавалось художественное произведение, позволяет нам, читателям, понять его глубже увидеть аналогии с современностью. Так, знакомство с последекабристским периодом истории России дает возможность осознать суть романа «Герой нашего времени» Лермонтова.

Миропонимание поэта формировалось в «эпоху безвременья», когда не осталось и следа от идеалов, целей, смысла жизни прогрессивных идей пушкинского времени.

Действие стало невозможным – идею любой революции Николай І отвергал безоговорочно, – ведь благородные порывы несли за собой не только желание справедливого устройства мира, но и путь насильственного изменения государственной власти, сопровождаемый кровопролитием, в условиях наступившей реакции любое инакомыслие подлежало уничтожению.

Невозможность деятельности имело и субъективный характер: идейный кризис, отсутствие ответа на вопрос о новых идеалах и способах действия на благо людей, и это рождало скепсис и сеяло сомнения в умах мыслящих людей. Старые идеи ушли, новые еще не родились, ясности целей не было. Именно в это время и появился роман, проблема личности в котором была главенствующей.

Роль композиции в понимании идеи романа

Читая роман, уже во второй главе замечаем необычность композиции, где хронология событий нарушена. Да и сам Лермонтов не называет свое произведение романам – а говорит о нем так: то «длинная цепь повестей», то «записки», или просто «сочинения».

Чтобы мы, читатели, могли глубже понять суть «Героя нашего времени», и меняет поэт хронологию, давая понять, что дело вовсе не в событиях, а во внутреннем мире человека, в многогранности его характера, который нельзя определить штампом «плохой-хороший», «добрый-злой», «жестокий-мягкосердечный».

Благодаря событиям жизни Печорина, расположенным не в хронологическом порядке, мы сначала слышим рассказ о нем («Бэла»), потом видим («Максим Максимыч»), и, наконец, знакомимся с ним самим, читая дневник. И так, идя вслед за замыслом автора, шаг за шагом двигаемся к познанию «истории души человеческой».

Вклад в становление жанра

Сергей Лукьяненко доказал своим творчеством: русскоязычная фантастика может быть хорошей, грамотной и интересной. Чуть позже он подтвердил этот тезис на примере русского городского фэнтези, в первый раз отправив Городецкого в Ночной Дозор.

Он одним из первых «нырнул» в такой популярный жанр 2010-х, как ЛитРПГ. Именно Лукьяненко придумал киберпанк-трилогию о виртуальном городе Диптаун и не побоялся испытать силы в мире сетевой литературы

Написал «Магов без времени» и умудрился привлечь к ним внимание без больших маркетинговых расходов

Его прямое участие в съёмках способствовало популярности того самого фильма с Хабенским, которое доказало, что российское кино способно удивлять зрителей и конкурентоспособно выглядеть на фоне голливудских экранизаций с огромными бюджетами.

Запущенная в десятых межавторская серия Дозоров оказалась не только востребованной и популярной, но и смогла открыть русскоязычному фэндому новые интересные имена. А гарантией качества книг является даже тот факт, что писатель-фантаст Алекс Де Клемешье, активно участвовавший в ней, сейчас является одним из ответственных редакторов в «Жанрах» АСТ. 

Тема и идея романа

Какова же основная мысль романа «Герой нашего времени»? Если тему автор обозначил уже в названии и более полно описал ее в предисловии как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», то идею постичь удается не сразу. Прочтя первые главы, мы, читатели, не проникаемся симпатией к главному герою, более того, склонны, как и многие современники поэта, осудить и отвернуться от Печорина.

Однако, двигаясь дальше, понимаем, что все в романе – и композиция, и несколько рассказчиков, знакомящих нас с главным героем, и отношения его с разными действующими лицами – часть замысла автора. Он стремится подвести нас к собственным выводам, где мы сможем глубже и вернее постичь суть произведения «Герой нашего времени».

Антонович о Базарове

И читателей, и критиков «Отцов и детей» волновали не случайно два вопроса: об авторской позиции и о прототипах образов данного романа. Именно они составляют два полюса, по которым истолковывается и воспринимается любое произведение. По убеждению Антоновича, Тургенев был злонамерен. В толковании Базарова, представленном этим критиком, этот образ является вовсе не списанным «с натуры» лицом, а «злым духом», «асмодеем», который выпущен озлобленным на новое поколение писателем.

В фельетонной манере выдержана статья Антоновича. Критик этот вместо того, чтобы представить объективный разбор произведения, создал на главного героя шарж, подставив Ситникова, «ученика» Базарова, на место своего учителя. Базаров, по мнению Антоновича, является вовсе не художественным обобщением, не зеркалом, в котором отражается Критик считал, что автор романа создал хлесткий фельетон, возражать которому следует в такой же манере. Цель Антоновича — «поссорить» с молодым поколением Тургенева — была достигнута.

Ранние годы, детство и семья Сергея Лукьяненко

Будущий известный российский писатель появился на свет отнюдь не в России, а в далеком Казахстане. Родным городом писателя стал город Каратау, где 11 апреля 1968 года и появился на свет популярный писатель.

По данным некоторых источников, свое литературное творчество Сергей Лукьяненко начал в 1986-м году, когда написал несколько неоконченных повествований

Таким образом, литература и творчество всегда были важной частью жизни нашего сегодняшнего героя. Однако, как это часто бывает, серьезно задумываться о карьере профессионального писателя Сергей начал отнюдь не сразу

Сначала главным увлечением в его жизни была медицина.

Окончив среднюю школу, Лукьяненко переехал в Алма-Ату, где вскоре поступил в государственный медицинский институт. В этом месте будущий известный писатель получил образование врача-терапевта, а потому впоследствии стал методично выстраивать карьеру на медицинском поприще. Он прошел ординатуру по специальности врач-психиатр, а затем некоторое время трудился в одной из казахстанских больниц.

Однако в один прекрасный момент давняя страсть к писательству и литературному творчеству дала о себе знать. По совету одного из приятелей, Сергей Лукьяненко устроился работать в фантастический журнал «Миры», в издательстве которого трудился в качестве заместителя главного редактора.

Как можно судить по некоторым источникам, данную работу наш сегодняшний герой получил почти случайно. Однако впоследствии именно этот эпизод изменил течение всей жизни ныне известного писателя. Работая в издательстве, Сергей Лукьяненко не только вновь нашел в себе писателя, но и стал серьезно увлекаться фантастической литературой.

Детство и юность

Родился будущий фантаст в апреле 1968 года в живописном Каратау, городе, прижатом к северному склону одноименного горного хребта. В Казахстане прошли детство и юность Лукьяненко, его становление как писателя. Семью Сергея Лукьяненко творческой назвать сложно: родители и старший брат – медики. Отец выбрал психиатрию, мама – наркологию, брат – психотерапевт.

Писательство манило Сергея с юных лет. Сначала мальчик зачитывался произведениями фантастов. В 5 лет прочел роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», в 7 увлекся произведениями братьев Стругацких, первой на одном дыхании «проглотил» книгу «Страна багровых туч», затем перечитал все сочинения знаменитых братьев.

Ребенком, потом подростком Сергей Лукьяненко запоем читал литературу всех жанров. Виктор Гюго и Чарльз Диккенс привили отменный вкус и стиль, но душа парила лишь тогда, когда Сережа погружался в выдуманный мир Владислава Крапивина и Роберта Хайнлайна. Позже именно их Сергей Васильевич назовет писателями, которым подражал в первых сочинениях.

Окончив школу с золотой медалью, юноша пошел по проторенной родителями и братом дорогой: стал студентом медицинского вуза. Писательство по-прежнему манило, но Сергей Лукьяненко поначалу не связывал жизнь с литературной работой. Он получил специальность психиатра и устроился на работу в психдиспансер. Года хватило, чтобы у молодого человека растаяли иллюзии и желание вписать в биографию главу «Медицина».

В начале 1990-х Сергей Лукьяненко устроился в редакцию журнала «Миры» в Алматы и вскоре занял место заместителя редактора. С середины 1990-х Лукьяненко окончательно отбросил занятия, мешавшие ему сконцентрировать силы на творчестве, и погрузился в мир создания фантастических сюжетов.

Главные мысли

Идейный замысел романа «Обломов» возник у автора в 1847 году. Книга была воспринята неоднозначно, так как в ней было показано, как возникают лень и апатия, а человек медленно угасает как личность.

Основная тема

Писатель затронул глубокую проблему всего российского общества того времени. Дворянство застряло в пороках и бездействии крепостного права, проживало бесполезные и праздные дни. Автор описал кризис личности, который возникает при отсутствии мотивации что-либо делать. Это явление в то время было сильно распространено, поэтому имя главного персонажа стало нарицательным, а понятие «обломовщина» актуально до сих пор. Оно означает отсутствие желания что-то делать.

Лень, беззаботное существование, пустые мечты о лучшей судьбе препятствуют поиску смысла жизни. Из-за этого возникает апатия. Обломов хочет что-то поменять, но никаких усилий не прикладывает для этого. Когда нет поступков, нет и изменений. Отсутствие смысла жизни приводит к множеству неблагоприятных последствий:

  • человек доживает свои дни, не меняет ничего и не стремится к переменам;
  • он чувствует себя лишним, не может приспособиться к новой жизни;
  • у таких людей только одно будущее — моральная и физическая деградация.

Смысл книги

Автор в романе хотел подчеркнуть, что путь к деградации характерен не только для одной личности, но и для всего социального класса. Гончаров писал произведение в довольно сложный период. Тогда происходило разрушение всех принципов и идеалов прошлого, чтобы создать новое общество, которое будет ориентировано на цели и авторитеты, преобладающие в Европе.

Прогрессивная часть дворянского класса разделяла идеи быстрого развития, смогла легко принять и приспособиться, а вот люди, подобные Обломову и жителям Обломовки, сопротивлялись переменам

Они держались за прошлое, устаревшие взгляды на жизнь, жили, как их предки, отрицая важность образования и труда. Вместо трудолюбия и получения знаний «обломовщина» стремилась к спокойствию и безделью

Илья Ильич вырос именно в такой обстановке, поэтому не стремился к переменам. Он перенял от родных отжившие себя ценности.

Ольга хотела сделать его другим, более живым, но так и не смогла избавить от равнодушия к жизни. Она осуждала пассивность, лень, неряшливость и нежелание бороться за свое будущее, а именно эти качества и были присущи главному герою. Это и есть самая важная идея «Обломова».

Что в планах

После «Азириса Нуны» поклонники Лукьяненко живут лишь ожиданиями будущих экранизаций. Коммерческий успех первых двух «Дозоров» явно намекал на скорое появление третьего, и разговоры о нем шли. Известно, что Бекмамбетов собирался снимать его в США, но в 2008 году он выпустил на мировой рынок фильм «Особо опасен» с Анджелиной Джоли, который собрал отличную кассу – 341,4 миллиона $ при бюджете в 75 миллионов $.

Сколь бы успешными ни были «Дозоры», денег они собирали ровно в 10 раз меньше. Видимо, с этим связано откладывание «Сумеречного дозора» на потом с последующим заявлением в 2008 году, что фильм «скорее всего, уже не состоится». Впрочем, в 2016 году Бекмамбетов вновь рассказал о возможности съемок фильма по третьему роману цикла.

Из запланированных в разные годы экранизаций также можно отметить следующее:

  • Роман «Лабиринт отражений» – права выкуплены в 2004 году, работа так и не началась;
  • Роман «Рыцари сорока островов» – к 2007 году сценарий написали Марина и Сергей Дяченко, работа так и не началась;
  • Роман «Мальчик и тьма» – в 2009 году началась работа над полнометражным мультфильмом. Делать его взялась студия «Анимаккорд», выпускающая мультсериал «Маша и Медведь». В 2011 году Лукьяненко в своем блоге написал по поводу реализации проекта следующее: «Пациент скорее мертв, чем жив»;
  • Повесть «Кредо» – в 2010 году озвучивалось создание сценария к сериалу вместе с четой Дяченко.

Базаров в «реальной критике»

Писаревым была высказана другая точка зрения по поводу главного героя произведения. Он рассмотрел его не как карикатуру на некоторых лиц, а как представителя складывавшегося в то время нового общественно-идеологического типа. Этого критика меньше всего интересовало отношение самого автора к своему герою, а также различные особенности художественного воплощения данного образа. Писарев истолковал Базарова в духе так называемой реальной критики. Он указал на то, что автор в его изображении был предвзятым, однако сам тип был оценен Писаревым высоко — как «герой времени». В статье под названием «Базаров» говорилось о том, что изображенный в романе главный герой, представленный как «лицо трагическое», — это новый тип, которого не хватало литературе. В дальнейших интерпретациях данного критика Базаров отрывался все больше от самого романа. Например, в статьях «Мыслящий пролетариат» и «Реалисты» именем «Базаров» был назван тип эпохи, разночинец-культуртрегер, по мировоззрению являвшийся близким самому Писареву.

Первые черновики

В 1928 году у писателя впервые появилась идея романа, который позже получил название «Мастер и Маргарита». Жанр произведения тогда еще не определился, но основной идеей было написать произведение о дьяволе. Даже первые названия книги говорили об этом: «Черный маг», «Сатана», «Консультант с копытом». Существовало большое количество черновиков и версий романа. Часть этих бумаг была уничтожена автором, а оставшиеся документы опубликованы в общем сборнике.

Булгаков приступил к работе над своим романом в очень тяжелое время. Его пьесы запрещались, самого автора считали «необуржуазным» писателем, а его творчество провозглашалось враждебным по отношению к новому строю. Первый текст произведения был уничтожен Булгаковым – он сжег свои рукописи в огне, после чего у него остались лишь наброски разрозненных глав и пара черновых тетрадей.

Позже писатель пытается вернуться к работе над романом, но плохое физическое и психологическое состояние, вызванное тяжелым переутомлением, не дают ему этого сделать.

Объяснение и примеры

Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.

Тема

В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.

Пример

Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.

При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных

Пример

Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).

И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.

Проблематика

Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.

Пример

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.

Проблематика может быть:

  • нравственной;
  • психологической;
  • социальной;
  • философской.

Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения

Пример

Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:

  • анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
  • психологическая (выбор человеком своего пути);
  • всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
  • философская (добро и зло, вера и отрицание).

При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.

Идея

Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.

Пример

Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).

Авторская позиция

Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.

При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.

  • Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
  • Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
    • нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.); 
    • психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад); 
    •  социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком); 
    • философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни). 

    Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику. 

  • Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
  • Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным? 

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»).

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому

И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий

Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно»

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Главные герои и их характеристика

Кратко о системе образов и каждом значимом персонаже Многомудрый Литрекон написал в эссе.

  1. Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красив внешне, но опустошён внутренне. Не имеет перед собой никакой цели. Не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но при этом умен, по-своему благороден и даже способен на любовь. На протяжении всего романа пытается заполнить пустоту внутри себя, принося окружающим одни лишь страдания. Умирает, так и не найдя себя. Образ Печорина раскрыт в этом сочинении.
  2. Мери — молодая княжна. Образованная светская красавица, еще сохранившая естественность и живость манер. Наивно поддаётся чарам окружающих мужчин. Становится жертвой жестокого эксперимента Печорина, который разбил ей сердце.
  3. Бэла — красивая и гордая грузинская княжна. Была похищена Печориным. Поддалась на его манипуляции и влюбилась в него. После того, как Печорин охладел к ней, замкнулась в себе, грустила, а потом стала жертвой мести горца Казбича её семье. Подробнее о женских образах Многомудрый Литрекон написал здесь.
  4. Грушницкий — молодой юнкер. Выполняет роль кривого зеркала Григория. Пытается подать себя таким же отверженным жизнью страдальцем, как и Печорин, вызывая у того раздражение. На деле же прагматичен, мелочен и подл. Проигрывает схватку за сердце Мери и погибает на дуэли от руки Григория.
  5. Вернер — пожилой доктор. Двойник Печорина. Циничен и умён, но в то же время сострадателен и человечен. Так же, как и главный герой, презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимного отдаления. Вот сочинение на эту тему, посвященное двойникам «Героя нашего времени».
  6. Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатая личность. Несмотря на уже второе замужество, любит только Григория, прекрасно осознавая, какие страдание он ей принёс. В конце концов, она также оставляет Печорина, повергая его в отчаяние.
  7. Максим Максимович — дослужившийся до офицера простой крестьянин. Опытный военный. Исполнителен и трудолюбив. Обладает высокой нравственностью. Осуждает поведение Печорина, но не может не испытывать симпатии к нему.

Поднимаемые проблемы

Роман М. Ю. Лермонтова стал значительным идейным вкладом в русскую литературу. По замыслу автора это произведение должно было не только отражать современную ситуацию в социуме и передавать его нравственное настроение, но и быть близким читателям последующих эпох. Поднимаемые Лермонтовым проблемы были и остаются актуальными, даже спустя почти два столетия после выхода романа.

Центральными вопросами романа стали:

  • представление о счастье, добре и зле;
  • поиск истинного себя и смысла жизни;
  • становление личности и свобода выбора.

Эти вопросы находят своё отражение в мыслях, поведении и характере главного героя — Григория Печорина. Главный герой проходит через череду жизненных испытаний, в которых он не раз становится на пороге выбора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector