«горе», анализ рассказа шукшина

Краткое содержание

Рассказ начинается с описания кладбища, где находится могила гимназистки. Повествование сразу останавливается на описании внешности героини — живых глаз, радостной улыбки. Из первых строк читатель сразу понимает, что рассказ пойдёт о весёлой, жизнерадостной, оптимистичной девушке. Затем рассказ переходит к детству и юности Оли — до 14 лет она была обычной ученицей, но затем «расцвела», став одной из самых популярных гимназисток среди парней и однокурсников.

В начале новеллы Мещерская предстаёт как очень благополучная и счастливая личность — она лучше всех танцует на балу, отлично катается на коньках, имеет много подруг и ухажёров. В последнюю зиму жизни она практически «сходит с ума от веселья», за что её вызывает на разговор начальница гимназии. В процессе беседы девушка признаётся, что она «уже женщина» благодаря Малютину.

После откровенного разговора следует сцена на вокзале, где казачий офицер стреляет в Олю. В суде он приводит аргументы о том, что она сама довела его до такого, поклявшись быть его женой и нарушив обещание, а также предложив прочесть дневник, где совращала другого мужчину. Затем следует история её «падения» с Малютиным. В конце действие снова переносится на кладбище, где могилу Мещерской посещает классная дама.

Краткое содержание Некрасов Крестьянские дети

Автор, проходя мимо детворы привлек их внимание. Многие начали обсуждать его одежду, прическу и усы, а как следствие – происхождение

Дети часто говорят громко и выдают себя своими же звонкими голосами. Напросившись на то, чтобы помочь, они тут же убегают, как только что-то сломали. Но злобы в поэте эта шалость не вызывает. Скорее наоборот, наблюдая за детьми, он «часто завидует им» в том, что они не знают заумных теорий, а всё равно познают мир по-своему.

Таскавшись с детворой по лесу за грибами, герой наталкивается на змей, ёжиков, а иногда и волков. Разглядывая животных и проезжавших мимо людей, народ узнавал, куда и откуда можно выйти, во что одеться и как себя вести. Будущие крестьяне простые. Но зачастую уважаемые люди, малыши как губка впитывали в себя все знания окружающего мира.

Возвращаясь домой после лесных прогулок, автор смотрит, кто какую нашёл себе забаву: кто-то ловит пиявок, кто-то нянчит младших сестрёнку или братика, а кто радуется только сплетённому венку на своей голове. В мыслях было только о том, что скоро грибов уже не будет, однако начнутся черника, малина, орехи и брусника. Вот же придёт кто-то домой с фиолетовыми губами!

Наступила зима. Снова автор вышел в лес и теперь он видит только одного мальца – мальчика лет шести, который собирал хворост, помогая отцу. С непривычки, мальчик поначалу нагрубил писателю, но тот своей природной добротой убедил в праведности своих намерений. Оказалось, что семья у мальчика большая, но кроме него и отца – мужчин в доме никого нет. А дрова таскать, или хворост на худой конец, это дело как раз мужское.

Сев в упряжку, мальчик басом приказал коню ехать. Этот детский бас заставил автора даже усомниться в том, что мир вообще реален: «как будто всё это картонное было». Выводом автора стало то, что именно для того, чтобы познавать мир и резвиться на чистом воздухе детям и дано детство. Чтобы любить поля, на которых выросли и хранить память как наследство. Наследство для будущих поколений: они раскроют – а там детство, которые так уморительно смеётся, так свежо пахнет и воспоминания словно оживают.

Произведение Некрасова в стихотворном виде имеет глубокий смысл к читателю. Оно учит тому, что обращаться к ребёнку порой надо наравне со взрослыми, выслушивать его и помогать – совсем чуть-чуть, а то лениться начнёт – в его детских проблемах. Крестьянские дети быстро понимают, что такое работа, а это наиценнейший опыт с младенчества.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание (подробно)

Охотник, «утомленный ходьбой по болоту»­ забрел в сарай и уснул. Проснувшись от лучей солнца и гомона птиц, рассказчик замечает крестьянских детей, рассматривающих его через щели сарая. Они наблюдают за охотником, делая остроумные комментарии.

Рассказчик с теплотой и любовью говорит о крестьянских детях, погружаясь в воспоминания. Признается, что иногда завидует им, потому что в их жизни больше поэзии.­ Автор признается, как делал вместе с детьми «грибные набеги», выкладывал змей на перила моста.­

Под вязами часто отдыхали разные люди, их сразу же обступали дети и впитывали как губки разные истории:

«Про Киев, про турку, про чудных зверей.Иной подгуляет, так только держися -Начнет с Волочка, до Казани дойдет!Чухну передразнит, мордву, черемиса,И сказкой потешит, и притчу ввернет»

Рабочие часто раскладывали инструменты, чему дети были только рады, и проявляли интерес к новому ремеслу.

Затем рассказчик вспоминает о проведенном времени на реке. Воспоминания эти полны теплых эмоций. Здесь каждый из детей занимается чем то своим:

«Кто ловит пиявокНа лаве, где матка колотит белье,Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,Кто тащит на пожню ведерко кваску,А тот, подвязавши под горло рубашку,Таинственно что-то чертит по песку;Та в лужу забилась, а эта с обновой…»

Некрасов отмечает, что для крестьянских детей работа предстает медалью с другой стороной – им это в радость и удовольствие. Но при этом автор не забывает отметить и о тяжести крестьянского труда:­ «Зато беспощадно едят его мошки, зато ему рано знакомы труды…»

Автор, так же вспоминает историю произошедшую зимой, которую он сравнивает с театральной постановкой, так трудно ему поверить в реальность происходящего.­ С упоением и сочувствием­ рассказывает, как повстречал шестилетнего «мужичка», занимающегося перевозкой дров, которые рубит его отец. Мальчик всячески пытается походить на отца – басит, ругается на лощадь.

И… возвращается к началу – в сарай, где дети начинаю вести себя уже смелей, и что бы их повеселить охотник начинает давать команды собаке: «Эй, воры идут!­ Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»­ На команду пес реагирует, и с серьезной мордой начинает прятать все пожитки в сено, включая дичь, которую старается припрятать с особой тщательностью,­ а затем ложится в ногах у хозяина начиная рычать. Дети приходят в восторг, сами начинают раздавать команды собаке.­ Автор любуется происходящим: «Я сам наслаждался, валяясь на сене, их шумным весельем». Но начался дождь, и ребятишки разбежались, а охотник, переждав дождь, отправился с верным псом на поиски дупелей.

Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме. Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы. Введение в поэму через сюжет Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей. Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку.

Вариант 2

Поучительное произведение под названием «Конь с розовой гривой» написано русским писателем Виктором Астафьевым. По жанру оно относится к рассказу. Перу данного автора принадлежит большое количество увлекательных историй, и эта одна из них. Виктор Астафьев писал о детях как военного времени, так и о тех, кто родился, когда страшная страница истории СССР была перевернута. Большая часть героев его повестей и рассказов – маленькие и любопытные мальчики и девочки. Книга «Конь с розовой гривой» не выходит из ряда вон.

Характеристика главных и второстепенных персонажей представлена в данном тексте.

Главный герой произведения «Конь с розовой гривой» — это мальчик по имени Витя, каковым и является сам автор. Повествование ведется от первого лица. Мальчик этот добр, его легко обмануть и обвести вокруг пальца. При этом этому человечку не свойственна хитрость, злоба и зависть. Он воспитывается бабушкой, которая строга к нему в полной мере. Она внимательно смотрит за ним, что говорит о том, что мальчик окружен достаточным количеством внимания со стороны взрослых. Бабка с легкостью предугадывает все будущие приключения внучка. Мальчик растет человеком совестливым. Он страдает от совершенных собой поступков, а также мучается, если кому-то грубит. Можно сказать, что он растет хорошим мальчиком.

Бабушку главного героя зовут Екатерина Петровна. Она умна, мудра, работящая, много чего умеет делать. Она смогла заменить мальчику мать, которая умерла. Бабушка человек достаточно суеверный. Она проводит всякие обряды, надеясь, что они смогут вернуть ее дочь.

Дедушка главного героя умный персонаж и добрый. Он поддерживает бабушку во всем. Учит внука отвечать за содеянное, совести и вообще он очень классный дедок.

Санек – это самый старший из местных ребят. Он оказывает на главного героя отрицательное влияние. Учит мальчика воровать и врать. Это очень неправильно. То есть герой попадает во всякие передряги не только из-за того, что ребенок, но также из-за своего горе-товарища.

Есть у бабушки сосед, которого все называют Дядей Левонтием. Он пьет, но при этом является ну очень добродушным человеком. Он часто угощает главного героя вкусняшками.

Жена дяди Левонтия живет от большой пьянки мужа до следующей большой гулянки. Муж тратит все деньги. Дебоширит. Потому и не хватает денег до зарплаты. Семья вынуждена одалживать.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Врубеля Тамара и Демон Михаила (Описание) Картина была написана выдающимся русским художником Михаилом Врубелем. Основой для написания картины послужила поема М.Ю. Лермонтова «Демон».
  • Сочинение про Увлечённость Стоит сказать о том, что если у человека есть дело по душе, которое он может называть своих хобби, то стоит сказать, что ему не придется скучать, или стараться находить для себя какие-либо занятия в свободное время
  • Сочинение Анна Марковна в рассказе Яма (Образ и характеристика) Анна Марковна Шайбес – владелица дома терпимости, упоминается в рассказе не часто. Анна, женщина в возрасте, ей около шестидесяти лет. Она маленького роста, отчего ее полная фигура напоминает слепленные между

Основная идея

Тема произведения Тургенева – красота природы, единение человека с ней. Автор показывает, как простые люди способны видеть прекрасное, любовь к родным истокам, богатую фантазию народа. Истории о сверхъестественном, рассказанные тихой ночью, погружают читателя в прекрасный мир народных поверий. Автор подчеркивает, что люди могут нормально общаться

Неважно, что они разного возраста, отличаются по сословию и воспитанию

Мало читать или слушать краткое содержание произведения. Нужно его прочитать полностью. Только так можно погрузиться в прекрасный мир народных поверий, увидеть красоту природы и ближе познакомиться с простыми крестьянскими ребятишками.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Крестьянские дети.

История создания – произведение было создано в июле 1861 г., впервые было опубликовано на страницах журнала «Время» в том же 1861 г.

Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры – «глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».

Эпитеты – «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».

Сравнения – «смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги длинные словно, как жерди».

Памятник Шукшину в Сростках.

Памятник Шукшину в Сростках.

Город Бийск

       Наше путешествие по горному Алтаю началось в Барнауле на площади Советов. Едем из Барнаула через Бийск, Горно-Алтайск на Чемал. Расстояние от Барнаула до Бийска 160 км, до Горно-Алтайска 250, до Чемала 340. Бийск стоит на реке Бия, в 15 км на северо-восток от места её слияния с Катунью. Бийск – старинный русский город. Исторический центр застроен зданиями XIX века. Он основан в 1709 г., как укреплённый пункт для защиты границ и торговых путей. Население 200 тысяч, уменьшается. В лучшие годы было 235 тысяч.

       В Бийске увековечена память двух известных людей, имевших отношение к Бийску. Имя В. Бианки носит краеведческий музей, в составе которого в отдельном здании есть отдел Чуйского тракта. Виталий Валентинович оказался в Бийске в конце 1918 года в результате событий гражданской войны. Там он оставался до осени 1922 года, работая в отделе народного образования. В. В. Бианки был одним из организаторов музея в Бийске. Кроме музейного дела он читал лекции о природе в народном университете и преподавал в школе, организовал 2 экспедиции на Телецкое озеро.

      Именем Вячеслава Шишкова, автора романа «Угрюм-река», названа улица, ведущая на Чуйский тракт. Писатель, с 1894 по 1916 год работая в Томском округе министерства путей сообщения, возглавлял исследовательские экспедиции на Бию и другие сибирские реки, проводил изыскательские работы по строительству Чуйского тракта.

Сростки – родина Шукшина

       Отъехав 12 км от Бийска по Чуйскому тракту, встречаемся с Катунью. Катунь здесь имеет широкую пойму, образуя много рукавов и островов. Ширина главного русла местами достигает 400 м. Дорога идёт по правому берегу Катуни. Шоссе очень хорошее, возле Горно-Алтайска четырёхполосное.

       Первая остановка в 11:30 часов в селе Сростки, на родине В. М. Шукшина, на рыночной площади. Для тех, кто не позавтракал, есть возможность подкрепиться в столовой типа кафе или с лотков.

     В Сростках находится Государственный историко-мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина. Чтобы попасть в музей, надо двигаться по Чуйскому тракту и, проехав от рыночной площади 1,2 км, свернуть направо в Советскую улицу. Основные объекты мемориального музея:

  • Главное здание – бывшая школа, где учился В. М. Шукшин.
  • Дом-музей В. М. Шукшина – Дом матери.
  • Дом, где прошло детство писателя.

       Сейчас в каждом из них устроены экспозиции.

       Ежегодно проводятся Шукшинские дни на Алтае — в Сростках, в Барнауле и в Бийске. Они вышли из Шукшинских чтений и включают в себя литературную часть, вручение премии, кинофестиваль, театральные мероприятия и концерты. Люди съезжаются со всей России. Участниками Шукшинских дней становятся артисты, писатели, певцы, режиссёры.

Памятник Шукшину в Сростках на горе Пикет

       В 2004 году был открыт памятник Шукшину в Сростках, исполненный скульптором В.М. Клыковым. Высота памятника вместе с камнем-постаментом 8 м. Памятник установлен на горе Пикет на юго-восточной окраине села. Писатель изображён босой, сидящий на камне. Голова чуть наклонена вниз, лоб наморщен. О чём он думает? Вынашивает замысел нового рассказа или размышляет о трудной судьбе русского народа:

      «Редкого терпения люди! Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но, то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: столько, сколько может вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому на земле столько вынести. Не надо».

       И памятник удачный, и место выбрано удачно. С горы Пикет открывается широкая панорама. На западе под горой лежит село Сростки, река Катунь течёт за селом, вдаль уходят равнинные поля и леса. В южной стороне на горизонте встают предгорные холмы Алтая.

Вид с горы Пикет на село Сростки

Сейчас читают

Рассказ о двух воробьях Рэнди и Бидди. Воробьиха Бидди родилась и жила в обычной воробьиной стаи. Бидди имела необычный окрас. На одном ее крыле проступали белые перья, делавшие ее привлекательной птицей.

Бедный человек Эвклион неожиданно находит горшочек с кладом. Эта находка навлекает на бедняка много проблем. Став «богатым» Эвклион совершенно не знает, что с ними делать и решает просто спрятать найденное

Автор приводит рассказ некоего монаха первой четверти 14 века, Адсона, записанный в сомнительной книге 17 века, которую обнаружили в 1968 году в Праге. В то время, в 1327 году папа Римский противостоял по нескольким направлениям

Закончилась война, все люди бегут и едят к себе домой, на родину, чтобы встретить родных, друзей увидеть, и найти своих любимых – жен, девушек.

Книга написана не для тех, кто стремиться увидеть глянцевый сюжет войны с победой, патриотизмом и подвигами. Роман Гранина открывает взгляд на ВОВ изнутри. Не от лица маршалов и генералов, которые партиями отправляли на верную гибель солдат

Источник

Идейный замысел

Приступая к написанию повести, Тургенев хотел в ярких красках изобразить всепоглощающую силу любви. Какой бы у нее ни был исход, счастливый или печальный, она, словно лихорадочная болезнь, которая неожиданно вспыхивает и не проходит, а если и уходит, то оставляет в душе человека выжженное поле. Любовь обладает могучим и подчас разрушительным потенциалом, но это прекрасное чувство, без которого жизнь становится блеклой и бессмысленной.

Главный герой дорожит своими юношескими эмоциями. С высоты прожитых лет он по-настоящему осознал, какие тайны и прелести бытия, пусть даже искаженного страданиями, ему открыла искренняя любовь к женщине.

Как известно, Тургенев сам испытал безответное чувство, поэтому заставил своего героя столкнуться с трагичной страстью, которая, однако, по мнению писателя, несет огромную ценность для влюбленного, ведь ради тех мгновений, когда душа пребывает на седьмом небе от счастья, стоит смириться с горечью утраты.

Страдания делают человека духовно чище, помогают ему раскрыться с новых сторон. Учитывая, что повесть автобиографична, можно сделать вывод, что Тургенев без своей роковой музы, а также боли, которую она ему причинила, не смог бы стать экспертом в амурных делах. Так убедительно и красиво писать о романтических отношениях может лишь тот, кто испытал любовь, даже если она оставила шрам на сердце.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Под видом индивидуальных уроков она приглашает его к себе домой, пытается накормить ужином, предпринимает попытку анонимно отправить ему посылку с едой, но напрямую герой подачки не принимает. Тогда педагог идет на хитрость и предлагает ему сыграть с ней в игру, ведь честно выигранные деньги парень возьмет.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

Храбрый Павлуша

Павлуша описан Тургеневым как темноволосый мальчик с серыми глазами и бледным рябым лицом. У него широкие скулы, часто неуклюж и в целом его можно назвать неказистым подростком, хотя автор ему симпатизирует больше остальных. Ему примерно 12 лет. У него хорошая память, в нем сочетаются и сила, и ум. Одет всегда скромно: все вещи в заплатках. Семья настолько бедна, что мальчику приходится ходить босыми ногами.

Павлуша очень храбрый, что подтверждается его поступками. Например, когда собаки с громким лаем кинулись в сторону табуна, подросток самым первым побежал вслед за ними. Несмотря на опасность, он проявил хорошую выдержку. Еще в ту ночь Павлуша пошел за водой на реку, когда все остальные испугались водяного.

Илюша и Федя

Илюша — заботливый, воспитанный мальчик из семьи с хорошим достатком. Волосы у него желтые, а лицо вытянутое. Немного слеповат. На вид ему 12 лет от роду. Одежду носит новую. Несмотря на обеспеченность семьи (родители — рабочие), с ранних лет работает на бумажной фабрике со своим братом. Также мальчик не раз доказывал, что хорошо знает сельские байки и фольклор. У костра он рассказывал больше всего историй. Суеверен.

Федя — самый старший из всех главных героев рассказа «Бежин луг» — ему 14 лет. Он хорошо сложен, у него стройная фигура и тонкие черты лица. Цвет волос — белокурый. Как и маленький Ваня, он кудрявый. Сам родом из зажиточной семьи — все вещи новые, а сапоги даже подходят по размеру и видно, что не отцовские, как у других ребят. На луг он приехал не столько ради заработка, сколько ради развлечения, ведь семья не нуждается в деньгах.

Глава 20

Семья главного героя переехала в город. Однажды Петр Васильевич взял сына с собой прокатиться верхом по окрестностям Москвы. В конце прогулки отец попросил сына подождать его и куда-то удалился. Прошло много времени, и Володя решил поискать отца. Он нашёл его около окна деревянного дома, за занавеской которого сидела Зинаида.

Девушка протянула руку, и Петр Васильевич ударил по ней хлыстом. Зина только вздрогнула и поцеловала след от удара. Обидчик кинул хлыст и вбежал к ней. Сцена потрясла юношу. Новая мысль пришла ему в голову: вот это любовь. Совсем другое чувство — не то, что испытывал он сам.

Через полгода отец Володи скончался от удара. Перед смертью он успел сказать сыну: «Бойся женской любви…» Позже, уже будучи студентом, Володя встретил Майданова и узнал от него, что Зинаида вышла замуж и нынче находится в Москве. Володя хотел с ней встретиться, но закрутился в делах. Когда же он явился по указанному адресу, было поздно: княжна четыре дня как умерла от родов. Рассказ героя завершается рассуждениями его о легкомысленной природе молодости.

  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева

  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева

  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева

  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева

  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева

  • «Накануне», краткое содержание по главам романа Ивана Сергеевича Тургенева

  • «Вешние воды», краткое содержание по главам повести Тургенева

По произведению: «Первая любовь»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Несколько интересных сочинений

  • Гоголь написал это произведение с какой-то определенной целью, не просто так, ведь никакой романтики или очень интригующего чего-то в этом произведении особо не наблюдается. Цель этого произведения – показать, что жизнь не для всех
  • Сочинение по картине Широкова Друзья 7 класс описание и рассказ от имени мальчика Говорят что настоящую дружбу нельзя купить за деньги. Исключение из этого правила — щенок, которого купил новый хозяин. Собака, пожалуй, единственное живое существо, которое не предаст своего хозяина.
  • Образ Януша В дурном обществе Короленко сочинение Януш – седобородый нищий старик, который приютился в подвале заброшенного замка, потому что у него не было собственной квартиры, также он являлся слугой графа. В самой повести Януш считается второстепенным персонажем

В чем смысл жизни? Над этим философским вопросом думали многие люди, многие поколения, но определенного ответа найдено не было. Дело в том, что у каждого человека своя позиция, которая в основном зависит от восприятия жизни, ценностей и много другого

Гармония в отношениях отцов и детей Итоговое сочинение Проблематика отцов и детей всегда будоражила умы самых разных слоев населения. Не зря даже сам Тургенев посвятил этому вопросу свой величайший труд, который сделал писателя известным во всем мире

Вопрос смысла жизни вечен, в литературе начала ХХ века также продолжалось обсуждение этой темы. Теперь смысл виделся не в достижении какой-то ясной цели, а в чем-то ином. Например, согласно теории «живой жизни», значение человеческого существования в нем самом, независимо от того, какова эта жизнь. Этой мысли придерживались В. Вересаев, А.Куприн, И. Шмелев, Б. Зайцев. «Живую жизнь» отразил в своих сочинениях также И.Бунин, его «Легкое дыхание» — яркий пример.

Однако поводом для создания рассказа послужила вовсе не жизнь: Бунин задумал новеллу, гуляя по кладбищу. Увидев крест с портретом молодой женщины, писатель был поражен, как ее жизнерадостность контрастирует с окружающей печальной обстановкой. Какая это была жизнь? Почему она, такая живая и радостная, покинула этот мир столь рано? На эти вопросы уже никто не мог ответить. Но воображение Бунина нарисовало жизнь этой девушки, ставшей героиней новеллы «Легкое дыхание».

Сюжет внешне незатейлив: жизнерадостная и развитая не по годам Оля Мещерская вызывает жгучий интерес у противоположного пола своей женской привлекательностью, ее поведение вызывает раздражение у начальницы гимназии, которая решает провести для воспитанницы поучительную беседу о том, как важна скромность. Но этот разговор окончился неожиданно: девушка сообщила, что уже не девушка, женщиной она стала после знакомства с братом начальницы и другом отца Малютина. Вскоре оказалось, что это не единственная любовная история: Оля встречалась с казачьим офицером. Последний планировал скорую свадьбу. Однако на вокзале, перед отъездом любовника в Новочеркасск, Мещерская сообщила, что их отношения для ее незначительны и замуж она не пойдет. После чего предложила прочесть дневниковую запись о своем падении. Военный застрелил ветреную девушку, именно с описания ее могилки начинается новелла. На кладбище часто ходит классная дама, судьба ученицы стала для нее смыслом.

Композиция

К главным особенностям композиции новеллы следует отнести контраст и отсутствие хронологической последовательности

. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» к ее последней зиме. После идет разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о ее связи с пожилым офицером. Затем — известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет незначительный, казалось бы, эпизод из жизни Оли, в котором она делится с подругой своим представлением о женской красоте.

Благодаря временным перемещениям и быстрой смене всех действий автору удалось создать чувство легкости и некоей эмоциональной отрешенности. В произведении все призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, не давая возможности их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днем, не думая о последствиях своих действий.

В своем рассказе Бунин сразу же лишает сюжет непредсказуемости и кульминационной развязки. Она уже произошла — и это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже произошло, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи в рассказе, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значение ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обреченность героини — в ней семой, в ее невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Огромная страсть к жизни и привела ее к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия

рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной легкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Герои повествования

Анализ «Легкого дыхания» нужно начать с краткого описания действующих лиц. Главной героиней является Оля Мещерская, гимназистка. Непосредственная, беззаботная девушка. Она выделялась среди других гимназисток своей красотой и изяществом, уже в юном возрасте у нее было много поклонников.

Алексей Михайлович Малютин, пятидесятилетний офицер, друг отца Ольги и брат начальницы гимназии. Холостой, приятной наружности мужчина. Соблазнил Олю, думал, что он ей нравится. Самолюбив, поэтому, узнав, что девушка испытывает к нему отвращение, выстрелил в нее.

Начальница гимназии, сестра Малютина. Седоволосая, но еще моложавая женщина. Строгая, неэмоциональная. Ее раздражала живость и непосредственность Оленьки Мещерской.

Классная дама героини. Немолодая женщина, которой мечты заменили реальность. Придумывала возвышенные цели и со всею страстью отдавалась размышлениям о них. Именно такой мечтой и стала у нее Ольга Мещерская, ассоциировшаяся с молодостью, легкостью и счастьем.

Анализ «Легкого дыхания» нужно продолжить кратким содержанием рассказа. Повествование начинается с описания кладбища, где похоронена гимназистка Оля Мещерская. Сразу дается описание выражения глаз девушки — радостное, поразительно живые. Читатель понимает, что рассказ будет про Олю, которая была веселой и счастливой гимназисткой.

Далее говорится о том, что до 14 лет Мещерская ничем не отличалась от других гимназисток. Она была хорошенькой, шаловливой девочкой, как и многие ее ровесницы. Но после того, как ей исполнилось 14 лет, Оля расцвела, а в 15 ее уже все считали настоящей красавицей.

Девушка отличалась от своих сверстниц тем, что ее не беспокоил внешний вид, не волновало, что от бега краснело ее лицо, а прическа становилась растрепанной. На балах никто не танцевал с такой легкостью и изяществом, как Мещерская. Ни за кем так не ухаживали, как за ней, и никого так первоклассницы не любили, как ее.

В последнюю для нее зиму говорили, что девушка будто сошла с ума от веселья. Она наряжалась как взрослая женщина и была самой беззаботной и счастливой в то время. Однажды ее вызвала к себе начальница гимназии. Она стала отчитывать девушку за то, что она легкомысленно себя ведет. Оленька ничуть не смущаясь, делает шокирующее признание о том, что она стала женщиной. И виноват в этом брат начальницы, друг ее отца, Алексей Михайлович Малютин.

А спустя месяц после этого откровенного разговора, он застрелил Олю. На суде Малютин оправдался тем, что во всем виновата сама Мещерская. Что она его соблазнила, обещала выйти за него замуж, а потом сказала, что испытывает к нему отвращение и дала прочитать свой дневник, где она писала об этом.

На могилу к Оленьке каждый праздник приходит ее классная дама. И часами размышляет о том, как несправедлива бывает жизнь. Ей вспоминается разговор, который она однажды услышала. Оля Мещерская говорила своей любимой подруге о том, что в одной папиной книге прочитала о том, что в красоте женщины важнее всего легкое дыхание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: