Как меня спасали

Очень краткий пересказ повести «Детство»

Отец и новорожденный братишка Алексея умирают. Мать увозит мальчика в Нижний Новгород к деду, который держит красильную мастерскую. Здесь вдова оставляет сына на воспитание, а сама пробует устроить свою жизнь заново. Кроме Алёши в большом доме живут его дядья с семьями и приёмыш Иван. Дед хоть стар и на вид немощен, держит всех в ежовых рукавицах. Внуков нещадно наказывает за малейшие провинности. За Алёшу заступается только бабушка. Маме некогда, она погружена в собственную личную жизнь, а дядьки только и мечтают поделить поскорее отцовское наследство. Дед, наблюдая за их несознательностью, отдавать своё дело им не спешит. Алексей начинает посещать школу, но вскоре умирает его мать. Дед отказывается содержать осиротевшего внука и по его наказу мальчик в 11 лет идёт в люди.

Глава 9

После отъезда Хорошего дела Олеша сдружился с дядей Петром, одним из жителей дома. Он рассказывал мальчику разные истории о том, как раньше жил у барыни. Часто спорил с дедом. Работал извозчиком.

На той улице, где жил Лексей, было несколько домов, но они достаточно отличались. Один всегда был ярким, там постоянно пели и танцевали, но вызывал интерес у него совсем другой, дом Овчинниковых. На его дворе всегда было спокойно, лишь иногда выбегали играть три похожих друг на друга мальчика, три брата. Лексей сначала наблюдал за ними через дырку в заборе, а потом и с ветки дерева, ожидая, что его тоже пригласят играть, но этого не случалось. Пока однажды он не увидел, как младший из братьев упал в колодец во время игры в прятки. Лексей сказал об этом другим мальчикам и помог спасти их брата. Так случилось их знакомство. В следующий раз, когда Олеша сидел на ветке дерева, мальчики позвали его к ним. Ребята сидели в амбаре и рассказывали друг другу о своей жизни, но тут явился папа мальчиков и выгнал Олешу, сказав больше не приходить. Это не остановило ребят, они стали тайно встречаться у забора, разделявшего участки их домов. Тем временем, с дядей Петром у Алеши началась война. Они делали друг другу разные пакости, Петр постоянно жаловался на Лексея деду, чтобы мальчика высекли.

Однажды во время уборки снега с дедушкой Лексей увидел зашедшего к ним милиционера. Мальчика отправили домой, но он успел увидеть, как дед огорчен тем, что сказал ему служитель правопорядка. Весь день в доме была тяжелая атмосфера, и тянулся он долго.

Вечером же к ним ворвалась соседка и позвала всех на улицу, там в яме был мертвый дядя Петр, он зарезался. Оказалось, что он со своим напарником, которого называли племянником Петра, грабил церкви.

Читательский дневник по рассказу «Друг детства» Виктора Драгунского

Название: «Друг детства».

Число страниц: 6.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: Дениска, мама и папа.

Характеристика главных героев:

Дениска — мальчик 6 лет.

Юный мечтатель, выдумщик и озорник.

Ищет своё призвание, увлечение

Папа — добрый и отзывчивый.

Не хочет тратить деньги на грушу.

Мама — любящая и находчивая.

Хитрая.

Краткое содержание рассказа «Друг детства»

Дениска мечтал о многом. Ему хотелось быть капитаном, астрономом, машинистом.

В тот вечер он посмотрел по телевизору соревнования по боксу.

Мальчик захотел стать боксёром и потребовал купить грушу.

Узнав, сколько груша стоит, папа отказался её покупать.

А мама дала сыну старого плюшевого медведя.

Дениска долго смотрел на игрушку и вспоминал, сколько всего хорошего они пережили вместе.

Медведь был для него другом детства.

И Дениска не смог его ударить.

Основная мысль рассказа «Друг детства»

Главная мысль рассказа в том, что нельзя обижать друзей.

Даже если друг — это просто плюшевый медведь.

Основная идея рассказа в том, что неважно кем быть по профессии, главное — оставаться человеком

Чему учит рассказ

Рассказ учит дружбе и верности.

Учит мечтать и стремиться к поставленной цели.

Учит доброте и нежности.

Учит не бояться показаться сентиментальным.

Краткий отзыв о рассказе «Друг детства» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что старая дружба никогда не забывается.

Пусть прошло много лет, встреча со старым другом всегда радость.

Вот и для Дениски встреча с медведем стала радостным событием, заставившим его изменить свои планы на жизнь.

Это интересный и поучительный рассказ.

Автору удалось показать, что есть в жизни вещи, о которых забывать нельзя. И одна из них дружба.

Мне очень понравился Дениска и его мужественный поступок.

Он отказался от мечты, чтобы не обидеть друга.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что у каждого есть такие же друзья детства, наши старые игрушки.

И их ещё можно отыскать в шкафу или на антресолях.

Так давайте не будем забывать тех, с кем мы провели столько приятных минут.

Пословицы к рассказу

  • Старый друг — лучше новых двух.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Не мил и свет, когда друга нет.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.

Ещё читательские дневники по произведениям Виктора Драгунского:

  • «Он живой и светится»
  • «Тайное становится явным»
  • «Что любит Мишка»
  • «Главные реки»
  • «Денискины рассказы»
  • «Где это видано, где это слыхано»
  • «Бы»
  • «25 кило»
  • «Англичанин Павля»
  • «Надо иметь чувство юмора»
  • «Куриный бульон»
  • «На Садовой большое движение»
  • Краткая биография Виктора Юзефовича Драгунского для детей начальной школы

Библиотека произведений автора пополняется.

Короткие произведения о дружбе

Не всегда есть возможность осилить длинный роман, можно перед ОГЭ или ЕГЭ освежить в памяти небольшие рассказы и повести русских писателей, и взять аргументы для сочинений оттуда.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

В произведении автор ставит проблему мнимой дружбы, предательства друга из-за мнения общества.

Онегин вызывает на дуэль Ленского, своего лучшего друга, понимая, что кому-то придется погибнуть.

Главный герой не хочет стреляться с товарищем, однако он боится общественного осуждения из-за отмененной дуэли. В результате Онегин ранил Ленского выстрелом, и тот скончался от пули лучшего друга.

А. С. Пушкин «Дубровский»

Автор книги ставит проблему разрушенной дружбы, которая из-за внезапно вспыхнувшего конфликта превратилась в настоящую вражду.

Причиной этому является гордость Троекурова и Дубровского, проявление их необдуманных действий и пылких характеров.

Когда всё можно было изменить, Троекуров не захотел этого, он желал проучить друга, показав свое превосходство.

В результате после ссоры Кирилл Петрович забрал у Дубровского родную деревню, и герой не смог пережить предательства.

А. М. Горький «Детство»

Писатель формулирует проблему настоящей дружбы, искренности и взаимопонимания.

Главный герой – мальчик Алеша – не находил родственной души среди соседских мальчишек.

Однажды он встретил «нахлебника» человека, который снимал у Кашириных комнату на заднем дворе, по прозвищу Хорошее Дело.

Алешу сразу потянуло к этому мужчине, мальчик понимал, что квартирант так же одинок, как и он сам. Главный герой часто приходит в комнату к Хорошему делу, они молчат, понимая друг друга без слов.

Иногда друг говорит Алеше слова, которые мальчик потом вспоминает всю оставшуюся жизнь. После того, как дед Алеши выгнал квартиранта, мальчик не забыл его. Он считал Хорошее Дело первым из хороших людей, встретившихся на его жизненном пути.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

В рассказе выделяется проблема отсутствия друзей, человеческого одиночества в толпе.

Крестьянка по имени Матрена, которая всю жизнь жила для других: приемной дочери, колхоза, соседей, в итоге оказалась никому не нужной.

При жизни она была одинока, а после смерти родственники женщины думали только о разделе имущества, всплакнув на поминках скорее по традиции, чем из жалости.

«Бедные люди» Ф. М. Достоевский

В своём произведении автор ставит проблему взаимовыручки, неравнодушия, которые в итоге приводят к плачевным результатам.

Макар, желая помочь возлюбленной по имени Варенька, продает новый вицмундир и берет жалование вперед. В результате его увольняют.

Девушка, несмотря на тяжелое финансовое положение, так же подает Макару копейки, которые он тут же пропивает. Герои слепо пытались помочь друг другу, не думая о целесообразности и последствиях такой помощи.

Цыганок

В доме деда, помимо его жены, сыновей и внуков, жил Иван – подкидыш, за внешность которого его и наделили характерным прозвищем. Был он красивый, черноволосый, похожий на цыгана. В доме к нему все относились как-то особенно. Удивительно, но до мельчайших подробностей помнил Горький детство. Описание событий в повести и людей, которые повлияли на формирование его внутреннего мира, — доказательство тому. Образ Цыганка представлен в повести довольно ярко. Следует сказать, что прозвище он это получил не только из-за внешних данных, но и за склонность к воровству. Все же, как ни странно, любил Алеша его именно за честность. Иван был искренним человеком и стал настоящим другом нашему герою во время пребывания в доме деда.

Направление и жанр

«Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.

Цыганок

В доме деда, помимо его жены, сыновей и внуков, жил Иван – подкидыш, за внешность которого его и наделили характерным прозвищем. Был он красивый, черноволосый, похожий на цыгана. В доме к нему все относились как-то особенно. Удивительно, но до мельчайших подробностей помнил Горький детство. Описание событий в повести и людей, которые повлияли на формирование его внутреннего мира, — доказательство тому. Образ Цыганка представлен в повести довольно ярко. Следует сказать, что прозвище он это получил не только из-за внешних данных, но и за склонность к воровству. Все же, как ни странно, любил Алеша его именно за честность. Иван был искренним человеком и стал настоящим другом нашему герою во время пребывания в доме деда.

Чему учит?

Прежде всего, повесть «Детство» заставляет задуматься о том, как не надо жить. Автор осуждает пьянство, воровство, жадность и грубость. Демонстрирует нам, как низко может пасть человек, который поддаётся самым пагубным привычкам и думает только о низких вещах, не заботясь о своей нравственности. Мораль книги состоит в том, что люди не должны зацикливаться на деньгах, даже если живут в нищете и берегут каждую копейку. Эта зацикленность превращает семью в сборище врагов.

Также это произведение говорит о том, что не весь мир наполнен одним лишь злом, и даже в самом беспросветном мраке всегда можно найти крупицы света и добра, что среди злых людей есть множество добрых и что даже в, казалось бы, самом низком человеке может остаться ещё что-то хорошее. Это и есть нравственные уроки повести «Детство».

Несчастья в семье

Проявив сильный характер, мать мальчика смогла стать авторитетом в семье. Когда Алексей пошел в школу, ему там было неуютно. Через некоторое время он заболел оспой и в приступе бреда спрыгнул с чердака. Несколько месяцев мальчик не мог передвигаться. В это время бабушка постоянно рассказывала ему о жизни покойного папы, который был очень добрым мужчиной.

Мама Алексей снова вышла замуж за дворянина Максимова, но тот сильно проигрался в карты и обрек собственную семью на нищету. В это же время разорился и дедушка. Мальчик хорошо учился в начальной школе, но постоянно проказничал. Вскоре у матери родились дети. Это были Николай и Саша, который умер практически сразу после родов. Новый супруг изменял женщине и часто ее избивал. В один из дней Алексей решил вмешаться и заступился за маму, бросившись на мужчину с ножом.

Разорившийся старик не хотел больше обеспечивать семейство. По этой причине им приходилось зарабатывать самостоятельно. Мальчик собирал и продавал старую ветошь, а также воровал со склада древесину. Он очень подружился с остальными нищими детьми и бросил школу. После опасного заболевания его мать скончалась, и дедушка решил отправить сироту выбиваться в люди. Так всего в 11 лет Алексей начинает собственную самостоятельную жизнь.

Список и краткая характеристика героев повести Горького «Детство»

  • Алексей Пешков — основной персонаж повести, от лица которого идёт рассказ. Мальчик поведает читателю о своей трудной жизни в жестоком семействе Кашириных.
  • Акулина Ивановна Каширина — 60-летняя бабушка Алексея, ставшая сироте добрым другом и защитником.
  • Василий Васильевич Каширин — 80-летний дед Алексея, владелец приносящего доходы дела, жадный и злой человек.
  • Варвара Васильевна Каширина (Пешкова) — мама Алексея, оставившая его на воспитание бабушке.
  • Максим Пешков — отец Алексея, умерший совсем молодым от болезни.
  • Яков Васильевич Каширин — дядя Алексея, глупый, завистливый и жестокий человек. Забил свою супругу насмерть.
  • Михаил Васильевич Каширин (Михайло) — ещё один дядя Алексея, тоже завистлив и жесток. Часто бьёт беременную супругу.
  • Иван Цыганок — 19-летний подкидыш-воспитанник в семье Кашириных. Добрый весельчак, погибший из-за Якова и Михайло.
  • Григорий Иванович — мастер, помощник деда Каширина, умный, добрый и жизнерадостный человек. К концу жизни ослеп и нищенствовал.
  • Хорошее дело — «безымянный» персонаж повести, арендующий комнату у Кашириных. Очень дружил с главным героем Алёшей.
  • Наталья Каширина — тётка Алексея, супруга Михаила. Добрая, тихая женщина. Будучи беременной сносит тяжкие побои, умрёт в родах.
  • Саша Яковлевич Каширин — двоюродный брат Алексея, сын Якова. Характером весь в отца.
  • Саша Михайлович Каширин — ещё один двоюродный брат Алексея, сын Михаила. Тихий и ленивый мальчишка.
  • Катерина Каширина — двоюродная сестра Алексея, дочь дяди Михаила.
  • Нянька Евгенья — няня при доме Кашириных.
  • Евгений Максимов — отчим Алексея, второй муж его мамы. Проиграв все деньги в карты, становится нервным, бьёт супругу и заводит женщин на стороне.
  • Дядя Пётр — постоялец в доме Кашириных, служил извозчиком, рассказывал интересные истории. Покончил с жизнью самоубийством.
  • Игоша (смерть в кармане) — юродивый, над которым все потешались. Жалел его только Алёша.

Глава 7

У кабатчицы, которая жила в их доме, произошел конфликт с дедом Василием. Обидела она еще и бабушку. Обругала и кинула в нее морковью. Внук не принял, что бабушка отреагировала слишком спокойно и даже не кинула ничего в ответ. Он задумал отомстить кабатчице, и закрыл ее в погребе.Акулина Ивановна узнала о проделке внука, сильно отругала его, выпустила женщину и объяснила внуку, что нельзя вмешиваться детям в конфликты взрослых. Вечером того же дня он спас скворца от лап кота кабатчицы.Дед и бабушка все больше говорили с мальчиком о боге, но понятия у них были разные. У деда бог жестокий и ничего не прощающий, у бабушки — справедливый и добрый.К ним в дом наведывался мастер Григорий, которого после пожара дед выгнал. Григорий потерял зрение и ходил попрошайничать. Алексею было неловко с ним разговаривать, он считал, что дед поступил неправильно, так как Григорий потерял зрение из-за работы в мастерской.Алеша практически не выходил на улицу, боялся блаженного Игоши, мастера Григория и распутную женщину Ворониху. Они с бабушкой вылечили скворца и учили его разговаривать.

Основная идея

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

(по А. Платонову)

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем мы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Примеры дружбы в истории человечества

Пожалуй, самым ярким примером на эту тему в российской истории являются тесные отношения Александра Меншикова и Петра Первого.

Познакомившись в юном возрасте, они, несмотря на разность происхождения, сразу подружились.

Позже Меншинков был незаменимым помощником и «правой рукой» царя, а после его смерти стал формально править государством. В то время как Петр безоговорочно доверял другу все свои дела, в том числе и очень личные, и закрывал глаза на многие его оплошности.

Друзья и подруги были у многих российских правителей. Так, Екатерина Вторая тоже имела преданного друга – графиню Анну Нарышкину, которая была поверенной во всех любовных делах императрицы.

Она была в курсе о личных отношениях Екатерины, носила любовные письма, организовывала тайные встречи с возлюбленными. Кроме этого, Анна вместе с мужем входили в число организаторов дворцового переворота, благодаря которому Екатерина стала императрицей.

Глава 3

Алёша постоянно оставался с бабушкой, которая рассказывала ему сказки и историю своей жизни. От неё мальчик узнал, что Иван-Цыганок — подкидыш. Бабушка и дед вырастили его как родного сына. Бабушку выдали замуж, когда ей было 14 лет, и в 15 она уже родила. Всего у неё было 18 детей, но большинство умерло. Иван-Цыганок умел показывать разные фокусы.

По праздникам дядя Яков играл на гитаре проникновенную грустную мелодию, все пели песни и плясали. Особенно красиво умела плясать бабушка. В тех разговорах Григорий часто вспоминал своего друга — покойного Максима, отца Алёши. Иногда в такие минуты дядя Яков начинал плакать, рвать на себе одежду, выть, кричать. Иван-Цыганок не стал рассказывать мальчику о причине этого поведения дяди. Григорий рассказал Алёше по секрету, что дядя Яков до смерти замучил жену: накрыл с головой одеялом и забил. Григорий уверен, что Яков убил жену, потому что она была лучше него. Григорий рассказал, что Каширины хорошего не любят, завидуют этому. Только бабушка Акулина Ивановна не такая, словно святая среди них.

Алёша вспоминает, как проводили вечера его родители. Они всегда держались вместе, громко пели песни, смеялись по вечерам. В доме деда мальчик чувствует себя чужим. Иван-Цыганок всегда мечтал о красивом голосе: ему хотелось петь.

Иван-Цыганок по пятницам ездил за продуктами и всегда привозил больше, чем просили, но при этом тратил денег меньше, чем ему давали. Он немного приворовывал, чтобы дед не ругался. Бабушка боялась, что Ивана за это арестуют.

Вскоре Ивана заставили перетаскивать большой тяжёлый дубовый крест на могилу убитой жены дяди Якова. Яков дал обет самому отнести этот крест, но положил комель креста на плечи Ивана. Иван-Цыганок нёс тяжёлый комель, но споткнулся, крест упал на него и покалечил. У Ивана началось сильное кровотечение, и он умер. Григорий обвинил братьев в том, что из-за них погиб Иван.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: