История развития и представители античной психологии

Думай, прежде чем думать

— часто можно услышать сегодня. А нет ли тут связи с аристотелевским представлением желаемого нами в будущем: его своеобразного образного воплощения?.. И если есть — то какого рода и характера мы формируем этот наш психический образ или, проще говоря, наше образное желание-представление?..

…Любопытно, что спустя два столетия после того, как философ Алкмеон Кротонский (V век до н.э.) открыл связь души с головным мозгом (он считал его органом души), Аристотель был уверен в том, что мозг — это всего лишь определенного рода холодильник, поддерживающий и сохраняющий кровь. Душа же, по мнению философа, располагалась в самом сердце.

Труды Аристотеля оказались весьма опасными для церковной диктатуры того времени. Ведь главный ее принцип и постулат сводился к тому, что душа от тела неотделима…

Учение же философа обессмысливало многие церковные установки, связанные с ролью и местом души. И, как результат такой нестыковки взглядов, — сначала идеи Аристотеля были католической церковью запрещены и отвергнуты. Позже, как это обычно бывает в таких случаях, ею же Аристотель был превращен в одного из столпов богословия.

И только —

— любил повторять, словно предвидя все эти исторические перевертыши, великий философ. И он был прав.

Когнитивная психология

Основные идеи когнитивной революции заключались в том, что человеческий разум работает подобно компьютеру и его можно изучать, как самодостаточную логическую систему независимо от социальных, культурных, ситуационных факторов, а также без ссылки на его физическую основу.

Датой рождения когнитивной психологии принято считать 11 сентября 1956 года. В тот день выдающиеся ученые Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон выступили с докладами на симпозиуме по теории информации, проходившем в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).

Профессор лингвистики Ноам Хомский утверждал, что ментальная структура языка имеет в основе универсальные, врожденные принципы, которые передаются генетически, и способность к его изучение невозможно объяснить одним лишь подкреплением, раскритиковав тем самым поведенческую теорию Скиннера.

Американский психолог Джордж Миллер также занимался исследованием языка, его книга «Язык и общение» стала отправной точкой в зарождении психолингвистики. Помимо этого Миллер изучал способности человеческой памяти, выдвинув теорию, что большинство людей могут запомнить не более 7±2 элемента информации, используя свою кратковременную память. Миллер также обнаружил, что информация лучше запоминается, когда она разбита на части.

В 1956 году когнитивный психолог Аллен Ньюэлл совместно с политологом, экономистом и социологом Гербертом Саймоном разработали первую рабочую компьютерную программу, которая имитировала способность человека решать сложные проблемы. Она могла доказывать теоремы так же, как и талантливый математик.

С тех пор когнитивная психология стремительно развивается. Благодаря инструментам визуализации мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, у исследователей появилась возможность изучать его внутреннюю работу. А при помощи генетики современные психологи стремятся понять, каким образом физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека.

Современная когнитивная психология изучает психические процессы, связанные с памятью, интеллектом, языком, вниманием, восприятием, воображением, решением проблем, способностью к обучению. Кстати, более подробно об истории развития педагогической психологии вы можете почитать в нашей статье

А если вы желаете разобраться в особенностях своего мышления, научиться решать сложные жизненные задачи без суеты и стресса, улучшить аналитические способности, память и логику, приглашаем на онлайн-программу «Когнитивистика».

В древние времена психология представляла собой некую смесь магии и религии. Ранние, кажущиеся нелепыми, попытки понять устройство человеческой души и мотивы поведения человека в итоге переросли в научную дисциплину. История психологии на этом не заканчивается, она продолжает эволюционировать, помогая людям отвечать на самый главный вопрос: «Кто я такой?»

Друзья, желаем вам быть в ладу с собой, и в случае необходимости не пренебрегать помощью такой великолепной науки, как психология. Успехов!

Кстати:

Особенности психологической науки

Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:

  1. Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
  2. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
  3. В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
  4. Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.

Частые вопросы

В этом разделе мы попытаемся ответить на наиболее частые вопросы, которые возникают у людей, которые начали активно интересоваться особенностями человеческой психики.

Как связаны философия и психология

Как уже говорилось, психология и философия – это взаимосвязанные науки. Так как многие идеи и закономерности чернеются и философии. Более того, ученые философы вложили такой же существенный вклад в развитие психологии, как и ученые психологи.

У этих двух наук одни методы, схожие предметы. Психология – это возможность ответить на фундаментальные философские вопросы “Что такое душа?”, “В чем смысл жизни”, “Как правильно жить”, “Что такое любовь” и другие подобные.

Кем можно стать после получения профессионального образования психолога

Данная сфера знаний очень универсальна. Она может быть использована повсеместно, в том числе для личных целей.

Когда вы получаете образований психолога, либо же врача-психиатра и психотерапевта, вы можете работать по специальности. Помимо денежной составляющей, вы также преследуете цель помощь людям, которые в ней нуждаются.

Таке с психологическим образованием можно стать консультантом, тренером, педагогом. Личные консультанты в компаниях сейчас очень востребованы, поэтому необязательно заниматься психологической практикой.

Но даже при ситуации, когда вы не хотите никаким образом связывать свою жизнь с психологией, получение образование имеет существенную пользу. Вы можете распознать абьюзера на ранних этапах, увидеть тирана за маской добродетели. Более того, вы можете более верно избрать необходимый способ выхода из конфликта, общений. Эти знаний позволят вам выстроить здоровые и экологическое отношения с любви человеком.

Могут ли у психологов быть проблемы психологического и психического характера

Психолог и человек, который изучает психологию – такая же личность как и все. Поэтому это нормально, если в какой-то период у него возникают проблемы психологического характера (травмы, стресс, депрессия). Разницы заключается только в том, что психолог может заметить симптомы каких-то болезней и расстройств у себя. Но его болезни также необходимо лечить.

Всегда ли знаний психологии достаточно для самолечения

Конечно, нет. Если речь идет о легких проблемах – переживаниях, навязчивых мыслях, то Наной психологии будет достаточно. Однако существуют и болезни психики, а также серьезные травмы. Их диагностика и лечение возможна только со стороны. Поэтому необходимо обращении к специалисту, даже если вы сами имеете профессиональное образование в этой отрасли.

Существует множество вопросов касательно изучения психологии

Логические произведения Аристотеля

К логическим работам Аристотеля относятся «Категории», «О толковании», «Аналитика» первая и вторая, «Топика» и «О софистических размышлениях».

Категории» говорят о словах, выраженных «без контекста» и обозначают наиболее общие свойства бытия. Аристотель перечисляет десять категорий: Сущность, Качество, Количество, Отношение, Место, Время, Позиция, Владение, Действие, Страдание. (Этот вопрос уже обсуждался выше, поэтому мы не будем вдаваться в него). Они отвечают на вопросы «Что именно?», «Что именно?», «Сколько?» и т. д. В Метафизике Аристотель либо сокращает все категории до трех (сущность, свойство, отношение), либо делит последние четыре категории первого списка на одну — движение.

Предметом второй работы «О толковании» являются не отдельные слова, а сложные выражения («Сократ», «человек», «сидит», «бежит» и т. д.), а составленные из них высказывания или суждения, выражающие истину или ложь («Сократ сидит», «человек бежит», «Сократ — человек» и т. д.). Утверждения делятся на четыре типа в зависимости от количества (общее и конкретное) и качества (положительное и отрицательное): общее положительное, конкретное положительное, общее отрицательное и конкретное отрицательное.

Далее Аристотель рассматривает модальности предложений: возможность и невозможность, непредвиденные обстоятельства и необходимость, а также следы того, какие предложения, выражающие их, совместимы, а какие — нет. Взаимоотношения предложений (суждений) определяются правилами или законами мысли: это закон личности, закон исключения противоречий, закон исключаемых третьих. Иными словами, термины (термины) и суждения (предложения) не могут противоречить друг другу в суждениях и выводах; истина утвердительного суждения подразумевает лживость его отрицания и т.д. На этой основе построена доктрина силлогизма.

Наиболее важной и интересной частью аристотелевской логики является учение о силлогизме. Силлогизм — это «речь, в которой, если что-то позировано, то что-то иное, чем позировано, следует по необходимости в силу того, что позировано»

Силлогизм — это заключение, состоящее из трех частей — основной предпосылки, второстепенной предпосылки и заключения. Существует много различных видов силлогизмов. У каждого из них есть имя, данное учёными. Самого известного зовут «Барбара». Все мужчины смертны (основная предпосылка). Сократ — это человек (вторичное помещение). Поэтому: Сократ смертен (заключение). Или: все люди смертны. Все греки — люди. Поэтому все греки смертны. Другие формы — следующие силлогизмы: ни одна рыба не умна. Все акулы — рыбы. Поэтому ни одна акула не умна («целерожденная»). Все люди рациональны, некоторые животные — люди, поэтому некоторые животные рациональны («дарий»). Ни один гречанин не черный, некоторые люди — греки, так что некоторые люди не черные. Эти четыре силлогизма образуют первую фигуру. Аристотель обнаружил вторую и третью, а позже и четвертую. Было доказано, что все эти цифры, так или иначе, сводятся к первым. Некоторые выводы можно сделать из первого предположения. Из фразы «некоторые люди смертны» мы можем сделать вывод, что некоторые смертные для людей. По словам Аристотеля, это также можно вывести из предпосылки «все люди смертны». Из предложения «Нет бога смертного» можно сделать вывод, что «Нет бога смертного», но из предложения «Некоторые люди не греки» вовсе не следует, что некоторые греки не люди. В дополнение к вышеизложенным выводам, Аристотель и его последователи считали, что все дедуктивные выводы, когда они четко определены, являются силлогизмами. Создание допустимых типов силлогизмов, по их мнению, должно помочь избежать многих ошибок. Эта система была началом формальной логики. Как таковой, он и чрезвычайно важен, и просто прекрасен, хотя Аристотель не смог избежать некоторых ошибок.

Природа взглядов Аристотеля

Связь учения с медициной и биологией в убеждениях философа были неслучайны: достаточно вспомнить, что сам он был сыном медика. Отец Аристотеля был врачевателем при дворе деда Александра Македонского, и ему приписывается даже авторство нескольких книг в области медицины и натурфилософии.

Аристотель, получив, таким образом, первые уроки естествознания у своего отца, тоже готовился посвятить себя вначале  медицине. Но, оказавшись в возрасте семнадцати лет в Афинах, он познакомился там со своим будущим учителем, шестидесятилетним Платоном, и на протяжении нескольких лет был учеником платоновской Академии.

Однако впоследствии жизнь и автономные взгляды на мир развели этих незаурядных деятелей своей эпохи:

Уровни и функции души по Аристотелю

Свое учение о трех ступенях души Аристотель представлял следующим образом:

  1. Растительная или вегетативная (питание, рост, размножение), присуща растениям, животным и человеку;
  2. Чувственно-двигательная (движения, способность ощущений и стремлений): присуща животным и человеку;
  3. Разумная и бессмертная (является частью Божественного разума): присуща лишь человеку.

Под функциями же души философ понимал уровни её развития. Так, по мере развития и со временем, более низкая ее стадия формируется в более высокую — и так, по мере совершенствования. Происходит это подобно тому, как младенец, постепенно вырастая, превращается в зрелого человека и проходит при этом все те же самые ступени, что были пройдены всеми живыми существами на земле за всю их историю до его появления. Позже этот процесс получил название биогенетического закона.

Тем не менее, в продолжение всех предыдущих установок о душе, Аристотель также не отрицал ее Божественного происхождения. Он считал душу сутью идеальной и, в некотором роде, даже отделимой от тела, но при этом — неразрывно с ним связанной.

Если попытаться объяснить эту мысль наглядно, то представьте себе, что наш глаз, например, — часть тела, а наше зрение — его душа. Но душа все же — это, прежде всего, — способ организации жизни нашего тела, его способность и мыслить, и чувствовать.

Согласно Аристотелю в человеческую душу входят:

Страх, гнев, зависть жалось, желание, радость и ненависть. А говоря точнее, — философ просто конкретно описал все эти столь разнородные человеческие чувства. Но, при этом —

Пытаясь объяснить природу и закономерность формирования человеческого характера, Аристотель считал, что только в результате совершения тех или иных своих нравственных или безнравственных поступков человек превращается в того, кем он в результате становится.


То есть, философ указывает на прямую необходимость оценки человеком разумным того, что он совершает в своей жизни.

Интересно, что его психическое развитие, как считает Аристотель, напрямую зависит от этой его деятельности: и не только прошлой или настоящей, но даже желаемой им в будущем!

То есть, даже если органы чувств не подвергаются какому-то прямому на них разного рода воздействию вещественных влияний, в человеческом сознании могут формироваться психические образы или фантазии, — как называл их Аристотель.

Они-то подчиняются нашим ассоциациям — то есть некой связи наших образных представлений. Эту истину философ также исследовал и вывел как существующую закономерность, став первооткрывателем и области психических образов.

Кратко об истории отечественной психологии

В нашей стране психология как самостоятельная дисциплина начала развиваться в 19 веке. Среди множества талантливых ученых мы выделим лишь несколько ключевых фигур:

Лев Семенович Выготский

Выготский считал, что формирование привычек и поведения происходит в результате социокультурного взаимодействия. Важную роль в процессе человеческого обучения он отводил игре, считая, что она помогает ребенку усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать собственное поведение.

Самая известная теория Выготского в области психологии – это зона ближайшего развития. Она иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети учатся решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых, осваивая новое под их руководством.

Александр Романович Лурия

Лурия утверждал, что психические процессы и сознательная деятельность человека протекают благодаря работе трех единиц мозга:

  • блока регулировки пробуждения;
  • блока получения, анализа и хранения информации;
  • блока программирования, регулирования и проверки активности.

Интересный факт: если проанализировать работы советского ученого, можно обнаружить сходство между его теорией и популярной (более поздней) гипотезой о триедином мозге нейрофизиолога Пола Маклина.

Иван Петрович Павлов

В 1904 году Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он проводил эксперименты на собаках и известен благодаря открытию классического обусловливания. Ученый обнаружил, что условный раздражитель (звонок), который ассоциировался у собак с видом еды, способен сам по себе вызывать условный рефлекс (слюноотделение).

Павлов не был психологом, но предположил, что обусловливание может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей. Он оказался прав. Его открытие оказало существенное влияние на развитие психологической школы бихевиоризма.

Предмет и объект психологии

Данные понятия изучаются в процессе получения профессионального образования. А также при получении медицинского образования (психолог не всегда врач, а психотерапевт и психиатр имеют статус врачей, которые могут выписывать медикаментозные способы лечения для клиентов).

Предмет

Предмет психологии – это изучение того, как формируются, развиваются и прекращаются различные явления психики

Объект

Объект намного шире предмета. Объект – это психика в целом и все, что с ней связано. В объект включаются элементы предмета

К объектам психологии как науки относятся следующие элементы и процессы:

  1. Психические процессы (чувства и эмоции, отношения, связи, любовь, дружба, манипуляции, абьюзивные и созависимые отношения и др.);
  2. Состояния (также чувства и эмоции, тревожность, нервозность, паранойя, перфекционизм, эмпатия, меланхолия, депрессия, биполярное расстройство, ностальгия, шизофрения, гедонизм, конформизм, фрустрация, сублимация, цейтнот, мизантропия и др.);
  3. Свойства (к ним относятся характер человека, в том числе эгоцентризм, психотип, типы личности, интроверсия и экстраверсия, цинизм, альтруизм и др.);
  4. Образования (знания и навыки, а также привычки конкретного человека. Например, рефлексия, зависимости и др.)

Что такое душа

Фото Jeremy Bishop on Unsplash

Душа, как понятие в философии и религии – абстрактная субстанция, которая выражает сущность человека, его стремления, мысли, чувства и волю.

Термин «душа» произошел от греческого «psyche», что в переводе ближе всего к «дышать», «дыхание». Такая трактовка основана на идее, что в человеке существует душа, пока он способен дышать.

Сейчас эта идея подвергается критике, поскольку установлено, что головной мозг продолжает функционировать еще некоторое время после остановки сердца и прекращения дыхания.

Более того, после клинической смерти, если клетки мозга не повреждены слишком сильно, человек возвращается к своей прежней сущности, то есть его душа не меняется.

С точки зрения различных религиозных течений, это не противоречит общей идее. Нельзя доподлинно доказать, что душа не покинула тело в момент остановки дыхания, ведь она, витая где-то неподалеку, могла вернуться, как только его реанимируют.

Христианская религия душу и дыхание связывает с божественным началом. Бог вдунул жизнь в Адама и так появился человек.

Как бы то ни было, душа была предметом изучения философии, религии, физики. Особое место душа занимала в психологии. Изначальное определение, которое ей давалось, звучало как психология – наука о душе.

Именно душа, а не психика – если между ними вообще есть разница – была предметом изучения. Но только ли человека? На этот счет существует несколько взглядов, которые рассматриваются не только наукой, но и различными религиями:

  • панпсихизм – душа есть как у живой, так и у неживой природы, например у камней. Такому взгляду придерживались Спиноза, Демокрит, Фехнер, Дидро и др.;
  • биопсихизм – душа есть только у живой материи: людей, животных, насекомых, растений. Сторонники: Вундт, Гоббс, Бернар и др.;
  • анималопсихизм – психика присуща людям и животным – Платон, Гегель, Вагнер, Леонтьев;
  • антропопсихизм – психика и душа есть только у человека, на чем настаивал Декарт и ряд его последователей.

Ранняя патристика: учение о Логосе, как посреднике в творении

Патристика в философии и христианском богословии относится к философским учениям отцов церкви, лидеров христианского учения в 1-7 веках нашей эры. Ранняя патристика относится к христианской философии 1-3 веков, когда апостольские мужи, греческие и латинские апологеты христианства утверждали новое учение против язычников и иудеев. Главными достижениями этого периода было развитие учения о Троице и о Логосе как посреднике творения.

Начало раннепатристического периода ознаменовалось появлением трудов «апостольских отцов», к которым принято причислять святых апостолов Варнаву (? — 61) и Ерма, епископа и папу Климента I (? — ок. 97-101), епископов Тимофея Эфесского (ок. 17-80), Игнатия Антиохийского (Феофана) (? 107), Поликарпа Смирнского (ок. 70-156) и Папия Иерапольского (ок. 70-165). Их труды отличались высокой религиозностью и нацеленностью на создание внутрицерковного порядка и стали своего рода мостом между Евангелием и духовной традицией его толкования.

Начиная с посланий святого Павла, Логос понимается как всеобъемлющая категория, часть Бога, которая раскрывается через Откровение, данное Иисусом Христом. Апостол Иоанн называл Иисуса Христа «Богом Словом», что по-гречески означает «Логос», тем самым делая Логос частью Бога-Троицы. Это осмысление Логоса происходило не только через призму христианского учения, но и через призму древних представлений о Логосе, которые мы изложили в первом параграфе. «Апостольские отцы» в своем учении о Логосе опирались, с одной стороны, на видение апостолов Иоанна Богослова и Павла, а с другой — на античную философию платонизма и стоицизма. Для них Бог — это трансцендентное начало мира, непостижимое для человека, вечное, неизменное и самодостаточное. Его вторая ипостась, Бог-Сын или Логос, выступает как «разумная потенция» первой ипостаси, Бога-Отца. Логос получает свое энергетическое, потенциальное выражение в акте творения мира, выступая в роли посредника. Все три ипостаси Бога существовали до сотворения мира, но в момент творения и после него Бог Сын или Логос из внутреннего становится внешним, направленным на осуществление божественного замысла. Логос — это вечное Слово Божье, рожденное от Отца и сотворившее мир, которое «в конце дней» воплотилось в Иисусе Христе. Другими словами, как мы видим, для ранней патристики был характерен субординационизм — идея неравноценности ипостасей Троицы, которая не была преодолена вплоть до IV-II веков.

Хотя отцы ранней церкви считали, что познать Бога невозможно, по их мнению, познать Логос, или гносис, было возможно, поскольку Иисус Христос, как Бог-Слово, пришел к людям и дал им свое Откровение, чтобы они могли познать его. Гнозис, однако, включал в себя не только логическое постижение, но и постижение Логоса посредством веры как способа постижения духовной и материальной реальности. Климент Римский и Игнатий Богослов понимали гнозис Логоса как сознательное изучение христианской доктрины, а другой ранний патристический богослов, Юстин Философ (ок. 100-165), трактовал его как преданность христианству — единой верной религии, ведущей к общению с Богом через посредство Логоса.

Учение о Логосе как посреднике творения получило дальнейшее развитие у гностиков и представителей александрийской богословской школы. Климент Александрийский (ок. 150-215 гг.) утверждал, что вера готовит душу к познанию Логоса — абсолютного откровения, Учителя и Наставника, — а философия выступает в качестве интеллектуального посредника. Климент Александрийский преуспел в рассмотрении Логоса как равнозначного Богу, в то время как богослов Ориген, осужденный как еретик, продолжал рассматривать Логос только как посредника, «умаляя достоинство Сына». Этот недостаток был полностью исправлен в учениях Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского (четвертый век, период зрелой патристики).

Научная и житейская психология

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:

  • По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
  • По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Психология Аристотеля. Душа как энтелехия тела. Три способности души

Древнегреческий учёный — энциклопедист Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) внёс значительный вклад не только в изучение философию, но и других наук. Так в рамках своего учения он разрабатывал основы психологии, науки о душе. В античном мире отсутствовали современные представления о психике, поэтому мыслители пытались объяснить все многообразие психических проявлений с точки зрения учения о «душе», находящего на границе мифологии и ранней философии. Так, Аристотель в своем трактате «О душе» подверг глубокому анализу внешние проявления психической жизни человека. Он считал, что душа («психо») управляет телом («сома»), а вместе они образуют целостное единство — человеческую личность. Таким образом, душа выступает как энтелехия или сущность тела. Энтелехия, согласно Аристотелю, существует во всех вещах, это движущая сила, которая, например, заключена в семени и заставляет расти из него дерево. Пока в теле действует энтелехия — человек живёт, когда она иссякает, душа покидает тело и человек умирает. Но душу и тело нельзя разделять или противопоставлять.

В то же время Аристотель вводит понятие не только души, но и духа, что затем будет использовано в антропологии христианства. Дух стоит выше душа, он не так тесно связан с телом, как душа, которая в буквальном смысле оживотворяет тело, заставляя его двигаться, мыслить, чувствовать. Поэтому дух — это высшая бессмертная часть души, в то время как сама душа погибает при отделении от тела. Следовательно, можно сделать вывод, что Аристотель, хотя и сделал многое для развития идеализма, но все же не верил в личное бессмертие, представленное в учении Платона, а затем в христианском богословии. Если Аристотель и говорил о бессмертии духа, то подразумевал под ним принадлежность человеческого разума к общему вселенскому, божественному разуму. Исходя из этого, полагал он, в своей жизни каждый человек должен стремиться к развитию своего разума.

Также Аристотель в своей психологии выделил три функции души:

— низшую растительную, которая отвечает только жизнь тела;

— животную, связанную с органами чувств, а значит желаниями и побуждениями человека;

— высшую маслящую — которая отвечает за все многообразие человеческих мыслей, чувств, поступков и т.д.

Соответственно выделяются и три способности души:

— разумная или логическая, отвечающая за мышление и моральные качества человека);

— страстная (фумоейдическая), делающая человека кротким либо страстным, порывистым;

— желающая (епифумическая), ставящую человеку выбор между воздержанностью и целомудрием или несдержанностью и развратом.

Все три способности и формируют энтелехию тела. При этом некоторые части человеческой личности существуют как бы вне тела, поэтому они не принадлежат к области энтелехии, но к духу. Аристотель считал, что именно мыслительные занятия, философия способны развивать все три способности души в лучшую сторону, чтобы у человека сформировались три главные добродетели: справедливость, благородство и великодушие. Если человек несправедлив, низок и малодушен, то он просто не обладает достаточным количеством знаний об этих добродетелях и должен учиться, чтобы приобрети эти знания. Преступники и, как сказали бы сегодня, люди с отклоняющимся поведением, по мнению Аристотеля, это люди с неправильно развитыми функциями и способностями души, у кторых высшая мыслительная, а значит, и нравственная составляющая души (дух) заглушена прочими низшими составляющими. Исправлять «испорченную природу» человека можно, но достаточно трудно, поэтому лучше всего начинать правильно воспитывать личность с детства, чтобы душу не заглушили «соматические» телесные наклонности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: