Краткое содержание рассказа
«Соль» — рассказ Бабеля, вошедший в сборник «Конармия». Сам автор был бойцом 1-ой Конной армии под командованием С.М.Буденного и стилизовал свои рассказы из данного сборника под собственные воспоминания о тех временах. Рассказ «Соль» представляет собой письмо солдата Конармии Никиты Балмашева, которое он написал редактору литературного издания.
Из солдатского повествования становится известно, что на железнодорожной станции Фастов в поезд, на котором осуществляли передислокацию подразделения Конармии, пытаются пробраться торговцы солью. Они надеются с помощью воинского эшелона проехать к месту будущей торговли с запасами соли, которую везут с собой. Но солдаты жестко пресекают такие попытки. В вагоны сажают только женщин, которых ночами насилуют солдаты, изголодавшиеся на фронтах по любовным утехам.
Солдат Никита Балмашев согласился провезти женщину с младенцем на руках. Но ночью наблюдательный воин убедился в том, что никакого ребенка нет: он не плакал, не просил есть и пить. Балмашев развернул сверток, в котором оказалась соль, которую женщина везла на продажу.
После вскрывшегося обмана между женщиной и Балмашевым состоялась недолгая дискуссия, в ходе которой она обвинила вождей революции – Ленина и Троцкого – в «жидовстве». Никита, напротив, оценивал вождей иначе: по его мнению, они хотят даровать настоящую свободу народу и привести его к счастью. В итоге дискуссии солдат выбросил женщину с движущегося поезда и убил ее, выстрелив из винтовки.
В самом финале письма Никита Балмашев клятвенно обещал редактору поступать таким образом со всеми врагами революции и подписался в этом стремлении от имени всех солдат второго взвода.
О любви к лошадям
Исаак Бабель. 1930-е годы Российский государственный архив литературы и искусства Бабель страстно любил лошадей: любовь эта, начавшаяся в походе, где ему впервые пришлось ездить верхом, продлилась всю жизнь. По воспоминаниям его вдовы Антонины Пирожковой, «лошадиная проблема» играла большую роль в жизни писателя, который постоянно искал случаев пожить в совхозе при конном заводе и собирался написать о лошадях роман; живя в Москве, неустанно посещал бега и скачки и знал родословную каждой участвовавшей в них лошади, но никогда на них не играл, а пропадал на конюшнях, общался с жокеями. Ипподром был его театром, «где всегда премьера», причем лошади и жокеи — актеры, а режиссер — тренер. «Сейчас осень, а тренер записывает лошадь на бега, которые состоятся, скажем, 7 апреля в 4 часа дня. И он готовит ее так, что именно 7 апреля, и не в 3 ¾ и не в 4 ¼, а именно ровно в 4 она оказалась в своей лучшей форме. Может быть, за всю свою жизнь она будет в такой форме только один раз», — пересказывал рассуждения Бабеля о лошадях прозаик Овадий Савич. Георгий Мунблит, редактор журнала «Знамя», вспоминал, что однажды Бабель, доработав слабые рассказы начинающего писателя, которому покровительствовал, обеспечил им публикацию. Секрет такой симпатии заключался в том, что рассказы были о лошадях, а начинающий писатель был жокеем.
10 советов Бабеля на все случаи жизни
О заварке чая, ухаживаниях за дамой, управлении конем и литературе
Конармия
О том, как менялось отношение Бабеля к конармейцам, можно судить по его дневнику. Поначалу он пытался найти в них черты нового, духовно возродившегося народа, но постепенно разочаровался, назвал бойцов «зверьём с принципами» и наградил их целым облаком нелестных ассоциаций: «барахольство, удальство, звериная жестокость, бархатные фуражки, изнасилования, чубы, бои, революция и сифилис». Казаки, присоединившиеся к Будённому, отличались особой жестокостью, а кроме того, должны были сами добывать себе лошадей, оружие и пропитание. Попадая в мирные поселения, они грабили, жгли дома и убивали любого, кто пытался оказать им сопротивление. При этом конармейцы у Бабеля — одновременно разбойники и герои, не лишённые своеобразных представлений о чести, которые отчасти компенсируют беспричинную жестокость. Михаил Вайскопф даже утверждает, что «под давлением цензуры и самоцензуры он неимоверно облагородил конармейцев»
6 Вайскопф М. Между огненных стен. Книга об Исааке Бабеле. М.: Книжники, 2021. C. 427. .
Лучшей иллюстрацией к тому, кто такой бабелевский персонаж, служит рассказ «Соль», написанный в форме письма конармейца в газету («Дорогой товарищ редактор. Хочу описать вам за несознательность женщин, которые нам вредные»). Он рассказывает о том, как бойцы пускают в поезд женщину с грудным ребёнком и относятся к ней с непривычным уважением, как к собирательной фигуре матери, которая есть у каждого большевика. Однако выясняется, что женщина везёт не ребёнка, а контрабанду — мешок соли. Раскрыв обман, бойцы сбрасывают женщину с поезда и убивают из винтовки. Главный принцип конармейцев — революционная справедливость, понимаемая, конечно, по-своему. Всё, что несёт пользу революции, заслуживает жизни, но за пределами этой полезности человеческая личность и жизнь, в том числе и их собственная, ничего не стоит. Другая яркая иллюстрация представлений конармейцев о ценности человеческой жизни — «Письмо», в котором мальчик вперемешку с бытовыми подробностями и беспокойством о чесотке у коня рассказывает об убийстве своего отца-белогвардейца («…и Семён Тимофеич услали меня со двора, так что я не могу, любезная мама Евдокия Фёдоровна, описать вам за то, как кончали папашу, потому я был усланный со двора. <…> Остаюсь ваш любезный сын Василий Тимофеич Курдюков. Мамка, доглядайте до Стёпки, и бог вас не оставит»). Ещё один важный рассказ — «Смерть Долгушова», в котором Лютов не решается добить смертельно раненого бойца, хотя это необходимо, чтобы не оставить его на растерзание полякам: «Афонька… выстрелил Долгушову в рот. — Афоня, — сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к казаку, — а я вот не смог. — Уйди, — ответил он, бледнея, — убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…» Здесь Бабель явно противопоставляет гуманизм своего альтер эго конармейцам так, что становится ясно: разрушение системы ценностей, которое несёт революция, требует более глубокого анализа; ценности больше не универсальны — принципы оказываются важнее. «Экономическая справедливость» конармейцев отражена в рассказах о том, как они добывают себе коней: «На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей. Взамен приставших кляч кавалеристы забирают рабочую скотину. Бранить тут некого. Без лошади нет армии» («Начальник конзапаса»). В рассказе «История одной лошади» заодно можно увидеть и то, как бойцы понимают коммунизм: «Коммунистическая партия… основана, полагаю для радости и твёрдой правды без предела». Их представления о чести по-своему отражены в рассказе «Прищепа», в котором бежавший от белых боец вырезает всю деревню за то, что разграбили имущество в его доме, а потом сжигает и дом.
«Письмо»
Не только взрослых бойцов, но и детей изображает Исаак Бабель. «Конармия» — сборник, в котором есть произведение, посвященное мальчику Василию Курдюкову, который пишет письмо матери. В послании он просит прислать какой-нибудь еды и рассказать, как поживают братья, сражающиеся за красных. Тут же выясняется, что Федор, одни из братьев, попал в плен и его убил собственный отец, воюющий на стороне белых. Он командовал у Деникина ротой, а своего сына убивал долго, по куску отрезая кожу. Спустя какое-то время сам белогвардеец был вынужден скрываться, перекрасив для этого бороду. Однако другой его сын Степан разыскал отца и прикончил.
О коллективизации
Увлечение коллективизацией, как и революцией в целом, поначалу было со стороны Бабеля совершенно искренним. Но это не значит, что писатель закрывал глаза на реальность. Киевский знакомый Бабеля Михаил Макотинский вспоминал, как в 1930 году писатель отправился в украинское село Великая Старица, чтобы увидеть своими глазами воплощение политики сплошной коллективизации. Он вернулся потрясенный перегибами со стороны ОГПУ Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР (ОГПУ при СНК СССР) — специальный орган государственной безопасности СССР. в отношении крестьян: «Вы себе представить не можете! Это непередаваемо — то, что я наблюдал на селе! И не в одном селе! Это и описать невозможно! Я ни-че-го не по-ни-маю!» След этого потрясения можно увидеть в его позднем рассказе «Колывушка», где работящий деревенский мужик, получивший приказ о высылке, убивает собственную лошадь (называя ее при этом «дочкой») и уничтожает нажитое трудом добро, седеет в одну ночь и уходит куда глаза глядят, бросив односельчанам: «Куда вы гоните меня, мир…» Как бы то ни было, дифирамбы колхозам в письмах близким вряд ли следует воспринимать буквально — они писались с расчетом на цензуру.
Анализ цикла рассказов Бабеля «Конармия»
1. История создания произведения. И.Э. Бабель, являясь участником Гражданской войны, отправился корреспондентом газеты в Первую Конную армию в 1920 году. Тогда он взял себе псевдоним – Кирилл Васильевич Лютов. Именно это имя станет в центре повествования сборника «Конармия». Сам цикл был написан И.Э. Бабелем на основе его дневниковых записей. В 20-е гг. автор пишет рассказы, которые войдут в цикл, а в 1926 году «Конармия» уже начала публиковаться.
Произведение сразу оценилось неоднозначно: литературные критики восторженно отзывались о сборнике, особую роль сыграла оценка М. Горького; однако власть негативно отнеслась к «Конармии», вследствие чего в 1939 году И.Э. Бабель был арестован, а в 1940 году – расстрелян.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Конармия» – сборник рассказов. Писатель в жанровом отношении выбирает новеллы, так как с их помощью он хотел показать отдельные эпизоды жизни человека.
3. Название произведения и его смысл.
Все рассказы сборника объединены общей темой и общим местом действия – Первой Конной армии, получившей сокращенный вариант «Конармия».
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от лица Лютова, который становится солдатом, не принимающим ценностей военных действий.
В цикле присутствует и голос самого автора, взгляды которого перекликаются с мировоззрением главного героя. Автор будто вместе с героем переживает все события рассказов. Так образ центрального персонажа, который является и повествователем, тесно связан с авторским образом. Все это позволяет дать отношение к действиям с разных сторон.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Все рассказы цикла «Конармия» объединены общей темой – Гражданской войной. И.Э. Бабель показал интеллигенцию, которой пришлось войти в общественное состояние революции и Гражданской войны. Для данного класса, обладающего мягкостью и неспособностью к войне, не было места в новом обществе. Так писатель поднимает проблему человека и революции. Автор рисует жизнь на войне, где трагичное совмещается с комичным, героическое с жестоким.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
«Конармия» – цикл рассказов, которые показывают жизнь и быт Конной армии. Место действия, время повествования, единые персонажи становятся основой для обобщения рассказов в один цикл. Как таковой в рассказах И.Э. Бабеля нет фабулы. Сюжетного действия в цикле почти нет. В основном он переплетен со зрительной и слуховой ассоциацией. Связано это с тем, что писатель хотел показать взгляд на мир глазами конкретного человека.
7. Система образов произведения.
И.Э. Бабель демонстрирует, что все поступки персонажей «Конармии» аргументирует сама эпоха.
Центральным персонажем сборника является Лютов, от лица которого и ведется описание всех событий. Национальность и социальное положение мешают герою войти в новое время, породниться с другими бойцами. Образ Лютова позволяет увидеть революционную действительность глазами еврея-интеллигента.
8. Композиция произведения.
Сборник «Конармия» состоит из 38 рассказов, которые объединены образом повествователя. Композиционно цикл представляет собой единство лирического и эпического повествования, сочетания реалистического и романтического.
Основные идеи рассказа
Несмотря на краткость изложения, И.Э.Бабель представил на суд читателя очень глубокое по смыслу произведения. Основной метод, который применил автор в своем рассказе, — это эзопов язык. Не имея возможности напрямую критиковать советскую власть и ее действия, мировоззрение и поступки «солдат революции», писатель в иносказательной манере отразил свое отношение к происходившим событиям. И это отношение – негативное!
Само название рассказа – «Соль» — уже несет в себе следы иносказания, активно применяемого автором на страницах рассказа. Говоря о «соли», Бабель имеет в виду понятие «смысла» — смысла происходящего в те лихие годы, смысла солдатского мировоззрения, смысла отношения воинов к инакомыслящим гражданам.
Форма и стиль изложения
И.Э.Бабель не зря избрал форму рассказа — монолог солдата Никиты Балмашева в виде письма редактору литературного издания. Именно данная форма позволила автору отразить:
— ограниченность мировоззрения и мышления солдата, собственноручно написавшего письмо;
— тенденциозность в рассуждениях Н.Балмашева;
— стилистические, орфографические и иные ошибки в написании письма.
От каждой строки письма веет малообразованностью солдата – выходца, скорее всего, из крестьянской среды, но получившего зачатки образования именно в армии. Речевые обороты, свойственные мещанству, так и режут слух.
Беззаветная и безоглядная вера в вождей революции – это лишь ширма, за которой скрывается желание автора заставить читателя мыслить и сделать правильный вывод о происходящем. Страну захлестнула волна безграмотности и невежества. А носители необразованности стали творцами судеб страны и ее народа.
Преданность вождям и делу революции
Особого внимания заслуживают строки, в которых изложена дискуссия женщины и Н.Балмашева о вождях революции. Обвинения женщины в том, что солдаты не защищают страну, а только выгораживают вождей, были отвергнуты солдатом. Но никакой аргументации в пользу своей точки зрения Никита не представил. В его словах слышится лишь мотивы убогих и претенциозных агитационных листовок и плакатов, но никаких фактов, подтверждающих его слова о слепой вере в Ленина и Троцкого.
Состояние же страны в революционное лихолетье, вообще, автором подается в виде разрухи и всеобщего народного горя. Тем самым И.Э.Бабель очень тонко намекнул на свое крайне отрицательное отношение к революции и ее последствиям.
Образ врага: кто же настоящий враг?
Автор изобразил образ врага революции и советской власти в лице «женщины с дитем». Но что в ней враждебного? Читатель не находит ответа на этот вопрос. Напротив, он сталкивается с противоречием и осознанием враждебности именно революционной солдатской массы.
В стране разруха, транспортный коллапс, активная и беспощадная борьба с любым проявлением товарно-денежных отношений. А что делать простым людям? Чтобы выжить, они продают соль. Но власть не разрешает этого делать, и люди всеми правдами и неправдами нарушают закон, стремясь попасть на единственно возможный для них способ передвижения – военный эшелон.
Да, женщина солгала солдатам, что везет младенца. Но что ей было делать? Зло лжи, рожденное ей, не идет ни в какое сравнение с тем злом, которое творили солдаты, насилуя попутчиц. И не идет ни в какое сравнение со злом, которое совершил Никита Балмашев, убивший фактически ни за что несчастную женщину, предварительно сбросив ее с поезда. И мыслящий читатель, безусловно, понимает и принимает эту мысль автора. Врагом является не героиня, а герой изложения. А с учетом того, что Никита Балмашев олицетворяет собой всю солдатскую массу (это четко отмечает И.Э.Бабаель), то и вся армия рабочих и крестьян – это враги.
Жестокость и абсурдность эпохи
Много места в рассказе автор уделяет проблеме жестокости. Насилие над женщинами, взятыми для проезда, убийство героини из винтовки – это попытка автора достучаться до сердец читателей и создать отношение неприятия подобного (даже в переломные исторические эпохи).
Еще одна цель И.Э.Бабеля – продемонстрировать абсурдность и парадоксальность эпохи. С одной стороны, солдаты насилуют своих попутчиц, с другой, — тут же жалеют их, осознавая жестокость своих поступков. Абсурдность происходящего заключена и просматривающейся в солдатской среде тяге к родному дому, семьям, детям и женам. Но свою склонность к насилию они не ограничивают.
Тем самым автор хотел показать, что революция и гражданская война выжигает в душах людей все доброе и светлое, превращая их в животных. Изредка мыслящих и чувствующих, но животных.
Гедали
Лютов видит старых евреев, торгующих у желтых стен древней синагоги, и с печалью вспоминает еврейский быт, теперь полуразрушенный войной, вспоминает свое детство и деда, поглаживающего желтой бородой тома еврейского мудреца Ибн-Эзры. Проходя по базару, он видит смерть — немые замки на лотках. Он заходит в лавку древностей старого еврея Гедали, где есть все: от золоченых туфель и корабельных канатов до сломанной кастрюли и мертвой бабочки. Гедали расхаживает, потирая белые ручки, среди своих сокровищ и сетует на жестокость революции, которая грабит, стреляет и убивает. Гедали мечтает «о сладкой революции», об «Интернационале добрых людей». Рассказчик же убежденно наставляет его, что Интернационал «кушают с порохом… и приправляют лучшей кровью». Но когда он спрашивает, где можно достать еврейский коржик и еврейский стакан чаю, Гедали сокрушенно отвечает ему, что еще недавно это можно было сделать в соседней харчевне, но теперь «там не кушают, там плачут…».
Как Хрущёв и Твардовский читали рукопись
Солженицын написал повесть за 40 дней, а затем ещё год ждал её публикации. История выхода произведения в свет оказалось довольно непростой.
По итогам XXII съезда КПСС в октябре 1961 года Никита Хрущев усилил меры борьбы с культом личности Сталина. Тогда же Солженицын решил передать машинописный экземпляр рассказа через своих товарищей в отдел прозы журнала «Новый мир». На рукописи автор указан не был, редакторы увидели лишь некий код Щ-854 — лагерный номер, который был на телогрейке главного героя повести Ивана Шухова.
- Александр Твардовский
Спустя несколько дней Твардовский отправил Солженицыну телеграмму с просьбой срочно приехать в московскую редакцию «Нового мира». На встрече по предложению Твардовского рассказ решили переименовать в «Один день Ивана Денисовича» и «для весомости» назвать повестью.
Также по теме
От Толстого до Алданова: какие русские писатели могли бы получить Нобелевку по литературе
Совсем скоро станет известен лауреат Нобелевской премии по литературе 2016 года. За всю историю только пять отечественных писателей и…
Однако одного желания главреда «Нового мира» опубликовать произведение было недостаточно.
«Организационная, техническая и политическая стороны публикации какого-либо текста в Советском Союзе сильно отличалась от современного положения. Любой текст, напечатанный в СССР, должен был пройти цензуру —Главлит (Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете министров СССР) — огромное учреждение со штатом цензоров. Если посмотреть на выходные данные журналов и книг того времени, то можно найти там странные буквы и цифры, напоминающие шифры. Эти таинственные знаки — личный код цензора, сотрудника Главлита, который читал и давал разрешение на публикацию», — пояснил в интервью RT главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский.
Пропустить столь «взрывоопасный» текст советская цензура не могла. По словам Василевского, повесть была напечатана с разрешения Никиты Хрущёва.
- Никита Хрущёв
- РИА Новости
В книге «Бодался телёнок с дубом» Солженицын пишет: «На даче в Пицунде Лебедев стал читать Хрущёву вслух. <…> Никита хорошо слушал эту забавную повесть, где нужно смеялся, где нужно ахал и крякал, а со средины потребовал позвать Микояна, слушать вместе. Всё было одобрено до конца. <…> Микоян Хрущёву не возражал, судьба рассказа была решена».
Арест и смерть
Путь крупных деятелей СССР от триумфа до опалы в конце 1930-х годов часто был короток. В середине 1938 года Бабеля назначили членом редакционного совета Государственного издательства художественной литературы, а 15 мая 1939 года арестовали. Обвинение было стандартным для тех лет – антисоветская и террористическая деятельность. Рукописные материалы, изъятые при аресте, считаются безвозвратно утраченными.
Арестованный Исаак Бабель
Во время допросов Бабеля, очевидно, пытали: на фотографиях, переданных позже из НКВД, на лице Исаака Эммануиловича видны следы побоев. Писатель был вынужден оговорить себя и признать связь с троцкистами. Хотя ранее, еще во времена Генриха Ягоды, он интересовался у того, что делать при аресте – и глава НКВД объяснил ему, что ни в коем случае нельзя признавать вину.
26 января 1940 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила писателя к высшей мере наказания. Приговор привели в исполнение на следующий день. 27 января 1940 года Исаак Эммануилович Бабель был расстрелян. Причиной смерти писателя стало пулевое ранение. Отдельной могилы у Бабеля нет: его прах вместе с прахом сотен других казненных захоронен в Общей могиле №1 Донского кладбища.
Памятник Исааку Бабелю в Одессе
Антонине Пирожковой о казни писателя не сообщили, уведомив, что Исаак Бабель отбывает срок без права переписки. До 1954 года женщина верила, что муж жив, и писала письма с просьбой об облегчении его наказания. В 1954 году Бабеля посмертно реабилитировали, а в 1956-м творчество писателя перестало быть запретным и вновь сделалось классикой советской литературы.
В 2011 году в Одессе, на пересечении улиц Жуковского и Ришельевской, Исааку Бабелю установили памятник авторства Георгия Франгуляна.
Книги
Первое произведение «Старый Шлойме» Исаак Бабель опубликовал еще в годы учебы, в 1913 году. В коротком рассказе лаконично описана трагедия старого полубезумного еврея, который кончает с собой, не выдержав решения сына креститься. В дальнейшем еврейская тема станет основным мотивом творчества Бабеля, хотя он и редко напрямую затрагивал вопросы иудаизма.
Писатель Исаак Бабель
В 1916 году Исаак, поняв, что хочет продолжать заниматься писательским делом, уехал в Петроград, где поступил в Петроградский психоневрологический институт, причем сразу на 4-й курс юридического факультета. Это образование он, впрочем, так и не завершил.
Сам Бабель писал, что в городе он находился нелегально. Действительно, евреям в то время было запрещено проживать в крупных городах за пределами черты оседлости. Однако исследователи позже нашли документ петроградской полиции, согласно которому Исаак Бабель имел право находиться в столице на время учебы в вузе.
Портрет Исаака Бабеля
В этот период начинающий писатель познакомился с Максимом Горьким. Тот, заинтересовавшись талантом Исаака, взял на публикацию в журнале «Летопись» его рассказы «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла»
Внимание к молодому таланту привлечь удалось – вот только не то, которое хотелось бы. Содержание рассказов расценили как сомнительное, а самому Бабелю грозил суд за порнографию
Спасла писателя революция 1917 года.
В 1918 году Бабель, успев повоевать в Первой мировой войне и дезертировав оттуда, вернулся в Петроград и устроился в иностранный отдел ЧК на должность переводчика. В этот период биографии его печатали в «Новой жизни», а в 1920 году Исааку удалось стать участником Гражданской войны. За молодого писателя поручился Михаил Кольцов, и Бабель в качестве военкора отправился в 1-ю Конную Армию.
Семен Буденный и Исаак Бабель (крайний справа)
Там Исаак служил под началом Семена Михайловича Буденного. Сохранилось даже фото, где в одном кадре находятся великий военачальник и будущий великий писатель. Чтобы воевать с оружием в руках, пришлось идти на уловки: секретарь одесского областного комитета Сергей Ингулов выправил Бабелю документы на имя Кирилла Васильевича Лютова, русского по национальности.
Воспоминания об этом времени легли в основу едва ли не самого популярного в СССР произведения Бабеля – сборника рассказов «Конармия». Публикация «Конармии» началась в 1920 году, сначала в форме «Конармейского дневника» — записках, которые Бабель вел во время службы. И сразу же после выхода книги в печать она стала объектом нешуточных дискуссий.
Исаак Бабель и Сергей Эйзенштейн
Причина неоднозначного восприятия творчества Исаака Эммануиловича заключалась в том, что его проза была мало похожа на типичные красноармейские агитки времен Гражданской войны. Ярким примером этому служат рассказы «Соль» и «Письмо», честно описывающие, насколько размываются в войну незыблемые, казалось бы, морально-этические установки: солдаты жестоко убивают женщину, отец режет сына, сын казнит отца.
Откровенность Бабеля и его нежелание приукрашивать правду, сколь бы кровавой она не была, оценили коллеги по писательскому цеху. Колоссальный успех ждал «Конармию» и на Западе. А вот правительству и военным «Конармия» не понравилась категорически: Семен Буденный и Климент Ворошилов нашли рассказы возмутительными. От опалы писателя спасла дружба с Максимом Горьким, который рьяно отстаивал перед сильными мира сего творчество Исаака.
Александр Довженко и Исаак Бабель
В середине 1920-х Бабель начал работать над вторым своим большим трудом, циклом «Одесские рассказы», подарившем читателю литературную версию бандита Мишки Япончика – Беню Крика. Чтобы достоверно описать задуманное, писатель решил полностью погрузиться в атмосферу рассказов.
Для этого Бабель снял на Молдованке комнатку у старика-еврея, который помогал бандитам в качестве наводчика. Вторым источником информации стали официальные органы: Исаака Эммануиловича допустили к ознакомлению с материалами уголовного розыска.
Юрий Шумский в роли Бени Крика
Впоследствии яркость образов «Одесских рассказов» стала причиной неоднократных экранизаций истории Крика-Япончика: от немого фильма 1926 года до мюзикла, снятого в 1989 году.
В 1928 году Бабель выпустил пьесу «Закат», поставленную 2 театрами, а в 1935-м опубликовал пьесу «Мария». Роман «Великая Криница» и повесть «Еврейка» дописать не удалось – помешали арест и расстрел автора.
Детство и юность
При рождении Бабель получил имя, несколько отличающееся от известного: Исаак Маньевич Бобель. Будущий писатель появился на свет в Одессе 12 июля 1894 года. К моменту рождения Исаака в семье Эммануила и Фейги Бабелей уже было двое детей: Аарон и Анна. Вскоре после появления младшего сына Бабели уехали в Николаев. Там будущий писатель прожил до 11 лет.
Писатель Исаак Бабель
Через некоторое время после переезда старшие дети Бабелей умерли, а в 1899 году родилась единственная выжившая сестра Исаака – Мера (Мария). В 1903 году мальчик пытался поступить в Николаевское коммерческое училище им. С. Ю. Витте. Для этого пришлось выдержать 3 экзамена: по русскому языку, по арифметике и даже, несмотря на национальность, по Закону Божию. Поступить не удалось: все испытания Исаак выдержал на отлично, но принять его не смогли, сославшись на отсутствие свободных мест.
Позже Эммануил Бабель подал еще одно прошение о зачислении сына на учебу, и в 1904 году Исаака все же приняли в училище. Отец мальчика был успешным коммерсантом, и капитал, заработанный за годы работы в Николаеве, позволил семье в 1905 году вернуться обратно в Одессу. По настоянию отца, видевшего в сыне продолжателя дела, Бабель попробовал поступить в Одесское коммерческое училище императора Николая I.
Исаак Бабель в детстве с отцом
История вышла аналогичной поступлению в училище в Николаеве. Исаак преодолел «процентную норму» для евреев, но зачислен не был. Приступить к учебе удалось лишь со 2-го раза, через год, который юноша посвятил домашнему образованию.
Причем программа занятий дома была даже насыщенней, чем в училище. До 16 лет Исаак, помимо общеобразовательных предметов, изучал традиционные для юноши из приличной еврейской семьи иврит, Тору и Талмуд. Также Бабель занимался с выдающимся музыкальным педагогом Петром Столярским, у которого обучался игре на скрипке. По словам самого Исаака, в школе он отдыхал.
Исаак Бабель
Учеба давалась одаренному юноше легко, особенно когда дело касалось языков: к окончанию училища Бабель, помимо русского и идиша, владел немецким, английским, ивритом и французским.
В 1912 году Бабель закончил училище, но рассчитывать на поступление в университет в Одессе не мог – не хватало аттестата об окончании гимназии. Пришлось расставаться с семьей, и родители отправили юношу на учебу в Коммерческим институт Киева. Во время Первой мировой войны Исааку из-за эвакуации пришлось уехать еще дальше – в Саратов. К 1916 году он закончил институт, став кандидатом экономических наук.
Пан Аполек
В своём произведении Бабель затрагивает церковную тему. Пересказ кратко «Пан Аполек» включает жизнеописание простого художника, который занимался росписью костелов. Украшая новую церковь, он нарисовал простых людей как святых, чем навлек гнев всех ксендзов.
В образе святого Павла художник Аполек нарисовал хромого Яныка, а еврейская девушка Элька похожа в росписи на Марию Магдалину.
Несмотря на то что руководство храма было недовольно такой работой, закрасить выполненную роспись они побоялись. В последующем Лютов знакомится с художником, который предлагает написать его портрет. Он рисует главного героя «Конармии» в образе блаженного Франциска. Также Пан Аполек рассказывает историю о безродной девушке, на которой женился сам Иисус Христос.
Солевая наркомания
Побочные действия соли затрагивают весь организм. Как правило, такой наркотик употребляют подростки и молодые люди до 25 лет, что еще больше усугубляет ситуацию. Привыкание незрелого организма происходит еще быстрее, а последствия становятся более тяжелыми. Кроме того, из-за беспорядочной половой жизни и отсутствия санитарных правил при уколах, все больше распространяются венерические заболевания, в том числе СПИД.
Вред наркотика соль
Перечислять все пагубные эффекты для человека можно долго:
- деградация личности;
- иссушение кожных покровов;
- импотенция, бесплодие;
- нарушение работы всех внутренних органов, интоксикация организма в целом;
- необратимые изменения психики;
- потеря зубов, волос;
- приобретение венерических заболеваний, риск заражения крови при инъекциях.
Это лишь неполный список.
Сколько живут наркоманы, употребляющие соль
При регулярном употреблении наркотика соль, примерно 85 процентов наркоманов не живут дольше двух лет. Есть и еще один фактор высокого уровня смертности — суицид, под воздействие ломки или галлюцинаций. Поскольку наркотик накапливается в организме, повышается риск передозировки.
Последствия от курения соли
Помимо вреда для здоровья в целом, курение соли повышает риск ожогов дыхательных путей. Опасность возрастает, если кристаллы были изготовлены кустарным способом с подмешиванием различных химических добавок.
Последствия, когда нюхают соль
Наркомана, который нюхает данный наркотик, можно вычислить сразу — язвы и пятна вокруг носа, частые носовые кровотечения и хронический насморк. Такой способ употребления чаще вызывает передозировку за счет замедленного эффекта — человек не может дождаться прихода, и нюхает дозу за дозой.
Передозировка от солей
Передозировка вещества очень часто происходит уже тогда, когда наркоман стал употреблять соль регулярно. Эйфория спадает, поэтому он либо увеличивает дозировку, либо же сочетает кристаллы с другими наркотиками и алкоголем
Резкие скачки давления, озноб, тошнота, тремор рук, дикие боли в мышцах, а также бред — при таких симптомах важно как можно скорее вызвать наркологическую помощь, иначе пациент может умереть. Смертельная доза наркотика соль у каждого своя.
Галлюцинации от солей
Галлюцинации могут появиться как под воздействием наркотического вещества, так и после того, как его действие будет закончено. Наркомана нельзя оставлять одного, но он опасен для окружающих, как же поступить? Порой человек под кайфом может выйти в окно, поскольку видел там дверь, или же убить другого, потому что ему привиделся дракон. Ответ один — необходимо вызывать врача-нарколога.
Личная жизнь
Личная жизнь Исаака Бабеля была бурной: он де-факто трижды был женат и имел трех детей. Кроме того, слухи упорно связывали писателя с Евгенией Хаютиной, супругой наркома Николая Ежова.
Исаак Бабель и Антонина Пирожкова
Впервые он женился в 1919 году на молодой художнице Евгении Гронфайн. Отец девушки сотрудничал с Эммануилом Бабелем, но брак дочери посчитал мезальянсом и категорически не одобрил. Тем не менее, Исаак и Евгения сочетались браком в синагоге, по всем правилам иудаизма.
Брак в итоге оказался неудачным: устав от постоянных измен мужа, Евгения в 1925 году иммигрировала во Францию, откуда более не возвращалась. После отъезда жены Исаак сошелся с Татьяной Кашириной, артисткой театра имени Всеволода Мейерхольда, в 1926 году у пары родился первенец Исаака, названный в честь его отца Эммануилом.
Исаак Бабель с семьей
Вскоре отношения разладились, и Бабель уехал во Францию, где вновь сошелся с Евгенией. В 1929 году Гронфайн родила мужу дочь Натали. Кашрина же вышла замуж, и ее супруг Всеволод Иванов официально усыновил Эммануила, дав ему имя Михаил. В дальнейшем пара не допускала общения мальчика с биологическим отцом – о том, что его папой является Бабель, Михаил узнал только в 20 лет.
Так и не сумев окончательно наладить отношения с Евгенией, Бабель, вернувшись в Россию, встретил юную Антонину Пирожкову. Брак с ней также был фактическим: по традициям революционного времени регистрировать отношения Исаак и Антонина не стали. В 1937 году у пары родилась дочь Лидия.