Василий шукшин охота жить анализ. нравственная проблематика рассказа в

Краткое содержание рассказа «Охота жить» Шукшина В.М.

В тайге стоит избушка. В нее заходят на короткое время зимой охотники, такие как старик Никитич. Никитич сидит перед маленькой печуркой, курит трубку. Никитич любит тайгу, особенно зимой, не боится одиночества, считает себя безраздельным хозяином большого белого царства. Неожиданно он слышит, как кто-то подъезжает к избушке на лыжах. В дверях показывается высокий красивый парень, проходит к печке, чтобы обогреться. Никитич наметанным глазом сразу определяет, что парень — не охотник (у него нет ружья, подъехав к избушке он спросил, кто в ней, как никогда не сделал бы охотник). Никитич начинает задавать парню вопросы. Парень неохотно отвечает, что он геолог, отстал от партии, просит у старика водки. Выпив, гость становится разговорчивей. На вопрос, что он ищет, парень отвечает: «Волю». Спустя некоторое время парень признается, что бежал из заключения, что больше всего ценит волю. Старик без опаски, сочувственно, замечает, что поступок этот «зряшный», что теперь не прежние времена и беглеца все равно поймают. Парень рвется в город. Старик недоумевает, что так манит туда людей. На месте парня Никитич бы вырыл в тайге землянку и отсиделся бы лет пять, не стремился бы на верную погибель. Трое внуков Никитича тоже не могут жить без города, а приезжая в гости к деду, ходят в тайгу на охоту только из вежливости. Никитичу немного стыдно, что он ничем не может ублажить внуков, поскольку то, что он ценит больше всего на свете, им абсолютно не интересно.

Парень пьет еще, начинает скандалить. Никитич осаживает его: He поганься! Пустили тебя, как доброго человека, а ты лаяться начал. Обиделся — посадили! Значит, было за что… Я не поп, и здесь тебе не церква, чтобы злобой своей харкать. Здесь тайга: все одинаковые. Помни это. А то и до воли своей не добежишь — сломишь голову… Найдется и на тебя лихой человек. Обидишь вот так вот — ни за што ни про што, он тебе покажет, где волю искать». Парень извиняется, объясняет, что просто терпеть не может, когда его начинают учить жизни. Он любит жить красиво, наслаждаться, пить шампанское, рисковать, испытывать свою храбрость, терпеть не может святош. Никитич говорит, что он сам себя святым не считает, поскольку с молодости за ним тянется тяжкий грех: он соблазнил дочь родителей-отшельников, у девушки родился ребенок, которого Никитич не воспитывал и теперь чувствует свою вину перед этим человеком.

Ночью в дверь стучат. Парень пугается, пытается сбежать, клянется, что если Никитич выдаст его, старику не поздоровится. Появляются Протокин, начальник районной милиции, и с ним еще двое спутников. Никитич не любит таких заезжих охотников — «только пошумят и уедут». Старик представляет парня заблудившимся геологом. Протокин удивляется, что в милиции нет заявления о пропаже человека из геологической партии, но решает разобраться утром.

Проснувшись чуть свет, Никитич обнаруживает, что парень исчез, прихватив с собой его, Никитича, ружье и кисет. Никитич, не на шутку рассердившись, решает догнать и проучить неблагодарного. Он берет с собой ружье одного из ночных гостей и пускается вслед вору. Никитич догоняет его, стыдит, уверяя, что сам бы продал ему ружье ночью, если бы парень попросил по-человечески, а не вел себя так хамски. Теперь же, направив на вора дуло ружья и не слушая неумелых извинений и уговоров парня, Никитич, заставляет его выбросить на снег все патроны, а потом и ружье. Парень горестно напоминает Никитичу, что тот сам говорил ему, что без ружья в тайге нельзя. Никитич представляет себе состояние одинокого беглеца ночью в тайге без оружия. Сжалившись, старик договаривается с парнем, что даст ему ружье, чтобы тот дошел на лыжах до деревни, а там оставил бы его знакомому Никитича. Никитич также делится с парнем табаком. Парень благодарит старика. Тот сознается, что один из ночных гостей, все еще храпящих в избушке, куда намерен вернуться Никитич, — милиционер. Парень, покурив с Никитичем, прощается со стариком. Ho едва Никитич отворачивается, парень стреляет ему в спину.

Краткое содержание » Охота жить» Шукшина

Шукшин Василий Макарович Произведение » Охота жить»

В произведении В. М.Шукшина «Охота жить» автор показывает читателю два противоположных человеческих характера. Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с «малых лет таскался по тайге» иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой. Никитич сидел и курил. Вдруг на улице «пошаркали лыжи», затем в дверь стукнули палкой. Осипший от мороза голос поинтересовался, можно ли войти. Никитич сразу понял: «Не охотник», потому что охотник не стал бы спрашивать, а сразу бы вошел. На пороге показался парень. У него не было оружья, и одет он был легко. Это еще раз подтвердило догадку Никитича. Пока парень отогревал руки, старик рассмотрел его. Парень был красив, но худ. Больше всего Никитича удивил взгляд — какой-то прямой и «стылый». Разговорились. Затем выпили. Парень много курил, ругал кого-то, упомянул даже Христа, а затем признался старику, что бежал из тюрьмы. Сказав это, снова посмотрел на старика своим «стылым» взглядом и поинтересовался, пойдет ли Никитич его сдавать. Никитич был удивлен: он и не думал о чем-то подобном. А парню сказал одно: «Поймают, надо было досидеть». Никитичу понравился парень, и было жаль его. Гость сказал старику, что ближайшие три дня пересидит у него, а потом будет двигаться к станции — благо документы уже есть. Вскоре он лег спать. Никитич сидел и курил, когда в дверь снова постучали. Парень проснулся, вскочил, схватил ружье Никитича. Старик еле его успокоил. Вошедших оказалось трое, и среди ни был начальник районной милиции. Те, кто явился вместе с ним, были приезжими. Милиционер Протокин, знающий Никитича, стал интересоваться — кто же это ночует в избушке кроме старика? Не раздумывая, старик сказал, что это — геолог, отставший от своих. Вскоре пришедшие тоже уснули. Никитич проснулся рано, «едва обозначилось в стене оконце». Парня рядом не было. Никитич чиркнул спичкой, и увидел: ни парня, ни фуфайки, ни ружья не было. Старику стало обидно и досадно. Он быстро оделся, взял ружье одного из спящих, и вышел. Свежая лыжня показывала направление, по которому ушел парень. Вскоре старик догнал его. И, зная дорогу, в одном месте Никитич свернул в лес: он хотел встретить парня лицом к лицу, «хотелось еще раз увидеть прекрасное лицо парня». Как только парень вышел из просеки, старик поднялся навстречу ему. С криком «руки вверх», Никитич направил в него ружье. В глазах парня отразился ужас. Никитич улыбнулся, а потом опустил ружье. Стал ругать парня за то, что тот украл ружье и фуфайку. Парень стал говорить, что не хотел будить старика, но Никитич не поверил. Тогда парень попросил продать ружье. Никитич отказался. Решили поступить по-другому. Парень мог взять ружье, но выйдя из тайги к селу, в котором жил Никитич, должен был отдать ружье в Крайнюю избу, куму Никитича. Парень и старик распрощались и пошли в разные стороны. Никитич уже прошел всю просеку, когда вдруг услышал звук, похожий на треск сука. В это же мгновение он почувствовал резкую боль и упал лицом в снег. Больше он ничего не услышал и не почувствовал, даже то, что с него сняли ружье и закидали снегом. И как сказали: «Так лучше, отец, надежней». Этими словами завершается произведение В. М.Шукшина «Охота жить».

Стихи Асадова, трогающие до глубины души

Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.

***

Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.

Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.

Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.

Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.

Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.

А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.

***

Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!

***

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.

***

Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.

***

Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.

***

Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.

Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!

***

Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.

У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.

Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!

***

— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!

Василий Шукшин «Охота жить»

Сортировка: по дате | по рейтингу

| по оценке

pitiriman

, 8 марта 2014 г.

Этот рассказ напомнил мне «Восьмой побег» Астафьева. В обоих случаях умудрённый жизненным опытом старик встречается один на один в лесной глуши с беглым заключенным.

«Восьмой побег» написан в 1965 году, «Охота жить» — позднее, может быть, именно после прочтения «Восьмого побега». Если это так было, то, вполне возможно, что Шукшин противопоставляет свой рассказ Астафьевскому.

Астафьев – фронтовик, прошедший страшную войну, видевший тысячи смертей, в своих произведениях о мирной жизни, мне кажется, чересчур идеализирует людей, видит в них больше хорошего и верит в то, что человека всегда можно исправить. Рассказ Шукшина — жестокий, более реалистичный. Ему верю больше.

vesnyshka

, 20 марта 2021 г.

Тайга, в избушке у камелька греется старик Никитич. Вечером в дверь стучится заплутавший городской парень Николай, который, как окажется впоследствии, сбежал из мест не столь отдалённых.

И читатель тоже проникается сочувствием к парню и глубокой симпатией к несколько наивному, и по-народному мудрому старику. Но эта наивность и доверчивость подвела Никитича.

Я до последнего эпизода верила в то, что охота жить будет проявляется только в позитивном ключе, и вместе с Никитичем желала Николаю поскорее выбраться и начать новую жизнь, хотя ведь нигде не было предпосылок к тому, что он хороший человек. Это было лишь впечатление человека из тайги и мастерство писателя.

Но я так поверила в это, что разочарование в людях в конце рассказа заставило меня несколько раз перечитать концовку. Мне не хотелось верить в то, что произошло, но Шукшин-реалист, и изобразил, мастерски изобразил, историю о том, как человек ради спасения своей жизни может пойти абсолютно на всё, к сожалению.

AndrewBV

, 2 октября 2014 г.

Вольно или невольно, Василий Макарович Шукшин своим рассказом «Охота жить» полностью повторил сюжет произведения другого мастера слова, русского писателя Алексея Павловича Чапыгина «Бегун».

Так случилось, что «Бегуна» я прочел раньше, чем «Охота жить» и мне это сходство рассказов бросилось в глаза чуть ли не с первых строк.

Насколько я помню, Чапыгин своего «Бегуна» написал и опубликовал еще до Октябрьской революции, поэтому весь антураж в рассказе — соответствующий,

Спойлер (раскрытие сюжета)

(кликните по нему, чтобы увидеть)бегун, собственно, бежит с каторги, находит его не лесник, как у Шукшина, а отшельник-схимник, и убивает своего благодетеля каторжник «в награду» за спасение, кров и обогрев не из ружья… Но в остальном все совпадает. Даже финал открытый. Насчет плагиата, кстати, я не уверен, после 1917 года рассказ Чапыгина печатался всего один раз в сборнике «Белый скит», к тому времени Шукшин уже умер. Так что здесь, скорее всего имело место, «творческое совпадение».

К чему я это? К тому, что оба автора по-разному, мне кажется, решают вопрос своего личного отношения к героям. Ранний Шукшин своего героя где-то по-есенински даже лелеет, как бы адвокатирует его перед читателем, да убийца, рецидивист-беглец, но вот можно попытаться не казнить сразу вот так сплеча, а войти в положение, боже упаси, наказать надо, но вот подумайте, насколько сильно надо…

Добру «охота жить» не меньше, чем злу.

Подписаться на отзывы о произведении

Организовываем ночлег

Сооружение ночевки зимой в тайге напрямую зависит от времени пребывания в северных широтах. На один-два дня подойдет и палатка, но для более длительного путешествия понадобится укрытие понадежней. Хорошо если вы найдете зимовье охотников или времянку лесника. Если же избушки поблизости нет, и палатку также не взяли, придется заниматься строительством.

Укрытий в тайге можно соорудить несколько видов:

  • иглу;
  • шалаш;
  • траншея;
  • снежная пещера;
  • природные укрытия.

Пример шалаша в зимней тайге Для шалаша сделайте каркас из длинных веток, сверху на них накидайте елового лапника, а для лучшей теплоизоляции сверху притрусите снегом. Внутри также можно выстелить тем же ельником и мхом.

Потерявшись и оказавшись заложником тайги, для ночлега ищите поваленные друг на друга деревья. С подветренной стороны расчистите от снега небольшой участок. Наломайте веток с хвойных деревьев для обустройства лежака. Неподалеку сделайте то же самое для костра, поменьше.

Сюжет и композиция

Начало рассказа похоже на сценарий: «Поляна на взгорке, на поляне – избушка». Описание избушки напоминает театральные декорации. Автор готовит читателей к драматическим событиям.

В избушку охотника приходит уставший молодой человек. Старик Никитич угощает парня и расспрашивает его. Центральный диалог рассказа связан с заголовком. Парень рассуждает о том, что ему охота жить. Никитич пытается обратить рассуждения парня в общечеловеческие: «Жить всем охота».

Но диалога в прямом смысле слова не получается: парень не слушает Никитича, а старик слушает его историю. В этом месте рассказа читатель должен насторожиться: молодой герой не способен к сочувствию. Но сам Никитич не настораживается, не пугается рассказа парня о том, что тот сбежал из заключения, и помогает ему, а не сдаёт случайно зашедшему поохотиться начальнику милиции.

В этом рассказе Шукшина, в отличие от большинства его рассказов, есть отрицательный герой, противопоставленный положительному. Шукшин не раскрывает причины, по которой парень попал в заключение. Остаётся загадкой, почему Никитич берётся помогать парню, нарушая закон. То ли он не понимает, что помощь заключённому – это преступление. То ли парень напоминает ему внуков, уехавших искать лёгкой жизни в городе. Возможно, Шукшин намекает на то, что далеко не каждый заключённый в СССР был преступником, и все это понимали.

Даже убедившись в подлости и эгоизме молодого человека, Никитич доверяется ему снова, давая на время ружьё, которым преступник и убивает старика, стреляя в спину.

У рассказа открытый финал, читатель не знает, поймают ли убежавшего заключённого

Да это и неважно, потому что важной становится жизнь старика, которому тоже охота была жить, но его жизнью распорядился другой человек, жестокий и эгоистичный, преступник

Как сделать крышу?

Крыши у зимовий бывают двух видом: с чердаком и без. Чердачные же крыши бывают односкатные и двускатные. В принципе, можно соорудить любую из них. Ниже можно посмотреть примеры этих крыш.

Крыша с чердаком

Крыша без чердака

Крыша с чердаком, односкатная

Для чего нужен чердак? Во-первых, его можно использовать как кладовку, складывая туда различные вещи, летом сушить травы. Во-вторых, с чердаком теплее, особенно, когда чердак закрытый, так как крыша становится меньше, а тёплый воздух поднимается кверху. И чем ниже крыша, тем легче в таком зимовье сохранить тепло. Большинство охотников строят свои зимовья именно с чердаком. Но без чердака строить проще, для этого потребуется гораздо меньше материала.

Чердачная крыша представляет собой, по сути, две крыши: одна расположена под углом 90° к стенам, а вторая уже над ней. По нижним фото мы видим, что первую крышу можно проложить даже не досками, а прямо маленькими брёвнышками или их половинками.

Между брёвнышками надо будет тоже также проложить мох, а сверху насыпать земли или укрыть рубероидом (полиэтиленом). Но для промежуточной крыши (потолка) плёнка совсем не обязательна. На фото ниже показана минеральная вата, но вместо неё будут мох и земля. На фото мы видим две вертикальные опоры, приделанные к стенам скобами, конек крыши и 6 слегов.

Сверху слегов укладываются доски, причём без особой красоты, так как сверху надо будет накрыть плёнкой. Тащить рубероид тяжело, так что можно вместо него взять полиэтиленовую плёнку. Главное — защитить от дождя, а от теплоотдачи Вас будет защищать уже нижняя крыша. Пол точно так же из той ж драни застелить.

Герои рассказа

Никитич

, житель таёжной деревни, с малых лет таскался по тайге и любил её. Ему нравилось бродить в одиночестве, так он чувствовал себя свободным. Старик гордится своим умением выжить в тайге один со спичками и зарядами и презирает городских за их беспомощность.

Никитич живёт по законам тайги, но это не звериные законы, а законы милосердия. Например, охотник рассуждает о том, что нельзя убивать самок с детёнышами. Парня Никитич тоже жалеет. Узнав, что тот убежал из заключения, старик думает о его отце и матери и как будто ставит себя на их место. Парень обращается к нему «отец» и сравнивает заботу о нём Никитича с материнской.

Старый охотник волнуется о том, чтобы парень не пропал без ружья в тайге. Он не боится преступника: «За убивство тебя бог накажет, не люди».

Никитич — человек с нормальной системой ценностей, который не делает зла осознанно. Он открывает гостю, как совершил в молодости плохой поступок, соблазнив девушку из семьи верующих (кержаков) и зачав с ней ребёнка, хотя у самого была жена. Никитич раскаивается в этом поступке и считает его единственным сделанным им злом.

Может быть, именно из-за раскаяния Никитич помогает парню: он не лицемер и понимает, что истина порой неопределима.

Никитич хороший человек и о других думает хорошо. Именно поэтому он доверяет преступнику, несмотря на его беспринципность, ведь Коля украл ружьишко и кисет с табаком, не подумав, как Никитич обойдётся без них в тайге.

Парня

, позже назвавшегосяКолей , который приходит в избушку, Никитич принимает за «иолога» (геолога), который отстал от своих. Как человек наблюдательный, Никитич подмечает, что парень здоровый, но руки у него не рабочие и он не охотник. Старику нравится «молодой, сильный, красивый» парень. Никитич отмечает его сходство с учителем, нездешний «рассейский» выговор и золотые зубы.

Парень открывает, что его зовут Коля, что был он агентом по снабжению, а ещё учёным, доцентом, и писал научную работу о борьбе с колорадским жуком. Таким образом Шукшин подчёркивает «вредность» героя.

Постепенно поведение парня меняется. Он начинает говорить «крепко, зло и напористо» и следит в окно, будто ищет кого-то (читатель догадывается, чего он опасается). В беседе проявляется основная черта героя – эгоцентризм. Жизнь и волю он воспринимает как женщин, которых нужно покорить, завоевать. Символический смысл жизни для Коли – «огни большого города», который предназначен для него одного.

Коля говорит, что не боится смерти, но это не совсем так: он не боится чужой смерти. Этот человек не имеет никаких моральных принципов, его тошнит от боженьки и он возмущается лицемерием святош: «Нету на земле святых».

Парень производит впечатление «безнадёжно избитого судьбой человека». В рассказе не происходит перерождения героя-преступника.

Анализ произведения «Охота жить» В.М. Шукшин



Совсем недавно мне довелось познакомиться с прекрасным рассказом Василия Макаровича Шукшина под названием «Ох жить», который был написан в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году.

Главным героем данного произведения является старый бывалый охотник Никитич, пребывающий в лесном домике посреди глубокого леса- в тайге. В эту срубленную избушку к Никитичу неожиданно заходит странник, желающий отдохнуть и перевести дух в доме Никитича. Герой его радушно принимает и угощает салом и водкой, но удивляется, что тот по тайге ходит без всякого оружия. На что путник отвечает старику, что со всем справится, ведь ему жить охота.

Мужчины постепенно разговорились, и Никитич узнал, что странник сбежал из тюрьмы, что он городской и жить ему не просто охота, он хочет взять жизнь за горло, получив от нее все, что ему пожелается. Никитича такой взгляд на вещи сильно удивил и не обрадовал вовсе. Ночью в избушку стучатся трое охотников, один из которых Протокин- начальник местного полицейского участка. Вновь пришедшие остаются в избе спать, а Протокин спрашивает, что же это за человек, про прибившегося к Никитичу беглеца. Старик прикрывает его, назвав отставшим от группы геологом.

На утро, проснувшись, Никитич не обнаруживает дома ни молодого странника, ни своего ружья. Прихватив ружье полицейского, он отправляется по следам, оставленным беглым преступником. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Найдя его, угрожая, Никитич требует вернуть ружье, однако, проникнувшись сочувствием, разрешает дойти беглецу с ружьем до своего кума и тому оставить его. Но стоило только повернуться старику спиной к мужчине, как тот выстрелил в него, сказав, что так надежней будет.

Мне особо не понравился данный рассказ Василия Шукшина. В нем он описывает отдельный и не самый приятный тип людей- приспособленцев, которые, чтобы выжить самим, пойдут по головам и не побрезгуют прибегнуть даже к убийству. Герой этого произведения, бежавший из тюрьмы, видит целью своей жизни лишь получать блага, которые он не хочет самостоятельно зарабатывать. Он решил, что ему должна эта жизнь, а не он ей. Шукшин дает своему читателю урок, что нужно быть осторожней с людьми и не приспосабливаться к жизни недостойными методами, а добиваться того, что доступно, дозволенными путями.

Полезный материал по теме:

  1. «Чудик» В.М.Шукшин
  2. «Волки» В.М.Шукшин
  3. «Сапожки» В.М.Шукшин
  4. «Срезал» В.М.Шукшин
  5. «Мастер» В.М. Шукшин
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: