Идеи декабристов в комедии грибоедова «горе от ума»

Интересные факты

Краткая биография Вознесенского легче запомнится, если читатель узнает интересные факты о жизни и творчестве поэта.

Автор уделял большое внимание своему сценическому образу и даже брал уроки актерского мастерства, чтобы лучше выступать перед публикой.
Вознесенский был другом и соперником Евтушенко. Именно он увел из семьи Беллу Ахмадулину, которая была замужем за Евтушенко

Наверное, с этого момента и началась вражда двух близких друзей. В какой-то момент они даже не здоровались друг с другом и всячески избегали общения. Но время примиряет людей: поэты помирились незадолго до смерти Вознесенского.
Вознесенский по образованию был архитектором, поэтому оставил после себя не только поэзию, но и произведение архитектурного искусства. Монумент «Дружба навеки» на Тишинской площади в Москве был его проектом, воплощенным Зурабом Церетели.
Поэт говорил, что даже если он не стал бы литератором, он все равно реализовал бы себя в искусстве, только уже в роли художника.
Вознесенский является автором собственного надгробья. Изначально он сделал его для могилы матери, но установить его не удалось. Теперь монумент украшает его могилу.
Известно, что к первой годовщине смерти поэта его супруга Зоя, а также её сын стали основателями благотворительного фонда в честь Андрея Вознесенского. Кроме того, была учреждена премия под названием «Парабола» для представителей всех видов творчества. В столице в 2018 году состоялось открытие Культурного центра Вознесенского.

Личная жизнь

Непродолжительные отношения были у Вознесенского с поэтессой Беллой Ахмадуллиной после того, как она ушла от своего первого супруга Евгения Евтушенко.

В 1964 году Андрей женился на Зое Богуславской. До конца жизни она была его Музой и Озой (так он называл Зою). Это была необыкновенная любовь. Богуславская была старше Вознесенского на четыре года, на момент их знакомства она состоялась как драматург, писатель и литературный критик. Более того, Зоя была замужем и растила сына.

Но Вознесенский выбрал её как своё спасение, будто чувствовал каждой клеточкой своего тела, что это и есть его судьба. Она сопротивлялась и не хотела ничего менять в своей благополучной счастливой жизни. Но Андрей был настойчив, и Зоя сдалась. Она оставила прежнюю семью, и 46 лет шла рядом с Вознесенским бок о бок в радости и в горе.

Библиография

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984, 75 000 экз.
  • Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). — М.: Вагриус, 2000—2009

Сборники


2003. А. Вознесенский (крайний слева) на открытии выставки в РНБ. Правее: Д. Гранин, Б. Парыгин, Т. Голубева, Н. Никандров, Б. Никольский, О. Кулиш, Э. Рязанов, М. Шмаков

  • Мозаика : Стихи и поэмы. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1960. — 72 с. (1 л. с портр.)
  • Парабола : Стихи. — М.: Советский писатель, 1960. — 90 с.
  • «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша». — М.: Советский писатель, 1962.
  • Антимиры : Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1964.
  • Мой любовный дневник . — London: Flegon Press, 1966. (без ведома автора)
  • Ахиллесово сердце : Стихи. / Худож. В. Медведев // Послесл. Л. Скорино. — М.: Художественная литература, 1966. — 280 с. — 100 000 экз.
  • Стихи . — М.: Художественная литература, 1967. — 64 с. (Россия — Родина моя:Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках )
  • Тень звука : Стихи. / Худож. Вл. Медведев // Вступ. статья В. Катаева. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 264 с. (Тираж 90 000, 10 000 экз.)
  • Взгляд : Стихи и поэмы. / Худож. Вл. Медведев. — М.: Советский писатель, 1972. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выпусти птицу! : Стихи и поэмы. — М.: Современник, 1974. — 248 с. (Портр.)
  • Дубовый лист виолончельный : Избранные стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1975. — 604 с., ил. — 100 000 экз.
  • Витражных дел мастер : Стихи. / Худож. В. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 336 с. 1 л. с портр. — 130 000 экз. (Государственная премия СССР, 1978)
  • Витражных дел мастер : Стихи. — М.: Советский писатель, 1980. — 304 с. (В пер.) — 150 000 экз. (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР)
  • Соблазн : Стихи и поэма — М.: Советский писатель, 1978. — 208 с.
  • «Избранная лирика». — М.: Детская литература, 1979. — 160 с., 100 000 экз.
  • «Безотчётное». — М.: Советский писатель, 1981
  • «Иверский свет». — Тбилиси: Мерани, 1984
  • «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». — М.: Советский писатель, 1984. — 496 с., 200 000 экз.
  • «Ров. Стихи и проза». — М.: Советский писатель; 1987, 1989 (II издание)
  • «10, 9, 8, 7…». — М.: Правда, 1987. — 48 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 46)
  • «Аксиома самоиска». — М.: ИКПА, 1990. — 562 с., 200 000 экз.
  • «Россія, Poesia». — М.: Правда, 1991. — 45 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 30)
  • «Стихотворения и поэмы». — М.: Молодая гвардия, 1991. — 176 с.
  • «Видеомы. Стихи, визуальные объекты, проза». — М.: РИК Культура, 1992. — 392 с.
  • «Гадание по книге». — М.: Аргументы и факты, 1994
  • «Не отрекусь». — Минск: БелАДИ, 1996. — 319 с.
  • «Casino „Россия“» (1997)
  • «На виртуальном ветру». — М.: Вагриус, 1998, 2006
  • «Страдивари сострадания». — М.: Эксмо-пресс, 1999
  • «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе». — Екатеринбург: У-Фактория, 1999
  • «Жуткий Crisis Супер стар. Новые стихи и поэмы, 1998—1999». — М.: Терра, 1999. — 221 с.
  • «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)
  • «Девочка с пирсингом».— М.: Терра, 2000
  • «Лирика» (2000)
  • «Моя Россия» (2001)
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2001
  • «Лирика» (2003)
  • «Избранное» (2003)
  • «Возвратитесь в цветы!» (2004)
  • «Избранное» (2006)
  • «Стихотворения» (2006)
  • СтиXXI . — М.: Время, 2006. — 248 с.: ил. — (Поэтическая библиотека)
  • Стихотворения — М.: Эксмо, 2007. — 478 с.: С портр. — (Всемирная библиотека поэзии) (В пер.)
  • Тьмать . — М.: Время, 2008. — 608 с.; цв. ил. (В пер.)
  • Ямбы и блямбы : книга стихов. — М.: Время, 2010. — 176 c.: с ил. — (Поэтическая библиотека)
  • «Стихотворения и поэмы». В 2 т. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Г. И. Трубникова — СПб., Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. — (серия «Новая Библиотека поэта»)

Это первое академическое издание произведений поэта.

Поэмы

«Мастера» (1959)

Основа поэмы — пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении их царём Иваном Грозным.

«Лонжюмо» (1963)

Посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.

«Оза» (1964)

«Авось» (1972)

Рок-опера «Юнона и Авось» по поэме была поставлена в 1981 году. Прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.

Вечное мясо (1977)

Фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

Андрей Полисадов (1979)

История прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.

«Ров» (1986)

Посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.

«Россия воскресе» (1993)

Вехи биографии

1952 – Пастернак опасался, что литературный институт испортит самобытность юного дарования, поэтому посоветовал получить какую-либо более серьезную профессию. Андрей, к большой радости родителей, поступил в МАРХИ.

1957 – Окончил институт, но вскоре после отъезда в Ригу по распределению вернулся в Москву, твердо решив посвятить жизнь поэзии.

1958 – Дебютировал как поэт, опубликовав в «Литературной газете» («ЛГ») стихотворение «Земля»

После этого его стали осторожно печатать в «Юности», «Знамени», альманахах «День поэзии».

Январь 1959 – В «ЛГ» напечатали поэму Вознесенского «Мастера» об ослеплении монархом Грозным зодчих, воздвигнувших храм Василия Блаженного. Ожесточенные споры критиков по поводу новаторства или формализма его творчества способствовали всплеску популярности молодого поэта.

1960 – Опубликована дебютная поэтическая книга москвича «Мозаика»

Но стихотворение «Прадед» о владимирском предке архимандрите Андрее Палисадове вызвало гнев властей, а редактор К. Афанасьева лишилась работы. Тираж вернули из продажи в издательство, где работники вырезали опальную страницу, вклеивая вместо нее «Кассиршу». В том же году изымался из продажи тираж 2-го сборника «Парабола» из-за обвиненного в формализме стихотворения «Гойя», нетрадиционно изображавшего трагедию последней Отечественной войны. Но попавшие на прилавки исходные части обеих книг моментально раскупались, а летом того же года Вознесенского приняли в Союз писателей.

Осень 1960 – Опубликовал стихотворение «Кроны и корни», посвященное умершему в июне Пастернаку.

1961 – Ездил в Польшу и США. В итоге через год появился в печати его сборник, известный под кратким названием «Треугольная груша».

Ноябрь 1962 – Первое поэтическое выступление на стадионе в Лужниках вместе с Ахмадулиной, Евтушенко, Окуджавой, Рождественским.

1963 – Закончил поэму «Лонжюмо» о Ленине, учившем под Парижем марксизму. Подметил в ней суть власти, обособленной («эмигрировавшей») от народа. Первый секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев резко ругал Вознесенского на встрече с творческой интеллигенцией, угрожая выслать из СССР. Из-за начавшейся в стране компании проработок, Андрей Андреевич до снятия Хрущева с верхушки власти опасался показываться в столице.

1964 – Написал книгу «Антимиры», куда включил посвященную жене поэму «Оза».

1965 – Впервые выступил на сцене любимовского Театра на Таганке. Постановка трансформировалась в спектакль «Антимиры», где В. Высоцкий впервые исполнил «Песнь акына» на слова Вознесенского.

1969 – Состоялась премьера «Поэтории» на слова Вознесенского, но концерт назвали крамольным и целых 7 лет запрещали.

1970 – Вышел сборник «Тень звука». Театр на Таганке поставил спектакль «Берегите ваши лица» по стихам поэта, но из-за песни В. Высоцкого «Идет охота на волков» он был запрещен.

1972 – Родилась поэма «Авось», по которой А. Рыбников потом написал рок-оперу «Юнона и Авось», надолго всколыхнувшую публику и ставшую классикой жанра. Вышел сборник «Взгляд».

1974 – Издали сборник «Выпусти птицу!».

1975 – Опубликовал сборник «Дубовый лист виолончельный».

1977 – Появилась поэма Вознесенского «Вечное мясо» в духе сказки о найденном в вечной мерзлоте мамонтенке.

1978 – Награжден государственной премией за книгу «Витражных дел мастера», вышедшую 2 года назад.

1979 – В продаже появился сборник «Соблазн».

1980 – Опубликовал книгу «Мне четырнадцать лет», куда вошли воспоминания о дружбе с Б. Пастернаком.

1981 – На прилавках видели книгу «Безотчетное».

1982 – Презентовал повесть «О». К прозе обращался и позже: «Аксиома самоиска» (1990), «Россiя, Poesia» (1991), «Россия воскресе» (1993). Были и прозаически-поэтические книги, например, «Видеомы» (1992), «Страдивари сострадания» (1999), «СтиXXI» (2006).

1983 – Совместно с Ю. Коноваловым был автором архитектурной части памятника «Дружба навеки», воздвигнутого в Москве на Тишинской площади в 200-летний юбилей присоединения Грузии к России. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 2004 и 2008 году награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й и 2-й степеней.

1983-1984 – В издательстве «Художественная литература» вышел 3-томник сочинений поэта.

1984 – Написал прозаическую книгу «Прорабы духа» и спас дачу Пастернака как мемориал.

1986 – В поэме «Ров» изложил историю мародеров, откапывавших драгоценности в могилах расстрелянных фашистами жителей.

1993 – Сочинил поэму «Россия воскресе».

2000-2009 – Издательство «Вагриус» выпустило собрание сочинений поэта в 7 томах.

2003 – Награжден почетным знаком «Общественное признание».

1 июня 2010 – Умер на 78-ом году жизни. Похоронен в семейном захоронении на Новодевичьем кладбище.

Андрей Андреевич Вознесенский

Молодые годы жизни

С рождением первенца учёбу пришлось оставить. Позднее Юлия переводится на медицинский факультет, который впоследствии тоже остался незаконченным. Пробует свои силы и в журналистской деятельности. На заре 1960 была корреспондентом одной местной мурманской газеты. Там появилась одна из её первых публикаций — стих «Лапландия».

Пробовала она себя и в других ипостасях. В середине 1960 годов Юлия Николаевна с мужем и сыновьями переехали в деревню Важины, ближе к природе и чистому воздуху. Такое решение было связано с частыми болезнями младшего сына. Здесь супруги также нашли себе более чем достойное применение. Муж заведовал Домом культуры, а сама Юлия Николаевна устроилась учителем в музыкальную школу. Однако после выздоровления сына и в связи с давлением местных чиновников семье пришлось покинуть эти места.

Читать биографию Вознесенского Андрея Андреевича

Мы знаем Андрея Вознесенского прежде всего как замечательного поэта, в творчестве которого отобразилась целая эпоха. Коренной москвич, он появился на свет в мае 1933 года. Его отец был талантливым инженером, всю жизнь занимался строительством гидроэлектростанций, возглавлял институт. В начале войны семья была вынуждена эвакуироваться в Курган, жили в семье простого рабочего. Вознесенский вспоминал, какие добрый и чуткие люди их окружали.

Еще в школе начал писать стихи, с удовольствием их читал друзьям и любимой девушке. Восхищался творчеством Пастернака, поэтому только представилась возможность, написал письмо со своими стихами. Так началась дружба четырнадцатилетнего мальчишки и знаменитого поэта. Много позже о своем друге напишет эссе «Мне четырнадцать лет». Под влиянием отца отучился в архитектурном институте и будучи талантливым человеком оставил свой след как архитектор и художник В поэзии Вознесенский искал свой путь, увлекался Маяковским и Кирсановым, его стихи этого периода отличается удивительной самобытностью, которая сразу привлекла читателя.

Уже в 1959 году выходит в печать сборник «Мозаика» и попадает под цензуру, второй сборник «Парабола» ждала та же участь. Поэта обвиняют в неправильном видении истории и формализме, жестоко критикуют. Однако Вознесенский часто выезжает с гастролями за рубеж, становится очень популярным поэтом.

В личной жизни мастер оказался счастливым человеком, жена была его музой, верным другом и помощницей все 46 лет совместной жизни.

Целый цикл стихов поэт посвящает проблеме отношения человека и природы. «Роща”, «Бобровый плач”, «Песнь вечерняя”, «Не трожь человека, деревце!. Не бей человека, птица!” – каждая строчка взывает, требует остановиться, пересмотреть свою отношение ко всему живому. Выходит книга стихов «Треугольная груша», поэма «Лонжюмо». Книга стихов «Антимиры» звучит с театральной сцены. Сам Владимир Высоцкий пишет музыку к стихам и исполняет «Песню акына». Во времена оттепели Вознесенский много пишет, активно печатается, получает государственную премию. Открывается еще один талант поэта, он становится знаменитым песенником, целые поколения росли с его песнями. Пишет либретто к рок-опере «„Юнона“ и „Авось“», романсы в постановке замечательно исполняет Николай Караченцев.

С взрослением приходит новое восприятие мира, интимная лирика перестает быть главной темой в творчестве Вознесенского. Он раскрывает себя как гражданин и человек, остро чувствующий трагедию времени и общества. В 90-е мастер остро чувствует как распадается государство, духовная основа общества. Результатом стала поэма «Рапсодия распада», обращается к христианской морали, пишет поэму «Андрей Полисадов», в честь своего прадеда-священника. Много экспериментирует с формой, становится на позиции пост авангардизма.

Вознесенский не любит шумную Москву. Предпочитает жить и работать на лоне природы в Переделкино. В память об учителе Борисе Пастернаке дважды в год устраивает литературные вечера. Здоровье поэта ухудшается, перенес несколько инсультов и в 78 лет умер, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Биография

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в семье научного работника. В 1957 г. окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958 году. В 1960 г. вышли два сборника его стихов и поэм: «Парабола» и «Мозаика».

Далее последовали «Антимиры» (1964), «Соблазн» (1979), «Безотчётное» (1981), «Россия, Poesia» (1991), «На виртуальном ветру» (1998), «Стихотворения; Поэмы; Проза» (2000) и др.

Излюбленным поэтическим средством А. Вознесенского является гиперболическая метафора, а основными жанрами – лирический монолог, баллада и драматическая поэма. Андрей Вознесенский обращается, в основном, к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда и первостепенное значение придаёт не социальной и нравственно-психологической проблематике, а художественным средствам и формам её постижения и воплощения.

Композиция поэтических книг и отдельных произведений А. Вознесенского строится чаще всего на принципах архитектоники, причём, создавая новые циклы и книги, поэт постоянно в особые разделы выделяет избранное из прежних произведений.

Являясь певцом стремительного движения и научно-технического прогресса, А. Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в «тишине» (сб. «Ахиллесово сердце»). Он писал:

Тишины хочу, тишины…
Нервы, что ли обожжены?
Тишины…

Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии. С такой тишиной связана поэма о любви «Оза». Тема женственности вообще широко представлена в поэзии А. Вознесенского: , , и т.д. Без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек», а «все прогрессы – реакционны».

Великая Отечественная война – одна из важных тем в поэзии Андрея Вознесенского. Это , , «Ров», «Доктор Осень» и др.

Тема распада проходит через всё творчество поэта, но со временем смысл её существования изменяется: если в 1960-е годы А. Вознесенский говорил о распаде старых, отживших свой век формах жизни и искусства, то в 1980-е и 1990-е годы. речь идет о распаде бытийных, жизнестроительных, духовно-нравственных ценностей («Рапсодия распада»).

Противоядием против бездуховности и варварства А. Вознесенский считает поэзию и искусство, подвижническую деятельность русских интеллигентов и возрождение христианских ценностей.

Творчество А. Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры», А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил её в Театре им. Ленинского комсомола.

А. Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы: создает «видеомы», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, Андрей Андреевич – русский советский поэт. Родился в семье научного работника. В 1957 окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958. Поэзия Вознесенского темпераментна, насыщена словесными и звуковыми ассоциациями, порой чрезвычайно усложнёнными, что давало критике повод упрекать поэта в склонности к формализму. В небольшой поэме «Мастера» (1959) – лучшем произведении первых сборников, созданном на основе легенды об ослеплении строителей храма Василия Блаженного, Вознесенский в форме сложных лирических ассоциаций утверждает мысль о несовместимости искусства с деспотическим произволом.

Соч.: Парабола. Стихи, М., 1960; Мозаика. Стихи и поэмы, , 1960.

Лит.: Рассадин С., Кто ты? «Лит. газ.», 1960, 8 окт.; Меньшутин А. и Синявский А., За поэтическую активность (Заметки о поэзии молодых), «Новый мир», 1961, № 1; Коржавин Н., В защиту банальных истин (О поэтической форме), там же, № 3.

И. Роднянская

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1962

Выдающийся поэт современности

После окончания архитектурного института Вознесенский, как лавина, ворвался в литературу, завоевав любовь миллионов читателей. Его сборники моментально «сметались» с прилавков покупателями, а выступления собирали полные залы и даже стадионы в России и за рубежом.

Лирико-философская, музыкальная, со сложным ритмом и яркими метафорами, она дерзко вырывалась за рамки устоявшейся советской поэзии. Поэтому вызывала неприязнь и критиков, и завистников как из стана «благополучных» собратьев по перу, так и самиздатных. Но ему в основном удавалось не выходить за рамки цензуры и публиковаться, при этом не теряя самобытности.

Несущий слово

Поскольку Москва тогда искала одобрения, Вознесенский путешествовал по миру, чтобы читать свои стихи, служа своего рода неофициальным культурным посланником Кремля, хотя и был критиком советской политики. Поэт был членом Российской академии, Американской академии искусств и литературы, Европейской академии и других литературных академий. В 1996 году Вознесенский был назван «величайшим поэтом нашего времени» по версии Le Nouvel Observateur. Он жил рядом со своим давним наставником и музой Борисом Пастернаком в Переделкино — престижном пригороде Москвы. Пастернак, умерший в 1960 году, отдал ему последнюю дань: «Ваш приход в литературу был стремительным и бурным. Я рад, что дожил до этого».

В последующие годы Вознесенский стал затворником. Однако в 2008 году присутствовал на президентском приеме в Кремле и получил государственную награду от президента Дмитрия Медведева. Вознесенский умер от осложнений астмы, болезни сердца и множественных инсультов в Москве 1 июня 2010 года и был похоронен рядом с родителями на Новодевичьем кладбище в Москве.

В культуре

  • Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984).
  • В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген).
  • Поэт неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.
  • На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвящённое Софии Ротару стихотворение «Голос».
  • Песня Оскара Фельцмана в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 1990-х, известна с конца 1960-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. Эту песню в разное время исполняли Нина Дорда и ВИА «Весёлые ребята». На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.
  • Андрей Вознесенский упоминается (и, по свидетельству очевидцев, относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):
  • Андрей Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»). Известная статья А. А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.
  • Поэт является автором текста песни «Миллион алых роз», ставшей в исполнении Аллы Пугачёвой едва ли не самой популярной песней всего Советского Союза в 1980-х годах.

Болезнь и смерть

На самом деле смерть как будто постоянно преследовала его и тихо отступала. В 70-х годах по Советскому Союзу прокатился слух о том, что поэт Андрей Вознесенский попал в аварию и разбился. Авария, и правда, была, машину смяло, как говорится, всмятку, но все, кто в ней находился, остались живы. За рулём был знаменитый писатель и поэт Казахской ССР Олжас Сулейменов. В машине также находилась актриса Татьяна Лаврова, которая была для Вознесенского его вечной и яркой влюблённостью.

Вторая авария случилась в жизни поэта, когда он ехал на такси к себе домой в Переделкино. Машина снова была смята в хлам, а поэт остался жив благодаря своей любимой песцовой лохматой шапке. Смерть снова обошла его, а он позднее написал стихи, где благодарил неведомого зверя, из которого пошили спасительную шапку. Третий раз поэту повезло, когда он должен был улетать из Новосибирска в Москву и опоздал на свой самолёт, который во время этого полёта разбился.

В 1995 году медики диагностировали у Андрея Вознесенского первые признаки болезни Паркинсона. У него начали слабеть мышцы горла и конечностей.

В 2006 году у поэта случился первый инсульт. Последствия после него были тяжёлыми: почти полная парализация левой руки и проблемы с ногами, Андрей Андреевич очень тяжело стал передвигаться.

В 2010 году у него случился второй инсульт и потеря голоса. В мае этого же года Вознесенский с супругой Зоей Богуславской уехали в одну из лучших немецких клиник в город Мюнхен. Медиками ему была сделана операция, в ходе которой устранили атеросклеротическое повреждение артерий, что предотвращало возможность последующих инсультов. Но оперативные действия хирургов из Германии не смогли надолго продлить жизнь поэту.

1 июня 2010 года у Вознесенского случился третий инсульт. В 13 часов 10 минут его сердце остановилось. Перед этим жена вызвала «Скорую помощь», но когда медики приехали, поэт уже был мёртв. Когда тело Вознесенского увозили в морг, у ворот дома уже лежали красные гвоздики.

Андрей Андреевич проживал в Переделкино, рядом находилась дача-музей его учителя Бориса Пастернака. Ученик прожил дольше своего наставника на пятьдесят лет и два дня. За это время Вознесенский ежегодно на день рождения Пастернака (6 февраля) и в день его смерти (30 мая) приходил на дачу своего учителя. После смерти Пастернака в его рабочем столе была найдена тетрадь, подписанная «Андрюшины стихи», в нескольких местах простым карандашом стояли какие-то пометки. Вознесенский оказался очень благодарным учеником. За полвека он только один раз не пришёл на дачу-музей Пастернака, 30 мая 2010 года. Он просто не мог этого сделать физически, а быть может, почувствовал, что через два дня он встретится со своим наставником уже навсегда…

Студент архитектурного института

Нередко случается так, что в раннем детстве человеку задается вектор, который указывает ему направление по жизни. Андрей Андреевич Вознесенский рожден в столице Советского Союза, 12 мая 1933 года. Ребенок рос и воспитывался в семье инженера, который занимался строительством гидротехнических сооружений. Мать родом из-под Владимира. На ее родине, в деревне с колоритным названием Киржач, мальчик бывал каждое лето. Когда началась война, Андрея вместе с матерью эвакуировали в город Курган. Будучи уже известным и признанным поэтом, Вознесенский указывал эти факты в своей биографии. После Победы, вернувшись в Москву, подросток, помимо учебы в школе, не оставлял своих увлечений поэзией и рисованием. В столице «бурлила» литературная жизнь. Андрей с интересом следил за новыми публикациями в прессе и, естественно, записывал собственные строки в обычную тетрадь. Простую ученическую тетрадь со своими стихами он решился отослать Борису Пастернаку на рецензию. Борису Леонидовичу приглянулись пробы молодого человека, и между ними завязалась дружба. Знаменитый поэт хорошо знал, как живет писательская тусовка, и отговорил молодого человека от поступления в Литинститут.

Окончив школу, Вознесенский, прислушавшись к совету старшего товарища по цеху, решил получить серьезное образование и поступил в Архитектурный институт. Карьера зодчего его не привлекала, но обучение в техническом вузе расширяет кругозор, структурирует интеллект и развивает память. Андрей успешно совмещает обучение с творчеством. Забытые ныне поэтические вечера в Политехническом музее отнимают много сил и одновременно мотивируют на более продуктивную работу. В 1958 году, через год после окончания института, появляются первые публикации поэта на страницах газет и журналов.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность .
  • В 1978 году в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой вклад в развитие отечественной литературы .
  • Орден Трудового Красного Знамени (1983).
  • Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) (посмертно) — за книгу «Тьмать» .
  • Государственная премия СССР (1978) — за книгу стихов «Витражных дел мастер» (1976) .
  • А. А. Вознесенский являлся почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
  • Почётный доктор СПбГУП с 1998 года.
  • Золотой Почётный знак «Общественное признание» (2003).
  • Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

Творчество

По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».

В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.

А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.

В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.

1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.

В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать. Свою речь он начал с заявления, что не является членом Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.

Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.

Также сильно его творчество любили за границей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.

Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».

Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка – визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку. Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.

В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.

На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:

  • «Песня на «бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва);
  • «Вальс при свечах» (Сергей Никитин);
  • «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);
  • «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);
  • «Ода сплетникам» (Владимир Высоцкий);
  • «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (Галина Беседина и Сергей Тараненко);
  • «Плачет девочка в автомате» (Евгений Осин).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: