Кратко «горе от ума» а. с. грибоедов

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру

Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова

В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Прототипы героев

Многомудрый Литрекон нашел прототипы героев «Горе от ума» и представил их в таблице для Вашего удобства.

герой прототип обоснование
чацкий прогрессивный философ п. чаадаев

1) сходство фамилий

2) судьба: царь признал философа сумасшедшим за его вольнодумный трактат «философические письма».

3) взгляды и принципы очень схожи, особенно о вопросе крепостного права

фамусов дядя грибоедова, алексей федорович сам автор напиал произведение «характер моего дяди» и изложил все те принципы и черты, которые свойственны его герою.
молчалин некто полуденский он занимал пост секретаря опекуна и очень любил ходить по гостям за протекцией. об этом говорили современники грибоедова — а.н. веселовский, в.в. каллаш.
софья сестра грибоедова,
софья алексеевна
об этом писали современники грибоедова, знавшие нрав девушки.
скалозуб полковник
шварц
основные черты этой исторической личности весьма подходят под описание скалозуба. это грубый и невежественный солдафон, который благодаря протекции получил под управление семеновной полк и организовал там жесткую систему телесных наказаний.
горичев и.и. огарев, приятель грибоедова по преданиям, писатель сам навестил знакомого и признался ему, что написал о нем в книге.

Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения

Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:Смелость.

Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.

Решительность

. Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.

Доверчивость.

Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.

Откровенность.

Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.

Гордость.

Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.

Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.

Сложно однозначно сказать, какая Софья Павловна. Её образ сложен и многогранен. Природа не обделила её положительными качествами. Софья достаточно умна, характер её силен и независим. Её горячее сердце не даёт ей прекращать мечтать. Софья давно привыкла, что она хозяйка в доме, и все должны это чувствовать, а значит подчиняться. Возможно, это от того, что она давно воспитывается без материнской любви.

Софья обладает самостоятельность и властным тоном, не смотря на свой юный, семнадцатилетний возраст. Речь её имеет даже некий отпечаток крепостных, ведь с ними она часто общается, но также и французские книги отложили свой отпечаток. Софью волнуют душевные переживания людей. Девушка воспитывалась французскими гувернантками.

Не смотря на свои положительные особенности, в обществе Фамусовых, всё это не находит развития. Благодаря своему воспитанию, она имеет общепринятые взгляды, думает так же, как и другие представители этого общества, которое привило ей ложь и лицемерность. Софья представляет себе людей только из своих наблюдений над людьми из книг, французских романов. Наверное, именно эта литература и оказало влияние на развитие в ней сентиментальности и чувственности. Из книг она подчеркнула все черты, которыми должен обладать герой её романа

Благодаря всему этому, она обратила своё внимание на Молчалина, который отдаленно напоминал героев из её любимых произведений. Другого идеала нельзя было встретить в этом окружении

Софья живёт настоящими чувствами. Пусть даже объект ее любви на самом то деле жалкий и убогий – всё это не даёт ситуации комедийный окрас. Скорее, наоборот, придаёт больше драмы и печали.

Софья поделил свой мир две части: предмет её обожания – Молчалин и всё остальное. Все её мысли заняты только им, особенно, когда его нет рядом. Не смотря на всё, любовь эта не приносит радости. Потому что девушка прекрасно понимает, что такого человека никогда не примет её отец. Эта мысль делает её жизнь невыносимой. Софье настолько тяжело жить с этими чувствами, что она готова рассказать о своей любви совершенно посторонним людям. Например, Лизе – служанке их дома, а потом и Чацкому. Для своей любви она выбрала человека безропотного. Именно так она представляет себе Молчалина. Но финальная сцена, где Софья Павловна становится свидетельницей проявления внимания Молчалина к Елизавете. Это разбивает ей сердце, унижает все её чувства. Становится понятно, что Софья хоть и разрывает с недостойным Молчалиным, но типаж этого мужчины остаётся для неё приоритетным.

Кратко для 9 класса

История создания комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова принесла бессмертную славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу

В истории создания «Горя от ума» есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание

Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов.

Чтобы более реалистично показать ту среду, о которой собирался писать, Грибоедов, находясь на балах и приемах, подмечал различные случаи, портреты, характеры. Впоследствии они нашли отражение в пьесе и стали частью творческой истории «Горя от ума».

Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры. В 1825 году удалось опубликовать только отрывки комедии в альманахе «Русская Талия». Это не помешало читателям знакомиться с произведением целиком и искренне восхищаться им, ведь комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен. Грибоедов был поддерживал появление таких списков, ведь так его пьеса получала возможность дойти до читателя. В истории создания комедии «Горе от ума» Грибоедова известны даже случаи вставки инородных фрагментов в текст пьесы переписчиками.

А.С. Пушкин уже в январе 1825 года ознакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.

Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину…». Конечно, писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума». Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году.

История создания пьесы «Горе от ума» имеет много общего с судьбой главного героя комедии. Чацкий оказался бессилен перед лицом устаревших взглядов общества, в котором он вынужден был находиться. Ему не удалось убедить дворян в необходимости перемен и изменения своего мировоззрения. Также и Грибоедов, бросив в лицо светского общества свою обличительную комедию, не смог добиться никаких существенных перемен во взглядах дворян того времени. Однако как Чацкий, так и Грибоедов посеяли семена Просвещения, разума и прогрессивного мышления в аристократическом обществе, которые позже дали богатый всход в новом поколении дворян.

Несмотря на все трудности при публикации, пьеса имеет счастливую творческую судьбу. Благодаря своему легкому слогу и афористичности она разошлась на цитаты. Звучание «Горе от ума» современно и в наши дни. Проблемы, затронутые Грибоедовым, до сих пор актуальны, потому что столкновение старого и нового неизбежно во все времена.

Кратко об истории создания пьесы

В далёком 1816 году Александр Сергеевич Грибоедов вернулся на родину из длительного заграничного путешествия и был приглашён на светский вечер. Поражённый тем, как русская знать преклоняется перед всем заграничным, он возбуждённо произнёс обличительную речь на публику. Многие из знатных господ всерьёз задумались о психическом здоровье Грибоедова. Так родилась идея создания сатирической комедии «Горе от ума», которая обещала стать сладкой местью недалёкому аристократическому обществу.

Грибоедов работал над пьесой около четырёх лет. Точку в своей работе он поставил в 1824 году, но в публикации автору было отказано цензурой. Рукописные копии расходились по рукам, пока Грибоедов осуществлял новые правки, надеясь, что его работа всё же попадёт в печать. Но впервые полная версия «Горе от ума» была напечатано лишь в 1831 году, на немецком языке, уже после смерти автора. В России, претерпев сильнейшие цензурные правки, пьеса увидела свет в 1833 году, а авторский вариант получил свой «звёздный час» лишь в 1862 году.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Человек в футляре

    В старом сарае сидели два охотника: ветеринарный врач и учитель. Спать ещё не хотелось, поэтому они развлекали друг друга интересными историями.

  • Краткое содержание Успенский Школа клоунов

    В вечернем выпуске московской газеты вышло объявление. В нём говорилось об открытии школы клоунов. В ней был открыт набор учеников. К открытию пришло множество клоунов.

  • Краткое содержание Богомолов Момент истины. В августе сорок четвёртого

    Тема войны, героизма простых людей и солдат присутствует в произведениях многих писателей. Данная книга повествует о суровом, выпавшем на долю русских военных и всего населения, периоде

  • Краткое содержание Некрасов Дедушка

    Работа над поэмой автора была очень кропотливой и до глубины содержательной. Поэт еще раз обратился к историческим временам восстания декабристов, и хотел показать нам, как в России были героические люди

  • Перро

    Чудесное перевоплощение Золушки, похождения находчивого Кота в сапогах и незадачливой Красной Шапочки – обо всем этом поведал миру французский писатель Шарль Перро. Его можно по праву назвать родоначальником

Действие 3

Когда Лиза позвала Софью, Чацкому выпала возможность наедине пообщаться с Молчалиным, который хвалит всех тех, кто его богаче и знатнее. После беседы мнение Александра Андреевича не меняется: секретарь жалок и все его достоинства — умеренность и аккуратность, поэтому, по его мнению, не может Софья его любить.

Настал вечер. В доме Фамусова собираются гости. Приехали Горичевы, старые знакомые Александра Андреевича. Они общаются, вспоминая прошлое. Когда прибывают другие гости: княгиня с дочерьми, князь Тугоуховский — разговор складывается пустой. Внучка графини пытается задеть Чацкого, но тот лишь остроумно отшучивается. Горич знакомит Александра Андреевича с Загорецким, описывая последнего как «мошенника». Антон Антонович делает вид, что не задет. Чуть позже приезжает властная старуха, которая не терпит возражений — Хлестова. Хорошее впечатление у нее складывается только о Молчалине. Он похвалил ее собачку

Чацкий обращает на это внимание Софьи и надменно шутит. Это задевает барышню, и она решает отомстить за возлюбленного

Дочь Фамусова пускает слух среди гостей, что Александр Андреевич не в своем уме, а Загорецкий дополняет:»Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Продолжает клевету глухая старая графиня: Чацкий — басурман. Александр Андреевич находится в чужом по духу обществе и вновь обличает присутствующих за нелепую любовь ко всему иностранному и за невежество. Но его теперь все избегают, думая, что он сошел сошел с ума.

О книге

Сегодня комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» назвали бы скорее трагикомедией, поскольку грустного в ней не больше, чем смешного. Случай, который подтолкнул писателя к созданию этого произведения, также заставляет печально посмеяться. Будучи молодым и пылким, вернувшийся из-за границы и много попутешествоваший, Александр Сергеевич увидел, как подобострастно петербургский высший свет относится к иностранному гостю, возмутился этому и высказал свое возмущение вслух. Но общество не пожелало слышать правду, им проще было объявить юношу сумасшедшим. В тот день на свет появился будущий главный герой произведения – Александр Александрович Чацкий. В то время в русской литературе еще господствовали традиции классицизма, но если «Горе от ума» читать с современной точки зрения, то можно заметить в комедии черты реализма, которые уже начинали вступать в свои права. С одной стороны – говорящие фамилии, любовный конфликт, единство времени и места действия, с другой – живой язык и полное отражение тогдашних исторических реалий вкупе с хорошо выписанными характерами персонажей. Грибоедов «Горе от ума» писал как горькую сатиру на московское общество, причем не только своего исторического периода. Он сам отмечал, что основой произведения был достаточно длинный промежуток времени, когда чины и почести доставались не тому, кто был их достоин, а тому, кто лучше других умел выслужиться. И потому для местного дворянства тот, кто не хочет чинов и почестей, был безумен. К сожалению, комедия «Горе от ума» во многом понятна и сегодня: реалии изменились, а люди – нет.

Читать полностью текст комедии «Горе от ума» в режиме онлайн или взять в руки книгу – в любом случае нужно знать, что четыре действия пьесы включают в себя экспозицию (первое действие до шестого явления), завязку (всего одно явление – седьмое первого действия), развитие действия (с конца первого явления и до конца третьего) и кульминацию (четвертое действие). Такая композиция позволяет в полной мере продемонстрировать характеры персонажей и развернуть сюжетную линию. Урок литературы, посвященный «Горю от ума», будет интересен всем – тема противостояния старого и нового актуальна до сих пор, и именно поэтому грибоедовская пьеса относится к русской классике.

Любовный треугольник в пьесе с общественным звучанием (Горе от ума)

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была закончена в 1824 году, накануне восстания декабристов. Поэтому на ее автора просто не могла не подействовать предреволюционная атмосфера тех лет. Однако сюжетных линий в комедии две — общественная и любовная, причем вторая, по мнению многих критиков и читателей, преобладает. Наша задача — попытаться понять, как связаны обе эти линии и в чем значение такой композиции комедии. В основе пьесы, как уже было сказано, лежит любовная драма. Ее главными действующими лицами являются Софья Павловна Фамусова, Александр Андреевич Чацкий и ЕЕ Молчалин. Пожалуй, сложно представить себе двух более разных людей, чем Чацкий и Молчалин. Общее в них — только возраст. Чацкий — это активный сторонник новых просветительских идей, человек, стремящийся к знаниям, жаждущий служить «делу, а не людям». В Молчалине же все наоборот. Ему хорошо удается «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». Молчалину не интересно, что происходит за пределами фамусовского дома, все его мысли — лишь о собственном благосостоянии. Безропотность и услужливость Молчалина очень кстати пришлись и сейчас, и скоро он уже втерся в доверие к Фамусову и другим домочадцам. Понравился он и Софье. Она — так же как и Чацкий — натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Софья зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Плохо другое — она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Чацкий, искренне любящий Софью, страдает оттого, что та предпочла ему недалекого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность».Под выбором Софьи скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах видна вся трагедия Чацкого. Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только полюбила подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Ответ напрашивается сам собой. Вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать — вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь. При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Как же ведет себя в такой ситуации сам Чацкий? Он скоро разочаровывается и в Софье, и во всем московском «высшем обществе», понимая, что за время его путешествия все здесь осталось прежним. Чацкий — это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства да чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и образования, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее воспитание, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Такие взгляды предопределяют его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире. По замыслу Грибоедова, Чацкий лишь посеет семена будущего благополучия, не увидев сам результатов своих трудов. Мысль эта оказалась пророческой — именно так и случилось с декабристами. Благополучно ли сложилась судьба Софьи и Молчалина? Нет, и этого, пожалуй, можно было ожидать. Софья уличила Молчалина, став невольной свидетельницей его «ухаживания» за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена, но как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от «молчалинского типа»: «Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей» — так говорит об этом Чацкий. Молчалин тоже не пропадет после разоблачения. Его, наверное, выгонят из этого дома, но таких домов в Москве еще сотни, и где-нибудь он найдет с

ебе уютное местечко. Да, что говорить, пока господствует «фамусовское общество», «молчалины блаженствуют на свете»Е

Основные проблемы, поднимаемые в произведении

Автор высмеивает светское общество XIX века и его нравы, поэтому написать такое произведение было очень смелым шагом со стороны писателя. К написанию его сподвиг один случай на аристократическом приеме в Петербурге, там Грибоедова возмутило отношение общества к одному из иностранных гостей.

Поскольку автор обладал прогрессивными взглядами, он высказался о том, что думает перед всеми гостями. После этого даже все решили, что он сумасшедший, а весть эта быстро распространилась в обществе, после этого началось сочинение комедии, начертать которую не составило ему большого труда.

В комедии показана жизнь, которая касается множества тем и проблем своей эпохи:

  • Философские.
  • Нравственные.
  • Национально-культурные.
  • Бытовые.

Манера написания перенята у Крылова: это живой, речевой, литературный и реалистический язык того времени. У каждого из героев своя судьба, лексикон, манера говорить и излагать свои мысли. Герой Чацкого и его конфликт с остальными отражается и часто может проявляться в разговорной речи с персонажами. Одной из особенностей написания является драматургическое и художественное мастерство.

Несмотря на то что произведение отражает, прежде всего, дух того времени, оно является современным и актуальным и сейчас. Так как проблемы ума и глупости, быта и повседневности, политических идеалов прошлого и современности будут всегда. Цитатный запас пьесы содержит большое количество крылатых фраз, которые востребованы.

Пьеса является новаторской, отличается от ранее написанных способом изображения героев. Они показаны более реалистичными людьми, наделенными одновременно отрицательными и положительными чертами характера. На страницах этого произведения показывается конфликт консервативного уклада жизни дворян с прогрессивным взглядом на жизнь нового дворянского поколения. Светское московское общество, жизнь которого показывается, изображено очень ярким и запоминающимся. Особая роль уделяется персонажам второстепенного плана.

История создания комедии «Горе от ума» Грибоедова: замысел, постановка, публикация

Комедия «Горе от ума» — является выдающимся произведением русской классической литературы первой половины XIX века.

В этой статье представлена история создания комедии «Горе от ума» Грибоедова: интересные факты об истории написания, постановке и публикации пьесы.

Смотрите:Краткое содержание комедии — Все материалы по комедии «Горе от ума»

История создания комедии «Горе от ума» Грибоедова

В сентябре 1823 г, вернувшись в Москву, драматург продолжил свою работу над комедией. Готовое произведение он читал здесь в литературных кругах и получал восторженные отзывы.

Первая публикация Первая публикация комедии состоялась уже после смерти автора. В 1831 г. вдова драматурга, Н. А. Грибоедова, и его сестра его, М. С. Дурново, подали ходатайство о публикации пьесы, но цензура медлила с решением.

Наконец 21 августа 1833 г. министр С. С. Уваров специально обратился к царю по этому вопросу и разрешение на печать было дано.

В 1833 г. пьеса «Горе от ума» была впервые напечатана (с цензурными купюрами) отдельным изданием в Москве в типографии Августа Семена при Императорской медико-хирургической академии.

В 1839 г. вышло второе, петербургское издание, также с правками цензуры.

Попытки Грибоедова поставить комедию на сцене не увенчались успехом. При жизни автора пьеса так и не была сыграна в театре.

Премьера спектакля состоялась в Петербурге 26 января 1831 года уже после смерти Грибоедова.

Кроме того, преимуществом копий являлось и то, что в них сохранялись «запрещенные» места, удаленные цензурой.

Пьеса «Горе от ума» распространялась в списках до 1862 г., когда император Александр II наконец разрешил печатать комедию в полном виде, в котором она известна нам сейчас.

Современным ученым не удалось обнаружить окончательную, авторскую рукопись «Горе от ума». До нас дошли лишь ее списки.

Исследователи до сих пор тщательно собирают и изучают списки комедии Грибоедова, особенно если эти списки — прижизненные, то ест датируются 20-ми годами XIX в.

В архивах Москвы насчитывается около 300 списков «Горя от ума». В Санкт-Петербурге их не меньше. Немало списков и в других городах.

Это была история создания комедии «Горе от ума» Грибоедова: интересные факты об истории написания пьесы, ее постановке и публикации.

Действие 2

Позднее Чацкий возвратился и стал расспрашивать хозяина дома о дочери. Павлу Афанасьевичу не нравится этот разговор. Неужели Чацкий вздумал на ней жениться? Фамусов советует новоиспеченному жениху для начала построить карьеру и разобраться в делах. Александр Андреевич заявляет, что не хочет прислуживать. На что Павел Афанасьевич приводит в пример своего дядю, который всего добился, как раз прислуживая императрице в роли шута. Чацкий считает, что век покорности и страха канул в лету. Фамусова возмущает такое заявление. Он считает гостя опасным вольнодумцем. Чацкий высмеял всех льстецов, которые зарабатывают почести нечестно. Фамусов заткнул уши и закричал, что отдаст гостя под суд.

Слуга докладывает о прибытии очередного гостя — глупого и самовлюбленного подполковника Скалозуба. Вот его-то Павел Афанасьевич считает выгодным женихом. Подполковник хвастает успехами, только достиг он их не с помощью службы. Фамусов просит Чацкого помолчать и представляет его Сергею Сергеевичу. Но Александр Андреевич разразился монологом. Он обвинял присутствующих в лести и слабодушии, осуждал крепостное право и социальную несправедливость, сетовал на невежество, алчность, кумовство и блат. Скалозуб мало что понял в речи, но согласился насчет гвардейцев.

Софья, подбежав к окну, теряет чувства. Лизанька оповещает ничего не понимающих гостей о том, что Молчалин упал с лошади. Сергей Сергеевич отпускает едкую остроту и уходит. Чацкий интересуется у служанки, чем помочь барышне, и сам дает советы. Софья приходит в себя и сразу расспрашивает об Алексее Степановиче. Александр Андреевич снова нелестно отзывается о нем, а барышня порывается помочь возлюбленному. Лиза останавливает ее и просит посмотреть в окно: Молчалин только рукой не мог шевелить. София, увидев, что переживать нет причины, начинает себя оправдывать. Чацкий начал понимать, что дело тут не чисто.

После ухода Александра Андреевича, Софья зовет Сергея Сергеевича вечером в дом «потанцевать под фотопияно». Скалозуб обещает явиться и удаляется.

Барышня интересуется у Молчалина его самочувствием. Лиза замечает, что поползут слухи, а секретарь будет осмеян. Алексей Степанович соглашается со служанкой и говорит, что Софья слишком откровенна. Он холоден к госпоже, потому что боится потерять место из-за ее обмороков.

Когда девушка уходит, Молчалин признается в любви служанке. Лиза не желает лезть в отношения, но все же интересуется: чем София не угодила господину? Тот лишь ответил, что интересуется Софьей «по должности». Он назначил встречу, обещал дорогие подарки и ушел. Но Лиза любит буфетчика Петрушу, поэтому не собирается быть с секретарем.

Чацкий желает добиться от Софьи признания: кого она любит? Не верит, что это может быть Молчалин. Он глуп и жалок. Девушка старательно уходит от ответа, а Александр Андреевич понимает, что прав в своих догадках. Барышня признается и повествует об их различиях с Алексеем Степановичем. Чацкий, по ее мнению, зол, а в Молчалине она видит идеал из французских романов, которыми так интересуется. Но Чацкий пытается доказать ей, что Молчалин не любит ее так, как он. Ничего не выходит: Софья идеализирует кротость и простоту секретаря.

О книге

Современному человеку время от времени необходимо разгружать себя от ежедневного потока отрицательных эмоций, стрессовых ситуаций и даже обычных рутинных забот. Один из самых действенных и популярных способов — чтение книг. Благодаря волшебной способности книг переносить читателя в другие миры, появляется прекрасная возможность забыться о деловых неурядицах и личных проблемах.

Книга Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума», относящаяся к жанру драматургия, вызовет искреннee восхищение красотой литературного слова. В книге автор делится с нами своими размышлениями на многие злободневные темы современности и взаимоотношений между людьми. Тонкое описание отношений между героями, продуманный сюжет и завораживающие пейзажи произведения определенно вызовут интерес читателя.

В советском литературоведении

В советском литературоведении Чацкий воспринимался как безусловно героическая фигура.

Политическую подоплёку «Горя от ума» по понятным цензурным соображениям, прямо не обсуждали до 1860-х годов, когда Чацкого всё чаще стали сближать с декабристами — сперва Николай Огарёв, за ним Аполлон Григорьев и, наконец, Герцен; именно эта трактовка образа Чацкого впоследствии воцарилась в советском литературоведении.

Мнение, что Чацкому, как написал его Грибоедов, прямая дорога лежала на Сенатскую площадь, было впервые высказано Огарёвым, обосновано Герценом, утверждавшим, что «Чацкий шёл прямой дорогой на каторжную работу», и впоследствии безраздельно утвердилось в советском литературоведении — особенно после того, как книга академика Милицы Нечкиной «А. С. Грибоедов и декабристы» получила в 1948 году Сталинскую премию. Сегодня, однако, вопрос о декабризме Чацкого уже не решается так однозначно.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».

Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.

Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

  • умеет петь;
  • изящно танцует;
  • любит и разбирается в музыке;
  • играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
  • знает французский язык;
  • читает книги на иностранном языке.

Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: