Краткое содержание Носов Фантазеры для читательского дневника
Год написания: 1938-1945 Жанр: рассказ
Главные герои: друзья Стас и Мишка, мальчишки, соседский мальчик постарше Игорь, его сестра Иришка
Рассказ Евгения Носова “Фантазеры” я прочитал несколько раз, потому, что он очень мне понравился. Это история о двух веселых и добрых мальчиках. Стасик и Мишутка очень любят придумывать всякие забавные и фантастические истории. У них такая своеобразная игра: кто кого переврет. Но это не вранье, не ложь, от которой бывает кому-то плохо. Ребята просто рассказывают друг другу разные сказки, тренируя собственное воображение и развивая речь.(для читательского дневника)
В своих фантазиях мальчишкам больше ста лет, они большие и сильные. Стасик и Мишутка могут переплыть моря и океаны, одним ударом в нос сразить злую акулу, ходить, оставшись без головы. Их выдумки смешные, добрые и безобидные. Дети часто добавляют к рассказанной истории правдивую деталь, которая меняет всю картину. Раздавленный ногой автобус был игрушечным. Полет на Луну происходил ночью и во сне. А съеденное ведро мороженого было маленьким и бумажным. Все меняется, когда к мальчикам на скамейке подсаживается Игорь соседский мальчишка.
Игорю не нравятся светлые сказки, придуманные ребятами. Он говорит, что от них никакой нет пользы. И рассказывает пример из своей жизни, который произошел вчера. Когда родители куда-то ушли вечером, Игорь залез без спросу в буфет и съел варенье из банки. А чтобы мама его не наказала, он испачкал вареньем рот младшей сестренке и все свалил на нее. Ира незаслуженно понесла наказание. Мама отругала девочку и не пустила на следующий день на прогулку. Маленькие Стас и Миша, в отличие от Игоря, видят разницу между враньем и фантазией. Им неприятен подлый поступок Игоря и он сам. Они прогоняют мальчишку из своей компании. Ребята покупают одно мороженое на двоих, потому, что у них не хватает денег. Но, не сговариваясь, хотят отдать эскимо Ире, увидев как она плачет. Они ведь знают, что Ира пострадала за чужую вину. Иришка тоже добрая девочка. Она предлагает поделить порцию мороженого на троих.
Главная мысь. Чему учит рассказ Фантазеры Носова
Рассказ “Фантазеры” учит нас видеть разницу между гадкой ложью и доброй фантазией. Врать нельзя, особенно, если от этого будет кому-то плохо. А мечтать можно. Ведь это развивает воображение. От мечты еще никому не было плохо. А еще это короткое произведение учит состраданию к тем, кто пострадал безвинно.
Читать краткое содержание Фантазеры. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Содержание начальной части
Действие рассказа разворачивается в 70-е годы XIX столетия. Жители Киева вовсю готовятся к рождественским праздникам, кругом царит атмосфера радости и веселья. Два брата, Володя и Гриша Мерцаловы, возвращаясь домой, останавливаются возле стеклянной витрины продуктового магазина. Перед их взором предстают всевозможные сладости и мясные деликатесы, о которых мальчуганы могут лишь мечтать, глотая голодную слюну.
Родители приказали ребятам отнести барину письмо с просьбой о помощи, однако миссия не была выполнена. В подвальном помещении полуразрушенного здания их ждут мать с грудным младенцем и находящаяся на волосок от смерти сестренка. Как только мальчики переступили порог, Елизавета Ивановна кинулась спрашивать сыновей, выполнили ли они столь ответственное поручение. Володя признался, что они сделали все так, как им было велено, но хозяйский швейцар в грубой форме прогнал мальчишек.
Вскоре вернулся отец, худой и бледный мужчина с впалыми от недоедания щеками. Износившееся до дыр пальто, истрепанная и помятая шляпа, отсутствие перчаток, несмотря на декабрьский мороз, — все в его внешнем облике говорило о бедственном положении семьи. Доведенный до крайней степени отчаяния, он не может без боли смотреть в голодные глаза детей и супруги, поэтому в спешке покидает жилище.
Проблемы
А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.
Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное
Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом»
Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.
Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.
Полеты на Луну и не только
Веселые фантазии мальчиков пришли к следующему этапу. Так как никто из них не выиграл соревнование в воображаемом плавании, они решили поразить друг друга передвижениями по воздуху. Об этом прямо сейчас поведает далее краткое содержание рассказа Носова. Фантазеры были неугомонны. Настала очередь Стасика сразить друга, и он сказал, что раньше умел летать. Михаил предложил товарищу, чтобы он прямо сейчас продемонстрировал это. Но тот нашел, что ответить: нет, не может, так как разучился.
Теперь очередь придумывать была за Мишей. Тот рассказал, что, когда он купался в море, на него напала акула. Она открыла пасть и откусила мальчику голову. Стас изумился и сказал, что друг обманывает. А тот уверял — нет. Более того, по словам Мишутки, он вылез на берег и пошел домой без головы, а у него потом отросла другая.
Стасик позавидовал такому ловкому сочинительству другу и решил придумать нечто подобное. Он поведал о том, что, когда он был в Африке, его проглотил крокодил, а потом выплюнул.
Миша рассказал, что как-то шел и раздавил автобус, потом признался — тот был игрушечным. Товарищ в ответ поведал, что вообще летал на Луну в ракете, но это было во сне.
Позитивный финал
Вот такой поучительный написал рассказ Н. Носов — «Фантазеры». Краткое содержание подходит к завершающей стадии. Ира тоже была доброй девочкой, предложила разделить мороженое ровно на 3 части. Так они и сделали, десерт оказался очень вкусным. А ребята продолжали веселить себя и девочку. Один из них сказал, что как-то целое ведро мороженого съел, но оно было игрушечным, не больше стакана. Вот и все краткое содержание. Фантазеры Носова наверняка вызовут симпатию у юных и старших читателей.
«Фантазеры» – веселая и поучительная история о маленьких выдумщиках, которые очень любили фантазировать, но терпеть не могли вранье и несправедливость.
Суть
Суть рассказа такова – в семействе Рудневых, которое отличается особым радушием и гостеприимством, идет подготовка к любимому празднику главы семейства, Новому году. По традиции к мероприятию пригласили популярный оркестр, который, однако, не смог участвовать на их празднике, поскольку его перехватили другие люди. Поиски иных музыкантов завершились 14 летним мальчиком, утверждавшим, что он может играть на пианино хоть всю ночь напролет.
Глава семьи вместе с родными относятся к данному утверждению с недоверием, особенно старшая дочь, которая надменна, и они вместе просят мальчика что-нибудь сыграть. Юноша сыграл произведение Листа, «Венгерскую рапсодию», чем стянул в кабинет всех гостей семейства.
Потом его просит сыграть что-нибудь танцевальное младшая дочь Рудневых Тина. Юноша без проблем берется за игру, с удовольствием наблюдая за кружащимся вокруг него водоворотом лиц и платьев.
Вдруг вошел человек очень приметной внешности, и требует у юноши еще творчества Листа. Юноша играл настолько великолепно, что втянул в экстаз всех гостей.
По окончанию игры человек исчез, зато к юноше обратился хозяин дома с конвертом, заполненным деньгами от незнакомца, и сказал, что этот незнакомец – Антон Рубинштейн и что он ожидает юношу в карете.
Финал рассказа таков – юный пианист в изношенной одежде теперь знаменит по всей империи как уникальный и талантливый композитор. Понятно, что тому поспособствовал сам Рубинштейн, он вывел его в люди.
Новые люди
Писарев о Базарове говорит как о новом типе человека, но, правда, дальше, со временем, трактовка его уже стала меняться, в соответствии с изменениями социально-политических взглядов автора. В статье «Реалисты» он уже по-иному рассматривает базаровский эгоизм. Он говорит, что такие последовательные реалисты живут «высшей руководящей идеей». Она и дает им огромные силы в борьбе. Такие эгоисты имеют свой «личный расчет», не препятствующий их борьбе за высокие цели. А они в ту пору заключались в уничтожении нищенства трудящихся. Критик уже пишет и о том, что именно этот эгоизм и находит в себе удовлетворение этой деятельности, ведущей к осуществлению поставленной цели.
Сюжет «Тапёра» с цитатами
Краткое содержание «Тапер» Куприн с цитатами из произведения:
«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.
Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.
Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.
Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».
Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.
Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.
Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет – дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.
Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверено извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.
Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами, и сообщает, что ему выпал удивительный подарок – его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна
Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя, и со временем стал известным композитором.
Заключение
Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.
Критика произведения
В литературной среде повесть получила признание. Так, Горький весной 1911 года похвалил Куприна и его произведение «Гранатовый браслет» в письмах Малиновской. Также повесть получила хорошие оценки таких критиков, как Бартенев, Горнфельд, Львов-Рогачевский. При этом они хвалили Куприна не только в личной переписке, но и писали публикации в аналитических журналах «Жатва», «Современный мир», «Русские ведомости».
Это существенно подбодрило Куприна, который имел сомнения в успехе произведения. Дело в том, что его повесть не вписывалась в литературный поток, который существовал на тот момент. Однако в тот период создавались новые направления и жанры, потому это не было проблемой.
При этом никаких значимых наград в литературной среде Куприн за свое произведение не получил. Однако оно по сей день входит в школьную программу, оставаясь актуальным и ценным.
Главные герои и их характеристика:
Юрий Азагаров – бедный, скромный и робкий мальчишка четырнадцати лет, выглядит на несколько лет младше своего возраста из – за своей худобы. Обладает огромным талантом к музыке, но ему приходится зарабатывать на жизнь, работая тапером.
Ирина Алексеевна Руднева — мать семейства Рудневых. Происходит из княжеского рода — это многое для нее значит. Женщина общается в основном с представителями именитых семейств. Практически не выходит из своих комнат и проводит немного времени с семьей. Очень избирательна и ревнива.
Аркадий Николаевич Руднев — отец и глава семейства. Мужчина пятидесяти с лишним лет, все еще популярный среди женщин. Красивый, уверенный в себе человек. Любитель балета, изысканной пищи, веселья и азартных игр. Он чувствует себя прекрасно на различных светских мероприятиях и часто устраивает их сам.
Лидия Руднева – самая старшая дочь. Надменная, капризная, но серьезная и своенравная девушка, любящая порядок во всем.
Тина Руднева — двенадцатилетняя дочка Рудневых, для которой эта «взрослая» елка первая в жизни
Веселая, активная и непоседливая девочка, которая очень взволнована наступлением важного для нее праздника Рождества.
Татьяна Руднева — сестра Лиды и Тины. Полная девушка со светлыми волосами, дружелюбная, веселая и отзывчивая.
Антон Григорьевич Рубинштейн — великий композитор, приглашенный на вечер к Рудневым
Ведет себя отрешенно и равнодушно, но услышав игру на фортепиано юного тапера, воодушевляется.
История написания
«Гранатовый браслет» — литературное описание реальной истории, которая случилась со знакомыми писателя. А. Куприн узнал о ней при просмотре семейного альбома. Жена губернатора делала карандашные рисунки к письмам, которые ей присылал безответно влюбленный в нее телеграфный чиновник. Однажды и она получила от своего тайного поклонника небольшой подарок: коробочку с позолоченной цепочкой и кулоном в виде миниатюрного пасхального яйца.
А. Куприн преобразил действующих персонажей, сделав их более реальными, чем действительно существовавшие люди. Красной нитью через все произведение проходит тема любви: Шеина к жене, Густава — к Анне, а несчастного Желткова — к Вере Николаевне. Цепочка с кулоном была заменена на браслет с гранатами, которые олицетворяли для писателя три чувства — гнева, страсти и любви.
Проблемы
Проблематика рассказа «Тапер» представлена в списке, если ее нужно расширить, подайте сигнал Многомудрому Литрекону, он дополнит раздел.
- Основная проблема рассказа «Тапер» — социальная несправедливость. Перед нами проблема бедного талантливого пианиста Юрия Азагарова, которому, чтобы учиться, а, возможно, и помогать семье, приходится заниматься подработкой — играть по вечерам в богатых домах, на всевозможных праздниках, в ущерб своему здоровью.олько волею случая, его замечает сам Рубинштейн, что позволило ему развить свой талант и стать впоследствии известным композитором. Но сколько таких мальчиков остались незамеченными? Сколько их вынуждено было работать по ночам, чтобы выжить? Вот такие серьезные вопросы ставит перед нами автор.
- Проблема тернистого творческого пути. Многие люди начинают свое восхождение на Олимп искусства через тернии. Они вынуждены пробиваться в творчестве, работая вдвое больше других. Им необходимо обеспечивать себя и трудиться над своим призванием одновременно. Но именно эта закалка и делает их настоящими профессионалами своего дела.
- Социальные отношения двух сословий. Мальчику приходится терпеть надменность старшей дочери Руднева и сталкиваться с недоверием. Его дискредитируют изначально, ведь полагают, будто начинающий пианист ни на что не способен. Однако он в ответ не может ничего сделать: он материально зависим от этих людей. И все же автор показывает благополучное завершение этого конфликта: талант Юрия пробил ему дорогу к признанию.
Четверо нищих, Ю-ю, Сказка, Листригоны — А.И Куприн
Рассказы Куприна Александра Ивановича «Ю-ю», «Листригоны», «Четверо нищих» и «Сказка» основываются на личных воспоминаниях автора. При этом нельзя не заметить то, как он воспевает смелость, красоту, верность, мужество и доброту во всех их проявлениях. Во всех произведениях Куприна наблюдается путь осмысления жизни – иногда в мрачных картинах, иногда в благородных проявлениях. Но после прослушивания любого из рассказов остается однозначно глубокое и светлое чувство, которое возникает каждый раз от прикосновения к правде.
Рассказ «Четверо нищих» — это красивая легенда или быль о самой простой и изысканной французской закуске. Фантазировал ли писатель сам, пересказал ли историю французского народа, услышанную где-то о Генрихе Четвертом, не имеет значения. Рассказ «Четверо нищих» просто приятно слушать в исполнении Елены Хайдуровой, которая переносит нас в темные леса Навары. Здесь охотник в азартном пылу погони может потерять свою компанию, здесь под покровом ночи открывается истинная природа человека. Король становится простым человеком, а нищий самым щедрым и гостеприимным хозяином.
Отыскать не просто красоту, а достоинство, гордость, преданность, ум и многие другие достойные человека качества Александр Иванович Куприн смог в кошке Ю-ю. В одноименном рассказе можно познакомиться с этим удивительным созданием. Ю-ю имела не только удивительное имя, но и особый склад характера. Ей не была чужда настоящая привязанность, которой мог бы позавидовать и человек – не многих людей она считала своими настоящими близкими друзьями. Но эти немногие удостаивались поистине особого отношения.
«Сказка» имеет свое начало и свой конец. Холщевников был некрасивый, но достаточно талантливый художник. На его жизненном пути встречалась масса препятствий: неверие людей, нищета, бюрократизм, непризнание таланта. И только благодаря своей жене, которая имела не только красоту внешнюю, но и красоту сердца он смог все преодолеть и стать достаточно успешным живописцем. Его картины не только украшали дома сильных мира сего и музеи, но он стал одним из самых влиятельных мастеров-учителей. Его жизнь была похожа на сказку принца, который одолел чудовище, преодолел дремучий лес и нашел свой священный огонь, принимая помощь волшебной феи. Но молодой ученик Холщевникова Григорий Боханин не вписывается в это волшебное повествование. Из-за него фея теряет свои чары, волшебство сказки разбивается на осколки.
Повесть «Литригоны» — это серия небольших рассказов о жизни рыбаков в Балаклаве. Несомненно, все они основываются на личных впечатлениях автора, который испробовал свои силы, в том числе и в рыболовном ремесле, узнал уклад жизни рыбаков. При этом Александр Иванович даже не менял имена персонажей. Все они являются реальными людьми. И сильный, дерзкий Юра Паратино, и молодой удачливый Ваня Андруцаки, и отличный рыбак, хотя и большой пьяница Коля Констанди. В этих рассказах собрано все великолепие таланта Куприна. Море, рыбацкий городок, горы описаны поэтично и возвышенно. Люди с их характерами описаны реалистично, но автор не останавливается только на поверхностном описании, помня, что человек – это существо до конца непостижимое, а потому в каждом есть удивительные черты. Красивые легенды, передаваемые из уст в уста, от рыбака к рыбаку, приметы, переходящие из поколения в поколение, раскрыты точно и без искажения. Любовь и воровство, трагедия и смех, глупость и человеческая непостижимая мудрость простака – все можно найти в рассказах Куприна о рыбаках «Листригоны».
Озвучила аудиокниги Александра Ивановича Куприна Елена Хайдурова, талан которой доказан уже не одной работой над классическими и современными произведениями. Убедиться в этом можно, скачав аудиокниги Куприна бесплатно на bibe.ru.
Аудиокнига «Куприн — «Четверо нищих» и другие рассказы» Это полная версия аудиокниги.
Получить пароль для открытия архивов со всеми аудиокнигами с сайта Bibe.ru можно бесплатно, подписавшись на рассылку уведомлений о новых книгах тут
Продолжительность аудиокниги: 3 часа
Книга озвучена: Елена Хайдурова
Качество записи этой аудиокниги: хорошее
Очень краткий пересказ
Вера Николаевна Шеина — княгиня, жена предводителя дворянства отмечает на даче свой день рождения в узком кругу друзей. Её муж князь Василий испытывает материальные затруднения, и Вера Николаевна старается быть экономной.
Приехала жизнерадостная Анна, сестра княгини, чтобы помочь в подготовке к встрече гостей. Сёстры давно не виделись, они идут на обрыв полюбоваться морем и наговориться. Ближе к вечеру стали съезжаться гости. Среди них — генерал Амосов, крёстный Анны, сослуживец отца сестёр, они называют его дедушкой.
Князь Василий развлекает гостей юмористическими рассказами собственного сочинения о забавных случаях из жизни друзей и близких. Его творчество пользуется успехом. Когда гости собрались играть в карты, горничная неожиданно передаёт Вере небольшой пакет. Его содержимым оказался гранатовый браслет.
Это подарок от давнего поклонника. В прилагаемой записке он почтительно просил принять подарок и подписался «Г. С. Ж.». Вера Николаевна сочла нужным расказать о подарке мужу. При этом присутствовал её брат Николай, который крайне возмущён поведением какого-то незначительного чиновника. На следующий день князь Шеин и брат Веры разыскали таинственного дарителя браслета.
Им оказался молодой человек, мелкий чиновник Желтков. Он признался князю, что полюбил Веру Николаевну ещё до замужества, и эта любовь составила смысл его жизни. Василий Львович великодушно посочувствовал страдальцу, но брат Веры разговаривал с ним жёстко, с позиции сословного превосходства. Князь вернул браслет Желткову с просьбой не беспокоить больше жену. Тот просил разрешения переговорить с Верой Николаевной по телефону. Разговор внёс ясность: она тяготится его любовью. После этого молодой человек поклялся, что о нём больше не услышат.
На следующий день Вера узнала из газет о кончине Желткова. Официальной причиной самоубийства считалась растрата казённых денег. Скоро почтальон принёс письмо на имя княгини, написанное несчастным перед смертью. Желтков просил прощения за вмешательство в её жизнь, благодарил за всё и желал ей счастья.
Вера, тронутая письмом, поехала проститься с покойным. Хозяйка квартиры показала его комнату. Мёртвое лицо было умиротворённым, на губах застыла безмятежная улыбка. Когда княгиня уходила, хозяйка передала ей слова Желткова, что самое лучшее произведение Бетховена соната №2. По возвращении домой она обратилась к подруге, пианистке Женни Рейтер, с просьбой сыграть что-нибудь. Женни исполнила именно эту сонату. Вера слушала со слезами, облегчающими чувство вины, ей казалось, что Желтков рядом и простил её.
Свидание с Аленкой
На следующий после разговора день Митя надел нарядную рубашку и пошел в сад, где девки работали. Аленка была «невелика и подвижна» и поразила Митю, как молния. В воскресенье никто не работал, и Митя отправился в церковь. Дорогою думал, что можно прожить и без Кати. Вдруг увидел проходившую мимо двора Аленку и с бьющимся сердцем отправился обратно домой.
После обеда пришел староста, сказал, чтобы барчук собирался, отвезет он его к Аленке. Та, завидев Митю, шепнула, чтобы завтра приходил, да не с пустыми руками. Приехав домой, юноша сразу лег спать и ночью услыхал нежную и грустную музыку. Митя затрепетал от умиления и, повернувшись на другой бок, тотчас заснул. Следующий день казался ему бесконечным, и Митя отправился в библиотеку. Читал ничего не понимая, с возмущением вспоминал о намерении застрелиться.
Глядя в книгу, думал об Аленке и весь начинал дрожать. В пересказе повести «Митина любовь», в кратком содержании по главам, сложно передать слова автора о томительном ожидании юношей свидания с Аленкой.
Когда мать уехала, Митя схватил с полки картуз, выбежал в сад и остановился возле шалаша, где они с Аленкой договорились встретиться. Она вышла из-за кустов в одной рубахе, заправленной в юбку. Юноша, увидев ее во всей женской прелести, внутренне ахнул. Когда они поднялись, Митя был совершенно разочарован.
Характеристика персонажей
В рассказе «Тапер» автор знакомит читателей с интеллигентной семьей Рудневых, юношей-музыкантом и гостями дома Рудневых, окунает читателя в праздничную новогоднюю атмосферу, наполненную радостью, волшебством, нетерпеливым ожиданием.
Глава московского семейства Аркадий Николаевич Руднев – элегантный, представительный пятидесятилетний мужчина, привлекательной внешности. Он занимается меценатской деятельностью, покровительствовал искусствам, особенно балету. Также он шел в ногу со временем, был любитель устраивать праздники, приглашать гостей, любил молодежь и был душой компании. У семьи было много друзей.
Жена главы семейства Ирина Алексеевна Руднева как последний потомок высокого знатного рода была наоборот высокомерной, держалась обособленно, много времени находилась в своих комнатах, старалась общаться только с такими же высокими и родовитыми представителями дворянства.
Три дочери Рудневых, абсолютно разные по характеру и внешности:
Лидия – девушка красивая, но холодная и бессердечная, относившаяся с презрением к прислуге и простым людям, ко всем, кто ей подвластен и ниже по положению.
Татьяна – блондинка, обладающая веселым нравом и спокойным характером, за что ее любила прислуга. Она в семье Рудневых являлась миротворицей, улаживала все возникающие инциденты.
Тина – младшая дочь Рудневых, двенадцатилетняя девочка, милая, добрая, резвая, взявшая мальчика тапера под покровительство.
Главный герой рассказа Юрий Азагаров изображен Куприным в рассказе худощавым мальчиком невзрачной наружности, в поношенном мундирчике, стеснительным, но самолюбивым
Особенно писатель обращает внимание на его большие серые глаза
Но, характеризуя юношу, автор говорит о его внутреннем преображении во время игры, о том, как его невзрачное лицо становилось прекрасным, а он извлекал мощные, полные силы звуки.
Антон Рубинштейн – в то время уже знаменитый композитор и пианист, прошедший через все трудности к вершине своего признания и славы, изображен автором подробно, его внешность, как и Юрия, описана во всех деталях.
Рубинштейн был в числе гостей, держался он просто, непринужденно и небрежно, но величаво. Куприн говорит о нем как о человеке «большого света» с железной волей и несгибаемым характером. Игра мальчика и на него произвела впечатление.