Краткое содержание статьи «базаров» д. и. писарева

Текст книги «Отцы и дети»

А. И. Герцен Еще раз Базаров

‹…› Верно ли понял Писарев тургеневского Базарова, до этого мне дела нет

Важно то, что он в Базарове узнал себя исвоих и добавил чего недоставало и книге. Чем Писарев меньше держался колодок, в которые разгневанный родитель старался вколотить упрямого сына, тем свободнее перенес на него свой идеал

«Но в чем же может быть интересен для нас идеал г

Писарева? Писарев бойкий критик, он писал много, писал обо всем, иногда о таких предметах, которые знал, но все это не дает его идеалу права на общее внимание»

В том-то и дело, что это не его личный идеал, а тот идеал, который до

тургеневского Базарова ипосле него носился в молодом поколении и воплощался не только в разных героев повестей и романов, но в живые лица, старавшиеся принять в основу действий и слов своих базаровщину. То, что Писарев говорит, я слышал и видел десять раз; он простодушно разболтал задушенную мысль целого круга и, собрав в одном фокусе рассеянные лучи, осветил ими нормального Базарова.

‹…› Странные судьбы отцов и детей! Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить по головке, – это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, – и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтоб посечь сына, он выпорол отцов.

Оттого-то и вышло, что часть молодого поколения узнала себя в Базарове. Но мы вовсе не узнаём себя в Кирсановых, так, как не узнавали себя ни в Маниловых, ни в Собакевичах, несмотря на то что Маниловы и Собакевичи существовали сплошь да рядом во время нашей молодости и теперь существуют.

Мало ли какие стада нравственных недоносков живут в одно и то же время в разных слоях общества, в разных на правлениях его; без сомнения, они представляют больше или меньше общие типы, но не представляют самой резкой и характеристичной стороны своего поколения, – стороны, наиболее выражающей его интензивность. Писаревский Базаров, в одно стороннем смысле, – до некоторой степени предельный тип того, что Тургенев назвал сыновьями

, в то время как Кирсановы – самые стертые и пошлые представители отцов.

Тургенев был больше художник в своем романе, чем думают, и оттого сбился с дороги, и, по-моему, очень хорошо сделал – шел в комнату, попал в другую, зато в лучшую.

‹…› Темная, семилетняя ночь пала на Россию, и в ней-то сложился, развился и окреп в русском уме тот склад мыслей, тот прием мышления, который назвали нигилизмом

Нигилизм (повторяю сказанное недавно в «Колоколе») – это логика без стриктуры, это наука без догматов, это безус ловная покорность опыту и безропотное принятие всех последствий, какие бы они ни были, если они вытекают из наблюдения, требуются разумом. Нигилизм не превращает что-нибудь

в ничего, а раскрывает, чтоничего , принимаемое зачто-нибудь , – оптический обман и что всякая истина, как бы она ни перечила фантастическим представлениям, – здоровее их и во всяком случае обязательна.

Идет это название к делу или нет – это все равно. К нему привыкли, оно принято друзьями и врагами, оно попало в полицейский признак, оно стало доносом, обидой у одних – похвалой у других. Разумеется, если под нигилизмом

мы будем разуметь обратное творчество, т. е. превращение фактов и мыслей вничего , в бесплодный скептицизм, в надменное «сложа руки», в отчаяние, ведущее к бездействию, тогда настоящиенигилисты всего меньше подойдут под это определение, и один из величайших нигилистов будет И. Тургенев, бросивший в них первый камень, и, пожалуй, его любимый философ Шопенгауэр.

Когда Белинский, долго слушая объяснения кого-то из друзей о том, что дух приходит к самосознанию в человеке, с негодованием отвечал: «Так это я не для себя сознаю, а для духа… Что же я ему за дурак достался, лучше не буду вовсе думать, что мне за забота до его сознания…» – он был нигилист

Когда Бакунин уличал берлинских профессоров в робости отрицанья и парижских революционеров 1848 года в консерватизме – он был вполне нигилист.

Вообще все эти межевания и ревнивые отталкивания ни к чему не ведут, кроме на сильственного антагонизма.

Когда петрашевцы пошли на каторжную работу за то, что «хотели ниспровергнуть все божеские и человеческие законы и разрушить основы общества», как говорит сентенция, выкрадывая выражения из инквизиторской записки Липранди, – они были нигилистами

Нигилизм с тех пор расширился, яснее сознал себя, долею стал доктриной, принял в себя многое из науки и вызвал деятелей с огромными силами, с огромными талантами… все это неоспоримо.

Но новых начал, принципов он не внес

Или где же они?

Повесть «Суламифь»

Царь Соломон с женами

В повести Куприна Суламифь — это бедная девушка из виноградника, в которую влюблен царь Соломон. У героя тысяча жен, наложниц, танцовщиц и прочих женщин, которыми тот может пользоваться, царь делил ложе с царицей Савской, но больше всех любит беднячку Суламифь. Героиня работает в царском винограднике, и Соломон как-то раз застает ту подвязывающей лозы. Героиня напевает некую мелодию, занята работой и не замечает наблюдающего за ней царя. Соломон подходит к девушке и просит, чтобы та показала лицо.

У Суламифи юное стройное тело, смуглая кожа, густые и кудрявые темно-рыжие волосы падают девушке на спину. Сам царь тоже молод и прекрасен, и девушка влюбляется в него. Соломон просит героиню сесть с ним рядом и рассказать, кто она. Героиня называет свое имя и признается, что помогает братьям заниматься царскими виноградниками. Соломон целует девушку и назначает свидание следующей ночью у дома Суламифи. О себе царь лжет, что он царский повар.

Суламифи тринадцать лет, но девушка уже поднаторела в искусстве соблазнения. Героиня отправляется вечером в город и продает там свои единственные серебряные серьги, чтобы выручить денег. Вместо серег девушка покупает сладкую мирру, которой собирается умастить собственное тело перед свиданием, чтобы то пахло благовониями.

Суламифь

Ночью героиня ждет явления возлюбленного, тот долго не приходит, а когда шаги героя все-таки раздаются за дверью, девица пугается и долго не решается отпереть ему. В конце концов Суламифь выглядывает за дверь, но никого там не находит. Героиня ищет возлюбленного на улицах ночного города, а затем идет к винограднику — месту их первой встречи. Там девушка находит Соломона, между персонажами происходит эротическая сцена, после которой Соломон признается, кто он такой на самом деле.

Царь увозит возлюбленную во дворец, где та купается в целом бассейне благовоний, затем украшает волосы жемчугом и облачается в одежды из легчайших египетских тканей. Проходит неделя, в течение которой царь и Суламифь «наслаждаются любовью», а Соломон осыпает девушку драгоценными камнями и подарками.

Соломон и Суламифь

Между тем против героини замыслила недоброе царица Астис, верховная жрица храма Изиды, которую Соломон в свое время оставил. Астис испытывает черную ревность к Суламифи и подговаривает начальника царской стражи Элиава убить новую возлюбленную царя. В обмен Астис обещает тому отдаться.

Начальник стражи прячется у дверей царской спальни, где пребывают главные герои, и ждет удобного момента. Суламифь тем временем мучают недобрые предчувствия, и девушка говорит царю, что рядом притаилась смерть. В этот момент убийца врывается в спальню и пронзает Суламифь мечом. На этом короткая биография героини завершается. Царь Соломон приказывает умертвить начальника стражи, а царицу Астис выслать в Египет.

Торжественный обед

Вскоре Татьяна Марковна устраивает в Малиновке торжественный прием, на который приглашает всю округу. Обед устраивают в честь Бориса Павловича.

Внезапно вечер проходит на повышенных тонах, в доме вспыхивает скандал. Раевский высказывает Нилу Тычкову все, что о нем думает, а Татьяна Марковна встает на сторону внука. Тычкова прогоняют из Малиновки. А Вера, которую покорила смелость и откровенность Райского, впервые целует его. В этом эпизоде образ Веры в романе «Обрыв» раскрывается в полной мере. Правда, для Райского этот поцелуй практически ничего не значит. Он теряет интерес к девушке, в скором времени планирует вернуться в Петербург к привычной жизни.

Правда, большинство окружающих не верят, что скоро ему удастся уехать. Вера покидает имение, отправляясь к подруге за Волгу. В ее отсутствие Борис пытается выведать у Татьяны Марковны, что она за человек. Оказывается, что бабушка считает ее близкой себе по духу. Любит ее и сострадает, видя, что она часто повторяет ее ошибки. От нее же Райский узнает, что уже давно посвататься к Вере собирается лесничий Иван Тушин.

Не в состоянии отделаться от мыслей о девушке, Райский позволяет Крицкой увезти себя к ней в дом. Уже оттуда направляется к Козлову, где его с распростертыми объятиями встречается Ульяна. Борис и тут не смог устоять перед чарами.

Сейчас читают

В книге рассказывается о существовании лисы-оборотня, которая жила в начале 21 столетия в Москве. Лису звали А Хули. Ей недавно исполнилось 2000 лет. Она занималась самообразованием

Мальчик рассказывает, что когда он учился в гимназии, у них была любимая собака Жучка. Дети любили собаку, играли с ней и подкармливали. Потом у надзирателя тоже появилась собака

Действие романа начинается сразу после революции в 1917 году с приезда в колонию на Полтавщине молодого педагога Макаренко. Там уже работают завхоз Калина Иванович и две воспитательницы

Роман Фаворит был написан Валентином Пикулем. В произведении описываются времена, когда правила Екатерина Вторая. Роман разделен на два тома, в первом описывается все, что касается императрицы, а во втором — о Тавриде.

Девочка Варя любила помогать птичницам, выращивать маленьких, пушистеньких утят. Как только утята подрастали, то Варя переставала их любить. Думала, что на следующий год не пойдет в птичник работать.

Источник

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание стиха Родина Лермонтова За авторством Михаила Лермонтова находится много стихотворений. В том числе и тех, которые показывают его отношение к России и ситуации, которая происходила на тот момент. Стихотворение «Родина» является как раз таким.
  • Тень ветра — краткое содержание романа Сафона Сын букиниста, которого зовут Даниэль, любит книги с рождения. Ранним утром, когда папа привел его в библиотеку, которая считалась заброшенным местом, Даниэль нашел фолиант. По пути отец предупредил
  • Краткое содержание рассказа Наша жучка Дурова В детстве автор учился в военной гимназии. У него с друзьями была собака по кличке Жучка. Они подкармливали её и резвились с ней.
  • Дневник Фокса Микки — краткое содержание рассказа Саши Чёрного В рассказе автор даёт возможность взглянуть на жизнь глазами маленькой собачки и прочувствовать все её переживания и думы.

Суламифь в Библии

«Суламифь», «суламита» – таким словом в Библии называют возлюбленную царя Соломона, и связано это имя с местом, откуда происходит девушка. Это слово встречается в тексте Библии дважды и на иврите звучит как «хаш-шуламит», что в переводе означает «женщина из селения Шулем (или Сунам)». Получается, «Суламифь» — это имя нарицательное, а не собственное.

Царица Савская

Некоторые исследователи считают, что «Суламифь» — тот же персонаж, что и царица Савская, либо отождествляют героиню с некой дочерью фараона, женой Соломона. Другие исследователи полагают, что имя «Суламита» — женская форма имени «Соломон», и оба эти имени служат для символического обозначения жениха и невесты во время свадебного обряда.

Предполагается, что образы Суламифи и Соломона используются для описания неких идеальных взаимоотношений между женихом и невестой, которые еще не успели заключить законный брак. В текстах Песни песней Соломона говорится о недопустимости встреч наедине, описывается целомудренное общение Суламиты с возлюбленным и т.д.

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным , Антоном Чеховым и Максимом Горьким .

Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Главные герои и их характеристики

Куприн дает очень подробное для такого небольшого произведения описание характера главных героев, из которого читателю легко понять причины и мотивацию их поступков:

  1. Молодой небогатый офицер Николай Алмазов, поставивший перед собой задачу закончить военную академию в Петербурге и сделать карьеру, с большим трудом преодолевает препятствия на пути к этой цели. Лишь с третьей попытки абитуриент наконец поступает в это учебное заведение и очень боится, что в случае провала какого-либо экзамена его исключат, придется возвращаться в полк, в глухую провинцию, и все предыдущие усилия потеряют смысл. Алмазов – амбициозный мужчина, мечтающий выбраться из бедности исключительно за счет собственного ума и старательности, однако учеба становится для него очень тяжелой ношей, которая отнимает слишком много сил. Николай никогда не справился бы с ней, будь он один. Но рядом – верная жена.
  2. Верочка, супруга Николая, не только делает всё возможное, чтобы обеспечить мужу нормальные бытовые условия, необходимые для серьезной умственной работы, но и активно помогает ему в учебе: читает вслух, переписывает конспекты, «репетирует» Николая при подготовке к экзаменационным испытаниям, задавая вопросы и выслушивая ответы, запоминает и записывает всё необходимое. Кроме того, жена бережно поддерживает его в случае неудач, старается внушить мысль, что непреодолимых препятствий не существует, и из любого положения всегда можно найти выход. Особенно ярко эта черта ее характера проявляется после провала на экзамене, когда Николай упал духом и готов опустить руки и сдаться без борьбы. Таким образом, сравнительная характеристика показывает, что в этой паре лидер – именно Верочка.
  3. Еще один персонаж, которого также можно отнести к числу главных, поскольку он незримо присутствует в рассказе на всем его протяжении, – преподаватель академии, принимающий у Николая экзамен. Отличный специалист, но большой педант, как большинство немцев, профессор абсолютно уверен в своей компетенции и знаниях, и хочет, чтобы каждый слушатель академии безукоризненно выполнял его указания.

На второй линии сюжета находятся оценщик ломбарда и садовник – люди, без которых супружеской паре не удалось бы воплотить в жизнь свою остроумную авантюру. Если оценщику, в общем-то, всё равно, кто и по какой причине обменивает свои ценности на деньги, то садовник с большим сочувствием относится к затее молодых супругов и соглашается выполнить их просьбу, несмотря на ее неординарность.

Анализ рассказа Куприна «Куст сирени»

Рассматривая некоторые рецензии на рассказ и аргументы к сочинению по нему, можно встретить рассуждения о том, что Николай Алмазов – слабый, безвольный человек, взваливший на жену решение своих проблем. Однако, если бы это было правдой, его вряд ли смогла бы полюбить такая женщина, как Верочка.

В начале рассказа Алмазов и в самом деле показывает свою слабость, но читателям нужно быть снисходительными к герою и понимать, что на него давит огромный груз ответственности, а за плечами – несколько неудачных попыток приблизиться к своей мечте.

Как показывают исследования психологов, большинство мужчин, считающихся сильным полом, сильнее женщин лишь физически, в эмоциональном плане они чаще всего значительно уступают своим вторым половинкам. Лишь немногие из них могут уверенно идти по жизни, не опираясь на женское плечо, в то время как рядом с верной и преданной супругой, верящей в их силу и мужественность, мужчины способны на геройские поступки.

Куприн понял эту истину из собственного опыта и постарался передать ее в своем рассказе.

История создания рассказа

Куприн не сразу решил стать писателем: его с детства готовили к военной карьере. Окончив вначале Московскую военную гимназию, а затем Александровское юнкерское училище, он вышел оттуда в чине подпоручика и четыре года прослужил в Днепровском пехотном полку.

Александр Иванович Куприн (1870—1938) — русский писатель, переводчик.

Отсюда прекрасное знание правил и законов, бытующих в среде российских военных, давшее ему обширный материал для творчества. Описанию жизни и быта русского офицерства посвящены такие его художественные произведения, как повести «Прапорщик армейский», «Поединок», «Дознание».

К этой тематике относится и одно из мини-сочинений Александра Ивановича – небольшой рассказ «Куст сирени», который Куприн написал в 1894 году вскоре после того, как вышел в отставку.

Произведение было опубликовано в киевской газете «Жизнь и искусство» 17 октября того же года и получило множество восторженных отзывов со стороны читателей.

Популярные сегодня пересказы

Произведение по жанровой направленности представляет собой художественный гротеск, который разворачивается в нелепой и неадекватной атмосфере в полном отсутствии здравой мысли.

Главными героями произведения являются Максимов, Хатидже и Наталья. В начале рассказа поэт и писатель Максимов знакомится в Крыму в таверне с Хатидже. Девушка восхищена творчеством молодого человека

Автор вспоминает наблюдения за своим полуторогодовалым сыном Алешей, в то время, когда они жили летом на даче в Абрамцеве.

Рассказ «Дом с мезонином» написан от лица художника-пейзажиста N, который вспоминает о событиях семи- или восьмилетней давности. Тогда летом он снимал дачу у помещика Белокурова.

Источник

Сочинение Любовь в произведении Куприна Гранатовый браслет

За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл. Среди всех этих произведений можно выделить очень мало количество, которые описывают на столько сильное чувство любви, как произведение Куприна «Гранатовый браслет».

Главный герой чиновник Желтков, как он сам описывает свое чувство, имеет счастье испытать самую настоящую безграничную любовь. Его чувство такое сильное, что местами его можно принять за нездорового, душевно больного человека. Особенность чувства желткова заключается в том, что этот человек ни в коем случае не желает тревожить предмет своей безграничной любви и страсти. Он не требует взамен этой сверхчеловеческой любви абсолютно ничего. Ему даже и в голову не приходит возможность остудить, успокоить свое сердце одной лишь встречей с Верой. Это не только говорит о железной силе воли человека, но и о безграничной любви этой личности. Именно любовь не позволяет ему хоть на миг быть удостоенным внимания предмета любви.

В письме Желтков называет свою любовь божьим даром и выражает свою благодарность Господу за возможность испытать такое чувство. Конечно и читателю и другим героям произведения прекрасно известно, что любовь Желткова не принесло ему, кроме горьких страданий и мучений, ничего иного. Но только человек, переживший все это и прочувствовавший такое сильное чувство любви в праве судить или же понимать героя.Желтков не в силах ничего поделать со своей любовью. Он знает о невозможности дальнейшего своего сосуществования с этим чувством любви. Именно поэтому самым лучшим выходом для него становится самоубийство. Перед этим поступком он в письме уверяет всех, что прожил счастливую жизнь.

10 класс, 11 класс

Коротко об авторе

В 1870 году в семье наровчатского чиновника. До того как стать писателем, он пробовал себя в разных областях. За плечами Куприна военная служба, актёрская работа, организация цирковых представлений, управление имением, карьера репортёра.

Первые датированы концом XIX века. В 1919 году писатель покинул родину. В Европе он пробыл до 1937 года, однако возвращение в Россию было недолгим.

В 1938 году писатель скончался. Рассказ Куприна «Синяя звезда» впервые увидел свет в столице Франции в 1927 году. Тогда он имел заглавие «Принцесса-дурнушка». Позднее вышел сборник «Храбрые беглецы», в котором рассказ получил своё нынешнее название.

Тургенев и главный мистик Гоголь

Даже в книгах такого писателя-реалиста, как И. С. Тургенев, можно встретить таинственные загадки и фантастические сюжеты. Например, в повестях «Призраки», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич».

Конечно, главным мистиком русской литературы является Николай Гоголь. Писатель так ярко и подробно рассказывает истории о призраках и ведьмах, будто не просто верит в их существование, а наслаждается воспроизведением мифологических представлений украинского простонародья, умело переплетает христианские мотивы с языческими. Иногда, как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», Гоголь с иронией относится к народным поверьям.

Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961 года

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: