Краткое содержание
В начале произведения писатель рассказывает о безымянной собаке, которая не имела дома. Люди издевались над ней, поэтому она привыкла их бояться. Зимой животное охраняло дачу. В этот момент некая капля гордости посещала собачью душу.
Весной вернулись владельцы дома. Они с удивлением узнали, что на их территории живет безнадзорное животное. Собака первой познакомилась с Лелей, но встреча вышла неудачной: следуя своей привычке, животное порвало подол платья девочки и убежало. Взрослые хотели было пристрелить пса, но потом передумали и начали кормить. Они назвали собаку Кусакой.
Осенью дачники собрались уезжать, и Леля спросила маму, что они будут делать с Кусакой. Девочке объяснили: собаку забрать нельзя, так как придется держать ее комнате. Лучше купить тогда породистого щенка. Леля хотела было попрощаться, но забыла.
После отъезда дачников Кусака долго металась по территории. Ночью она выла, а другим людям казалось, что собака рыдает навзрыд. Ей было больно из-за того, что ее предали.
Читать краткое содержание Пушкин Метель
В одной из российских губерний жил в своем поместье хороший и хлебосольный барин Гаврила Гаврилович с женой и семнадцатилетней дочерью Машей. Маша считалась в округе богатой наследницей, и претендентами на ее руку и сердце был заполнен весь дом. Однако, как это часто случается, Мария влюбилась в абсолютно неподходящего человека – приехавшего на побывку небогатого прапорщика Владимира.
Владимир отвечал Маше взаимностью. Естественно, Гаврила Гаврилович и его супруга были против увлечения дочери и принимали у себя Владимира с явной неохотой, считая его неподходящей для Марии парой. Виделись влюбленные редко, но вели бурную переписку. Зимой их встречи стали практически невозможны, и Владимир предложил своей возлюбленной тайно обвенчаться, а потом броситься в ноги к ее родителям и попросить прощения, абсолютно уверенный, что их простят. Мария долго думала и сомневалась. В один прекрасный день она решилась. План побега был такой: Владимир пришлет за Марией и ее горничной своего ямщика, который привезет их в церковь, где Владимир будет их ждать.
Владимир с трудом уговорил местного батюшку на тайное венчание, нашел свидетелей. Все было готово. В условленный час к дому Марии подъехали сани. Горничная погрузила вещи, они сели и поехали в церковь. Владимир тем временем один на санях направлялся в церковь. Неожиданно разыгралась сильная метель. Жених заблудился и долго плутал в снежной буре.
Заехал в незнакомую деревню и попросил, чтобы его проводили к церкви. До места он добрался только к рассвету. Естественно, его уже никто не ждал. Тем временем Мария вернулась в дом родителей и сильно заболела. Несколько дней она находилась между жизнью и смертью. Так как о Машином бегстве никто ничего не знал, родители списали ее болезнь на сильное чувство к Владимиру. И были готовы смириться с их браком. Они заметили, что Владимир давно у них не появлялся, и решили пригласить его к себе и дать согласие на их свадьбу с Машей. В ответ на это они получили от Владимира Николаевича крайне странное письмо, в котором он сообщал, что никогда не переступит порог их дома и будет искать утешения в смерти. Потом семья узнала, что Владимир отправился на войну с Наполеоном, храбро сражался при Бородино и получил тяжелое ранение. От таких новостей Маша лишилась чувств. В скором времени семью постигло еще одно горе: умер хозяин дома.
Мария и ее мама уехали в другое поместье. Как всегда, вокруг Маши кружились ухажеры, но она оставалась к ним холодна, хотя маменька уговаривала ее выбрать кого-нибудь из них. Маша оставалась непреклонна. Она свято хранила память по погибшему на войне Владимиру.
Война закончилась, и офицеры стали возвращаться домой. В доме Марии и ее матушки стал появляться двадцатишестилетний гусарский полковник Бурмин. Это был очень приятный и умный молодой человек, тихий и скромный. Бурмин нравился женщинам и умел себя с ними вести. Мария проявила к молодому человеку интерес, хотя сама не могла объяснить, что ее так в нем привлекало. Девушка была уверена, что Бурмин влюблен в нее, а их соседи в один голос говорили о скорой свадьбе.
Мария с тоской ждала признания в любви, а ее матушка одобряла подобный союз. Наконец Бурмин решил объясниться с Марией. Он признался, что давно и сильно любит ее, но не может быть с ней вместе, так как женат на другой. Мария была в шоке. Дальнейшие слова Бурмина удивили ее еще больше. Молодой человек заявил, что не знает на ком он женат, не видел свою супругу с момента венчания и не знает где она сейчас. Потом он рассказал странную историю. Будучи проездом в одной местности, в очень сильную метель, ночью он оказался рядом с деревенской церковью. Храм был открыт и освещен свечами. Люди стоящие рядом с церковью настойчиво звали его к себе. Ему сказали, что он сильно опоздал, и его невеста лишилась чувств, а местный поп не знает, что ему делать.
Бурмин вошел в церковь и увидел на лавке девушку в растрепанных чувствах. Священник спросил Бурина можно ли начинать венчание, то растерянно ответил, что можно. Девушку подвели к Бурмину, и их обвенчали. Когда пришло время поцеловаться, девушка вскрикнула, что это не он и погрузилась в глубокий обморок. Бурмин бросился вон из церкви и уехал. Мария была ошеломлена рассказом Бурмина и призналась ему, что это с ней он когда-то обвенчался. Бурмин остолбенел и упал на колени перед любимой.
Шварц «Два брата». Краткое содержание
Прежде чем пересказать сказку, отметим, что перу писателя принадлежит и много других замечательных произведений для детей: «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Кота в сапогах», «Рассеянный волшебник».
Итак, Евгений Шварц «Два брата», краткое содержание сказки для ребят.
В одном лесу жил лесник. Звали его Чернобородый. Он любил лес и деревья, растущие в нём. Лесник знал, что деревья в лесу живые, они растут, как дети, продолжают расти, даже когда уже немолодые. Словом, на работе у Чернобородого всё складывалось отлично, а дома не очень.
Огорчали лесника собственные дети. Два брата — Евгений Шварц называет сыновей Чернобородого Старший и Младший — часто ссорились. Как-то под Новый год отец объявил сыновьям, что ёлки не будет, потому что ёлочных игрушек в доме нет. За ними в город ехать надо, а ребят никак одних оставить нельзя.
Старший сначала расстроился, но потом пообещал родителям, что в их отсутствие дети будут жить дружно. Он, Старший, даёт гарантии. Отец с матерью им поверили, приготовили детям еду, научили, как разогреть пищу, оставили коробок спичек, чтобы огонь в печи развести, и уехали на целых три дня.
ОТВЕТЫ
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ МОЛЧА
№ |
А.И. Куприн. «Скворцы» |
Х.К. Андерсен. «Дюймовочка» |
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказочка про |
1 |
о скворцах |
сказка |
о том, как жила |
2 |
девятнадцатого |
о появлении |
солнечным весенним |
3 |
два дня |
ячменное зерно |
вежливой и |
4 |
воробьев стерегут |
в бутоне тюльпана |
Козявочка едва |
5 |
поочередно |
на лепестке |
едва убежала, едва |
6 |
из строительного |
веселой (пела |
с другой Козявочкой |
7 |
не более пяти |
однажды ночью |
1. Рождение |
8 |
на земле и в земле |
чтобы женить своего |
Что козявочки не |
9 |
ранним утром |
в болотной тине |
Да она и не умерла, а |
10 |
быстро летит вниз |
на листе кувшинки |
Любой вариант |
11 |
1. Возвращение 3. Выселение воробьев. 4. Строительство |
1 . Подарок колдуньи. 2. Чудесный цветок. 3. Появление Дюймовочки. 4. Жизнь в доме 5. Похищение |
– |
12 |
научно-познавательный |
Каждый дает свой вариант ответа |
– |
13 |
мелкие кусочки разного мусора |
была маленькой, всего в дюйм ростом |
– |
14 |
Каждый выбирает свой вариант ответа |
мокрой и |
– |
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ
И ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Комплексная разноуровневая
контрольная работа
1. а) «Помню я: бывало, няня…»
И.С. Никитина; б) «Ландыш» С.Я. Маршака;
в) «Русь» И.С. Никитина.
2. Псевдоним – вымышленное имя
писателя, которым он подписывает свои
произведения.
3. Возможные варианты:
Паустовский, Маршак, Пантелеев, Гайдар, Пришвин,
Куприн.
4. Рассказ – нас, вокруг – Чук.
5. Алексей Иванович Еремеев.
6. Эти слова сказал автор в
рассказе Л. Пантелеева «Честное слово».
7. «Стальное колечко».
8. Старик в рассказе А.П. Гайдара
«Горячий камень».
9. «Тимур и его команда»
А.П. Гайдара; «Фенька» Л. Пантелеева;
«Ландыш» С.Я. Маршака; «Волк» Дж. Лондона;
«Двойной след» М.М. Пришвина.
10. Камилл, Пантелеев, Выскочка,
Эрнест, Михалков.
1. С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар».
2. «Камилл и учитель», «Честное
слово», «Фенька», «Ночка», «На ялике».
3. Спеленутый – нетронутый, лист
– душист.
4. Самуил Яковлевич Маршак.
5. Ивашка Кудряшкин.
6. Так говорит римский полководец
Камилл – герой рассказа Л. Пантелеева «Камилл и
учитель».
7. Из сказки Ц. Топелиуса «Зимняя
сказка».
8. «Трус и таракана посчитает за
великана».
9. Александр Иванович Куприн,
Михаил Михайлович Пришвин, Самуил Яковлевич
Маршак, Аркадий Петрович Гайдар.
10. Вьюшка, Танечка, Билл, Ивашка,
Фенька.
1. А.П. Гайдар. «Горячий камень».
2. Варианты ответа: Андерсен,
Перро, Гримм, Топелиус, Чиарди.
3. Бубенчики – венчики, плотны –
весны.
4. С.Я. Маршак. «Ландыш».
5. Марк Фурий Камилл.
6. Так думает Ивашка Кудряшкин –
герой рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень».
7. Дж. Лондон. «Волк».
8. а) «Аркадий Гайдар» С.В.
Михалкова; б) «Об удивительных птицах»
Дж. Чиарди; в) «Ландыш» С.Я. Маршака.
9. «Двойной след» М.М. Пришвина;
«Урок родного языка» С.Я. Маршака; «Фенька»
Л. Пантелеева; «По следам» В.В. Бианки;
«Волк» Дж. Лондона.
10. Мальчик, Выскочка, «Ландыш»,
«Волк», Чинк.
Тест (вид итоговой проверки)
№ |
Вариант
|
Вариант
|
Вариант
|
1 |
рассказ |
Л. |
Л. |
2 |
С.Я. |
Ц. |
Ц. |
3 |
Л. |
В.П. |
Л. |
4 |
М.М. |
Л. |
Елизаветы |
5 |
А.П. |
Дж. |
Рыжий |
6 |
М.М. |
о |
В.В. |
7 |
Аркадий |
Сергей |
Михаил |
8 |
«Жаркий |
Ивашка |
о |
9 |
каталог |
Ш. |
А.И. |
10 |
С.А. |
иллюстрация |
аннотация |
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА
СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Вариант
|
Вариант
|
Вариант
|
1 |
рассказ |
Самуил |
С.В. |
2 |
«Ландыш» |
«По |
…маленький |
3 |
…рассказа |
…рассказа |
«Ю-Ю» |
4 |
переплет |
рассказ |
Дж. |
5 |
Э. |
Х.К. |
…зарубежные |
6 |
Аркадий |
Константин |
рассказы |
7 |
поэты |
о |
«Ошибка» |
8 |
Л. |
С.В. |
Голиков |
9 |
«Новенькая» |
«Ошибка» |
Иван |
10 |
К.Г. |
Дж. |
аннотация |
Драматургия
Еврипид и Эсхил
Драматург выработал собственный литературный стиль и приемы. Он вывел на сцену 2-го актера и создал трагический диалог между двумя персонажами, изобрел жанр трилогии и тетралогии, в которых объединил драматические и сатирические произведения, отказался от дельфийской поэзии, заменив ее традиционным гомеровским эпосом и современными историческими сюжетами.
Эсхил получал первый приз на празднествах Дионисии 13 раз, известно, что все сохранившиеся произведения были удостоены высшей награды.
Трагедия начинается с известия о поражении персов в морском сражении, которое посланник передал Атоссе, матери царя Ксеркса. Женщина отправляется к гробнице своего мужа Дария, где призрак правителя предсказывает новые страдания родному народу и объясняет, что причиной гибели армии стала самоуверенность и высокомерие Ксеркса, вызвавшего гнев богов. Виновник поражения персов появляется в конце пьесы, которая заканчивается плачем хора и поверженного царя.
Бюст и портрет Эсхила
Пьеса рассказывает историю братьев Этеокла и Полиника, наследников фиванского царя Эдипа, заключивших договор царствовать по очереди, но не поделивших престол и убивающих друг друга. Оригинальная концовка пьесы состояла из причитаний хора о гибели правителей, но через 50 лет после первого показа она изменилась. В новой версии дочь Эдипа, Антигона, исполняет плач, а затем восстает против указа о запрете захоронения братоубийцы.
В основе сюжета лежит бегство 50 Данаид, дочерей основателя Аргоса, от принудительного брака со своими двоюродными братьями Египтиадами. Они просят убежища у местного правителя Пелагса, который не может принять решение, не посоветовавшись с народом. В конце пьесы люди соглашаются помочь просительницам и дают им приют в городе.
В первой трагедии трилогии описано возвращение микенского царя Агамемнона после победы в Троянской войне. Его жена Клитемнестра разгневана тем, что правитель ради славы принес богам в жертву собственную дочь Ифигению и держал в наложницах Кассандру. Пророчица предсказывает убийство Агамемнона и свою смерть от рук оскорбленной супруги. В конце пьесы появляется сын царя, Орест, считающий своим долгом отомстить за убийство отца.
-
Акция блокада ленинграда в школе
-
Пишем правильно нейропсихологический тренажер для начальной школы
-
4 работает в школе
-
Интересные игры на немецком языке для школы
- Свой среди чужих чужой среди своих краткое содержание
Краткий обзор первой части трилогии
Перед нами — подробное описание возвращения на родину Агамемнона, царя Аргоса, с Троянской войны. Во дворце его ожидает жена, Клитемнестра, которая запланировала его убийство, во-первых, в качестве мести за жертвоприношение их дочери, которую звали Ифигения, и, во-вторых, из-за того, что во время десятилетнего отсутствия Агамемнона она вступила в прелюбодеяние с Эгисфом, двоюродным братом мужа. Последний является единственным оставшимся из братьев в живых, лишенным собственности семьи и полным решимости вернуть себе трон, который, как он полагает, должен по праву ему и принадлежать.
Погоня и благополучное возвращение домой
И тут на помощь пришли спасённые зверушки. Белки стали бросаться злому старику под ноги: он спотыкался, падал, вставал и снова бежал. Старший добрался до живого леса, там уже вовсю хозяйничала весна. Вдруг он поскользнулся, упал, выронил из рук ледяного Младшего. Бедный мальчик, как сосулька, раскололся на мелкие кусочки.
Горю помогли лесные друзья. Они склеили Младшего. Братья вернулись домой, родители им обрадовались, а борода у отца снова стала чёрной и красивой. Теперь они никогда не ссорятся. Ведь Старший был умный и начитанный мальчик. Такие всё понимают с первого раза.
Сказку «Два брата» Шварц написал в 1943 году, когда шла война, и всему миру было не до фантазий. Но вероятно, даже в сложные времена людям нужны чудесные истории. Своих персонажей писатель как будто видит и слышит, а всё вокруг них звенит, скрипит, светится и звучит. Вещи в понимании волшебника тоже не бездушные. Он полагал, что предметы в доме подсматривают за ним, тихо наблюдают.
Сюжет
Мария и Владимир любили друг друга, но родители не давали свое согласие на их брак. И они решили обвенчаться тайно. В ночь венчания была сильная метель и юноша заблудился, а девушка по ошибке была обвенчана с другим, имя которого даже не знала.
Владимир погиб на войне, а Мария, вскорости ставшая сиротой, получила хорошее наследство, но отвергала всех поклонников. Когда в их уезд приехал Бурмин, бывший офицер, все почувствовали, что сердце неприступной красавицы дрогнуло.
Спустя короткое время Бурмин решил объясниться и рассказал Маше историю своей нечаянной жениться на девушке, имя которой он даже не знал. Молодой человек глубоко раскаивался в своем легкомысленном поступке, поскольку теперь он не мог предложить свою руку и сердце любимой. В этот момент Мария открыла и свою тайну.
Творчество писателя
Произведения великого драматурга, прозаика, сценариста советского времени Евгения Львовича Шварца наполнены правдивыми жизненными ситуациями, которые, безусловно, заставили задуматься, научили огромное количество людей правильным поступкам.
Пьеса «Ундервуд», написанная в 1929 году, стала стартовой работой для выхода всех последующих пьес выдающегося сценариста. Знаменитые сказки, на которых выросло не одно поколение, например, сказка Шварца «Два брата» (год написания 1998), «Снежная королева» (год написания 1938), «Красная шапочка» (год написания 1936), «Золушка» (год написания 1946).
Были сняты фильмы по сценарию писателя: «Дон-Кихот», «Первоклассница». В них сыграли знаменитые, талантливые актеры Ф. Раневская, Э. Гарин, и др. Только после смерти Сталина на съезде писателей оценив работы Шварца и назвав его талант эксцентричным и милосердным, дала свободный выход в свет сборнику пьес писателя.
Годы Великой Отечественной войны и тяжелая блокада Ленинграда, участие в «Ледяном походе» негативно отразились на здоровье драматурга. 15 января 1958 года скончался Евгений Шварц.
Характеристика лирики
Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.
Лирические жанры
Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:
- Ода — торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
- героя (историческую личность).
- Элегия — стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
- Сатира — язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
- Эпитафия — стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
- Мадригал — небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
- Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
- Послание — стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
- Сонет — строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.
2 вариант
Произведение поднимает несколько тем: тему привязанности и жалости, тему свободы и заточения, тему познания мира и неполноценности. Данное произведение никого не оставит равнодушным.
В центре повествования находится пес по имени Арктур, у которого было одно отличие от собратьев. Собака была слепой. Этот факт отличал его от всех остальных. В этом моменте поднимается тему увечий или врожденных патологий. Слепота лишала возможности быть наравне с другими, собака сразу же оказалась за бортом жизни. Все остальные с легкостью могли добыть себе пищу, двигаться и радоваться жизни. Арктур же был очень осторожным и неуклюжим, что делало его легкой добычей. Жизнь пса была ужасна, даже за еду ему приходилось драться с другими собаками. Но вот в чем проблема: силы не равны.
В этом подчеркиваются вся сложность и печальная судьба собаки. Глядя на это, можно подумать, что пес так не долго протянет. Да и кому он нужен. Ведь он не представляет из себя никакой ценности. Все люди проходили мимо, никому не было дела.
Дальше поднимается тема жалости, когда находится неравнодушный человек, который не может пройти мимо бедного пса. Это был доктор. Он решился взять собаку не с первого раза, и то только на время. Он привел его в порядок и дал еды. После этого животное мгновенно привязалось и его невозможно было выпроводить на улицу.
В этом моменте мы видим к чему приводит жалость. Доктор решил пожалеть собаку, он не собирался забирать ее навсегда. Жалость носит временный характер, но у того, к кому она проявляется — вызывает мгновенную привязанность и зависимость. Собака безмерно благодарна человеку, она привязывается к нему и не хочет покидать.
Благо, что доктор оставил ее у себя, а не выбросил на произвол судьбы. Для собаки новый хозяин был всем. Она всегда была рада его слышать. Именно со своим новым хозяином Арктур сделал много открытий. Он был слеп, но слух и нюх у него были обострены.
Однажды, когда хозяин с Арктуром отправились на охоту, у собаки проявились задатки гончего пса. Собака получала невыразимое удовольствие от самого процесса. Из-за слепоты пес не мог догнать добычу, однако, в момент ее преследования, он ощущал настоящую свободу. Именно она смогла победить привязанность.
Слепоту пса можно расценивать, как неполноценность, своего рода заточение или тюрьму. Но тот факт, что собака смогла найти свое занятие, сделал ее известной и свободной.
Экранизации
Произведения Марка Твена несколько раз оказывались в работе у именитых режиссеров. Впервые приключения юного проказника перенес на кинопленку Уильям Тейлор в 1917 году. Впрочем, картина не имела успеха. Зато следующий фильм, снятый Джоном Кромвеллом в 1930 году, выбился в лидеры проката. 40 лет спустя американцы повторили успех – музыкальная картина режиссера Дона Тейлора была трижды номинирована на «Оскар» и дважды на «Золотой глобус». Главная роль досталась Джонни Уитакеру.
Джонни Уитакер в роли Тома Сойера
Французы решили подойти к похождениям американского мальчика с размахом, явив свету сериал «Приключения Тома Сойера» (1968), правда, в мини-формате. В неугомонного Тома преобразился Роланд Демонжо.
Роланд Демонжо в роли Тома Сойера
В стране Советов роман Марка Твена постановщики тоже не обошли вниманием. По мотивам «Приключений Тома Сойера» черно-белую ленту создали Лазарь Френкель и Глеб Затворницкий в 1936 году
Однако большую известность завоевал фильм Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», который появился на советских киноэкранах в 1981 году. Образ Тома примерил Федор Стуков, а его приятеля Гекльберри – будущая знаменитость Владислав Галкин, для которого роль стала дебютной.
Федор Стуков в роли Тома Сойера
Говорухин собрал на съемочной площадке актеров с именем. Персонажей американской книги сыграли Екатерина Васильева (тетя Полли Сойер), Ролан Быков (Мефф Поттер). Роль возлюбленной Тома – Бэкки – исполнила дочь Андрея МироноваМария Миронова. Съемочную группу помотало по свету: география создания фильма включила Украину, Кавказ, Абхазию, а в образе реки Миссисипи убедительно предстал Днепр.
Владислав Галкин в роли Гекльберри Финна
Новое режиссерское прочтение книг Твена представил на суд зрителей Хермин Хунтгебурт. В «Томе Сойере» (2011) роли отведены Луису Хофману (Том) и Леону Сиделу (Гекльберри).
Луис Хофманн в роли Тома Сойера
Продюсер Борис Шенфельдер говорил в интервью:
Задуманное получилось воплотить вполне удачно.
Джоэл Кортни в роли Тома Сойера
Последняя экранизация литературного детища Марка Твена случилась в 2014 году. Фильм «Том Сойер и Гекльберри Финн» совместного производства Германии и США поставил Джо Кастнер. Неугомонного мальчишку-выдумщика сыграл Джоэл Кортни.
Евгений Львович Шварц
Родился в 1986 году двадцать первого октября. Его отец Лев Борисович Шварц был крещеным евреем, получил медицинское образование, позже стал земским врачом. Мать Мария Федоровна Шелкова окончила врачебно-акушерские курсы. В постоянных переездах из-за службы отца прошло детство писателя. В возрасте восьми лет он переехал с семьей в Майкоп, где он и провел большую часть своей жизни.
В Москве в 1914 году он поступает в университет на юриста, но спустя два года понимает, что это не его призвание, и всецело посвящает себя литературному письму и театру. С 1917 года стал играть в театрах-студиях, критики сулили ему превосходное актерское будущее, но уже в 20-х годах он оставляет сцену. Вплоть до 1924 года работал секретарём в литературных делах К. И. Чуковского, затем занялся журналистской деятельностью.