Опера Джакомо Пуччини «Богема» (La Boheme)
Опера в четырёх
картинах; либретто Дж. Джакозы и Л. Иллике по роману А. Мюрже «Сцены из
жизни богемы» и по его же драме «Жизнь богемы». Первая
постановка: Турин, театр «Реджо», 1 февраля 1896 года.
Действующие
лица:
Рудольф
(тенор), Марсель (баритон), Шонар (баритон), Коллен (бас), Бенуа (бас),
Альциндор (бас), Мими (сопрано), Мюзетта (сопрано), Парпиньоль (тенор),
таможенный сержант (бас), студенты, гризетки, горожане, торговцы и торговки,
солдаты, официанты в кафе, мальчики и девочки.
Действие
происходит в Париже около 1830 года.
Картина первая:
«В мансарде».
Поэт Рудольф
задумчиво смотрит в окно на покрытые снегом крыши («Nei cieli bigi»;
«Вид превосходный»). Марсель работает над картиной. Чтобы согреться
от холода, друзья решают сжечь рукопись драмы Рудольфа. В дверь с шумом входит
философ Коллен, а потом и музыкант Шонар, подзаработавший денег и раздобывший
провизию, вино, дрова (» Legna! Sigari! Bordo!»; «Дрова! Курево! Бордо!»). Хозяин дома Бенуа
требует плату за жильё, но молодым людям удаётся отделаться от него. Поскольку
сегодня сочельник, они решают отпраздновать его в кафе «Момюс» в
Латинском квартале. Рудольф остаётся один, чтобы закончить статью. В дверь
тихонько стучат: это Мими, девушка, живущая в том же доме, пришла попросить
огня. Когда она собирается уходить, то обнаруживает, что обронила ключ от своей
комнаты. Порыв ветра гасит её свечу и свечу Рудольфа. В темноте Рудольф
рассказывает о себе, сжав руку Мими («Che gelida manina»;
«Холодная ручонка»). Затем он просит Мими сказать, кто она такая, и
та соглашается («Mi chiamano Mimi»; «Зовут меня Мими»).
Друзья на улице торопят Рудольфа. Он целует Мими («O soave
fanciulla»; «Не могу наглядеться»).
Картина вторая:
«В Латинском квартале».
Перекрёсток
улиц. Кафе переполнено. Рудольф представляет друзьям Мими. Появляется Мюзетта в
сопровождении богача Альциндора. Марсель, который когда-то любил её, напускает
на себя равнодушный вид, а Мюзетта старается вызвать его ревность («Quando
m’en vo soletta per la via»; «Я весела»). Наконец она бросается
в его объятия. Официант приносит счёт, денег у Шонара не хватает, и Мюзетта
прилагает их счёт к счёту Альциндора. Затем все весело уходят.
Картина третья:
«У заставы».
Парижская
застава. Февральское утро. Из кабачка доносятся возгласы, звон стаканов, смех.
Возле шлагбаума — таможенники («Ohe, la, le guardie!»; «Эй вы!
Эй, сторож»). Входит Мими и, задыхаясь от кашля, просит позвать Марселя. Он
устроился вместе с Мюзеттой на работу в этом месте. Марсель приглашает Мими
войти внутрь, но там Рудольф, с которым она не может встретиться: сегодня
ночью, в приступе ревности, он ушёл (дуэт «Mimi? — Speravo di trovarvi
qui»; «Мими? — Насилу я нашла вас здесь»). Появляется Рудольф, и
Мими делает вид, что уходит, а на самом деле прячется. Рудольф признаётся
другу: не из ревности покинул он Мими, его мучает то, что он не может помочь
ей, дать ей тёплое жилище, ведь бедняжка больна чахоткой, и любви недостаточно,
«чтобы вернуть её к жизни» (дуэт-терцет «Marcello.
Finalmente!»; «Марсель, я всё обдумал»). Кашель и рыдания выдают
присутствие Мими. Рудольф обнимает её («Che? Mimi? Tu sei
qui?»; «Как? Мими! Ты здесь?»). Их нежный разговор
сочетается с перебранкой Мюзетты и Марселя («Che facevi. Che dicevi»;
«Так о чём ты там болтала?»).
Картина
четвёртая: «В мансарде».
Рудольф и
Марсель вспоминают счастливые дни: они давно не видели своих любимых (дуэт
«Mimi ne andasti e piu non torni»; «О Мими! Ты не
вернёшься»). Шонару и Коллену удаётся развеселить их («Or lo
Sciampagna mettiamo in ghiaccio»; «Надо шампанское в лёд
поставить»). Дверь распахивается, появляется Мюзетта, восклицая, что Мими
здесь и еле держится на ногах. Её укладавают на постель. Мюзетта предлагает
продать свои серьги, а Коллен снимает плащ: сейчас нужны деньги («Vecchia
zimmara, senti»; «Плащ старый, неизменный»). Рудольф и Мими
остаются одни. Они вспоминают вечер их знакомства («Sono andati? Fingevo
di dormire»; «Мы одни здесь? Я спящей притворялась»). Друзья
возвращаются. Мими засыпает, Шонар первый замечает, что она умерла. Рудольф
тщетно зовёт её.