Кадзуо исигуро: не отпускай меня

Часть 1[ред.]

Тридцатиоднолетняя Кэти Ш. рассказывает историю своей жизни. Уже одиннадцать лет она работает помощником доноров органов, участвует в их физиологической и психологической реабилитации. Многие из тех, кого она выхаживает после трансплантации органов, завидуют тому, что она воспитывалась в Хейлшеме — интернате для детей-клонов, будущих доноров. Они просят Кэти рассказывать про её жизнь в интернате, который считался лучшим из подобных заведений Англии.

Кэти погружается в воспоминания о своём детстве, где важную роль сыграли её взаимоотношения с лучшей подругой Рут и другом Томми.

Интернат Хейлшем был расположен в лесу, далеко от человеческого жилья, и населён разновозрастными детьми-клонами и их опекунами-учителями. Детей учили основам наук и много внимания уделяли творчеству. Регулярно проводили Ярмарки, где воспитанники продавали свои поделки за жетоны — интернатскую «валюту». Также устраивали Распродажи, где можно было купить за жетоны же безделушки, специально привезённые из города, мира людей.

Опекуны немного рассказывали воспитанникам о внешнем мире, с которым те познакомятся по окончании обучения. Также с человеческой жизнью дети знакомились через литературу и кино. Подспудно учеников готовили к их единственной и главной миссии — стать донорами органов для больных людей.

Уже с раннего детства для воспитанников не было секретом, что их жизнь продлится недолго: после 3-4 выемки органов они умрут, не дожив до зрелости

В связи с этим большое внимание уделялось здоровью детей: будущие доноры не должны были быть больны. Чтобы не задумываться о своём печальном будущем, воспитанники вышучивали все скользкие темы.

Изредко в интернат приезжала странная Мадам, отбиравшая лучшие творческие работы воспитанников и увозившая их куда-то. Среди учеников ходило много слухов и легенд о неведомом мире людей, о будущем, о некоей Галерее, куда будто бы отвозятся их творения. Таинственная Мадам вызывала жгучее любопытство детей; путем нехитрого эксперимента они выяснили, что она их боится.

Будучи ещё дошкольницей, Кэти подружилась с ровесницей Рут — лидером девчоночьего коллектива. Та — сильная личность с развитым воображением, не гнушавшаяся манипулировать подругами и заискивать перед опекунами. В Кэти её привлекли серьёзность, рассудительность и независимость.

Совсем другим был Томми — неловкий, бесталанный мальчик с нестабильной психикой, жертва школьного буллинга. Он вызывал искреннее сочувствие Кэти, пытавшейся поддержать его и помочь. Мальчика опекала и учительница — мисс Люси, незаурядная женщина, искренне жалевшая воспитанников. Благодаря поддержке мисс Люси и Кэти, мальчик стал спокойнее и сдержаннее в выражении чувств, и со временем травля его прекратилась. За годы учёбы Томми и Кэти подружились, чем вызвали ревность и недоброжелательство Рут, не терпевшей чьего-либо счастья, кроме собственного.

На одной из Распродаж Кэти купила кассету с эстрадными песнями. Одна из них — «Не отпускай меня» — стала её любимой, под неё она танцевала и мечтала, будто укачивает собственного ребенка, хотя и знала, что репродуктивной функции у клонов нет.

Перед окончанием учёбы в интернате, в шестнадцатилетнем возрасте, воспитанники живо интересовались вопросами любви и секса. Опекуны проводили соответствующие занятия, призывая серьёзно отнестись к вопросам выбора партнёра. Образовывались пары, и неожиданно для Кэти её друзья Томми и Рут стали любовниками.

Девушка с удивлением наблюдала за отношениями странной пары, где главную роль играла прирождённый лидер и манипулятор Рут. Когда любовники поссорились, Рут попросила Кэти помирить их, что та и сделала.

Перед выпуском уволилась и покинула Хэйлшем мисс Люси, пытавшаяся предупредить воспитанников об ожидающем их непростом будущем. В последнем разговоре с Томми женщина просила его заняться творчеством, к которому парень равнодушен, убеждала, что это станет важным для его будущего.

Что такое клон

Прежде чем разобраться, что собой представляет понятие «клон», необходимо обозначить на чем основывается процедура клонирования.

Любой живой организм имеет некоторую программу развития (онтогенеза), которая зашифрована в дезоксирибонуклеиновой кислоте. Дезоксирибонуклеиновая кислота – это полимерное соединение, состоящие из мономеров – нуклеотидов, которые объединены в триплеты. Расположение нуклеотидов и триплетов индивидуальное у каждого живого организма – это является основой индивидуальных отличий одного живого существа от другого, принадлежащих к одному виду, семейству, отряду и так далее.

Проблема клонирования человека

О клонировании человеческой особи мыслители думали еще в древности. На текущем этапе развития науки это стало возможным (подтверждением данных слов являются эксперименты с клонированием человеческих эмбрионов в Китае). Однако перед учеными встает ряд преград:

  • религиозные общества всеми силами пытаются заблокировать введение технологии клонирования человеческой особи, так как это повлечет за собой крушение канонов церкви о том, что человека создал Бог. Клонирование человека позволит поставить мир на атеистические рельсы;
  • морально-этические комитеты также препятствуют клонированию, так как не имеют четкого ответа на вопрос: «можно ли назвать клона-человеком?»;
  • неоправданность риска капиталовложений в столь дорогостоящую процедуру, так как клонирование человека не сможет решить проблему бесплодия иным способом (разницы между клонированием и экстракорпоральным оплодотворением практически нет), не даст гарантии создания клонов-гениев (так как особи будут иметь разные условия для фенотипического проявления признаков).

Однако абсолютно по-другому картина раскрывается при рассмотрении процедуры клонирования в терапевтических целях, дело в том, что стволовые клетки эмбриона с одинаковой генетической информацией, что и у хозяина, позволят продлить жизнь и омолодить оригинал, а эмбрион просто будет убит. Но данное грамотное использование процедуры создания копий наталкивается на протест со стороны биоэтики, так как многие видные представители последней считают уничтожение эмбриона – убийством.

Клонировали ли человека? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. С одной стороны, определенно да, так как в последние годы в Китае удалось создать клоны человеческих эмбрионов, с другой стороны, нет четкого понятия в современной общественной науке, с какого момента эмбрион может считать человеком.

Главные герои

1) Эрн Первый — завоеватель и основатель страны Эрнотерра. Умный благородный, многому научил жителей страны.

2) Жители Эрнотерры – добрые и отзывчивые люди. Считали короля Эрна Первого крайне уродливым.

3) Эрн Двадцать третий — король у которого родилась некрасивая дочь, чертами похожая на своего предка Эрна Первого.

4) Королева – безутешная мать у которой родилась некрасивая принцесса. Из жалости к дочери предложила уничтожить все зеркала

5) Принцесса Эрна Тринадцатая – главная героиня рассказа. Добра, умна, отважна, милосердна. Жители Эрнотерры считают ее дурнушкой.

6) Кормилица – воспитывала принцессу с самого детства. Забыла спрятать шкатулку, в которой Эрна нашла зеркало и узнала насколько она некрасива.

7) Принц Шарль – главный герой рассказа, принц Франции, будущий муж принцессы Эрны. Считает Эрну прекрасной и называет синей звездой.

Читайте по теме:

Полный список рассказов Куприна для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса

«Луч смерти» Архимеда

Где/когда: Древняя Греция, III век до нашей эры

Если верить древним источникам, разработанные Архимедом смертоносные машины помогли защитить город Сиракузы от морских вторжений. Они по-настоящему поражали воображение. Одна была железным «когтем», способным поднимать корабли из воды, другая, еще более невероятная, производила «луч смерти» посредством серии зеркал, предназначенных для отражения сфокусированного солнечного света. Направляясь на вражеский корабль, луч якобы вызывал его воспламенение.

Современные эксперименты показали, что оружие вряд ли работает так, как описано в древних источниках, поскольку таким способом не могло производиться достаточно много тепла. Похоже, что луч смерти был скорее «лучом отвлечения»: перенаправление солнечного света могло нарушить приближение кораблей, ослепляя противника и затрудняя правильную оценку положения.

История

«Синяя звезда» получила свое начало в 1927 году. Она была опубликована в двух книгах. Сюжет повести сравнивается с произведением Андерсона «Гадкий утенок». Возможно, автора вдохновила история о маленьком утенке, и он решил написать по ней свое произведение. У двух авторов после прочтения произведений выделяется одна и та же основная мысль — «Главное, что внутри, а не снаружи».

У Куприна была большая семья, большую часть времени он занимался воспитанием детей и посвящал свободные минуты любимому делу — написанию литературы для ребят. Вначале он читал сказки своим детям ,и после их одобрения выпускал их в свет.

Почему нельзя клонировать человека?

С технической точки зрения, создать клон человека не проблема. Но научное сообщество не пойдёт на это из этических соображений, подкреплённых протоколом о запрете клонирования в рамках Европейской конвенции о защите прав человека от 1998 года. В отличие от животных человек обладает разумом, и выращивание клонов из прагматизма противоречит человеческим ценностям. Идеи о клонировании как о попытке обмануть смерть тоже безосновательны. Генетическая идентичность не означает, что клон сохранит характер, привычки, воспоминания, опыт, убеждения и самосознание оригинала. Жизненный опыт невозможно передать через ДНК, а значит, клонированный индивид с его «исходником» будет объединять только внешность, и то в лучшем случае.

Основная идея

В истории упоминается надпись, которую высек еще Эрн первый и никто никак не мог её перевести. Лишь тот самый французский принц смог это сделать и засмеялся. Надпись Эрна Первого дает понять, что насколько ты красив для одного человека, настолько же уродлив ты можешь быть для другого. Итак, на стене было высечено:

В данной цитате скрыта основная мысль текста. На первом месте в иерархии человеческих прелестей должны стоять добродетели ума и сердца, а не внешние атрибуты. Эрн противопоставил ум, верность, доброту, честность и т.д. красоте, чтобы наглядно показать, что реальные достоинства перевешивают сомнительный недостаток. Прекрасен тот, чьи качества ценятся всеми и всегда, а не обладатель модной обертки.

Одноразовая посуда

metmuseum.org / westend61.de

Где/когда: Греческий остров Крит, XVIII-XVII вв. до н. э.

Недавно было установлено, что еще в XVIII–XVII вв. до н.э. минойцы изготавливали и использовали глиняную одноразовую посуду. Ученые во время раскопок на острове Крит обнаружили тысячи чашек, предназначенных для вина. Эксперты полагают, что чашки предназначены для одноразового использования, так как выбрасывались после пиршеств. Вполне возможно, что использование одноразовых сосудов для вина — это демонстрация социального статуса в обществе и богатства. Во время пира собиралось много народу, в результате, как и сегодня, никто не хотел после ухода гостей мыть посуду. 

Обложка: 1Gai.Ru / metmuseum.org / westend61.de

С чего всё началось?

Деление у одноклеточных организмов и вегетативное размножение у растений – тоже своего рода клонирование. Самый близкий пример из мира животных – однояйцевые близнецы, эмбрионы которых формируются в результате расщепления одной яйцеклетки. У них почти одинаковая структура ДНК, но точными копиями их не назовёшь из-за разного набора мутаций и эпигенетических факторов.

Молодая наука утверждает, что активностью генов, не затрагивающих структуру ДНК, управляет окружающая среда и внешние условия, будь то рацион матери во время беременности или температура в детской комнате. Допустим, в период формирования плод не дополучил нужного количества пищи, и у него изменился метаболизм, потому что организм стал запасать пищевые ресурсы. Если он столкнётся с той же проблемой после рождения, новая привычка поможет выжить, но при благоприятных условия возрастёт риск ожирения и диабета в старости. Выходит, что даже природа не способная создать абсолютно точную копию живого существа. Способен ли на это человек? Идея о клонировании тревожит учёных больше века, но точную копию пока создать не удавалось, и даже приснопамятная овечка Долли – лишь приближенная версия оригинала.

В 1885 году немецкий эмбриолог Ханс Дриш получил два идентичных организма, разделив клетки морского ежа. Позже в 1962 году оксфордский профессор Джон Гёрдон доказал, что со временем ядро клетки не меняется и может дать жизнь новому организму. Он заменил ядро незрелой яйцеклетки лягушки на зрелое из клетки кишечника. В результате появился головастик. Год спустя на базе этих исследований британский биолог Джон Холдейн применил к животным термин «клон», который и вошёл в широкое употребление.

Британский биолог Ян Вилмут и овечка Долли / The Roslin Institute

Благодаря открытию ядерного переноса, учёные смогли клонировать животных из эмбриональных клеток, но настоящим научным прорывом стало первое клонирование взрослой особи. В 1996 году шотландские эмбриологи Ян Вилмут и Кит Кэмпбелл «подсадили» соматическую (неполовую) клетку вымени взрослой овцы в яйцеклетку другого животного, предварительно удалив из неё ядро. Благодаря двойному набору генов, содержавшемуся в клетке «оригинала» полученная яйцеклетка не нуждалась в оплодотворении. Её просто подсадили в матку к третьей овце, которая и выносила плод. Так на свет появилась знаменитая овечка Долли. Для её создания учёным понадобилось 277 яйцеклеток, в которые были перенесены ядра клеток клонируемого животного, и только один из 29 эмбрионов не остановился в развитии.

Первые опыты на амфибиях

Возможность клонирования эмбрионов позвоночных впервые была показана в начале 50-х годов в опытах на амфибиях.

Большой вклад в эту область внес английский биолог Гердон. Он первым в опытах с южноафриканскими жабами Xenopus laevis (1962) в качестве донора ядер использовал не зародышевые клетки, а уже вполне специализировавшиеся клетки эпителия кишечника плавающего головастика. Ядра яйцеклеток реципиентов он не удалял хирургическим путем, а разрушал ультрафиолетовыми лучами. В большинстве случаев реконструированные яйцеклетки не развивались, но примерно десятая часть их них образовывала эмбрионы. 6,5% из этих эмбрионов достигали стадии бластулы, 2,5% — стадии головастика и только 1% развился в половозрелых особей.

Однако появление нескольких взрослых особей в таких условиях могло быть связано с тем, что среди клеток эпителия кишечника развивающегося головастика довольно длительное время присутствуют первичные половые клетки, ядра которых могли быть использованы для пересадки. В последующих работах как сам автор, так и многие другие исследователи не смогли подтвердить данные этих первых опытов.

Позже Гердон модифицировал эксперимент. Поскольку большинство реконструированных яйцеклеток (с ядром клетки кишечного эпителия) погибают до завершения стадии гаструлы, он попробовал извлечь из них ядра на стадии бластулы и снова пересадить их в новые энуклеированные яйцеклетки (такая процедура называется «серийной пересадкой» в отличие от «первичной пересадки»). Число зародышей с нормальным развитием после этого увеличивалось, и они развивались до более поздних стадий по сравнению с зародышами, полученными в результате первичной пересадки ядер.

Затем Гердон вместе с Ласки (1970) стали культивировать in vitro (вне организма в питательной среде) клетки почки, легкого и кожи взрослых животных и использовать уже эти клетки в качестве доноров ядер. Примерно 25% первично реконструированных яйцеклеток развивались до стадии бластулы. При серийных пересадках они развивались до стадии плавающего головастика. Таким образом было показано, что клетки трех разных тканей взрослого позвоночного (X. laevis) содержат ядра, которые могут обеспечить развитие по крайней мере до стадии головастика.

В свою очередь ДиБерардино и Хофнер использовали для трансплантации ядра недслящихся и полносгью дифференцированных клеток крови — эритроцитов лягушки.

После серийной пересадки таких ядер 10% реконструированных яйцеклеток достигали стадии плавающего головастика. Однако даже с помощью многократных серийных пересадок (более 100 клеточных циклов) реконструированные яйцеклетки дальше стадии головастика не развивались.

Таким образом, во многих работах показано, что в случае амфибий донорами ядер могут быть лишь зародыши на ранних стадиях развития. Некоторые авторы называют подобные эксперименты клонированием амфибий, хотя правильнее называть их клонированием эмбрионов амфибий, так как в этом случае мы размножаем бесполым путем не взрослых животных, а зародышей.

Дифференцировка клеток в ходе развития позвоночных сопровождается инактивацией неработающих генов. Поэтому клетки теряют тотипотентность, дифференцировка становится необратимой. В конце концов у одних клеток происходит полное репрессирование генома, у других — в той или иной степени деградирует ДНК, а в некоторых случаях разрушается даже ядро. Однако наряду с дифференцированными кочетками культивируемые in vitro клеточные популяции содержат малодифференцированные стволовые клетки, которые и могут быть использованы как доноры ядер для клонирования млекопитающих.

Опыты с амфибиями показали, что ядра различных типов клеток одного и того же организма генетически идентичны и в процессе клеточной дифференцировки постепенно теряют способность обеспечивать развитие реконструированных яйцеклеток, однако серийные пересадки ядер и культивирование клеток in vitro в какой-то степени увеличивает эту способность.

Методы клонирования

Клонирование живых организмов осуществляется в рамках молекулярной инженерии, поэтому методы клонирования отчасти пересекаются с методами обозначенной науки.

Метод пересадки ядер

Любая живая клетка состоит из двух основных компонентов: ядра и цитоплазмы. Цитоплазма – хранилище органоидов, в котором они осуществляют свою жизнедеятельность. Ядро – это хранилище генетической информации, также с помощью ядра реализуются такие процессы, как наследственность и изменчивость. При реализации метода пересадки ядер происходит банальное встраивание ядра соматической клетки в генеративную, однако данная технология возможна лишь при работе с амфибиями. При пересадке ядер млекопитающих используется иная технология, суть которой заключается в следующем: посредством микропипетки соматическую клетку вводят под оболочку яйцеклетки, затем, используя электрический ток, проводят разряд, в результате которого происходит столкновение двух субстратов и тем самым обе клетки сливаются в единую, которая содержит генетическую информацию соматической клетки (так как ядро яйцеклетки было предварительно разрушено). Далее наступает стадия культивирования, а затем реализуется имплантация имеющегося эмбриона на этапе морулы (2-ой этап эмбрионального развития млекопитающих) в матку животного данного вида. Данная биотехнология является самой передовой, она использовалась при клонировании овечки Долли.

Метод разделения эмбриона на первых стадия дробления

Во время эмбрионального развития из оплодотворенной яйцеклетки образуются бластомеры, разделенные на несколько субъединиц (в зависимости от стадии эмбрионального развития количество субъединиц-бластомеров меняется, а меняется размер в зависимости от типа дробления). При достижении эмбрионом стадии морулы ученые разделяют организм с образованием двух новых и имплантируют последние в матку «суррогатных матерей». Данный метод применим для морских ежей и лягушек.

Метод активации неоплодотворенного яйца

Данная технология является одной из первых методик клонирования животных, с её помощью получилось создать клон тутового шелкопряда. Яйцеклетку термически нагревали, не давая произойти первому мейотическому делению, из яйца вылуплялись самки. Позже метод был усовершенствован: под воздействием гамма-излучения, что делало женскую половую клетку не способной к оплодотворению, а проникшее ядро сперматозоида удваивалось, в результате чего появлялись только самцы. Открытие данного метода принадлежит советскому деятелю Астраулову

Зачем нужны клоны?

Клонирование животных – крайне дорогостоящая процедура, однако её проведение имеет теоретический и практический смысл. Во-первых, способность клонировать животных позволяет человеку получить еще больший контроль над природой. Во-вторых, клонирование позволяет понять устройство механизма реализации генетической информации, перенесенной в другой организм, а также подтвердить или опровергнуть гипотезу о накоплении мутаций в ДНК (если гипотеза верна. то клоны должны быть подвержены более быстрому старению). В-третьих, ученые грезят надеждами о том, чтобы сначала воссоздать, а затем клонировать вымершие виды животных, правда, пока что подобное остается лишь в головах исследователей и не имеет практических путей реализации. Клонирование практически применимо для следующих целей:

  • спасение вымирающих видов животных (посредством клонирования особей из Красной книги возможно размножение последних в искусственных ареалах обитания с последующим заселением клонов в естественную среду);
  • накопление и увеличение количества полезных и породистых особей;
  • клонирование человека – принесет возможность разрешить многие вопросы социологии и психологии, а также позволит создавать донорскую базу органов (однако данная цель активно подвергается гонениям со стороны церкви и биоэтических комитетов).

Описание

Кадзуо Исигуро, несмотря на свое японское имя и родителей, является англичанином. Мужчина в довольно юном возрасте начал заниматься писательской деятельностью, что в последствии вылилось в участие в литературном семинаре Малькольма Брэдбери. Уже первые работы автора стали пользовать большой популярностью, что принесло ему не только всеобщую славу, но и возможность стать лауреатом Букеровской премии. Однако все это заслуги прошлого. Сейчас Кадзуо добился еще большего, получив Нобелевскую премию в области литературы. И теперь мы предлагаем вам ознакомиться с романом «Не отпускай меня», который был написан этим талантливым человеком. Сюжет книги рассказывает о женщине Кэти, которая на протяжении всей истории рассказывает читателю про свою учебу в школе Хейлшем. Тот период ее жизни был полон тайн и загадок, тем самым заставляя уже взрослую героиню вспомнить о событиях давно минувших дней.

Часть 3[ред.]

Работая помощником, Кэти изменилась. Она привыкла к одиночеству, стала настойчивой в защите прав своих подопечных, узнала страну, по которой много ездила на автомобиле. С прежними друзьями она не виделась. Случайно Кэти узнала, что Хэйлшем закрывают и воспитанников распределяют по другим интернатам.

Знакомые рассказали Кэти, что Рут стала донором и плохо перенесла первую выемку. Кэти навестила бывшую подругу и, поинуясь душевному порыву, стала её помощницей. Рут сильно изменилась, упала духом и смирилась со своей близкой смертью. Она рассказала подруге, что с Томми они расстались вскоре после её отъезда на курсы помощников и больше не виделись. Сперва Рут не слишком доверяла бывшей подруге, и та сомневалась в том, что действительно нужна ей, но все изменилось после поездки на море.

Рут уговорила Кэти съездить на море к лежащей там лодке и по дороге захватить Томми. У того уже было две выемки, но, в отличие от Рут, он неплохо перенёс их. Трое повзрослевших друзей, как в юности, отправились в путешествие.

Сидя на ьерегу моря, Рут попросила у Кэти и Томми прощения за тот вред, который нанесла им, не давая быть вместе. Она дала им добытый ею адрес Мадам и велела ехать к ей и просить об отсрочке. Кэти и Томми понимали, что упущено много времени, но Рут взяла с них слово, что они попытаются. Перед второй выемкой Рут и Кэти вновь обрели былую душевную близость,поэтому Рут умерла умиротворённой и почти счастливой.

Кэти стала помощницей Томми, они, наконец, могли любить друг друга. Их счастье было с оттенком грусти: оба понимали, что времени для любви у них немного. Томми вновь начал рисовать и обсуждать с подругой свои работы. Вскоре ему провели третью выемку.

Влюблённые отправились к Мадам, взяв рисунки Томми, и изложили ей свою просьбу об отсрочке от выемок. Мадам странно и непонятно говорила с влюблёнными и жалела их. С ней жила одна из опекунов Хэйлшема — мисс Эмили, теперь уже старуха и инвалид. Та просветила любовников, что отсрочка от выемки — это всего лишь слух, иллюзия. Ничего подобного клонам не положено.

На вопрос, зачем их творения забирали в Галерею, опекун ответила, что плоды творчества должны были подтвердить наличие души у клонов, в чем сомневалось человеческое общество. Интернат Хэйлшем был экспериментом, призванным доказать, что воспитание в гуманной и цивилизованной обстановке способно сделать клонов очень похожими на людей.

Мисс Эмили считала, что преподаватели-опекуны неплохо справились с этой задачей. Она рассказала о морально-этических взглядах общества на клонов-доноров; оказалось, люди не хотят знать ничего лишнего про жизнь клонов, кроме того, что те — биологический материал. Она расстроилась, что эксперимент с Хэйлшемом закончился, и больше никто не создаст семейной обстановки для детей-доноров.

Мадам и мисс Эмили очень сочувствовали влюблённым клонам, но помочь им не могли. Герои были страшно разочарованы услышанным, по дороге домой с Томми случился приступ ярости.

После поездки герои душевно отдалились друг от друга. Томми попросил другого помощника, стесняясь перед Кэти своей слабости. Их последние дни были окрашены печалью. Томми умер после четвёртой выемки.

Сейчас Кэти завершает работу помощника и готовится стать донором. Она смиряется со своей участью, очень дорожит воспоминаниями о Хэйлшеме и своих лучших друзьях — Томми и Рут. Перед своей первой выемкой героиня едет в Норфолк — «край потерь», и там, стоя на ветру у края поля, она фантазирует о том, что может найти здесь всё и всех, потерянных в её короткой жизни.

Пересказ сюжета повести Куприна «Гранатовый браслет»

Сверток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выговорила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не решалась оторвать именинницу от гостей.

Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зеленый камешек. Вложенное в футляр письмо содержало поздравление с днем ангела и просьбу принять браслет, принадлежавший еще прабабке.

Зеленый камешек – это весьма редкий зеленый гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Заканчивалось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Князь Василий Львович демонстрировал в этот момент свой юмористический домашний альбом, только что открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». «Лучше не нужно», – попросила она.

Но муж уже начал полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица, по имени Вера, получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж.

Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и все же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования.

«Господа, кто хочет чаю?» – спросила Вера. После чая гости стали разъезжаться. Старый генерал Аносов, которого Вера и ее сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал ее преследовать письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить ее своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день ее именин.

Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспособны больше мужчины».

После отъезда гостей муж Веры и брат ее Николай решили отыскать поклонника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет тридцати – тридцати пяти. Он не отрицал ничего и признавал неприличность своего поведения.

Он должен признаться, что растратил казенные деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.

Назавтра в газете Вера прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон принес его письмо.

Желтков писал, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. УХОДЯ, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твое». Если она вспомнит о нем, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Аппассионаты», он от глубины души благодарит ее за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера не могла не поехать проститься с этим человеком. Муж вполне понял ее порыв.

Лицо лежащего в гробу было безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподняла его голову, положила под шею большую красную розу и поцеловала его в лоб. Она понимала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Компактные зеркала

wikimedia.org / Gett Images

Где/когда: Древний Египет, около 2900 г. до н. э.

В Древнем Египте наведение красоты было делом серьезным. Выглядеть на все сто старались и мужчины, и женщины, и, чтобы добиться прекрасного внешнего вида, оба пола широко использовали макияж. Уникальный образ, которым мы так восхищаемся, рассматривая артефакты, позволяло создать компактное зеркало. Разработанное в Египте, оно представляло собой отполированный бронзовый диск, закрепленный на деревянной ручке или более изящной рукоятке из слоновой кости. Современное зеркало из посеребренного стекла было изобретено лишь в 19 веке.

В чём польза клонирования для человечества?

В науке распространены три вида клонирования: генетическое, репродуктивное и терапевтическое. В первом случае клонируются определённые гены или участки ДНК, а репродуктивное клонирование позволяет копировать животных, что уже превратилось в бизнес по созданию генетических копий домашних питомцев. Такая услуга обойдётся в 100-150 тысяч долларов, но не факт, что клонированное животное сохранит все качества и характеристике оригинала, даже цвет шерсти лишь отчасти зависит от ДНК.

Широкое применение репродуктивное клонирование может получить в животноводстве. В 2008 году в США управление по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA) признало мясо и молоко клонированных животных безопасным для человека. В Евросоюзе, напротив, в 2015 году ввели постоянный запрет на клонирование сельскохозяйственных животных и продажу пищевых продуктов из таких особей. Противники клонирования по обе стороны океана сомневаются в безопасности продукции из клонированных животных из-за недостаточной изученности технологии и её воздействия на организм клонов. Другой тормозящий фактор – дороговизна технологии.

Альтернативный вариант животного клонирования на благо общества придумали китайские власти. В 2019 году в Поднебесной клонировали полицейского пса с лучшими характеристиками для несения службы. Китайские учёные считают, что дрессировка его клона потребует меньше времени и затрат по сравнению с обычным щенком той же породы. Также технология помогла бы в сохранении редких видов животных, но не факт, что популяция клонов будет приспособлена к выживанию. В отличие от клонирования половое размножение обеспечивает обмен и создание новых генетических комбинаций, что поддерживает разнообразие и устойчивость видов в условиях непредсказуемой внешней среды.

Законно ли разрушение эмбриона в медицинских целях?

В основе терапевтического клонирования лежит принцип ядерного переноса, благодаря которому появилась овечка Долли. Донорская яйцеклетка, объединённая с ядром соматической клетки, делится и образует бластоцисту – пузырь с эмбриональными клетками, необходимыми для выращивания органов и тканей. Спустя несколько дней из него формируется зародыш. Терапевтическое клонирование допускает выращивание эмбриона до двух недель. Столько нужно на формирование зачатков нервной системы.

В 2017 году учёные впервые получили из человеческого эмбриона здоровые стволовые клетки. Исследованием руководил биолог Шухрат Миталипов. С середины 90-х годов он работает в США и сотрудничал с Китом Кэмпбелом – одним из создателей овечки Долли. В интервью порталу Meduza биолог отметил, что трансплантация клеточных ядер чаще всего проводится с целью перепрограммирования клеток. Например, из клетки кожи можно сделать нейрон. Для этого учёные условно «стирают» клетке память, что также её «омолаживает».

«Мы брали клетку кожи, допустим, 70-летнего пациента, вынимали ядро и трансплантировали его в цитоплазму яйцеклетки. Свое ядро из яйцеклетки мы удаляли, но она все ещё «думала», что у неё остается именно оно. Потом мы давали стимул, и яйцеклетка с чужим ядром развивалась в ранний эмбрион. Затем мы получали из этого эмбриона эмбриональные стволовые клетки. Получается, что вот эта старая 70-летняя клетка кожи стала ранней эмбриональной клеткой, которой якобы всего 5 дней от роду. В основном все это нужно, чтобы понять, как клетка стареет. Можно ли повернуть время вспять? И конкретно в этом случае – да, мы можем повернуть время вспять. Не для целого организма, но для одной клеточки. Но иногда и этого достаточно, чтобы получить клеточную линию и затем уже делать новые клетки. Нейроны, клетки сердца и другие. И все они будут молодые. Они будут расти в чашке Петри, а затем мы сможем заменить ими устаревшие или мёртвые клетки в теле пациента», – рассказал в интервью Шухрат Миталипов.

Шухрат Миталипов / Фото с сайта Forbes.kz

В апреле 2019 израильские учёные первыми в мире напечатали живое сердце из человеческой ткани на 3D-принтере. Орган размером 2,5 сантиметра состоит из сосудов и клапанов, и будет пересажен животному в качестве эксперимента. Чтобы его напечатать, учёные преобразовали жировые клетки пациента в стволовые. Для сравнения, в 2015 году на МКС российский биопринтер напечатал щитовидную железу мыши, использовав эмбриональные клетки. Следующим шагом должна была стать печать человеческого органа, если бы в 2017 году в России не вступил в силу закон «О биомедицинских клеточных продуктах». Он запретил любые разработки клеточных продуктов за счёт прерывания развития эмбриона, даже если он создан в лабораторных условиях. Подобные ограничения действуют еще в 70 станах, что откладывает клонирование органов человека на неопределённый срок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: