Детство и юность
Рене Декарт появился на свет в городе Лаэ 31 марта 1596 года. Впоследствии название этого города было переименовано в «Декарт». Родители Рене были представителями старинного дворянского рода, который в XVI веке еле сводил концы с концами. Рене стал третьим сыном в семье. Когда Декарту исполнился 1 год, мать скоропостижно скончалась. Отец будущего прославленного ученого работал судьей в другом городе, потому редко навещал детей. Поэтому после смерти матери воспитывать Декарта-младшего взялась бабушка.
Портрет Рене Декарта
С ранних лет Рене демонстрировал поразительную любознательность и стремление к получению знаний. При этом у него было хрупкое здоровье. Первое образование мальчик получил в иезуитской коллегии Ла Флеш. Это образовательное учреждение отличалось строгим режимом, но Декарту, учитывая состояние здоровья, делали в этом режиме послабления. К примеру, мог просыпаться позже, чем другие ученики.
Как и в большинстве колледжей того времени, в Ла Флеш образование носил религиозный характер. И хотя учеба много значила для юного Декарта, такая направленность образовательной системы зародила и укрепила в нем критичное отношение к философским авторитетам того времени.
Рене Декарт в молодости
Завершив учебу в коллегии, Рене отправился в Пуатье, где получил степень бакалавра в области права. Затем некоторое время провел во французской столице, а в 1617 году поступил на военную службу. Математик участвовал в военных действиях на территории Голландии, в то время поглощенной революцией, а также в непродолжительном сражении за Прагу. В Голландии Декарт подружился с физиком Исааком Бекманом.
Потом Рене еще некоторое время жил в Париже, а когда о его смелых идеях узнали последователи иезуитов, отправился обратно в Голландию, где прожил 20 лет. На протяжении жизни подвергался гонению и нападкам со стороны церкви за прогрессивные идеи, опережавшие уровень развития науки XVI-XVII веков.
История книги
Книга была первоначально опубликована в Лейдене, Нидерланды. Позже она была переведена на латынь и опубликована в 1656 году в Амстердаме. Книга была дополнена тремя приложениями, названными по-гречески и соответствующими изысканиям философа: «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия». Первый том содержит первоначальные концепции Декарта, которые позже превратились в одноименную систему координат. Текст был написан и опубликован на французском языке, а не на латыни, на которой в то время наиболее часто писали и публиковали философские и научные тексты. Большинство других работ Декарта были написаны на латыни.
Метод Декарта
Ученый полагал, что опыт необходим лишь для помощи разуму в тех ситуациях, когда прийти к истине исключительно размышлениями невозможно. Через всю научную жизнь Декарт пронес четыре основные составляющие метода поиска истины:
- Начинать необходимо из наиболее очевидного, не подлежащего сомнениям. С того, противоположное чему даже невозможно допустить.
- Любая проблема должна разделяться на столько мелких частей, сколько потребуется, чтобы добиться ее продуктивного решения.
- Начинать следует с простого, от которого нужно постепенно передвигаться ко все более сложному.
- На каждом этапе необходимо перепроверять правильность составленных умозаключений, чтобы по результатам исследования быть уверенным в объективности полученных знаний.
Исследователи отмечают, что эти правила, которые Декарт неизменно использовал, создавая труды, ярко демонстрируют стремление европейской культуры XVII века к отказу от устаревших правил и к построению новой, прогрессивной и объективной науки.
Ждан:
С именем Рене Декарта(1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно-научному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.
Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направ-ленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.Проблема метода — центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных.
Важные мысли
Декарт начинает с предупреждения:
«Для того чтобы обладать энергичным умом, недостаточно много знать. Величайшие умы, так как они способны к высшим совершенствам, также открыты для самых больших аберраций, и те, кто путешествует очень медленно, могут добиться гораздо большего прогресса, если они всегда будут придерживаться прямой дороги, чем те, кто спешит, сбиваясь с истинного пути».
Философия метода Декарта во многом основана на его личном опыте. Он описывает свое юношеское разочарование в образовании: «Как только я окончил весь курс обучения … я обнаружил, что участвовал в стольких сомнительных делах и ошибках, что был уверен, что не продвинулся дальше … чем открытие моего собственного невежества». Он отмечает свое особое наслаждение математикой и противопоставляет свои сильные основы «догмам древних моралистов, которые являются возвышающимися и великолепными дворцами, не имеющими лучшего основания, чем песок и грязь».
Путь философа
Декарт путешествовал по Германии, привлеченный туда войнами. Он описывает свое исследование «метафорой здания». Отмечает, что здания и города, которые были запланированы одной рукой, более элегантны и удобны, чем те, которые выросли сами по себе. Он решает не опираться на принципы, которые принимал на веру в юности. Декарт стремится выяснить истинный метод, с помощью которого можно познать все, что лежит в пределах его досягаемости. Он выделяет четыре аксиомы:
Никогда не принимать ничего за истину, ведь никто ничего не знает наверняка
Осторожно избегать предрассудков.
Разделять и анализировать каждую из рассматриваемых трудностей на максимально возможное количество частей, которые понадобятся для ее адекватного решения.
Формулировать мысли в особом порядке, начиная процесс осмысления с объектов, простейших для понимания, поднимаясь шаг за шагом к более сложным явлениям.
Делать наиболее полные перечисления интересующих предметов и фактов.
Популярные сегодня пересказы
- Эмма — краткое содержание романа Джейн Остин В глухой английской деревушке живет молодая девушка Эмма. Она дочь состоятельного помещика Генри Вудхауса. Мама Эммы давно умерла и ее ей заменила добрая и чуткая гувернантка мисс Тейлор.
- Царь Федор Иоаннович — краткое содержание пьесы Толстого Вся история произошла в доме известнейшего человека, Шуйского. Все начинается с того как бояре вместе с духовенством такой важный вопрос как развод Федора. Причиной такого решения стало, то что его жена не могла иметь детей.
- Налим — краткое содержание рассказа Чехова Однажды в барском имении произошел смешной и нелепый случай, который заставит читателя улыбнуться. Пятеро мужчин занимались рыбной ловлей. Главные герои обладают очень колоритной внешностью
- Орфей и Эвридика — краткое содержание опера Кристофа Глюка В основе либретто лежит миф об Орфее. Этот миф один из древнейших. Орфей – сын бога Аполлона и музы Каллиопы. Певец и музыкант, Орфей олицетворяет собой музыкальное искусство
Рене Декарт: основатель западной философии
Рене Декарт (1596-1650) является основателем современной западной философии, что признается многими учеными в области истории философииФилософия.
Он родился во Франции в городе Лаэ. Он учился в иезуитском колледже Ла Флеше, в 1616 году получил образование юриста. Он много путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. Некоторое время он служил сначала в протестантской, а затем в католической баварской армии. Во время пребывания в Ульме у него была возможность сидеть в жарко натопленной комнате во время суровой зимы, чтобы размышлять и развивать свой подход к философии.
Он был одновременно математиком и философом, перед которым стояла задача создать новую философию и основать ее на незыблемом фундаменте беспримесного знания.
Он был совершенно неудовлетворен всей совокупностью знаний, полученных им в университете, которая отражала состояние философии того времени, и стремился пересмотреть все прошлые традиции, но, в отличие от Бэкона, он обратился к разуму, а не к опыту. Он рассматривал математику как основу для преобразования философии и поэтому интенсивно занимался ею.
Друзья, с которыми он интенсивно общался в течение своей карьеры, особенно Мерсенн, также поддерживали его в этом начинании. Вокруг него собрался круг друзей с общими интересами, из которых впоследствии сформировалась Французская академия наук.
В 1629 году он переехал в Нидерланды, где прошла основная часть его жизни и творчества и где он прожил около 20 лет.
Однажды Декарт написал в своей работе, что его не удовлетворяет кабинетная ученость и что все нужно искать в «великой книге мира и в самом себе», и он следовал этим принципам на протяжении всей своей жизни. Прежде всего, он изучал мир и поэтому мало читал чужие произведения, считая, что не стоит тратить на это время. Декарт был экспериментатором и исследователем, что напоминало ему Галилея, и он стремился ко всему, что могло иметь практическое применение, поэтому он был не только философом, но и важным ученым. Он является создателем современной алгебры и аналитической геометрии и одним из создателей механики. Декарт — автор закона преломления, он много сделал для физиологии, психологии и физики.
Основные работы Декарта — «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические рассуждения» (1641), «Элементы философии» (1644), «Правила для направления ума» и др.
Примечания и ссылки
- Письмо отцу Ватье ,22 февраля 1638 г.. Это замечание не является изолированным в переписке Декарта, как свидетельствует другое письмо Мерсенну:Март 1637 г..
- М.Л. Леви-Брюль , Декарт , Философская библиотека Дж. Врин ,1987 г., стр. 81 годНеопубликованный курс, цитируемый Э. Гильсоном в его комментированном издании Discours de la Method .
- ↑ и .
- Сэмюэл С. де Саси , Декарт , Éditions его Seuil , стр. 200.
- .
- Рене Декарт , « Рассуждения о методе » , изд. Двоюродный брат) .
- Это правило могло быть вдохновлено воспоминаниями о стоической морали, которые он, должно быть, изучал в школе. Во всяком случае, он признает, что его вдохновляют «старшие».
- « Метафизические размышления» были опубликованы в 1641 году , но их состав предшествовал публикации «Беседы» в 1637 году .
- (in) Уоллес Брюс Фай , « Профили в кардиологии. Рене Декарт » , Клиническая кардиология , т. 26, п о 1,январь 2003, стр. 49–51 .
- .
Третья часть
Моральные правила
Чтобы не быть нерешительным в своих действиях, «пока разум заставлял меня быть таковым в моих суждениях» (ставя под сомнение все знания), Декарт основал мораль «путем обеспечения» (то есть — скажем, в ожидании лучшего), мораль, уважающая четыре максимы:
- Во-первых, «подчиняться законам и обычаям моей страны, постоянно сохраняя религию, в которой Бог дал мне благодать, чтобы учиться с детства». Кроме того, выбираются мнения, которым соответствует человек. Мнения должны быть умеренными, исходить от самых здравомыслящих людей и принадлежать к тому месту, где вы находитесь.
- Во-вторых, это вопрос в том, чтобы быть «настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько я могу, и не менее постоянно следовать самым сомнительным мнениям, когда я однажды решил сделать это, чем если бы они были очень уверены». Это для того, чтобы практиковать все как хорошее и не поддаваться нечистой совести из-за того, что мы следовали чему-то, что мы теперь знаем как плохое.
- Третья максима «всегда заключалась в том, чтобы попытаться победить себя, а не удачу, и изменить свои желания, а не порядок в мире; и вообще привыкаем к вере в то, что в наших силах нет ничего, кроме наших мыслей. »
- Четвертая максима, говорит Декарт, — «использовать всю свою жизнь для развития своего разума и как можно больше продвигаться в познании истины в соответствии с методом, который я предписал себе».
После этого Декарт отправился в путешествие, которое длилось девять лет, чтобы наблюдать, искать истину и «искоренять» полученные идеи .
Однако он еще не посвятил себя философии, а выковывал твердые идеи .
Вторая часть
Правила метода
Запертый в своей печи (отапливаемой комнате), Декарт возвращает к своей мысли и своей субъективности, приобретенной в юности, не беспокоясь об уже установленных принципах . Это возвращение к разуму кажется ему необходимым, как город, построенный, с одной стороны, людьми разума, которые основали первые упорядоченные аллеи, руководствуясь волей, а с другой стороны, несколькими архитекторами. Сумасшедшими , которые построили прекрасные места, руководствуясь фантазией и удачей. Демонстрация того, что работа в одиночку может быть более эффективной, чем групповая работа, путем более простого обоснования конструкции работы, здания …
Поэтому Декарт готовится подвергнуть сомнению все известные ему концепции, чтобы ничто фантастическое не загрязняло его мысль, в пользу безусловного разума; для этого навязываются четыре заповеди:
- Не получать ничего по-настоящему, пока его разум сначала ясно и отчетливо не усвоит это.
- Разделите каждую из трудностей, чтобы лучше изучить и решить их.
- Установите порядок мыслей, начиная с самых простых предметов до самых сложных и разнообразных, и так держите их все в порядке.
- Обдумайте все, чтобы ничего не упустить.
Декарт сначала применил его к арифметике, а затем применил к философии.
Цитаты
- Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело.
- В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время, как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.
- Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей — слабость тех, от кого они слышат жалобы.
- Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
- Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.
Смерть
На протяжении многих лет Рене Декарт подвергался травле за свежий взгляд на науку. В 1649 году он переехал в Стокгольм, куда его пригласила шведская королева Кристина. С последней Декарт много лет переписывался. Кристина поражалась гению ученого и обещала ему спокойную жизнь в столице своего государства. Увы, жизнью в Стокгольме Рене наслаждался недолго: вскоре после переезда он простудился. Простуда быстро переросла в воспаление легких. Ученый ушел в мир иной 11 февраля 1650 года.
Могила Рене Декарта
Существует мнение о том, что Декарт умер не из-за пневмонии, а по причине отравления. В роли отравителей могли выступать агенты католической церкви, которой было не по нраву присутствие вольномыслящего ученого рядом с королевой Швеции. Последнюю католическая церковь намеревалась обратить в свою веру, что и случилось через четыре года после смерти Рене. Объективных подтверждений эта версия на сегодняшний день не получила, однако к ней склоняются многие исследователи.
Предпосылки для развития новых философских течений
Философия Нового времени охватывает период с семнадцатого по первую половину девятнадцатого века и делится на несколько этапов: Просвещение семнадцатого и начала восемнадцатого веков, которое рассматривается в данном учебнике, и немецкая классическая философия восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков. В это время человечество вступило в новый период своей истории, ознаменованный грандиозным цивилизационным прорывом. За эти три столетия изменились экономические, политические и культурные формы человеческого существования. В экономической сфере утвердилось мануфактурное производство и связанное с ним индустриальное разделение труда, и все больше людей стали использовать машины. В политической сфере начали развиваться новые представления о правах и свободах человека, о конституционном государстве, о методах реализации этих идей на практике. В сфере культуры на первый план стали выходить научные знания. Выдающиеся открытия в области естественных наук и математики подготовили почву для научно-технической революции. Философия была в авангарде всех этих изменений. Она предвосхищала, стимулировала и обобщала их.
Семнадцатый век часто называют «веком науки». Научное познание мира высоко ценилось, что подтверждается содержанием и даже формой философии. Философия, являясь частью развития научного знания и часто предшествуя ему, пыталась быть «великой реставрацией наук», если воспользоваться названием работ Ф. Бэкона, «размышлением о методе», если применить здесь название одной из работ Декарта. Философы, такие как Р. Декарт, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, сами порой были пионерами математики и естественных наук. В то же время они не пытались сделать философию, которая фактически перестала быть служанкой теологии, служанкой естественных наук. Напротив, как и хотели Платон и Аристотель, они отвели философии особое место. Философия должна была сыграть роль широчайшего учения, синтезирующего знания о мире природы, о человеке как части природы и его особой «природе», его сущности, об обществе, о человеческом разуме и обязательно о Боге как первом существе, первой причине и перводвигателе всего сущего. Другими словами, процесс философствования мыслился как «метафизические размышления», если снова воспользоваться названием работы Декарта. Именно поэтому философов XVII века называют «метафизиками». К этому, однако, следует добавить, что их метафизика (учение о происхождении всего сущего, о природе мира, об абсолютном, необусловленном и сверхчувственном; кроме того, термин «метафизика» используется для обозначения метода и способа мышления, противопоставленного диалектике) была не просто продолжением традиционной метафизики, а ее новаторским переформулированием
Инновации, таким образом, являются наиболее важной отличительной чертой философии Нового времени по сравнению со схоластикой. Однако следует подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов
Тем не менее, они старались пересмотреть все силы своего ума и души, чтобы проверить истинность и неизменность унаследованных знаний. В этом смысле критика «идолов» Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта — не просто интеллектуальные изобретения, а характеристики эпох: старое знание пересматривалось, для нового звания находились веские рациональные основания.
Философов 17-17 веков интересовало не только рациональное познание, но и познание с помощью органов чувств
Однако Декарт, Спиноза и Лейбниц, считающиеся рационалистами, также уделяли внимание опыту (хотя и критически), воле, «страстям души» и аффектам, которые, по их мнению, подчиняются контролю разума
Одним словом, семнадцатый и восемнадцатый века по праву можно считать веками рационализма. Но в то же время не стоит относить самосознательный рационализм к современности, поскольку философы этого периода объективно рассматривали недостатки и ограничения человеческого разума.
Автор книги: Рене Декарт
Декарт РРассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках
Р.Декарт
РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ, ЧТОБЫ ВЕРНО НАПРАВЛЯТЬ
СВОЙ РАЗУМ И ОТЫСКИВАТЬ ИСТИНУ В НАУКАХ
Если рассуждение это покажется слишком длинным для прочтения за один раз, то его можно разделить на шесть частей. В первой окажутся различные соображения относительно наук; во второй – основные правила метода, найденного автором; в третьей – некоторые из правил морали, извлеченных автором из этого метода; в четвертой – доводы, с помощью коих он доказывает существование Бога и человеческой души, которые составляют основание его метафизики; в пятой можно будет найти последовательность вопросов физики, какие он рассмотрел, и, в частности, объяснение движения сердца и рассмотрение некоторых других трудных вопросов, относящихся к медицине, а также различие, существующее между нашей душой и душой животных; и в последней – указание на то, что, по мнению автора, необходимо для того, чтобы продвинуться в исследовании природы дальше, чем это удалось ему, а также объяснение соображений, побудивших его писать.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СООБРАЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАУК
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА МЕТОДА
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ МОРАЛИ, ИЗВЛЕЧЕННЫХ ИЗ ЭТОГО МЕТОДА
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ДОВОДЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА И БЕССМЕРТИЕ ДУШИ, ИЛИ ОСНОВАНИЯ МЕТАФИЗИКИ
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ПОРЯДОК ФИЗИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
ЧТО НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИРОДЫ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СООБРАЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НАУК
Здравомыслие есть вещь, распределенная справедливее всего; каждый считает себя настолько им наделенным, что даже те, кого всего труднее удовлетворить в каком-либо другом отношении, обыкновенно не стремятся иметь здравого смысла больше, чем у них есть. При этом невероятно, чтобы все заблуждались. Это свидетельствует скорее о том, что способность правильно рассуждать и отличать истину от заблуждения – что, собственно, и составляет, как принято выражаться, здравомыслие, или разум (raison),– от природы одинакова у всех людей, а также о том, что различие наших мнений происходит не от того, что один разумнее других, а только от того, что мы направляем наши мысли различными путями и рассматриваем не одни и те же вещи. Ибо недостаточно просто иметь хороший ум (esprit), но главное – это хорошо применять его. Самая великая душа способна как к величайшим порокам, так и к величайшим добродетелям, и те, кто идет очень медленно, может, всегда следуя прямым путем, продвинуться значительно дальше того, кто бежит и удаляется от этого пути.
Поведение в ответ на стимулы
Декарт переформулировал психофизическую проблему (соотношение материального и идеального) в психофизиологическую (соотношение души и тела) и объяснял те изменения в физиологических процессах, подчиненных законам механики, которые происходят при порождении страстей души (см. про трубочки и духи). Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие – шишковидная железа (эпифиз) – посредник между телом и сознанием. Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.
НА ВСЯКИЙ.
• Критика эмпирического пути познания
• Критика скептицизма
• Рационализм
Задача – построение логичной системы науки вообще. Для этого нужен несомненный базис. Метод тотального сомнения «Cogito ergo sum» (единственное несомненное – акт сомнения = акт мышления критика скептицизма!!)
4 стр., 1818 слов
Р. Декарт о рефлексе.Понятие души по Декарту
… придавая току «животных духов» новое направление. 2. Понятие души по Декарту Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать …
Базисом всего научного знания является сознание. Предмет исследования – сознание, а не душа.
• Сознание доступно непосредственно
• Знание о сознании наиболее достоверно
• Учение о животных духах (частицы крови)
• Движение – механический акт
Первично: 2 субстанции – мыслящая и протяженная. Причина движения – в теле – легкие и подвижные частицы крови – животные духи. Мышление не может быть пассивным как движение. Пассивные мысли – реакция извне, активные – собственные.
В шишковидной железе наибольшая концентрация животных духов, она «отклоняется» в зависимости от животных или материальных духов.
Страсти – ответные изменения на телесные влияния. Главное их действие – побуждение души желать того, к чему эти страсти подготавливают тело (страх — бежать)
Животные духи могут влиять на действия, тогда мы действуем разумно. Тепло и движение – тело; мысли – душа.
Нервы – ниточки\трубочки, идут от мозга и содержат животные духи (легкие и подвижные частицы крови, разреженные в сердце теплом, по очень узким путям поступают в мозг, а оттуда по порам в нервы и в мышцы).
Движение мышц –духи вышедшие из мозга заставляют духи в мышцах выходить из одной мышцы в другую (выхли, мышца удлинилась и ослабела, вошли — сократилась)
Память – железа отклоняется в разные стороны, пока духи не встретят следов (поры, откуда они вышли в присутствии того, о чем вспоминаем)
Воображение – движение железы, так чтобы духи открыли поры мозга, необходимые для воображения вещи
Речь скорее связана со значениями слов, чем с движениями языка и губ.
Самое большое, что может сделать воля – не допустить следствий страстей и сдержать движения к которым она располагают.
6 первичных страстей (удивление любовь, ненависть, желание, радость, печаль)
Декарт – 2 шаг к становлению пси сознания (1 — Бэкон).
Что после – Вундт…
В это время изобретались всякие механизмы, шкатулки и т.п. похоже
Декарт, говоря о субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему.
Контекст публикации
Рассуждение о методе было написано Декартом через несколько лет после суда Галилея (Июнь 1633), который был осужден Церковью из-за его работы « Диалог о двух великих системах мира» . В 1632–1633 годах Декарт написал « Трактат о мире и свете», в котором защищал тезис о гелиоцентризме . Он предпочитает не публиковать эту работу, но не отказывается полностью и, наконец, решает представить ее в другой форме и опубликовать анонимно.
Опубликован в 8 июня 1637 г., текст состоит из La Dioptrique , les Météores и La Géométrie , и все они сопровождаются предисловием: « Беседа о методе» . Декарт будет быстро идентифицирован как автор интеллектуалов республики писем того времени.
Четвертая часть
Основы метафизики
Декарт пересматривает все, что он знает в ходе метафизических размышлений ; тогда каждый объект, каждая вещь и каждая мысль становятся ложными и иллюзорными .
Теперь, когда все иллюзорно, он задается вопросом, как с уверенностью узнать, что он сам существует, что он сам не есть ничто . Для Декарта простой факт постановки этого вопроса немедленно приводит его к определенному ответу: «Я мыслю, следовательно, я существую». Он оценил эту истину как первый неоспоримый принцип искомой философии.
Поскольку он нашел предложение, которое истинно, он задается вопросом, что должно требоваться для того, чтобы предложение было истинным; и он заключает, что «вещи, которые мы постигаем очень ясно и очень отчетливо, все истинны», но сразу же добавляет, что есть некоторые трудности с «хорошо замечать то, что мы постигаем отчетливо».
Затем он устанавливает понятие двойственности души и тела: что заставляет быть человеком есть дух; эта « субстанция, о которой вся сущность или природа должна только думать, и которая для того, чтобы быть, не нуждается ни в каком месте или в каких-либо материальных вещах». »
Затем он пришел к выводу, что совершенство этого приобретенного знания ( cogito, ergo sum ) пришло из чего-то внешнего. Затем он высказал идею, что элементы природы существуют, и понял, что его собственное сознание было вдохнуто в него природой целым, в котором каждый элемент зависел друг от друга.
Все это было Богом : совершенным, неизменным, бесконечным , вечным, всезнающим, всемогущим , в отличие от ничто и других вещей, таких как сомнения , непостоянство, печаль …
Идея Бога приобретает статус наиболее достоверной и лучше всего демонстрируемой идеи в непрерывности объектов геометрии.
Пятая часть
Порядок вопросов по физике
Декарт приходит сюда, чтобы говорить о физических принципах, которые естественным образом вытекают из метафизических принципов, с которыми он имеет дело в предыдущих частях.
Он, в частности, раскрывает свою теорию кровообращения, которую он объясняет быстрым расширением крови за счет тепла, когда она находится в сердце .
Наконец, именно в этой части он делится с нами своей знаменитой теорией «животных-машин», то есть существ, полностью лишенных разума и действующих только в соответствии с расположением своих органов. Для него душа есть только у человека .
Извлекать:
Первая часть
Соображения науки
Декарт начинает свою речь пресловутым замечанием, не лишенным иронии: «здравый смысл — это самая распространенная вещь в мире; ибо каждый думает, что он настолько хорошо наделен этим, что даже те, кому труднее всего удовлетворить что-либо еще, не имеют привычки хотеть большего, чем они имеют ». В этой первой части Декарт объясняет нам, что здравый смысл (сила или способность судить) распределяется поровну в каждом человеческом существе , но зависит от того, как каждый человек использует эту способность. Вот что вызывает расхождение во мнениях.
Это перекликается с предложением Монтеня
— Испытания, II , 17
То же самое и в начале главы XIII « Левиафана Гоббса». Подчеркивая свой интерес ко всем наукам и литературе , будь то поэзия , математика , сочинения древних язычников, теология или философия , Декарт предпринимает исследования самых чуждых и нетрадиционных мыслей своего времени, хотя « он мог сойти за дурака, чтобы сделать свое собственное суждение. Тем не менее он осуждает такие суеверные науки, как астрология , алхимия , магия … Он особенно отдает предпочтение математике, вспоминая о своем вкусе к этой науке во время учебы в колледже Ла Флеш :
Основываясь на таком разнообразном знании, также полученном во время путешествий, Декарт учится укреплять свои знания, не забывая при этом извлекать истину из лжи из ее источников.