«бегство от свободы» эрих фромм. краткое описание книги

Концепция свободы в капиталистическом обществе

Рассматривая феномен свободы, Фромм выделяет в нем два аспекта:

  • Свобода от,
  • Свобода для.

Человек, как живое существо и социальное животное, постоянно подвергается давлению внешних условий. В течение длительного времени наиболее существенными были навязанные природой ограничения продуктивности сельского хозяйства, которые порождали постоянную угрозу голода и различных болезней и эпидемий. Человек древнего средневекового мира, эпохи Возрождения постоянно находился под давлением природы и не имел достаточно сил и ресурсов, чтобы уверенно смотреть на следующий день и находился в борьбе за выживание. Развитие науки и техники освободило человека от этих ограничений и создало общество с изобилием товаров и материальных благ, с развитой медициной, образованием, коммуникацией и т.п.

Другой вид ограничений — социальные в виде классовой системы социальной организации, политического и правового неравенства, которые были преодолены и в ходе революционно-демократических преобразований.

Однако, освободившись от внешнего угнетения, человек оказался лицом к лицу с самим собой. Он оказался один, изолированный, оставленный в одиночестве. Никто — ни феодал, ни Бог — уже не мог решать за него, что правильно, а что неправильно, где ему место и что он должен делать. В этой ситуации, из-за страха, неуверенности в себе и невежества, многие люди характеризуются желанием избавиться от их избыточной свободы и передать ответственность могущественной фигуре, такой как лидер или диктатор, который будет принимать решение за них. Этот бегство от свободы проложило путь к тоталитаризму.

Альтернативой является свобода. Свобода для — это творческая, личная свобода, направленная на осознание собственных безграничных возможностей для достижения своих целей, для развития своего личного потенциала.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гностицизм
  2. Предтечи экзистенциализма
  3. Уильям Оккам и его философия
  4. Гуманизм возрождения, его особенности
  5. Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени
  6. Бытие как совокупная реальность, единство форм и способов существования мира
  7. Познание
  8. Готфрид Вильгельм Лейбниц
  9. Философско-религиозная антропология
  10. Русский духовный ренессанс

Психология свободы

Во второй главе Фромм обсуждает концепцию, которая необходима для анализа вопроса о том, что означает свобода для современного человека. Эта концепция представляет собой утверждение о том, что свобода определяет существование человека как таковое, при этом концепция свободы развивается в той степени, в какой человек осознает себя как самостоятельное и отдельное существо. Фромм называет связи, существующие между индивидом и внешним миром до того, как процесс индивидуализации приведет к полному отделению индивида от первичных связей, и противопоставляет их тем новым связям, которые возникают после освобождения от первичных связей. В качестве примера он приводит ребенка, который в первые годы жизни привязан к матери, привязанность первобытного человека к племени, а средневекового — к церкви и классу, к которому он принадлежит.

Освобождение от первичных привязанностей сопровождается процессом осознания индивидуальности ребенка и появлением ряда разочарований, которые еще больше ускоряют переход. Для иллюстрации этого эффекта Фромм приводит выдержку из романа Р. Хьюза «Сильный ветер на Ямайке». Помимо замены одной привязанности другой, у ребенка, по словам Фромма, по мере его взросления развивается стремление к свободе и независимости. Чтобы прояснить природу этого стремления, автор рассматривает два аспекта процесса растущей индивидуализации: развитие и интеграцию физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер — развитие личности, которое в первую очередь обусловлено социальными условиями. Вторым аспектом является растущее одиночество, которое сопровождает освобождение от первичных связей, которые ранее обеспечивали фундаментальное единство с внешним миром и ощущение полной безопасности. Возникающее стремление преодолеть чувство одиночества обычно приводит к формированию новых, отличных от первичных, связей: спонтанных связей с людьми и природой. Однако существует опасное отклонение, которое заключается в том, что человек, активно не желая формировать новые связи, пытается вернуться к прежним, а так как это физически невозможно, то эта подчиненность приводит к развитию в ребенке враждебности и бунтарства, направленного против народа, от которого он продолжает зависеть.

По мнению Фромма, разрыв между процессом индивидуализации, который является автоматическим, и процессом развития личности, который сдерживается рядом психосоциальных причин, приводит к сильному чувству изолированности, которое запускает психологические механизмы, которые автор называет механизмами побега. Далее, сравнивая степень инстинктивного развития у животных и человека, Фромм приходит к выводу, что существование и свобода человека неотделимы от начала, понимая свободу как отрицательную свободу от инстинктивной предопределенности действий. Отношения между человеком и свободой хорошо отражены в библейском мифе об изгнании из рая. Нарушение установленного порядка действительно является актом свободы — первым в истории человеческим актом. Таким образом, акт свободы (непослушания) напрямую связан с началом человеческой мысли. По мнению Фромма, процесс развития свободы носит диалектический характер: с одной стороны, это развитие человека, с другой стороны, это усиление изоляции, что приводит к усилению чувства беспомощности.

Вывод, который Фромм делает из третьей главы, выглядит следующим образом. Социальный процесс, определяющий образ жизни (отношение к людям и к труду), формирует характер индивида, который, в свою очередь, влияет на процесс социального развития; новый характер возникает и развивается в ответ на угрозу новых экономических сил и сам становится производительной силой, способствующей развитию нового экономического порядка.

Предисловие

Настоящая книга является частью обширного исследования, касающегося структуры характера современного человека и проблем взаимодействия психологических и социологических факторов, над которым я работаю уже несколько лет и завершение которого потребует значительно более длительного времени. Политические события настоящего времени и опасность, которую они несут величайшим достижениям культуры – индивидуальности и уникальности личности – побудили меня прервать работу над большим исследованием и сосредоточиться на одном аспекте, ключевом для культурного и социального кризиса наших дней: значении свободы для современного человека. Задача, стоящая передо мной в этой книге, решалась бы легче, если бы я мог отсылать читателя к завершенному исследованию структуры характера человека в нашей культуре, поскольку значение свободы можно полностью понять только на основании анализа целостной структуры характера современного человека. На данном этапе мне пришлось часто обращаться к некоторым концепциям и заключениям, не рассматривая их так полно, как я сделал бы, имея больше возможностей. Некоторые чрезвычайно важные проблемы я могу упомянуть только мимоходом или не упомянуть вовсе

Однако я чувствую, что как психологу мне следует безотлагательно предложить то, что я способен дать для понимания современного кризиса, даже если придется пожертвовать полнотой изложения ради заполнения важного пробела

Указание на важность психологических соображений применительно к современной ситуации не означает, на мой взгляд, переоценки психологии. Основополагающий объект социального процесса есть индивид, его желания и страхи, его страсти и размышления, его наклонность творить добро и зло

Чтобы понять динамику общественного процесса, мы должны понять динамику психологических процессов внутри индивида, также как для понимания индивида мы должны видеть его в контексте культуры, налагающей на него свой отпечаток. Суть этой книги заключается в том, что современный человек, освобожденный от оков до-индивидуалистического общества, которое одновременно обеспечивало ему безопасность и ограничивало его, не достиг свободы в позитивном смысле: реализации своей индивидуальности, т. е. своего интеллектуального, эмоционального и чувственного потенциала. Свобода, хотя она принесла ему независимость и рациональность, сделала его изолированным и тем самым тревожным и бессильным. Изоляция невыносима, и альтернативы, доступные ему, – или бегство от тяжести свободы в новую зависимость и подчинение, или продвижение к полной реализации позитивной свободы, основанной на уникальности и индивидуальности человека. Хотя эта книга – скорее диагноз, чем прогноз, скорее анализ, чем решение, – ее выводы важны для определения нашего курса. Понимание причин тоталитарного бегства от свободы есть предпосылка любых действий, направленных к победе над тоталитаризмом.

Мне доставляет огромное удовольствие поблагодарить всех своих друзей, коллег и студентов, перед кем я в долгу за поддержку и конструктивную критику моих взглядов. Хочу особенно отметить вклад тех, кто напрямую способствовал завершению этого тома. В первую очередь хочу поблагодарить мисс Элизабет Браун, чьи предложения и критические замечания по структуре книги оказали мне неоценимую помощь. Кроме того, должен поблагодарить мистера Т. Вудхауса за редактирование рукописи и доктора А. Зейдемана за помощь в разрешении философских проблем, затронутых в этой книге. Выражаю свою признательность издателям за привилегию использовать развернутые выдержки из их публикаций: «Наставление в христианской вере» Жана Кальвина в переводе Дж. Аллена (Совет христианского образования, Филадельфия); «Социальные реформы и Реформация» Дж. С. Шапиро (издательство Колумбийского университета); «О рабстве воли» Мартина Лютера в переводе Г. Коула (издательство У. Б. Эрдмана, Грэнд Рапидс); «Религия и подъем капитализма» Р. Х. Тауни (Харкурт, Брэйс и компани, Нью-Йорк); «Майн Кампф» Гитлера (Хоутон Миффин компани, Бостон); «Культура Италии в эпоху Возрождения» Я. Буркхардта (издательство «Макмиллан», Нью-Йорк).

Э.Ф.

Аспекты свободы

Дальнейшая жизнь общества, по мнению Фромма, способствовала развитию позитивной свободы. Капитализм освободил от первичных уз, но вместе с этим подарил чувство одиночества. Религия по-прежнему оказывала на личность человека и чувство его принадлежности к социуму огромное влияние.

Сыграло роль разное отношение к богу: католики отождествляли любовь к нему с принадлежностью к церкви, в протестантстве индивид оставался с богом наедине, вера лютеранства была субъективна, Кальвин говорил о спасении (также весьма субъективно). Отношение к богу приходилось выбирать. Фромм утверждал: «Индивидуалистическое отношение к богу было психологической подготовкой к индивидуализму человека в мирской жизни» .

Однако вспомним, что с развитием капитализма пришли и новые цели: основной стала экономическая выгода, финансовые победы. Индивид работал ради накопления собственного капитала и удовлетворения повседневных нужд. Субъективно процесс выглядел весьма радужно: человек трудился не столько ради себя, сколько ради достижения чужих, более амбициозных целей. Осознание этого факта порождало бессилие и чувство собственной ничтожности.

Проникновение рыночных отношений в личные привело к безразличию. Личность становится инструментом для увеличения капитала. Отсюда, по Фромму, появляется следующий феномен: личность превращается в то, что думает о ней рынок. Если спрос на индивида есть, он существует. Среди прочих факторов, на которые опиралось «я» индивида, автор называет престиж и стремление к власти.

Автоматизирующий конформизм

К этому механизму прибегает большинство населения.

«Коротко говоря, индивид перестаёт быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным “я” и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием».

Почему конформизм именно «автоматизирующий»? Фромм имеет в виду слово «автомат», то есть робота, человека, похожего на миллионы других, делающего то же, что и все остальные, без какой-либо индивидуальности.

Индивидуализация общества приводит к тому, что человек начинает чувствовать себя одиноким, покинутым, изолированным, жалким и бессильным. Но отказавшись от своей индивидуальности, от права самостоятельно выбирать жизненный путь, человек сбрасывает с себя бремя свободы и избавляется от гнетущего чувства собственной слабости и сомнений.

Означает ли всё вышесказанное, что свобода может быть только негативной? Фромм утверждает, что нет. Ключ к позитивной свободе он видит в спонтанности.

«Спонтанная активность — это свободная деятельность личности; в её определение входит буквальное значение латинского слова sponte — сам собой, по собственному побуждению. Под деятельностью мы понимаем не “делание чего-нибудь”; речь идёт о творческой активности, которая может проявляться в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также и в его воле».

Проще говоря, вам нужно признать себя настоящего и найти в себе силы быть им. Будьте непосредственны и стремитесь с полной реализации своей личности.

Желаем вам успехов!

Философия Свободы Фромма

В первой главе книги Эрих Фромм поднимает вопрос о том, является ли свобода психологической проблемой. Изучая фашистские режимы и отмечая, что «в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с тем же рвением, с которым они боролись за нее», Фромм делает вывод о том, что «когда свобода подвергается нападению во имя антифашизма, угроза не меньше, чем когда атакует сам фашизм», ссылаясь на диктатуру итальянского или немецкого типа. Более того, для эффективной борьбы с фашизмом необходимо понять его природу, а борьба без понимания недостаточна и бесполезна. Развивая эту мысль, Фромм отмечает, что в то время, когда к власти пришел фашизм, люди не были готовы — ни практически, ни теоретически. Среди тех, кто «осмелился нарушить самодовольный оптимизм XIX века», автор называет Ницше, Маркса и Фрейда.

Затем Фромм представляет концепцию адаптации. Статическая адаптация — это возникновение новых привычек, в то время как характер человека остается неизменным. Фромм объясняет динамическую адаптацию на примере подчинения ребенка строгому отцу. Подавленная враждебность, которая может развиваться по отношению к отцу, становится динамическим фактором характера. Это может усилить страх ребенка перед отцом и тем самым привести к еще большей покорности; это может вызвать непредвиденное восстание против жизни в целом. Фромм далее определяет невроз как пример динамической адаптации к условиям, которые являются иррациональными для человека. Однако обратное обычно ложно: «…социально-психологические феномены, которые происходят в целых социальных группах и сопоставимы с невротическими, например, наличие выраженных деструктивных или садистских импульсов, иллюстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям, которые являются иррациональными и вредными для взрослых.

Кроме того, Фромм ставит вопрос о том, что заставляет людей приспосабливаться практически ко всем условиям жизни и где лежат границы этой приспосабливаемости. Отвечая на этот вопрос, он различает приобретенные потребности (не присущие человеку с самого начала) и физиологические потребности (обусловленные человеческой природой). Чтобы удовлетворить потребности, человек должен работать, но условия его работы определяются обществом, в котором он родился. Оба фактора — потребность в жизни и социальная система — не могут быть изменены индивидом и определяют развитие его характеристик, обладающих большей пластичностью. Помимо физиологических потребностей, существует потребность в связи с внешним миром, которая не связана с физическим контактом, неудовлетворенность которым (моральная изоляция) приводит к развитию психологических расстройств.

По мнению Фромма, есть еще одна причина, по которой принадлежность к обществу является необходимой: субъективное самопознание. Способность мыслить позволяет человеку распознать себя как индивидуальное существо; осознавая свою отдельность, неизбежность болезни и старости, он не может не чувствовать своей ничтожности по сравнению с окружающим миром. Когда человек не может отождествлять себя с любой системой, которая направляет его жизнь и придает ей смысл, он перегружен сомнениями, которые в конечном итоге парализуют его способность действовать, то есть жить.

Основные идеи социальной психологии Фромма заключаются в том, что:

  • Индивид является продуктом исторической эволюции в синтезе с врожденными законами, но ни один из них не изолирует другой;
  • Индивид имеет физиологические потребности и избегает нравственного одиночества;
  • В процессе динамической адаптации индивид развивает набор стимулов, мотивирующих его чувства и действия;
  • Желание удовлетворить эти новые потребности становится силой, влияющей на процесс социального развития.

Основная идея книги, которую Фромм закладывает в основу своих исследований, заключается в следующем: «Человек вырастает из изначального единства с природой и с другими людьми, человек становится «личностью» — и чем дальше этот процесс идет, тем более категоричной становится альтернатива, с которой сталкивается человек». Он должен уметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творчества, или же он должен найти в себе силы через такие связи с этим миром, которые разрушат его природу и индивидуальность.

«Механизмы бегства»

Если уверенность утеряна, мир предстает как нечто чужое, а чувства бессилия и никчемности захлестывают, перед человеком открываются два пути:

  1. Случайная связь с окружающей действительностью (происходит через трудовую деятельность, любовь, развитие врожденных талантов и способностей. Этот путь ведет к «позитивной свободе» .
  2. Отказ от индивидуальности. Он не устраняет возникающие апатию и одиночество, не снижает тревожность. Этакий путь в никуда, который не избавляет от ошибок прошлого, ведет к негативной свободе. У индивида теряется собственная цель, жизнь идет «на автомате».

Фромм знакомит читателя с тремя механизмами:

  • авторитаризм;
  • разрушительность;
  • автоматизирующий конформизм.

Так, автоматизирующий конформизм предполагает отказ индивида от личности и соединение ее с внешней силой. Это проявляется в садистских и мазохистских наклонностях, степень проявления которых индивидуальна.

Авторитаризм делит людей на слабых и сильных. Сила привлекательна, она стимулирует готовность к подчинению. Слабость, напротив, вызывает ярость, а за ней и желание унижать.

Разрушительность делится на 2 вида: реактивная (на агрессию извне) и активная (существующая в человеке постоянно). При наличии второго варианта индивид считается психически нездоровым.

«Бегство от свободы» следует внимательно изучить хотя бы потому, что книга дает развернутые ответы на многие жизненно важные вопросы. Если свобода начинает угнетать, внутреннее чувство тревожности нарастает, эта монография подскажет пути решения: можно примкнуть к большинству и при этом потерять себя, либо через труд, созерцание и творчество объединиться с миром, оставаясь собой в любых жизненных перипетиях. А какой путь выбираете вы?

Список использованных источников:
  1. Фромм Эрих Зелигманн. Бегство от свободы. / Эрих Фромм; . – Москва: АСТ, 2018 – 288 с. (серия «Эксклюзивная классика»).
  2. Добреньков В. И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма. Учебное пособие. / В. И. Добреньков. – Москва: Альфа-М, 2006 – 448 с. (серия «Спецкурс»).
  3. Нестеров А. В. Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе Э. Фромма «Бегство от свободы» // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. — с. 306-308.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Побег от свободы: Ключевые идеи

Хотя Фромм принадлежит к числу психоаналитиков, его нельзя назвать последовательным последователем Фрейда и его теории. Еще в студенческие годы Фромм отмечает, что в то время как Фрейд пытается построить психоанализ на модели естественной, строгой науки, максимально приближенной к медицине, при препарировании анатомии человеческой психики он полностью отказывается анализировать человеческие, социальные явления в должном смысле этого слова и строить модели и идеалы, особенно в области этики.

Фромм во многом отдает дань марксистским представлениям о влиянии социального бытия на формирование личности, о роли общества в формировании его психологических структур, установок и мировоззрений. При этом Фромм не пытается отрицать одну из систем, чтобы угодить другой, а пытается их синтезировать, обеспечить такое понимание взаимосвязи между индивидом и обществом, которое не изображает индивида полностью противоположным обществом, постоянно борясь между давлением общества и его собственными желаниями, с одной стороны, и сохранением его собственной идентичности, автономии от общества и его определяющего влияния, как субъекта, действующего как индивида, определяющего свою судьбу.

Фромм раскрывает эту идею в своей книге «Бегство от свободы» как пример того, как меняется мировоззрение человека в ходе трансформации социальной реальности от феодализма средневековья к демократии капиталистического общества, и как человек, получив, казалось бы, безграничную свободу, сам отказывается от нее, порождая тем самым тоталитарные общества, подобные тем, что существуют в нацистской Германии. Следует отметить, что книга была опубликована в 1941 году, а сам Фромм был живым свидетелем социальных процессов, обеспечивших политическую победу нацизма в Германии.

Эпоха становления свободы личности

Фромм утверждает, что свобода личности появилась вместе с крахом феодальной системы в Средневековье. Но получив свободу, человек утратил уверенность как в себе, так и в завтрашнем дне. В выигрышном положении оказались представители высшего класса: деньги, которыми они располагали, стали отличной защитой от нарастающей вследствие неуверенности тревоги. Тяжелее всего пришлось низшему классу. Угнетение его представителей постоянно росло. Терять человеку было нечего, бороться с угнетением приходилось самыми разными способами.

Защитила от чувства тревоги религия. Человек вновь приобрел принадлежность к какой-либо структуре, пусть и весьма сомнительную, так как облегчение было временным. Религия иррациональна, она не сняла тревогу, но подавила ее. Это способствовало развитию скрытой враждебности, которая оказывала влияние как на индивида, так и на социальную среду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: