Карьера Анатолия Васильева в кино
В 1978 году Сергей Бондарчук выпустил свой фильм «Степь» по мотивам рассказа А.Чехова. На роль Дымова в эту картину пригласили Анатолия. После этой работы у Васильева началась стремительная карьера в кино.
Через год Анатолий Васильев сыграл главную роль в знаменитом фильме «Экипаж». Его герой Валентин Ненароков до сих пор пользуется популярностью у зрителей. Совсем скоро актер получил заслуженное звание народного артиста России. Дальнейшие роли у Васильева стали аналогичными, ярлык Валентина к нему приклеился надолго. Стал известным в таких фильмах Петр Басманов в «Борисе Годунове», комиссар Гард в «Фирме приключений», Фомин в фильме «Надежда и опора» и т.п.
В 90-х годах Анатолий Васильев играл уже совсем иные роли – аристократа вампира в «Ваши пальцы пахнут ладаном», экстравагантного живописца в «Захочу — полюблю».
С 2000 года Васильев стал играть, как второстепенные, так и главные роли в фильмах и сериалах: «Времена не выбирают» ( 2001), «Фабрика грез» ( 2004), «Новогодние мужчины» (2004), «Бальзаковский возраст, или все мужики сво..» (генерал, с 2004 по 2007), «Короткое дыхание» (2005), «Майор Ветров» ( 2007), «Татьянин день» (2007).
Личная жизнь
В 1943 году, когда Борис учился в военной академии, он познакомился с Зорей Поляк – юной девушкой, которая стала для него целым миром. Через два года они зарегистрировали свои отношения. Писатель любил вспоминать случай, который произошел с ними в начале их совместной жизни: они попали на неразминированное поле, откуда Зоря выводила Васильева, так как у него были проблемы со зрением. Как заявлял сам автор, этот эпизод был показательным – с тех пор он шел за Зорей по жизненному полю. Она была для него путеводной звездой.
С Зорей в молодости
Их любовь прошла множество испытаний. Они познакомились в тяжелое время, когда шла война, и пережили ее вместе. После войны перед Борисом Львовичем встал тяжелый выбор: его обязали выступить с докладом по делу врачей-отравителей, которые якобы были связаны с еврейской организацией «Джойнт». Сделать это означало предать жену, так как она была еврейкой. В случае отказа Васильев должен был написать рапорт на увольнение из армии. Это влекло за собой позор и потерю всех военных льгот. Нужно ли говорить о том, что писатель сделал выбор в пользу Зори.
Тяжелым испытанием стала бедность, последовавшая после увольнения молодого человека. Ему приходилось жить на деньги жены, которая тогда трудилась редактором на телевидении. Несмотря на все это, они были вместе, пока смерть не разлучила их.
Зоря всегда поддерживала мужа и помогала ему в творчестве. Она стала прототипом для нескольких его персонажей, таких как Софья Гурвич в повести «А зори здесь тихие» и Искра Полякова в романе «Завтра была война». Борис Львович всегда полагался на мнение жены при оценке написанного им. Она первая читала все произведения и редактировала их.
С женой в пожилые годы
Своих детей у этой замечательной пары не было, поэтому они усыновили двоих мальчиков – Колю и Петю. Также они много занимались воспитанием Зори Ароновны, сестры Поляк.
Зоря Поляк скончалась от бронхита в 2013 году, за 2 месяца до смерти Васильева. Он болезненно переживал ее уход.
Борис Васильев: Я прожил достаточно длинную жизнь
Писатель Борис Васильев |
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Родом из дворян, отец Васильев Лев Александрович — кадровый офицер царской, Красной и Советской армии, «чудом пережил три армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии…” («Век необычайный”, М., 2003).
Мать, урожденная Алексеева — Елена Николаевна Тихонова — из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Льва Толстого.
Поколение Васильева — первое поколение, родившееся после окончания открытой гражданской войны, оказалось поколением, выросшим в состоянии продолжающейся скрытой гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, — напишет он позже, — но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам — разрушенное идейное… Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь”.
Влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис Васильев считает решающим: «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца 19-го столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать…”.
Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания Советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа” и массовыми репрессиями и расстрелами.«Советская власть весьма основательно разрушала семьи, как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки Коммунизма, армию и рабочий коллектив… Мы вырастали в атмосфере команд… Мы маршировали, выкрикивая лозунги к обозначенной вождями цели”. Вождям «восторженно кричали «Ура!”. Врагам кричали «Смерть!” еще задолго не только до суда, но и задолго до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов… Мы были детьми гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной… И в этой гражданской войне — негромкой, ползучей, — наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой — Это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана”.
Вариант №3
Великий писатель родился 28 августа 1828 года в Тульской губернии. Гений русской литературы XIX века получил великолепное домашнее образование и воспитание.
Оставшись без родителей, он вынужден был с братьями и сестрой прибыть в Казань к родной тете Пелагее Ильиничне. По приезде он поступает на учебу в университет. Вначале обучается на восточном факультете, а позже осваивает юридические науки. И как бы ни пыталась его тетушка приблизить племянника к светскому обществу, он постепенно отдалялся от него. В 1847 году Лев Николаевич бросает учебу и уезжает в имение, которое ему досталось по наследству. Молодой помещик пытается сделать жизнь крестьян более счастливой, однако они не верят ему, и он отбывает в Москву, а потом в Петербург. Там он сдал два испытания на степень кандидата прав, а ранней весной 1851 года уезжает со старшим братом на Кавказ. Сблизившись с местными жителями, он делает записи каждого момента своего пребывания там в тетрадь. Позже он публикует повесть «Казаки», где повествует о станичниках и о себе. Здесь же он написал первую часть «Детство», а затем «Отрочество» и «Юность», вышедшие в журнале «Современник».
В скором времени Толстой участвует в военных сражениях осады Севастополя, где пишет «Севастопольские рассказы», повествующие героический подвиг русского народа. Потом он отправляется в заграничное путешествие, затем возвращается в Ясную Поляну и, видя, что у народа практически ничего не изменилось, начинает открывать для них школы. Женитьба на Софье Андреевне Берг упорядочила его жизнь. Вернувшись к творческой деятельности, издает произведения «Война и мир» и «Анна Каренина». Семейство Толстых всегда притягивало творческих людей. У них были ученые, известные писатели. В 1899 году издается его роман «Воскресение».
В последние годы жизни Толстому было тяжело жить по-господски, и он покидает имение тайно. В дороге он заболевает и умирает в домике вблизи железной дороги в Апастово в возрасте 82-х лет.
Борис Васильев кратко для детей
Статья рассказывает о краткой биографии Бориса Васильева – знаменитого прозаика и драматурга, посвятившего большинство своих произведений теме войны.
Краткая биография Бориса ВасильеваБиография Васильева: ранние годы
Борис Львович Васильев родился в 1924 г. Его отец был профессиональным военным, а мать вела свое происхождение из древнего дворянского рода. Борис с детства увлекался историей, очень много читал. Уже в школе выпускал собственный самодельный журнал, принимал участие в проведении любительских спектаклей. Борису нравилась богатая история родного города Смоленска, игравшего важную роль в значимых событиях российской истории. Позже Васильев вспоминал, что мечтал в детстве стать историком.
Васильев встретил войну, учась в девятом классе. О продолжении обучения думать не приходилось, будущий писатель добровольцем отправился на фронт. Под Смоленском части, в которых находился Васильев, попали в окружение. Некоторым, в том числе Борису, удалось из него вырваться. Закончил кавалерийскую и пулеметную школы, после чего вновь находится на фронте. В 1943 г. Васильев получил тяжелую контузию. После лечения в госпитале он проходил обучение в Военной академии, где познакомился со своей будущей женой. Академию Васильев закончил уже после окончания войны, в 1948 г. Несколько лет работал испытателем военных транспортных средств на Урале.
В 1954 г. по собственному желанию подал в отставку и решил посвятить дальнейшую жизнь литературе. Карьера писателя складывалась постепенно и вначале была полна неудач. Первым произведением автора стала пьеса “Танкисты”, которая была принята для постановки, но перед самой премьерой поступило распоряжение о запрете спектакля в цензурных соображениях
Васильев старается не обращать внимание на этот инцидент
В 1955 г. он издает новую пьесу “Стучите и откроется”, которая с успехом проходит на сценах нескольких советских театров.Во второй половине 50-х гг. по сценариям Васильева выходит несколько фильмов. Однако, литературная деятельность не приносит писателю большого дохода. Ему приходится заниматься “черной” литературной работой: работать над сценариями к незначительным киножурналам и телепередачам. На этом поприще смогла увидеть свет первая творческая работа писателя – собрание сценариев для КВН.
Биография Васильева: признание успеха
Первая серьезная повесть писателя “Иванов катер” несколько лет пролежала в редакторском столе и была издана в 1970 г. Настоящий успех Васильеву принесла повесть “А зори здесь тихие…”, изданная в 1969 г. Повесть сразу же получила широкую популярность. Вплоть до нашего времени по ней постоянно ставятся спектакли в разных российских театрах. Произведение было экранизировано за рубежом и два раза в России. Повесть стала классическим произведением советской литературы.
Основная тема произведений Васильева – Великая отечественная война. Его интересует прежде всего судьба людей, их жизнь во время и после войны. В течение последующих лет писатель издал множество повестей и рассказов, посвященных этой теме.
Во время Перестройки Васильев активно занимался общественной деятельностью, состоял в комиссии по правам человека во время президентства Б. Ельцина.
В 90-е гг. Васильев обращается к исторической теме и публикует романы из истории России. Особое место занимает роман “Были и небыли”, посвященный истории происхождения дворянского рода писателя.В 2005 г. вышел в свет роман “Отрицание отрицания”, ставший одним из самых читаемых произведений в современной российской литературе.
Васильев был удостоен многих государственных премий СССР и России в области литературы и кинематографа.Борис Васильев умер в 2013 г., оставаясь одним из самых популярных современных писателей. Несмотря на некоторое общественное охлаждение к официальной военной литературе советского времени, творчество Васильева, особенно повесть “А зори здесь тихие…”, до сих пор пользуется огромным читательским интересом. По сценариям писателя снято около двадцати художественных фильмов, являющихся классикой советского кинематографа.
Часть четвертая
Глава 1
Алексей прибыл в распоряжение к командиру полка Иванову. Начальник штаба уже успел предупредить его о необычном бойце. Полковник сразу пришелся Мересьеву по душе. Он грамотно и четко излагал распоряжения дежурному. Никаких лишних слов и действий. По его приказу Мересьев был оформлен в эскадрилью капитана Чеслова.
Глава 2
В первую же ночь, устроившись на ночлег в одной из хат в маленькой деревеньке, летчики попадают под обстрел немецких бомбардировщиков. Это было начало рокового для немецкой армии сражения на Курской дуге.
Глава 3
Алексей нервничал перед завтрашним боем. Это не перед комиссией экзамен сдавать. Чтобы как-то снять внутреннее напряжение мысли его вернулись в родное Камышино, к Ольге, к своим родным.
Глава 4
Из писем Ольги Алексей узнал, что она командует саперным взводом. Сейчас вместе с ребятами занимается восстановлением Сталинграда. Теперь они могли общаться на равных. Ему было что рассказать ей. О двух подбитых на днях вражеских самолетах. Как нелегко далась ему эта победа. Только не считал Мересьев «лаптежников» настоящим противником.
Глава 5
Настоящим противником советские летчики считали «рихтгофены». Вот с кем им хотелось встретиться. Мересьеву выпала честь познакомиться с этими истребителями поближе в очередном сражении.
Глава 6
Близкий друг и сослуживец Мересьева Петров был тяжело ранен в одном из боев. Из самолета достали неподвижное тело летчика. Он бормотал себе под нос о том, что Алексей спас ему жизнь и просил не уносить его пока тот не вернется. С замиранием сердца все смотрели на лес, откуда должен появиться последний самолет. Горючего у Мересьева оставалось совсем чуть-чуть.
Глава 7
Подбив три немецких «фокке-вульф-190», с почти пустым баком горючего, Алексей на свой страх и риск решил сделать попытку посадить самолет.
Глава 8
Командир полка уже не ожидал увидеть Мересьева живым. В тот момент когда люди начали разбредаться по полю, из-за кромки леса показался самолет. После этого боя Алексею вверили командование третьей эскадрильей. Собравшись с мыслями, Алексей решается рассказать Ольге правду, которую так тщательно скрывал от нее все это время.
Родители
Александр появился на свет 8 декабря 1958 года в Москве в интеллигентной семье. Его папа, Васильев Александр Павлович, 1911 года рождения, был театральным художником и членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1975 году ему присвоили звание Народного художника РСФСР.
Мама, Васильева-Гулевич Татьяна Ильинична, 1924 года рождения, была драматической актрисой. Позже преподавала актерское мастерство в хореографическом училище Большого театра и сценическую речь в Школе-студии МХАТ. Ее учениками были такие знаменитости, как Николай Цискаридзе, Нина Ананиашвили, Андрис и Илзе Лиепа. В молодости Татьяна Ильинична была очень красивой. За ней ухаживал поэт Николай Асеев, драматург и поэт Михаил Светлов, а художник Владимир Татлин писал ее портрет.
Родители познакомились в 1947 году, когда отец пришел в Детский театр для оформления декораций к постановке Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Поженились они осенью 1958 года, за несколько месяцев до рождения Александра.
Родители Александра Васильева
Театральные постановки
- 1970 — «А зори здесь тихие» — Ленинградский театр юного зрителя (Режиссёр — Семён Димант).
- 1970 — «А зори здесь тихие» — Омский театр для детей и молодёжи
- 1971 — «А зори здесь тихие» — Театр драмы и комедии на Таганке, Москва; постановка Юрия Любимова
- 1971 — «А зори здесь тихие» — Центральный Театр Советской Армии, Москва
- 1971 — «В списках не значился» — Омский театр для детей и молодёжи
- 1975 — «В списках не значился» — «Ленком»; инсценировка Юрия Визбора, постановка Марка Захарова
- 1977 — «А зори здесь тихие» — Театральная студия «Пришельцы», г. Павлоград (ныне — театр им. Б. Е. Захавы), постановка Анатолия Ревы
- 1985 — «Завтра была война» — театр им. В. Маяковского
- 2005 — «Завтра была война» — Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова; постановка Геннадия Шапошникова, в ролях: Искра Полякова — Н. Савина, Ромахин — Н. Дубаков, Валентина Андроновна — Н. Королёва и др.
- 2005 — «Завтра была война» — Театр юношеского творчества, Санкт-Петербург
- 2010 — «А зори здесь тихие» — Театр юношеского творчества, Санкт-Петербург
- 2010 — «А зори здесь тихие», музыкальная драма А. Кротова по мотивам повести — Новосибирский театр музыкальной комедии
- 2011 — «А зори здесь тихие» — Санкт-Петербургский театр «Мастерская»
- 2012 — «Завтра была война» — Театральная студия социального спектакля «КЭВС», Санкт-Петербург
- 2013 — «А зори здесь тихие» — Театральная студия социального спектакля «КЭВС», Санкт-Петербург
- 2012 — «А зори здесь тихие» — Борисоглебский драматический театр им. Н. Г. Чернышевского
- 2011—2013 — «А зори здесь тихие» — Театральная студия «Мистерия» во Дворце детей и молодёжи, Тверь
- 2015 — «Завтра Была Война» — Учебный театр Пермской Государственной Академии искусства и культуры, Пермь
- 2015 — «Завтра была война» — Самарский академический театр драмы
- 2015 — «Ты — моё воскресение» по рассказу «Пятница» — Театральная Компания Ковчег, негосударственный театр-студия Ленинградской области, спектакль Победитель Дельфийских игр России 2015 года в номинации «ТЕАТР»
- 2015 — «Завтра на войне не бывает» по повести «А зори здесь тихие» — Кукольно-драматическая студия Галактика, город Минск, Беларусь.
Биография
Отец — Лев Александрович Васильев (1892—1968) — кадровый офицер Русской императорской армии, впоследствии в Красной армии. Мать — Елена Николаевна Алексева (1892—1978), из дворян.
Учился в Смоленске, в 1941 году Борис Васильев окончил 9-й класс воронежской Образцовой средней школы № 5 (ныне — средняя школа № 28, на здании со стороны улицы Фридриха Энгельса размещена мемориальная доска в память о Б. Л. Васильеве).
С началом Великой Отечественной войны Борис Васильев ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, 3 июля 1941 года батальон направлен под Смоленск, где попал в окружение. Васильев самостоятельно вышел из окружения в начале октября 1941 года. Получил направление в полковую кавалерийскую школу, а затем — в пулемётную школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта под Вязьмой 16 марта 1943 года он попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После этого ранения Васильев демобилизован из действующей армии и осенью 1943 года направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина.
В 1946 году окончил инженерный факультет академии, работал испытателем колёсных и гусеничных машин на Урале. В 1952 году вступил в КПСС. Уволился из армии в 1954 году в звании капитан-инженер.
Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954), посвящённая смене поколений в послевоенной армии страны. Спектакль, получивший название «Офицер» после двух пробных постановок в Театре Советской Армии, с декабря 1955 года не ставился. Васильев продолжает осваивать драматургию и пробует свои силы как сценарист. После окончания Васильевым студии при Госкино СССР по его сценариям поставлены художественные фильмы: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). В 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широкую известность в СССР. Писал сценарии для КВН, подтекстовки к киножурналам.
Первое прозаическое произведение Бориса Васильева — повесть «Иванов катер» — принята к публикации в журнале «Новый мир» в 1967 году, но опубликована лишь в 1970 году (№ 8—9). Повесть экранизирована режиссёром Марком Осепьяном в 1972 году, но картина была «положена на полку» и в прокат вышла только в 1987 году.
Наибольшую известность писатель приобрёл в 1969 году после публикации в журнале «Юность» (№ повести «А зори здесь тихие…». Васильев вспоминал, что Борис Полевой, прочитав рукопись, сделал всего два замечания (заменить «шмайссер» на «автомат» и «еловый корень» на «выворотень») и немедленно подписал её в номер. С этого момента писатель часто публиковался в журнале «Юность».
В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1972 году произведение экранизировано Станиславом Ростоцким.
Писатель постоянно обращается в своём творчестве к теме Великой Отечественной войны и военного поколения советских людей: «В списках не значился» («Юность», 1974, № 2—4); «Завтра была война» («Юность», 1984, № 6), в рассказах «Ветеран» («Юность», 1976, № 4), «Великолепная шестёрка» («Юность», 1980, № 6), «Вы чьё, старичьё?» («Новый мир», 1982, № 5), «Неопалимая купина» («3намя», 1986, № 2).
Писатель уделял в своём творчестве внимание современным острым социальным темам («Не стреляйте (в) белых лебедей», «Юность», 1973, № 6-7) и российской истории. В последние годы жизни выпустил ряд романов из ранней истории Руси: «Вещий Олег» (1996), «Александр Невский» (1997), «Ольга, королева русов» (2001), «Князь Святослав» (2006), «Владимир Красное Солнышко» (2007), «Владимир Мономах» (2010)
В последние годы жизни выпустил ряд романов из ранней истории Руси: «Вещий Олег» (1996), «Александр Невский» (1997), «Ольга, королева русов» (2001), «Князь Святослав» (2006), «Владимир Красное Солнышко» (2007), «Владимир Мономах» (2010).
Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Жил в Москве на Часовой улице, дом 5-Б.
Скончался 11 марта 2013 года в Москве на 89-м году жизни. Причиной смерти писателя стала хроническая мерцательная аритмия 3-й степени, которая привела к недостаточности кровообращения. 14 марта похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой (42 участок).
Семья
Жена (с 1945 года) — Зоря Альбертовна По́ляк (1926—2013), конструктор и телевизионный редактор; послужила прототипом Сони Гурвич («А зори здесь тихие…») и Искры Поляковой («Завтра была война»). Умерла от бронхита в реанимации больницы. Писатель очень тяжело переживал её смерть.
Экранизации
«Очередной рейс» (1958) «Сержанты» (1958) «Длинный день» (1961) «След в океане» (1964) «Королевская регата» (1966) «На пути в Берлин» (1969) «А зори здесь тихие» (ТВ) (1970) «Офицеры» (1971) «А зори здесь тихие» (1972) «Самый последний день» (1972) «Иванов катер» (1972) Самый последний день (телеспектакль) (1973) «Одиночество» (ТВ) (1974) «Аты-баты, шли солдаты…» (1976) «Не стреляйте в белых лебедей» (1980) «Вы чьё, старичьё?» (1982) «Подсудимый» (1985) «По зову сердца» (1986) «Наездники» (1987) «Завтра была война» (1987) «Вы чьё, старичьё?» (1988) «Завтра была война» (телеспектакль) (1990) «В той области небес…» (1992) «Я — русский солдат» (1995) «А зори здесь тихие» (телесериал) (КНР, 2005) «Peranmai» (там. «Доблесть») (Индия, 2009) «А зори здесь тихие» (2015)
- Назад
- Вперёд
Дебют
В 1958 году он был принят в труппу Большого театра, где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него счастливым билетом
Именно в роли Пана он обратил на себя внимание Галины Улановой, встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь
Великая балерина стала одной из важнейших глав в книге жизни под названием «Васильев – балетмейстер. Биография», написанной самой судьбой. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее юноши помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.
Критика
- Баранов В. Развитие или хождение по кругу? (1973)
- Блажнова Т. Внуки разберутся: . (1997)
- Борисова И. Напоминание. (1969)
- Воронов В. Серьёзный дебют. (1970)
- Дедков И. Сказание о Егоре Бедоносце. (1973)
- Дементьев А. Военная проза Бориса Васильева. (1983)
- Ковский В. Живая жизнь романа. (1977)
- Латынина А. Частный человек в истории. (1978)
- Левин Ф. Четверть века назад. (1970)
- Полотовская И. Л. В списках значится: Васильев Б. Л. (Жизнеописание. Библиография. Сценография) // Библиография. — 2005. — № 2. — C. 75—88
- Уварова Л. Сила доброты. (1973)
- Юдин В. Если в разведку — то с ним!: О творческом пути писателя Бориса Васильева. (1985)
Награды и премии
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
- Орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985 года)
- Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981 года)
- Орден Дружбы народов (27 мая 1994 года) — за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры
- Орден Дружбы народов (16 ноября 1984 года)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000 года)
- Государственная премия СССР (1975) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Премия Ленинского комсомола (1974) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Почётная грамота Президента Российской Федерации (23 марта 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественной литературы и культуры, многолетнюю творческую деятельность
- Памятный приз Венецианского кинофестиваля (1972) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Главный приз Всесоюзного кинофестиваля (1973) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Премия имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997)
- Премия Ника (2002)
- Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009).
- Независимая премия движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель»,
- международная литературная премия «Москва-Пенне»,
- премия Союза писателей Москвы «Венец»,
- премия Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство».
Баловень судьбы
Ему еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка А. А. Варламова), Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача – после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это – не предел твоих возможностей.
Упорство, которое помогало в детстве не спасовать перед старшими ребятами, вера в себя, нитью Ариадны ведущая через прерии закулисной жизни, и любовь к танцу позволили снова и снова делом доказывать свое мастерство. Точное понимание музыкального материала, совершенное владение каждой клеточкой гибкого тела, органичность воплощаемого образа восхищали и удивляли не только зрителей, но и именитых метров балетного искусства. Васильев Владимир (балетмейстер) легко погружался в доброго искреннего Иванушку, страстного Базиля, жестокого, погрязшего в крови тирана.
Всемирное признание
Потрясающую пластичность и актерский талант высоко ценили за рубежом, где всегда овациями встречали жемчужину русского балета. Владимир Васильев активно сотрудничал со многими выдающимися балетмейстерами. Морис Бежар, Франко Дзеффирелли, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ – французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.