«Иван Сусанин» – краткое содержание оперы М. И. Глинки
Опера в 4 действиях, 5 картинах, с эпилогом.
В основу сюжета положен исторический подвиг крестьянина Ивана Сусанина, совершенный им в 1612 году.
Первое действие
Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь.
Крестьяне с великой любовью встречают своих защитников, выносят им брагу, хлеб, мед. Вместе с ополченцами вспоминают они славные битвы русского народа с иноземцами на Чудском озере и на Куликовом поле: «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет!» Ополченцы расходятся по крестьянским избам на отдых.
Грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она вспоминает своего жениха Богдана Собинина, который бьется с поляками. «Скоро ли вернется, когда свадьбе быть?». «Что гадать о свадьбе? – отвечает ей отец. – Горю нет конца».
«Как, ужели не бывать нашей свадьбе?» — взволнованно спрашивает Собинин. Антонида и Богдан упрашивают старика, к ним присоединяется народ. «Настанет день, врагов побьем и от злодеев Русь избавим! – отвечает Сусанин. –Тогда невесту с женихом благословим и свадьбу справим».
Богдан уверен в скором наступлении этого счастливого дня. Сусанин и народ приветствуют встающую над Русью зарю спасения.
Второе действие
Тронный зал во дворце польского короля Сигизмунда. Король празднует победу. В разгар пира появляется вестник. Он сообщает, что русский народ восстал на поляков, Минин и Пожарский возглавили ополченцев, осажденным в Москве отрядам Сигизмунда грозит гибель.
Пирующие в смятении. Сигизмунд отправляет отряд своих рыцарей отрезать Минину путь на Москву, захватить его в плен, снести деревни, сжечь города – покорить Русь.
Третье действие
Зима. Изба Сусанина. Приемный сын Сусанина Ваня вспоминает, как его, сироту, пригрел и приютил в своей семье Сусанин.
Сусанин рассказывает, что ночью пришел Минин с войском и раскинул свой стан в глухом бору, в посаде. Ваня мечтает вступить в ряды защитников родины. Готов биться с врагами и старик Сусанин.
Заходят в избу крестьяне. Сусанин угощает их и зовет на обручение Антониды и Собинина. Вечереет. Собинин уходит за дружками. Ваню печалит предстоящая разлука с названой сестрой. Ласково напутствует Антониду отец. Вдруг в избу врывается отряд вооруженных поляков.
Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей. Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» — восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли.
Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина. Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.
Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами. Крестьяне выступают в поход с боевой песней: «Всех врагов земли своей смертью покараем, и не примет их костей мать-земля сырая».
Первая картина
Посад в глухом бору. Изнемогая от усталости, добрался до ворот посада Ваня. На его стук и зов выходят воины и посадские люди. Ваня требует немедленно сообщить Минину о появлении врагов. Минин собирает свою дружину, и она выступает на врага. Минин берет Ваню проводником. Грозно звучит песня воинов: «Мы настигнем врага! Не бывать им живым, не видать им Москвы!»
Вторая картина
Лесная глушь. Мороз. Сусанин заводит отряд врагов в дремучий лес. Поляки устали, продрогли. Не сбился ли старик с пути? – «Путь мой прям!» — твердо отвечает Сусанин.
Привал. Поляки разводят костер, ложатся спать. Не спит один Сусанин, думая тяжкую думу. С зарей враги увидят, что они обмануты, что завел их Сусанин в глухую чащу на верную гибель. Его ждут лютые пытки и смерть.
Сусанин вспоминает свою семью. Не пировать ему на свадьбе Антониды, не миловать и не растить внучат. Родная дочь не найдет пути к его костям.
Томительно тянется зимняя ночь. Стонет и гудит темный бор. Сусанин забылся в недолгом сне. Поляки просыпаются, будят Сусанина, требуют ответа: куда он их завел? «Туда, где вам от лютой вьюги погибать, — отвечает Сусанин, — где вам голодной смертью помирать».
С именем родины на устах погибает под ударами вражеских сабель народный герой.
Интересные факты
- В некоторых источниках упоминается, что отчество Сусанина — Осипович. Историки приписали его персонажу уже в XIX веке, и факт не подтвержден документально.
- Царь назначил потомкам защитника привилегии, освобождающие их от податей. В 1633-м и 1691 году они официально подтверждались в Москве.
- В 1838-м центральная площадь Костромы стала носить имя российского патриота в знак памяти о его подвиге. Летом 1939 года в честь Сусанина переименовали район и районный центр, где он жил.
- Во времена Великой Отечественной войны крестьянин Матвей Кузьмин повторил подвиг героя. 83-летний старец, квартировавший горных стрелков немецкой дивизии «Эдельвейс» в 1942 году, выступил проводником для врагов страны. Он тайком отправил внука предупредить красноармейцев и вывел неприятеля к засаде. Кузьмина убил немецкий командир.
Популярные темы сообщений
- Тиранозавр Учёные до сих пор пытаются найти ответы на такие вопросы: как выглядел данный тип динозавра?, почему именно тираннозавр считается самым знаменитым в истории?, каких размеров он достигал?, какова продолжительность лет самого взрослого чудовища?
- Правила поведения велосипедиста С раннего детства дети начинают осваивать своё первое транспортное средство — велосипед. Пока ребёнок ещё совсем маленький, он катается во дворе дома или на детских площадках под присмотром родителей.
- Интересные факты о Черном море Вода – это самая загадочная стихия! Человеку о космосе известно больше, чем, например, о некоторых участках дна мирового океана. И не только океан, но и моря хранят свои тайны и порой могут удивлять нас необычными фактами.
Доклад №2
Во все времена существовали люди, которые отличились какими-либо способностями, поступками. Их подвиги стали примером для будущих поколений. Напряженная политическая суета 17 века коснулась каждого. Но далеко не все смогли достойно справиться с нестабильностью положения.
Этот период является напоминанием о человеке, который стал легендой того времени. Обладатель одного из самых распространенных имен на Руси — Иван Сусанин, по некоторым данным, был сиротой. В настоящее время существует несколько версий, откуда он родом и какой поступок сделал его героем.
Несмотря на то, что сегодня существует немало предположений о личности Ивана Сусанина, достоверно одно – это человек из народа. Его родословная начинается в Костромской области. А любое действие не было спланированным или совершенным ради славы. Простой крестьянин был сторонником справедливости, наполнен патриотизмом. События польско-литовской войны стали доказательством этому.
В то непростое время бразды правления государством были в руках молодого русского царя Михаила Федоровича Романова. Оставшись на некоторое время с матерью в одной из Костромских деревень, он подвергся нападению вражеского отряда. Его жизнь была сохранена благодаря преданности и благородному поступку Ивана Сусанина, который мог совершить далеко не каждый. Польско-литовский отряд, зная из некоторых источников о местонахождении государя, направлялся к этому месту. О том, куда держали они путь, узнал Сусанин. Пообещав вывести их на верную дорогу, он завел, наоборот, в непроходимую чащу. Обманным путем встретившийся им по пути Иван Сусанин заманил в лес. Узнав об истинной задумке старосты, воины на протяжении долгого времени мучили его. В то время, когда Сусанин погибал мучительной смертью, Михаил благополучно добрался до своих покоев. Так обычный человек из народа, не отличавшийся ни чем особенным от остальных, проявил мужество, терпение, смекалку и необыкновенную преданность родине. Самозабвенность, проявленная таким образом жертвенность стали показательным примером всем, кто знал его.
Однако несколько веков спустя мнения исследователей в области истории, литературы и фольклора разделились. Не многие стали придерживаться мнения, что подобный поступок не столь поучительный, а человек не обладает особыми качествами, чтобы можно было говорить о нем, как о герое. Нашлись критики, которые утверждали, что на подобный поступок решился бы каждый.
Тем не менее, нет ни одного поколения, которое бы не знало имя Иван Сусанин. Страницы учебников по истории занимают подробные сведения о правлении Михаила Романова, а вместе с тем и есть упоминания о великом, бесстрашном подвиге И. Сусанина. Кроме того, фольклорный жанр нередко содержит информацию об этом человеке в форме песен или стихов, что не дает современному читателю забыть о героических действиях человека из народа.
Бессмертную славу он заслужил благодаря своим поступкам, которые получили популярность за счет простых людей, которые с гордостью передавали вести по свету.
3, 4, 5, 7 класс по истории
Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина: сочинение, эссе
Костромской крестьянин Иван Сусанин Любой человек у нас ассоциируется с чем-то хорошим или плохим. Все зависит от его поступков или образа. Образ Ивана Сусанина не может вызывать негатив, так как он был готов на геройский поступок и верил в свои идеалы. Вот сочинение, эссе на тему: «Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина?»:
Подвиг Сусанина вызывает чувство гордости за русский народ, заставляет восхищаться его решительностью, находчивостью, смелостью. Нельзя сказать, что у читателя также появляется ненависть к полякам. Однако будоражит тот факт, что человек не пожалел своего живота ради того, чтобы расправиться с врагами. Ведь заводя неприятелей туда, откуда нет возврата, Сусанин понимал, что сгинет вместе с ними.
Но иного варианта не было – либо погибнуть, но устранить врага, либо же позволить захватчикам распоряжаться родными землями. Конечно, этого Сусанин не мог допустить. Он прекрасно знал, чем закончится его поступок. Но чувство долга не позволяло ему преступить через свои принципы. Именно это сделало его народным героем. Однако присутствует и некая двойственность – сложно сказать, расценивал ли вообще крестьянин какую-либо иную возможность? Вполне возможно, что он до конца не осознавал факт своей гибели, действовал интуитивно, подчиняясь некоему душевному порыву.
Так или иначе, о том, чтобы намеренно совершить геройский поступок, он точно не думал. Слепая вера Ивана в царя и правильность его доктрины, безусловно, может считаться как плюсом, так и минусом. Поскольку крестьяне в большинстве своем, были людьми малограмотными и внушаемыми. Следовательно, не такими уж верными могли быть призрачные идеалы, как они казались герою произведения. Так или иначе, его самоотверженности и патриотизму можно только позавидовать. Но, на подобное деяние способен не всякий.
Вопросы без ответов
Впрочем, точка зрения Костомарова вызвала критику и со стороны коллег. Классик российской исторической науки Сергей Соловьев считал, что жалованная грамота 1619 года подтверждает реальность подвига Сусанина. «Если бы сам Сусанин был измучен, но остался жив, то, конечно, его бы наградили, — писал он, — но самого его не было в живых, не было жены, не было сыновей, была одна дочь, отрезанный ломоть по тогдашним (да и по нынешним) понятиям. Однако и ту наградили!»
Серьезная полемика разгорелась между Николаем Костомаровым и костромским краеведом Николаем Виноградовым. Детально изучив массу документов времен Смуты, Костомаров настаивал на том, что никаких польско-литовских отрядов возле Костромы зимой 1613 года попросту быть не могло. Однако Виноградов нашел другие факты, опровергающие эти выводы. Он же подтвердил, что информация о планирующемся избрании на царство Михаила Романова была довольно широко известна уже в феврале 1613 года. Так что при желании времени на снаряжение и отправку отряда со спецзаданием было более чем достаточно.
И все же некоторые вопросы так и остались без ответа
Устранение (или, что более вероятно, пленение) русского царя — дело чрезвычайной важности. Кому попало его поручить не могли
Значит, тот самый отряд должен был возглавлять достаточно известный шляхтич Речи Посполитой. И достаточно высокородный, чтобы применять силу к монарху (пусть даже и не признанному поляками). Если в наличие какой-либо банды под Костромой (неважно, польской или казацкой) поверить можно, то вот наличие отряда с представителем польской элиты во главе уже требует хоть какого-то подтверждения. Но его нет.
Другой вопрос, сформулированный Костомаровым, на который никто не смог дать вразумительный ответ, — почему награда нашла «героя» (то есть Богдана Сабинина) только спустя шесть лет после самого события? За такие вещи, как спасение жизни царя, обычно жаловали сразу же, на месте. Больше похоже на то, что Сабинин выжидал несколько лет, чтобы события несколько стерлись из памяти очевидцев и сложнее было проверить его историю о героическом тесте, спасшем царя. И расчет оказался верным — щедрому царю история понравилась, а односельчане Сусанина уже не очень-то помнили, кто и за что именно убил их соседа в лихое время.
Неудобная версия
Однако чем больше укреплялся культ Сусанина, тем больше вопросов возникало по поводу личности самого героя. Так как о его жизни не сохранилось никаких источников, то детали его биографии постоянно менялись. Непонятно было даже, в какой деревне он жил — в Домнино или в расположенных неподалеку Деревеньках. Если сначала Сусанина именовали «простым крестьянином», то затем он постепенно «дорос» до вотчинного старосты. А поздние авторы и вовсе «повысили» Сусанина до управляющего домнинской вотчиной Шестовых.
Неясности имеются даже с именем народного героя. На каком-то этапе у него вдруг появилось отчество Осипович, которое не встречается ни в одном документе XVII века. Затем оно вновь исчезло, так же таинственно как появилось. Единственным фактом, который никогда не вызывал сомнений и был подтвержден документально, оставалось то, что у Сусанина была дочь Антонида, вышедшая замуж за Богдана Сабинина.
Историк Николай Костомаров не оставил от классической версии подвига Ивана Сусанина камня на камне.
Во второй половине XIX века за героический миф всерьез взялись ученые. Великий русский историк Николай Костомаров, не смущаясь, именовал весь сюжет об Иване Сусанине «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом». Признавая реальным сам факт существования костромского крестьянина, погибшего в 1613 году, Костомаров ставил под сомнение главное — историю со спасением царя. «Страдание Сусанина есть происшествие, само по себе очень обыкновенное в то время. Тогда козаки бродили по деревням и жгли и мучили крестьян. Могло быть, что разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год. Через несколько времени зять Сусанина воспользовался им и выпросил себе обельную грамоту», — писал ученый.
За такую позицию Костомаров подвергся серьезной атаке со стороны многочисленных патриотов, которые сочли его позицию оскорблением исторической памяти. В своей «Автобиографии» историк отвечал оппонентам: «Между тем истинная любовь историка к своему отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде. Отечеству нет никакого бесчестия, если личность, которую прежде по ошибке признавали высокодоблестною, под критическим приемом анализа представится совсем не в том виде, в каком ее приучились видеть».
Подвиг Ивана Сусанина
1613 год в русских землях – это время Смуты и гражданской войны, которая плавно перешла в борьбу с польской интервенцией. На престол был избран Михаил Федорович Романов, по воли судьбы зимой вместе с матерью проживал в деревне Домнино, именно против него и был направлен отряд поляков. Их задача была захватить царя. Интервенты направились выполнять свою задачу и в окрестностях выше указанной деревни захватили в плен ее жителей, среди них оказался и Сусанин. Пленных пытали, хотели узнать точное местонахождение русского царя. Считается, что Иван, будучи старостой, знал где находится Михаил Романов. И даже согласился помочь полякам, указав, что на рассвете покажет путь.
Подвиг Ивана Сусанина, отображенный на картине
Но перед тем, как отправиться в путь, отправил своего зятя сообщить царским особам о опасности. Что он и сделал, Михаил Романов вместе со своей матерью укрылся в Ипатиевском монастыре. Сам же Иван Сусанин был изрублен на части, но и вражескому отряду не удалось избежать смерти, они все погибли в болотных топях.
Михаил Федорович Романов не забыл подвиг героя и через 6 лет щедро отблагодарил родственников Сусанина. О том, что сделал простой мужик для царского рода и всей российской империи не забывали и дальше. Жалованные грамоты и льготные указы родственники получали до1837 года.
Подвиг, и почести после смерти
- 1613 – поздней зимой польско-литовский отряд выступил на поиски нареченного российского царя Михаила Романова. В это время он укрывался в окрестностях Костромы. У с. Домнина поляки захватили Ивана Сусанина, который знал о местонахождении Михаила. По одной версии Иван сразу отказался рассказывать, где скрывается царь и после пыток был убит. По другой – Сусанин специально завел вражеский отряд в непролазное болото и был умерщвлен после того, как это стало очевидным. До 1619 года о подвиге никому, кроме односельчан и родственников героя, известно не было.
- 1619 – 30 ноября, царь Михаил Федорович Романов, своей грамотой, жалует зятя Ивана Сусанина – Богдана Собинина – половиной деревни и освобождением от всех повинностей и податей. Именно эта грамота и послужила первым документальным подтверждением реальности подвига Сусанина. В последующем жалованные и подтвердительные грамоты, а также льготные указы, издавались монархами в 1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767 и 1837 годах. Ими жаловались следующие, после Богдана Собинина, потомки Ивана Сусанина.
- 1767 – во время визита в Кострому императрицы Екатерины II, архиерей Дамаскин (Аскаронский), приветствуя ее, в своей речи упомянул о Сусанине, как о спасителе основателя царской династии Романовых. С того времени это стало официальной традицией.
- 1804 – выходит «Словарь географический Российского государства», под редакцией А.М. Щекотова, в котором Сусанин представлен спасителем царя.
- 1812 – прямое и безапелляционное возведение в статус народного героя. Это сделал историк, писатель и публицист Сергей Глинка, напечатав в «Русском вестнике» работу «Крестьянин Иван Сусанин, Победитель мести и Избавитель Царя Михаила Федоровича Романова». Хотя Глинка не приводил в статье никаких документальных источников, после ее выхода все учебники истории стали включать этого персонажа в описание героического прошлого России.
- 1825 – с началом правления Николая I образ героя становится непременным атрибутом официальной государственной политики.
- 1830 – 1831 – в борьбе с польскими повстанцами власти используют память о народном герое, как повод для поднятия патриотизма.
- 1836 – Михаил Глинка представил публике оперу в 4 актах «Жизнь за царя», о событиях, произошедших в 1613 году. Либретто к опере было написано бароном Розеном.
- 1838 – император Николай I подписал указ о возведении на центральной площади г. Костромы памятника Ивану Сусанину и наименовании самой площади его именем. В указе прозвучали слова о спасении им не только царя, но и православной веры, и русского государства.
- 1862 – в Великом Новгороде, на возведенном в честь 1000-летия Руси монументе, скульпторы М. Микешин, И. Шредер и архитектор В. Гартман, среди прочих героев, изобразили и Сусанина. В этом же году журнал «Отечественные записки» опубликовал статью профессора Санкт-Петербургского университета Н.И. Костомарова. В ней ученый открыто насмехался над предыдущими исследователями, заявляя, что гибель Ивана Сусанина была не подвигом, а он лишь стал случайной жертвой одной из многочисленных банд того времени.
- 1913 – в честь 300-летия царской династии Романовых, в Костроме состоялось открытие архитектурного ансамбля. В него включено изображение умирающего народного героя и склонившейся над ним женщины, символизирующей Россию.
- 1917 – начало развенчания «царских слуг», в число которых попал и костромской герой.
- 1918 – в Костроме начинают разрушать памятник на центральной площади города.
- 1920 – официальная пропаганда заявляет, что подвиг Ивана Сусанина – миф.
- 1938 – разворот политической пропаганды на 180 градусов. Теперь власть, в который уже раз нуждаясь в подъеме патриотизма, официально объявила спасителя царя национальным героем. В июле, в газете «Северная Правда», выходит статья, в которой он предстает смельчаком, отдавшим свою жизнь за Родину.
- 1939 – на сцене Большого театра представлена переработанная и переименованная версия оперы «Жизнь за царя». Теперь она называется «Иван Сусанин». Вышел Указ о переименовании райцентра и всего района в Ярославской области в честь народного героя. Позже в бывшем селе Молвитино, которое и подверглось переименованию, открыт музей его подвига.
- 1967 – в г. Костроме установили новый памятник Сусанину.
- 1992 – костромской «площади Революции» вернули историческое название.
Советский период
После свержения императора Сусанин был зачислен в список «слуг царей». Пропаганда в то время предусматривала уничтожение памятников в честь старых правителей и их слуг. В 1918 году был ликвидирован костромской памятник. В последующее десятилетие пропаганда втолковывала, что сусанинский подвиг — это миф. Однако ближе к концу 30-х годов ему начали давать другое значение. В итоге Сусанина реабилитировали, а вместе с ним и других известных личностей:
- Кузьму Минина;
- Дмитрия Пожарского;
- Александра Невского;
- Ивана Грозного и др.
Сусанин вновь стал народным героем, лишившимся жизни за родину. В конце 30-х годов в Большом театре состоялась постановка оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Без одобрения высшего руководства это мероприятие попросту бы не состоялось. Помимо этого, в честь старосты были названы район и районный центр, где он проживал и умер.
Советские историки разделились на два фронта: одни были согласны с дореволюционными коллегами в том, что Сусанин спас царя, другие признавали его героем, но не считали спасителем правителя.
Украинская литература утверждает, что прообразом русского героя был казак Никита Галаган, дезинформировавший шляхтичей в 1648 году. Во время Корсунской битвы он привел врага в засаду.
Памятники патриоту
В 1835 году главная площадь Костромы, носившая название Екатеринославская, была переименована в Сусанинскую. В марте 1851 года на ней был построен памятник, спроектированный В. И. Демут-Малиновским. Строение представляло собой гранитную колонну, где на четырехугольном пьедестале стоял бюст царя, на груди которого красовался золотой крест. У основания расположилась фигура Сусанина, а возле него — пара грамот.
На колонне были изображены двуглавый орел и герб Костромы, а также сцена гибели героя и текст. Вокруг памятника стояли фонари. В таком виде он просуществовал до 1918 года, после чего частично был разрушен. Площадь была переименована в честь революции. Полностью памятник уничтожили в 1934 году. В 1992 г. площади вернули старое название.
В 60-х годах прошлого столетия решено было создать новый памятник Сусанину. В 1967 году его поставили, автором был скульптор Н. А Лавинский. Символов монархии и религии на нем нет. Композиция незамысловатая: мужчина стоит в длинной одежде на большом постаменте. Памятник часто критикуют из-за того, что он не соответствует образу исторического центра.
Сусанин присутствует на памятнике Михаила Микешина, расположенном в Великом Новгороде. Помимо этого, на холме возле Чистого болота, где раньше была деревня Анферово, стоит огромный камень. На нем написано имя старосты.
В честь патриота Руси слагали героические поэмы, писали портреты, делали постановки в театрах и снимали фильмы. Существует популярное стихотворение, которое описывает подвиг Ивана Сусанина кратко и красочно, оно называется «Давайте отрежем Сусанину ногу!». Самой популярной постановкой в театре является «Жизнь за царя», первую партию в которой сыграл Осип Афанасьевич Петров.
Интересные факты
История Ивана Сусанина полна вопросов и спорных моментов
Историки обращают внимание на тонкости, которые выдают нестыковки или просто не до конца понятные вещи
Вплоть до отмены крепостного права у большинства крестьян не было реальных фамилий. Вместо них использовались своего рода патронимы: (например, Дмитриев — сын Дмитрия и т.д).
Таким образом, у национального героя или вообще не должно быть фамилии или же речь идет о так называемом матчестве, и мужчина был незаконнорожденным.
Куртасов Андрей В. — Иван Сусанин. Эскиз
Точно известно, что династия Романовых не забыла про подвиг крестьянина. Грамоты, подтверждающие привилегии рода, давались несколько веков подряд. Последний известный документ был дан потомкам Ивана Сусанина ближе к середине 19-го века.
Впрочем, о далеких правнуках национального героя известно тоже очень мало.
Если верить некоторым деталям, после того, как в село пришли поляки, Сусанин отправил своего зятя Богдана Собинина предупредить нового царя об опасности. Однако подтверждения тому нет.
Многие историки считают, что это выдумка одного из потомков крестьянина, у которого были трудности с подтверждением права на льготы при Анне Иоанновне. Он вольно изложил историю подвига своего славного предка, и новая деталь вошла в грамоту.
- Есть несколько версий, где находится могила Ивана Сусанина. Согласно наиболее вероятной и правдоподобной, она располагалась в селе Домнино, где жил национальный герой.
- Нередко Ивана Сусанина именуют Осиповичем. Однако это плод позднего народного творчества. Как было сказано выше, вместо фамилий крестьяне пользовались патронимами. А значит, если бы информация была верной, его звали бы Иванов Осиповым, а не Сусаниным.
- Не известно, как на самом деле действовал крестьянин. Однако в будущем у него появились «подражатели». Всего таких насчитывается больше 50 человек.
Наиболее известный случай произошел в годы Великой Отечественной, когда Матвей Кузьмин, которого немцы взяли в провожатые, послал односельчанина предупредить советские войска, а сам нарочно затягивал путь, пока солдаты не приготовились встретить неприятеля.
Анализ «Ивана Сусанина» Рылеева
Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени, 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент находился юный Михаил Романов. Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.
Естественно польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.
Сусанин как олицетворение русского национального характера
Дума Рылеева наполнена всепобеждающей любовью к своей Родине. Простой крестьянин, следуя примеру своих отцов, которые героически боролись с внешней экспансией, осознавал значимость для всего русского народа своей миссии. Несмотря на тяжелую жизнь крестьянства того периода, Иван Сусанин не отстаивает свои интересы, а защищает свое государство, которое ранее обрекло его на нищее существование. Однако долг перед своей Отчизной притупляет чувство несправедливости и возможной мести. Более того, Сусанин даже не осознает, что совершает героический поступок.
Смотря на главного героя, мы преклоняем головы перед тем, как спокойно, без видимой тревоги и волнения он идет на смерть. Психология Ивана Сусанина это мировоззрение всех крестьян 17 века: непобедимая вера в достойного царя, ненависть к иностранным захватчикам, а также твердая и спокойная любовь к родине. Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения. Однако, «Ивана Сусанина» он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы.
Интересные факты
- В 2003 году в районе села Исупово производили археологические изыскания на месте высушенных болот. В ходе изысканий было обнаружено 40 католических крестиков и один православный. При этом последний представлен фрагментарно. На изломе виден контакт с режущим оружием. Это может свидетельствовать о том, что найдено место, где был убит Иван и погиб отряд врагов.
- Отчество Осипович является выдуманным. Как действительно звали отца Ивана, доподлинно неизвестно. В некоторых источниках его называют Иваном Иванович. В царской России крестьяне не имели отчеств. Крепостные крестьяне не имели даже фамилий. В основном это были прозвища. Есть мнение, что у него было прозвище от имени матери Сусанны. Это косвенно также может свидетельствовать о том, что у него не было при жизни отца.
- Украинская современная историческая литература утверждает, что Иван Сусанин — это выдуманный русскими персонаж. На самом деле, в 1648 году Богдан Хмельницкий вел битву при Корсуне. Он повелел своему казаку Никите Галагану внедриться в войско шляхты и обманом завести в западню. Никита доблестно исполнил свой долг. Войско было уничтожено.
- Во многих городах России есть улицы, названные именем национального героя.
Биография Ивана Сусанина
Иван Сусанин в произведениях искусства
Первым письменным произведением, прославляющим подвиг легендарного костромского крестьянина, стала известная дума К.Ф. Рылеева (она есть в хрестоматии для детей).
Зловредные польские шляхтичи недовольны долгим блужданием по зимнему лесу. Они устали, изрядно продрогли, а подходящего места для ночлега все еще нет.
Предводитель вражеского отряда недовольно спрашивает крестьянина Ивана, куда это он их привел. Сусанин дерзко отвечает: «Туда, куда нужно!». То есть болотистая чаща леса – лучшее место для врагов. Именно здесь их ждет могила.
Поняв, что проводник оказался тем еще лисом в человеческом облике, главарь польского отряда пытается выведать тайну, угрожая обманщику страшными муками. Но Иван Сусанин гордо отвечает, что ему их гнев не страшен, и заявляет, что напрасно польские интервенты надеются на помощь предателей.
По мотивам думы Рылеева великий русский композитор М.И. Глинка создал оперу «Жизнь за царя» (в СССР опера называлась «Иван Сусанин»). Справедливо ли первоначальное название оперы? Да, потому что легендарный крестьянин на самом деле ценой своей жизни спас Михаила Романова от смертельно опасной встречи с поляками. Справедливо и второе название – по имени заглавного героя.
В версии оперы для императорских театров (Большого в Москве и Малого в Петербурге) в заключительной арии главного героя упоминается имя спасенного царя. В СССР это упоминание было выброшено (ибо была нездоровая мода поливать грязью имперское прошлое).
Краткая история подвига
Иван Сусанин появился на свет в 1568 году. Он был сельским старостой. Протоиерей Домнинский рассказывал, что национальный герой не числился в списках обычных крестьян. Ссылался он на предания, которые рассказывали, чем знаменит Иван Сусанин. Считалось, что он жил при дворе Шестовых, которые поселились в селе Домнино. О его супруге неизвестно совсем ничего, потому что ее имени нет ни в рассказах, ни в легендах. Точно известно, что у него была дочь Антонида, которая вышла замуж и родила детей.
Как гласит царский документ, изданный в ноябре 1619, за шесть лет до этого Михаил Романов с матерью инокиней Марфой «гостевал на Костроме». В то время царь уже был наречен Земским собором. Воины Речи Посполитой услышали об этом мероприятии и решили захватить юного правителя. Однако они не знали, как точно пробраться к деревне. Неподалеку от села Домнино навстречу им шел местный староста.
Польско-литовские войска схватили его и решили узнать местоположение Романова. Его жестоко пытали, но он не рассказал им ничего и был убит. Существует версия, якобы он стал сопровождать врага и завел его глубоко в болото. План сработал, и противники потеряли много времени и сил. Нападения не произошло.
О том, что староста совершил подвиг, доказывает грамота от царя Михаила Романова. В ней он дарит зятю Сусанина Собинину полдеревни и освобождает его от податей и повинностей. В последующие годы выходили грамоты и указы на имена родственников Сусанина:
- В 1633 и 1644 годах — «Вдове Собинина».
- В 1691 г. — «Потомкам героя».
- В 1723 и 1724 гг. — «Родственникам Собинина».
- В 1741 и 1767 годах — «Всем потомкам Ивана Сусанина».
О подобном подвиге рассказывается в мемуарах литовца Самуила Маскевича. Он рассказывал о русском, которого отряд встретил в марте 1613 года недалеко от Можайска. В одной из деревень они поймали старика, которого взяли проводником, чтобы не попасть в руки врага в Волоке. Сперва он вел отряд в миле от Волока, а с наступлением темноты повернул на него. Войско было в версте от поселения. Однако им повезло встретить Руцкого, который и рассказал, что старик предатель, а они идут прямо на Волок. Проводнику решено было отсечь голову.