«мгновение», анализ произведения короленко. владимир короленкомгновение

Репетитор — краткое содержание рассказа А.П. Чехова

В рассказе Антон Павлович Чехов показывает нам, как проходят занятия Егора с Петей на примере одного обычного урока. Петя даже и не пытался выучить домашнее задание. Отец мальчугана, услышав об очередном не сделанном домашнем задании, расстраивается: родитель только вчера порол бестолкового отпрыска. Отец решает присутствовать на уроке.

Егор, любивший экзаменовать учащихся, входит в азарт. Репетитор почти пытает Петю, задавая вопросы, ответы на которые Петя точно не может знать. Провалы мальчугана радуют Егора. Но когда Петя начинает давать правильные ответы, репетитор чувствует досаду.

Арифметика и вовсе разочаровала юного учителя. Петя не справляется с лёгкой на первый взгляд задачей. Когда Егор пробует объяснить ученику решение задачи, то сам оказывается в тупике и не может решить её. Оправдываясь, молодой репетитор утверждает, что эта задача на уравнения. Но отец мальчугана без особых усилий решает задачку по-своему на счётах. Юноше стыдно, что он не смог дать правильный ответ к такой лёгкой задаче.

В конце занятия, когда Егор просит отца Пети оплатить шестимесячный долг за репетиторство, ему обещают, что оплата последует через неделю. Юноша, которому самому нужно платить за обучение, уходит ни с чем, не сказав ни слова.

В рассказе Антон Павлович Чехов показывает нам, как проходят занятия Егора с Петей на примере одного обычного урока. Петя даже и не пытался выучить домашнее задание. Отец мальчугана, услышав об очередном не сделанном домашнем задании, расстраивается: родитель только вчера порол бестолкового отпрыска. Отец решает присутствовать на уроке.

Егор, любивший экзаменовать учащихся, входит в азарт. Репетитор почти пытает Петю, задавая вопросы, ответы на которые Петя точно не может знать. Провалы мальчугана радуют Егора. Но когда Петя начинает давать правильные ответы, репетитор чувствует досаду.

Арифметика и вовсе разочаровала юного учителя. Петя не справляется с лёгкой на первый взгляд задачей. Когда Егор пробует объяснить ученику решение задачи, то сам оказывается в тупике и не может решить её. Оправдываясь, молодой репетитор утверждает, что эта задача на уравнения. Но отец мальчугана без особых усилий решает задачку по-своему на счётах. Юноше стыдно, что он не смог дать правильный ответ к такой лёгкой задаче.

В конце занятия, когда Егор просит отца Пети оплатить шестимесячный долг за репетиторство, ему обещают, что оплата последует через неделю. Юноша, которому самому нужно платить за обучение, уходит ни с чем, не сказав ни слова.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Персонажи очерка

Главным героем произведения является Хуан Мария Хозе Мигуэль Диац. Он уже десять лет находится под караулом в испанском форте за участие в восстании против властей. Другие персонажи представлены часовыми и офицерами крепости. Одного из них зовут дон Фернандо. Также в начале очерка присутствует рыбак.

Пересказ «Мгновения» по главам

Произведение включает в себя несколько глав.

Глава 1

На море начинается шторм. Гарнизон форта наблюдает за погодой. Солдаты говорят о рыбаках, которые уже успели вернуться на берег. Однако один из них еще находится в море, не успевает на материк, поэтому направляется переждать ненастье на острове.

Глава 2

Караульный, следуя правилам, целится в лодку. Рыбак просит пустить его, чтобы укрыться от бури. Гарнизон крепости разрешает ему переждать непогоду.

Глава 3

В этой главе подробно говорится о человеке Диаце, содержащемся на острове. Он принимал участие в восстании против властей, за что его приговорили сначала к казни, а потом заменили наказание ссылкой в форт. Диац сначала ждал помощи от своих товарищей по восстанию. Он часто оставлял на стене отметки о прошедшем времени и постоянно наблюдал за берегом материка. Однако попытки атаковать крепость никто не предпринимал.

Так прошло десять лет. Постепенно Диац перестал ждать своих товарищей. Однако иногда во время бурь на море он снова начинал внимательно наблюдать за берегом. Ему иногда казалось, что там есть признаки восстания, слышались разные звуки во время штормов. Диац понимал, что это шум моря, и прислушивался к нему.

Глава 4

Состояние Диаца автор сравнивает с пребыванием человека во сне. В день шторма он стал замечать признаки восстания на берегу материка. Такие бури бывали и раньше. Как и в прежние времена, он иногда думал, что начинается восстание. Сейчас Диац снова решил, что его товарищи предпринимают повстанческие действия. Он взялся за железную решетку и стал очень сильно трясти ее. В результате вырвал ее из стены.

Глава 5

Автор подробно описывает стихию и шторм. Диац посмотрел на крепость и вспомнил о спокойствии, которое царило в ней. Он подумал, что в море при таком ненастье можно погибнуть. Поэтому решил вернуться в форт и поставить на место решетку, чтобы караульные не догадались, что он хотел сбежать с острова..

Глава 6

Диац внезапно вспомнил о своем ожидании помощи от товарищей. Увидел сделанные им в течение десяти лет записи на стенах с отметками времени. Он задумался о том, как только что вырвал решетку, с какой решительностью вышел из форта к морю, как хотел опять вернуться на материк к товарищам.

Диац заметил в море лодку. Ему снова померещились признаки восстания на берегу. У мужчины возникло ощущение, что это ему не кажется, а там действительно происходят повстанческие действия, его товарищи продолжают вести противостояние. И Диац решил покинуть форт и уплыть на лодке в сильный шторм. Так он и сделал.

Через некоторое время часовой заметил в море лодку. Она плыла не на остров, а удалялась от него. В ней сидел Диац. Волны становились все выше, из. крепости началась стрельба по лодке. Однако судно продолжало удаляться и вскоре скрылась из виду.

Глава 7

На следующий день гарнизон, солдаты и офицеры обсуждали вчерашнее происшествие. Они не знали, доплыл ли Диац до материка. Один офицер, дон Фернандо, выразил мнение, что беглец успешно добрался до берега, перестал думать об опасности бури. Диацуму захотелось ощутить мгновение вне стен крепости, он проявил смелость и решимость при отправлении на лодке в открытое море во время шторма.

Во время разговора служащих гарнизона на берегу появились признаки активных действий повстанцев. Прозвучало предположение, что это может быть связано с возвращением к ним Диаца. Таково краткое содержание очерка Короленко «Мгновение».

Характеристика главных героев рассказа «О любви» Чехова

Алехин

Павел Константинович Алехин — человек одинокий, уставший от работы, которая ему не по душе. Несмотря на то, что ему удалось довольно неплохо обустроить свою жизнь в Софьино, он признавался, что ему такой расклад совершенно не по нраву: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям — кабинетный человек, но на имении, когда я приехал сюда, был большой долг, а так как отец мой задолжал отчасти потому, что много тратил на мое образование, то я решил, что не уеду отсюда и буду работать, пока не уплачу этого долга». Из этих слов мы также видим, что этот мужчина честен и благороден.

Алехина можно назвать и человеком рассудительным. Он любил Анну Алексеевну, но понимал, что эти чувства не приведут ни к чему хорошему. «Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь», — говорит герой. В дальнейшем, однако, он жалеет о том, что доверился разуму, а не сердцу: «я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить».

Анна Алексеевна

Анна Алексеевна предстаёт перед Алехиным, с одной стороны, как обыкновенная женщина, а с другой — как самое прекрасное создание на планете, его родная душа: «я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал»

Анна заботлива, интеллигентна, умна и вежлива. Годы несчастливой любви сделали её раздражительной, болезненной («у нее уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворенной, испорченной жизни»).

Луганович

Луганович — спокойный, гостеприимный и доброжелательный хозяин дома, в котором часто доводилось бывать Алехину. Главный герой отзывается о приятеле как о «милейшей личности». Алехин всегда был желанным гостем в семье Лугановичей, о нём беспокоились и всегда предлагали помощь, дарили подарки. Также отмечается, что Луганович не привык подвергать сомнению решения суда и в целом разговаривать о судебных делах.

Отношение Алехина к Лугановичу неоднозначно. Начиная повествование, Павел Константинович с теплотой и уважением описывает, как хорошо относились к нему в доме друга: «Они были особенно трогательны, когда мне в самом деле приходилось тяжело», — отмечает герой. Но, углубляясь в воспоминания, он начинает говорить о Лугановиче с неким пренебрежением, с ноткой зависти. Он рассказывает, что стремился «понять тайну этого неинтересного человека, добряка, простяка, который рассуждает с таким скучным здравомыслием». Очевидно, что героя мучает чувство несправедливости от того, что брак возлюбленной не даёт им быть вместе.

Никанор

Никанор — повар Алехина, человек низких нравов, злоупотребляет алкоголем и держит в страхе Пелагею, девушку, которая любит его всем сердцем. Алехин не может найти ответ на вопрос о том, почему его сестра полюбила именно этого человека («почему Пелагея не полюбила кого-нибудь другого, более подходящего к ней по ее душевным и внешним качествам, а полюбила именно Никанора, этого мурло»). Несмотря на своё поведение и образ жизни, Никанор религиозен.

Пелагея

Пелагея — сестра Алехина, красивая и умная девушка, достойная прекрасного мужчины и выбравшая жизнь с пьяницей Никанором.

Заключённый Диац

В форте находилась и военная тюрьма. В ней вот уже более десяти лет отбывал заключение испанец Хозе-Мария-Мигуэль-Диац. Он участвовал в вооружённом восстании. Сначала мятежника приговорили к но потом заменили её заключением. Так рассказывает о нём Короленко, краткое содержание «Мгновение» познакомит читателя с условиями пребывания и расскажет о поведении узника. Сначала Диац не хотел мириться со своей участью. Он был полон физических и душевных сил. Мятежник пытался расшатать решётку и вытащить несколько камней, чтобы проложить себе путь к свободе. Но постепенно он стал понимать тщетность своих попыток и смирился.

Диац много спал, смотрел в окно. Он надеялся услышать выстрелы, которые подарили бы ему надежду на освобождение. Ведь это означало бы новое восстание.

Основные персонажи

В рассказе Толстого «Русский характер» главные герои отличаются добрым характером и положительными качествами. Они приспосабливаются к разным событиям, но при этом остаются человечными. Основные персонажи:

  • Егор Дремов;
  • Чувилев;
  • Егор Егорович;
  • Мария Поликарповна;
  • Катя Малышева;
  • Иван Сударев.

Один из главных героев «Русского характера» Толстого — танкист Егор Дремов. Он принимал участие в бою на Курской дуге и чуть не погиб. Его танк практически сгорел, а сам солдат получил серьезные ожоги. Выбраться ему помог водитель Чувилев.

Дремов вернулся домой, но отказался признаваться родителям в том, что он их сын. С обожженным лицом его никто не узнал. Но Мария Поликарповна и Егор Егорович — мать и отец танкиста — беспокоились не о его внешнем виде. Они радовались тому, что сын вернулся живым, ведь многие их соседи получали известия о смерти детей.

Мать гордится поступками Егора, ведь он вел себя мужественно на поле боя, а отец считает, что такое лицо говорит о совершенных подвигах. Пусть человек уродлив снаружи, но его внутренняя красота перекрывает любые шрамы. Его поведение на поле боя только вызывает уважение, ведь Егор — один из немногих солдат, кого о Героя СССР.

Катя Малышева — невеста танкиста. Она обещала ждать его с фронта и хранить верность, и девушка сдержала свое слово. Когда она узнала, что обожженный молодой человек и есть ее жених, согласилась выйти за него замуж. Катя была преданна Егору до самой смерти, она считала его настоящим героем и смелым мужчиной.

Рассказчиком в произведении выступает друг танкиста Иван Сударев. Это доброжелательный молодой человек, отличающийся рассудительным и сдержанным характером.

Описание рассказа

Рассказ начинается с цитаты: «После венчания не было даже лёгкой закуски». Молоденькая девушка, которой исполнилось всего 18 лет, становится женой престарелого чиновника 52 лет, Модеста Алексеича. Этот брак был по расчету, так как семья Анны оказалась на грани бедности. Когда мать Анны умерла, отец Анны, Петр Леонтьич, стал злоупотреблять спиртным. Младшие братья, которые учатся в гимназии (Петя и Андрюша), остались практически в нищете, у них даже новых сапог не было.

Чтобы спасти репутацию Анны и устроить ее личную жизнь, знакомые находят ей супруга в лице богатого, но некрасивого и старого чиновника. Во время езды на богомолье, муж Анны делится воспоминаниями о забавном случае, который приключился с одним знакомым во время вручения ордена св. Анны Его сиятельством. Модест Алексеич также стремиться к получению ордена Анны второй степени.

Вскоре семейная жизнь главной героини приобретает серую окраску, ей скучно в обществе супруга, она целыми днями находится одна. Муж оказывается довольно скупой личностью, поэтому деньги Анне приходилось выпрашивать, если ей надо было купить наряд. Помочь своим братьям не удавалось по причине отсутствия собственных денег. А драгоценности, которые дарил Анне муж, он постоянно проверял на наличие. К семье жены Модест Алексеич не чувствовал никакого сострадания и не хотел помогать материально.

После одного вечера, который прошел для Анны успешно, ведь она стала центром внимания, жизнь ее кардинально изменяется. Аня «поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». Теперь она стыдится своего мужа, который выглядит недостойным ее, требует денег от него безо всякого смущения. Стыдится она и своего отца, — выходца из простой семьи

Проезжая мимо братьев и отца, она не удостаивала их даже вниманием

Композиция

Композиция двуплановая: рассказ разделён на две главы. Первая повествует о жизни Анны до первого выхода в свет. Вторая – о кардинально изменившейся ситуации, которая перевернула весь уклад семьи после первого бала, оглушительного успеха молодой супруги Модеста Алексеича. Всё повествование построено на ярчайшей антитезе, на “до” и “после”.

Кольцевую оформленность композиции придаёт лейтмотив из бедной прошлой жизни главной героини: “не надо, папочка” – звучит из уст троих детей овдовевшего старого учителя, в конце рассказа – эти слова повторяют двое братьев Анны. Она становится частью нового мира, забывает о бедности и нужде самых близких людей.

Суть

Название произведения весьма красноречиво, и прямо указывает на то, что основной линией в нем является любовная тема. Главный герой рассказа – помещик, средних лет дворянин по имени Павел Константинович Алехин. Он учился в университете, но после смерти батюшки был вынужден вернуться в родительское имение и заняться делами, чтобы погасить отцовские долги. Молодому человеку, прекрасно образованному и привыкшему к культурному обществу, поначалу было тяжело привыкнуть к новому образу жизни. Его откровенно тяготила работа на земле, общение с крестьянами. Но со временем Алехин сам не заметил, как отказался от изящных привычек, которые придавали его жизни очарование и едва уловимый флер роскоши.

Спустя некоторое время Павел Константинович был произведен в мировые судьи. Во время одного из заседаний он познакомился с Дмитрием Лугановичем – приятным в общении, простодушным человеком, и тот пригласил Алехина на обед. В доме своего нового  приятеля Алехин познакомился с его женой – Анной Алексеевной. Молодая, красивая женщина поразила воображение Павла Константиновича, который все чаще стал бывать у Лугановичей. Общение с тонкой, умной, образованной женщиной доставляло огромное удовольствие главному герою, который влюбился в нее со всей страстью своего сердца. Вскоре он понял, что его чувство взаимно, и это понимание одновременно и обрадовало, и смутило Алехина. Будучи глубоко порядочным человеком, он страдал от чувства вины перед открытым и доброжелательным Луановичем, который искренне считал его своим другом. Впрочем, Анна Алексеевна ничем не выдавала себя, и герои любили друг друга, не смея открыто признаться в своих чувствах.

Со временем невысказанная любовь, словно птица, запертая в клетку, стала тяготить Анну Алексеевну. Женщина стала нервной, возбудимой, и легко раздражалась от малейшего пустяка. Она даже вынуждена была лечиться от нервного расстройства.

Когда Луганович получил повышение по службе, семье предстоял переезд в другой город. Павел Константинович с ужасом осознал, что навсегда расстанется с женщиной, которую он так страстно и нежно любил все эти годы. В последний момент он влетел в купе поезда, где находилась Анна Алексеевна. Между влюбленными произошла трогательная сцена, ставшая завершающим аккордом их отношений. Глядя вслед уходящему поезду, Алехин с тоской понял, что добровольно отказался от собственного счастья…

Литературное направление и жанр

Короленко считал рассказ «Мгновение» тяготеющим к очерку. Рассказ претендует на документальность, эпичен, имеет один центральный конфликт, характер главного героя динамичен. Но у рассказа есть черты новеллы: неожиданный и загадочный конец, почти фантастическое стечение обстоятельств, позволившее заключенному убежать и выжить. Реализм Короленко не подлежит сомнению, но герои (Диац и молодой испанский офицер), подобно романтическим героям, оторваны от общества, противопоставлены ему. Они выше остальных людей и понимают особую тайну жизни. Всё это, как в реализме, объяснено психологическими причинами.

О чем рассказ Чехова – сюжет

Молодая, симпатичная девушка выходит замуж за богатого мужчину, который ей годится в отцы. Ее социальное положение очень тяжелое. Она еще в детстве осталась без матери, отец пьет, бедные братья ходят без обуви. Супруг оказывается очень жадным, ничего ей не покупает и денег не дает.

На рождественский бал он делает исключение и покупает ей вечернее платье. Анна выглядит потрясающе, затмевает всех дам вокруг. Даже Его сиятельство остается не равнодушным к прекрасной леди. Этот вечер раз и навсегда изменил жизнь девушки. Теперь она не боится мужа и смело ему отвечает. Она ходит на прогулки, вечера. Счета оплачивает ее муж.

Произведение учит, что не нужно отрекаться от своих родных, стыдится их социального положения, внешности. А наоборот, в трудную минуту протягивать руку помощи.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Валькины друзья и паруса Крапивина

    Что делать, если в тебя никто не верит, и считают только тем, кто постоянно и неуклонно нарушает дисциплину и порядок? И это весьма трудная ситуация, в которую попал один маленький мальчишка

  • Краткое содержание Соседи Салтыков-Щедрин

    В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.

  • Краткое содержание Чехов Репетитор

    В этом рассказе Чехова покана на примере частного урока вся гамма чувств главного героя: от гордости до пристыженности, от уверенности до смятения

  • Краткое содержание Куприн Молох

    Действие в рассказе «Молох» происходит на сталелитейном заводе, где работает инженер Андрей Ильич Бобров. Он страдает бессонницей из-за морфия, от которого не может отказаться. Боброва нельзя назвать счастливым, так как он чувствует отвращение

  • Краткое содержание Цветаева Мой Пушкин

    Это произведение даже литературоведы не относят однозначно к какому-либо жанру. Здесь и автобиография, и эссе, и… Всё это похоже на белый стих. С самого раннего детства Марина чувствовала свою избранность

Парадокс
краткое содержание

Ян
Криштоф Залуский — главный герой.
Калека, у которого от рождения нет рук;
у него большая голова, бледное лицо «с
подвижными острыми чертами и большими,
проницательными бегающими глазами».
«Туловище было совсем маленькое, плечи
узкие, груди и живота не было видно
из-под широкой, с сильной проседью
бороды». Ноги «длинные и тонкие», с их
помощью «феномен», как его называет
сопровождающий, «долгоусый» субъект,
снимает с головы картуз, расчесывает
гребенкой бороду, крестится и, наконец,
пишет на белом листке «ровную красивую
строчку»: «Человек создан для счастья,
как птица для полета». Эта фраза
действительно стала, как её и называет
Залуский, афоризмом, причем особенно
расхожим в советское время. Но это,
подчеркивал Залуский, не только афоризм,
но и «парадокс». «Человек создан для
счастья, только счастье не всегда
создано для него», — говорит он позднее.
Короленко, не раз показывавший болезни
и человеческие увечья (вплоть до повести
«Без языка», где положение человека в
чужой стране придает понятию немоты
философское звучание), подчеркивает
парадокс Залуского не только для более
острого изображения взаимоотношений
между людьми (растерянное высокомерие
доктора Дударова и достоинство Залуского)
и не из педагогических целей, но ради
утверждения центральной идеи всего
своего творчества: «Жизнь… кажется
мне проявлением общего великого закона,
главные основные черты которого —
добро и счастье. Общий закон жизни есть
стремление к счастию и все более широкое
его осуществление». Именно врожденное
несчастье Залуского помогло ему выразить
эту свою заветную мысль с особой
убедительностью.

Мгновение :: Короленко Владимир Галактионович

——————————————— Короленко Владимир Галактионович

Мгновение

В.Г.КОРОЛЕНКО

МГНОВЕНИЕ

Очерк

Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ

I

— Будет буря, товарищ.

— Да, капрал, будет сильная буря. Я хорошо знаю этот восточный ветер. Ночь на море будет очень беспокойная.

— Святой Иосиф пусть хранит наших моряков. Рыбаки успели все убраться…

— Однако посмотрите: вон там, кажется, я видел парус.

— Нет, это мелькнуло крыло птицы. От ветра можешь скрыться за зубцами стены… Прощай. Смена через два часа…

Капрал ушел, часовой остался на стенке небольшого форта, со всех сторон окруженного колыхающимися валами.

Действительно, близилась буря. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром, и по мере того как пламя разливалось по небу,синева моря становилась все глубже и холоднее. Кое-где темную поверхность его уже прорезали белые гребни валов, и тогда казалось, что это таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу, зловещая и бледная от долго сдержанного гнева.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскаленной печи.

Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном.

Над темной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус: запоздалый рыбак, убегая перед бурей, видимо, не надеялся уже достигнуть отдаленного берега и направил свою лодку к форту.

Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился вдаль к озаренному еще горизонту. Парус мелькал, то исчезая, то появляясь. Лодка лавировала, трудно побеждая волны и медленно приближаясь к острову. Часовому, который глядел на нее со стены форта, казалось, что сумерки и море с грозной сознательностью торопятся покрыть это единственное суденышко мглою, гибелью, плеском своих пустынных валов.

В стенке форта вспыхнул огонек, другой, третий. Лодки уже не было видно, но рыбак мог видеть огни — несколько трепетных искр над беспредельным взволнованным океаном.

II

— Стой! Кто идет?

Часовой со стены окликает лодку и берет ее на прицел.

Но море страшнее этой угрозы. Рыбаку нельзя оставить руль, потому что волны мгновенно бросят лодку на камни… К тому же старые испанские ружья не очень метки

Лодка осторожно, словно плавающая птица, выжидает прибоя, поворачивается на самом гребне волны и вдруг опускает парус… Прибоем ее кинуло вперед, и киль скользнул по щебню в маленькой бухте

— Кто идет? — опять громко кричит часовой, с участием следивший за опасными эволюциями лодки.

— Брат! — отвечает рыбак,- отворите ворота ради святого Иосифа. Видишь, какая буря!

— Погоди, сейчас придет капрал.

На стене задвигались тени, потом открылась тяжелая дверь, мелькнул фонарь, послышались разговоры. Испанцы приняли рыбака. За стеной, в солдатской казарме, он найдет приют и тепло на всю ночь. Хорошо будет вспоминать на покое о сердитом грохоте океана и о грозной темноте над бездной, где еще так недавно качалась его лодка.

Дверь захлопнулась, как будто форт заперся от моря, по которому, таинственно поблескивая вспышками фосфорической пены, набегал уже первый шквал широкою, во все море, грядою.

А в окне угловой башни неуверенно светил огонек, и лодка, введенная в бухту, мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отраженной и разбитой, но все еще крепкой волны.

III

В угловой башне была келья испанской военной тюрьмы. На одно мгновение красный огонек, светивший из ее окна, затмился, и за решеткой силуэтом обрисовалась фигура человека. Кто-то посмотрел оттуда на темное море и отошел.

Критика

Вот как высказывается о творчестве А.П. Чехова его современник М.Г. Зельманов:

А вот что говорит другой современник автора о его произведениях, С. А. Андреевский:

Рассказ высоко оценил и Л.Н. Толстой, в частности, он назвал его «превосходным».

Историк литературы А. Липовский заметил, что главный герой произведения относится к «лишним людям», поэтому данный рассказ ценен еще и тем, что читатель укал отношение Чехова к этому популярному типажу. Если «маленького человека» автор высмеивал, то лишнему — сочувствовал.

Свое мнение о книге выразил и знаменитый писатель и советский диссидент А.И. Солженицын:

Читать онлайн «Мгновение»

Владимир Галактионович Короленко

Мгновение

I

– Будет буря, товарищ.

– Да, капрал, будет сильная буря. Я хорошо знаю этот восточный ветер. Ночь на море будет очень беспокойная.

– Святой Иосиф пусть хранит наших моряков. Рыбаки успели все убраться…

– Однако посмотрите: вон там, кажется, я видел парус.

– Нет, это мелькнуло крыло птицы. От ветра можешь скрыться за зубцами стены… Прощай. Смена через два часа…

Капрал ушел, часовой остался на стенке небольшого форта, со всех сторон окруженного колыхающимися валами.

Действительно, близилась буря. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром, и по мере того как пламя разливалось по небу, синева моря становилась все глубже и холоднее. Кое-где темную поверхность его уже прорезали белые гребни валов, и тогда казалось, что это таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу, зловещая и бледная от долго сдержанного гнева.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскаленной печи.

Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном.

Над темной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус: запоздалый рыбак, убегая перед бурей, видимо, не надеялся уже достигнуть отдаленного берега и направил свою лодку к форту.

Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился вдаль к озаренному еще горизонту. Парус мелькал, то исчезая, то появляясь. Лодка лавировала, трудно побеждая волны и медленно приближаясь к острову. Часовому, который глядел на нее со стены форта, казалось, что сумерки и море с грозной сознательностью торопятся покрыть это единственное суденышко мглою, гибелью, плеском своих пустынных валов.

В стенке форта вспыхнул огонек, другой, третий. Лодки уже не было видно, но рыбак мог видеть огни – несколько трепетных искр над беспредельным взволнованным океаном.

II

– Стой! Кто идет?

Часовой со стены окликает лодку и берет ее на прицел.

Но море страшнее этой угрозы. Рыбаку нельзя оставить руль, потому что волны мгновенно бросят лодку на камни… К тому же старые испанские ружья не очень метки

Лодка осторожно, словно плавающая птица, выжидает прибоя, поворачивается на самом гребне волны и вдруг опускает парус… Прибоем ее кинуло вперед, и киль скользнул по щебню в маленькой бухте

– Кто идет? – опять громко кричит часовой, с участием следивший за опасными эволюциями лодки.

– Брат! – отвечает рыбак, – отворите ворота ради святого Иосифа. Видишь, какая буря!

– Погоди, сейчас придет капрал.

На стене задвигались тени, потом открылась тяжелая дверь, мелькнул фонарь, послышались разговоры. Испанцы приняли рыбака. За стеной, в солдатской казарме, он найдет приют и тепло на всю ночь. Хорошо будет вспоминать на покое о сердитом грохоте океана и о грозной темноте над бездной, где еще так недавно качалась его лодка.

Дверь захлопнулась, как будто форт заперся от моря, по которому, таинственно поблескивая вспышками фосфорической пены, набегал уже первый шквал широкою, во все море, грядою.

А в окне угловой башни неуверенно светил огонек, и лодка, введенная в бухту, мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отраженной и разбитой, но все еще крепкой волны.

Очерк «Мгновение» был опубликован в 1886 г. в № 286 газеты «Волжский вестник». При первой публикации он назывался «Море». Короленко изменил название и значительно переработал произведение, чтобы напечатать его в сборнике 1900 г. «На славном посту».

Встреча с близкими

Парень пришёл в родную деревню, когда уже вечерело. Аккуратно пробравшись по снегу к окну, он разглядел свою мать. Она выглядела худой и постаревшей. Родительница неторопливо собирала на стол. Парень не захотел пугать маму своим страшным видом. Так, он зашёл в дом, но представился товарищем лейтенанта Дрёмова.

В комнате всё было до боли знакомо. Старушка задавала много вопросов о сыне, внимательно вглядываясь в гостя. Через время к беседе присоединился и отец. Чем дольше находился Егор в этом доме, тем тяжелее ему становилось на душе. Хотелось сказать правду, но он так и не осмелился это сделать.

  • о том, как пойдёт сев;
  • об окончании войны;
  • о потеплении.

Мать интересовалась, когда же их сын получит отпуск и сможет навестить их. На следующий день главный герой сказал родителям, что хочет увидеться с невестой Дрёмова, чтобы передать ей поклон. Радостная и сияющая Катя тут же примчалась. Она подошла к гостю, но, увидев его страшное лицо, в ужасе отшатнулась. Дрёмов понял, что надо уезжать прямо сегодня.

Потом мать угощала их пшёнными блинами. Парень рассказывал о боевых подвигах Егора. Он не смотрел на любимую, чтобы не видеть, как выражение её лица отражает его уродство.

Художественное своеобразие

Очерк начинается с пейзажа, наполненного цветами (пурпурный закат, тёмная синева моря, белые гребни валов, зловещая бледная глубь океана).

Писатель создаёт образы контрастами света и тени (тёмная зыбь, белый парус, озарённый горизонт), звуками (глубокий и протяжный рёв моря).

Стихии изображаются как живые с помощью олицетворений или сравнений: «таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу», она долго сдерживала гнев; ураган как будто кидает облака «в жерло огромной раскалённой печи», парус в море подобен крылу испуганной птицы, море ревёт, кричит «громко, торопливо, жалобно, тревожно».

Весь рассказ подчинён идее стихии как движущей силы и в природе, и в жизни человека. Поэтому и тропы связаны с темой моря: мирные рыбачьи суда сравниваются с морскими чайками, снующими за добычей; неясная и тупая тоска в глубине души Хосе похожа на поднимающиеся с дна моря во время бури камни.

Писателю удаётся показать, что единственное движущееся пространство в повести – морская пучина. А ход времени передаётся с помощью детали: за годы жизни заключённый вытоптал босыми ногами дорожку в камне из угла в угол.

От начала до конца произведения усиливается антитеза спокойствия и бури. В шестой главе кипучий восторг, наконец, переполняет застывшую душу героя, сливаясь с природной стихией.

Пейзажем начинаются 5, 6, 7 главы. В последней части пейзаж меняется, сверкающие весёлыми брызгами волны смеются загадочно. Пейзаж в произведении – вечно бурлящая жизнь, в которую главный герой возвращается из забытья.

Читать онлайн «Мгновение»

Владимир Галактионович Короленко

Мгновение

I

– Будет буря, товарищ.

– Да, капрал, будет сильная буря. Я хорошо знаю этот восточный ветер. Ночь на море будет очень беспокойная.

– Святой Иосиф пусть хранит наших моряков. Рыбаки успели все убраться…

– Однако посмотрите: вон там, кажется, я видел парус.

– Нет, это мелькнуло крыло птицы. От ветра можешь скрыться за зубцами стены… Прощай. Смена через два часа…

Капрал ушел, часовой остался на стенке небольшого форта, со всех сторон окруженного колыхающимися валами.

Действительно, близилась буря. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром, и по мере того как пламя разливалось по небу, синева моря становилась все глубже и холоднее. Кое-где темную поверхность его уже прорезали белые гребни валов, и тогда казалось, что это таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу, зловещая и бледная от долго сдержанного гнева.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскаленной печи.

Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном.

Над темной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус: запоздалый рыбак, убегая перед бурей, видимо, не надеялся уже достигнуть отдаленного берега и направил свою лодку к форту.

Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился вдаль к озаренному еще горизонту. Парус мелькал, то исчезая, то появляясь.

Лодка лавировала, трудно побеждая волны и медленно приближаясь к острову. Часовому, который глядел на нее со стены форта, казалось, что сумерки и море с грозной сознательностью торопятся покрыть это единственное суденышко мглою, гибелью, плеском своих пустынных валов.

В стенке форта вспыхнул огонек, другой, третий. Лодки уже не было видно, но рыбак мог видеть огни – несколько трепетных искр над беспредельным взволнованным океаном.

II

– Стой! Кто идет?

Часовой со стены окликает лодку и берет ее на прицел.

Но море страшнее этой угрозы. Рыбаку нельзя оставить руль, потому что волны мгновенно бросят лодку на камни… К тому же старые испанские ружья не очень метки

Лодка осторожно, словно плавающая птица, выжидает прибоя, поворачивается на самом гребне волны и вдруг опускает парус… Прибоем ее кинуло вперед, и киль скользнул по щебню в маленькой бухте

– Кто идет? – опять громко кричит часовой, с участием следивший за опасными эволюциями лодки.

– Брат! – отвечает рыбак, – отворите ворота ради святого Иосифа. Видишь, какая буря!

– Погоди, сейчас придет капрал.

На стене задвигались тени, потом открылась тяжелая дверь, мелькнул фонарь, послышались разговоры. Испанцы приняли рыбака. За стеной, в солдатской казарме, он найдет приют и тепло на всю ночь. Хорошо будет вспоминать на покое о сердитом грохоте океана и о грозной темноте над бездной, где еще так недавно качалась его лодка.

Дверь захлопнулась, как будто форт заперся от моря, по которому, таинственно поблескивая вспышками фосфорической пены, набегал уже первый шквал широкою, во все море, грядою.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: