Борьба с переменным успехом
Принято выделять четыре периода Тридцатилетней войны: чешско-пфальцский (1618–1624), датский (1625–1629), шведский (1630–1635) и франко-шведский (1635-1648). Первые два периода сложились в пользу католиков, завершившись в 1629 года изданием Эдикта о реституции, который кардинально урезал права протестантов. Восстанавливались права католической церкви на всё имущество, секуляризованное протестантами с 1552 года — на протяжении жизней трёх поколений. Лишались прав и те, кто честно приобрёл церковные земли, конфискованные ранее. Католической церкви возвращались 2 архиепископства, 12 епископств и сотни монастырей. Эдикт аннулировал законность всех предыдущих решений в отношении церковных земель, утверждая право императора изменять законы и правовые акты по своему усмотрению.
Столь радикальные шаги не только заставили протестантов бороться за свои права с удвоенной силой, но и внесли брожение в ряды католиков, среди которых многие были сторонниками умеренных ограничений. В итоге в третьем и четвертом периодах войны протестантам удалось восстановить свои позиции.
Основу католического лагеря составляли государства, находившиеся под властью представителей различных ветвей Габсбургской династии, а также папский престол, Речь Посполитая. В лагере противников Габсбургов оказались не только протестанты. Например, туда иногда относят и Россию, чью войну с Польшей 1632-1634 годов порой считают частью «Тридцатилетней войны». Ряд государств, в первую очередь Франция, успели, исходя из своих государственных интересов, повоевать за обе стороны конфликта.
Мятеж в католическом государстве
В XVI веке значительная часть населения Франции оказалась втянутой в религиозное и общественно политическое движение, направленное на возвращение католической церкви в рамки первоначальных христианских традиций и установление свободы вероисповедания. Причиной тому послужило недовольство широких масс стяжательством и своекорыстием духовенства, прикрывавшегося мнимой святостью и в то же время проводившего кровавый террор в отношении тех, кто выступал с обличениями его лживости и лицемерия.
Жесткой критике подвергались и требования неукоснительного соблюдения обрядности, полностью вытеснившей духовную сущность христианского учения. Вожди гугенотов, по определению своему являвшиеся противниками подмены духовной стороны христианства пышностью богослужений, встали во главе этого общенародного движения.
Реформистское движение зародилось во Франции еще в конце XV века, но широкое развитие получило в первой половине следующего столетия благодаря покровительству Маргариты Наваррской – родной сестры короля Франциска I. При ее прямом содействии в стране появлялись тайные лютеранские общины, члены которых были последователями саксонского богослова Мартина Лютера, ставшего основателем одного из ранних направлений протестантизма.
Распространение протестантизма во Франции
Реформационное движение во Франции началось значительно позже, чем в Германии и Швейцарии. Дело в том, что во Франции королевская власть была достаточно сильной, не допускала всевластия католической церкви. Поэтому религиозного недовольства среди французов долгое время не возникало.
Распространение протестантизма во Франции было связано с социально-экономической неудовлетворенностью разных категорий населения:
- родовитые дворяне были недовольны усилением королевской власти, с грустью вспоминали период феодальной раздробленности, когда вся власть находилась в руках феодалов;
- буржуазия мечтала завладеть богатствами церкви, отобрать у нее земли по примеру Англии или Германии;
- горожане стремились к отмене налогов, которые непосильным бременем ложились на их плечи;
- крестьяне желали избавиться от податей в пользу католической церкви.
Постепенно социально-экономический протест приобретал религиозную окраску, Франция разделилась на католиков и протестантов. Протестантов поначалу было немного, они старались скрыть от властей собственную религиозную деятельность: тайно собирались для обсуждения новой веры, скрытно молились и пели религиозные гимны.Протестанты и католики во Франции занимали неодинаковое положение. В то время как положение протестантов было бесправным, последователей католицизма поддерживал сам король.
Католики насмешливо называли гугенотами всех французских протестантов (название произошло от слова «гуго» — пренебрежительного прозвища кальвинистов во Франции). Поначалу королевская власть относилась нейтрально к приверженцам Реформации, но когда они стали организовывать публичные выступления,открыто раздавать на улицах листовки с учениями Мартина Лютера — на протестантов начались гонения.Обстановка обострилась в 1534 году, когда гугеноты по всей стране распространили листовки с насмешками над католическими священниками. Начались массовые казни и расправы над французскими гугенотами, пролилась первая кровь.
Король Франции Франциск I запретил гугенотам распространять протестантизм, совершать молитвы и религиозное богослужение. Всех кто решался ослушаться королевского указа — ожидал арест и смертная казнь, следовавшая после жестоких пыток. Тем не менее, гугеноты продолжали заниматься реформаторской деятельностью, но уже скрытно. Север и юг Франции разделились: в южных землях в большей степени придерживались протестантизма, население северных земель преимущественно исповедовало католицизм. Так Франция окончательно оказалась расколотой на два враждующих лагеря: гугенотов и католиков.
Под скипетром лицемерного короля
Желая искоренить в стране религиозное инакомыслие, он возобновил преследование гугенотов и бросил против них всю имевшуюся в его распоряжении армию. Однако новоиспеченный монарх не учел того, что на момент его прихода к власти совершенно иным стало соотношение сил между католиками и гугенотами. В чем разница? Прежде всего в том, что на сторону протестантов перешел вместе со своими вооруженными подразделениями Генрих Наваррский, свадьба которого стала начальным этапом трагедии Варфоломеевской ночи, а герцог Конде привел к границе Франции многотысячный немецкий корпус. Католики же, спровоцировавшие в стране очередную войну и вызванный ей экономический упадок, стремительно теряли своих сторонников.
В результате после первой же череды поражений Генрих III был вынужден пойти на всесторонние уступки мятежникам и на всей территории Франции, за исключением Парижа, легализировать богослужения, совершавшиеся протестантами, а в дополнение к прежним опорным пунктам передать им еще восемь крепостей. Наступило временное затишье, прерванное в скором времени новыми вспышками насилия. Однако следует отметить, что в основе конфликтов, внешне имевших форму религиозных войн, зачастую лежали политические амбиции и шкурные интересы вождей обеих группировок.
Так, став во главе «Католической лиги», созданной в 1576 году для противодействия гугенотам, Генрих III скоро убоялся возрастающего влияния ее основателя герцога де Гиза и, ничуть не смутившись, переметнулся на сторону протестантов. В ответ на это сторонники французского католицизма обратились за военной поддержкой к испанскому королю и получили ее, в ущерб национальным интересам провозгласив наследником престола престарелого кардинала Бурбонского, неспособного проводить самостоятельную политику, но весьма угодного Мадриду.
В обстановке кровавого террора
Открытое противостояние между сторонниками реформирования и их противниками в лице высшего духовенства началось в 1534 году, после того как во многих городах Франции появились листовки, едко высмеивавшие не только нравы духовенства, но и многие элементы совершаемых ими богослужений. В частности, критике подверглись ежедневно проводимые мессы. В ответ на это распространители листовок и все сочувствующие им были объявлены еретиками. Начались массовые аресты и казни, заставившие всех инакомыслящих уйти в подполье, но впоследствии ставшие причиной начала открытой войны гугенотов против католической церкви.
Ярым противником реформаторов был французский король Франциск I – родной брат их покровительницы королева Наварры Маргариты, о которой уже упоминалось выше. Впоследствии столь же сильную ненависть к ним испытывал и его преемник Генрих II, издавший эдикт, согласно которому все враги господствовавшего в стране католицизма подлежали сожжению на кострах.
Оба монарха находились под сильным влиянием древнего аристократического рода Гизов, представители которого всегда являлись сторонниками крайне жесткого католицизма и исконными врагами протестантов. В 1559 году именно они стали инициаторами создания в рамках парламента печально известной «Огненной палаты», ведавшей расправой над еретиками.
Правление Генриха Наваррского
Когда Генрих Наваррский стал французским королем, страна находилась в бедственном положении. Религиозные войны полностью истощили экономику, цены выросли во много раз, а доходы рабочих наоборот, упали. Кроме того, в то время как король Генрих 4 взошел на престол, во Франции наступило резкое и сильное похолодание. Вымерзали поля засеянные зерном, обледенели виноградники, люди замерзали в плохо утепленных домах, многих находили замершими до смерти на улицах. Страну охватили крестьянские восстания, которые можно было остановить, только изменив политику.
Политика Генриха 4 была направлена на улучшение положения крестьян, на скорейшее восстановление экономики. За годы его правления были изданы указы:
- запрет на арест крестьян за долги, на изъятие у них личного имущества;
- предоставление крестьянам налоговых льгот;
- постановление об использовании в сельском хозяйстве болот (после их осушения).
Ряд жестоких законов Генрих 4 принял против бродяг и банд наемников, которые стали настоящим бедствием для населения
Особое внимание уделял король развитию промышленности и торговли. Он выделял деньги на строительство новых мануфактур, установил взаимовыгодную таможенную систему с Англией и Голландией, поощрял разведение тутовых деревьев для получения шелка
Период правления Генриха Наваррского стал временем укрепления абсолютной монархии во Франции, преодоления экономической разрухи и установления внутреннего мира. Генрих 4 вошел в историю как добрый король, главным достижением которого было принятие Нантского эдикта.
Примирение католиков и гугенотов
События Варфоломеевской ночи вдохновили гугенотов к возобновлению военных действий против католической власти. На этот раз им на помощь пришла партия недовольных — группа умеренных католиков, выступавших за прекращение религиозных войн, утверждение принципов веротерпимости.
Совместными усилиями протестанты и умеренные вели военные действия против короля на южных провинциях страны. После смерти короля Карла IX престол возглавил его брат – Генрих III, однако ему также не удалось добиться единства в государстве, прекратить войны.
В 1589 году Генрих III погиб и на престол взошел лидер гугенотов Генрих 4 Наваррский. И хотя страна изнемогала под тяжестью гражданской войны, французский народ признал нового короля только после того, как он вновь принял католичество. Генрих 4 решился на этот шаг ради прекращения религиозных раздоров, достижение компромисса между представителями двух враждующих религий.
Запоминаем даты!
13 апреля 1598 года Генрих Наваррский принял Нантский эдикт – документ, утверждавший в стране веротерпимость.
Нантский эдикт не уравнял в правах католиков и гугенотов, но закрепил условия для достижения между ними компромисса:
- Католицизм признавался главной государственной религией.
- Все имущество и земли, отобранные у католической церкви во время войны с гугенотами, были ей полностью возвращены.
- В стране провозглашалась веротерпимость, следовательно, все протестанты получили право свободно исповедовать выбранную ими религию.
- Протестанты получили право принимать участие в управлении государственными делами, право на пользование и распоряжение собственным имуществом, на получение образования.
С другой стороны, французские гугеноты были урезаны в своих правах: им запрещалось устраивать богослужения, петь молитвы в крупных французских городах (таких как Париж, Дижон); им запрещалось трудиться во время католических праздников.
Нантский эдикт Генриха Наваррского вызвал возмущение как со стороны католического, так и протестантского духовенства. Католическая церковь была недовольна предоставлением свободы выбора религии населению, протестантская церковь считала данные ей права недостаточными, настаивала на равном правовом положении с католиками. Но, несмотря на всеобщее недовольство, Нантский эдикт обеспечил долгожданный мир между католиками и протестантами более чем на 80 лет.
Выброшенные из окна
В июне 1617 года бездетный император Священной Римской империи Матвей (король Чехии под именем Матиаш II) провёл через генеральный сейм решение об объявлении наследником чешского престола своего племянника эрцгерцога Фердинанда Штирийского. Наследник был воспитан иезуитами и считался фанатичным католиком. Это напугало чехов, в большинстве своем протестантов. В марте 1618 года бюргеры и оппозиционные протестантские дворяне собрались в Праге и обратились к императору с требованием прекратить нарушение религиозных прав протестантов. В мае было назначено проведение еще более представительного съезда протестантов, но он был запрещен императором.
В Праге 23 мая 1618 года протестантские дворяне во главе с графом Турном выбросили имперских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартиниц и их писца Филиппа Фабрициуса в ров из высокого крепостного окна в Пражском граде. Удивительным образом все трое избежали гибели. В историю это событие вошло под названием «Вторая пражская дефенестрация» — по аналогии с событиями 1419 года, положившим начало так называемым гуситским войнам.
События мая 1618 года обернулись карательным походом имперской армии в Чехию, с которого и началась Тридцатилетняя война.
Первое крупное сражение
Однако всеобщая ненависть, которую возбуждали к себе не в меру зарвавшиеся вельможи, на практике лишь способствовала пополнению протестантских рядов и созданию в стране мощной оппозиции. В результате среди дворян-кальвинистов был составлен заговор, цель которого заключалась в свержении с престола Франциска I, удалении от двора Гизов и установлении в стране целого ряда религиозных свобод.
Вопреки принятым мерам, планы заговорщиков стали известны королю, и, бежав в город Амбуаз, он сумел укрыться в крепости, на защиту которой выступили регулярные воинские подразделения. Основная часть мятежников погибла в бою, а остальных предали казни. Несмотря на то что их разгром стал крупным поражением гугенотов, пролитая кровь не пропала даром – «Огненная палата» была упразднена, и положение инакомыслящих отчасти улучшилось. Однако участие в собраниях протестантов и проводимых ими богослужениях по-прежнему могло привести на эшафот. Лишь в 1561 году королем Карлом IX был издан эдикт, запрещавший применение смертной казни по отношению к еретикам.
Тем не менее разногласия между сторонниками сохранения католицизма в его прежнем виде и их противниками, призывавшими к немедленным реформам, привели к расколу в обществе и началу череды религиозных войн. Гугеноты на начальном этапе не были склонны к применению силы, и их действия стали лишь ответом на вероломство прокатолической правительственной группировки, возглавляемой в тот период маршалом Сент-Андре, коннетаблем Монморанси и герцогом Гизом.
Восьмая (и последняя) религиозная война
Как действовали гугеноты в условиях испанской интервенции? Они призвали себе в помощь войска из протестантской части Германии, и Франция погрузилась в очередную – уже восьмую по счету религиозную войну. Как и прежде, вооруженные столкновения сочетались в ней с многочисленными политическими интригами, нередко определявшими исход событий.
Например, Генрих Наваррский разгромил силы католиков в битве при Кутра, но в то же время герцог де Гиз умело спровоцировал волнения в Париже и добился принятия закона, по которому протестант не мог унаследовать престол. В результате после смерти Генриха III Генрих Наваррский для получения короны вновь совершил предательство своих сторонников и как ни в чем не бывало вернулся в католицизм.
Кошмар Варфоломеевской ночи
Этим ударом стало массовое убийство протестантов, совершенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По имеющимся сведениям, в одном лишь Париже жертвами религиозных фанатиков стало не менее 2 тыс. человек, тогда как общее количество убитых в стране превысило 30 тыс.
У историков есть основание полагать, что истинной виновницей трагедии являлась мать французского короля Карла I – Мария Медичи, ненавидевшая протестантизм и в тайне замышлявшая убийство гугенотов, но из политических соображений создававшая видимость лояльности по отношению к ним. Чтобы заманить в Париж по возможности большее число богатых и знатных сторонников реформации, она устроила свадьбу своей дочери Маргариты (получившей известность под именем королевы Марго) с видным гугенотом – Генрихом Наваррским. Это был именно тот человек, которому в будущем судьба уготовила взойти на французский престол под именем Анри IV Великого.
Столь явное проявление сочувствия к протестантскому движению усыпило бдительность его последователей, и они, ничего не подозревая, съехались во французскую столицу. Торжества, сопровождавшие венчание будущей королевы, продолжались шесть дней, а по их завершении в ночь накануне католического праздника – дня святого Варфоломея – началась страшная резня. Она положила начало очередной эскалации военных действий. В течение Варфоломеевской ночи гугеноты потеряли не только огромное количество своих сторонников, но и многих видных военачальников, что неизбежно сказалось в ходе последовавших вскоре вооруженных столкновений.
Гугеноты и католики – в чем разница?
Отметим лишь наиболее существенные различия между представителями враждовавших между собой направлений христианства, выразившиеся в их взглядах на основные таинства и веру в целом. Так, относясь к вопросу спасения души с изрядной долей прагматизма, католики полагали, что она достигается лишь конкретными делами. Гугеноты же считали, что для обретения вечного блаженства человеку достаточно богоугодных помыслов и искренней веры.
Разными были для них и источники вероучений
С точки зрения гугенотов, вся необходимая информация содержалась в Библии, и никаких дополнений к ней не требовалось, тогда как их оппоненты-католики настаивали на важности богословских трудов. Однако основным яблоком раздора служило отношение к самой церкви
Гугеноты учили, что она не является непременным условием спасения души, и истинно верующему человеку не требуются пышные богослужения и сложные обряды. Католики же считали такой подход ересью и утверждали, что Господь посылает людям благословение через римского папу, и только для его приверженцев могут быть открыты врата рая.
Восемь миллионов жертв
Последствия Тридцатилетней войны были чудовищными. Территории Центральной Европы, в первую очередь земли германских княжеств, подверглись опустошению. Общие потери на полях сражений, составившие около 700 тысяч человек, не шли ни в какое сравнение с жертвами, вызванными голодом и страшными эпидемиями. Всего за этот период в Европе погибли около 8 миллионов человек. Целые регионы пребывали в запустении. Районы, где боевые действия велись с наибольшим ожесточением, потеряли до 70 процентов населения. В экономике и демографии результаты Тридцатилетней войны сказывались более века.
Наемные армии, переведенные на самофинансирование, по сути, грабили местное население, зачастую не делая поблажек даже единоверцам. Считается, что и термин «мародерство» также возник во время Тридцатилетней войны.
Город Ла-Рошель, ставший центром протестантизма
Несмотря на то что идеи реформаторства нашли живой отклик у значительной части населения, приверженцы католицизма не прекращали совершать в отношении их акты насилия. Это стало причиной того, что вожди гугенотов были вынуждены покинуть Париж и укрыться за крепостными стенами приморского города Ла-Рошели, сделав его своей основной штаб-квартирой.
Туда со всех концов Франции стекались их последователи. В Ла-Рошель же прибыло подкрепление, посланное английской королевой Елизаветой и протестантскими князьями Германии. Но в марте 1569 года правительственные войска нанесли объединенным силам мятежников сокрушительное поражение. Герцог Конде был захвачен в плен и лишь благодаря случаю сумел вновь обрести свободу.
Однако гугенотов это не остановило, и во главе с сыном Жанны Наваррской – Генрихом (будущим королем Франции Анри IV Великим) – они вновь устремились в бой. На этот раз удача оказалась на их стороне. В результате подписанного в 1570 году Сен-Жерменского мира была объявлена всеобщая амнистия и задекларирована свобода вероисповедания. Чтобы иметь гарантии соблюдения договора, гугеноты оставили за собой контроль над такими стратегически важными объектами, как крепости Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Лашарите. Но в скором времени судьба нанесла им тяжелый удар.
Реформация и Контрреформация: спор о вере вел к новой войне
Начиная с X века на территории Европы существовала Священная Римская империя, с XVI века именуемая Священной римской империей германской нации. Это было децентрализованное образование со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Основу территории Священной Римской империи составляли многочисленные германские государства.
Реформация, приведшая к разделению западных христиан на католиков и лютеран, стала причиной ожесточенных религиозных конфликтов, которые на территории Священной Римской империи были урегулированы Аугсбургским религиозным миром 1555 года. Документ признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания.
Мир, однако, получился достаточно хрупким. В Европе набирала обороты Контрреформация — попытка католиков взять реванш, полностью вернув утраченные позиции. Конфликты приводили к десяткам бунтов в различных городах империи. В 1608 году один из вольных имперских городов Донаувёрт, где католики и протестанты имели равные права, был захвачен герцогом Максимилианом Баварским. Захватив город, Максимилиан выставил его жителям огромный счёт на компенсацию своих военных издержек. После того как те не смогли выплатить его, Максимилиан фактически присоединил город к Баварии и в рамках принципа cujus regio, ejus religio запретил там протестантизм. Для организованного отпора растущему давлению католиков протестантские князья на юге и западе Германии объединились в Евангелическую унию. В ответ католики объединились через год в Католическую лигу. Совещательные органы империи были парализованы, а полномасштабная война стала практически неизбежной.
Варфоломеевская ночь
Несмотря на то, что король Франции – Карл IX активно поддерживал католицизм, спустя десять лет с начала религиозных войн он стал серьезно задумываться о примирении двух враждующих сторон. Религиозные войны негативно сказывались на социальном и политическом развитии Франции, страна была разорена бесконечными раздорами, экономика пришла в упадок.
Карл IX решил устроить примирительный брак между лидером французских протестантов — Генрихом Наваррским и собственной сестрой Маргаритой де Валуа. Девятнадцатилетняя Маргарита не желала выходить замуж за Генриха, она была влюблена в непримиримого врага гугенотов – герцога де Гиза. Однако ее брат Карл IX решил использовать свою сестру для установления равновесия между католиками и протестантами и запретил ей даже думать о герцоге Гизе.
Свадьба состоялась 18 августа 1572 года накануне дня Святого Варфоломея. Отпраздновать свадьбу приехало более 20 тысяч сторонников Реформации, которые были рады отметить столь знаменательный день примирения двух враждующих религий. Опьяненные красочными представлениями, вином и свадебными угощениями гугеноты не заметили, что католические лидеры готовят на них покушение. Под покровом ночи все жилища, в которых разместились протестанты, были помечены крестами.
Спустя шесть дней после свадьбы, 24 августа 1572 года в аббатстве Сен-Жармен прозвучал колокол, послуживший тайным знаком для начала расправы над гугенотами, — началась Варфоломеевская ночь. Разъяренные католики, опасавшиеся усиления протестантизма, врывались в дома спящих мирным сном гугенотов и расправлялись с ними на месте. Убивали всех, кто находился в доме, даже женщин, стариков и детей. Всего за время Варфоломеевской ночи во Франции было убито около 30 тысяч человек. Кровавые расправы над последователями Реформации продолжались еще в течение 3 суток. Генрих Наваррский остался жив только благодаря тому, что отрекся от протестантизма и перешел в католицизм. Так свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа не привела к прекращению религиозных войн, а лишь к еще большему ужесточению борьбы между враждующими сторонами.
Под знаменем кальвинизма
Однако очень скоро большинство французских гугенотов стало проявлять сочувствие к учению другого религиозного деятеля той эпохи – их соотечественника Жана Кальвина, ставшего основателем крупного протестантского движения, названного в его честь кальвинизмом.
В своих выступлениях с требованием немедленной церковной реформы мятежный богослов нашел влиятельного союзника в лице видного религиозного деятеля епископа Гийома Брисонне. Характерно, что среди гугенотов это направление получило столь широкое распространение еще и потому, что его сторонниками оказались в первую очередь представители высших и средних слоев общества.
Заключение
Борьба между представителями двух религиозных направлений продолжалась и в последующие столетия, причем перевес сил часто оказывался на стороне католиков. Хотя открытые кровопролития постепенно отошли в прошлое, но они неоднократно вводили против своих оппонентов различные юридические санкции. Так, в 1617 году на основании королевского эдикта у протестантов была конфискована значительная часть имущества, что дало толчок их массовой эмиграции в Швейцарию, Германию, Англию и Нидерланды. Столетие же спустя были объявлены вне закона все браки, заключенные священниками-реформистами. Гугеноты это сочли унижением и, не имея возможности вести борьбу, вновь устремились на чужбину.
Лишь в 1787 году был издан эдикт, возвращавший гугенотам все гражданские права, а через два года на волне вспыхнувшей в стране Великой Французской революции они были уравнены с прочими гражданами и в политическом отношении. В настоящее время во Франции насчитывается несколько десятков религиозных организаций протестантского толка, часть которых считает себя прямыми наследниками гугенотов.