Сообщение-доклад описание ильи муромца 3, 4 класс кратко

Характеристика главных персонажей

В этой былине два главных персонажа: Илья и Соловей. Именно вокруг них развивается весь сюжет повествования. Их характеристика поможет ученикам правильно составить описание для читательского дневника, а, значит, лучше представить внешность героев и их характер.

Илья Муромец

Былинный герой, русский богатырь. Характеристика Ильи Муромца не так проста, как кажется на первый взгляд. Согласно легендам он пролежал недвижимым калекой до 33 лет. Затем был чудесным образом излечен каликами перехожими, которые наделили его богатырской силой.

Из недостоверных источников можно узнать, что у Ильи были сразу несколько прототипов. Однако с уверенностью утверждать, что это невымышленный герой тоже нельзя. Скорее всего, он собирательный образ защитников Руси.

О характере Ильи судить очень сложно. Он явно положительный герой, который всем помогает. Но если отталкиваться не только от одного сказания, а проанализировать сразу несколько былин с этим персонажем, то можно найти и отрицательные черты в его характере. Например:

  • Грубость — он довольно резко разговаривает с князем, когда тот обвиняет его во лжи.
  • Непокорность — он ссорится с правителем, значит, имеет довольно гордый нрав. Об этом можно судить из былины, в которой описывается Калин-царь и его татарское войско. Перед тем как отправить богатыря на битву, князь Владимир освобождает его из темницы.
  • Самоуверенность — несмотря на рассказы про Соловья, Илья в одиночку идёт на битву с разбойником. Между тем он не мог знать силу своего противника. Ведь даже богатырский конь стал спотыкаться под соловьиным свистом.

Он применял свою силу для добрых дел, а это характеризует Илью с положительной стороны

Ведь если задуматься, то не так важно, как мог выглядеть этот герой, или какой имел характер — важны только поступки. А добрых дел для Руси он сделал немало

Соловей Разбойник

В отличие от Ильи Муромца, образ Соловья прост и понятен. Это злодей. В былинах он описывается как нечто среднее между человеком и чудищем. Обладает сверхъестественной силой — громким свистом, от которого все вокруг падают замертво.

Однако такое описание даётся людьми, которые сами его никогда не видели. Раз его никто не мог победить, и все умирали, то откуда горожане могли знать, как разбойник выглядит. Скорее всего, это тоже собирательный образ дорожных грабителей, а мистические способности были Соловью приписаны из-за страха. Ведь люди всегда склонны преувеличивать опасность, когда не могут дать ей рационального объяснения.

Если проанализировать текст былины, то становится понятно, что разбойник был не один, а как минимум с родственниками. Иначе откуда у него взялись три дочери с мужьями. Причём о девушках в тексте не говорится, что они были чудовищами или обладали сверхъестественной силой. Даже логово соловьиное описывается как какая-то жилая постройка с окнами, в которые дочки выглядывали своего батюшку: «Во том гнездышке да соловьиноем А случилось быть да и три дочери, а й три дочери его любимыих. Больша дочка — эта смотрит во окошечко косявчато».

С уверенностью можно сказать, что Соловей Разбойник обладал умом и хитростью. Когда зятья бросились ему на выручку, вооружившись рогатинами, то злодей остановил их. Он понимал, что силой с Ильёй им не справится, поэтому просил их подкупить богатыря вкусной едой и напитками. Здесь даже прослеживается некоторая забота разбойника о своих близких. А это характе́рная человеческая черта.

Хитрость пленник проявил уже в самом конце. Он понимал, что спастись не сможет, а вот навредить большему числу людей ещё в силах. Разбойник «подловил» князя Владимира на его недоверии к богатырю.

Народные выдумки и былины

На родине богатыря ходят былины, отождествляющие его образ со святым пророком Илией. Однако это нельзя считать правдой. Единственное, что объединяет этих людей — это имя. Хотя и нет точных сведений о годах жизни Ильи Муромца, но все исторические факты о нем свидетельствуют о временах правления русских князей.

А это означает, что историю богатыря можно причислить приблизительно к 970—1200 годам. В то время как пророк Илия жил до рождества Христова. Получается, что между жизнями этих людей проходит более тысячи лет времени. К тому же считается, что пророк Илия, единственный из людей, кроме Пресвятой Богородицы, был вознесен Богом на небеса, не умирая, вместе с телом. А мощи Ильи Муромца хранятся и по сей день.


В жизни великих людей всегда есть место для народных домыслов и легенд, особенно если это подкреплено временем. Так и жизнь русского богатыря осталась не раскрытой, окутанной завесой тайны. А былины и народные сказания о нем распространены также далеко за пределами русской земли. И всем отлично известно, кто такой Илья Муромец. Биография богатыря располагает к написанию книг и созданию фильмов о самоотверженном защитнике.

Жизнеописание

Былинная биография


Илья Муромец с родителями. Лубок Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца», этот богатырь до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих). Калики, придя в дом к Илье, когда никого, кроме него, не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

Психиатры интерпретируют невозможность ходить Ильи Муромца как явление астазии-абазии при отсутствии органической патологии опорно-двигательного аппарата. Подобные нарушения характерны для диссоциативных (конверсионных) расстройств (ранее называвшихся истерией).

Историческая интерпретация

Согласно общепринятой версии, Илья Муромец родился в деревне Карачарово, неподалёку от Мурома (Владимирская область).

Некоторые историки XIX века высказывали предположение, что его малой родиной мог быть Карачев (Брянская область) и расположенный не так далеко от него город Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск Козелецкого района Черниговской области). Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским, а также том, что в первых упоминаниях о богатыре на территории южной Руси, его называли не Муромцем, а Моровлином, Муравлениным

. Стоит отметить, что первое летописное упоминание Моровийска относится к XII веку, Муром же в летописи упомянут под 862 годом. Кроме того, обсуждая это предположение, А. И. Соболевский отмечает, что Муром был известен в Киеве под искажённым названием Моров, что могло привести к упоминанию Ильи Муромца как «Моровца» в южнорусском фольклоре.

Илья Муромец как Илиас упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке Бернском» (Þiðreks saga) и в немецкой поэме «Ортнит».

Былины как жанр народного творчества, особенности изучения былин

Кратко:

Былина — жанр русских народных героических поэм о подвигах богатырей во имя родины и торжества справедливости. Например, «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула Селянинович» и др.

По содержанию различают былины богатырские (о воинских подвигах Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича и др.) и историко-бытовые (о жизни народных героев — Святогоре, Садко, Василии Буслаеве и т.п.). В былинах поэтически слиты мир реальный — Древняя Русь IX — XIII вв. (Киев, Новгород, Чернигов и т.д.) — и фантастический вымысел (Садко попадает к морскому царю, Соловей-разбойник посвистом губит все вокруг).

Сложены былины особым былинным (напевным) стихом без рифмы с тремя или двумя ударениями.

К художественным особенностям былин следует отнести замедленное действие, «общие места» (повторяющиеся описания), повторы, постоянные эпитеты и проч.

Былины послужили источником многочисленных литературных стилизаций и подражаний. Например, «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова; глава «Савелий, богатырь святорусский» (из третьей части «Крестьянка») в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Подробно:

Сложившись в период расцвета Древнерусского государства, былина выполняла функцию передачи исторических знаний, формировала патриотическое сознание. Герои ранних произведений имели явные мифологические черты, в частности обладали способностью перевоплощения (Вольга, или Волх Всеславьевич), в поздних образцах такие черты приписывались главным образом антагонистам героя (Соловей-разбойник, Змей), хотя все чаще встречалась персонификация сил, представлявших угрозу государству, а не отдельному лицу. Основанием для такой трансформации художественного сознания послужило монголо-татарское нашествие. Былины киевского цикла, на первый взгляд, отражали идеологию дружинного сословия, но по существу в них была заложена общенациональная идея. В монументальных образах «трех богатырей» — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, представлявших три основных сословия, нашли воплощение героические традиции русского народа.

Вместе с тем известны былины — апофеоз крестьянского труда. Так, Микула Селянинович противопоставляется князю Вольге и его «дружинушке хороброй»: не могут они с места сдвинуть его сошку, а крестьянский богатырь Микула забрасывает ее в кусты одной рукой. Полна глубокого философского смысла былина о Святогоре и сумочке с «тягой земной». Могучий богатырь Святогор ушел в землю, пытаясь сдвинуть с места «сумочку», а пахарь Микула легко несет «тягу земную». Еще один своеобразный цикл былин сгруппировался вокруг героев, принадлежавших к новгородской вольнице (Василий Буслаев, Садко).

Знакомство с русским героическим эпосом, без сомнения, полезно для подрастающего поколения. Идеи бескорыстного служения отечеству и народу имеют непреходящую воспитательную ценность. Однако язык и стиль подлинника трудны для детского восприятия, непонятны многие моменты содержания. Кроме того, публикация в известной степени разрушает целостность жанра, лишая эпические песни живого звучания. Не надо забывать о синкретизме фольклорного искусства, для которого характерно особое интонирование поэтической речи, даже в прозаических жанрах, не говоря уже о песенных.

Попытки сделать былинное повествование доступным широкому читателю предпринимались неоднократно, начиная с XIX столетия (А. К. Толстой). В советское время также осуществлялись пересказы былин, которые считались обязательной составляющей детского чтения. Одна из первых таких публикаций относится к 1949 г. И.В. Карнаухова пересказала ритмизованной прозой сюжеты о наиболее известных русских богатырях. Сохранив героическую природу эпоса, писательница освободила его язык от архаики, приблизив к детскому восприятию. Опыт оказался удачным, сборник неоднократно переиздавался.

Издания, предназначенные для взрослого читателя, как правило, снабжены соответствующими комментариями. Дети еще не умеют правильно пользоваться справочным аппаратом, поэтому целесообразно включать необходимые пояснения непосредственно в текст произведения. Этот принцип использован, в частности, Н.П. Колпаковой. Фольклорист, неутомимый собиратель и популяризатор народного творчества, Н.П. Колпакова дала былины в свободном пересказе, следуя за развитием сюжета (Л., 1960; М.,1973).

Возвращение былин в общеобразовательный курс литературы, безусловно, положительный факт, но он предъявляет строгие требования к учителю, поскольку формальное отношение к делу способно нанести только вред.

Описание Ильи Муромца в былинах

Герой сказаний был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу. Целителям его сила даже показалось чрезмерной, им пришлось ее уменьшить.

После этого старцы наказали богатырю отправиться на служение к князю Владимиру в Киев и предсказали, какое великое будущее его ожидает. Так начинается история побед героя над врагами:

  • половцами;
  • печенегами;
  • хазарами;
  • разбойниками;
  • лихими людьми.

Исцеленный герой сначала помогает родителям в их нелегком крестьянском труде, а затем отправляется в Киев. По наказу старцев он находит огромный камень и сдвигает его с места. Там оказываются доспехи и оружие. Прискакал к нему и вороной конь, способный выдержать вес могучего героя. Илья называет его ласково: Бурушка-косматушка и ведет с ним речи, как с человеком.

На одетом богатыре следующие доспехи:

  • кольчуга из металлических колец, защищающая от холодного оружия;
  • шлем, прикрывающий голову от стрел и ударов мечом.

Под стать богатырю и его оружие. Он вооружен:

  • большим двуручным мечом-кладенцом;
  • длинным копьем с металлическим наконечником;
  • щитом для обороны от стрел и оружия.

Особенности жанра былин

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя».1

Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины.2

Ответы и объяснения

Илья Муромец – это старославянский богатырь из сказок, являющийся главным героем былин тех времён. Судя по описанию, представленному в этих былинным рассказах, он был очень сильным, храбрым, волевым, добродушным и готовым всегда придти на помощь человеком. Во всех своих сражениях он как воин продемонстрировал не только свою храбрость и решительность, но и смелость. Родом он из небольшого села, которое находилось вблизи города Мурома. В этом селе он рос и жил до 33 лет.

У Ильи болели ноги (они были парализованы), поэтому он не мог ходить. В один прекрасный день к нему в дом пришли старцы, которые попросили у него воды напиться. Илья сказал им, что не может выполнить их просьбу, так как не может ходить. Но они попросили его выполнить их просьбу. Он согласился и решил встать. Вдруг Муромец почувствовал силу в ногах и встал на ноги. Напившись, старцы сообщили Илье, что через некоторое время он должен будет поехать на службу к князю Владимиру, а по дороге к нему встретит на развилке камень с надписью.

Илья поехал и по дороге увидел камень, на котором было написано сдвинуть его, чтобы продемонстрировать свою силушку богатырскую. Он его сдвинул. По пути он находит себе коня верного, доспехи и меч.

Одним из его знаменитых подвигов является поимка Соловья-разбойника, который со своим отрядом грабил людей на дороге, которая вела в Киев, и пугал всех своих противников сильным свистом. Илья побил этого разбойника.

Он участвовал во многих сражениях и преодолел много испытаний на своё пути, сражаясь за свою родную землю. Илья Муромец – это настоящий, храбрый и могучий воин своего времени, который с помощью былин на всегда остался в истории. Поэтому мы, люди, всегда будем помнить его, почитать, не забывать о любви к нашей Родине и стараться проявлять качества настоящего богатыря во всех наших делах.

Источник статьи: http://koreniz.ru/tasks/49671/

Основные (личностные) качества Ильи Муромца

Основными качествами Илья являются: мужество, сила, мудрость, трезвость, рассудительность и жизненный опыт.

Часто он побеждает врагов в одиночку.

Так несокрушимая сила его и воинское умение должны предостеречь всех, кто собирается идти войной на Киев.

Имея свою жизненную позицию, Илья ссорится с князем Владимиром.

За это его сажают в «погреба глубокие», где он должен умереть от голода и жажды. Никто не осмеливается нарушить приказ князя. Однако, княгиня Апраксевна приказывает тайно кормить Илью едой с княжеского стола. Поэтому он не теряет силу и в любое время готов выступить на защиту Киева.

Таким образом, он предстает перед народом как герой идущий в бой во имя «вдов, сирот и малоимущих детишек». Илья не стал совершать подвигов во имя «собаки князя Владимира».

При победе над царем Калина, он ведет себя дерзко и даже буйно.

Во многих былинах образ Ильи Муромца соотносится с умудренным опытом человеком. Его изображают седобородым стариком, едущим по полю на белом коне. Таким он нарисован и в картине Васнецова «Три богатыря».

Интересен сам факт передачи силы от Святогора, что имеет важный смысл.

Богатырь святорог обладает чрезмерной и бесполезной силой, поэтому он обречен на гибель. Илья Муромец же получает право называться преемником Святогора потому, что его сила приности пользу.

Так в русском варианте сказок, показано четкое противопоставление Ильи Муромца и Святогора.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Реклама :

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Реклама :

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Жизненный путь: легенды и факты

  1. 1168 год – Илья отправляется в Киев, чтобы служить князю Владимиру. Речь идет не о Владимире Красно Солнышко, который упомянут в былинах. Он умер в 1015 году, но народная молва продлила ему жизнь, сделав героям богатырских былин. И даже не о Владимире Мономахе – он закончил свою жизнь в 1125 году. Скорее всего, богатырь едет к Владимиру Мстиславовичу, который дважды захватывал и некоторое время удерживал власть в Киеве, поскольку это было время княжеских междоусобных войн. Большую же часть своей военной биографии Илья служил князю Святославу – правнуку Мономаха, – защищая Русь от половцев, а в дальнейшем – его сыну Игорю.
  2. К 1168 году относится и его наиболее известный подвиг – победа над Соловьем-Разбойником по дороге в Киев. Направлявшиеся в город торговые караваны нередко подвергались нападениям половцев и разбойников – хорошо обученных воинов, устраивавших засады и грабивших торговцев. Скорее всего, Илья победил одного из них, которого прозвали Соловьем за умение оглушительно свистеть. Он освободил прямой торговый путь к столице и завоевал благодарность не только правителя, но и народа.
  3. 1168–1178 годы – время военных походов. Будучи проницательным политиком, Святослав стремится объединить князей в целях противостояния внешнему врагу. Он предпринял первый успешный поход, в котором участвует и Илья. Разгромлено немало вражеских полчищ. По легендам, богатырь побеждает противников с помощью чудесных предметов – меча-кладенца и булавы, подаренной богатырем Святогором.
  4. Святослав принимает Илью в свою дружину. Крестьянский сын становится участником всех битв десятилетия, а затем – прославленным воином. Одно из преданий приписывает ему прозвище «Чеботок», полученное после того как Илья отбился от врагов чоботом, или сапогом.
  5. Защита границ страны, битвы с иноплеменными захватчиками, среди которых хазары, половцы, татары и полумифические Калин Царь, Тугарин, Идолище Поганое; походы в дальние земли, дружба или единоборство с другими богатырями, ссора с Владимиром Красно Солнышко – распространенные сюжеты былин. Они до сих пор не исследованы до конца, так же как и их связь с реальными историческими фактами.
  6. 1185 год – сын князя Игорь Святославич собирает дружину из семи тысяч воинов, которая отправляется в поход в половецкую землю. Русское войско терпит жестокое поражение. Это событие описано в «Слове о полку Игореве». В бою участвует Илья, чудом избежав гибели. После этих событий он принимает решение стать монахом и больше никогда не брать в руки оружия.
  7. В том же 1185 году Илья приезжает в Киево-Печерскую лавру. Постригший его игумен Василий выражает надежду, что воин будет защищать монастырь от половецких набегов, но Илья твердо заявляет о своем решении. Он принимает имя Илии, в честь пророка, и ведет аскетический образ жизни.
  8. 1 января 1188 года князь Рюрик Ростиславович нападает на Киев, приведя с собой союзников половцев (битва упоминается в «Повести временных лет»). Они врываются в лавру. Инок Илия, видя поругание святыни и смерть братьев, все-таки поднимает меч, но гибнет от удара копья в область сердца. Ему было примерно 45-50 лет.
  9. 1643 год – Илия, в числе 69 подвижников лавры, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
  10. 1963 год – состоялось первое исследование мощей Илии Печерского.

https://youtube.com/watch?v=H-4p26Pwrnk

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: