Эсхил «Орестея»: краткое содержание по трагедиям
«Агамемнон» описывает покушение Клитемнестрой и ее любовником на одного из главных героев, чьим именем была названа первая трагедия. Трагедия «Хоэфоры» продолжает историю, описывая возвращение сына Агамемнона – Ореста, который убивает свою мать, и тем самым мстит за другого родителя. В последнем произведении, которое входит в трилогию, – «Эвмениды» – Орест преследуется эриниями в наказание за матереубийство, и, наконец, находит убежище в Афинах, где богиня Афина освобождает его от преследований. Рассмотрим подробнее краткое содержание «Орестеи» Эсхила, представленное в данной статье.
Агамемнон
Агамемнон | |
---|---|
Убийство Агамемнона из иллюстрации 1879 года из « Историй греческих трагиков » Альфреда Черча. | |
Написано | Эсхил |
хор | Старейшины Аргоса |
Персонажи | Сторож Клитемнестра Вестник Агамемнон Вестник Кассандра Эгисф |
Немой | Солдаты Слуги |
Параметр | Аргос, перед царским дворцом |
Агамемнон ( Ἀγαμέμνων , Agamémnōn ) — первая из трёх пьес трилогии « Орестея ». В нем подробно рассказывается о возвращении Агамемнона , царя Микен , с Троянской войны . После десяти лет войны Троя пала, и вся Греция могла претендовать на победу. Дома Агамемнона ждет его жена, королева Клитемнестра , которая планировала его убийство. Она желает его смерти, чтобы отомстить за жертву своей дочери Ифигении , истребить единственное, что мешало ей завладеть короной, и, наконец, иметь возможность публично обнять своего давнего любовника Эгисфа .
Пьеса начинается со сторожа, смотрящего вниз и на море, который сообщает, что он лежит беспокойно «как собака» в течение года, ожидая увидеть какой-то сигнал, подтверждающий победу греков в Трое . Он сокрушается о судьбе дома, но обещает молчать: «Огромный бык наступил мне на язык». Сторож видит вдалеке свет — костер, сигнализирующий о падении Трои, — и очень радуется победе и надеется на поспешное возвращение своего короля, так как дом «погряз» в его отсутствие. Клитемнестру представляют публике, и она объявляет, что по всему городу будут празднества и жертвоприношения, когда Агамемнон и его армия вернутся.
По возвращении Агамемнона его жена на глазах у Аргоса сетует на то, каким ужасным было ожидание ее мужа и царя. После своего монолога Клитемнестра умоляет и убеждает Агамемнона ходить в разложенных для него одеждах. Это очень зловещий момент в пьесе, поскольку лояльность и мотивы ставятся под сомнение. Новая наложница короля, Кассандра , теперь представлена, и это немедленно порождает ненависть со стороны королевы Клитемнестры. Кассандре приказывают покинуть колесницу и отправиться к алтарю, где, оставшись одна, слышно, как она выкрикивает безумные пророчества Аполлону о смерти Агамемнона и ее собственной общей судьбе.
Агамемнон ходит по ковру священных одежд пеплоса
В доме слышен крик; Агамемнон был заколот в ванне. Хор отделяется друг от друга и бредет про себя, доказывая свою трусость, когда раздается еще один последний крик. Когда двери, наконец, открываются, Клитемнестра стоит над мертвыми телами Агамемнона и Кассандры. Клитемнестра подробно описывает убийство хору, не проявляя никаких признаков раскаяния или сожаления. Внезапно во дворец врывается изгнанный любовник Клитемнестры Эгисф, чтобы занять место рядом с ней. Эгисф с гордостью заявляет, что он разработал план убийства Агамемнона и отомстить за своего отца (отец Эгисфа, Фиест, был обманом съеден двумя своими сыновьями своим братом Атрея, отцом Агамемнона). Клитемнестра утверждает, что теперь она и Эгисф обладают всей властью, и они снова входят во дворец с закрывающимися за ними дверями.
Вторая часть трилогии
Краткое содержание «Орестеи» Эсхила продолжим изложением событий второй трагедии – «Хоэфоры», в которой главное место отводится таким понятиям, как месть и убийство. Орест прибывает на могилу своего родителя в сопровождении двоюродного брата Пилада, сына царя Фокиды; там он оставляет несколько прядей волос. Орест и Пилад прячутся, поскольку Электра, сестра Ореста, приходит также на могилу в сопровождении женского хора, чтобы совершить акт либации (составляющая процесса жертвоприношения) на могиле; они были отправлены Клитемнестрой для того, чтобы, по ее словам, «отразить вред». Как только ритуальные мероприятия заканчиваются, Электра видит пряди волос на могиле, которые ей напоминают ее собственные волосы. В этот момент Орест и Пилад выходят из укрытия, и Орест постепенно убеждает ее, что он действительно приходится ей братом.
Пришло время для самой сложной части из дошедших до нас греческих трагедий, когда хор, Орест и Электра пытаются вызвать дух умершего Агамемнона, чтобы тот помог им отомстить. Орест интересуется, зачем Клитемнестра послала совершить акт либации, что ее привело к такому решению. Хор отвечает, что Клитемнестру разбудил ото сна кошмар: ей приснилось, что она родила змею, которая в настоящее время вскармливается из ее груди и питается таким способом не только ее молоком, но еще и ее кровью. Озабоченная этим возможным знаком божьего гнева, женщина посылает Электру к могиле покойного мужа для совершения обряда на успокоение. Орест считает, что это он является в образе змеи во сне своей матери и вместе с сестрой строит план по отмщению за своего родителя, задумывая убить Эгисфа и саму Клитемнестру.
Орест и Пилад притворяются странниками и сообщают королеве, что Орест уже мертв. Обрадованная такими новостями, Клитемнестра посылает слугу за Эгисфом, и он прибывает. Позже Клитемнестра видит Ореста, стоящего над телом Эгисфа. Затем Орест поставлен в трудную ситуацию: для того чтобы отомстить за отца, он должен убить ту, которая его родила. Женщина обнажает грудь, прося его о пощаде и заявляет: «Стыдись, дитя». Орест поворачивается к своему близкому другу Пиладу, сыну царя Фокиды, и спрашивает: «Должен ли я устыдиться убийства своей матери?»
Протесилай
Когда греки подплывали к Трое, троянцы сильной ратью вышли им навстречу в намерении не допустить их высадиться на берег. Предводителем троянцев был Гектор, старший сын Приама, мужественнейший и великодушнейший из всех героев Илиона; сам Приам был стар и слаб и не мог лично участвовать в войне. Грекам было сказано от оракула, что тот из них, кто первый вступит на троянскую землю, погибнет. Знал это фессалиец Протесилай и решился пожертвовать собой; все другие ахейцы страшились и медлили сходить с кораблей, а он бестрепетно ступил первый на землю Трои и тут же пал, пораженный копьем Гектора. Когда весть о смерти Протесилая дошла до юной супруги его Лаодамии, она впала в безутешную скорбь и стала молить богов преисподней, чтобы возвратили они ей супруга хоть на три часа – хоть бы три часа только провести ей на земле с нежно любимым супругом! И боги аида вняли мольбам ее: Гермес отвел Протесилая на землю. Когда же пришло ему время снова возвратиться в обитель теней, Лаодамия умерла вместе с ним. На фессалийском берегу Геллеспонта, против Трои, показывали впоследствии место, где был похоронен юный царь с супругой; на их могиле росли вязы: весенней порой ветви деревьев, обращенные в сторону Илиона, раньше других ветвей покрывались зеленью и цветами; но зелень и цветы быстро увядали и падали на землю, напоминая ранним увяданием своим о безвременной смерти благородного героя.
Три условия взятия Трои
Решив, наконец, приложить максимум усилий для того, чтобы захватить Трою, греки собрали общее собрание для выработки плана действий. Прорицатель Калхант открыл им, что Гелен, сын Приама, был единственный, кто знал, как можно захватить город. Поэтому Одиссей захватил Гелена в плен и узнал от него, что необходимыми условиями для того, чтобы Троянская война была завершена в пользу ахейцев, являются:
- обладание луком и стрелами Геракла
- участие в войне Неоптолема, сына Ахилла
- похищение из Трои палладия, священного изваяния Афины
За выполнение всех этих условий принялся Одиссей, которому помогал Диомед.
Лук и стрелы Геракла
Лук и стрелы Геракла принадлежали Филоктету, которого ахейцы оставили на Лемносе, когда его укусила змея во время плавания к Трое. Там его и отыскали через десять лет Одиссей и Диомед, которые захватили его оружие и Филоктет вынужден был последовать за ними.
Похищение палладия
Палладий Одиссей похитил однажды ночью из храма Афины с помощью Диомеда. При совершении этого трудного подвига Одиссею помогала Елена, которая указала ему где находится палладий, когда герой, изменив свою внешность, проник в Трою.
Привлечение Неоптолема
Неоптолема, сына Ахилла и Дейдамии, Одиссей отыскал во дворце его деда на Скиросе. Передав ему оружие его отца, Одиссей без особого труда убедил юношу отправиться с ним в Трою.
Загадка вопроса
Моментов, что требуют раздумий, очень много в трилогии, которую написал Эсхил, – «Орестея». Анализ одного специалиста может кардинально отличаться от мнения других. Многие интерпретаторы полагают, что вопрос Ореста связан с более обширной темой: человек иногда встречает трудности, которым нет решения, например, семейное обязательство Ореста по отношению к одному родителю кардинально противопоставляется семейному обязательству перед другим. Есть и иная точка зрения. Может показаться, что это ненамного больше, чем просто риторический вопрос, поскольку Орест охотно принимает совет Пилада о правильности того, что он делает. Многие ученые изучали трилогию, как, например, Г.Ч. Гусейнов. «Орестея» Эсхила является одним из объектов его исследований.
Пилад умоляет Ореста не забывать своей обязанности перед Аполлоном. Орест после убийства прячет тела под одеждой, которую носил его отец. Как только он выходит из дома, эринии начинают его изводить. Орест убегает в мучительной панике. Хор предрекает, что насильственный цикл не остановить убийством Клитемнестры.
Анализ тем
В этой трилогии есть несколько тем, проходящих через все три пьесы. Другие темы можно найти и в одной, или в двух из трех пьес, но они неприменимы к трилогии в целом и, следовательно, не считаются темами трилогии.
Справедливость через возмездие
Возмездие проявляется в « Орестее » в форме скользкой дорожки, происходящей впоследствии после действий одного персонажа по отношению к другому. В первой пьесе « Агамемнон » упоминается, как для того, чтобы сместить ветер для своего путешествия в Трою, Агамемнону пришлось принести в жертву свою невинную дочь Ифигению . Затем это вызвало боль Клитемнестры и, в конечном итоге, гнев, в результате чего она замышляла отомстить Агамемнону . Поэтому она нашла нового любовника Эгисфа . А когда Агамемнон вернулся в Аргос с Троянской войны , Клитемнестра убила его, ударив ножом в ванне, и в конце концов унаследовала его трон. Таким образом, смерть Агамемнона вызывает гнев у Ореста и Электры , и это заставляет их теперь планировать смерть своей матери Клитемнестры в следующей пьесе «Носители возлияний» , что будет считаться матереубийством. Из-за сильного давления со стороны Электры и его двоюродного брата Пилада Орест в конце концов убивает свою мать Клитемнестру и ее любовника Эгисфа в «Носителях возлияний». Теперь, после совершения матереубийства, за Орестом охотятся Фурии в третьей пьесе «Эвмениды», которые хотят отомстить ему за это преступление. И даже после того, как он уходит от них, дух Клитемнестры возвращается, чтобы снова сплотить их, чтобы они могли убить Ореста и отомстить за нее. Однако этот цикл безостановочного возмездия останавливается ближе к концу Эвменид , когда Афина решает ввести новую правовую систему для отправления правосудия.
Справедливость через закон
Эта часть темы «справедливости» в «Орестее » на самом деле видна только в «Эвменидах », однако ее присутствие все еще знаменует сдвиг в темах. После того , как Орест умолял Афину об избавлении от « эриний », она удовлетворила его просьбу в форме суда
Важно, что Афина не просто простила Ореста и запретила Фуриям преследовать его, она намеревалась предать его суду и найти справедливый ответ на вопрос о его невиновности. Это первый пример надлежащего судебного разбирательства в трилогии, иллюстрирующий переход от эмоционального возмездия к цивилизованным решениям в отношении предполагаемых преступлений
Вместо того, чтобы позволить Фуриям мучить Ореста , она решила, что и Фурии, и Орест будут отстаивать свои права, прежде чем она вынесет приговор. Кроме того, Афина установила основные правила вынесения приговора, чтобы все было справедливо. Благодаря тому, что Афина создала этот план, будущее убийств из мести и беспощадной охоты Фурий было бы устранено из Греции. Когда суд завершился, Афина провозгласила невиновность Ореста, и он был освобожден от фурий. Цикл убийств и мести подошёл к концу, а основа для будущих тяжб была заложена. Эсхил, благодаря своему суду присяжных, смог создать и поддерживать социальный комментарий об ограничениях преступлений из мести и подтвердить важность судебных процессов. Орестея в целом представляет эволюцию правосудия в Древней Греции.
Месть
Тема мести играет большую роль в « Орестее» . В нем легко увидеть главный мотиватор действий почти всех персонажей. Все начинается в Агамемноне с Клитемнестры, которая убивает своего мужа Агамемнона, чтобы отомстить за то, что он принес в жертву их дочь Ифигению. Смерть Кассандры, принцессы Трои, взятой в плен Агамемноном, чтобы занять место наложницы, также можно рассматривать как акт мести за захват другой женщины, а также за жизнь Ифигении. Позже, в «Носителях возлияния» , Орест и Электра, братья и сестры, а также другие дети Агамемнона и Клитемнестры, замышляют убить свою мать и преуспевают в этом из-за своего желания отомстить за смерть своего отца. «Эвмениды» — последняя пьеса, в которой Фурии, которые на самом деле являются богинями мести, стремятся отомстить Оресту за убийство его матери. Также в этой части трилогии обнаруживается, что бог Аполлон сыграл роль в акте мести Клитемнестре через Ореста. Цикл мести, кажется, разорван, когда Орест не убит Фуриями, а вместо этого освобожден и признан невиновным богиней Афиной. Весь сюжет пьесы зависит от темы мести, поскольку она является причиной почти всех эффектов в пьесе.
Сведения об авторе
Грек Эсхил появился на свет в небольшом городке возле Афин в 525 году до нашей эры. Он стал первым, кто написал трагедию. Его последователи — это Еврипид и Софокл, а некоторые ученые считают автора «Орестеи» создателем трагической драмы.
До сегодняшнего дня дошло только семь пьес Эсхила:
- «Прометей прикованный»;
- «Персы»;
- «Просительницы»;
- «Семеро против Фив»;
- трилогия «Орестея».
Античный писатель дожил до 456 г. до н. э., он был известным в театральном круге, а также несколько лет принимал участие в сражениях после Персии. Его талант положил начало новому виду творчества. А читать кратко «Орестею» удобнее по частям: «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». У каждой пьесы появляются новые персонажи, свой сюжет и проблематика.
Самые значащие герои войны и их дальнейшие судьбы
По рассказам хитрый Одиссей не хотел идти воевать и прикинулся сумасшедшим, который работал на поле плугом и сеял соль, ему прямо под плуг положили младенца и он остановился. Так поняли, что он притворяется и забрали на войну, в конце которой, он выжил и отправился домой. Ахилла нашли переодетым в платье среди девочек, потому что его там спрятала мать, дабы уберечь, но мальчик рос, и его храбрость взяла вверх. Когда перед группой девочек положили кучу кукол и оружие, Ахилл первый схватил копье. Так узнали об обмане и забрали его воевать.
Илиада Гомера
Во время одного из боев на Троянской войне Ахилла ранили в пятку и он умер, потому что это было единственное уязвимое место у него. Менелай со своей женой Еленой оказался в Египте, куда их отнесло бурей, когда разбились корабли о скалы. Были предположения, что Елена никогда не была в Трое, а Парис похитил призрака Елены, которого создали боги для обмана. Агамемнон вернулся домой, где был убит своей женой и ее любовником.
А вы как считаете, Троя — миф или историческая реальность?
МифРеальность
Подготовка и начало Троянской войны
Весть о добровольном или вынужденном отъезде Елены достигла вскоре слуха Менелая, который спешно вернулся в Спарту. Убедившись в верности этого слуха, он поспешил в Микены и потребовал от своего брата Агамемнона организовать поход и вернуть Елену обратно. Агамемнон созвал всех вождей, которые, будучи десять лет до того претендентами на руку Елены, дали Тиндарею клятву защищать ее честь, что бы ни случилось.
Вместе с ними по указке царя Пилоса Нестора и прорицателя Калханта призвали хитроумного Одиссея и Ахилла, сына Пелея и Фетиды. Когда все было готово, греческие войска собрались в Авлиде, чтобы отправиться оттуда в поход. Однако поскольку Агамемнон во время охоты в священной роще Артемиды убил одну из ее ланей, разгневанная богиня послала безветрие, чтобы корабли не могли отплыть.
Отплытие
Тогда прорицатель Калхант сообщил, что для отправки кораблей необходимо принести в жертву дочь Агамемнона Ифигению. Агамемнон, будучи не в силах поступить иначе, велел Клитемнестре прислать Ифигению в Авлиду, якобы для того, чтобы выдать ее замуж за Ахилла. Однако, когда Агамемнон уже занес меч, чтобы принести в жертву дочь, Артемида заменила ее ланью, и сразу же окутав Ифигению облаком, унесла ее в Тавриду, где сделала своей жрицей.
Одиссей и Диомед несут Ифигению к жертвеннику. Античная фреска из Помпей
После жертвоприношения подул благоприятный ветер, позволивший кораблям отправиться в дальний поход. Едва греки прибыли к Трое, Менелай и Одиссей отправились к троянцам требовать вернуть обратно Елену и сокровища, похищенные Парисом из спартанского дворца, чтобы закончить дело миром. Однако поскольку троянцы ответили отказом, не оставалось ничего другого, кроме войны.
В течение первых девяти лет Троянская война не изобиловала значительными событиями. Не считая походов на соседние города и селения с целью приобретения пропитания, а также отдельных сражений с троянцами. В этот период Ахилл убил младшего сына Приама Троила, когда тот вышел из города за водой вместе со своей сестрой Поликсеной.
На этом завершается «Илиада» Гомера.
По более поздним мифам, позже на помощь троянцам пришли амазонки во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Однако вскоре они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном.
Одна стрела угодила в единственное уязвимое место – пятку Ахилла, другая – в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.
После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам.
Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.
Дальше – больше. Одиссей и Диомед проникли в Трою и похитили из храма Афины палладий, защищавший город от врагов. Но мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными.
Такой бой продолжался до наступления ночи. Сказание о Троянском Коне
Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря – рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва.
Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.
Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый (!) год войны стали разворачиваться основные события.
Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.
Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших – непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.
Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний».
Воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой – «ударами острых мечей и пик двуконечных» – отбросили их.
В конце концов, нападение было отбито. Однако сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позже Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, вновь вступил в сражение.
Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.
Троя
Троя (или Илион) — столица древней Троады, то есть области Трои, на северо-западе Малой Азии. Именно здесь происходила, по древним преданиям, знаменитая Троянская война, десятилетняя жестокая борьба греческих племен Пелопоннеса и Средней Греции с северо-западными малоазийцами, троянцами. Воспетая Гомером Троя стояла на невысоком холме (где ныне турецкая деревня Гиссарлык), при впадении реки Симоис в реку Скамандр. Вблизи древней Трои тянется горный хребет Ида. Троя находилась в четырех с половиной километрах от Геллеспонта (нынешний пролив Дарданеллы). Долина реки Скамандр (сейчас называется Малый Мендерес) около двенадцати километров в длину и четырех километров в ширину. В Трое находилась могучая крепость Пергам.
Руины Трои; рисунок 1835 года
По преданиям, крепостные стены Трои были построены при Лаомедонте, сыне первого царя троянцев Ила (отсюда и название города Илион). Последним царем разрушенной ахейцами Трои был Приам, убитый сыном Ахилла Неоптолемом. Дети Приама — герой Троянской войны Гектор, Парис и Кассандра. Гектор был убит во время сражения Ахиллом, Парис поразил стрелою Ахилла, но пал от руки Филоктета. Красавица Кассандра была увезена как пленница царем Агамемноном в Аргос, где была убита вместе с Агамемноном его женой Клитемнестрой.
Несущие возлияния
Несущие возлияния | |
---|---|
Орест, Электра и Гермес перед гробницей Агамемнона работы Choephoroi Painter | |
Написано | Эсхил |
хор | Рабыни |
Персонажи |
|
Параметр |
|
В «Носителях возлияний» ( Χοηφóρoι , Choēphóroi ) — второй пьесе трилогии Эсхила « Орестея » — через много лет после убийства Агамемнона его сын Орест возвращается в Аргос со своим двоюродным братом Пиладом, чтобы отомстить Клитемнестре по приказу Аполлона за убийство Агамемнона. По прибытии Орест воссоединяется со своей сестрой Электрой у могилы Агамемнона, когда она приносила возлияния Агамемнону, пытаясь остановить дурные сны Клитемнестры. Вскоре после воссоединения и Орест, и Электра под влиянием Хора придумывают план убийства Клитемнестры и Эгисфа .
Затем Орест направляется к дверям дворца, где его неожиданно встречает Клитемнестра. В своем ответе ей он притворяется незнакомцем и говорит Клитемнестре, что он (Орест) мертв, в результате чего она посылает за Эгисфом. Неузнанный Орест затем может войти во дворец, где он затем убивает Эгисфа, который был без охраны из-за вмешательства Хора в передачу сообщения Клитемнестры. Затем в комнату входит Клитемнестра. Орест не решается убить ее, но Пилад напоминает ему о приказе Аполлона, и в конце концов он выполняет его. Следовательно, после совершения матереубийства Орест теперь стал целью беспощадного гнева Фурий , и у него нет другого выбора, кроме как бежать из дворца.
Проблематика произведения
При описании произведения в читательском дневнике нужно разобраться с образами и проблематикой трагедии Эсхила. Вся книга посвящена трагической судьбе одного рода. Автор использовал популярную в античные времена концепцию рока, описав семейное проклятие.
Проблема была раскрыта благодаря правильно подобранной основе трилогии «Орестея» — мифу об атридах. Боги прокляли весь род Тантала, в Микенах власть оспаривали два его внука: Атрей и Фиест. Первый победил своего брата, но не остановился на этом. Он убил его детей и скормил их мясо гостям на пиршестве.
До поражения Фиест имел кровосмесительную связь со своей дочерью Пелопией. У пары родился сын Эгисф. Он и убил Атрея, а позже заставил Клитемнестру покончить с ее мужем — Агамемноном. Женщина отомстила ему за жертвоприношение их дочери. Но затем сговорились дети царя, Орест и Электра. Брат и сестра убили любовника своей матери и саму женщину.
Эсхил раскрыл проблему семейных отношений, а также использовал в своей трагедии традиционные античные образы:
- наследственная родовая ответственность;
- влияние богов на поведение людей;
- переход от кровавых событий к размеренной жизни;
- отсутствие описания отдельных личностей;
- возвышенный и торжественный стиль;
- богатая лексика, звуковые ассоциации, внутренняя рифма.
Эсхил был ярым патриотом, поэтому даже в своей трагедии до последнего отстаивал честь Афин. Он считал, что античная государственность разрешит все противоречия, борьбу матриархата с патриархатом, распад родового строя.
Трилогия была разработана на основе образов человека, совершающего героические поступки, а также с помощью описания богов и демонов
Автор не акцентирует внимание на конкретных личностях, он рассматривает их только как средство построения судьбы всего народа или государства
Эсхил драматизирует конфликты, объясняет поведение человека сверхъестественным влиянием. Трагедия написана в торжественном стиле, что соответствует грандиозности проблем. Оригинальные поэтические образы добавляют произведению пафоса, а звуковые ассоциации и внутренняя рифма делают его более эмоциональным.
Краткий текст «Эвмениды»
В заключительной части трагедии совершается божественный суд над Орестом. Юношу продолжают преследовать Эринии — фурии, которые мстят за несправедливые поступки. Орест добирается до Аполлона, ища поддержки у него. Бог задерживает злобных духов и предлагает юноше отправиться в путь.
Появляется и призрак Клитемнестры, она заставляет Эриний снова охотиться на ее сына. Фурии поют в унисон, окончательно просыпаются от сна, навеянного духами, и по запаху свежей крови ищут Ореста. Они захватывают юношу в плен, но Афина решает судить его.
На суде она слушает рассказ царевича. Аполлон стал его защитником, а фурии охраняют призрак Клитемнестры. В результате Афина подпадает под влияние другого бога и признает, что мужчина гораздо значимее женщины. Но голоса разделились поровну, после чего Эринии проявили милосердие и стали на сторону Аполлона. Взамен им предложили остаться жить в Афинах и содержать город в хорошем состоянии. Афина полностью оправдывает Ореста, так как считает, что добром нужно побеждать жестокость.
Краткий обзор первой части трилогии
Перед нами — подробное описание возвращения на родину Агамемнона, царя Аргоса, с Троянской войны. Во дворце его ожидает жена, Клитемнестра, которая запланировала его убийство, во-первых, в качестве мести за жертвоприношение их дочери, которую звали Ифигения, и, во-вторых, из-за того, что во время десятилетнего отсутствия Агамемнона она вступила в прелюбодеяние с Эгисфом, двоюродным братом мужа. Последний является единственным оставшимся из братьев в живых, лишенным собственности семьи и полным решимости вернуть себе трон, который, как он полагает, должен по праву ему и принадлежать.