Уильям шекспиргамлет, принц датский

Краткое содержание «Гамлета»

Сюжет произведения основывается на историческом предании, долгие годы циркулировавшем в среде интеллектуальной элиты и не раз ставившегося на сцене. Новаторство переработки Шекспира состоит в подчинении событий единству духовной драмы. Прояснить смысл «Гамлета» за авторством Шекспира можно, только кратко проследив и уяснив события пьесы.

Первые три акта

Действие начинает завязываться в тот момент, когда юный Горацио и стражники, Марцелл и Бернардо рассказывают Гамлету о виденном ими страшном явлении. Глубокой ночью перед стенами замка Эльсинор появляется призрак почившего монарха. Принц в урочный час присоединяется к караулу и узнает во вновь явившемся призраке своего отца. Тот открывает ему тайну своей смерти. Вероломный Клавдий убил его, во время полуденного сна влив в ухо яд, после чего сам стал королем. Гамлет потрясен услышанным. Его прежняя неприязнь к Клавдию, соблазнившему вдову своего монаршего брата, мать Гамлета, обращается в ненависть. Он клянется отомстить убийце отца, но все же терзается сомнениями. Чтобы проверить, правда ли за преступлением стоит Клавдий, Гамлет с помощью прибывшей в замок актерской труппы воспроизводит сцену убийства. От увиденного венценосный злодей приходит в сильное волнение, бледнеет и убегает, тем самым подтверждая подозрения Гамлета. Наедине с собой, подслушиваемый спрятавшимся принцем, король кается в своих преступлениях.

Тем временем принц притворяется безумным. Желая узнать причину сумасшествия сына, король и королева обращаются за советом к Полонию. Тот предполагает, что все дело в любви Гамлета к дочери сановника Офелии. Он предлагает проследить за сумасшедшим, чтобы удостовериться в этом. Гамлет, встретив поджидавшую его Офелию во дворе, заявляет, что все его клятвы в любви были ложью и советует ей идти в монахини. Раскусив козни Полония и прикрываясь своей личиной безумца, принц раз за разом высмеивает его. Клавдий, посчитав племянника опасным для общества, решает отправить его в Англию.

Четвертый акт

Гамлет объясняется с матерью, раскрывая перед ней преступление Клавдия и жестоко упрекая ее. В порыве гнева он убивает спрятавшегося за ковром в покоях королевы Полония. Узнав об этом, Клавдий пугается и ускоряет отбытие Гамлета за море, отдавая приказ англичанам, чтобы те умертвили сумасшедшего принца. Узнав о кончине своего отца, Полония, Офелия повреждается умом, вскоре после чего кончает с собой.

Последний акт

Гамлет отплывает по приказу Клавдия, но на пиратском корабле возвращается в Данию. Здесь его уже подстерегает Лаэрт, сын Полония, жаждущий отомстить за своего отца. По наущению Клавдия, Лаэрт соглашается смазать свою рапиру ядом и подготовить кубок с отравленным вином. Главный герой соглашается на поединок. В ходе сражения противники ранят друг друга. Наблюдавшая за битвой королева Гертруда пригубляет из отравленного кубка и умирает. Принц протыкает шпагой Клавдия, тот погибает. Друг за другом гибнут Лаэрт и Гамлет. Горацио, свидетель трагедии, пересказывает ее прибывшему в замок норвежскому принцу Фортинбрасу.

Сочинения

Вечность проблем трагедии «Гамлет»История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет»Трагедия Шекспира «Гамлет»«Быть или не быть?» — главный вопрос пьесы «Гамлет» В. ШекспираГамлет — идеальный герой своего времениПроблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет»Любил ли Гамлет ОфелиюМонолог «Быть или не быть?» — высшая точка раздумий и сомнений ГамлетаПроблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет»Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет»Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»Личность ГамлетаХарактеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет»Трагедия «Гамлет» (1600-1601)Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет»Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет»: проблемы героя и жанраГамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрожденияТрагичен ли образ ГамлетаВ чем трагедия Офелии«Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургииТрагедия “Гамлет”Конфликт трагедии «Гамлет»Чем близок нам Гамлет сегодняГлавные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет»Мои размышления над образами Печорина и ГамлетаПроблема выбора в трагедии «Гамлет»Место действия и время трагедии «Гамлет»Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет»\»Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\» (по трагедии Шекспира \»Гамлет\»)Гамлет — личность обращенная к будущемуВечные трагедии человечестваЛегенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление ШекспиромДатский римлянин образ Горацио тень Гамлета«Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальностиТворчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мыслиПоэтическая трагедия «Гамлет»Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедииТрагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивыГамлет наш современникЭтот мир «Гамлета» значение второстепенных героевМастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет»Образ Гамлета. Предварительные замечанияВызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет» трагедия главного герояГамлет и его высокое понятие о честиГамлет сценический и Гамлет внутреннийВ чем для нас тайна ГамлетаНевидимые лица трагедии. Отец ГамлетаГамлет и Дон КихотНовый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознанияЯ исповедую ГамлетаОбраз Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемыСудьба и жизнь. Два короля Гамлет и КлавдийСцена на кладбище в трагедии «Гамлет»Завязка трагедии «Гамлет»Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»Трагедия «Гамлет» Уильяма ШекспираЗначение «Гамлета» в духовной истории человечестваДеление действия на пять частей в трагедии «Гамлет»Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет»Что вкладывает Гамлет в понятие «человек»В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и ПечоринаГамлет герой Шекспира«Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет»Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет»Трагический конфликт принца ГамлетаРазличие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет»Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет»Развязка трагедии «Гамлет»Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет»Загадка сюжета трагедии «Гамлет»Художественный образ ГамлетаПроблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант)Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира)Многогранность шекспировских характеров образ ОфелииФилософская глубина «Гамлета»Наш современник Вильям ШекспирЭпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет»Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант)Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедииТрагедия разбуженного сознанияЛюбовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет»Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

Умрёт ли человек, если ему налить яд в ухо?

Каждому знакома сцена появления тени отца Гамлета, где призрак рассказывает о совершённом злодеянии — Клавдий влил яд белены в ухо спящему брату — отцу Гамлета.

Статья по теме

От Библии до Шекспира: чьи сюжеты использовал Верди

Клавдий влил в ухо отца Гамлета сок белены — растения, которое считается одним из самых ядовитых.

Если сок белены попадает в организм человека, спустя несколько минут возникает спутанность сознания, сильное возбуждение, головокружение, зрительные галлюцинации, охриплость голоса, сухость во рту. Глаза начинают блестеть, зрачки расширяются. Пострадавшему чудятся кошмары, а затем наступает потеря сознания. Смерть наступает при параличе дыхательного центра и сосудистой недостаточности.

Уильям Шекспир описывает случай отравления ядом белены таким образом:

…Когда я спал в саду В своё послеобеденное время, В мой уголок прокрался дядя твой С проклятым соком белены во фляге И мне в ушную полость влил настой, Чьё действие в таком раздоре с кровью, Что мигом обегает, словно ртуть, Все внутренние переходы тела, Створаживая кровь, как молоко, С которым каплю уксуса смешали. Так было и со мной. Сплошной лишай Покрыл мгновенно пакостной и гнойной Коростой, как у Лазаря, кругом Всю кожу мне. Так был рукою брата я во сне Лишён короны, жизни, королевы… (Акт 1, сц. 5)


«Пьесы Уильяма Шекспира». Джон Гилберт, 1849 год. Commons.wikimedia.org

Кто такой Йорик и какова была его судьба?

Йорик (англ. Yorick) — персонаж пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет», бывший королевский скоморох и шут. Его череп был вырыт могильщиком в 5 акте 1 сцене пьесы.

Гамлет: Покажи мне. (Берёт череп.) Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио; человек бесконечно остроумный, чудеснейший выдумщик; он тысячу раз носил меня на спине; а теперь — как отвратительно мне это себе представить! У меня к горлу подступает при одной мысли. Здесь были эти губы, которые я целовал сам не знаю сколько раз. — Где теперь твои шутки? Твои дурачества? Твои песни? Твои вспышки веселья, от которых всякий раз хохотал весь стол? (Акт 5, сц. 1)

В пьесе «Гамлет» Йорик — шут, которого знал и любил главный герой, — упоминается мёртвым. В сцене на кладбище могильщик выбрасывает из ямы его череп. В руках Гамлета череп Йорика символизирует бренность жизни и равенство всех людей перед лицом смерти. По черепу трудно сказать, кем был его обладатель, поскольку после смерти от человека остаются обезличенные останки, а тело становится прахом.

Шекспироведы расходятся во мнениях относительно этимологии имени героя. Одни считают, что «Йорик» происходит от скандинавского имени Эрик; другие полагают, что это датский эквивалент имени Георг, а третьи, что это имя образовано от имени Рорик, так называли деда Гамлета по материнской линии. Некоторые же считают, что возможным прототипом Йорика явился актёр-комик Ричард Тарлтон — любимый шут Елизаветы I.

Гамлет в фильмах и спектаклях

Количество театральных и кинопостановок бессмертного произведения не поддается счету. Первым образ шекспировского Гамлета воплотил Ричард Бербедж в лондонском театре «Глобус» в начале XVII века. В кино Гамлет появился в 1907 году — француз Жорж Мельес представил зрителям немой короткометражный фильм.

В 1964 году Григорий Козинцев снял двухсерийную драму, выбрав на ключевую роль неподражаемого Иннокентия Смоктуновского. За 10 лет до экранизации Козинцев ставил пьесу в театре драмы им. Пушкина, и проходила она с оглушительным успехом. Экранизацию ждала такая же популярность. Вынашивая идею о фильме, постановщик сразу определился с Гамлетом. Впрочем, актеры на роли других действующих лиц не уступали в таланте Смоктуновскому. Офелию сыграла хрупкая Анастасия Вертинская, Клавдия — Михаил Названов, Гертруду — Эльза Радзинь.

Бенедикт Камбербэтч в роли Гамлета В 1990 году Франко Дзеффирелли представил свою версию «Гамлета», где принца сыграл Мел Гибсон. Режиссер Кеннет Брана представил зрителям в 1996 году экранизацию пьесы, выступив и как исполнитель роли Гамлета. В британском фильме 2009 года публика увидела в образе принца датского артиста Дэвида Теннанта.

Спектакль 2013 года «Гамлет | Коллаж» канадского режиссера Робера Лепажа покорил публику нестандартностью, став гвоздем сезона Театра Наций. Необычность работы в том, что все образы воплотил Евгений Миронов, а в самой постановке применены высокие 3D-технологии. Актер являет миру чудеса перевоплощения, мгновенно меняя образы главных героев. Авторы постановки сумели гармонично объединить цирковые трюки и анимацию, усиленные блестящей актерской игрой. Биография Гамлета при этом претерпела значительные изменения.

Восторг английских театралов в 2015 году вызвал спектакль с участием Бенедикта Камбербэтча. Весной 2021 года в Петербургском Малом драматическом театре Лев Додин презентовал нового «Гамлета», где образ принца воплотил на сцене Данила Козловский. Режиссер переориентировал помыслы Гамлета с жажды восстановления справедливости к мести в чистом ее проявлении. Юноша предстает одержимым убийцей. Офелию играет Елизавета Боярская. В 2021 году вышла телепостановка шекспировской пьесы, где в роли Гамлета — Эндрю Скотт.

Критика

Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой  называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов»,  «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».

В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « <…> это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.

С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».

Психолог Л.С

Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет — мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях»

А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».

Интересные факты

  • Роль Гамлета — самая длинная в пьесах Шекспира. Объем текста, звучащего из его уст, составляет 1506 строк. Да и в целом трагедия крупнее других работ автора — растянулась на 4 тысячи строк.
  • Для современников автора трагедия была повестью о кровной мести. И только в конце XVIII века Иоганн Гете перевернул восприятие произведения — увидел в главном персонаже не мстителя, а думающего представителя эпохи Возрождения.
  • В 2012 году персонаж занял второе место в «Книге рекордов Гиннесса» по частоте появления книжных героев из числа людей в кино и на телевидении (в лидерах оказался Шерлок Холмс).

АКТ 5

СЦЕНА 1

У могильщиков темой спора стало, как хоронить Офелию, по-христиански или нет. Гамлет прохаживается по кладбищу и видит, как один из могильщиков, роя могилу, выбрасывает из нее кости и черепа. Принц поднимает один из них, пристально рассматривает находку, которая пролежала в земле как минимум 23 года. Как оказалось, череп принадлежал Йорику, королевскому шуту. Гамлет, обращаясь к Горацио, произносит свой знаменитый монолог, параллельно размышляя о бренности жизни.

Похоронная процессия. Гамлет не рискует подойти ближе. Раздается голос Лаэрта, произносящего имя сестры. Это были ее похороны. Для Гамлета это было полной неожиданностью. Лаэрт соскакивает в свежевырытую могилу, желая чтобы его засыпали вместе с сестрой. Гамлет прыгает следом за ним, пытаясь вытащить обезумевшего от горя Лаэрта. Ссора между молодыми людьми превращается в драку. Их вынуждены разнять. Молодые люди договариваются о дуэли.

СЦЕНА 2

Гамлет рассказывает другу о письме короля, обнаруженное им на корабле, чей текст гласил об убийстве принца по прибытии в страну. Гамлет подправил содержимое, отдавая приказ вместо него ликвидировать подателей письма. Отцовская печатка была с собой. Принц понимал, что подставил друзей на верную смерть, но совесть по их поводу его не мучила.

Гамлет сожалеет о размолвке с Лаэртом. Он хочет с ним помириться. Озрик докладывает Гамлету, что король поставил против Лаэрта большой заклад в виде шести берберийских скакунов. Гамлет принимает решение участвовать в бое. Горацио пытается отговорить друга от этой затеи.

Принц приносит извинения Лаэрту. Лаэрт принимает прощение. Начинается сражение. Король ловким движением руки подливает в бокал вина яд. Королева поднимает кубок с вином, предвкушая успех сына и выпивает его.

В разгар сражения Гамлет получает ранение. По правилам дуэли мужчины должны поменяться оружием. Теперь очередь принца. Гамлет отравленной рапирой задевает соперника. Королева понимает, что отравилась. Гамлет требует отыскать предателя. Лаэрт признается, что виновник король. Это была его идея отравить вино и рапиру. Гамлет с ожесточением вонзает рапиру в короля. Король умирает следом за королевой. Перед смертью Лаэрт прощает Гамлета. Горацио хватает кубок с отравленным зельем, но Гамлет выбивает у друга чашу. Он просит его донести до народа всю правду о случившемся.

Где-то вдалеке слышен марш и выстрелы. Фортинбрас вернулся с полной победой над врагом. Умирая, Гамлет признает полное право Фортинбраса на престол. Фортинбрас отдает приказ похоронить Гамлета, как настоящего воина, с честью. Звучит похоронный марш. Тела уносят. Раздается пушечный залп.

АКТ 2

СЦЕНА 1

Доверенное лицо Полония, Рейнальдо отправляется во Францию с целью разузнать о поведении Лаэрта. С кем общается, о чем речи ведет, какие мысли его посещают вдали от родных мест.

Офелия обеспокоена поведением Гамлета. Он словно безумец. Полоний уверен, что причина кроется в любви к его дочери. Он делится подозрениями с Клавдием.

СЦЕНА 2

Клавдий с королевой решают через друзей Гамлета выяснить причину столь безумного поведения. Вольтиманд привозит ответ на послание норвежцам. Фортинбрасу запрещено воевать с Данией. Юного наследника отправляют воевать с Польшей. Король доволен таким положением вещей.

Полоний делится с королем состоянием Гамлета. Он искренне считает, что причина подобного поведения любовь к Офелии.

Беседуя с Розенкранцем и Гильденстерном, Гамлет дает Дании новое определение – тюрьма. Принц понимает, что их приезд не является добровольным.

В Эльсинор по приглашению Розенкранца и Гильденстерна прибывают трагики. Принц искренне рад встрече с ними. Он открыто проявляет к ним интерес. Гамлет просит одного из них прочитать сцену, где обыгран момент убийства короля. Один из отрывков был написан им собственноручно. Актеры не против импровизации. Гамлет хочет понаблюдать за дядей во время представления. Убийца обязательно должен себя выдать.

Тезисный пересказ

Перечень и описание главных и второстепенных героев уже дают примерное представление о сюжете «Гамлета». Лучше узнать о содержании трагедии по актам позволит ее краткий пересказ.

В начале первого акта перед ночной стражей замка является призрак умершего короля. Незадолго до этого принявший бразды правления Клавдий решил взять в супруги вдову брата. После похорон отца и нового замужества матери Гамлет стремится вернуться в Виттенберг, но король и королева убеждают его повременить с продолжением учебы в университете. Принц датский тяжело переживает смерть отца, его страдания усиливает скорое замужество матери.

Узнав от Горация о появлении в замке призрака, Гамлет решает лично встретиться с ним. От духа покойного юноша узнает правду о смерти короля и обещает отомстить коварному убийце – своему родному дяде. Клавдий замечает, что принц изменился, и поручает его бывшим одноклассникам узнать, что стало этому причиной.

В замке появляются путешествующие актеры. Принц поручает им инсценировать постановку, к которой он сам напишет слова и сценарий. Король уходит с представления в кульминационный момент, когда актеры детально воссоздали сцену убийства отца Гамлета. Во время разговора с матерью принц принимает спрятавшегося за ковром советника за короля и пронзает его через ткань шпагой.

Гамлета вместе со старыми школьными приятелями отправляют в Англию. Король вручает им пакет, в котором содержится распоряжение казнить принца по прибытию в эту страну, но Гамлет подменил его. По пути на судно нападают пираты, которые высаживают наследника престола нагим на берег. Офелия не в себе после смерти отца, вскоре она тонет в реке.

Король подстраивает схватку на рапирах между Гамлетом и вернувшимся из Франции Лаэртом. Они оба погибают из-за ран, нанесенных лезвием, которое сын Полония предварительно смазал ядовитой мазью. Умирает и Гертруда, отпив отравленного вина, которое король приготовил для Гамлета. Перед смертью принц датский наносит смертельный удар Клавдию, а затем подносит к его губам кубок с отравой. Горацио объявляет народу о происшедших в замке событиях.

История создания

Анализированное произведение У. Шекспир создал в 1600-1601 гг. Существует две основные версии истории создания «Гамлета». Согласно первой, источником сюжета послужила пьеса Томаса Кида, автора «Испанской трагедии». Произведение Кида до наших дней не сохранилось.

Многие литературоведы склоняются к мнению, что сюжет шекспировской трагедии восходит к легенде о короле Ютландии, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в книге «Деяния данов». Главный герой этой легенды – Амлет. Его отца убил родной брат, позавидовав богатству. Совершив убийство, он женился на матери Амлета. Принц узнал о причине смерти отца и решил отомстить дяде. Шекспир детально воспроизвел эти события, но в сравнении с первоисточником, уделил больше внимания психологии персонажей.

Пьеса У. Шекспира была поставлена в год написания в театре «Глобус».

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Гамлет»
  • для самых компанейских — Главные герои «Гамлет»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Гамлет»

Образ и биография Гамлета

В основе сюжета пьесы лежит жажда отмщения принца датского действующему королю Дании, Клавдию, за убийство своего отца. Гамлет прибывает из Виттенбергского университета на похороны отца. В это же время друзья принца, несущие по ночам караул, встречаются с призраком, называющим себя умершим правителем. Юноши сообщают об этом Гамлету, и вскоре герой сам видит привидение.

Молодому человеку удается поговорить с ночной тенью, которая ведает следующее: короля отравил Клавдий, когда правитель мирно отдыхал в саду. Призрак молит сына отомстить за него. Гамлет решает притвориться сумасшедшим, чтобы вывести дядю на чистую воду. При этом персонаж продолжает скорбеть о потере отца — его страдания усугубляет предательство матери, Гертруды — сразу после кончины мужа женщина вышла замуж за его брата Клавдия.

Первой подозревать о безумстве Гамлета начала Офелия, дочь Полония, прислуживающего новому королю. Вскоре новость о том, что принц сошел с ума, долетела и до Клавдия. Но монарха не так просто провести, он отправляет друзей юноши — Розенкранца и Гильдестерна — выяснить, по-настоящему ли безумен племянник. Цель подосланных товарищей Гамлет тут же раскрывает, поэтому продолжает играть в умалишенного.

Приезд в город артистов вдохновляет героя на новую «проверку» виновности Клавдия. Гамлет просит труппу вставить в пьесу «Мышеловка» стихи собственного сочинения об убийстве короля его братом. Присутствующий на представлении муж Гертруды не выдерживает прямого указания на вину и покидает театр, тем самым выдав преступление. Принца Гамлета приглашает в покои королева, возмущенная поведением сына. Во время разговора тот ошибочно принимает спрятавшегося за ковром Полония за короля и пронзает его шпагой.

Гамлет и Офелия (Лоренс Оливье и Вивьен Ли) Потрясенный убийством отца, из Парижа приезжает Лаэрт. Дома юношу ожидает еще один сюрприз — с ума сходит его сестра Офелия. Клавдий решает уничтожить Гамлета руками разгневанного Лаэрта, придумав хитрую идею: отпрыск Полония встретится с принцем в поединке, в котором поразит его отравленным мечом.

Перед поединком правитель для верности ставит на стол кубок с вином и ядом, чтобы дать выпить Гамлету. В этом представлении суждено было умереть всем: Лаэрт ранил противника, при смене рапир принц датский нанес смертельный удар ядовитым мечом Лаэрту и королю, королева же случайно выпила отравленное вино.

При анализе произведения литературоведы дают вполне конкретную характеристику герою. Главный персонаж трагедии становится мизантропом, потому что оставаться филантропом, храня при этом честь, в таком обществе невозможно. По соционике тип личности Гамлета — этико-интуитивный экстраверт: нетерпимый к злу романтик склонен к бесконечным рассуждениям, сомнениям и колебаниям, сосредоточен на глобальных проблемах человечества. Задается вопросами, достойны ли люди счастья, в чем смысл жизни, есть ли возможность искоренить зло.

Сара Бернар в роли Гамлета, 1899 год Гуманиста, человека нового времени, его терзает необходимость отомстить. Но решения даются Гамлету с трудом, потому как он не уверен в том, что мир изменится к лучшему с уходом Клавдия. Да и убийство сравняет его с теми, кто на «темной стороне». Героя ждут сплошные разочарования, даже в любви. Он приходит к выводу, что человек — существо слабое перед злом. Не может смириться с несправедливостью, но и найти силы на решительные шаги тоже непросто.

Философская суть «Гамлета» — трагедия конфликта высокой личности с обществом, где процветают ложь, предательство и лицемерие. Рассуждения принца говорят о внутренней борьбе, герой разрывается между чувством долга и своим мировоззрением. А знаменитый монолог «Быть или не быть» не просто отражает вопрос всех времен: что проще — смириться с несчастьями и продолжать жить или же прекратить душевные страдания смертью. На первый план выводится вопрос о выборе: бороться с несправедливостью или же бездействовать.

Темы

  1. Месть Гамлета. Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла. Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения. Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.
  2. Любовь Гамлета. До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь. Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным. Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.
  3. Дружба Гамлета. Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе. Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.

Проблемы

Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.

Одна из главных – проблема выбора, с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.

Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?

Акт четвертый

Сцена первая

В зале королева рассказывает Клавдию, что Гамлет в порыве безумства убил Полония, подумав, что это крыса. О своем поступке он якобы кается, но, по ее мнению, он опасен для всех придворных.

Король зовет Розенкранца и Гильденстерна, чтобы те поскорее нашли Гамлета и покойного Полония. Его тело надлежит отнести в часовню.

Сцена вторая

Розенкранц и Гильденстерн находят Гамлета, который уже захоронил тело Полония в земле. Оба просят его отдать тело, чтобы отнести в часовню, а самого Гамлета отвести к королю. Принц намекает, что друзья стали губками на службе у короля, который выжимает из них все сведения.

Принц пренебрежительно дает ответы бывшим товарищам и направляется к королю.

Сцена третья

Клавдий знает, что Гамлета поддерживает народ, поэтому собирается представить его отъезд давно запланированным и добровольным.

Розенкранц сообщает королю, что Гамлет отказался сообщать, где именно сейчас находится тело Полония, но сам явился к королю. В беседе с дядей принц сообщает, что тело захоронил недалеко от галереи. Клавдий просит Гамлета немедля покинуть Данию и отправиться в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна. Тот намекает на печальную участь королей и во всем соглашается с дядей. Сам король уже направил англичанам письмо с требованием умертвить Гамлета.

Сцена четвертая

На равнине принц замечает войско норвежского принца, который сообщает, что идет на Польшу, чтобы заполучить никем не занятый клочок земли.

Сам Гамлет рассуждает, что войско идет ни за что сражаться, а сам принц не может отомстить за смерть отца и честь матери. Горе ему, если он не придумает, как убить дядю.

Сцена пятая

Дворецкий просит королеву принять несчастную Офелию, которая стала безумна после вести о смерти отца. Девушка все время поет странные песни. Гораций сообщает королю и королеве о бунте среди датчан, который возглавляет озлобленный Лаэрт, сын покойного Полония. Король опасается, что молва обвинит его в этом злодеянии.

В беседе с Клавдием Лаэрт успокаивается, но увидев сошедшую с ума сестру, жаждет мести. Король предлагает ему учредить беспристрастный суд и наказать виновных.

Сцена шестая

Действие происходит в другой комнате. К Горацио заходят моряки с письмом от Гамлета. В письме говорится, что он попал в плен к пиратам, чувствует себя хорошо и имеет много новостей, а моряки, которые пришли к нему, должны отдать письма для короля и королевы. После этого Гораций должен последовать за ними.

Прочитав письмо, Горацио делает так, как там написано.

Сцена седьмая

Беседуя с Лаэртом, король намекает юноше, что теперь они — союзники, так как имеют общего врага в лице Гамлета. Их разговор прерывает гонец с письмом от принца, в котором он сообщает и прибыл нагим на датскую землю и немедля ждем встречи с ним. Обсуждая план мести с королем, Лаэрт принял решение убить Гамлета в поединке шпагами, предварительно обмазав наконечник ядом. Король подстраивает их встречу в формате дружеского поединка.

Тут в зал врывается королева с вестью, что Офелия утонула в озере. Ярость вновь закипает в Лаэрте, поэтому король и королева последовали за ним, когда тот удалился.

Считается ли ядовитой белена?

Белена — двулетнее травянистое растение, имеющее неприятный запах. Корень напоминает петрушку, мягкий, сочный, с кисло-сладким вкусом.

Ядовитым считается всё растение. Отравление беленой возможно либо при употреблении молодых сладких ростков и цветов (апрель – май), либо при поедании семян. Они считаются самыми токсичными в растении. Симптомы отравления проявляются уже через 15–20 минут.

Растёт белена по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах. Во время цветения от растения идёт довольно неприятный запах. Даже животные, у которых гораздо чувствительнее обоняние, обходят белену стороной.

Первая помощь включает в себя действия по выведению яда из организма, для этого, в первую очередь, необходимо прочистить кишечник. При повышенной температуре необходимо наложить на голову холодную повязку. Обязательно надо вызвать скорую помощь.

Анализ — идея трагедии принца датского Гамлета

Основная идея Шекспира заключалась в желании показать психологические портреты современников на основе феодализма «тёмных времён», вырастающее в обществе новое поколение, которое может изменить мир к лучшему. Грамотное, ищущее и свободолюбивое. Не случайно в пьесе Дания названа тюрьмой, которой по мнению автора являлось всё общество того времени. Но гениальность Шекспира выразилась в умении описать всё в полутонах, не скатываясь к гротеску. Большинство персонажей являются людьми положительными и уважаемыми по канонам того времени, они рассуждают вполне здраво и справедливо.

Гамлет показан как человек склонный к самоанализу, духовно сильный, но всё ещё связанный условностями. Невозможность действовать, неумение, роднит его с «лишними людьми» русской литературы. Но он несёт в себе заряд моральной чистоты и стремления общества к лучшему. Гениальность этого произведения заключается в том, что все эти вопросы актуальны и в современном мире, во всех странах и на всех континентах, вне зависимости от политического устройства. А язык и строфа английского драматурга пленяют своим совершенством и оригинальностью, заставляют перечитывать произведения по нескольку раз, обращаться к спектаклям, слушать постановки, искать что-то новое, спрятанное в глубине веков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: