Евгений велтистов: приключения электроника (с иллюстрациями)

Сюжетная линия

История начинается с того, что ранним утром в гостиницу под названием «Дубки» поселился профессор Громов. В его руках был большой чемодан с четырьмя ручками, больше всего он напоминал футляр музыкального инструмента. Когда Громов зашел в номер, то открыл чемодан и достал оттуда обычного мальчика. Как оказалось, это не ребенок, а робот. Профессор поставил его на подзарядку, а сам отправился по делам.

Кибернетический мальчик Электроник не выдержал большого напряжения, выскочил в окно и побежал прочь. Громов, обнаружив пропажу, отправился его искать.

В городе проживал самый обычный мальчик Сережа Сыроежкин. Он ходил вечно с растрепанными волосами и с синяками на теле. Его родители переехали в новый дом, и теперь мальчик ходил в школу юных кибернетиков. Он учился в 7 Б классе. Когда он туда поступил, то сразу сказал отцу, что будет конструировать робота, чтобы тот ходит вместо него в школу и мыл посуду.

Сыроежкин был разносторонним ребенком и до сих пор не решил для себя кем он станет в будущем. Мальчик часто списывал у своего соседа по парте — Вовы Ковалькова. Его лучшим другом был Макар Гусев.

Воскресным утром Сережа отправился в булочную, затем зашел в гости к своему другу. После того как он вышел на улицу и собрался идти домой его кто схватил и поднял высоко. Мальчик лишь услышал крики «Нашли! Нашли — чемпиона!». Потом один из участников рассказал Сереже, что он вчера на соревновании обогнал лидера и принес победу своему району.

В это время Александр Сергеевич Светловидов — ученый сидел в гостинице «Дубки» и ждал своего друга профессора Громова, который пообещал показать что-то интересное, но сам куда-то пропал.

Пока Светловидов размышлял, в номер вошел Громов и рассказал всю ситуацию. Он пояснил, что привез мальчика-робота, который очень похож на обычного ребенка, но он сбежал, и профессор не знает, где его искать. Мужчины долго не думая позвонили в милицию и описали приметы пропавшего Электроника.

Тем временем мальчики наслаждались обществом друг друга, Электроник начал ходить в школу вместо Сыроежкина и стал самым лучшим учеником. Со временем Сережа понял, что совершил ошибку, теперь робот общается с его друзьями и приобрел новых, а Сереже приходится сидеть целыми днями в одиночестве. Электроник заменил мальчика не только в школе, но и дома. Сначала родители были очень счастливы, что их сын изменился, стал вежливым, обходительным, всегда помогал по дому. Но через время, отец Сережи начал беспокоится, что некогда активный мальчик стал все свое время проводить за учебниками.

https://youtube.com/watch?v=kmKYL7wT5C4

О книге

В последнее время люди всё больше подвержены стрессу и эмоциональному переутомлению. Как избавится от душевного напряжения и поднять себе настроение? Чтение увлекательных книг, несомненно, позволит сделать это. Книги дарят прекрасную возможность отвлечься от личных и деловых проблем, погружая читателя в иные миры, жизни и даже время.

Произведение Велтистова Евгения Серафимовича «Приключения Электроника» – невероятно интересная фантастическая книга, написанная в лучших традициях жанра

Вложив душу в своей произведение, автор обращает внимание читателей на многие актуальные и глубокие проблемы, пытается решить важные вопросы взаимоотношений. Основной сюжет произведения, главные герои, описание обстановки и диалоги между персонажами — всё детально продумано и проработано автором, что непременно завлечет читателя

Краткий анализ

Жанр произведения «Приключения Элеткроника» — фантастическая повесть. Как известно, фантастика преследует цель изучить поведенческую модель человека в условиях, отличных от естественных. Это литературное направление позволяет заглянуть в неподвластные обычной литературе области, оторвав читателя от серых будней и перенеся его в таинственное будущее.

Главные герои «Приключения Электроника» во многом похожи на современных детей. Они тоже испытывают чувство гордости за спортивные достижения, предаются фантазиям, выясняют отношения. От большинства нынешних школьников их отличает:

  • одержимость наукой;
  • жажда новых знаний;
  • высокий интеллектуальный уровень.

По всем позициям они уступают лишь роботу, который способен без еды и отдыха усваивать свежую информацию и обретать новые навыки. Искренняя дружба ребят и Электроника — ключевая тема произведения. Велтистов показывает, какое огромное значение она имеет для подрастающего поколения.

По мнению писателя, настоящим другом является тот, кто проявляет вежливость, заботу, всегда готов выслушать и прийти на помощь, даже несмотря на то, что он робот.

Интересные темы

  • Чехов — Хамелеон Герой рассказа, Очумелов, прогуливаясь центральной площадью город, он натыкается на толпу, во главе которой стоит прекрасный мастер, знаный всем городком, Хрюкин. Он то дело, машет рукой, те
  • Печорин — мой любимый литературный герой Я очень люблю творчество М.Ю.Лермонтова. Все его произведения вызывают у меня чувство гордости и восхищения. Особенно мне нравится роман Герой нашего времени. В нём автор раскрывает пороки об
  • Маршак — Рассказ о неизвестном герое Повествование начинается с поездки молодого человека, широкоплечего студента, в трамвае, из окна которого он видит начавшийся в жилом доме пожар. Из одного окна на самом верхнем этаже идет гу
  • Никита Кожемяка В различных былинных преданиях Никита Кожемяка считался могущественным богатырем, способным разодрать несколько бычьи шкур. Предания о нем в разных вариантах можно было услышать на просторах

Короткий пересказ «Приключения Электроника»

Краткое содержание «Приключения Электроника» Велтистов:

Сюжет произведения разворачивается вокруг главного героя Электроника, робота-андроида, которого создал профессор Громов с помощницей Машей. Робот имел абсолютно схожие внешние черты с человеком. Электроник был похож на обычного семиклассника Сергея Сыроежкина.

Громов увидел его фото в журнале и решил сделать прототип этого мальчика. Электроник обладал колоссальными способностями, абсолютно не подвластными даже взрослому человеку. Громов его называл Эл (коротко). Электроник постоянно сидит в лаборатории, ему стает скучно. У него возникает потребность в новых знаниях.

Вскоре роботу надоедает находится в тесной исследовательской комнате, и он решает сбежать. Доктор долго не мог понять поступок своего творения, но вскоре осознал, что ему просто стало скучно, и он захотел познать еще неизвестный ему мир.

Электроник решил найти своего двойника и это ему удается. Сергей рад новому приятелю, а для робота – это шанс быстро приспособится к новому миру. Электроник раскрывает свою тайну Сыроежкину, но тот ни капельки не удивляется, так как неоднократно читал фантастику. Сергей лично сам убеждается, что перед ним самый настоящий андроид.

Сыроежкин рассказывает роботу о своих проблемах в школе, о низкой успеваемости. Тогда у Сергея назревает отличная идея – поменяться местами с роботом. Он уговаривает Электроника, учится вместо него в учебном заведении. Таким образом, он надеется решить свои проблемы с учебой, с родителями и обрести свободное время.

Электроник даже не задумываясь, соглашается. У него добрый нрав и он создан, чтобы помогать людям. Ему даже самому интересно быть человеком. С этого момента начинаются приключения Эла. Он одевает одежду Сережи, и отправляется в школу. Сыроежкин, благодаря своему доброму нраву и хулиганству, пользуется популярностью в школе.

Спустя некоторое время, Сыроежкин начал всех шокировать своими знаниями в области математики, литературы. Это был не тот Сережа, который часами не мог справится с контрольной работой. На уроке изобразительного искусства он нарисовал прекрасный портрет учительницы, а на физической культуре поразил всех неимоверной силой.

Учителя и школьники стали удивляться такому перевоплощению из хулигана и прогульщика в примерного ученика. Близкие приятели и родные стали замечать несвойственное Сыроежкину поведение. Мама радовалась успехам сына, а вот отец наоборот, видимо разочаровывался.

Прежний сын был близок ему по духу. Псевдо-Сыроежкин большую часть времени проводил за чтением книг, и практически не общался с отцом. Настоящий Сергей жил в свое удовольствие: катался на мопеде, отдыхал от привычных школьных будней. Жизнь казалась сказкой для него. Но это длилось до поры до времени.

Постепенно, идея с заменой становится не такой приятной для Сергея, чем раньше. Он со стороны наблюдает, как робот общается с его друзьями и родителями начинает опасаться. Он рассказывает о своих переживаниях роботу. Но Электронику нравится общаться со сверстниками, с родителями Сережи, он уже полностью вжился роль. И благодаря программе, даже начал испытывать эмоции и мечтал стать настоящим человеком.

Электроник убегает от людей. Сыроежкин возвращается на свое прежнее место. Теперь он всеми усилиями старается поддерживать успеваемость на том уровне, на котором она была при роботе. Благодаря силе воли и огромному желанию, это ему удается.

Чему учит:

Произведение учит, что замена человека роботами может привести к колоссальным последствиям, вплоть до уничтожения всего человечества.

Это интересно: Повесть Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» написана в 1937 году. Краткое содержание «Приключения капитана Врунгеля» для читательского дневника рассказывает об увлекательном кругосветном путешествии команды отважных друзей во главе со смелым капитаном Христофором Бонифатьевичем.

РЕНТГЕН НИЧЕГО НЕ ПОКАЗАЛ

Светловидов вызвал такси. Через пять минут они уже ехали в отделение милиции. Профессор был сосредоточен, молчалив. Светловидов улыбался, рисуя себе встречу с Электроником, которая сейчас произойдет.

– Удивительную вы все-таки историю рассказали! – прервал молчание Светловидов. – Когда-то изобретатель или инженер придумывал машину; на заводе ее запускали в производство, и эти машины работали где угодно. Потом появились вычислительные машины. Они не могли трудиться сразу же после сборки. Программист должен был дать им программу действий. А теперь и этого мало. Для таких сложнейших систем, как ваш Электроник, нужен еще и талантливый педагог!

– И вот вам результат воспитания: мы едем в милицию, – проворчал Громов. – Хотел бы я еще знать: если я случайно встречу этого негодного лиса, послушается ли он меня, остановится ли?

В отделении было пустынно и тихо. За столом сидел один дежурный – симпатичный молодой милиционер. Он встал, откозырял, сказал, пожимая руку Громова:

– Рад с вами познакомиться, профессор. Извините, что мы так долго выполняли ваше поручение. Мальчишка действительно бегает, как заяц. Электроник-Сыроежкин сейчас в поликлинике, это через дорогу. Проходит рентген.

Подробный пересказ

После долгих трудов профессору Громову удается создать человекоподобного робота-Электроника. Внешне он ничем не отличается от рядового советского школьника, но при этом обладает крайне высоким интеллектом, неподвластным обычному человеку. Электроник тайно лелеет в себе мечту, узнать, что значит быть ребенком и выбрав момент, сбегает от профессора в поисках ответов.

Здесь начинается самое интересное. На улице Электроник случайно встречает мальчика, Сергея Сыроежкина, по образу которого был создан. У Сергея, когда он узнает о способностях Электроника и его отличительных особенностях, таких как отсутствие необходимости спать и есть, созревает хитрый план. Он использует робота в своих целях, подменяя его вместо себя в школе. К слову, Сыроежкин никогда не отличался особым умом и большим уважением у учителей не пользовался.

Но после подмены, у Электроника-Сыроежкина на глазах школьных работников и одноклассников, внезапно раскрываются ранее «дремлющие» таланты и проявляется обширный круг глубоких знаний. Даже приглашают профессоров посмотреть на гениального мальчика. А у Сергея Сыроежкина появляется достаточно свободного времени для своих любимых занятий. Казалось бы, мечты обоих мальчиков стали реальностью.

Однако постепенно киборг заменяет Сережу не только на уроках, но также и на внешкольном общении с его друзьями. Мальчику становится скучно в одиночестве и немного обидно, а потому он решает раскрыть обман. Это влечет за собой всеобщее недоумение и необходимость проходить переэкзаменовку по всем предметам. Сыроежкин счастлив вновь вернуться в свою жизнь, хоть поддерживать статус идеального, созданный его другом, оказывается очень сложно. Но с помощью товарищей ему удается доказать свою значимость.

Электроник возвращается к Громову и просит со слезами на глазах, простить ему оплошность. Он утверждает, что, вероятно, никогда не сможет стать человеком. Громов же в свою очередь убежден, что именно сейчас его творение превращается в настоящего ребенка. Оба оказываются в приятном восторге.

Евгением Велтистовым также было написано продолжение повести «Электроник-мальчик из чемодана» под названием «Ресси-неуловимый друг». Как видно из названия, во второй части одним из главных действующих лиц становится собака-робот Ресси, созданная самим Электроником в качестве спутника и друга.

В суете, когда выясняется о существовании двух мальчиков, робота и человека, известный гангстер Урри захватывает и выкрадывает Электроника. Ресси пускается по следу своего хозяина. Гангстер планирует использовать мальчика в качестве универсальной отмычки для «ограбления века». Он пользуется его наивностью и убеждает отключить сигнализацию в здании городского музея. Электроник попадается на уловку, и бандиты с его помощью вывозят великие полотна известных художников.

Позже выявляется правда и он со своим верным другом Ресси решает восстановить справедливость и исправить свою ошибку. Электроник крепит вырезанные бандитами полотна к поворотному механизму старых башенных часов, запускает их, а сам вместе с собакой забирается на шпиль. Получается изображение мальчика с собакой, как на городском гербе.

Звенящий бой часов будит весь город, и спустя некоторое время толпа полностью окружает башню. Что ведет за собой полный крах надежд грабителей. Рассерженный главарь вынужден срочно ретироваться, не получив ничего.

Мораль этого произведения в том, что часто человек не ценит того, что у него уже есть. И лишившись этого старается всеми силами вернуть. Также книга учит ценить дружбу, ведь именно благодаря ей можно преодолеть многие препятствия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Анализ произведения

В произведении «Приключения Электроника» главные герои — создатель робота, Электроник и школьник. Профессор создал уникальное существо — робота, который был способен учиться и развиваться, к чему и стремился.

Краткое содержание

Гель Иванович Громов долгие годы работал над искусственным интеллектом. В ходе множества попыток профессору удалось создать уникального робота, который был способен самостоятельно обучаться, стремился к знаниям. Гель Иванович придал своему созданию облик простого советского мальчика, а точнее семиклассника Сережки Сыроежкина. Портрет этого школьника ученый однажды увидел в журнале. Своему творению дал имя Электроник.

Приключения необычного мальчика начались с того, что профессор привез его в чемодане в гостиницу «Дубки». Заселившись, Гель Иванович подключил Электроника к розетке. Неожиданно робот выпрыгнул в окно и сбежал. Громову не удалось отыскать его в многолюдном городе, ведь Электроник ничем не отличался от людей.

Сережа радовался знакомству, ведь робот мог посещать школу вместо него, да к тому же получал одни пятерки. Сыроежкин в это время предавался безделью. Электроник стал лучшим учеником в классе, завел друзей. Учителя были поражены переменам.

Сереже пришлось целыми днями сидеть в гараже в полном одиночестве. Он понял, что совершил ошибку. Робот заменил его не только в школе, но и дома. Родители Сережи радовались переменам, и лишь спустя некоторое время отца стало это беспокоить. Раньше его сын был озорным, подвижным, непоседливым, а сейчас он только сидит за книжками, да к тому же чересчур вежлив и послушен.

Это произошло, когда в школе был Вопросительный день. Дети могли задавать любые вопросы выдающимся людям. На этом мероприятии присутствовал профессор Громов, который рассказал историю Электроника. Школьники были поражены услышанному. После на трибуну вызвали 7-классника, будущего кибернетика. Когда он начал отвечать на вопросы, в проходе появился какой-то мальчишка, который кричал, что это он Сережа Сыроежкин. Все были поражены увиденному, так как на трибуне стояли два совершенно одинаковых мальчика.

Профессор смог разъяснить, кто из них Электроник. Дети попросили оставить робота в школе, тогда он сможет помогать учителям и школьникам. Сережа был рад возвращению.

https://youtube.com/watch?v=IWC6ivtQkuA

План пересказа

По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Ученый создал Электроника.
  2. Побег робота и обнаружение своего двойника.
  3. Друзья.
  4. Электроник заменил школьника в классе и дома.
  5. Сережа бездельничал, что в скором времени ему надоело.
  6. Разговор с Электроником.
  7. Все встало на свои места.

https://youtube.com/watch?v=rmxURoJYRJU

Основная мысль

На примере главных героев автор хотел сказать, что человек должен самостоятельно строить свою жизнь, только так он будет счастливым. Эта повесть учит следующему:

  • самостоятельности;
  • решительности;
  • дружелюбию;
  • ответственности;
  • отвечать за свои действия;
  • самостоятельно решать проблемы.

Именно этому научился Сережа благодаря знакомству с Электроником.

https://youtube.com/watch?v=bvchEAFU23o

История создания

Идея написания возникла в тот момент, когда автор ездил на море. Дело в том, когда писатель нес чемодан к поезду, ему он показался слишком тяжелым. Евгений Серафимович подумал, что ласты и одежда не могут столько весить. Отправляясь в путь, фантазия писателя разыгралась, он начал разворачивать свои мысли и придумывать, что в его сумке сидит электронный мальчик, который умеет говорить как человек. К большому сожалению Евгений, обнаружил, что он всего лишь перепутал чемоданы и вместо своих вещей вез кипу книг.

Такое происшествие можно было оставить без внимания, но мысль о необычном мальчике засела в голове автора надолго, и он принялся писать увлекательную историю об Электронике. В то время пока писатель работал над своим творением, ему приходилось несколько раз посетить школу с математическим направлением, для того чтобы картина выглядела реалистичней.

Именно в этом учебном заведении автору удалось познакомиться с учителем Иссаком Танатаром, который впоследствии стал прототипом одного из главных героев произведения. Позже, когда была написана первая повесть, преподавателю выпала честь стать ее критиком. Он с уверенностью заверил, что это станет самым любимым произведением советских детей.

После того как была опубликована повесть «Приключения Электроника», следом последовали еще три произведения, а именно:

  1. «Рэсси — неуловимый друг».
  2. «Победитель невозможного».
  3. «Новые приключения Электроника».

Летом 1980 года Константин Бромберг снял трехсерийный фильм по мотивам этой книги. Актером подбирали очень долго и сценаристы все же решили, что роль обычного школьника и мальчика-робота должны сыграть близнецы. В результате долгой и кропотливой работы на экранах телевизора начали транслировать фильм «Приключение Электроника». Краткое содержание для читательского дневника дает понять, о чем это произведение, а также раскрывает главный замысел автора.

КИБЕРНЕТИКА – ЭТО НАУКА ВСЕХ НАУК?

– На эти вопросы, – сказал председатель, – ответят инженер Иван Александрович Глушков и кандидат наук Александр Сергеевич Светловидов.

В глубине сцены раздвинулся занавес, и на темном фоне ясно обозначились пять жемчужно-матовых экранов: один большой – в центре и четыре поменьше – по бокам. Одновременно экраны засветились, и хотя солнце по-прежнему било в окна, появившиеся цветные изображения были четкими, объемными.

На каждом экране шел свой фильм, но это не мешало внимательным зрителям наблюдать за всеми хитроумными машинами и слушать пояснения инженера Глушкова. Наоборот: казалось бы, разные кадры создавали целостную картину мира электронных помощников человека.

… Горят ярким блеском раскаленные балки. Вот они входят на прокатный стан и появляются уже в виде тонких железных листов, а управляет этим процессом приземистый шкаф-автомат… Стоят в степи сотни вышек. Включает и выключает их, гонит нефть по трубам электронный диспетчер… Бегут по рельсам поезда, едут по улице троллейбусы и электробусы – их ведут тоже роботы… Остановившееся сердце тяжелобольного человека заменяет электронный приборчик. Жив человек, не умер!… А рядом другая машина просматривает коллекции геологов и подсказывает, где искать уголь, где – нефть, где – алмазы…

Теперь ведет рассказ Александр Сергеевич Светловидов. Скользя по экранам лучом фонаря-указки, он очень сжато и ясно говорит о том, как помогают электронновычислительные машины ученым: не только собирают материалы, обобщают факты, продумывают варианты, но и занимаются творчеством – дают новое решение проблем. Машины уже нашли такие доказательства теорем, которые никому из математиков не приходили в голову. Они просматривают за физиков фотографии элементарных частиц, сортируют их и высказывают свое мнение. И ученые, поблагодарив своих думающих помощников за открытие неизвестного прежде и за сэкономленное время, берутся за столь сложные теории, которые еще недавно были недоступны человеку.

Экраны гаснут, и все видят в руках Светловидова два небольших предмета, похожих на книгу и чемоданчик.

Человек — это звучит гордо

Внутренний конфликт приводит к тому, что робот снова убегает от людей, а Сыроежкину приходится буквально отвоевывать свое имя. Все ребята помогают ему в учебе, и самостоятельно заработанные отличные оценки лишний раз подтверждают то, что главное — это желание и сила воли. Наверное, именно это хотел подчеркнуть Велтистов.

«Приключения Электроника», отзывы о которых только восторженные, повествуют и о том, что даже робот, оказавшись в сложной ситуации, сумел не пойти на поводу у шайки воров, а поступил «по-человечески», предотвратив готовившееся преступление.

Самое интересное, что книги об Электронике заставляют задуматься. Возникает масса вопросов — от целесообразности создания роботов, подобных Элу, до возможности полного замещения человека машиной. А если так, то что делать людям? Е. Велтистов, «Новые приключения Электроника» — книга, написанная спустя 20 лет. Она продолжает развивать эту тему.И, пожалуй, важнейший вывод, к которому должен прийти каждый, — человеческие эмоции и поступки должны служить только добрым и честным делам.

Главные герои произведения Е. Велтистова и Сережка Сыроежкин
обучаются по-разному. Принципы познания для обычного школьника понятны и объяснимы.

Сыроежкин

Первые придумывают и собственными руками собирают электронные организмы. Программисты же атакуют сложнейшие задачи и составляют программы работы для электронных машин. И то и другое привлекало Сережу, в мечтах он представлял себя и изобретателем и ученым-кибернетиком: «Буду конструировать робота
».

Электроник получил большинство своих знаний, благодаря программе, заложенной в него. Сначала , как и человек, учился ходить и натыкался на все предметы, пока не привык к пространству.

Его обучает специальная машина – «мама
» Электроника, но всем процессом руководит и контролирует каждый шаг робота человек, его создатель – профессор Громов. Он становится наставником и для Сыроежкина.

На протяжении всей повести Громов помогает ребятам в их планах, но кроме научного руководства, он от лица автора книги поднимает важные задачи, актуальные для всего человечества.

Профессор много рассуждает об экологической ситуации на Земле и о роли человека в ее улучшении, о поведении ученого, о необходимости элементарной этики для людей науки. Это должно стать нравственной основой поведения для Сережи Сыроежкина, Электроника и других героев произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: