Александр куприн: молох

Краткое содержание «Чудесный доктор»

Рассказ «Чудесный доктор» Куприна был написан в 1897 году и, по словам автора, основан на реальных событиях. Литературные критики отмечают в произведении признаки рождественского рассказа.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Чудесного доктора». На уроках литературы рассказ изучается в рамках домашнего чтения.

Мерцалов Емельян – отец семейства. Работал управляющим дома, но после болезни лишился работы, и его семья осталась без средств на существование.

Профессор Пирогов – врач, с которым Мерцалов познакомился в общественном саду, помог семье Мерцалова. Реальный прототип героя – великий русский медик Н. И. Пирогов.

Елизавета Ивановна – жена Мерцалова.

Гриша (Григорий) – старший сын Мерцалова, ему 10 лет.

Володя – младший сын Мерцалова.

Машутка – дочь Мерцалова, «девочка лет семи».

Киев, «лет около тридцати тому назад». Двадцатиградусный мороз. Два мальчика, Мерцаловы Володя и Гриша, «более пяти минут» простояли, рассматривая витрину гастрономического магазина. Сами они с утра ели только пустые щи. Вздохнув, ребята торопливо побежали домой.

Мать отправляла их в город с поручением – попросить денег у барина, у которого ранее служил их отец. Однако швейцар барина прогнал мальчиков.

«В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью». Сначала сам Мерцалов заболел брюшным тифом. Пока он лечился, его уволили с работы.

Начали болеть дети. Три месяца назад умерла их младшая дочь. И вот, чтобы найти деньги на лекарство Машутке, Мерцалов бегал по городу «клянча и унижаясь».

Но все находили причины отказать или просто выгоняли.

Вернувшись домой, Мерцалов узнает, что барин ничем не помог, и вскоре снова уходит, объяснив, что попробует хотя бы попросить милостыню. «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи».

Присев на скамейку в общественном саду, Мерцалов в отчаянии уже задумался о самоубийстве, но заметил идущего по аллее старика. Незнакомец присел рядом с Мерцаловым и принялся рассказывать, что купил знакомым ребятам подарки, но решил по дороге зайти в сад. Неожиданно Мерцалова охватил «прилив отчаянной злобы».

Старик же не рассердился, а попросил рассказать все подробнее. «В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие». Дослушав Мерцалова, старик объяснил, что он врач, и попросил отвести его к больной девочке.

Доктор осмотрел Машутку, распорядился, чтобы принесли дров и растопили печку. Выписав рецепт, незнакомец быстро ушел.

Выбежав в коридор, Мерцалов спросил имя благодетеля, но тот ответил, чтобы мужчина не выдумывал пустяков и возвращался домой. Приятной неожиданностью стали деньги, которые доктор оставит под чайным блюдцем вместе с рецептом.

Рассказчик слышал эту историю от самого Гришки, который теперь «занимает крупный, ответственный пост в одном из банков».

Каждый раз, рассказывая об этом случае, Григорий прибавляет: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью». Его отец нашел работу, Машутка выздоровела, братья начали учиться в гимназии.

Доктора они с тех пор видели только раз – «когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню».

Предлагаемый пересказ «Чудесного доктора» будет полезен школьникам при подготовке к урокам литературы и проверочным работам.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Будь в числе первых на доске почета

Река жизни

В рассказе «Река жизни» описывается уклад жизни в меблированных комнатах. Автор повествует о хозяйке заведения – Анне Фридриховне, ее женихе и детях. Однажды в этом «царстве пошлости» происходит чрезвычайное происшествие. Незнакомый студент снимает комнату и закрывается там, чтобы написать письмо. Будучи участником революционного движения, он попадает на допрос. Студент струсил и выдал своих товарищей. Из-за этого он не смог дальше жить и покончил жизнь самоубийством.

Произведение «Скворцы» повествует о перелетных птицах, которые первыми возвращаются в родные края после зимы. Рассказывается о трудностях, встречающихся на пути странников. К возвращению птиц в Россию люди подготавливают им скворечники, которые быстро занимают воробьи. Поэтому по прилету скворцам приходится выселять непрошеных гостей. После чего происходит заселение новых жильцов. Прожив определенный срок, птицы вновь улетают на юг.

III

В угловой башне была келья испанской военной тюрьмы. На одно мгновение красный огонек, светивший из ее окна, затмился, и за решеткой силуэтом обрисовалась фигура человека. Кто-то посмотрел оттуда на темное море и отошел. Огонек опять заколебался красными отражениями на верхушках валов.

Это был Хуан-Мария-Хозе-Мигуэль-Диац, инсургент и флибустьер. В прошлое восстание испанцы взяли его в плен и приговорили к смерти, но затем, по прихоти чьего-то милосердия, он был помилован. Ему подарили жизнь, то есть привезли на этот остров и посадили в башню. Здесь с него сняли оковы. Они были не нужны: стены были из камня, в окне – толстая железная решетка, за окном – море. Его жизнь состояла в том, что он мог смотреть в окно на далекий берег… И вспоминать… И, может быть, еще – надеяться.

Первое время, в светлые дни, когда солнце сверкало на верхушках синих волн и выдвигало далекий берег, он подолгу смотрел туда, вглядываясь в очертания родных гор, в выступавшие неясными извилинами ущелья, в чуть заметные пятнышки далеких деревень… Угадывал бухты, дороги, горные тропинки, по которым, казалось ему, бродят легкие тени и среди них одна, когда-то близкая ему… Он ждал, что в горах опять засверкают огоньки выстрелов с клубками дыма, что по волнам оттуда, с дальнего берега, понесутся паруса с родным флагом возмущенья и свободы

Он готовился к этому и терпеливо, осторожно, настойчиво долбил камень около ржавой решетки

Другие персонажи

Шамиль – имам, предводитель кавказских горцев, враг Хаджи-Мурата.

Михаил Семенович Воронцов – главнокомандующий войсками на Кавказе, умный, дальновидный стратег.

Семен Михайлович Воронцов – сын Михаила Воронцова, флигель-адъютант.

Марья Васильевна Воронцова – супруга Семена Воронцова, умная, тонкая женщина.

Николай I – русский император.

Чернышев Александр Иванович – военный министр России.

Элдар, Ханефи, Гамзало, Хан-Магома – верные помощники Хаджи-Мурата, его мюриды.

Марья Дмитриевна – сожительница офицера Петрова.

Лорис-Меликов – адъютанта Семена Воронцова, приставленный к Хаджи-Мурату.

Бутлер – молодой, красивый офицер, влюбленный в Марью Дмитриевну.

Садо – чеченец, житель аула Макхет, близкий знакомый Хаджи-Мурата.

Сюжет и композиция

Очерк сочетает в себе две, казалось бы, противоположные черты – динамичность и созерцательность. Произведение начинается с диалога, предвосхищающего настроение всего текста. Читатель не знает, кто разговаривает, но предполагает, что это моряки (упоминание о буре) и люди одной профессии (коллегиальное обращение «товарищ»).

Беседующие капрал и часовой замирают в ожидании приближающейся бури. Следующий за диалогом пейзаж не только передаёт тревожное настроение людей, но и является блестящей художественной миниатюрой. В пейзаже сочетаются стихии воды, огня (разгорается закат, облака загораются одно за другим), воздуха (ветер, облака). Этот пейзаж – экспозиция для событий, связанных с отношениями между людьми. Завязка во второй части: запоздалый рыбак вынужден пристать к форту, потому что море страшнее испанских ружей. Люди пренебрегают правилами перед лицом стихии, проявляя смирение или милосердие. Привязанная в бухте лодка – одна из составляющих случайностей, приведших к побегу.

В третьей части появляется главный герой очерка — Хуан-Мария-Хозе-Мигуэль-Диац. Все дальнейшие события, кроме развязки, описаны с точки зрения главного героя. Гуманист Короленко старательно обходит вопрос вины мятежника и флибустьера. Его интересует только психология человека, лишённого свободы. В третьей части рассказана история пребывания мятежника в испанской тюрьме в угловой башне на острове, где он провёл десятилетия.

Четвёртая часть о внезапно налетевшей буре, совпавшей со звуками восстания на берегу. Это толчок к пробуждению героя.

В пятой главе Диац делает свой выбор: свобода дороже жизни.

В шестой главе читатель в последний раз видит героя, который ныряет на лодке в хаос и бурю.

Развязка в седьмой главе объясняет название очерка: «Море дало ему несколько мгновений свободы». Молодой офицер дон Фернандо, ищущий беглеца, сочувствует преступнику: «Не стоит ли один миг настоящей жизни целых годов прозябанья?» Это рассуждение становится основной мыслью очерка.

«Молох», анализ повести Куприна

Творчество Александра Ивановича Куприна (1870 — 1938) продолжало традиции критического реализма конца XIX века. Однако, обращаясь к анализу его произведений, становится понятно, насколько тесно связана биография этого человека с его писательской деятельностью. Общеизвестен факт: оставив в 1894 году военную службу (о которой он напишет впоследствии потрясающе правдивую повесть о русской армии «Поединок»), Куприн в течение последующих десяти лет скитался по Руси, испробовав множество профессий — от тапера в цирке до грузчика на астраханских пристанях, от лесного объездчика до управляющего имением, был псаломщиком и даже зубным врачом. В результате Куприн создал более ста произведений разных жанров.

Посетив промышленный район Донбасса, переживавшего период бурного развития, в 1896 году Александр Куприн публикует повесть «Молох», принесшую молодому автору широкую известность. В качестве названия автор использует имя легендарного бога Молоха, которому древние аммонитяне приносили в жертву через сожжение живых детей, в основном отпрысков знатных семей. Конечно, в повести этот образ многозначен: это и символ буржуазного прогресса, и крупный сталелитейный завод, где разворачивается действие повести, и, наконец, член правления завода — миллионер Квашнин, чей образ гиперболизирован и обезличен.

В повести нашла отражение и тема народных выступлений — бунта рабочих. Но, судя по воспоминаниям Н.Михайловского, заведовавшего художественным отделом «Русского богатства», где была напечатана повесть, Куприн переписал последние главы, описывающие бунт рабочих на заводе, очевидно, из-за цензурных соображений.

Главным героем становится типичный герой конца XIX века — интеллигент Бобров, ищущий правду жизни. Его по праву можно считать резонером — выразителем авторского неприятия буржуазной действительности. Тем не менее многие критики обвинили героя в нерешительности, свойственной интеллигентам. Однако в финале мы видим сцену, когда инженер Бобров мечется по заводской территории, подавляя в своем раздвоенном сознании желание взорвать заводские котлы, приобщившись к бунту рабочих.

Вообще, чтобы поступки инженера Боброва стали больше понятны читателю, Куприн очень много места уделяет «диалектике души», то есть изображению внутреннего состояния героя, его душевных переживаний. Кроме того, Бобров испытывает муки «любовной пытки» к Ниночке Зиненко, которая, по его словам, «тоже готова себя продать», «продать свою молодость, свое девственное тело» за миллионы отвратительного дельца Квашнина. Сознание собственного бессилия мучает инженера, и только доктор Гольдберг спасает героя душеспасительными беседами и впрыскиваниями морфия.

Повесть в итоге получилась не социально-политической, как, возможно, задумывалась вначале, а социально-психологической. Следовательно, вполне объяснимо, почему объектом изображения Куприна стала судьба инженера Боброва, а не судьбы рабочих и зарождающееся революционное движение. В «Молохе» писатель, конечно, изобразил выступление рабочих (и «бабий бунт»), даже объяснил и в какой-то степени оправдал его. Но так как сути революционного движения в России Александр Иванович не понял до конца, то и изображать в дальнейшем героев-рабочих не стал. А позже, не найдя общий язык с Советской властью и лично с Лениным, вынужден был эмигрировать и 17 лет провел в Париже, вернувшись на родину, по сути, только умереть.

В заключение хотелось бы отметить, что после «Молоха» жанр повести стал ведущим в творчестве Куприна.

После анализа «Молоха» прочитайте другие сочинения по произведениям Куприна:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
  • Александр Иванович Куприн, биография
  • «Поединок», анализ повести Куприна
  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна
  • «Слон», анализ рассказа Куприна
  • «Суламифь», анализ повести Куприна
  • «Allez!», анализ рассказа Куприна
  • «Яма», анализ повести Куприна
  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна
  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Толстой «Хаджи-Мурат» очень кратко

Краткое содержание «Хаджи-Мурат» для читательского дневника:

Хаджи – Мурат разрывает отношения с имамом Шамилем и скрывается от его гнева в горном селении у чеченца Садо. Шамиль в отместку держит в качества аманатов — заложников семью Хаджи – Мурата и мечтает отомстить мятежному воину.

Когда в ауле узнают, что Хаджи-Мурат враждует с самим Шамилем, то они требуют у Садо изгнать своего гостя. Хаджи-Мурат вынужден покинуть негостеприимный аул и искать помощи у русских. Он надеется, что с их помощью сможет освободить своих родных.

Через доверенных людей ему передают страшное известие, что Шамиль грозится вырезать глаза сыну и осквернить мать и жену Хаджи-Мурата, а русские не хотят портить отношения и вызволять чужую семью из плена, Хаджи-Мурат принимает решение действовать самостоятельно со своими нукерами.

Но его план терпит поражение: на одном из горных перевалом войско Шамиля окружают их и, хотя Хаджи-Мурат дрался до последнего, его берут в плен и убивают. Голову мятежника демонстрируют в русской крепости, где еще недавно он был гостем.

Вывод

Войны приводят к тому, что страдают невиновные люди: женщины и дети. Только подлые трусы воюют посредством слабых, Хаджи-Мурат хочет спасти свою семью любыми путями, а Шамиль действует подло, удерживая его семью в плену.

Читать онлайн «Мгновение»

Владимир Галактионович Короленко

Мгновение

I

– Будет буря, товарищ.

– Да, капрал, будет сильная буря. Я хорошо знаю этот восточный ветер. Ночь на море будет очень беспокойная.

– Святой Иосиф пусть хранит наших моряков. Рыбаки успели все убраться…

– Однако посмотрите: вон там, кажется, я видел парус.

– Нет, это мелькнуло крыло птицы. От ветра можешь скрыться за зубцами стены… Прощай. Смена через два часа…

Капрал ушел, часовой остался на стенке небольшого форта, со всех сторон окруженного колыхающимися валами.

Действительно, близилась буря. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром, и по мере того как пламя разливалось по небу, синева моря становилась все глубже и холоднее. Кое-где темную поверхность его уже прорезали белые гребни валов, и тогда казалось, что это таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу, зловещая и бледная от долго сдержанного гнева.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскаленной печи.

Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном.

Над темной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус: запоздалый рыбак, убегая перед бурей, видимо, не надеялся уже достигнуть отдаленного берега и направил свою лодку к форту.

Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился вдаль к озаренному еще горизонту. Парус мелькал, то исчезая, то появляясь.

. Лодка лавировала, трудно побеждая волны и медленно приближаясь к острову. Часовому, который глядел на нее со стены форта, казалось, что сумерки и море с грозной сознательностью торопятся покрыть это единственное суденышко мглою, гибелью, плеском своих пустынных валов.

В стенке форта вспыхнул огонек, другой, третий. Лодки уже не было видно, но рыбак мог видеть огни – несколько трепетных искр над беспредельным взволнованным океаном.

II

– Стой! Кто идет?

Часовой со стены окликает лодку и берет ее на прицел.

Но море страшнее этой угрозы. Рыбаку нельзя оставить руль, потому что волны мгновенно бросят лодку на камни… К тому же старые испанские ружья не очень метки

Лодка осторожно, словно плавающая птица, выжидает прибоя, поворачивается на самом гребне волны и вдруг опускает парус… Прибоем ее кинуло вперед, и киль скользнул по щебню в маленькой бухте

– Кто идет? – опять громко кричит часовой, с участием следивший за опасными эволюциями лодки.

– Брат! – отвечает рыбак, – отворите ворота ради святого Иосифа. Видишь, какая буря!

– Погоди, сейчас придет капрал.

На стене задвигались тени, потом открылась тяжелая дверь, мелькнул фонарь, послышались разговоры. Испанцы приняли рыбака. За стеной, в солдатской казарме, он найдет приют и тепло на всю ночь. Хорошо будет вспоминать на покое о сердитом грохоте океана и о грозной темноте над бездной, где еще так недавно качалась его лодка.

Дверь захлопнулась, как будто форт заперся от моря, по которому, таинственно поблескивая вспышками фосфорической пены, набегал уже первый шквал широкою, во все море, грядою.

Литературное направление и жанр

Короленко считал рассказ «Мгновение» тяготеющим к очерку. Рассказ претендует на документальность, эпичен, имеет один центральный конфликт, характер главного героя динамичен. Но у рассказа есть черты новеллы: неожиданный и загадочный конец, почти фантастическое стечение обстоятельств, позволившее заключенному убежать и выжить. Реализм Короленко не подлежит сомнению, но герои (Диац и молодой испанский офицер), подобно романтическим героям, оторваны от общества, противопоставлены ему. Они выше остальных людей и понимают особую тайну жизни. Всё это, как в реализме, объяснено психологическими причинами.

Характеристики главных героев

Бобров, Андрей Ильич

Главный герой, инженер на большом литейном заводе. Невысокого роста, худой и некрасивый. Имел красивую улыбку, а когда смеялся, то всё его лицо делалось привлекательным. Бобров был влюблён в Нину, одну из пяти дочек Зиненок. Она его не любила, но за неимением более достойных женихов держала при себе. Она сразу его бросила, как только член правления завода Квашнин предложил ей стать его любовницей, фиктивно выйдя замуж за Свежевского. Это его сильно подломило, он не знал, что делать. Сначала хотел взорвать завод, потом покончить жизнь самоубийством, но ни на что не решился, а просто опять начал колоться морфием.

Квашнин, Василий Терентьевич

Член правления, очень богатый человек, имеет 300 000 дохода в год. Очень толстый, огромного роста, рыжий. Несмотря на то, что он занимает высокую должность на заводе, совершенно не разбирается в производстве. Человек наглый, врун, любит женский пол. Приехал на завод с проверкой, а также на запуск новой домны. Увидев по проезду Нину, решил сделать её своей любовницей. Для этого он предложил Свежевскому оформить с ней фиктивный брак, а за это пообещал ему высокую должность. В конечном счёте, так всё и произошло.

Свежевский

Неприятный тип, которого никто не любит. Ходит то ли согнувшись, то ли кланяющийся, вечно хихикает и­ потирает влажные руки. Знал все заводские сплетни. Ради большой должности согласился фиктивно жениться на Нине, чтобы она имела возможность встречаться с Квашниным.

Нина Зиненко

Влюблённая главного героя, которая его бросила ради богача Квашнина. Имеет четырёх сестёр. Была общей любимицей в семье и самой красивой из всех своих сестёр. За ней ухаживал Бобров, инженер на заводе, которого она не любила

Когда приехал Квашнин и обратил на неё внимание, она сразу отвернулась от Боброва. Квашнин предложил ей стать любовницей, выйдя фиктивно за Свежевского, и она согласилась

Нина долго не говорила Боброву об этом, обманывала его. Всё вскрылось на пикнике, где объявили о помолвке Нины со Свежевским.

Гольдберг, Осип Осипович

Доктор, единственный друг Боброва. Они встречались почти каждый день и безобидно спорили на разные темы. Именно доктор даёт Боброву морфий в конце книги, когда он пришёл к нему измождённый и израненный.

Сергей Валерьянович Шелковников

Директор завода, но только официально. Всеми делами занимался бельгийский инженер Андреа.

Андреа

Инженер, реальный директор литейного завода, с которым согласовывал любое решение Шелковников. Очень умный человек, но знания часто направляет в мошеннические схемы.

Митрофан

Кучер Боброва, который управлял гнедой лошадью по кличке Фарватер. На людях он был суров к лошади, но в душе её любил, она всегда у него была вычищена и накормлена.

Семья Зиненко

Состояла из отца, матери и пяти дочерей. Отец был кладовщик, ленивый, любящий поесть и поспорить мужчина. Был под каблуком у жены. Мать, Анна Афанасьевна, была маленького роста, но характером властным. Дочерей звали: Мака, Бета, Шурочка, Нина и Кася. Кроме Нины все были некрасивы, как лицом, так и фигурой. В их дом приходило много молодых людей, которые любили бывать там, есть, пить, играть и общаться, но жениться на девушках никто не собирался. Только Нину по-настоящему любил Бобров.

см. также:Краткое содержание Молох, Куприн

О книге

Сталкиваясь с ежедневными стрессовыми ситуациями и изнурительными нагрузками, человеку в современном мире просто необходимо уметь снимать душевное напряжение. Чтение книг, без сомнения, один из самых популярных и действенных способов. Увлекая читателя хитро закрученными сюжетами, книги дарят невероятную возможность отвлечься от насущных проблем.

Книга «Молох» Куприн Александр Иванович является вполне занятным произведением, написанным в жанре русская проза. В книге автор делится с нами своими размышлениями на многие злободневные темы современности и взаимоотношений между людьми. Увлекательный сюжет, реалистичное описание обстановки и детально проработанные персонажи произведения определенно произведут на Вас впечатление.

Популярные сегодня пересказы

  • Убийство Роджера Экройда — краткое содержание романа Агаты Кристи История детектива начинается в маленькой английской деревушке под названием Кингз-Эббот, где происходит самоубийство достаточно привлекательной дамы. Миссис Феррар умирает во сне от передозировки сильного снотворного лекарства
  • Краткое содержание рассказа Карусель Зощенко Небольшой рассказ М.М.Зощенко «Карусель», был издан в 1923 году, но при публикациях, несколько раз менял свое название. Он повествует о людской неумеренности, о желании получить удовольствия впрок и бесплатно, но так не бывает.
  • Баран-непомнящий — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Сказка рассказывает про баранов, которые представляют собой созданий всегда пребывающих в рабстве и зависимости. Сначала, конечно, молодой баран еще может помнить свободу и поэтому ему смутно нечто кажется
  • Белая радуга — краткое содержание рассказа Паустовского Петров — художник из Москвы. Во время войны он был эвакуирован в городок к подножью хребта Ала-Тау в Средней Азии. Домик у него был дощатый у берега ручья. За стеной постоянно слышался шум жевавшего верблюда.

«Молох», анализ повести Куприна

Творчество Александра Ивановича Куприна (1870 — 1938) продолжало традиции критического реализма конца XIX века. Однако, обращаясь к анализу его произведений, становится понятно, насколько тесно связана биография этого человека с его писательской деятельностью. Общеизвестен факт: оставив в 1894 году военную службу (о которой он напишет впоследствии потрясающе правдивую повесть о русской армии «Поединок»), Куприн в течение последующих десяти лет скитался по Руси, испробовав множество профессий — от тапера в цирке до грузчика на астраханских пристанях, от лесного объездчика до управляющего имением, был псаломщиком и даже зубным врачом. В результате Куприн создал более ста произведений разных жанров.

Посетив промышленный район Донбасса, переживавшего период бурного развития, в 1896 году Александр Куприн публикует повесть «Молох», принесшую молодому автору широкую известность. В качестве названия автор использует имя легендарного бога Молоха, которому древние аммонитяне приносили в жертву через сожжение живых детей, в основном отпрысков знатных семей. Конечно, в повести этот образ многозначен: это и символ буржуазного прогресса, и крупный сталелитейный завод, где разворачивается действие повести, и, наконец, член правления завода — миллионер Квашнин, чей образ гиперболизирован и обезличен.

В повести нашла отражение и тема народных выступлений — бунта рабочих. Но, судя по воспоминаниям Н.Михайловского, заведовавшего художественным отделом «Русского богатства», где была напечатана повесть, Куприн переписал последние главы, описывающие бунт рабочих на заводе, очевидно, из-за цензурных соображений.

Главным героем становится типичный герой конца XIX века — интеллигент Бобров, ищущий правду жизни. Его по праву можно считать резонером — выразителем авторского неприятия буржуазной действительности. Тем не менее многие критики обвинили героя в нерешительности, свойственной интеллигентам. Однако в финале мы видим сцену, когда инженер Бобров мечется по заводской территории, подавляя в своем раздвоенном сознании желание взорвать заводские котлы, приобщившись к бунту рабочих.

Вообще, чтобы поступки инженера Боброва стали больше понятны читателю, Куприн очень много места уделяет «диалектике души», то есть изображению внутреннего состояния героя, его душевных переживаний. Кроме того, Бобров испытывает муки «любовной пытки» к Ниночке Зиненко, которая, по его словам, «тоже готова себя продать», «продать свою молодость, свое девственное тело» за миллионы отвратительного дельца Квашнина. Сознание собственного бессилия мучает инженера, и только доктор Гольдберг спасает героя душеспасительными беседами и впрыскиваниями морфия.

Повесть в итоге получилась не социально-политической, как, возможно, задумывалась вначале, а социально-психологической. Следовательно, вполне объяснимо, почему объектом изображения Куприна стала судьба инженера Боброва, а не судьбы рабочих и зарождающееся революционное движение. В «Молохе» писатель, конечно, изобразил выступление рабочих (и «бабий бунт»), даже объяснил и в какой-то степени оправдал его. Но так как сути революционного движения в России Александр Иванович не понял до конца, то и изображать в дальнейшем героев-рабочих не стал. А позже, не найдя общий язык с Советской властью и лично с Лениным, вынужден был эмигрировать и 17 лет провел в Париже, вернувшись на родину, по сути, только умереть.

В заключение хотелось бы отметить, что после «Молоха» жанр повести стал ведущим в творчестве Куприна.

После анализа «Молоха» прочитайте другие сочинения по произведениям Куприна:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
  • Александр Иванович Куприн, биография
  • «Поединок», анализ повести Куприна
  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна
  • «Слон», анализ рассказа Куприна
  • «Суламифь», анализ повести Куприна
  • «Allez!», анализ рассказа Куприна
  • «Яма», анализ повести Куприна
  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна
  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: