Читать подробное краткое содержание главы Фаталист
Действие разворачивается в станице, куда приехал Григорий Печорин на две недели. Часто офицеры играли в бостон, разговаривали и выпивали. Однажды офицеры были в гостях у старого майора, дискуссировали на тему предопределения и судьбы в жизни людей, рассказывали случаи из жизни, которые подтверждали или опровергали существования чего-то неземного, что способно направлять людей.
Одним из гостей майора был офицер Вулич, внешность которого совпадала с характером: он был смелым и скрытным, холодным и спокойным, не любил поверять людям свои чувства и мысли. Он имел страсть к азарту, к игре, хоть и часто терпел неудачи: один раз он чуть не умер во время экспедиции, когда начался обстрел, он не ушел с места игры, настолько был заинтересован ею. И вот, бесстрашный Вулич предложил спор: испробовать на нём самом существование судьбы, узнать, есть ли роковая минута, которую можно предсказать. Спор завязался на том, что Вулич должен выстрелить себе в голову, и, если всё предопределено, то он не умрёт. Печорин согласился на пари, сказав, что предопределения нет.
Для проверки гипотезы, офицер снял со стену пистолет, спустил курок, и… выстрела не произошло, но, тем не менее, Печорин обнаружил печать смерти на юном лице. Григорий сообщил ему об этом, сказав, что тот непременно умрёт сегодня, но Вулич забрал червонцы и самодовольно усмехнулся. Все начали расходиться по домам, упрекая Печорина в его эгоизме.
Сам же Печорин, возвращаясь домой, шёл и неустанно думал, насколько ничтожен, высокомерен и жалок человек в таком большом мире, ему было интересно и смешно вспоминать, что люди говорили о судьбе и небесных телах. Случайно наткнувшись на разрезанную шашкой свинью, Печорин побрёл дальше, но тут услышал голоса двух казаков. Они рассказали Григорию, что их знакомый казак, который явно был пьян, гнался за свиньёй. Проснувшись наутро, люди приносят ему страшную весть: поручика Вулича разрубил «от плеча до сердца» тот самый пьяный казак. Находясь в предсмертной агонии, поручик сказал лишь два слова «Он прав!», и только Печорин понял, что они означали: он предсказал судьбу молодого серба.
Убийца, казак Ефимыч, сидел дома и старался вспомнить, что он вчера натворил. Возле его хаты собралось куча народу, кричавшая толпа просила его выйти из дома и покориться. Выразительные глаза его матери выражали глубокое отчаяние и печаль. Печорин, решившись испытать судьбу, приказал есаулам встать по местам и стал следить за убийцей. Второй начал стрелять и чуть не задел Печорина, но Григорий схватил преступника, и Ефимыча увели под конвоем. Все разошлись, поздравляя Печорина, а он глубоко задумался, как же не стать в таких ситуациях фаталистом, и пришёл к выводу, что всегда нужно действовать разумно и решительно. Вернувшись в крепость, Григорий поведал историю Максиму Максимычу. Тот лишь усмехнулся и бросил фразу об обыкновенности случая с пистолетом, и, сказав, что видно на роду у бедного Вулича было написано так.
Название повести «Фаталист» относится к Максиму Максимычу, верившему в предопределение и непонимающего мыслей Печорина. Максим Максимыч, как очень недалёкий и неспособный мыслить широко, не понимал, что до него хотел донести Григорий Александрович своей историей. Фраза «он не любит метафизических прений» означает, что старому штабс-капитану неизвестна и непонятна основа спора о судьбе и предестинации: он видит лишь одну сторону, он «за» существование предопределения, не видя других причин зарождения мира. Именно поэтому Печорину сложно и скучно с ним разговаривать, а уж тем более, спорить о метафизике.
Сюжет «Героя нашего времени» за 3 минуты
Краткое содержание «Герой нашего времени» Лермонтов:
События романа происходят в первой половине XIX века.
- Глава “Бэла”
Рассказчик романа, русский офицер, путешествует по Кавказу. Здесь он знакомится со штабс-капитаном Максимом Максимычем, от которого слышит интересную историю об офицере Григории Печорине. Григорий Печорин — молодой богатый дворянин, умный и образованный человек. Печорин с детства привык к роскоши и высшему свету. Несмотря на это, он глубоко несчастен, ему надоела его жизнь. Когда-то Максим Максимыч и Печорин вместе служили в крепости на Кавказе.
Здесь Печорин влюбился в местную жительницу, юную красавицу Бэлу. Он украл ее из дома. Печорин и Бэла жили счастливо 4 месяца, но внезапно Печорин начал скучать с любимой. Бедная девушка начала страдать от этого. Однажды Бэлу похитил разбойник Казбич. Он ранил девушку, бросил ее и скрылся от погони. Через 2 дня Бэла умерла. Спустя три месяца Печорин уехал служить в Грузию. Сообщив историю о Печорине, Максим Максимыч прощается с рассказчиком романа.
- Глава “Максим Максимыч”
Вскоре рассказчик романа и Максим Максимыч снова встречаются, уже во Владикавказе. Здесь они вместе видят Григория Печорина. Печорин ведет себя холодно с Максимом Максимычем, быстро прощается с ним и уезжает в Персию. Холодность Печорина обижает Максима Максимыча. Он решает избавиться от дневников Печорина, которые хранятся у него, и отдает их рассказчику романа. “Журнал Печорина” Предисловие к “Журналу Печорина” Дневники Печорина хранятся в руках у рассказчика романа. Спустя время рассказчик узнает, что Григорий Печорин умер по пути из Персии в Россию. Теперь, после смерти Печорина, рассказчик решает опубликовать его увлекательные дневники — “Журнал Печорина”. Эти записки состоят из трех глав: “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”.
- Глава “Тамань”
Печорин приезжает в Тамань по служебным делам. В Тамани он останавливается в доме бедняков. Слепой мальчик и девушка-“ундина”, живущие в доме, оказываются контрабандистами. По ночам они разгружают лодку с товарами, которые привозит их сообщник Янко. Печорин предупреждает девушку о том, что ему все известно. Красавица заманивает Печорина на свидание и пытается его утопить. Печорин спасается, а девушка в ту же ночь уплывает с Янко в другие места, чтобы ее не арестовали. Слепой мальчик остается на берегу и плачет. В ту же ночь Печорина обворовывают. Он догадывается, что это сделал слепой мальчик. Печорин оставляет это дело без огласки и уезжает из Тамани.
- Глава “Княжна Мери”
В мае Печорин приезжает в Пятигорск на воды. Здесь он встречает старого приятеля, юнкера Грушницкого. Здесь же герои знакомятся с княгиней Лиговской и ее дочерью, княжной Мери. Грушницкий влюбляется в княжну Мери, но та не отвечает ему взаимностью. Мери влюбляется в Печорина. Однако Печорин не любит ее и лишь играет ее чувствами ради забавы. Здесь же Печорин встречает свою давнюю любовь, замужнюю женщину Веру.
Вскоре Печорин, княжна Мери, Вера и Грушницкий перебираются из Пятигорска в Кисловодск. В Пятигорске Печорин однажды приходит на тайное свидание к Вере (та живет в одном доме с княжной Мери). Грушницкий застает Печорина после свидания и решает, что тот посещал княжну Мери, а не Веру. Ослепленный ревностью Грушницкий распускает сплетни о Мери, за что Печорин вызывает его на дуэль и в ходе поединка убивает. В наказание за дуэль начальство посылает Печорина служить в крепость N (здесь он знакомится с Максимом Максимычем и встречает Бэлу).
- Глава “Фаталист”
Находясь в крепости N, Печорин едет по служебным делам на 2 недели в казачью станицу. Здесь Печорин присутствует на встрече офицеров. Внезапно сербский поручик Вулич предлагает сослуживцам спор: он утвержает, что судьба существует и что в жизни все предопределено. Печорин решает поспорить с Вуличем и ставит на то, что в жизни ничего не предопределено. Чтобы доказать свою правоту, Вулич берет пистолет и стреляет себе в лоб.
Ему везет: пистолет оказывается не заряжен. Вулич остается жив и выигрывает спор. Печорин тем временем как будто читает на лице Вулича, что тот сегодня умрет. Действительно, в тот же вечер Вулич погибает от рук пьяного казака. Печорин участвует в поимке преступника и сам чуть не погибает. После этого Печорин возвращается в крепость N, где продолжает служить и вскоре знакомится с Бэлой (см. глава “Бэла”).
Конец.
Читайте сочинение “Зачем я жил?” по произведению “Герой нашего времени”.
Фаталист: анализ главы из романа «Герой нашего времени»
Глава «Фаталист» в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» является последней в произведении. В ее начале читатель становится свидетелем спора, который оканчивается заключением пари между Печориным и Вуличем. Причиной его стала тема судьбы и ее неотвратимости. Если второй верил в это всем сердцем, то первый привык все проверять самостоятельно и надеяться только на собственные умозаключения. Анализ главы «Фаталист» «Героя нашего времени» очень важен. Он помогает увидеть взгляд автора на Печорина и остальных персонажей.
Тема и краткое содержание
Анализ главы следует начинать с разбора идейного звучания и мотивов произведения. Рок, как мотив для написания произведений, использовался еще в античной литературе. Современные авторы также не остались в стороне от этой темы.
У М. Ю. Лермонтова тематика рока проходит белой нитью по всем его произведениям. Основным направлением является вечное противостояние между жизнью и смертью.
В окончании романа не столь много героев.
Здесь их всего три:
Второстепенные герои произведения играют в сочинении не столь важную роль, но без них сюжет не был бы полным. Они помогают оттенить яркость спора и становятся его свидетелями. В центре сюжета выступает спор между Печориным и Вуличем. Оба они служили в казацкой станице и давно сделали игру в карты каждый вечер своей традицией.
Один из вечеров закончился весьма печально для Вулича, который решил испытать удачу и судьбу и проверить, насколько он может управлять ею. Участвовать в споре мог абсолютно любой, но только Печорин согласился на это. Он был уверен в том, что человек сам создает свою жизнь и может в ней все исправить. Вулич подвел пистолет к своему лбу и выстрелил. Оружие дало осечку и все в зале облегченно вздохнули. Поручик же объяснил сие тем, что жизнь человека предопределена и никто ее не может изменить.
Печорин же рассмотрел на лице военного печать смерти и сказал об этом во всеуслышание. Именно эта прямолинейность и неприкрытая жесткость были основными чертами героя. Его правда была страшна именно тем, что она всегда говорилась в лицо и не приукрашалась. Этой же ночью мужчину убил пьяный казак. Именно этот случай показал всю непреодолимость рока.
Печорин принимает решение поиграть с судьбой и залезает в дом казака, убившего его друга. Он захватывает убийцу. Казалось бы, вот оно и еще одно подтверждение того, что рок отвести нельзя и что начертано на роду, то и свершится. Но герой не хочет верить в то, что он не хозяин своей жизни.
Анализируя главу, можно сделать ряд выводов, почему именно «Фаталист» становится заключительной главой произведения.
Композиция и жанр
Описание главы произведения нельзя назвать полным, если не охарактеризовать его композицию. В этом сочинении сюжет очень прост — элементы в ней не нарушаются, но нет загадки, потому как с главным персонажем читатель уже знаком и даже испытывает к нему какие-то чувства. Условно же главу можно разделить на три части:
- спор Печорина и Вулича;
- рассуждения героя о фатуме;
- неотвратимость судьбы.
Произведение постоянно держит в напряжении, не давая расслабиться или пропустить хотя бы несколько строк из книги.
Анализ «Фаталист» Лермонтова
«Фаталист» – последняя глава «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, которая, однако, воспринимается как самостоятельное произведение. Его сюжет не только поражает необычными событиями, но подталкивает читателя к выводам о человеческой судьбе. В школе с этой главой романа знакомятся в 9 классе. Облегчить подготовку к уроку можно воспользовавшись анализом произведения, поданным в публикации.
Краткий анализ
Год написания – 1838.
История создания – Исследователи полагают, что произведение было написано под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета. Большинство биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом.
Тема – В произведении можно выделить широкую и узкую тему: широкая – жизнь и смерть, узкая – фатум в жизни человека.
Композиция – Композиция произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Важную роль для развития основных мотивов играют диалоги.
Жанр – Новелла.
Направление – Реализм.
История создания
Последняя часть романа М. Ю. Лермонтова была написана в 1838 г. Мнения исследователей об источнике сюжета расходятся. Наиболее распространенная версия следующая: М. Ю. Лермонтов вместе со своим приятелем А. А. Столыпиным был участником происшествия с пистолетом. Биограф П. А. Висковатов утверждал, что основой для эпизода, воспроизводящего «приключения» Печорина в доме пьяного казака, стал случай из жизни дяди Михаила Юрьевича П. А. Висковатова.
Некоторые ученые считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.
Посмотрите, что еще у нас есть:
В главе «Фаталист» анализ стоит начать с разбора мотивов и идейного звучания.
Истоки мотива фатума (рока) находим еще в античной литературе. Позже его развивали многие труженики пера, интерпретируя согласно духу своей эпохи. Не остался в стороне и М. Ю. Лермонтов. В анализированном произведении тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эти проблемы можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней главе они наиболее выразительны.
Система образов «Фаталиста» неразветвленная: Печорин, поручик-серб Вулич, пьяный казак. Второстепенную роль играют образы трех офицеров и Максима Максимыча. В центре сюжета пари между Печориным и Вуличем. Оба героя служили тогда в казацкой станице. У офицеров сложилась традиция играть по вечерам в карты.
Один из таких вечеров стал последним для Вулича. Странный мужчина – именно таким его считали окружающие – решил проверить, может ли он властвовать над своей судьбой. Поспорить с ним решился только Печорин, считавший, что лишь человек управляет своей жизнью. Поручик взял пистолет, приставил ко лбу. Картежники замерли и с облегчением вздохнули только, когда случилась осечка. Вулич довел, что жизнь человека определена заранее.
Печорин заметил на лице поручика печать смерти и открыто сказал об этом. В этом вся суть Печорина, он прямолинеен и жесток, его правда всегда страшна своей неприкрытостью. Ночью поручика убил пьяный казак. Трагедия стала еще одним доказательством существования рока. После этого Печорин решил испытать свою судьбу. Он забрался к казаку-убийце в дом и смог захватить его. Казалось бы, вот и третье доказательство. Но даже после этого герой не захотел верить, что не он хозяин собственной жизни.
Прочитав произведение, нетрудно догадаться, что смысл названия главы связан с событиями, воспроизведенными в ней. Фаталист – не только Вулич. Можно предположить, что так, не без иронии, автор называет Печорина.
Основная мысль произведения: каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но все же с судьбой лучше не играть.
Композиция
План разбора литературного произведения обязательно включает характеристику композиции. Формальная и смысловая организация произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. «Фаталиста» условно можно разделить на три части: спор Печорина и Вулича, размышления Печорина о фатуме, смерть Вулича и эпизод, воспроизводящий захват казака.
Жанр произведения – новелла, доказательством чего являются такие особенности: небольшой объем, два главных героя, необычное событие, трагический финал, внимание сконцентрировано на одном событии, сюжет все время держит читателя в напряжении. Направление произведения М
Ю. Лермонтова «Фаталист» – реализм, так как рассказ основан на реальных событиях.
Проницательность Печорина
Григорий внимателен к окружающим его людям. Он следит за ними как за актерами в театре. Кто играет хорошо, кого следует уже исключить из пьесы. Вся повесть подтверждает такое поведение Печорина. Он не просто сторонний наблюдатель, он еще и кукловод. Но это не всегда. В главе «Фаталист» герой проверяет на себе устоявшееся мнение верующих людей: над человеком довлеет судьба, сам он не в силах изменить то, что ему уготовано. Как доказать фатальность? Печорин заметил на лице Вулича печать приближающейся смерти. Автор не говорит, как она выглядит. Что заметил Григорий: изменение цвета лица, потухающие глаза? Какая она печать смерти? Все остается в душе у Печорина. Но Григорий не скрывает того, что увидел, он говорит об этом прямо, даже несколько дерзко. Вулич пытается оспорить, но проницательность Печорина пугает. Не умерев от собственной пули, офицер гибнет от руки пьяного разбушевавшегося казака. Между желаемой смертью и уготованной гибелью меньше часа. Значит, все-таки судьба есть?
Краткий анализ
Год написания – 1838.История создания – Исследователи полагают, что произведение было написано под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета. Большинство биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом.
Тема – В произведении можно выделить широкую и узкую тему: широкая – жизнь и смерть, узкая – роль предопределения в жизни человека.
Композиция – Композиция произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Важную роль для развития основных мотивов играют диалоги.
Жанр – Новелла.
Направление – Реализм.
Краткий анализ
Год написания
— 1838.
История создания
— Исследователи полагают, что произведение было написано под впечатлением от реального события. Существует несколько версий происхождения сюжета. Большинство биографов и литературоведов считают, что писатель был очевидцем или участником происшествия с пистолетом.
Тема
— В произведении можно выделить широкую и узкую тему: широкая — жизнь и смерть, узкая — фатум в жизни человека.
Композиция
— Композиция произведения простая: последовательность сюжетных элементов в ней не нарушена, но отсутствует экспозиция, так как с главным героем мы уже знакомы. Важную роль для развития основных мотивов играют диалоги.
Жанр
— Новелла.
Направление
— Реализм.
Смысл произведения
Отчасти автобиографическим является роман «Герой нашего времени». «Фаталист», краткое содержание которого представлено выше, повествует о реальных событиях, произошедших с Лермонтовым во время пребывания на Кавказе. В своем произведении автор изложил эту историю под призмой рассуждений о «судьбе», «предопределении» и «случае». Этот круг вопросов весьма волновал современников писателя. Свою точку зрения изложил на данную проблему Лермонтов. «Герой нашего времени» («Фаталист») трижды подтверждает возможность предопределения, но этот факт не исключает для автора возможность деятельного вмешательства в жизнь. Напротив, он является поводом для решительного участия в заранее предопределенном ходе событий.
Смысл произведения
Отчасти автобиографическим является роман «Герой нашего времени». «Фаталист», краткое содержание которого представлено выше, повествует о реальных событиях, произошедших с Лермонтовым во время пребывания на Кавказе. В своем произведении автор изложил эту историю под призмой рассуждений о «судьбе», «предопределении» и «случае». Этот круг вопросов весьма волновал современников писателя. Свою точку зрения изложил на данную проблему Лермонтов. «Герой нашего времени» («Фаталист») трижды подтверждает возможность предопределения, но этот факт не исключает для автора возможность деятельного вмешательства в жизнь. Напротив, он является поводом для решительного участия в заранее предопределенном ходе событий.
Основная идея романа
Читая произведение, многие поначалу не понимают странной рокировки глав. Почему роман начинается практически с заключительной его части?
В первой части личность Печорина описывается со стороны. Лермонтов в качестве затравки бросает на суд читателей описание неоднозначных поступков героя по отношению к Бэле и старому приятелю Максимычу. Штабс-капитан не выражает ни одобрения, ни особого порицания поведению Печорина. Читатель сам должен выбрать как ему относиться к главному герою.
Последующие три главы — это самоанализ Печорина своего отношения к жизни собственной или чужой. Для этого автор вводит в сюжет разные по времени события и людей.
Именно такое построение позволяет понять главный замысел писателя — как можно шире раскрыть внутренний мир персонажа, высветить все линии психологического портрета личности — «портрета, составленного из пороков целого поколения, в самом полном их развитии». А каков получился портрет судить только читателям. Сам автор не комментирует своего отношения к герою, ссылаясь на то, что выразил свое мнение в названии романа.
Тест по роману
Насколько хорошо ты усвоил содержание? Пройди викторину! Старт!
Question
Ваш ответ:
Правильный ответ:
Дальше
Пройти еще раз
СПАДИЛО.РУ
Григорий Печорин
Экранизация:
фильм (СССР, 1967 год, реж. Станислав Ростоцкий)
внутренняя борьба, героизм, гордость и смирение, жизнь и смерть, смелость и трусость
Фаталист — глава из «Героя нашего времени».
Однажды батальон Печорина расположился в одной казачьей станице. Вечерами офицеры развлекались, играя в карты. Как-то раз во время такой игры они стали говорить о судьбе. Предписана она человеку или нет. И являлись ли предопределенными жизнь и смерть? Беседа превратилась в спор. Спорщики поделились на два лагеря: за и против.
Пари с судьбой
Вулич, который был страстным игроком и фаталистом, сделал предложение выполнить проверку возможностей человека распоряжаться своей жизнью. Печорин предложил пари. Вулич дал согласие: если ему предназначено погибнуть сегодня, то он погибнет. А если нет, то будет жить дальше.
Вулич схватил пистолет наугад. Все вокруг замерли. Могло произойти непоправимое. Печорину привиделось, что он увидел смертельную печать во взоре Вулича. Он сообщил тому об этом, сказав, что он умрет сегодня. Вулич сделал выстрел в висок. Случилась осечка. Окружающие с облегчением вздохнули. Все обрадовались тому, что пистолет оказался незаряженным, и все остались живы. Однако Вулич выстрелил в сторону. Пулей пробило фуражку, которая висела на стене. Пистолет оказался заряжен. Это ошеломило офицеров. Скоро все разошлись. Печорин не мог понять, по какой причине он все еще чувствовал, что Вулич нынче должен погибнуть.
Зачастую на лице человека, которому суждено покинуть этот мир в течение нескольких часов, имеется необычный след неизбежности судьбы. Это можно увидеть невооруженным глазом.
Предопределение
Утром Печорин был разбужен новостью о том, что был обнаружен офицер, которого зарубили шашкой. Этим офицером оказался Вулич. Его убил шашкой пьяный казак, когда Вулич направлялся домой. Получилось, что прапорщик предугадал судьбу несчастного офицера. Убийцу отыскали очень скоро. Он закрылся в доме и не хотел сдаваться. Угрожал стрельбой. Никто не мог решиться выбить дверь и поймать его пулю. Тут Печорину пришла в голову идея. Он решил испытать судьбу, как Вулич. Он попал в дом через окно. Казак выстрелом попал лишь в эполет прапорщика. Станичники прибежали на помощь и увели убийцу. Печорин удостоился похвалы, как настоящий герой.
После данного эпизода прапорщик долго решал, стать ли ему фаталистом.
Вернувшись в крепость, прапорщик поведал о случившемся штабс-капитану и поинтересовался, верил ли тот в предопределение. Максим Максимыч покачал головой и ответил, что оружие зачастую давало осечку. А Вулича, естественно, жалко. Однако, видно ему так на роду было написано. На этом разговор завершился.Как Вы запомнили содержание «Фаталист»? Лимит времени: 0
0 из 5 заданий окончено Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Информация
Проверьте, как вы усвоили содержание произведения!
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Правильных ответов: 0 из 5 Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Рубрики
- Нет рубрики 0%
Ваш результат был записан в таблицу лидеров Загрузка
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- С ответом
- С отметкой о просмотре
- Задание 1 из 5
Чем является данное произведение?
Правильно
Неправильно
- Задание 2 из 5
О чем зашел разговор у офицеров во время карточной игры?
Правильно
Неправильно
- Задание 3 из 5
Что Печорин увидел во взгляде Вулича?
Правильно
Неправильно
- Задание 4 из 5
Что руководило Вуличем, когда он стрелял в себя?
Правильно
Неправильно
-
Задание 5 из 5
Ирина Зарицкая | | k | Оценить:
Заключение
В своём произведении Лермонтов попытался найти ответ на вопрос о предопределении человека, влиянии фатума в его жизни. На примере главных героев он продемонстрировал, насколько беспомощными порой бывают люди перед лицом своей судьбы.
Две недели своей жизни Печорин провел в казачьей станице. Вечерами офицеры любят собираться за карточными играми.
В один из таких скучных вечеров в доме майора С. начался разговор о мусульманском поверье в то, что судьбы людей написана небесами и тогда каждый из присутствующих старался рассказать свою жизненно правдивую историю, которую ему доводилось встретить или услышать.
Один из игроков, поручик Вулич, имевший колоритную внешность и особый интерес к азартным играм, предлагает провести жизненный эксперимент. Суть которого состояла в том, чтобы испытать себя и распознать на сколько человек может управлять своей судьбой или жизненно предначертанная роком минута существует независимо от него. Печорин предложил спор.
Все присутствующие расположились за круглым столом в ожидании. Печорин смело заявил о скорой смерти поручика. Вулич с хладнокровной улыбкой попросил у майора заряженный пистолет. Офицеры оживленно спорили, отговаривали или заключали новы пари. Приказав всем замереть, поручик, приставив пистолет ко лбу, выстрелил. Пистолет дал осечку. Следующий его выстрел был в неподалеку висевшую фуражку — пороховой дым заполнил всю комнату. Вулич, выиграв спор, сложил в кошелек червонцы.
Идя домой Печорин размышлял о происшедшем. Споткнувшись обо что мягкое, он с ужасом разглядел в темноте разрубленную свинью. Казаки, бежавшие ему на встречу, рассказали о пьяном казаке, который гнался с шашкой за свиньей.
Утром Печорин узнал о смерти Вулича, который был зарублен тем самым пьяным казаком. Последними предсмертными словами поручика была фраза: » Он прав!». Офицер был единственным кто, понял мистическое значение этих слов.
Убийца поручика находился на окраине поселения и заперся в хате. Поднялась страшная суматоха. Женщины с плачем, военные — все спешили в ту сторону. Среди толпы, что образовалась вокруг хаты, взгляд Печорина привлекла старая женщина, ее лицо было преисполнено отчаянья и скорби. Это была мать убийцы.
Никто не решался зайти в избу к убийце первым. Печорин, посмотрев в щель ставни, увидел лежащего на полу казака, который до сих пор не мог прийти в себя. Есаул всячески пытался поговорить и образумить пьяного, но тот отказывался покориться и выкрикивал ругательства. Поступило предложение пристрелить казака прямо в хате для того чтобы он вдруг не покалечил окружающих его людей. Печорин решается испытать и собственную судьбу: захватить казака собственноручно. Пока есаул отвлекал убийцу, офицер с другой стороны хаты. В один момент раздался неожиданный выстрел над самым ухом Печорина и дым от пороха помог ему незаметно подобраться и схватить противника за руки. В течении трех минут подоспевшие казаки связали и вывели убийцу.
«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?»- так думал Печорин, вернулся в крепость. Поделившись своим рассказом с Максимом Максимовичем, он пожелал узнать его мнение. Штабс-капитан лишь заметил, что азиатские курки часто дают осечки, а вот шашки — никогда.
Поступок Печорина дает возможность увидеть человека, который верит в судьбу, но сам при этом не должен уклоняться от ее испытаний. Он смело идет на встречу с любыми жизненными коллизиями при этом самостоятельно умеет предусмотреть все сложности что возникают на его пути.
Можете использовать этот текст для читательского дневника