ВЕЖЛИВЫЙ И СКРОМНЫЙ
Добрыня предстает перед нами в совершенно неожиданном образе — богатыря, славного не только силой и смекалкой, но и тем, что у русичей называлось вежеством. Молодец отличался учтивостью, способностью к дипломатии. Он в любой ситуации способен найти наиболее благоприятный исход. Возможно, именно потому богатырь так приближен к князю Владимиру.
Герой часто выполняет его поручения, в том числе те, от которых отказываются иные славные воины. Впрочем, существует и версия, согласно которой Добрыня является племянником самого князя. В любом случае народная молва была склонна приписывать богатырю происхождение самое высокое. Добрый молодец был сыном рязанского воеводы Никиты, обучен и владению музыкальными инструментами, и пению, и стрельбе. Он ловок, прекрасно плавает — одним словом, наделен всяческими дарованиями и талантами, простому человеку несвойственными.
Прототип Добрыни Никитича
По былинам прослеживается интересный момент. Дело в том, что именно Добрыне князь обычно даёт различного рода поручения: то выручить племянницу, то собрать дань и привезти её ко двору, также он сам вызывается на исполнение поручений, от которых отказались другие богатыри. Таким образом, становится очевидна близость к княжеской родне Добрыни, которого иногда самого величают князем, племянником самого Владимира Красного Солнышка. Прототипом богатыря в историческом плане можно смело называть воеводу Добрыню, который приходился родным дядей и воеводой князя Владимира, брата матери Малуши. Добрыня исполняет личные поручения, используя не только силу, храбрость, но и дипломатические способности, что говорит о его образованности и уме. Какой был Добрыня Никитич, мы узнаем из былин, в них часто говорится о его многосторонности, он ловок, отлично плавает, стреляет, а также владеет музыкальными инструментами. Часто он играет на гуслях, поёт, играет в тавлеи.
Кто такой Алеша Попович?
Следующим по популярности былинным героем является Алеша, сын попович. Отцом его считается поп из Ростова Левонтий, правда, иногда его именуют Федором. История Алеши Поповича упоминается в двух былинах, где он выступает главным героем. В остальных он является второстепенным участником или упоминается вскользь.
Если не брать в счет двух сказаний о его подвигах, в основном этот витязь является противоречивым, а часто и отрицательным персонажем. Многие исследователи проводят параллели между ним и Вольгой Святославичем.
Таким образом, характеристика Алеши Поповича, которая вырисовывается из сказаний, не совсем соответствует образу «богатыря земли русской».
Единственной былиной, в которой этот хромой и не отличающийся великой силой воин показан в положительной роли, является легенда о его сражении с Тугарином. О ней мы поговорим дальше.
Добрыня и Маринка
Ефимья Александровна заклинает сына: когда тот пойдёт гулять по Киеву, избегать переулка, на котором живёт королевична Марина Кайдальевна. Она уже завлекла своими волшебными чарами множество знатного и простого народу и всех безжалостно загубила. На ее счету погубленные девять русских богатырей, и Добрыню может ждать та же участь.
Гуляя по городу, Добрыня поначалу действительно сторонится запретного места. Но на глаза ему попадается нежно воркующая голубиная пара. Добрыня чувствует, что это не настоящие голуби, а наваждение нечистой силы. Он без колебаний пускает в голубей калёную стрелу. Но стрела пролетает мимо цели и попадает в косое окошко высокого терема. Это и было окошко Марины Кайдальевны, лукавой чаровницы.
Добрыня, не мешкая, отправляется прямо в этот терем — забрать свою стрелу. Когда он предстаёт перед хозяйкой, то слышит сахарные приветливые речи: «Ах ты душенька, Добрыня сын Никитинич! / Сделаем, Добрынюшка, со мной любовь!»
Богатырь не поддаётся обольщениям и с достоинством отвечает Марине, что он ей «не полюбовничек», поворачивается и выходит на широкий двор. Маринушка пускает в ход свои колдовские чары: «А стругает тут следочки да Добрынины, / Рыла тут во печку во муравлену / И сама же к следочкам приговаривает: / Горите вы, следочки да Добрынины / Во той во печке во муравленой. / Гори-ко во Добрынюшке по мне душа!»
Реклама:
Колдовство срабатывает. Добрыня возвращается в горницу, кланяется коварной красавице и соглашается «сделать с ней любовь». Но Марина решает отомстить Добрыне, превращает его в златорогого тура и выпускает в чисто поле. Тур несётся вперёд, производя вокруг страшное разорение. Он вытаптывает сначала стада мирно пасущихся гусей, потом лебедей, потом овец и коров, наконец, уничтожает табун коней. Владения, по которым он проносится, принадлежат родной Добрыниной тётке премудрой Авдотье Ивановне. Каждый раз после очередного бедствия с вверенной им птицей и скотиной пастухи приходят к Авдотье Ивановне с жалобой на страшного и мощного тура. Авдотья Ивановна прозревает истину и печально признает, что это не тур, а ее любимый племянник, заколдованный ведьмой Мариной. Авдотья Ивановна решает противопоставить злым чарам свои добрые.
Она оборачивается сорокой и летит к ведьме, которую упрекает в проделках, а затем просит вернуть Добрыне прежний богатырский облик. В противном случае тётка грозит Марину тоже обернуть сорокою, что тут же и выполняет.
Реклама:
Марина-сорока летит в поле, находит там золоторогого тура и садится к нему на рога, нашёптывая: если Добрыня согласится пойти с ней, Мариной, под венец, она вернёт ему человеческий облик. Добрыня, понявший, что стал добычей ведьмы, решает схитрить. Он даёт ей обещание жениться: «Сделаю я заповедь великую, я приму с тобой, Марина, по злату венцу».
Колдунья превращает его снова в богатыря, а сама становится девицей. Они являются к князю Владимиру с просьбой о благословении. Затевается богатая свадьба. Добрыня даёт тайный наказ перед пиром: «Ай же, слуги мои верные! / Попрошу у вас же чару зелена вина, / Вы попрежде мне подайте саблю вострую».
Когда богатырь остаётся с Мариной наедине, она снова берётся за колдовство. Сначала ведьма оборачивает Добрыню горностаем, затем соколом, заставляя ломать когти и крылья и потешаясь над его бессилием. Измученный Добрыня-соколик обращается к Марине с просьбой дать ему отдых и позволить выпить чарку. Марина превращает его в добра молодца, не ожидая никакого подвоха. Добрыня тут же кличет слуг и произносит условную фразу. Слуги «поскорешенько» подают ему острую саблю, и богатырь, не мешкая, сносит ведьме голову — за ее «неумильные» поступки.
Наутро отдохнувший после жаркой бани Добрыня Никитич сидит у крыльца. Проходящие мимо соседи, князья да бояре, поздравляют его с женитьбой и слышат ответ по всей правде: «Я вечор же, братцы, был женат не холост, / А нынче я стал, братцы, холост не женат. / Я отсек нонь Марине буйну голову / За ейны было поступки неумильные».
Окружающие не скрывают радости по поводу такого исхода дела. Все наперебой благодарят богатыря, избавившего город от злой и коварной колдуньи, которая извела, помимо королей с королевичами и князей с князевичами, ещё девятерых славных русских богатырей. Не говоря уже о бессчётных жертвах простого «народушку да черняди»!
Реклама:
Месть княгини Ольги древлянам
То были дикие времена, существует легенда о сватах, которых Мал якобы отправил княгине Ольге после убийства Игоря. Первых гонцов она приказала закопать живьем, а после велела прислать новых — получше. На следующий раз Ольга сожгла послов в бане.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами. Картина Сурикова
Затем Ольга с дружиной отправилась в земли древлян, чтобы справить там тризну (языческий погребальный обряд у восточных славян) по Игорю. На поминки пригласили и хозяев. Накормили, напоили, а затем пьяными перебили. Ольгино войско долго осаждало Коростень (ранее Искоростень), но древляне не сдавались. И тогда княгиня пошла на хитрость, она решила помириться с древлянами и попросила у них в качестве примирения птиц.
Древляне согласились и собрали от каждого двора птиц. На что княгиня Ольга приказала привязать к ногам подаренных птиц кусочки пакли пропитанной маслом, поджечь и отпустить. Перепуганные голуби и воробьи пытались спастись в родных гнезда, среди древлянских деревянных домов из соломенных крыш. Через несколько часов город был сожжен…
Александр Невский – защитник Руси и дальновидный политик |
Этот кровавый триллер можно было бы назвать приквелом истории нашего богатыря Добрыни Никитича, а продолжение началось с того, что княгиня Ольга, наконец-то, успокоилась в своей мести, не от большого гуманизма, а потому что влияние Малу было слишком велико, и его смерть привела бы к дальнейшей эскалации насилия, поэтому вопреки нравам того времени, его не ликвидировали при захвате, а всего лишь поместили в темницу.
Перун и христианство на Руси
С вершины Старокиевской горы не только по легенде пошла земля русская, в X веке здесь начинается новая эпоха Руси христианской, на месте древнего пантеона с главным покровителем княжеств — Перуном. Отсюда же в 988 году Перун был стащен, бит батогами и уничтожен.
С этого времени христианство получило статус единой и официальной русской религии. Это было лишь началом крещения Руси, а сам процесс смены религии иносказательно представлен в былине «Добрыня и Змей».
Победа над змеем то есть над язычеством — Перуном, в народных преданиях самый значительный подвиг богатыря, самый яркий эпизод его легендарной биографии.
Змей, иногда Змей Горыныч, хорошо известный всем по сказкам и былинам, на самом деле не просто огнедышащая рептилия-мутант, у нее есть все черты которыми характеризуется бог славянского пантеона — Перун. Кровь и огонь были его естественными атрибутами, а люди приносили жертвы разного достоинства: от горстки зерен до целого быка. Оттого и Змей Горыныч полыхал огнем, то похищал людей, то требовал дани, то поглощал несчастных.
Итак, борьба со змеем Перуном, это отражение событий государственной важности, но чем же языческий идол не устраивал Владимира, почему руками Добрыни князь истреблял всякую память о былом божестве?
Однако отказ от прежних богов и новый чуждый вектор развития дались непросто населению Руси. Сопротивление народа христианству было упорным, а подавление протестных настроений жестоким.
Памятник Микешина иллюстрирует эпизод крещения Руси, вот он, князь Владимир Красно Солнышко, тут же и идол Перуна, который будет сброшен в реку.
Вот он, переломный момент жизни нашего героя — всего несколько лет назад он сам устраивал здесь капища Перуна, а теперь должен разрушить его и покарать волхвов. Раз уж исполнителем, а, может быть, и вдохновителем новой государственной идеи был наш герой-воин и политик Добрыня, то здесь он окончательно отрекся от веры предков во время службы своему князя и молодому государству.
Современный Новгород
Это одно из памятных мест Новгорода, северо-восточная часть Новгородского Кремля, где сохраняются в руинированном виде остатки церкви, посвященной святому равноапостольному князю Владимиру.
Эта каменная церковь, скорее всего, стоит на месте своей предшественницы первой деревянной церкви, которая была возведена буквально в первые десятилетия после крещения Руси и была посвящена событиям, связанным с появлением здесь воеводы Добрыни и крещением Новгорода по велению киевского великого князя Владимира. Можно с большой долей убежденности утверждать, что именно в этом месте на берегу Волхова и происходило крещение новгородцев.
Иоакимовская летопись рассказывает, что новгородцы после знаменитой сцены взятия города и крещения мячом и огнем, крестили, мужчин выше моста по течению, а женщин ниже моста по течению.
Тот самый автор летописи Иоаким Корсунянин стал первым епископом в Новгороде в 989 году, он лично участвовал в свержении идолов и заложил в центре города тринадцатиглавый деревянный собор. Чуть позже собор стал каменным, таким, каким мы видим его и сейчас. По византийской традиции храм был освящен в честь Софии — премудрости божией, воцарившейся после крещения Руси.
Казалось бы, это эпохальное событие могло стать достойным финалом деятельности нашего героя, но и былины, и летописи оставили еще одну загадку для потомков.
Эпические герои не умирают, всегда есть шанс продолжить их историю, выпустив сиквел об очередном подвиге, так как никакой специальной былины о смерти Добрыни Никитича нет. В сказаниях он вечно живой, хотя и проходит путь от юности к зрелости, но реальный Добрыня Никитич должен был когда-то умереть. Но когда, где и как, ответов на эти вопросы нет ни в былинах, ни сказаниях, о деталях его смерти существуют лишь предположения.
Последнее упоминание о богатыре связано с его походом с дружиной на Булгарию, возможно, этот путь и стал окончательным для реального героя. В таком случае, курган под Рязанью действительно может быть местом его упокоения, но память народа о нем жива, и потому остров Добрыня плывет по реке времени в будущее, туда, куда уходят все герои нашей земли.
27.09.2020 13:06
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Тайна двух отцов
«Повесть временных лет» определяет происхождение исторического Добрыни однозначно:
Князь Владимир Креститель вообще-то — бастард. Об этом предпочитают не вспоминать, но среди всех своих братьев Владимир был самого низкого происхождения, т.к. его матерью была Малуша — рабыня-ключница, наложница князя Святослава. Исторический Добрыня — ее брат. «Уй» на старославянском — это и есть дядя по матери.
Соответственно, настоящее отчество Добрыни — Малкович. Но почему в былинах он внезапно обрел другого отца — Никиту? Почему у человека с языческим именем отец носит христианское? Более правдоподобный случай — как раз наоборот: сын язычника крестился и поменял имя. Христиане той поры своих детей всегда крестили.
Да, в те времена каждый человек, особенно знатный, обычно имел несколько имен: одно тайное, крестильное, которое знали только он сам и крестивший его священник (это если крещение вообще было), и несколько бытовых имен и прозвищ. Но фишка в том, что Добрыня никогда не упоминается в былинах под каким-нибудь другим именем. В летописях — тоже.
Зато в былинах второй по главенству и силе русский богатырь иногда называет своим отцом некоего Никиту Залешанина (Заолешанина) — не то богатыря, не то воеводу. Порою, чтоб соблюсти инкогнито, Добрыня сам себя именует «детиной Залешаниным» (т.е. сыном этого человека). При этом, вот странность, ни богатыря, ни воеводы с таким именем в русских былинах… Нет!
Но при этом складывается полное впечатление, что собеседники Добрыни прекрасно понимают, о ком речь. Более того — загадочный Никита Залешанин настолько всем известен, что за него однажды выдавал себя сам Илья Муромец!
Обратите внимание: он известен «за глаза». В Киеве его нет, как он выглядит, никто (кроме Добрыни!) не знает. Просто имя на слуху, оно известное, и к нему легко можно примазаться
Просто имя на слуху, оно известное, и к нему легко можно примазаться.
Дети капитана Шмидта, да и только…
II.
В одном селе, в том, что по правую руку от реки Уперты, в старом покосившемся доме, жил бедный человек, по имени Прохор. Жена его давно умерла, оставив ему на попечении трех дочерей – погодок. Все они были красавицы и умницы, каких мало.
Весной, как зацвело все вокруг, прилетел Змей Горыныч и стал рыскать, свое спрашивать. А Прохор, хоть и заранее заготовил для дочерей погреб, глухой да глубокий, страшился Змея так, что слова не мог вымолвить.
— Где твои дочери? – спрашивает его Змей.
Прохор молчит. Хотел сказать, что подались они в город, далеко от этих краев.
Но дрожь его взяла, так что у него зубы стучат, а слова с языка не слетают.
Принюхался тогда Змей и обнаружил погреб потайной вместе с дочками.
Случилось так, что на ту пору, как раз проходили через село богатыри отважные – отрада земель русских: Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец.
Увидали они, как Змей из-под земли девиц вынимает, и с первого взгляда полюбили их. Захотелось им спасти красавиц, да только поздно – унесла их Гадина Проклятущая в поднебесье.
И положили тогда себе богатыри – век чести молодецкой не видать, а девиц из неволи вызволить. Только где же искать злодея? Кто подскажет?
Кто она – Марина?
Такой финал у этой былины. Я хочу подчеркнуть, что поступок Добрыни не стоит воспринимать как жестокое убийство женщины. Здесь Марина – это не столько женский персонаж, сколько воплощение сил злых и тёмных.
Исследователи считают, что образ Марины был создан из описаний древнеславянской богини смерти и холода Морены (есть даже созвучие имён). Позднее ведьму из былины стали сравнивать с Мариной Мнишек, которую в народе называли колдуньей и «Маринкой безбожницей». Некоторые поверья даже рассказывают, будто Мнишек сбежала из заточения, обернувшись птицей ведьм, сорокой.
Образ ведьмы Марины мог быть списан с Марины Мнишек
Эта былина, как и многие другие рассказывает о победе богатыря над злом и злыми чарами. Здесь немалую роль играют помощники Добрыни, что выступают на стороне справедливости и светлых сил. В былине о Добрыне и Марине есть интересная особенность: противник предстаёт не страшным зверем или вражеским воином, а привлекательной молодой женщиной.
Так история эта словно предупреждает нас о том, что у тёмных сил могут быть самые разные обличья. Несмотря на то, что я пересказала былину, всё же рекомендую вам её перечитать в стихотворном изложении. Оно поможет ещё глубже понять суть этого предания.
Славянский бог Ящер — подземный Змей
Сказания о боге Ящере отличались в зависимости от региона, как и его имена — Юша, Рыгл, Волховец. Описывали его схожим с аллигатором. В одних местах Ящер считался покровителем рек и рыбной ловли. В других его представляли как огромного подземного змея, который вызывал вулканические извержения и землетрясения.
Ящера считали поглотителем Солнца, которое ежедневно уходит за пределы мира и плывет по подземной реке на восток, чтобы утром снова взойти на небе. Ему поклонялись и, как и любого темного бога, старались задобрить. Подземный дракон любил гусли и награждал каждого, кто играл в его честь на этом инструменте. В легенде о Садко Ящер одаривал исполнителей золотыми рыбками.
Святилища божества располагали на берегах рек и озер, иногда возле болот. Они имели идеально круглую форму. В качестве требы в водоем бросали черных кур. Иногда в жертву приносили молодых девушек, и любовь драконов и змеев к ним отражается во множестве легенд мира. Позднее человеческие жертвоприношения заменили на утопление чучела в дырявой лодке. В некоторых поселениях в качестве подарка отдавали коня. Жертву Ящеру приносили во время весеннего ледохода.
В целом, драконы обитают не только в европейских и азиатских легендах. Славяне тоже верили в них — одним поклонялись, других отдавали на расправу богатырям. Мифология наших предков полна загадок для исследователей, историков и этнографов. Но одно можно сказать точно — в былинах и легендах встречаются самые разнообразные змеи, как было принято называть драконов у славян.
Образ жизни
Змей Горыныч ведёт уединённый образ жизни где-нибудь на скалистых горах либо же в глубине дремучего леса. Питание происходит плотью. Обычно это большие млекопитающие, такие как олени, лоси, коровы и рыба. Люди для змея считаются деликатесом, но съесть их может в тех случаях, если человек пытается нанести ему вред.
Согласно поверий многие смельчаки пытали нарушить покой Горыныча и все они были им съедены. Только не многим удалось избежать смерти.
Согласно исследований Змей Горыныч — это не одна конкретная особь, а целый вид, который был истреблён или исчез. Так, были особи мужского и женского пола, как и у других драконов, которые формировали гнездо на скалах, и выводили детёнышей. Как птенцы окрепли, их отправляли в самостоятельную жизнь. Поэтому во многих разных сказаниях упоминается Горыныч, с разным окрасом и описанием.
Способности
Поскольку Горыныч представитель огнедышащих драконов, то естественно извергает пламя. Имеет чешуйчатую броню, которую можно пробить только магическим оружием. Обладая массивными характеристиками достаточно силён, а поэтому сносит вековые дубы. Может заглотнуть человека полностью.
Враги
Основными врагами Змея Горыныча являются русские богатыри. В особенности три наиболее известных — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Именно они обладали магическими оружиями, способные победить любую нечисть.
Добрыня Никитич и Василий Казимирович
Князь Владимир устраивает знатный пир, на который съезжаются многочисленные гости. Всем хватает изысканных яств и доброго вина. Сам хозяин прохаживается по зале и задумчиво оглядывает шумное застолье. Затем обращается к собравшимся с вопросом: кто сослужит ему службу великую? Кто съездит в дальнюю землю Половецкую и свезёт царю Батуру дань, не плаченную двенадцать лет?
Гости начинают хорониться друг за друга и стыдливо помалкивают. Наконец из толпы выходит удалой молодец в зелёных сафьяновых сапожках и кланяется Владимиру. Это богатырь Василий Казимирович. Он даёт князю слово: «Послужу я тебе верой-правдою, / Позаочи-в-очи не изменою / Я свезу твоё золото и серебро, / Я свезу твой скатный жемчуг, / Свезу сорок сороков ясных соколов, / Свезу сорок сороков чёрных соболей…»
После этого зарока Василий Казимирович уходит с пира, повесив буйну голову в кручине. Посреди широкой улицы он встречает Добрыню Никитича. Тот интересуется причиной печали, но Василий лишь, «ровно бык», проходит мимо. Лишь с третьего захода удаётся Добрыне доискаться до случившегося. Он сам догадывается, что произошло, и напрямую спрашивает Василия: «Али ты захвастался куда ехати?» Добрыня обещает другу, все ещё хранящему угрюмое молчание: «Я не выдам тебя у дела ратного, / И у того часу скоросмертного!»
Реклама:
Услышав подобное, Василий бросается Добрыне на грудь, обнимает его, называет своим старшим братом, признается, что действительно не сдержался на пиру и расхвастался перед всеми, а теперь пора держать ответ за бахвальство. Добрыня решительно говорит, что они не повезут от князя никакой пошлины, а сделают наоборот — попросят дани «от собаки Батура Батвесова». Богатыри братаются и идут вдвоём в белокаменные палаты к князю Владимиру, где продолжается честной пир.
Молодцев встречают с подобающим почётом, усаживают за один стол с самим князем, подносят им доброго вина, «не малы чары — в полтора ведра». После этого богатыри излагают князю свой план и просят его написать собственноручное письмо Батуру с требованием о пошлине. Владимир исполняет их просьбу, затем благословляет обоих молодцов, и те отправляются в дорогу. На богатырских конях Добрыня и Василий мгновенно скрываются из виду и вскоре достигают земли Половецкой.
На вражеской территории друзья ведут себя смело и уверенно. Спешившись, они не привязывают коней и без спросу входят прямо в терем Батура Не поклонившись хозяину, они заносчиво сообщают, что привезли дань от князя Владимира, и тут же Василий достаёт из кармана «ярлыки скоросписчаты» — письмо князя. Прочитав это письмо, Батур свирепеет. Он вкрадчиво заявляет Василию, что тот больше не уйдёт из его дома. Но Василий не пугается угроз: «Я надеюсь на мати чудную, пресвятую Богородицу, / Надеюсь на родимого на брателка, / На того ли братца на названого, / На Добрыню ли на Никитича».
И действительно, трижды Батур расставляет Василию коварные ловушки — и трижды Добрыня принимает на себя удар. Сначала он садится играть с Батуром в кости и обыгрывает его. Потом Добрыня побеждает Батура в состязаниях по стрельбе из лука Наконец, раздосадованный хозяин вызвал молодцев на борьбу — и снова Добрыня одерживает верх, несмотря на то что Батур призвал на помощь множество татар. Василий вооружается белодубовой осью и бросается на помощь названому брату. Батур, испугавшись, выбегает на крыльцо и зычным голосом кричит о пощаде: «Вы оставьте мне хоть на приплод татар!..»
В результате татарин соглашается отдать князю Владимиру дань за двенадцать лет, лишь бы богатыри убрались восвояси. Нагруженные богатой добычей, Василий и Добрыня едут в Киев и с почтением предстают пред княжеские очи. Служба сослужена исправно, царь угощает их от сердца и кланяется за их богатырскую отвагу до сырой земли: «Послужили вы мне верой-правдою, / Верой-правдою неизменною».
Реклама: