Рецензии на книгу «чистые камушки» альберт лиханов

Помогите пожалуйста.краткое содержание рассказа. Чистые камушки

Сюжет повести разворачивается в послевоенные годы. Сначала в жизни Михаськи наступает светлая полоса: война кончилась, отец живым вернулся с войны, все уважают его отца, и мальчик безмерно горд этим. Отец устраивается на работу и подрабатывает на дому.

Но вот жизнь начинает меняться. Началось это со встречи с инвалидом войны на улице, знакомым его отца, с которым он решил не пересекаться. И тут у Михаськи появились первые подозрения в правоте отца. Дальше больше: отец хотел жить «по-человечески». Он хотел свой иметь свой дом, но не простой домик, а большой и просторный дом. Вроде, нормальное желание, но для этого нужно было брать деньги за пайку старого таза с бабушки Ивановны, воспитывающей внучек-сирот, отец которых погиб на фронте. Семья Ивановны жила бедно, и Михаська, как никто иной, знал это, знал, как тяжело живется бабушке Ивановне и ее внучкам Кате и Лизе после гибели отца и смерти матери. То, что отец взял с них деньги, больно ударило по совести мальчика, а отец не захотел его понять. Потом стало еще хуже. Отец устроил мать работать продавщицей в коммерческий магазин. Когда сын пришел покупать конфеты, она отнеслась к нему как к обычному покупателю. Это Михаську не только сильно расстроило, но и заставило задуматься.

Через некоторое время вообще произошло страшное: ему пришлось подраться с лучшим другом Сашкой из-за того, что тот сказал: мать Михаськи-спекулянтка и торгует конфетами на базаре. Когда сын спросил, правда ли это, мама ответила:»Нет!»

Вскоре семья Михаськи стала жить хорошо. Каждый день на столе была хорошая еда. Отец по-прежнему копил на дом, но неспокойно было на душе у Михаськи. Его лучший друг Сашка по-прежнему с ним не разговаривал и стал у злого Савватия «шестеркой» за кусок хлеба.

Однажды, Савватей пришел со своей стаей в школу за Сашкой. Спичкой он испортил у Михаськи новую куртку с начёсом. Михаська камнем прогнал их. Однако Сашка всё равно ушёл за Шакалом. Не испугавшись, Михаська отправился отбивать Сашку у Савватея. Это был смелый поступок: ведь даже взрослые не решались связываться с Савватеем и его бандой. Единственным, кто пошёл против Савватея был учитель математики и физкультуры Иван Алексеевич.

Михаська догнал Савватея и потребовал, чтобы тот отпустил Сашку. В ответ Савватей предложил Сашку выкупить, но не деньгами, а храбростью. А если струсит Михаська, то и сам станет «шестеркой» у Савватея. Проверка храбрости заключалась в том, что нужно было пройти мимо двух немецких овчарок. Михаська исхитрился выполнить это, хотя и был покусан. Тем не менее, Сашку он отбил! Расплатой стали ежедневные уколы от бешенства.

Затем отец вернулся, привезя с собой много денег, которые он, будьто бы, выручил от продажи картошки. Однако впоследствии Михаська узнал, что отец затребовал пятьсот рублей с хозяйки овчарок, покусавших сына. В противном случае отец угрожал судом. Это сильно огорчило Михаську, и он вскрыв комод, забрал эти деньги. Вместе с Катькой, Лизой и Сашкой они купили на них тридцать пять порций мороженого и съели их.

У Михаськи появилась мысль уйти из дома. Отец был напуган арестом Зальцера. А утром пришла Ивановна и сообщила, что на базаре попалась Катька. Оказалось, что мать уговорила Катьку торговать на базаре конфетами вместо нее, так самой ей было стыдно перед Михаськой. Несмотря на просьбы Ивановны отец трусливо отказался заступиться за Катьку. Теперь Михаська точно решил уйти и убежал из дома.

Убежав, Михаська решил инсценировать свою смерть. Для этого он оставил на берегу свою одежду, чтобы думали, будь-то он утонул, а сам, переодевшись в другую, пошел прочь. Когда начало смеркаться, Михаське стало страшно, но он запрещал себе думать о доме. Однако, поразмыслив, он вспомнил о маме, подумал, как плохо ей будет. Это заставило его повернуть обратно.

Он долго бежал и уже под вечер оказался в знакомых местах. Взглянув на берег, он сначала увидел отца, затем мать. Она же увидев Михаську, сразу побежала к нему, затем долго и крепко его обнимала. Он даже слышал, как стучит её сердце. Затем он подошёл к отцу. Он испытывал к нему одну жалость. Жалел этого взрослого и глупого, как ему казалось, человека. Михаська шёл и радовался. Радовался, потому что понял, что он повзрослел. Взрослость позволила снять «розовые очки» и взглянуть на мир по-другому

Читать краткое содержание сказки Андерсена Гадкий утенок

Наступили летние солнечные деньки. Белые яйца высиживала молодая утка, в глухих зарослях лопуха. Она выбрала тихое и спокойное место.К ней редко кто приходил, всем больше нравилось отдыхать на воде: плавать и нырять.

Прошло время, и скорлупки начали лопаться. Зашевелились маленькие первенцы, потихоньку постукивая клювиками, и наконец, показались их кругленькие головки. Они с любопытством рассматривали огромные листья лопуха. Это не весь мир сказала мать – утка. Он на много больше этого растения, хотя и я его весь не видела. Подошла старая утка и поинтересовалась как дела?

На что молодая мать ответила, что все утятки в отца и ждём последнее (самое огромное яичко).

Наверно, оно индюшачье. Ох! Как тяжело было воспитывать их, они совсем не умеют плавать. Мне доставили они очень много хлопот.

И наконец, и последнее треснуло, и из него появился маленький птенец. Внешний вид его матери не понравился. «Проверю его, посмотрю, умеет ли он плавать!» — подумала она.

Погода была солнечная, и семья плавала на озере. Все очень хорошо ныряли и серый селезень, нырял и держался на водной глади не хуже остальных!

Сейчас мы отправимся на птичий двор! Я вас покажу всему «обществу!» — промолвила строго утка — мать. Ведите себя прилично, кланяйтесь всем. Добравшись до цели, они услышали странные звуки. Из – за трофея: головы рыбы, шли сражения между утиными семьями. Но, аппетитная головка досталась кошке. Мать разочарованно вздохнула, она тоже не отказалась от еды.

Семья подошла к важной особе – утке испанской породы, на ноге которой был завязана алая ленточка. Простые утки были не довольны, что появились новые «рты», особенно их раздражал самый «несуразный»

Все пытались клюнуть его.

Знатная дама выразила свою симпатию к малюткам, только один не удался. Мать сказала, что он очень добрый и селезень, поэтому перерастёт. Получив разрешение, утята начали играть. Бедного серого утёнка все клевали и каждый старался обидеть. Вся семья стала ненавидеть его, даже родная мать желала его смерти. Вначале он не знал, что делать. И вот, нескладный утёнок решил убежать. Кое – как он перевалился через покосившийся забор. Утром дикие утки, увидев нового утёнка, тоже сказали: « Какой некрасивый, но ладно лишь бы не набивался к нам в родственники». На третий день прилетели два важных гусака. Им понравился его забавный вид, и они даже обещали познакомить «новичка» с гусынями. Раздались выстрелы, и он увидел кровь и мёртвых друзей. Стрельба продолжалась, собаки бегали по водоёму и собирали убитых уток, одна пробежала мимо героя, он сильно сжался и притих.

Пёс и тот не хочет меня брать! – подумал утёнок. Только вечером, когда наступила мёртвая тишина, прошло несколько часов, когда он попытался бежать дальше.

Он добежал до ветхой избушки. Затем малыш пробрался внутрь, пролез в небольшой проём двери. В ней жили кот — Мурлыка, курица и их хозяйка — бабушка. Коротконогая курица прилежно несла яйца, за это бабуля её очень любила. Утром его заметили, старушка подумала о яйцах, если только это не селезень. Яйца он не нёс, и его унижали важные животные: кот и курочка. Ворвался свет, и утёнок захотел плавать. Он решил убежать и поселился на озере, где плавал, но его все высмеивали. И вот, он увидел диких лебедей, и он тоже закричал.

Наступила очень холодная зима. Ему приходилось плавать, чтобы вода не замёрзла. И вот он примерз, выбившись из сил. Его подобрал крестьянин и отдал жене. Но, испугавшись крестьянских детей, он разлил молоко, залез в масло, затем в муку.И гонимый всей крестьянской семьёй, он убежал. Много бед пришлось пережить зимой утёнку. Не хватало еды, и он сильно мёрз.

Прошла зима и наступила весна. Выбравшись из камышей, он взлетел. И долетел до цветущих яблонь. Он заметил белых лебедей. Ему стало грустно.

Пусть я умру от ударов этих прекрасных птиц, чем терпеть все неприятности! – грустно подумал он.

Лебеди увидели его и поплыли к нему. Он попросил их убить его, опустив голову. И вдруг он увидел себя. В отражение был прекрасный лебедь. Большие лебеди проплывали мимо и гладили его своими клювами.

Прилетел самый красивый и молоденький! – весело закричали дети. И стали кидать кусочки мягкого хлеба. Белый красавец был на седьмом небе от счастья!

Муки совести

Настёне пришлось лицемерить и перед женщинами, получившими похоронки, и перед теми, чьи мужья вернулись с фронта живыми. В День Победы вся деревня отмечала большой праздник. А Настя не могла разделить общей радости, и виноват в этом был Андрей, поставивший её в такое ужасное положение.

Михеич, отец Андрея, всегда относившийся к невестке по-доброму, начал подозревать, что сын где-то рядом. Он чувствовал себя отчасти виноватым за то, что совершил Андрей, пытался поговорить с Настей, но та, обещав мужу не выдавать его никому, не открылась свёкру. Андрей, живя в одиночестве, постепенно терял человеческий облик. Его постоянно преследовал страх быть пойманным, мучила совесть за то, что он совершил. Иногда он тайком приходил в деревню и наблюдал, как живут односельчане, ещё больше озлоблялся, обвиняя судьбу и войну в том, что с ним произошло.

Настя, понимая, что так продолжаться не может, уговаривала его выйти к людям и сдаться. Но Андрей отказался, обвинив её в том, что она желает ему смерти, чтобы избавиться от чувства вины. Измученная женщина вернулась домой и призналась в беременности свёкрам, после чего ушла от них.

Несколько дней она не находила себе места от стыда из-за того, что утаила от Михеича всю правду об Андрее, и ей приходится постоянно лгать людям. Кроме того, ей казалось, в деревне уже заподозрили, что отец её будущего ребёнка — Андрей, поэтому к ним приехал следователь и начал выпытывать, где он прячется.

Ночью она села в лодку и поплыла по Ангаре. Её мучали мысли, поэтому она не слышала, что несколько лодок с деревенскими людьми отправились вслед за ней, не слышала голосов, которые её окликали. Единственным выходом из сложившейся ситуации для неё стало самоубийство. Автор не рассказывает о нём, но, читая, можно понять, как все произошло на самом деле.

На похоронах Насти односельчане искренне жалели девушку и плакали о ней.

Автор Альберт Лиханов

Альберт Лиханов

Чистые камушки

Добро должно быть с кулаками,Добро суровым быть должно,Чтобы летела шерсть клокамиСо всех, кто лезет на добро.

Ст. Куняев

Часть первая

Такой длинный день

1

Михаська перемахнул через борт грузовика, и каблуки звонко цокнули об асфальт. Всё! Лето позади, и скоро в школу.

– Ну ладно, – сказал ему Сашка, – до завтра!

Михаська тряхнул головой и хлопнул Сашку по плечу. Да, скоро в школу, немного осталось, каждый денек на вес золота. Вот завтра они и собрались порыбалить. Михаська представил, как стоят они, закатав штанины, по колено в воде и поплавки мельтешат, пляшут, сливаются с колеблющейся водой.

