Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.
Единственным источником для нас может служить лишь поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечал греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно. Однако нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в тот период, о чем Гомер рассказывает довольно подробно
Однако нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в тот период, о чем Гомер рассказывает довольно подробно.
Итак, город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.
Троя, на месте которой сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта.
Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.
Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, ибо их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.
Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.
Сражение у стен Иллиона
Ахейцев Гомер называет «копьеборными», поэтому нет сомнения в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. Воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит.
Марафонский бег
Подобные мысли посещали и афинских стратегов, так что было принято решение, не теряя времени на отдых, форсированным маршем отправиться обратно в Афины. На поле сражения остались лишь платейцы, выполнившие свой долг перед афинянами, и один из племенных полков, обращённый в бегство во время сражения, которому было поручено собрать павших и на поле битвы.
Чтобы укрепить дух горожан, в Афины был послан гонец, бежавший впереди войска. До нас дошли несколько версий имени гонца: Евклес, Ферсипп, Фидиппид. По преданию, вестник пробежал всю дистанцию в доспехах, а прибежав в город, упал замертво, лишь успев воскликнуть: «Приветствую, мы победили!». В память подвига простого афинянина появилась знаменитая марафонская дистанция, которая и поныне входит в перечень олимпийских дисциплин (стоит отметить, что историческая дистанция была несколько меньше современной — около 40 километров).
Предание о марафонском гонце. (wikimedia.org)
Афинская армия оказалась в окрестностях города поздно вечером в день сражения или ночью следующего дня. Утром персы, заметив вернувшихся греков, взяли курс назад в Азию, не рискнув высаживаться на виду у готового к бою неприятеля. Афины выстояли и победили.
Такой бой продолжался до наступления ночи. Сказание о Троянском Коне
Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря – рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва.
Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.
Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый (!) год войны стали разворачиваться основные события.
Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.
Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших – непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.
Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний».
Воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой – «ударами острых мечей и пик двуконечных» – отбросили их.
В конце концов, нападение было отбито. Однако сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позже Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, вновь вступил в сражение.
Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.
Тематика и проблематика
Уже в первых строках поэмы Гомер раскрывает тематику «Илиады». Одна из тем — гнев Ахилла. Проблема ненависти выдвинута автором в своеобразной манере: он приветствует воинственность противоборствующих сторон, но в то же время сетует на бездумные потери. Недаром богиня раздора играет отрицательную роль в произведении. Так автор выражает свое стремление к миру. «Гнев Ахилла» направляет ход войны, поэтому мы полноправно можем назвать его эмоциональную возбужденность стержневой основой произведения. В ней сосредоточена человеческая слабость: мы не можем устоять, когда нами завладевает агрессия.
Впервые герой пылает ненавистью к Агамемнону. Вождь греков силой забирает Брисеиду – пленницу Ахилла. Герой отныне не учувствует в сражениях, таково наказание царю. Греки сразу начинают терпеть поражения одно за другим, а Ахилл не вступает в бой, даже когда Троянцы вплотную подходят к его лагерю. Агамемнон возвращает Брисеиду герою, в шатер заносят дары в качестве извинений, но Ахилл не смотрит на них. Светлые чувства не успевают занять голову героя, сюжетная линия вновь вспыхивает гневом Ахилла, на этот раз из-за убийства его друга Патрокла. Поскольку Ахилл не участвовал в сражениях, а греческая армия несла серьезные потери – Патрокл вызвался помочь воинам, облачившись в доспехи полубога, получив его воинов и колесницу. Жажда воинской славы помутняет сознание юного Патрокла, и, вступая в схватку с Гектором, он умирает.
Ахилл жаждет мести, теперь он объединяется с Агамемноном, ведь ни что так не сближает, как общий враг. Герой вызывает Гектора на бой, пронзает шею мечом и жестоко обходится с телом врага, привязав его к своей колеснице и протащив до самого лагеря. За свою жестокость он расплачивается сполна, ведь тоже падает на поле боя по воле богов. Так автор порицает агрессию и своенравие человека.
Тема чести главным образом раскрывается через противостоящих воинов Гектора и Ахилла, а смерть Троянского предводителя является предзнаменованием падения Трои. Поступок Ахилла по отношению к телу Гектора является бесчестьем, поэтому наказывается богами. Зато к троянскому воину были обращены должные почести, ведь он, по мнению Гомера, был человеком чести до конца.
Тема судьбы тоже затронута автором. Герои Гомера не имеют свободы воли, все они — заложники своей судьбы, предначертанной богами. Жители Олимпа полностью контролируют жизнь людей, выясняя через них свои отношения. Мифологическое сознание современников Гомера так представляло себе мир — через призму мифа. Ни одно действие не считали они случайным, везде находя божий промысел.
Проблематика произведения вмещает в себя основные человеческие пороки: зависть, мстительность, честолюбие, жадность, блуд и так далее. Эти преступные страсти одолевают даже богов. Все начинается с зависти, мстительности и себялюбия богинь, продолжается благодаря честолюбию, гордыне, жадности и похоти людей, а заканчивается их жестокостью, хитростью и глупостью. Каждое из этих качеств — проблема, которая, тем не менее, вечна. Автор считает, что пороки родились вместе с людьми и исчезнут они тоже, как явления одного порядка. В дурных чертах он видит не только негатив, но и источник многогранности жизни. Поэт несмотря ни на что воспевает людей такими, какие они есть.
Доказательство теории о народном эпосе
Однако Милмэну Пэрри предстояло ещё доказать эту теорию. Помощником в исследовании стал его коллега и ученик Альберт Лорд. Учёные путешествовали и собирали информацию по тем местам, где существовала культура развитого эпоса — по Средней Азии, на Балканах. В итоге Пэрри и Лорд выяснили, что во всех аналогичных случаях сюжет эпической истории существует в нескольких вариантах, с единой основой, но разными подробностями или отдельными линиями повествования. Все варианты одной истории строятся по определенной формуле: два-три-четыре-пять слов, которые встречаются в одной строке в определенной метрической позиции.
Чтобы проще понять, как это происходит, можно представить себе строку поэмы в виде лестницы. У каждой «ступеньки» будет своё, определенное расстояние, и рассказчик должен вложить одну и ту же метрическую конструкцию в семь слогов. В четыре не поместится, в девять — слишком много, а в семь — в самый раз. На семь этих слогов у сказителя есть определенное количество формул, которые состыкуются и с героем, и со временем, и с другими основными элементами сказания.
Средневековая иллюстрация к «Илиаде»
Учёные сформулировали понятие, которое затем преобразовалось в теорию Милмэна Пэрри и Альберта Лорда, или формульную теорию. Они доказали, что формула — это группа слов, которая встречается в определенной метрической позиции. Сказитель же, когда рассказывал, а точнее пел свои истории, брал эти «формулы» и определенные шаблоны из своего багажа знаний, впитываемых всю жизнь, и строил по ним свой текст. Шаблонными чаще всего были описания — пиров, скачек, сражений. Эта теория Пэрри-Лорда в значительной степени повлияла на дальнейшее развитие науки об эпосоведении.
Время и место создания «Илиады» и «Одиссеи»
Цицерон, Павзаний и другие античные авторы донесли до нас сведения о созданной афинским тираном Писистратида ученой комиссии, работавшей над творчеством Гомера и расположившей в нужном порядке разрозненные части «Илиады» и «Одиссеи». Это говорит о существовании записи гомеровских поэм в VI в. до н. э. и означает, что завершение поэм относится к VIII–VII вв. до н. э. Анализ отраженных в поэмах общественных отношений и материальной культуры приводит ученых к выводу о том, что вряд ли завершение произошло раньше.
Общество, изображенное в поэмах «Илиада» и «Одиссея» – это доклассовое общество, люди живут в племенных объединениях. Во главе племени стоят «цари»– родовые старейшины, которые являлись военачальниками, жрецами, судьями, но их власть была ограничена: уже в I книге «Илиады» рассказывается о том, что вопрос о выдаче Хрисеиды ее отцу решается народным собранием. И хотя царю не по душе вердикт, все же приходится подчиниться ему.
Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи»
Образ жизни царей довольно демократичен, они ведут себя как обыкновенные люди, их не боятся критиковать. В XIX книге поэмы «Илиада» Одиссей говорит:
«Ты, Агамемнон могучий, вперед и к другому ахейцу Сам справедливее будь: унижения нет властелину С мужем искать примиренья, которого сам оскорбил он»(Ил., кн. XIX, ст. 182–184).
О демократическом образе мыслей царей свидетельствуют слова самого Агамемнона:
«Нет, на род не взирай ты, хотя б и державнейший был он»(Ил., кн. X, ст. 239).
Всё это указывает на родовой характер гомеровского общества, которое находится на грани разложения и перехода к рабовладельческому строю. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» уже налицо имущественное и социальное неравенство, разделение на «лучших» и «худых»; уже существует рабство, которое, правда, сохраняет патриархальный характер: рабы – в основном пастухи и домашние слуги, среди которых есть привилегированные: такова Евриклея, няня Одиссея; таков пастух Евмей, который действует вполне самостоятельно, скорее, как друг Одиссея, чем как раб его.
Торговля в обществе «Илиады» и «Одиссеи» уже существует, хотя она еще мало занимает мысли автора.
Следовательно, создатель поэм (олицетворенный в личности легендарного Гомера) – представитель греческого общества VIII–VII вв. до н. э., находящегося на грани перехода от родоплеменного быта к государственному.
Материальная культура, описанная в «Илиаде» и «Одиссее», убеждает нас в том же: автор хорошо знаком с употреблением железа, хотя, стремясь к архаизации (особенно в «Илиаде»), указывает на бронзовое вооружение воинов.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея» написаны в основном на ионийском диалекте, с примесью эолийских форм. Это означает, что местом создания их была Иония – острова Эгейского моря или Малая Азия. Отсутствие же в поэмах упоминаний о городах Малой Азии свидетельствует об архаизаторских стремлениях Гомера, воспевающего древнюю Трою.
«Одиссея».
В поэме «Одиссея» рассказывается о приключениях Одиссея во время его возвращения из Трои на родину — островок Итаку, у западного побережья Греции.
Воины Итаки отплыли на двенадцати кораблях от береги, где ещё дымились развалины Трои. Бог холодного северного ветра поднял на море бурю, во время которой греки сбились с пути. Дважды Одиссей и его спутники попадали на острова, населённые великанами. На втором острове великаны высотой в целую гору разбили каменными глыбами одиннадцать кораблей и перебили всех находившихся на них людей. Только одному кораблю удалось уплыть в море.
Спутники Одиссея рассердили бога грома и молнии Зевса, Зевс ударил в корабль сверкающей молнией и разбил его. Спасся лишь Одиссей.
После десятилетних странствий Одиссей добрался до Итаки. Он поселился сперва у раба, который пас его свиней. Этот раб родился в богатой семье, но его ещё ребёнком украли торговцы и продали на Итаку. В свой дом Одиссей пришёл под видом нищего. После новых приключений Одиссей опять стал править на Итаке.
Дальнейшие события
Оставалось еще много событий до конца этой войны. Потеряв Гектора, троянцы не осмеливались уже покидать городские стены. Но им на помощь приходили другие народы: из земли амазонок, из Малой Азии, из Эфиопии. Наиболее страшным был эфиопский вождь Мемнон. Он сразился с Ахиллом, который его ниспроверг и бросился на приступ Трои. Именно тогда герой и погиб от направленной Аполлоном стрелы Париса. Потеряв Ахилла, греки не надеялись уже взять силой Трою — они сделали это хитростью, заставив жителей города ввезти деревянного коня, внутри которого сидели витязи. В «Энеиде» Вергилий потом расскажет об этом.
Троя была разрушена, а греческие герои, которым удалось выжить, отправились в обратный путь.
Ахейское завоевание Греции
В конце третьего тысячелетия до н. э. с севера Балканского полуострова в Грецию вторглись племена ахейцев. Завоеватели находились на более низком уровне развития, чем местное негреческое население. Только с XVI века до н. э. начинается подъем хозяйства и культуры ахейской Греции. Возникла Микенская цивилизация, по названию самого сильного государства ахейцев — Микен. Это была первая цивилизация на территории материковой Греции.
Как и на Крите, центрами небольших государств были дворцы с прилегающей территорией. В отличие от критских ахейские дворцы имели мощные укрепления. Это означает, что ахейские цари враждовали друг с другом и часто совершали военные походы.
Глава двадцать четвёртая. Выкуп Гектора
После похорон Ахиллес привязывает тело Гектора к колеснице и волочит его вокруг могилы Патрокла. Поруганию противится Аполлон, всё это время сохраняющий тело невредимым. Многие боги осуждают поступок Ахиллеса и даже начинают готовиться к похищению тела Гектора. Но в ситуацию вмешивается Зевс. По его велению, Фетида убеждает сына прекратить свирепство. Одновременно к Приаму является богиня Ирида. Она убеждает старого царя собрать богатые подношения и ехать за телом Гектора. Ахиллес, тронутый мольбами Приама, отдаёт ему тело сына и любезно предлагает расположиться в ахейском лагере на ночлег.
Утром Приам с телом Гектора возвращается в Илион. Чтобы встретить павшего героя, на улицы выходят все трояне. С большими почестями Гектора предают огню. Описанием его похорон и пиршества у Приама Гомеровский эпос заканчивается.
Причины военного столкновения греков и персов. Восстание в Милете
В конце VI в. до н.э. самым могущественным государством Древнего мира была Персидская держава. Ее тогдашний царь Дарий решил предпринять поход на скифов – жителей Причерноморья. Скифы заманивали врагов все дальше в безлюдные степи, засыпая колодцы, в итоге персам пришлось отступить.
Возможно, это поражение воодушевило греческие города Малой Азии и островов Эгейского моря, которые все сильнее тяготились властью над ними персов. Их свободолюбие не терпело рабского положения, их благополучие и богатство зависело от торговли с колониями и Балканской Грецией, они не желали платить налоги и отправлять людей на строительство царского дворца в Персеполе.
Восстание городов Ионии возглавил тиран Милета Аристагор – он даже добровольно отказался быть тираном. На призыв ионийских греков о помощи ответили только два полиса Балканской Греции – Афины, пославшие 20 кораблей, и маленькая Эретрия, давшая пять. Восставшим не удалось создать единого командования и плана войны, и после шести лет сопротивления они были разбиты. Персы сожгли Милет и продали в рабство всех его жителей, Византий стал грудой развалин.
Теперь персидский царь начал планировать наступление на Балканскую Грецию. Он намеревался установить полный контроль над всем Эгейским морем и торговыми путями в Средиземноморье, ему нужны были земли, богатые камнем и металлами.
Византий
Для греков подчинение персам означало конец их существования как отдельной цивилизации.
У персидских войск было немало несомненных преимуществ перед греческими. Они были испытаны в больших боях, в то время как греки лишь изредка сражались между собой. У них была сильная конница и огромный флот, у греков же коней почти не было, а флот был торговый. За спиной персидской армии стояла вся мощь державы, а греческие города были малочисленны и бедны.
Однако сплоченная, дисциплинированная греческая фаланга из тяжеловооруженных гоплитов превосходила наспех собранную из разных народов легкую персидскую пехоту. В войне, где встречаются столь разные армии, решающими факторами становятся стратегия – искусство полководцев – и боевой дух войска. Греческие воины знали, что сражаются за свою свободу, свои семьи и свое Отечество.
Яблоко раздора. Суд Париса
Единственной неприглашенной оказалась богиня раздора Эрида, которая, желая отомстить за обиду, явилась на свадьбу с золотым яблоком для самой прекрасной из богинь. Поскольку за яблоко поспорили Гера, Афина и Афродита, Зевс назначил судьей Париса, сына царя Трои Приама, и велел Гермесу отвести богинь к нему. Придя‚ к Парису, богини тут же начали давать обещания:
- Афина пообещала дать силу
- Гера – власть
- Афродита – самую прекрасную женщину на свете, Елену
Поскольку последнее обещание показалось Парису самым заманчивым, он вручил яблоко богине любви.
«Суд Париса». Петер Пауль Рубенс, ок. 1638-1639
Персидское отмщение
Перед тем как высадиться на материке в 490 году, персидское войско отправилось на Эвбею (остров к востоку от Аттики), где разорило Эритрию — одного из участников восстания в Малой Азии. Греки тогда ещё не имели столь впечатляющего флота, чтобы тягаться с персами, которым были доступны опыт и ресурсы главных мореплавателей Средиземноморья — финикийцев и покорённых малоазийских полисов.
Тем не менее, гордые сыны Аттики были полны решимости не допустить захватчиков на родную землю и разгромить персов, как только те рискнут ступить на неё. Что и произошло в начале сентября 490 года. Крупный персидский флот причалил к берегам Аттики, в южной её части, где не было недостатка в удобных для флота заливах и удобных для действий конницы равнинах.
О том, как далеко простирались планы персов под началом Датиса, специалисты спорят до сих пор. Очевидно, что их первоочередной оперативной целью были Афины, однако, вряд ли персы рассчитывали силой покорить всю Грецию. Скорее всего, разорив Эритрию и Афины, они надеялись устрашить остальных эллинов и склонить их заключить мир, признав верховенство Дария.
Впрочем, даже для покорения Афин персы не имели достаточных сил: ни один из античных авторов не упоминает о наличии осадных орудий на их кораблях, а количества перевозимых войск было явно недостаточно для длительной осады и её прикрытия. Таким образом, персидские командиры были заинтересованы в полевом сражении, где они могли бы использовать свой главный козырь — превосходство в кавалерии.
После несомненной победы персов должна была последовать капитуляция Афин, где отнюдь не существовало единого мнения воевать с Дарием или покориться? Уговорить афинян сдаться должен был Гиппий — бывший правитель Афин, сын тирана Писистрата, высланный из полиса после падения там авторитарной власти. Гиппий мечтал вернуться в город и снова сделаться его полновластным хозяином, даже если это господство покоилось бы на персидских мечах. Он был одним из главных вдохновителей похода на Аттику, так что Датис возлагал на него особые надежды.
Время и место создания «Илиады» и «Одиссеи»
См. об этом также статью «Гомеровский вопрос»
Цицерон, Павзаний и другие античные авторы донесли до нас сведения о созданной афинским тираном Писистратом ученой комиссии, работавшей над творчеством Гомера и расположившей в нужном порядке разрозненные части «Илиады» и «Одиссеи». Это говорит о существовании записи гомеровских поэм в VI в. до н. э. и означает, что завершение поэм относится к VIII–VII вв. до н. э. Анализ отраженных в поэмах общественных отношений и материальной культуры приводит ученых к выводу о том, что вряд ли завершение произошло раньше.
Гомер. Илиада. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Общество, изображенное в поэмах «Илиада» и «Одиссея» – это доклассовое общество, люди живут в племенных объединениях. Во главе племени стоят «цари»– родовые старейшины, которые являлись военачальниками, жрецами, судьями, но их власть была ограничена: уже в I книге «Илиады» рассказывается о том, что вопрос о выдаче Хрисеиды ее отцу решается народным собранием. И хотя Агамемнон не доволен его решением, все же приходится подчиниться ему.
Образ жизни царей довольно демократичен, они ведут себя как обыкновенные люди, их не боятся критиковать. В XIX книге поэмы «Илиада» Одиссей говорит:
«Ты, Агамемнон могучий, вперед и к другому ахейцу Сам справедливее будь: унижения нет властелину С мужем искать примиренья, которого сам оскорбил он»(Илиада, кн. XIX, ст. 182–184).
О демократическом образе мыслей царей свидетельствуют слова самого Агамемнона:
«Нет, на род не взирай ты, хотя б и державнейший был он»(Илиада, кн. X, ст. 239).
Всё это указывает на родовой характер гомеровского общества, которое находится на грани разложения и перехода к рабовладельческому строю. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» уже налицо имущественное и социальное неравенство, разделение на «лучших» и «худых»; уже существует рабство, которое, правда, сохраняет патриархальный характер: рабы – в основном пастухи и домашние слуги, среди которых есть привилегированные: такова Евриклея, няня Одиссея; таков пастух Евмей, который действует вполне самостоятельно, скорее, как друг Одиссея, чем как раб его.
Торговля в обществе «Илиады» и «Одиссеи» уже существует, хотя она еще мало занимает мысли автора.
Следовательно, создатель поэм (олицетворенный в личности легендарного Гомера) – представитель греческого общества VIII–VII вв. до н. э., находящегося на грани перехода от родоплеменного быта к государственному.
Материальная культура, описанная в «Илиаде» и «Одиссее», убеждает нас в том же: автор хорошо знаком с употреблением железа, хотя, стремясь к архаизации (особенно в «Илиаде»), указывает на бронзовое вооружение воинов.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея» написаны в основном на ионийском диалекте, с примесью эолийских форм. Это означает, что местом создания их была Иония – острова Эгейского моря или Малая Азия. Отсутствие же в поэмах упоминаний о городах Малой Азии свидетельствует об архаизаторских стремлениях Гомера, воспевающего древнюю Трою.
Другие персонажи
Одиссей, Аякс, Менелай, Диомед – отважные ахейские воины, соратники Ахиллеса.
Патрокл – лучший друг Ахиллеса.
Приам – правитель Трои.
Эней, Парис, Долон – отважные представители троянского войска.
Елена – жена Менелая, похищенная Парисом и ставшая причиной Троянской войны.
Андромаха – супруга Гектора.
Зевс – великий бог Олимпа, пообещавший отомстить троянцам за Ахилла.
Фетида – нимфа, мать Ахиллеса.
Гера, Афина, Посейдон, Гефест – боги, которые поддерживали ахейцев.
Артемида, Аполлон, Афродита, Арес – боги-соратники троянцев.
Начало сражения
Ещё в Средние века в Греции имела хождение поговорка «конница ушла», означавшая решительное изменение планов. По преданию своим происхождением эта поговорка обязана как раз Марафонскому сражению: ионийские греки из покорённых полисов, находившиеся в составе персидской армии, якобы оповестили своих заморских родичей, что неприятельская конница погрузилась на суда и отплывает. Именно этот момент стал ключевым для греков. Мильтиад, командовавший войском в тот день (главенство осуществлялось стратегами поочерёдно), решил воспользоваться ситуацией и перехватить инициативу. Отрядам было приказано занять свои места в общем строю, греки готовились к атаке. Персы уже ожидали их на равнине неподалёку.
Построения армий отражали тактические особенности и стиль мышления противников. Главной силой персидской армии, приносившей ей победы, была конница, которая участия в сражении принять не могла, будучи посажена на суда. Надеждой Датиса теперь были гвардейские части арстибара (дословно копьеносцев) из корпуса постоянной армии царя — Бессмертных и саки (представители ираноязычных племён в армии Дария, считавшиеся способными воинами), на флангах разместилась лёгкая пехота. Такое построение пехоты было характерно для персов, так как командующий обычно руководил войсками из центра, где его охраняли лучшие войска. Численность персидских войск в оценках историков античности варьируется от 100 до 600 тысяч воинов. Современные исследователи склонны оценивать возможности персов более скромно — 10−15 тысяч человек, равномерно построившихся в 10 шеренг по всей ширине фронта.
Персидские щитоносцы и метатели составили фланги построения. (factinate.com)
Греки построились примерно в 8 стадиях от неприятеля (около 1500 метров) в линию, однако, чтобы неприятель не мог охватить их с флангов, Каллимах и Мильтиад специально ослабили центр построения (здесь гоплиты стояли в 4 шеренги), усилив при этом фланги. Замысел командующих был ясен: пока полки центра сдерживают лучшие части врага, фланги, пользуясь преимуществом, громят крылья персов. Такой план хорошо отражал психологию греческих стратегов, уверенных в победе (чего нельзя сказать про простых греков), полных решимости нанести захватчикам решительное поражение, даже если для самих персов эта кампания была рядовой экспедицией.
Командующий Каллимах занял самое почётное и опасное место — крайнее справа (в фаланге один воин прикрывал другого частью своего щита и только крайний правый оставался открытым, оттого это место полагалось самому уважаемому воину, чаще всего одному из командующих). Левый фланг заняли платейцы (ок. 1000 воинов). Всего у греков было примерно 10 тысяч тяжеловооружённых пехотинцев, кроме того, в сражении участвовали рабы — впервые в греческой истории.
Марафонская битва
Помощь балканских греков восставшим ионийцам дала персам повод к началу войны. По преданию, царь Дарий велел слуге каждый день повторять: «Владыка, помни об афинянах!» Летом 490 г. до н. э. персидский флот (около 400 кораблей и 24-тысячное войско) поплыл к Балканской Греции. Сначала из-за предательства пала Эретрия, затем персы высадились на равнине Марафон в 40 км от Афин. Видимо, эту идею им подсказал бывший тиран Афин Гиппий: равнина была удобна для действий конницы. Персы хотели выманить из Афин основные силы, разбить их и войти в город.
Помощь афинянам прислали только Платеи из соседней Беотии – тысячу гоплитов, всего набралось 10 тысяч воинов. Все стратеги единодушно передали командование Мильтиаду. Несколько дней встретившиеся у Марафона армии выжидали. Греки не позволяли выманить их на равнину и ждали помощи спартанцев, между тем у персов начались затруднения с питьевой водой. И лишь когда персы стали грузить конницу на корабли для отплытия к Афинам, греки молниеносно (приказ звучал так: «Бегом атаковать варваров») напали на пехоту, застав ее врасплох.
«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям», картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868
Хитроумной расстановкой фаланги Мильтиад заманил персов в центр своего войска и окружил его. Часть кораблей сгорела. План персов доплыть до опустевших Афин тоже не удался: победители сразу же выступили маршем обратно в город. А чтобы предупредить жителей, гонец Фидиппид пробежал расстояние до города и со словами: «Радуйтесь, мы победили!» — и упал замертво. В память его подвига на Олимпийских играх есть забег на марафонскую дистанцию – 42 км 195 м. Современники же героя просто похоронили его в общей могиле. Греки не были неблагодарными людьми, но они считали подвиг во имя свободы и славы Родины естественным для каждого гражданина.
Исход битвы при Марафоне избавил греков от ужаса перед персами: они увидели, что победа возможна. Поколение победителей навсегда вошло в историю Эллады как «марафонские бойцы».
Кто участвовал в войне
Длилась Троянская война 10 лет. «Илиада» Гомера начинается так. На Трою в поход собралось множество греческих вождей и царей, с тысячами воинов, на сотнях кораблей: в поэме их перечень занимает несколько страниц. Агамемнон, правитель Аргоса, этот сильнейший из царей, был главным из них. Вместе с ним отправились Менелай, его брат (война началась ради него), пылкий Диомед, могучий Аякс, мудрый Нестор, хитроумный Одиссей и другие. Но самым ловким, сильным и храбрым был Ахилл, юный сын Фетиды, морской богини, сопровождал которого Патрокл, его друг. Приам, седой царь, правил троянцами. Войско его возглавлял Гектор, сын царя, доблестный воин. При нем были Парис, брат его (война началась из-за него), а также множество союзников, собранных со всей Азии. Таковы были герои поэмы Гомера «Илиада». Участвовали в сражении и сами боги: Аполлон сребролукий помогал троянцам, а Гера, царица небесная, и Афина, мудрая воительница — грекам. Громовержец Зевс, верховный бог, следил с высокого Олимпа за битвами и вершил волю свою.
Хитрость Одиссея
Греки пытались всячески умилостивить богиню войны Афину. Они даже похитили из её храма Палладий, который, тем не менее, успеха в битвах не принёс. Тогда у Одиссея рождается гениальная идея, внушённая богиней.
Греками был построен гигантский деревянный конь, способный вместить часть войска. Когда строительство было завершено, греки спрятались внутри конструкции. Наутро троянцы увидели пустую равнину и высокую фигуру коня.
Оставленный рядом с ним родственник Одиссея, хитрый Синон, сказал, что с помощью изваяния греки хотели умилостивить Афину, искупив вину за похищение Палладия. Решив, что войска Агамемнона ушли, троянцы ликуют, завозя коня в свой город и устанавливая его рядом со святилищем богини.
Керстиан де Кейнинк «Пожар Трои», последняя треть XVI векаМестонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Исход Троянской войны известен всем. Вышедшие из коня греки подали сигнал своим соратникам, оставшимся на кораблях. Они открыли ворота, после чего в ночную спящую Трою вломилась вся армия Агамемнона. Троя была разрушена и сожжена, а греки не представляли, что триумф окажется недолгим. Менелай и Одиссей со своими командами несколько лет скитались по морям, а Агамемнон по возвращении на родину был убит собственной женой.
Убийство Гектора и Троянский конь
Ахилл горько оплакивал своего друга и поклялся отомстить его убийце. Его мать Фетида попросила Гефеста сковать ему новые доспехи. Утром Ахиллес вызвал Гектора на бой. Он пронзил своего врага копьем, привязал за ноги к колеснице и отвез в лагерь греков.
Снова начались отчаянные битвы. В одной из них Ахилл пал от стрелы Париса. Она попала герою в пятку — единственное его уязвимое место. После гибели Гектора и Ахиллеса силы уравниваются. Греки приглашают героя Филоктета, обладающего стрелами Геракла. Это не дает военного перевеса, но одна из них убивает Париса.
Победить в войне помогает совет Одиссея. Он предложил сделать большого деревянного коня и поместить туда лучших воинов. Все прочие сядут на корабли и отплывут от берега. Ахейцы так и сделали. Утром жители Трои увидели, что враги покинули их побережье, а на морском берегу остался огромный деревянный конь. Друг Одиссея, переодетый в нищего, сообщил троянцам, что это дар ахейцев богине Палладе.
Громадного коня перетащили за стены Трои. Ночью греки выбрались наружу, разграбили город и устроили резню. Царь Приам был убит, вдова Гектора Андромаха была увезена как рабыня, ее сына сбросили со стены. Кассандру, дочь Приама, отдали в добычу Агамемнону. Елена, виновница Троянской войны, предстала перед Менелаем. Он хотел поразить изменницу, но его обезоружила ее красота. Из троянских вождей спасся лишь Эней, который по легенде впоследствии стал основателем Рима .
На этом приключении греческих героев не закончились. На обратном пути им пришлось испытать много бед:
- Корабль Менелая был застигнут бурей, после чего его отнесло в Египет.
- Возвратившийся домой Агамемнон был убит собственной женой.
- Дольше всех возвращался с войны Одиссей. О его странствиях была написана другая поэма Гомера — «Одиссея».
Из-за чего в реальности произошла Троянская война, сегодня судить трудно. Но сложенная о ней поэма стала первым художественным произведением, дошедшим до наших дней. На ней воспитаны многие поколения людей, и имена ее героев известны каждому.