Краткое содержание рассказа «Ионыч» подробно по главам
Глава 1. Знакомство с семьёй Туркиных
Проезжим город С казался наискучнейшим местом на земле. Иного мнения были его аборигены, считавшие местный театр, библиотеку и игорные забегаловки весьма сносными для проведения досуга местами. Встречались в этом городке и неординарные личности. Как, например, семья Туркиных — во всех отношениях милые и интересные люди.
Отец семейства, Туркин Иван Петрович, умело поддерживал любой разговор и обладал редким чувством юмора. Его супруга, Туркина Вера Иосифовна, читала вслух романы собственного сочинения. А дочь, Екатерина Ивановна, иначе Котик, талантливо играла на рояле. И все без исключения члены семьи любили принимать гостей.
Однажды таким гостем стал главный герой рассказа земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он был любезно принят в этом доме. Слушал роман хозяйки, вёл беседы с хозяином, но впечатлён был более всего красотою Екатерины Ивановны. Девушка запала ему в душу, и после, возвращаясь домой, он не заметил долгого пути в мыслях о юной красавице.
Глава 2. Не состоявшееся свидание
Дмитрию Ионовичу хотелось вновь побывать в гостеприимном доме Туркиных и увидеть Котика, но долгое время этого ему не позволяла работа. Прошёл год. Он получил письмо от Веры Иосифовны, которую мучили головные боли непонятной этимологии. Она надеялась, что талант земского доктора поможет ей поправиться.
Старцев регулярно навещает свою новую пациентку и всё больше влюбляется в её дочь. Затем Котик передаёт герою записку, в которой назначает свидание на кладбище.
Несмотря на то, что Дмитрий Ионович весьма возмущён выбранным избалованной девушкой местом для встречи, он спешит с ней увидеться. Однако Екатерина Ивановна не приходит в назначенный час. Старцеву остаётся лишь бродить в одиночестве по кладбищу и придаваться философским мыслям.
Глава 3. Не удачное объяснение в любви
На следующий день Старцев едет к Туркиным с визитом. Он решился сделать предложение Котику. В его голове роятся мысли: о проведенной на кладбище ночи, о приданом за Екатерину Туркину, о любви к ней и даже о том, что, возможно, она ему не пара… Последнюю мысль доктор гонит прочь.
Дмитрий Ионович вызывается сопроводить Екатерину Ивановну в клуб и по дороге объясняется с ней. Девушка очень сухо реагирует на признания доктора и отказывает ему. У неё совсем другие планы на жизнь, она намерена стать артисткой в столице, а не женой деревенского врача. Старцев разочарован таким исходом событий.
Он три дня не может прийти в себя. Но после вновь принимается за работу. А отказавшая ему возлюбленная уезжает в Москву. Доктор вспоминает о ней и даже рад, что не женился.
Глава 4. Разочарование
Миновало 4 года. Земской врач набрался опыта. Среди его пациентов уже были не только сельчане, но и многие горожане. Он заметно разбогател и изменился внешне и внутренне — пополнел и стал раздражительным.
Он больше не любит пеших прогулок. Его не устраивает окружающее его общество. Старцеву скучно. Не находя общих тем для разговора с местными, доктор всё больше погружался в себя. Окружающие прозвали его «надутым поляком» за излишнюю молчаливость и злой вид.
Не раздражали доктора лишь вечерняя игра в винт и деньги, которых у него становилось всё больше. Однажды в привычные будни героя ворвалось послание от Веры Иосифовны, которая приглашала его в гости.
Старцев вновь встретился со своей любовью. Она похудела и утратила детскую невинность в чертах лица. Она оставалась очень симпатичной, но старых чувств в докторе не вызывала. Он подумал про себя, что рад несостоявшемуся браку. Кроме того, семья, что так нравилась ему когда-то теперь раздражала земского врача.
Котик призналась, что думала о Старцеве в Москве и союз с ним ей более не кажется глупым. Она разочаровалась в своём таланте. Теперь ей интересна жизнь бывшего ухажера, но Старцев спешит покинуть гостеприимный дом.
Спустя некоторое время лакей Туркиных приносит Старцеву письмо от Екатерины Ивановны, в котором она выражает свои надежды на встречу. Но доктор оставляет послание без ответа.
Глава 5. «Ионыч»
Минуло ещё несколько лет. Герой рассказа совсем растолстел, теперь ему уже тяжело ходить пешком даже на небольшие расстояния. Он стал намного богаче. И хотя времени и сил на всех пациентов ему не хватает, практику земского врача он не бросает из жадности.
Местные зовут доктора просто «Ионыч», а он частенько злится и покрикивает на своих пациентов.
Старцев превратился в обывателя, которому ничего кроме наживы не важно. С потерей чувства к Котику, он потерял всё светлое, что в нём было
В семье Туркиных ничего не изменилось. Отец семейства острит, мать читает вслух романы, а дочь их, постарела, часто болеет и продолжает музицировать.
2 вариант
В своих рассказах и других произведениях Чехов часто поднимает тему бесцельности или своеобразной обреченности человеческого существования. Он передает эти мотивы через образы интеллигентов, которые не могут противостоять трудностям этого мира или просто проводят свою повседневность в праздности и бездеятельности.
Таких образов огромное количество и в пьесах («Вишневый сад», «Дядя Ваня» и другие) где герои часто прямым текстом обращаются к себе и другим с призывами раскаяться и поразмыслить над своим пустым бытием, и в рассказах, где герои как бы иллюстрируют собой возможность для человека не прийти ни к чему.
Тут тоже масса примеров, когда герои в итоги приходят в точку разочарования или полного цинизма по отношению к миру. Стоит вспомнить рассказ «О любви» и множество других, где герои в итоге понимают нелепость и пустоту своих действий и потребность проявлять активность или следовать более настойчивому пути.
«Ионыч» дополняет ряд таких рассказов и само название указывает на ту самую итоговую точку, к которой придет главный герой. По отчеству, одним только отчеством часто называют сторожа или подобного человека, но главный герой этого рассказа – интеллигент, доктор, который приезжает в земство для того чтобы служить людям. Изначально он совсем не Ионыч, а Дмитрий Старцев – молодой и красивый доктор, который полон надежд и энтузиазма.
Мне кажется, описание сути этого рассказа возможно сделать через образ жира. Жира, которым постепенно заплывает Старцев, становясь все менее восприимчивым и к миру, и к собственным чувствам (ведь сердце его тоже «жиреет» со временем), «жира», которым является светское общество, где иногда предстоит существовать Старцеву. Поначалу его даже тошнит от обыденности и пустоты общества, он отвергает эти наплывы бездушного жира, которые стремятся его поглотить.
Тем не менее, в итоге он поддается и подчиняется этому обществу. Во многом из-за отсутствия надежд. Ведь даже Туркины, которым следовало бы являть собой «луч света», на самом деле оказываются банальными и, наверное, даже безнравственными людьми и Старцев погружается во мрак, из молодого доктора он становится жирным и бесчувственным Ионычем.
Тёмное прошлое Старцева
У рассказов Чехова есть множество достоинств, и одно из них — возможность «достроить» обстоятельства жизни персонажа, о которых писатель напрямую не говорит. Таким образом он даёт читателю стать как бы «соавтором» произведения и поразмышлять о том, что делает человека таким, какой он есть. В рассказе «Ионыч» нет сведений, как проходили детство и юность Дмитрия Старцева, но мы можем попробовать их воссоздать — пусть это и будут только предположения.
Читатель знакомится со Старцевым, когда тот был «только что назначен сельским врачом и поселился в Дялиже, в девяти вёрстах от С.», города, где жили Туркины. Очевидно, главный герой к этому моменту едва окончил медицинский институт (или училище). Не менее очевидно, что молодой Старцев — хороший врач: возможно, ему не хватает опыта, но это человек старательный, увлечённый своим делом, ответственный. Такой вывод можно сделать из того, что после первого посещения Туркиных у Старцева «в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве». Более того, уже вернувшись из консерватории, Котик напоминает главному герою: «Вы так любили говорить о своей больнице». И ещё деталь: познакомившись с Туркиным, Старцев говорил с ним «о погоде, о театре, о холере», а холера в те годы была настоящим бичом: она вызывала эпидемии, у больных возникало множество осложнений, а иногда заражение приводило к летальному исходу. Чтобы работать с такими пациентами, нужно быть по-настоящему самоотверженным человеком.
А теперь отвлечёмся и вспомним знакомых студентов-медиков: что они говорят о своей профессии? Если у вас в окружении таковых нет, объясним, что учёба в меде — занятие ужасно трудоёмкое. Бессонные ночи — не «разовое» неудобство перед экзаменом, а будничное явление. Кроме того, студенты меда регулярно присутствуют на операциях и вскрытиях (после этого особо впечатлительные забирают документы из института). И ещё нюанс: совмещать сверхнасыщенную учёбу с работой практически невозможно. Хорошо, если есть стипендия или отчисления от родителей, — а если нет?
С большой долей вероятности Старцев был несчастным студентом, вечно уставшим и голодным, ведь у него, судя по всему, не было богатых родственников. Не случайно, собираясь делать Котику предложение руки и сердца, главный герой думает: «А приданого они дадут, должно быть, немало». Мысль на первый взгляд кощунственная, но, если за плечами у Старцева несколько лет лишений, его вряд ли можно за неё осуждать.
«Открутим» время ещё назад и попробуем ответить на вопрос: в какой же семье вырос этот целеустремлённый, старательный будущий специалист? Здесь вариантов уже больше. Вполне возможно, что его родители были заботливыми людьми, но видели сына представителем другой профессии — и разорвали отношения с отпрыском, когда он настоял на том, чтобы стать доктором. (Профессия врача в конце XIX в. не пользовалась большим престижем — вспомните хотя бы Базарова и его отца.) Возможно и другое: отношения Старцева с родителями всегда были натянутыми, и он поступил в медицинский институт, чтобы наконец-то вырваться из дому. И наконец, третий вариант: отец и мать главного героя рано умерли, причём — не оставив наследства. Все три версии объясняют, почему, став врачом, Ионыч не поддерживает отношения ни с кем из родственников, а ещё дают понять, что Старцев — человек, переживший душевную драму и именно поэтому не умеющий строить доверительные отношения с людьми. Ведь во время учёбы он, судя по всему, так и не обзавёлся друзьями. (А может, он был слишком занят, пытаясь совмещать учёбу с работой? Впрочем, одно другому не мешает.)
Что же придало Старцеву силы, чтобы наперекор обстоятельствам стать врачом? Скорее всего — пламенная вера в то, что он должен сделать мир лучше, и любовь к людям. Вот только чем больше Старцев отдавал себя учёбе и работе, тем больше он забывал, что такое нормальные человеческие отношения. Благими намерениями вымощена дорога в ад… Если посмотреть на жизнь главного героя с такого ракурса, ему хочется только посочувствовать.
Глава 2
Работа отнимала много времени. Старцеву было не до походов в гости. Каждая минута расписана. Одни выздоравливали, другие заболевали. Вечный круговорот. Год пролетел в суете и заботах. Привычный ритм жизни был нарушен весточкой от Веры Иосифовны. Она просила навестить их. Женщину в последнее время беспокоила сильная головная боль, мешающая нормально жить. Местные врачи ничем не могли помочь. Назначенные ими медицинские препараты лишь на короткий период снимали спазм, а дальше начиналось все по-новой. Хорошо, что женщина вспомнила про земского доктора. Может он сможет облегчить ее состояние.
Старцев с радостью принял приглашение. Ведь это прекрасная возможность узнать эту семью получше, а заодно познакомиться с хозяйской дочкой поближе. Частые визиты в этот дом сыграли свою роль. Доктор влюбляется. Катерина нравится ему все больше. Ее голос словно обволакивал его. Ему хотелось проводить с ней как можно больше времени наедине, касаться руки, чувствовать рядом ее присутствие. На последнем свидании Старцев хотел признаться в чувствах, но не успел. Девушка, словно птичка, выпорхнула из его рук, не дав опомниться и задержать ее хоть на минуту.
Неожиданно для него Катерина сама решила проявить инициативу, пригласив доктора на свидание. Место для встречи выбрав весьма необычное, местное кладбище. Романтичным такое свидание вряд ли назовешь. Да и время для встречи было позднее. Одиннадцать часов вечера. Любому станет страшно. Для Старцева было непонятно, почему именно здесь, среди мертвых душ. Поначалу он не хотел никуда идти, но вскоре отбросил предрассудки. Чего не сделаешь ради любимой и не на такое пойдешь, если приспичит. Попросив кучера Пантелеймона запрячь лошадей, они отправляются к назначенному времени на кладбище.
Часы давно перевалили за одиннадцать. На кладбище так никто и не соизволил прийти. Девушка видимо решила подшутить над незадачливым влюбленным. Доктор недоумевал над ее поведением. Как можно так поступать, гоняя взрослого мужчину, как какого-то малолетнего юнца. Идиотский розыгрыш. Еще немного постояв и поразмышляв об этом, Дмитрий Ионыч решил вернуться домой.
Примечания [ править ]
- ↑нем. что вы хотите?
- ↑нем. Что же вы хотите?
- ↑нем. Что вы еще хотите?
- ↑нем. Я хочу…
- ↑нем. Да!
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
Общественное достояние Общественное достояние false false
Отправить другу X
Дмитрий Осипович Ваксин, архитектор, воротился из города к себе на дачу под свежим впечатлением только что пережитого спиритического сеанса. Раздеваясь и ложась на свое одинокое ложе (мадам Ваксина уехала к Троице), Ваксин стал невольно припоминать всё слышанное и виденное. Сеанса, собственно говоря, не было, а вечер прошел в одних только страшных разговорах. Какая-то барышня ни с того ни с сего заговорила об угадывании мыслей. С мыслей незаметно перешли к ду́хам, от духов к привидениям, от привидений к заживопогребенным.
Пробило час ночи. Ваксин повернулся на другой бок и выглянул из-под одеяла на синий огонек лампадки. Огонь мелькал и еле освещал киот и большой портрет дяди Клавдия Мироныча, висевший против кровати.
Привидения — предрассудок, плод умов недозрелых, но, тем не менее, все-таки Ваксин натянул на голову одеяло и плотнее закрыл глаза. В воображении его промелькнул перевернувшийся в гробу труп, заходили образы умершей тещи, одного повесившегося товарища, девушки-утопленницы. Ваксин стал гнать из головы мрачные мысли, но чем энергичнее он гнал, тем яснее становились образы и страшнее мысли. Ему стало жутко.
— Дементрий Осипыч, was wollen Sie? — послышался через минуту за дверью голос гувернантки.
— Ах, это вы, Розалия Карловна? — обрадовался Ваксин. — Зачем вы беспокоитесь? Гаврила мог бы.
— Хаврилу ви сами в город отпустил, а Глафира куда-то с вечера ушла. Никого нет дома. Was wollen Sie doch?2
— Я, матушка, вот что хотел сказать. Тово. Да вы войдите, не стесняйтесь! У меня темно.
В спальную вошла толстая, краснощекая Розалия Карловна и остановилась в ожидательной позе.
— Гильз? Хорошо! Was wollen Sie noch?3
— Ich will. Ничего я не will, но. Да вы садитесь! Я еще что-нибудь надумаю.
— Неприлишно девице стоять в мужчинской комнат. Ви, я вижу, Деметрий Осипыч, шалюн. насмешкин. Я понимай. Из-за гильз шеловека не будят. Я понимай.
Розалия Карловна повернулась и вышла. Ваксин, несколько успокоенный беседой с ней и стыдясь своего малодушия, натянул на голову одеяло и закрыл глаза. Минут десять он чувствовал себя сносно, но потом в его голову полезла опять та же чепуха. Он плюнул, нащупал спички и, не открывая глаз, зажег свечу. Но и свет не помог. Напуганному воображению Ваксина казалось, что из угла кто-то смотрит и что у дяди мигают глаза.
— Позвоню ей опять, чёррт бы ее взял. — порешил он. — Скажу ей, что я болен. Попрошу капель.
Ваксин позвонил. Ответа не последовало. Он позвонил еще раз, и словно в ответ на его звон, зазвонили на погосте. Охваченный страхом, весь холодный, он выбежал опрометью из спальной и, крестясь, браня себя за малодушие, полетел босой и в одном нижнем к комнате гувернантки.
— Розалия Карловна! — заговорил он дрожащим голосом, постучавшись в дверь. — Розалия Карловна! Вы. спите? Я. тово. болен. Капель!
Ответа не последовало. Кругом царила тишина.
— Я вас прошу. понимаете? Прошу! И к чему эта. щепетильность, не понимаю, в особенности, если человек. болен? Какая же вы, право, цирлих-манирлих. В ваши годы.
— Я вашей жена буду говорил. Не дает покой честный девушк. Когда я жил у барон Анциг и барон захотел ко мне приходить за спишки, я понимай. я сразу понимай, какие спишки, и сказала баронесс. Я честный девушк.
— Ах, на какого чёрта сдалась мне ваша честность? Я болен. и капель прошу. Понимаете? Я болен!
— Ваша жена честный, хороший женщин, и вы должны ее любить. Ja!1 Она благородный! Я не желай быть ее враг!
— Дура вы, вот и всё! Понимаете? Дура!
Ваксин оперся о косяк, сложил руки накрест и
стал ждать, когда пройдет его страх. Вернуться в свою комнату, где мелькала лампадка и глядел из рамы дядюшка, не хватало сил, стоять же у дверей гувернантки в одном нижнем платье было неудобно во всех отношениях. Что было делать? Пробило два часа, а страх всё еще не проходил и не уменьшался. В коридоре было темно и из каждого угла глядело что-то темное. Ваксин повернулся лицом к косяку, но тотчас же ему показалось, что кто-то слегка дернул его сзади за сорочку и тронул за плечо..
— Чёрт подери. Розалия Карловна!
Ответа не последовало. Ваксин нерешительно открыл дверь и заглянул в комнату. Добродетельная немка безмятежно спала. Маленький ночник освещал рельефы ее полновесного, дышащего здоровьем тела. Ваксин вошел в комнату и сел на плетеный сундук, стоявший около двери. В присутствии спящего, но живого существа он почувствовал себя легче.
Главные герои и их характеристика
Рассказ не отличается большой полифонией образов. Главные герои произведения: доктор Старцев и семья Туркиных.
О Дмитрии Ионовиче нам известно, что он «дьячковский сын». А значит из небогатой, но интеллигентной семьи. Выбор профессии у таких детей редко бывает добровольным. Но Старцев не идет по стопам отца. Он хочет лечить людей, помогать им.
Дмитрий Ионович – маленький человек. Но не такой, как гоголевский Башмачкин или чеховский Червяков. Старцев – человек с амбициями, которые в конце сводятся к жажде наживы. Даже в юности, влюбленный герой думает не только об избраннице, но и о приданом.
Внешность героя заурядная. Он не обладает наружной красотой. Но и неприятного о его внешности не сказано ничего. Только полнеет со временем.
Этапы из жизни Ионыча раскроет таблица.
Этапы жизни, возраст героя | Описание |
После получения медицинского образования. Около 25-ти лет. | Полон надежд, энергии. Мечтает о любви, женитьбе. Беден. Много ходит пешком. Своих лошадей не имеет. Любит свою работу. Хочет помогать людям. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания. |
Через год. Повторное посещение семьи Туркиных. | Испытывает любовь. Восхищается Котиком. Страдает, что чувства безответны. Едет на кладбище в надежде на свидание, хотя понимает, что это безрассудство. Предпринимает попытку объясниться в чувствах, сделать предложение. Получает отказ. |
Спустя 4 года, когда Котик вернулась из консерватории. Доктору около 30 лет. | Немного пополнел. Приобрел практику в городе. Обзавелся тройкой с бубенцами. Холоден к Екатерине, но еще теплится живой огонек в душе, который вскоре гаснет. |
32 — 34 года | Обыватели раздражают разговорами, глупостью, ограниченностью мышления. Поэтому он играет в винт, молча закусывает и выпивает. Толстеет герой и кучер. |
Спустя несколько лет. Возраст 36 — 40 лет. | Событий нет. Имеет большую практику в городе, но не отказывается от земской. Продолжает толстеть. Испортился голос, так как горло заплыло жиром. Все сводится к быстрому приему больных, накоплению денег и покупке недвижимости. |
Список героев продолжает Екатерина Ивановна Туркина. Это юная барышня. Дмитрия она поражает контрастом внешности: детским выражением лица и сформировавшейся женской фигурой. Героиня — обычная девушка для своего города. Как все барышни, много читает, играет на рояле, мечтает о поступлении в консерваторию.
Она привыкла, что ее шумные, сложные фортепианные пассажи хвалят родители и гости. Поэтому возомнила себя талантливой пианисткой с большим будущим. Котик не приняла предложение Дмитрия. Она была уверена, что станет артисткой. И не хотела связывать себя узами брака. Но спустя четыре года мечты рассыпались. Героиня жалеет о поспешном решении.
Семья Туркиных знаменита в своем городе. Они считаются самыми интеллигентными, талантливыми, гостеприимными. Даже живут рядом с губернатором.
Глава дома – Иван Петрович сыпет плоскими шутками, остротами. И даже изобрел собственный язык, практикуясь в остроумии. Но анекдоты всегда одни и те же. В театральных сценках он всегда играет старых генералов, смешно кашляет.
Вера Иосифовна – супруга Иван Петровича, мать Котика. Дама пишет повести, романы. Литературные экзерсисы героини совершенно бездарны. А также не имеют ничего общего с действительностью, что напрягает молодого гостя.
Таким образом, в семействе у каждого свой «талант». Гости в восторге, ведь иных развлечений в городе нет. Тем более, что их ждет вкусный ужин.
Вариант 4
Это произведение для меня больше о том, как у людей их общее желание быть вместе не совпало по времени. То есть я знаю, конечно, что там о том, как Ионыч превратился в обывателя, что его ничего не интересует, кроме недвижимости, он стал толстым и жадным. Но по мне, так это произведение о любви, какой-то несостоявшейся что ли.
Мне странно читать о том, как он делает Котику предложение, а она отказывается. Он просит её о свидании, а она назначает встречу на кладбище ночью – смеется над ним, хотя он свой страх преодолел. Девушка стремилась в город, к новой жизни, обучению. Понятно, что она очень молодая, даже озорная, самоуверенная. Но после, когда она разочаровалась в своей творческой карьере, Екатерина Ивановна превозносит потолстевшего «жениха», зовет его в гости, и понятно, что теперь она бы не отказалась стать его женой… Он ей кажется великим человеком – настоящим, который служит людям (своим пациентам). Раньше она этого не видела, но видела себя в роли великой пианистки»! А ему уже она не нужна! У него другие заботы. Ещё он, вообще, разочаровался в их «талантливой» семье. И думаю, что тот её отказ, та издевка не прошли незамеченными. Вот если бы их стремления совпали во времени, тогда могла бы получиться хорошая семья. Ионыч бы не стал толстым и ограниченным, а она – разочарованной и злой.
С другой стороны, Екатерина Ивановна попробовала силы. Нужно ей было более критично на себя смотреть… Хотя бы без гордыни своей обойтись, тогда б не издевалась над Старцевым. Или ему нужно было набраться терпения, чтобы дождаться её из Города, когда она набьет себе шишек. Но получается, что это означает – желать ей провала. И вообще, гордости не иметь, чтоб после такого отношения ещё захотеть с ней общаться… Сложно. Но уж тут, наверное, не судьба, как говорится. Оба были молодые и гордые.
Я думаю, что всё в рассказе – следствия этой не сложившейся любви. И ещё просто всем нужно быть мягче, не так грубо отказывать, не так резко забывать… Легко говорить, я сам не понимаю, как бы поступил. То есть я их понимаю, вижу, что они не совсем правильно действовали, но смог бы я по-другому? Не факт.
Главное, что это поучительный и трогательный рассказ.
Смысл названия
Название «Ионыч» намекает читателю на деградацию главного героя. Поначалу читателю непонятно, почему же именно так Чехов назвал свое произведение, но по мере его прочтения, все становится на свои места.
В начале рассказа главного героя представляют нам Дмитрием Ионычем Старцевым. Его только назначили земским доктором, он умен и образован, полон энергии и желания помогать людям. Но в городе С. он сталкивается с обществом без талантов, стремлений, живущим в «дне сурка». Главный герой со временем становится полноправным членом такого общества.
Старцев привыкает к такой монотонной, скучной, однообразной жизни. Его больше не волнуют пациенты, любимое занятие – пересчитывание денег, а в остальном его совершенно ничего не интересует. Таким образом, в конце рассказа для жителей города С. он уже «свой» человек, поэтому они весьма панибратски называют его Ионычем. Смысл заглавия рассказа — в постепенном низведении образа Старцева (фамилия образована от английского слова «star» — звезда) до старого и не уважаемого мещанина Ионыча, который уже не имеет никакого отношения к мечтам юности и возвышенным понятиям. Имя Иона в переводе с древнееврейского означает «голубь» — птица мира. Дмитрий сМИРился со своей судьбой.
Сочинение: Что погубило доктора Старцева? (по рассказу «Ионыч» Чехова)
80-90-е годы XIX столетия для России были годами жесточайшего полицейского террора. В эти годы появляются рассказы Чехова, высмеивающие духовный застой, пошлую и пустую жизнь обывателей, социальную несправедливость, издевательство над человеком («Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника» и др.).
Если в «Человеке в футляре» Чехов на примере Беликова показал «футлярную жизнь», то в рассказе «Ионыч» на примере Старцева изображен весь процесс образования подобных типов. Здесь Чехов раскрыл «пошлость пошлого человека» в интеллигенте и заклеймил в нем нравственное уродство мещанина как явление общественное.
Чтобы дать представление о жизни в городе С., писатель нас знакомит с семьей Туркиных, самой «образованной и талантливой» в городе. Но вскоре мы убеждаемся, постепенно узнавая членов этой семьи, как они бездарны и скучны. Весь талант Ивана Петровича заключается в том, что он говорит «на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии, очевидно, давно уже вошедшими у него в привычку: большинский, недурственно, покорчино вас благодарю…» Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности, а талант дочери, Екатерины Ивановны, — «вбить клавиши внутрь рояля». Невольно возникает вопрос: если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каким должен быть город?
Знакомясь с жителями города С., мы вспоминаем слова Ивана Иваныча из рассказа Чехова «Человек в футляре»: «А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор, — разве это не футляр?»
Вот в такую жизнь окунается молодой специалист Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьяковский сын», он полон сил, энергии, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересует литература, искусство, но он чувствует себя одиноким среди обывателей, они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом».
В рассказе «Ионыч» Чехов повествует нам печальную историю образованного врача Д. И. Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в угрюмого нелюдима и эгоиста. Автору для раскрытия силы обывальщины и пошлости достаточно лишь изображения узловых моментов в жизни героя. Так, например, в начале рассказа Старцев видит весь смысл жизни своей в работе, в том, чтобы быть полезным обществу. Однако несколько лет спустя Старцев опускается до такой ступени, что его интересуют только деньги, целью всей его жизни становится нажива. Это видно по тому, как он бесцеремонно ведет себя при осмотре назначенного к продаже дома или как поспешно принимает больных. Мы узнаем, что первое путешествие в город Старцев совершает пешком, потом он ездит на паре лошадей, и, наконец, на тройке с бубенчиками, с раскормленным кучером. За четыре года Старцев растерял все то, что когда-то его отличало от жителей города. Да и зовут его теперь все по-родственному — «Ионыч».
Был в судьбе Старцева миг, когда он почувствовал очарование жизни. Это любовь к дочери Туркиных. Но чувство Старцева не нашло отклика: Екатерина Ивановна уезжает, оставив его в кругу этих серых провинциальных обывателей. Через несколько лет после неудачного сватовства Старцев опять встречается с этой девушкой. На минутку в его сердце «затеплился огонек» прежнего чувства, которое, как показалось ему, еще может возродиться вновь, и девушка теперь ответит на него. Но, вспомнив, как по вечерам он жадно пересчитывает и прячет ассигнации, этот последний огонек в его душе погас. Теперь Старцев уже другой человек, он сам уже не способен к высокому чувству, теперь он больше всего думает о своем спокойствии.
Да, Старцев не смог побороть влияние той ужасной мещанской среды, которая постепенно его засасывала; не смог противопоставить он ей свое человеческое «я», не смог «сберечь в себе человека». Его погубило то, что благородная цель в жизни и служение обществу не стали основой его существования. Стремление к сытости и покою становилось сильнее.
В рассказе «Ионыч» слышится протест автора против пассивной роли интеллигенции в те годы, когда требовалось ее активное участие в общественно-политической жизни. Создав образ Старцева-Ионыча, Чехов поставил проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Эта проблема не устарела и в наше время. Чехов всегда с нами. Он продолжает свое благородное дело — нравственное и эстетическое воспитание нового человека, в котором «все должно быть прекрасно».
Жанр, направление, композиция
У читателя может возникнуть сомнение, к какому жанру принадлежит произведение: рассказ это или повесть. Рассуждение должно отталкиваться не только от объема. Текст по объему подходит к обоим жанрам.
По содержанию и поднятым темам соответствует реалистичному рассказу. Время не растягивается, искусственно не сжимается, как бывает в повести, а соответствует реальности.
Чехов нарочито подчеркивает принадлежность к реализму. Это заметно в эпизоде, когда барыня читает свой роман о том, чего быть не может. В сочинении молодая графиня устраивает школы, больницы и обеды для крестьян. Вымышленная дворянка влюбляется в нищего художника, странника.
А за окном народ поет грустную «Лучинушку» о своей тяжелой жизни.
Композиционно текст состоит из пяти глав. Третья глава становится кульминационной. Старцев увлекается Екатериной Ивановной, просит стать его супругой. Но Котик не приняла предложение.
Автор использует зеркальную композицию. Прослеживается симметрия некоторых образов и эпизодов, которые несут идейный смысл.
Например, Чехов описывает способ передвижения героя. Сначала юноша бодро ходит пешком на дальние расстояния, так как собственной брички пока не имеет. Процесс не напрягает молодого человека, он что-то напевает, не устает, готов пройти еще большие расстояния. Затем у доктора появляется «пара» и кучер Пантелеймон.
Старцев по-прежнему преодолевает небольшие отрезки пути пешком. Например, оставляя кучера во дворах, идет до кладбища, надеясь на встречу с возлюбленной. Чем дольше живет Дмитрий в уезде, тем шире разрастается его практика. Улучшается бричка, которая становится символом финансового положения мужчины. Полнеет и грубеет герой, те же метаморфозы происходят с кучером.
Особенности композиции помогают читателю отследить перемены, происходящие со Старцевым.
Темы
Тематика рассказа «Ионыч» близка каждому человеку, который достаточно повидал мир и людей, чтобы трезво оценивать и то, и другое.
- Пошлость . Пожалуй, именно пошлость является основной темой рассказа «Ионыч». Произведение буквально пропитано ею. Главным символом пошлости в нем является семья Туркиных. Это ограниченные и зацикленные на себе люди, которые надуманной интеллигентностью лишь прикрывают свою истинную вульгарность и тривиальность. И в городе С., в который попадает наш главный герой, нет ни единого человека, отличающегося чем-либо от этой семьи. Туркины – олицетворение этого провинциального городишки. Старцев, попадая туда, полностью погружается в эту атмосферу пошлости, она без труда поглощает его. Возможно, сначала герой хоть как-то пытался сопротивляться такому образу жизни, но в конце концов он принял его. Ионыч, которого мы видим в финале произведения, кардинально отличается от молодого целеустремленного Дмитрия Старцева. Он привык к правилам жизни города С., которые включают в себя лишь вкусные обеды и ужины, вечерние игры в карты, а также пересчитывание денег.
- Жизнь города. Город С. имеет более чем размеренное, стабильное и спокойное течение жизни. В этом месте никогда не происходит ничего нового и неординарного, люди проживают каждый новый день точно так же, как и предыдущий. Сам главный герой, отвечая на вопрос Екатерины о том, как он поживает, отвечает: «…жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу». Этот город словно обволакивает всех своих жителей апатией, и даже приезд нового земского врача, который явно отличался от всех обывателей, не смог ничего изменить, город поглотил и его тоже.
- Любовь . Можно ли вообще назвать то, что происходило между Старцевым и Екатериной Туркиной любовью? Их взаимоотношения были уж слишком скоротечны. Дмитрий Ионыч неожиданно влюбился, чуть ли не сразу решил жениться на девушке. Когда он ехал в дом Туркиных, чтобы сделать Екатерине предложение руки и сердца и попросить благословения у ее родителей, то думал лишь о размере приданного, а после отказа горевал аж целых три дня. Со стороны Екатерины тоже все неоднозначно. Она практически насмехается над чувствами Старцева, придумав эту затею со встречей поздно ночью на кладбище. Девушка также отказывается выйти за него замуж, говоря, что хочет стать артисткой, а не связывать себя семейной жизнью. Через несколько лет, вновь встретившись, они будто меняются местами. Екатерина пытается найти путь, чтобы возобновить их «отношения», а Ионычу ничего уже не нужно, он и рад тому, что не женился на девушке тогда. Сам автор говорит, что «…любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». В душе героя умерли любые стремления, ему больше ничего не нужно, даже когда-то желанная им Екатерина Туркина не может пробудить в нем желание к полноценной жизни.