– Не опаздывай! – сказал Сашка. – Мух я наловлю…

Сашка побежал через дорогу. Михаська посмотрел ему вслед и улыбнулся: «Все-таки трудяга этот Сашка!» Даже в День Победы всем дела нашел. Михаська вспомнил, как это было. В тот день, когда все уже наорались, наговорились, натолкались на радостях, в класс пришла Юлия Николаевна, в шелковом платье с белым воротничком, с двумя орденами Ленина, и спросила, как они собираются отметить такой день.

Ребята запереглядывались, все даже растерялись немного – никто об этом не думал, все с ума прямо посходили от счастья. И вдруг Сашка Свиридов сказал, что надо посадить деревья возле дороги, которая идет на Москву. Когда они ехали сюда в эвакуацию, дорога была совсем голая, ни одного деревца.

Еще Сашка сказал, что деревья надо посадить до самой Москвы, но это он, конечно, загнул. Один их класс до Москвы деревья посадить не мог; для этого им надо было бы, наверное, сто лет сажать деревья.

Обидно, конечно: они посадили целую тысячу деревьев, но Михаська сам, собственными руками так ни одного и не посадил. Он копал ямы, а ставили туда саженцы и засыпали корни землей девчонки или те, кто послабее. Михаська пошевелил лопатками: будто по спине кто ногами ходил. Накопался досыта. Ну да ладно… Зато завтра!.. Он снова представил поплавок, пляшущий на волнах.

Мимо ехала лошадь с сеном. Она шла понурив голову, а на огромном возу, свесив босые ноги, сидела девчонка. Она смотрела по сторонам и совсем забыла про свою лошадь. Михаська подумал, что сегодня какой-то длинный день. Тащится, словно эта лошадь с сеном. И сколько в жизни вот таких дней! Будто серые, пасмурные облака. Но все-таки бывают в жизни у человека дни, которые по пальцам можно пересчитать. Потому что они будто только что увиденное кино: помнятся от самого начала до самого конца и со всеми подробностями. Сколько бы человек ни жил потом – десять… двадцать, а может быть, и сто лет, – все равно такие дни он помнит так, как будто это было вчера.

Лично у Михаськи был пока что один такой день.

Конечно, каждому человеку хочется, чтобы такие дни, которые в памяти, как зарубки на дереве, помнились бы потому, что они с утра и до самого вечера состояли из одного только счастья.

Например, такой день мог бы начаться с того, что по дороге в школу Михаська нашел бы сотенную. Лежит себе этакий кусок бумаги, сложенный вчетверо, лежит, на людей смотрит. Ждет, кто его подберет. И вот идет Михаська и находит эту деньжищу – именно он, а не кто-нибудь. А потом бы вдруг отменили уроки; и, конечно, он кинулся бы на улицу Ленина, к магазину с высокими ступеньками. Мама рассказывала, что раньше, при царе Николае Втором, когда она была совсем маленькой, в этом магазине торговал какой-то купец по фамилии Кардаков. Купца уже давно не было, да и магазина тут не было – его закрыли, когда началась война, и сделали в нем фабрику, где усталые женщины шили солдатское белье. Фабрика считалась оборонным объектом, но Михаська-то знал точно, что там шьют кальсоны. У Сашки Свиридова там мать работает. Но хотя шили в бывшем магазине купца Кардакова теперь кальсоны для солдат, здание это с крутыми каменными ступеньками и с перилами в виде железных лир все в городе называли по-старому, как при Николае Втором, – «кардаковским».

Трудная судьба писателя и автобиографические моменты в сказке

В Дании есть старинный городок Оденсе. Именно там появился на свет в 1805 году автор «Гадкого утенка» Ганс Христиан Андерсен. Его отец был простым сапожником. Он жил в бедной квартире, был окружен обыкновенными людьми, питался самыми скудными продуктами. Зато он видел чудеса в самых простых вещах, очень любил слушать истории пожилых людей. Частенько он засматривался на театральные афиши. Он делал самодельных кукол и разыгрывал целые спектакли.

Такие фантазии привели Ганса к театральной деятельности. Он устроил кукольный театр прямо дома. Он сам писал сценарии, делал декорации и бумажные костюмы. После похорон отца в 1819 году юноша переехал в столицу Дании — Копенгаген. Мечтая стать счастливым, он пытается осуществить свою мечту и стать актером. Добрые люди помогли устроиться ему в гимназию. Четырнадцатилетнему юноше пришлось сесть за парту с учениками намного моложе него. В адрес Андерсена полетело множество насмешек и унижений со стороны одноклассников. Ганс прошел испытание и закончил гимназию. Затем он поступил в университет. Именно этот период из своей жизни писатель изобразил в книге «Гадкий утенок».

Будучи знаменитым мастером слова, Андерсен и сам понимал, что приносит пользу миру. Поэтому он чувствовал себя счастливым. Каждая новая сказка приносила много радостных эмоций его читателям. Ганс Христиан стал сам читать сказки перед обычными людьми. Он совсем не стеснялся своего низшего происхождения, а, наоборот, хотел, чтобы его книжки читали ребятишки из таких же бедных семей, как и он сам. Больше всего писатель ненавидел пустых, невежественных, хвастливых и ленивых представителей из высшего общества.

Вам будет интересно:Глен Кук «Приключения Гаррета»: все книги серии, основные персонажи, отзывы

Знатные особы, которых высмеивал Андерсен в своих книгах, были недовольны его колкими насмешками. Они никак не могли понять, как это сын сапожника может над ними подшучивать. Ведь у него даже фамилия низкого происхождения. Только лишь на свое 50-летие автор был признан в своем родном городе Оденсе. В день присвоения ему звания почетного гражданина горожане зажгли иллюминацию.

Основная мысль

Анализ произведения показывает, что написан «Гадкий утёнок» в жанре авторской литературной сказки, но при этом в нём присутствуют естественность и простота народного повествования. Произведение необычно благодаря тому, что автор добавил в него элементы психологии: судьбу персонажа можно наблюдать через его личные переживания и душевное состояние.

На протяжении всего сюжета произведения птенец пытается понять, почему его все ненавидят, и повторяет: «Это, наверное, оттого, что я такой гадкий». Он грустит, переживает, боится, испытывает восхищение и некую тревогу, впервые увидев лебедей, а затем ощущает радость, заметив собственное преображение. Благодаря его чувствам, эмоциям и напряжению читателю хочется полностью сопереживать герою. Стиль письма Андерсена — живой язык с большим количеством различных художественных оборотов: «чаща лопуха», «замертво упали», «туман окутал», «камыши зашевелились» и т. д.

Главную мысль «Гадкого утёнка» можно высказать пословицей: не узнав горя, не узнаешь и счастья. Эта идея представлена и в тексте самого произведения: «Теперь утёнок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье». Всё вознаграждается. Утёнок, за свою жизнь узнавший столько боли, горя, одиночества, унижений и лишений, в итоге получил такую награду, о которой даже не мог мечтать. Только после тяжёлых испытаний все начали восхищаться его красотой.

Сказка учит не сдаваться и не опускать руки перед трудностями

Даже если весь мир встал против тебя, важно не озлобляться, а сохранять добро в своём сердце, как это сделал маленький птенец

В произведении Андерсен также высмеял один из главных пороков общества — неумение принимать тех, кто отличается от остальных. Возможно, внешне они другие, но в этом их особенность. Мораль такова, что не стоит судить по внешности, за которой может скрываться чистая и ранимая душа.

Главные герои

Анализируя сказку, необходимо дать описание ее персонажам. Список и характеристика главных героев «Гадкого утёнка»:

«Граф Монте-Кристо» краткое содержание романа Дюма – читать пересказ онлайн

Утёнок, впоследствии превратившийся в величественного лебедя. Он терпеливо сносит все напасти, смиренный, сильный духом, стойкий, хотя и неуверенный в себе из-за того, что все и всегда его унижали. Мечтательный и умеющий видеть красоту. Поначалу описывается несуразным, уродливым, слишком большим, но затем становится гордым, красивым, самым прекрасным из всех лебедей.
Мама-утка. Не слишком охотно высиживает яйца. Изначально относится к утёнку хорошо, называет его своим сыном, восхищается тем, как он плавает, и говорит, что он «вовсе не так дурен, если к нему хорошенько присмотреться». Защищает его перед знатной уткой, клювом разглаживает ему пёрышки. Но со временем начинает относиться к нему плохо, говоря ему обидные фразы.
Старая утка. Жирная птица испанской породы, имеет на лапке высший знак отличия — красный лоскуток, благодаря чему её уважают все остальные. Считает утёнка уродливым и слишком большим.
Дикие гусаки. Важные, поскольку совсем недавно научились летать, и вольные птицы. Посчитав утёнка «чудным», предлагают ему лететь с ними к гусыням-барышням, у которых он будет иметь успех, но погибают от выстрелов охотников.
Старуха. Подслеповатая пожилая женщина, живущая с котом и курицей в маленькой убогой обветшалой избушке с покосившейся дверью. Сослепу приняв утёнка за утку, подумала, что он будет нести яйца, поэтому оставила его в своём жилище.
Кот Сыночек. Умеет выгибать спину, мурлыкать и сыпать искрами, если погладить его против шерсти. Считает себя настоящим хозяином в доме.
Курица Коротконожка. Имеет маленькие короткие ножки, за что и получила такое имя. Прилежно несёт яйца. Считает себя хозяйкой дома и лучшей половиной всего света, когда вместе с котом говорит: «Мы и весь свет!». Ворчлива, любит раздавать советы, учила утёнка жизни и ругала его, хотя заявляла, что желает ему только добра.
Крестьянин. Добрый человек, заметивший примёрзшего ко льду утёнка и отнёсший его к себе домой. Жена и дети крестьянина отнеслись к птенцу доброжелательно, но он испугался их, из-за чего заметался и устроил в доме настоящий хаос.
Лебеди. Прекрасные птицы, плавно и легко плывущие по воде. С радостью приняли нового лебедя в свою стаю, гладили его клювами, склонили перед ним головы в знак уважения и стали для него настоящей семьёй.

Персонажи и их характеристики

В начальной школе полезно применять пересказ фрагментов текста в лицах. Описание персонажей поможет учащимся в этом случае использовать соответствующие интонации. Итак, действующие лица:

  • гадкий утёнок — гонимый всеми из-за внешности, вырос и стал прекрасным лебедем;
  • его мама — сначала внимательная, потом мнение птичьего общества её изменило;
  • старая утка и обитатели птичьего двора — злые, жестокие;
  • дикие гуси — насмешливые;
  • старуха, курица, кот — любят только себя и тех, от кого можно что-то получить;
  • крестьянин и его семья — незлобивые;
  • белые лебеди — гордые и независимые.

Тезисный пересказ

Далее представлено очень краткое содержание рассказа «Сашка», передающее общий смысл сюжета.

Молодой солдат Сашка впервые участвует в открытом бою. Видит мертвого немца, сапоги которого в хорошем состоянии и подойдут по размеру его командиру. Решив снять их, замечает, что совсем рядом проходит отряд фашистов. Немцы замечают расположение советских солдат и предлагают сдаться. Командир командует наступление. Сашка берет в плен немца, ему поручают проводить пленного в штаб. По дороге он пытается объяснить фашисту, что его не убьют. В штабе комбат без разбирательств приказывает расстрелять пленного. Однако Сашка вступается, и немцу сохраняют жизнь.

Юношу ранят, он отправляется пешком в госпиталь. Там встречает девушку, которая ему понравилась, однако она предпочла другого. Соперник подозревает, что Сашкино ранение не настоящее.

Саша и ещё двое бойцов отправляются в ближайшую деревню, чтобы поменять карточки на продукты. Но выдача этом месте давно прекращена, в деревнях начинается голод. Товарищи уходят в санитарную часть, где полдня ждут ужина. Больным и личному составу дают очень маленькие порции, что особенно возмущает попутчика Саши Володю. Молодой лейтенант вспыльчив и кидает тарелку с кашей в майора санитарной части. Сашка берет вину на себя, чтобы Володю не отдали под трибунал. Дело обходится мирно, Сашку просят покинуть расположение. Он отправляется в Москву, где видит обычную жизнь, людей без формы, занимающихся житейскими делами

Понимает, как важно то, что происходит на фронте

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: