Проблематика матренин двор солженицын. нравственные проблемы в рассказе «матренин двор»

Краткое содержание Матренина двора

Рассказ поделен на три части. В первой говорится о судьбе Игнатьича, о том, что он является бывшим заключенным и теперь работает школьным учителем. Сейчас он нуждается в тихом пристанище, которое с удовольствием предоставляет ему добрая Матрена.

Во второй части рассказывается про тяжелые события в судьбе крестьянки, про юность главной героини и о том, что война забрала у нее возлюбленного и ей пришлось связать свою судьбу с нелюбимым человеком, братом ее жениха.

В третьем эпизоде Игнатьич узнает о смерти бедной крестьянки, рассказывает о похоронах и поминках. Родственники выдавливают из себя слезы, потому что того требуют обстоятельства. В них нет искренности, их мысли заняты лишь тем, как выгодней для себя разделить имущество погибшей.

То, что произошло после события на железной дороге

Краткое содержание рассказа «Матренин двор» по главам нельзя описать, не рассказав о том, что произошло после рокового события на железной дороге. От людского суда тракторист ушел. Управление дороги было виновато само, что оживленный переезд не охранялся, что без огней шла паровозная «сплотка». Именно поэтому они хотели свалить все на пьянку, а когда сделать это не получилось, решили замять суд. Ремонт искореженных путей шел 3 дня. Дармовые бревна жгли мерзнущие рабочие. Фаддей метался, пытаясь спасти остатки горницы. Об убитой им любимой когда-то женщине и сыне он не горевал. Собрав родню, он свез горницу в объезд через 3 деревни к себе во двор. Погибших на переезде похоронили утром. Фаддей приходил после похорон, рядился об имуществе с сестрами Матрены. Помимо горницы, ему выделили сарай, в которой жила коза, а также весь внутренний забор. Он все свез с сыновьями к себе во двор.

Подходит к концу рассказ, который написал Солженицын («Матренин двор»). Краткое содержание заключительных событий этого произведения следующее. Заколотили избу Матрены. К ее золовке перебрался Игнатич. Она пыталась всячески унизить бывшую его хозяйку, говоря, что она помогала всем бескорыстно, была грязнулей и неумехой. И лишь тогда перед рассказчиком всплыл образ Матрены, с которой он бок о бок жил, не понимая ее. Эта женщина не выбивалась из сил для того, чтобы купить вещи и затем беречь их больше жизни, не гналась она и за нарядами, которые приукрашивают злодеев и уродов. Никем не оцененная и не понятая, она и была тем праведником, без которого ни одно село, ни один город не стоит. Не стоит без него и вся земля наша, как считает Солженицын. «Матренин двор», краткое содержание которого было представлено в этой статье, — одно из наиболее известных и лучших произведений этого автора. Андрей Синявский назвал его «основополагающей вещью» «деревенской литературы» в нашей стране. Конечно, художественной ценности произведения не передает краткое содержание. «Матренин двор» (Солженицын) по главам был описан нами для того, чтобы познакомить читателя с сюжетной канвой рассказа.

Наверняка вам интересно будет узнать, что произведение основано на реальных событиях. В реальности героиню рассказа звали Захаровой Матреной Васильевной. В селе Мильцево происходили в действительности события, описанные в рассказе. Мы изложили лишь его краткое содержание. «Матренин двор» (Солженицын), по главам описанный в этой статье, знакомит читателя с деревенской жизнью в советское время, с типом праведника, без которого ни одно село не стоит.

Глава 1

На календаре 1956 год. Рассказчик, желающий обрести спокойствие и тишину, прибывает в городок с необычным названием – Высокое поле. Но здесь он не находит покоя, поэтому перенаправляется в поселок Торфпродукт (или село Тальново). Герой останавливается у пожилой женщины Матрёны (вот ее характеристика). Внутреннее убранство избы было не самым лучшим: по полу бегали тараканы, мыши, а в ноги ластилась хромая кошка.

Жила Матрёна по определенному, установленному режиму: подъем в 5 утра, кормление козы да приготовление простого завтрака своему квартиранту – рассказчику. Правда, не было у женщины пенсии, потому что в погоне за бесконечными печатями нужно проходить огромное количество километров, а возможности не позволяли.

Местные жители села Торфпродукта жили бедно. Почва была не совсем пригодна для урожая, а торф, окружающий поселение, принадлежал не тальновским людям. Они каждый год в тайне его воровали, чтобы отапливать свои дома зимой.

Отличительной особенностью Матрёны было то, что она всегда приходила всем на помощь. Так, например, женщина никогда не отказывала сельчанам по хозяйству. Она с радостью занималась чужими огородами и радовалась чужому урожаю.

Самым затратным для героини было регулярное кормление пастухов раз в полтора месяца. Тогда Матрёна тратила большие деньги на покупки таких продуктов, которых никогда и не ела сама. Но отказать она не могла….

Наступила зима, и героиня всё же получила пенсию. После этого она будто расцвела: она купила себе новые валенки, пальто, а оставшиеся деньги отложила на похороны. Но, несмотря на всю отзывчивость и помощь, односельчане стали ей завидовать.

Когда пришла пора Крещения, неожиданно в гости пришли сестры главной героини. Возможно, они хотели забрать себе часть Матрёниной пенсии, но саму женщину это не волновало. Её огорчением было лишь украденное ведёрко со святой водой из церкви.

История создания «Матрёнина двора»

Изначально заглавие повести звучало так: «Не стоит село без праведника». Конечный вариант был предложен на редакционном обсуждении в 1962 году Александром Твардовским. Писатель отметил, что смысл названия не должен быть нравоучительным. В ответ Солженицын добродушно заключил, что ему не везет с названиями.

Александр Исаевич Солженицын (1918 2008)

Работа над рассказом велась в течение нескольких месяцев – с июля по декабрь 1959 года. Написал его Солженицын в 1961 году.

В январе 1962 года во время первого редакционного обсуждения Твардовский убеждал автора, а заодно и самого себя в том, что произведение не стоит печатать. И все же рукопись он попросил оставить в редакции. В итоге рассказ увидел свет в 1963 г. в «Новом мире».

Примечательно, что жизнь и смерть Матрены Васильевны Захаровой отражены в этом произведении максимально правдиво – именно так, как это было на самом деле. Настоящее название деревни – Мильцево, находится она в Купловском районе Владимирской области.

Критики тепло встретили работу автора, высоко оценив ее художественную ценность. Суть произведения Солженицына очень точно охарактеризовал А

Твардовский: необразованная, простая женщина, рядовая труженица, старая крестьянка… разве может такой человек привлекать столь большое внимание и любопытство?

Может, потому что ее внутренний мир очень богат и возвышен, наделен лучшими человеческими качествами, и на его фоне тускнеет все мирское, материальное, пустое. За эти слова Солженицын был очень признателен Твардовскому

В письме к нему автор отметил важность его слов для себя, а также указал на глубину его писательского взгляда, от которого не утаилась основная мысль произведения – история о любящей и страдающей женщине

Смысл названия

Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.

Однако в дальнейшем, чтобы избежать советской цензуры, Твардовский посоветовал писателю заменить название на менее провокационное, что и было сделано. «Матренин двор» — это и отражение развязки произведения (смерти героини и раздела ее имущества), и указание на основную тему книги — жизнь праведницы в деревне, истощенной войнами и грабительской политикой власти.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.

Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.

В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.

Темы

Тематика рассказа «Материн двор» универсальна и является пищей для размышления всех поколений людей:

Жизнь советской деревни – Солженицын изображает жизнь советских крестьян, как тяжёлое испытание. Деревенский быт тяжёл, а сами крестьяне в большинстве своём грубы, а их нравы жестоки. Человеку приходится прилагать огромные усилия, чтобы остаться собой в такой враждебной атмосфере. Рассказчик подчеркивает, что люди истощены вечными войнами и реформами в сельском хозяйстве. У них рабское положение и никаких перспектив.

Доброта – сосредоточием доброты в рассказе выступает Матрёна. Автор искренне восхищается старухой. И, хотя в итоге добротой героини окружающие пользуются в корыстных целях, Солженицын не сомневается, что именно так и надо жить — отдавать себя всего во благо общества и народа, а не набивать мешки богатством.

Отзывчивость – в советской деревне, по мнению писателя, нет места отзывчивости и душевности. Все крестьяне думают лишь о своём выживании и не заботятся о нуждах других людей. Только Матрена смогла сохранить в себе доброту и желание помогать ближним.

Судьба – Солженицын показывает, что зачастую человек не способен контролировать свою жизнь и должен подчиняться обстоятельствам, как Матрена, однако душой человека распоряжается только он, и у него всегда есть выбор: озлобиться на мир и зачерстветь, или сохранить в себе человечность.

Праведничество – Матрена, в глазах писателя, выглядит, как идеал праведного русского человека, который отдаёт всего себя на благо других людей, на котором и держится весь русский народ и Россия. Тема праведничества раскрывается в поступках и мыслях женщины, в ее нелегкой судьбе. Что бы ни случилось, она не унывает и не жалуется

Она жалеет только других, но не себя, хотя судьба не балует ее вниманием. В этом и есть суть праведника — сохранить нравственные богатства души, пройдя через все жизненные испытания, и вдохновить людей на нравственный подвиг.

Направление и жанр

Рассказ «Матрёнин двор» был написан в рамках реалистического литературного направления. Писатель стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Созданные им образы, их слова и действия дышат достоверностью и натурализмом. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.

Суть рассказа

Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена. Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены — бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни — человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги. История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.

Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.

В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:

  1. В первой части Игнатьич рассказывает о себе. Освободившись, он едет из Средней Азии в центральную Россию, хочет обустроить быт и найти работу. Отсидевших трудоустраивали неохотно. Герой хочет быть учителем, преподавать детям математику, а на эту профессию в селе дефицит, и герой решает уехать подальше от цивилизации. Он оказывается в поселке с характерным советским названием Торфопродукт. Но ему там не нравится, и при помощи знакомой Игнатьич поселяется в Тальново, в доме у Матрены, старушки лет за шестьдесят. Избу Матрены сложно назвать зажиточной, но даже в скромном жилище эта добрая светлая женщина сумела создать уют.
  2. Во второй части Игнатьич рассказывает нам о Матрене, он частично описывает то, что наблюдает сам, а частично ориентируется на рассказы героини и её родственников. Однажды дома у Матрены герой застает Фаддея, брата её покойного мужа и отца одного из учеников Игнатьича. Он пришел к учителю, чтобы просить за своего нерадивого сына. Читателю рассказывается о жизни Матрены, о том, как в молодости, ещё до начала первой мировой войны, у неё был роман с Фаддеем. Жених ушел на войну и пропал. Матрена была вынуждена выйти замуж за брата. Освободившись из немецкого плена, Фаддей приезжает в родную деревню и узнает о свадьбе своей невесты и брата Игната. «Если бы не брат родной – убил бы обоих», — говорит Фаддей. Он женится на другой женщине, которую тоже зовут Матреной. Мужа Игната у Матрены тоже забрала война, на него даже «похоронка» не пришла. Все шестеро детей, которых Матрена родила, умерли. Она живет в одиночестве, хотя у неё есть родственники – сестры. Одинокая женщина берет себе на воспитание одну из дочерей Фаддея, свою племянницу Киру. Девушка выросла, вышла замуж и переехала в Черусти, где им с мужем необходимо построить дом. Кира – наследница Матрены, и родственники начинают делить её скромное имущество ещё при жизни женщины. Чтобы построить дом для Киры решено разобрать горницу матрениного дома. Сердобольная, добросердечная Матрена не только не препятствует этому, а даже помогает мужикам таскать бревна. Стройматериалы несут через переезд, где происходит несчастный случай – Матрена умирает, попав под поезд. Вместе с ней гибнут ещё несколько персонажей. Она отдает свою жизнь за других людей, хотя её саму не щадила ни судьба, ни окружающие, ни государство. В колхозе женщина долгие годы работала «за палочки», а когда состояние здоровья не позволило ей продолжать трудиться, она долго пыталась выбить пенсию. Алчность Фаддея и равнодушие односельчан оказались для неё губительны.
  3. В заключительной части описываются события, происходящие после смерти Матрены. Рассказчик узнает о трагедии и задается вопросом «Зачем героиня полезла помогать?». Отдала горницу – и хватит с неё. Описываются похороны и поминки Матрены. У гроба плакали родственники и односельчане, причитая «Погубила тебя горница». Автор ставит извечный русский вопрос «кто виноват»? Кто-то обвиняет родственников мужа, а те выставляют всё таким образом, будто-то сама Матрена во всем и виновата. Рассуждая, Игнатьич приходит к мысли, что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает не о погибшей, а о собственных интересах. Кира, потерявшая не только вырастившую её тетку, но и брата, переживает о том, чтобы не посадили мужа. А Фаддей даже на поминки не является, зато на следующий же день приходит к родственникам Матрены «делить дом». Разобранной и перевезенной на свой участок горницы ему оказалось мало. Такие поступки вскрывают истинную сущность героя. Игнатьич переселяется к другой женщине, которая не очень хорошо отзывается о Матрене. Обидно и горько от такого финала.

Насыщенные трудом будни Матрены Васильевны

Трудовые будни Матрены — важная составная часть произведения. Без их описания нельзя обойтись, составляя краткое содержание рассказа «Матренин двор» Солженицына. Матрена ходила в день по 5-6 раз, пряча украденный торф для того, чтобы его не отняли. Патруль часто ловил баб у входа в деревню, а также обыскивал дворы. Однако приближение зимы было неотвратимо, и люди вынуждены были преодолевать страх. Отметим это, составляя краткое содержание. «Матренин двор» знакомит нас далее с наблюдениями Игнатича. Он заметил, что множеством дел заполнен день ее хозяйки. Женщина носила торф, запасала на зиму бруснику, козе — сено, копала «картовь». По болотам приходилось косить, поскольку колхоз урезал инвалидам участки, хотя и за 15 соток нужно было отрабатывать в местном колхозе, где не хватало рук. Когда хозяйку Игнатича вызывали на колхозные работы, женщина не отнекивалась, она соглашалась покорно, узнав о времени сбора. Часто звали подсобить Матрену и соседи — пахать огород или копать картошку. Женщина бросала все дела и отправлялась помогать просительнице. Делала она это совершенно бесплатно, считая долгом.

Ей также выпадала работа, когда приходилось раз в 1,5 месяца кормить козьих пастухов. Женщина шла в сельпо и покупала продукты, которые не ела сама: сахар, масло, рыбные консервы. Хозяйки друг перед другом выкладывались, стараясь получше накормить пастухов, так как их ославят по всей деревне, если что-то будет не так.

Матрену временами сваливал недуг. Тогда женщина лежала, практически не двигаясь, не желая ничего, кроме покоя. В это время приходила помочь по хозяйству Маша, ее близкая подруга с ранних лет.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах.
Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню.
Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Судьба

Судьба не была ласкова с героиней. Не сложилось у Матрёны ни с супружеством, ни с материнством. Две войны прошлись катком по её жизни. Первая мировая разлучила с женихом Фаддеем, на Второй мировой пропал муж. Шестеро детей умерли в младенчестве.

Жизнь Матрёны типична для сурового времени, в которое ей выпало родиться. Безропотно принимает она обрушивающиеся на неё несчастья и находит утешение в безвозмездной, щедрой, от души помощи окружающим. Берёт на воспитание дочь своего несостоявшегося жениха Киру. Государство, на которое всю жизнь за мифические трудодни гнула спину Матрёна, на старости лет оставляет её в нищете, год от года уменьшая участок земли при доме, подталкивая к воровству, выплачивая мизерную пенсию. Да и ту вечная труженица и бессребреница начинает получать лишь в конце жизни. Колхоз, который регулярно в страду пользуется её бесплатным трудом, не обеспечивает даже топливом на зиму, и ей приходится воровать торф, рискуя на старости лет оказаться под судом.

Так раскрывается основная тема рассказа – жизнь праведника и труженика в нашей стране.

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева – центральный персонаж книги. Она – образец трудолюбия, добропорядочности и самопожертвования. На таких, как Матрена, держится русское село в непростые советские времена. Главная её черта – желание помогать людям, не требуя многого взамен. Женщина находится в бедственном материальном положении, однако, когда к ней приводят Игнатьича, готового снять у неё жильё, женщина говорит о том, что не ищет постояльцев. Она пускает мужчину в дом и не стремится «содрать с него побольше денег», как поступили бы многие на её месте.

Всю свою жизнь Матрена трудилась с утра и до вечера, никогда не жаловалась на усталость, не причитала. А нажила немногое. Делила свою скромную избу с мышами да тараканами, которые стали издержками сельского быта. Из живности в её хозяйстве была коза и кошка. Последнюю героиня подобрала на улице, пожалела живое существо, что тоже хорошо её характеризует. Она бескорыстно подарила горницу названной дочери, а сама никогда не просила о помощи, и не хотела навязываться, причинять другим неудобства и даже врача позвать стеснялась. Такие люди как Матрена достойны всяческого уважения, но, к сожалению, судьба и окружающий мир зачастую к ним не справедливы.

Рассказчик Игнатьич. Александр Исаевич не случайно общается с нами от лица этого героя, под этим образом он в некоторой степени подразумевал самого себя. Прослеживаются очевидные параллели между судьбой Игнатьича и самого писателя. Через историю Игнатьича автор затрагивает в рассказе острую тему лагерей и невинно осужденных. Герой отсидел срок, но был оправдан и реабилитирован. Игнатьич отправляется жить в деревню не только из-за «клейма», наложенного на него судьбой, но и ввиду особенностей своего характера. Герой нелюдим и необщителен, он стремится уйти от мира, хочет жить в тишине и покое. Матрена оказывается как раз тем человеком, с которым ему удается сойтись характерами, они живут душа в душу, но «жизненные принципы» женщины он понимает не сразу. По-настоящему Матрена открывается герою лишь после своей смерти. В истории главной героини Игнатьич становится невольным «третейским судьей».

Как рассказчик оказался в деревне Тальново

Он мог заняться за год до описываемых в произведении событий разве что наиболее неквалифицированной работой. Его вряд ли взяли бы даже электриком на порядочное строительство. А рассказчику «хотелось учительствовать». Сейчас же он вошел несмело во Владимирское облоно и спросил, нужны ли в самой глубинке учителя математики? Очень удивило такое заявление местных чиновников, поскольку каждый хотел работать ближе к городу. Направили в Высокое Поле рассказчика из произведения «Матренин двор». Краткое содержание, анализ этого рассказа лучше составлять, упомянув о том, что он не сразу обосновался в деревне Тальново.

Кроме прекрасного названия, в Высоком Поле не было ничего. Он от этой работы отказался, поскольку необходимо было чем-то питаться. Затем ему предложили отправиться на станцию Торфопродукт. Из домиков и бараков состоял этот неказистый поселок. Леса не было здесь и в помине. Достаточно унылым оказалось это место, однако не приходилось выбирать. Игнатич, переночевав на станции, узнал о том, что ближайшей деревней является Тальново, а за ней шли Спудни, Часлицы, Овинцы, Шевертни, находившиеся в стороне от железнодорожных путей. Это нашего героя заинтересовало, он решил найти здесь жилье.

Описание персонажей

Прежде чем приступать к прочтению пересказа, важно ознакомиться с основными действующими лицами. Автор собрал в одной истории героев с разными типажами, противопоставляя злость и доброту, щедрость и алчность

Герои произведения:

  • Главный герой, он же рассказчик – мужчина средних лет, побывавший в тюрьме. Он стремится жить тихо и спокойно, ближе к природе. Живет в доме Матрены, подробно повествуя о ее нелегкой доле.
  • Матрена – жительница села, женщина преклонного возраста. Проживает одна, семьи не имеет.
  • Фаддей – бывший мужчина Матрены, в прошлом звал ее замуж. Алчный и вредный человек.
  • Матренины сестры – женщины, которые плохо относились к своей сестре, используя доброту ее сердца для своей выгоды.


Женщина, с которой был списан образ главного персонажа

История создания и критика

Солженицын в рассказе четко передаёт говор Курловского района, особенности быта деревенских обитателей, обряд похорон и народные плачи.

Автору понадобился один год для написания рассказа (1959). Потом Солженицын сталкивается с проблемой публикации, потому что первоначальное название — «Не стоит село без праведника» — цензура сочла слишком религиозным. Вскоре работа получила имя «Матренин двор». В жанре значилось — «монументальный рассказ».

Однако опубликовать сразу его не получилось, так как Твардовский, который был на тот момент редактором журнала «Новый мир», сомневался в возможности выхода в свет подобной работы. Но как только огромный успех получило другое произведение Солженицына — повесть «Один день Ивана Денисовича», все опасения пропали и рассказ был напечатан. Только вот люди смогли прочитать его лишь в момент перестройки в 1989, когда в СССР вступил принцип гласности.

Произведение очень оценили современники. Рассказ удивил сюжетом и своим содержанием (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд). Он поразил всех и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста мгновенно по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше.

Кира в жизни Матрены

О чем, казалось бы, жалеть Фаддею? 6 детей родила ему супруга, все они выжили. А дети Матрены Васильевны умирали, не дожив и до 3 месяцев. Женщина считала, что на ней порча. В 1941 году на фронт не взяли Фаддея из-за слепоты, а вот Ефим отправился на войну и пропал без вести. Матрена Васильевна выпросила у «второй Матрены» Киру, младшую дочь, и растила 10 лет, после чего выдала ее замуж за машиниста из Черусти. Тогда же, страдая от болезней и ожидая своей смерти, Матрена объявила свою волю — отдать после смерти отдельный сруб горницы в наследство Кире. Она ничего не сказала о самой избе, которую метили получить еще три ее сестры.

Основная идея

В своём рассказе Солженицын отобразил быт русской деревни середины двадцатого века без каких-либо прикрас со всей его бездуховностью и жестокостью. Этой деревне противопоставлена Матрёна, живущая жизнью настоящего христианина. По мнению писателя, именно за счёт таких самоотверженных личностей, как Матрёна, и живёт вся страна, забитая нищетой, войной и политическими просчетами. Смысл рассказа «Матренин двор» заключается в приоритете вечных христианских ценностей (доброты, отзывчивости, милосердия, щедрости) над «житейской мудростью» жадных и погрязших в быту крестьян. Свобода, равенство и братство не смогли заменить в сознании народа простых истин — необходимости духовного развития и любви к ближнему.

Главная мысль в рассказе «Матренин двор» — необходимость правиднечества в повседневной жизни. Люди не смогут жить без моральных ценностей — доброты, милосердия, щедрости и взаимовыручки

Даже если все теряют их, должен быть хотя бы один хранитель сокровищницы души, который будет напоминать всем о важности нравственных качеств

Как Матрена Васильевна хлопотала себе пенсию

Краткое содержание повести «Матренин двор» далее более подробно знакомит читателя с хозяйкой, у которой поселился Игнатич. У Матрены в ту осень было много обид. Вышел в то время новый пенсионный закон. Соседи ее надоумили добиваться пенсии, право на которую женщина «не заслужила», поскольку работала 25 лет в колхозе за трудодни, а не за деньги. Теперь Матрена была больная, но инвалидом не считалась по той же причине. Нужно было также хлопотать пенсию за мужа, за утерю кормильца. Однако его не было уже 15 лет, с самого начала войны, и теперь было нелегко добыть справки с различных мест о его стаже и заработке. По нескольку раз приходилось переписывать эти бумаги, исправлять, затем относить в собес, а он находился за 20 км от Тальнова. Сельсовет был расположен за 10 км в другую сторону, а в часе ходьбы в третью находился поселковый совет.

Очень краткий пересказ рассказа «Матренин двор»

Повествование ведет рассказчик, которые приехал в Россию и хочет найти спокойное место, чтобы учить детей. Он селится у пожилой Матрены – доброй, щедрой и открытой женщины, которая живет одна в избе. Жизнь Матрены бедная, ее часто донимают болезни, однако она всегда помогает своим соседям и любым нуждающимся.

Матрена должна была выйти замуж за мужчину по имени Фаддей, но он пропал на фронте, а когда вернулся, Матрене уже пришлось выйти замуж за его младшего брата. Дети Матрены умерли в младенчестве, муж умер на фронте, поэтому новая жена Фаддея отдала ей свою дочь Киру на воспитание.

Однажды взрослая Кира возвращается в село к Матрене и просит отдать ей сейчас часть избы, которую женщина завещала названной дочери. На этом настаивает и Фаддей. Женщина соглашается и даже помогает перевезти горницу. Однако их сани попадают под поезд и Матрена погибает. На похоронах только Кира показывает искреннее горе, все остальные лишь притворяются.

Описание персонажей

Прежде чем приступать к прочтению пересказа, важно ознакомиться с основными действующими лицами. Автор собрал в одной истории героев с разными типажами, противопоставляя злость и доброту, щедрость и алчность

Герои произведения:

  • Главный герой, он же рассказчик – мужчина средних лет, побывавший в тюрьме. Он стремится жить тихо и спокойно, ближе к природе. Живет в доме Матрены, подробно повествуя о ее нелегкой доле.
  • Матрена – жительница села, женщина преклонного возраста. Проживает одна, семьи не имеет.
  • Фаддей – бывший мужчина Матрены, в прошлом звал ее замуж. Алчный и вредный человек.
  • Матренины сестры – женщины, которые плохо относились к своей сестре, используя доброту ее сердца для своей выгоды.


Женщина, с которой был списан образ главного персонажа

Глава 2

Ни сам рассказчик, ни Матрёна особо не делились личной жизнью. Постоялец лишь поведал о том, что сидел в тюрьме, а героиня поделилась своей несчастной долей: вышла замуж, но все дети скоропостижно скончались, а затем муж не пришёл с фронта.

Однажды в гости заходит некий Фаддей. Позже рассказчик узнает, что это младший брат мужа Матрёны. В тот же самый вечер женщина решается рассказать о своей жизни более подробно.

Всю свою жизнь героиня любила лишь Фаддея, но вышла замуж за его родного брата, потому что любимый пропал без вести на фронте, и родственники настояли, чтобы девка не томилась, а шла замуж и помогала семье жениха по хозяйству. К сожалению, из их шести детей не выжил никто. После возращения из плена, Фаддей возненавидел родственников за предательство, женился и стал отцом шестерых детей.

Вскоре на войну забирают и старшего брата, мужа Матрёны, но он пропадает без вести. В помощницы по хозяйству героиня берёт племянницу Киру, которую воспитывает в течение десяти лет. Чувствуя ухудшение здоровья, Матрёна пишет завещание, в котором часть дома отдаёт юной девушке.

Спустя несколько лет Кира выходит замуж и становится собственницей пустого участка земли. Фаддей не находит ничего лучше, как перенести часть Матрёниного дома в другое село. Героиня соглашается это сделать. Мужчина быстро разобрал небольшую пристройку к дому, поместил всё в сани и отправился в соседнее село. Матрёна и один из сыновей Фаддея сели во вторые сани, которые у железной дороги застряли и сломались. Из-за сильного грохота трактора никто не расслышал гудок приближающегося паровоза…В час ночи Тальново облетела страшная новость – на железнодорожных путях погибли сын Фаддея и Матрёна.

Описание и характеристика главных героев

Список действующих лиц рассказа немногочисленный, сводится он к нескольким персонажам.

Матрена Григорьева – женщина преклонных лет, крестьянка, которая всю жизнь проработала в колхозе и которую освободили от тяжелого ручного труда ввиду серьезной болезни.

Она всегда старалась помогать людям, пусть даже незнакомым. Когда рассказчик приходит к ней, чтобы арендовать жилье, автор отмечает скромность и бескорыстие этой женщины.

Матрена никогда не искала жильца намеренно, не стремилась нажиться на этом. Все ее имущество состояло из цветов, старой кошки и козы. Самоотверженность Матрены не ведает границ. Даже ее супружеский союз с братом жениха объясняется желанием помогать. Так как мать у них умерла, работу по дому выполнять было некому, тогда Матрена взяла на себя эту ношу.

У крестьянки родилось шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте. Поэтому женщина занялась воспитанием Киры, младшей дочери Фаддея. Матрена работала с раннего утра да позднего вечера, но никогда и ни перед кем не выказывала своего недовольства, не жаловалась на усталость, не роптала на судьбу.

Ко всем она была добра и отзывчива. Она никогда не жаловалась, не хотела быть для кого-то в тягость. Подросшей Кире Матрена решала отдать свою горницу, но для этого нужно было разделить дом. Во время переезда вещи Фаддея застряли на железной дороге, и женщина погибла под колесами поезда. С этого момента не стало человека, способного на бескорыстную помощь.

Тем временем родственники Матрены думали только о наживе, о том, как разделить вещи, оставшиеся от нее. Крестьянка сильно отличалась от остальных жителей деревни. Это был тот самый праведник – единственный, незаменимый и такой незаметный для окружающих людей.

Игнатьич является прототипом писателя. В свое время герой отбывал ссылку, затем его оправдали. С тех пор мужчина задался целью отыскать тихий уголок, где можно провести остаток жизни в покое и безмятежности, работая простым школьным учителем. Свое пристанище Игнатьич нашел у Матрены.

Рассказчик – закрытый человек, которому не нравится излишнее внимание и долгие разговоры. Всему этому он предпочитает тишину и покой

Между тем с Матреной ему удалось найти общий язык, однако в силу того, что в людях он разбирался плохо, смысл жизни крестьянки он смог постичь только после ее смерти.

Фаддей – бывший жених Матрены, брат Ефима. В юности он собирался на ней жениться, но ушел в армию, и вестей о нем не было три года. Тогда Матрену отдали замуж за Ефима. Вернувшись, Фаддей чуть было не зарубил топором брата и Матрену, но вовремя образумился.

Герой отличается жестокостью и несдержанностью. Не дождавшись смерти Матрены, он стал требовать у нее часть дома для дочери с мужем. Таким образом, именно Фаддей виноват в гибели Матрены, которая попала под поезд, помогая родным растаскивать свой дом по частям. На похоронах его не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: