Анализ поэмы «одиссея» (гомер)

Краткое содержание

Нимфа Калипсо насильно удерживает Одиссея на острове. В это время на Итаке к жене Одиссея Пенелопе сватаются толпы женихов, считающих Одиссея погибшим. Чтобы отсрочить замужество, Пенелопа говорит, что не вступит в брак, пока не окончит рукоделие, и каждую ночь распускает свою работу. Богиня Афина велит сыну Одиссея Телемаху отыскать отца. Телемах узнаёт, что Одиссей в плену у Калипсо.

Бог Гермес приходит к Калипсо с требованием отпустить Одиссея. Одиссей едва не погиб во время морского путешествия (Посейдон враждебно относится к герою) и попадает к феакам, знакомится с дочерью тамошнего царя Навсикаей. Во дворце царя феаков Одиссей рассказывает о своих приключениях.

Одиссей побывал в стране лотофагов, где растут особые лотосы: попробуешь такой лотос — и сразу забудешь родину. Потом Одиссей и его товарищи попали к циклопу-людоеду Полифему. Одиссей спасся хитростью: назвался именем Никто, напоил и ослепил Полифема. Когда другие циклопы прибежали спрашивать, кто же поступил с Полифемом так жестоко, тот отвечал: «Никто!».

Бог ветров Эол дал Одиссею мешок с ветрами, но кто-то из спутников героя неосторожно развязал мешок, чем продлил их путешествие. Затем Одиссей с товарищами пристал к острову богини Кирки (Цирцеи), которая превратила всех мужчин в свиней

Одиссей чудом сохранил свой облик. Год он жил с Киркой. Потом герою нужно было найти в царстве мёртвых провидца Тиресия, и так Одиссею удалось повидать покойную мать и погибших друзей.

Ещё Одиссею приходится проплыть мимо сирен, которые своим чарующим голосом завлекают моряков, и те разбиваются о скалы, а также проплыть между двумя чудовищами — Сциллой и Харибдой.

Царь феаков помогает Одиссею доплыть домой, но богиня Афина превращает героя в нищего пастуха. Одиссей встречается у свинопаса Эвмея со своим сыном Телемахом. Одиссей прибывает домой. Его никто не узнаёт, кроме старушки-няни Эвриклеи (узнала по шраму на ноге). Женихи Пенелопы насмехаются над «нищим».

Тем временем Пенелопа меняет условия замужества: она выйдет за того, кто выпустит стрелу из лука Одиссея так, чтобы стрела прошла через 12 колец. Одиссей вызывается, выполняет задание и убивает женихов. Пенелопа и Одиссей воссоединились, а души женихов оказались в преисподней.

Краткое содержание

Прочитав пересказ, можно сделать запись в читательском дневнике.

Эпическая поэма начинается через десять лет после захвата Трои. Во дворец на острове Итака (родина главного героя) прибыла большая группа женихов, которые поселились во дворе Пенелопы (жена Одиссея).

Пенелопа и женихи, худ. Д.У. Уотерхаус

Однако Пенелопа не хочет вступать в повторный брак и заставляет всех ждать, пока ее сын Телемах ищет веские причины изгнать из дома нежданных гостей. Все это время Антиной (самый неприятный из женихов Пенелопы) пытается убить Телемаха.

Тем временем Одиссей, потерянный в Средиземном море, старается вернуться домой. Пойманный в ловушку на острове Огигия нимфой Калипсо, ключевой персонаж хочет вернуться к своей семье, но не имеет возможности, поскольку потерял свою команду и корабль. Боги Олимпа продолжают обсуждать, что они будут делать с главным персонажем.

Афина берет на себя инициативу помочь Телемаху. Богиня прибывает и убеждает осудить поклонников за их поведение и поехать в Пилос и Спарту. Там Телемах узнает, что отец все еще жив и пойман Калипсо. Пока Телемах готовится к возвращению, Антиной пробует реализовать план убийства.

Зевс решает спасти героя с острова и отправляет Гермеса убедить Калипсо отпустить его. После этого Одиссей отправляется в плавание домой, но вскоре снова терпит кораблекрушение из-за Посейдона. Главный герой ослепил сына Посейдона (циклопа Полифема) и тем самым разозлил Бога.

Афина решает спасти главного персонажа и приводит его на остров Схерия, где его находит Навсикая (принцесса Феаков). Ключевой персонаж объясняет королю и королеве Феаков кто он, и Феаки сразу же соглашаются помочь ему вернуться домой. Но взамен просят кратко рассказать всю историю путешествия.

Таким образом, ключевой персонаж описывает месяцы путешествий, которые привели на остров Калипсо, а затем в Схерию. Рассказ начинается с поездки в страну Пожирателей Лотоса, за которой следует путешествие и битва умов с Полифемом. Ключевой персонаж описывает время, проведенное с Цирцеей, их любовную связь, а также путешествие мимо сирен и их соблазнительные песни.

После, герой вспоминает о Кирке, волшебнице, которая держала в плену его спутников, превратив их в свиней. Продолжается рассказ о странствии в подземный мир, чтобы поговорить с пророком Тиресием и сражаться со Сциллой (морское чудовище, сожравшее шесть товарищей главного героя). Наконец, после того, как рассказ был завершен, герой возвращается на Итаку.

Когда ключевой персонаж впервые прибывает в Итаку, он разыскивает своего верного слугу и свинопаса Евмея. Они находят Телемаха и начинают заговор, с целью освобождения дворца и убийства женихов.

Странствующий герой прибывает во дворец как нищий и немедленно подвергается плохому обращению. Няня Эвриклея узнает его, но не сообщает об этом никому. Пенелопа также отмечает внешность нищего и считает, что это может быть ее давно потерянный муж.

Возвращение Одиссея, худ. Николаев Н.Г.

Однако Пенелопа не уверена, поэтому решает устроить соревнования по стрельбе из лука, победителю которых будет разрешено жениться на ней. Тот, кто сможет натянуть лук и выстрелить через двенадцать топоров, будет объявлен победителем. Только Одиссей мог сделать это. Все поклонники терпят неудачу. Затем главный герой нацеливает лук на поклонников и убивает каждого.

Наконец, главный персонаж раскрывает свою личность и воссоединяется со своей семьей. После этого прибывает Афина, и мир возвращается на остров ожиданий – Итаку.

Дальнейшая судьба

По поводу дальнейшей судьбы Одиссея существует несколько версий. По одной он долго и счастливо правил в своем царстве, а затем мирно умер в Эпире, где его почитали как героя-прорицателя.

По другой же, спустя некоторое время сын Одиссея Телегон, которого родила волшебница Кирка, убил собственного отца. По этой версии подросший мальчик, наслушавшись рассказов матери об отце, направился на его поиски. Но, прибыв на Итаку, вынужден был вступить в битву с отцом, не узнав его. В результате боя Телегон смертельно ранил Одиссея щетиной морского ежа. Вскоре после этого Одиссей скончался. После его смерти Телегон забрал тело отца, чтобы похоронить на острове, где правила Кирка.

Рассказ о самом Одиссее и его приключениях нашел отражение в культуре и искусстве многих народов. Чаще всего его изображали крупным и крепким мужчиной с бородой и в овальной шапочке, которую носили греческие моряки.

Со временем имя героя стало нарицательным, а словом «одиссея» стали называть долгое странствие по аналогии с многолетним путешествием легендарного царя Итаки.

Одиссей и циклоп Полифем

Проплывая вдоль берегов сицилийского моря, спутники Одиссея увидели богатые плодородные земли, на которых во множестве паслись козы и овцы. Это была вотчина одноглазых чудовищ – циклопов.

Решив поближе познакомиться с местными жителями и богатствами, Одиссей с 12 товарищами высадились на берег, взяв с собой немного еды и вина, захваченного из Фракии. В поисках хозяев местности они добрались до огромной пещеры, где и решили подождать.

Пещера, как оказалось, принадлежала Полифему – сыну Посейдона и самому мощному из циклопов. Когда он вернулся под вечер домой, Одиссей и его спутники похолодели от страха – настолько Полифем был страшен и огромен.

Одиссей и циклоп не смогли найти общего языка. Царь Итаки попытался заговорить с Полифемом, однако тот, не слушая, схватил двоих людей, разорвал их на куски и съел.

Выбраться из пещеры Одиссей и его друзья не могли – вход был завален огромным валуном, сдвинуть который было не под силу и сотне воинов.

Утром Полифем закусил еще парой одиссеевых товарищей, пообещав при этом оставить самого Одиссея, который назвался «Никто», напоследок. В благодарность за оказанную честь Одиссей предложил циклопу отведать фракийского вина. Напиток пришелся по вкусу, и Полифем осушил весь бурдюк, предложенный ему пленником.

Разомлев, хозяин-великан уснул. Воспользовавшись этим, Одиссей поджог огромный оливковый кол и ткнул горящей головешкой прямо в единственный глаз спящего циклопа. Взревев от боли и бешенства, Полифем вскочил и начал метаться по пещере с целью поймать обидчиков и отомстить им. Однако, как ни пытался он обнаружить Одиссея и его товарищей, ему это не удавалось.

Тогда великан уселся у выхода из пещеры и стал терпеливо ждать, но тут истинный потомок Гермеса в очередной раз проявил хитрость: он крепко привязал себя и товарищей под брюхом у овец и баранов, которых циклоп ежедневно выпускал пастись на луга, и вместе с животными беспрепятственно покинул жилище своего негостеприимного хозяина.

Но после того как Одиссей и его спутники оказались на корабле и почувствовали себя в безопасности, герой утратил свою осторожность и назвал себя. Услышав имя своего обидчика, Полифем обратился с просьбой наказать Одиссея к своему отцу – могучему и грозному Посейдону

И тот внял мольбам сына, из-за чего путешествие Одиссея на родину сильно затянулось.

Одиссей и женихи Пенелопы

Вновь приняв образ нищего бродяги, Одиссей пошёл в свой дом, где пировали женихи. По пути его никто не узнавал, а грубый козопас Меланфий даже накинулся на законного царя Итаки с бранью. На дворцовом дворе Одиссей увидел свою верную охотничью собаку, Аргуса, когда-то сильную и прыткую, а теперь умиравшую от старости на куче навоза. Узнав хозяина, Аргус вильнул хвостом, пошевелил мордой – и умер.

Евмей привел Одиссея в залу, где шёл пир женихов. Присутствовавший здесь же Телемах, притворился, что не знает пришельца, и ласково пригласил его к столу. Продолжая прикидываться нищим, Одиссей пошёл вдоль стола, прося у женихов объедки. Но эти жадные и наглые юноши бесцеремонно гнали его. Самый бесстыдный из женихов, Антиной, бросил в Одиссея скамейкой, на которую перед этим ставил ноги. Местный нищий Ир, боясь, что незнакомец станет теперь соперничать с ним за оставляемые женихами остатки пищи, начал гнать Одиссея из залы. Пыжась выставить себя храбрецом, Ир вызвал Одиссея на кулачный бой. Наглец Антиной, услышав это, захохотал и пообещал угостить победителя драки козьими желудками. Одиссей скинул с себя верхнюю часть лохмотьев и пошёл на Ира. Увидев мощную мускулатуру Одиссея, попрошайка страшно перепугался. Одиссей свалил его на землю первым же ударом кулака. Смотря на стычку двух старых бродяг, женихи умирали от смеха. Потом они продолжили пировать, а вечером разошлись по домам. Когда в зале никого не осталось, Одиссей велел Телемаху снять и спрятать в кладовой висевшее на стенах оружие женихов.

Тем временем Пенелопа, проведав о пришедшем в её дом незнакомце, позвала его к себе и спрашивала, не слышал ли он вестей о её пропавшем муже Одиссее. Одиссей пока не стал открываться ей, сказав только, что муж её жив и должен скоро вернуться. Пенелопа велела старой кормилице Одиссея, Евриклее, обмыть страннику ноги. Принеся воды, Евриклея вдруг увидела на бедре Одиссея знакомый ей старый шрам. Она вскрикнула от радости и удивления, но Одиссей приложил ей палец к губам, давая понять, что время открыть его присутствие Пенелопе ещё не пришло.

На следующий день вновь собравшиеся пировать женихи стали шумно требовать, чтобы Пенелопа сделала окончательный выбор и назвала одного из них своим мужем. Пенелопа объявила, что выйдет за того, у кого хватит сил натянуть крепкий лук её бывшего мужа Одиссея и выстрелить из него так метко, чтобы стрела пролетела через отверстия в двенадцати топорах. Лук, о котором идёт речь, был некогда подарен Одиссею Ифитом, сыном того героя Эврита, который состязался в стрельбе с самим Гераклом. Несколько женихов попробовали согнуть лук, но не смогли. Это смог бы сделать Телемах, но Одиссей взглядом велел ему отложить лук в сторону и сам взялся за него. Телемах увёл мать из залы во внутренние комнаты, схватил лук, легко натянул его и метко выстрелил. Пущенная им стрела пролетела через отверстия двенадцати топоров.

Одиссей стал с луком и стрелами у входа в зал, а Телемах – рядом с ним, держа копье и меч. Убив следующим выстрелом Антиноя, Одиссей назвал женихам своё истинное имя. Женихи бросились к стенам за тяжёлым оружием, но увидели, что его там нет. Большинство их них, однако, имели мечи. Обнажив их, женихи бросились на Одиссея, но он с необычайной меткостью поражал их своими стрелами. Телемах принёс из кладовой щиты, копья и шлемы для своего отца и двух его верных слуг – Евмея и Филотия, которые, узнав хозяина, стали с ним рядом. Одного за другим Одиссей убил всех женихов кроме глашатая Медона и певца Фемия. Убиты были и несколько дворцовых служанок, которые развратничали с женихами и помогали им расхищать одиссеево достояние

Троянская война

Однако не долго наслаждался счастливой семейной жизнью Одиссей. Мифология рассказывает, что после того как Елена Прекрасная сбежала из Спарты с троянским царевичем Парисом, он должен был отправляться вместе со спартанцами в Трою для восстановления справедливости.

Не желая оставлять молодую жену и сына, Одиссей пытался притвориться безумным. Но Паламед – один из тех, кто приехал звать Одиссея к стенам Трои – сумел разоблачить его притворство, и ему волей-неволей пришлось покинуть Итаку.

Снарядив 12 кораблей, Одиссей, история которого рассказывается в этой статье, отправляется в Трою. По дороге он помог грекам найти Ахилла (Ахиллеса), укрытого матерью Фетидой, которая пыталась уберечь сына от гибели, на о. Скирос.

Он же вызвался задобрить разгневанную Артемиду, доставив в Авлиду самую красивую из дочерей Агамемнона — Ифигению (девушку должны были принести в жертву богине).

Согласно древнегреческому эпосу, подвиги Одиссея были направлены на предотвращение начала Троянской войны. Вместе с законным мужем сбежавшей Елены Менелаем он пытался уладить дело миром.

Во время войны, которой так и не удалось избежать, Одиссей проявил себя как храбрый воин, отличный и хитрый стратег и тактик. Именно он пленил троянского разведчика Долона; задержал прорицателя Гелена; совершил вылазку против царя Реса, прибывшего на помощь троянцам; выкрал из осажденного города статую Афины Паллады, которая должна была помочь грекам одержать победу; уговорил Филокрета отдать лук Геракла (по другой версии он просто похитил этот лук). Подвиги Одиссея многочисленны. О некоторых из них будет рассказано ниже.

Кроме того, есть версия, что идея создания легендарного Троянского коня также принадлежала Одиссею.

При этом во время осады, воспользовавшись удобным случаем, Одиссей мстит Паламеду, разоблачившему его хитрость с безумием.

После гибели Ахилла, Одиссей получает его доспехи, что приводит к самоубийству Аякса. Впоследствии этот трофей Одиссей передает сыну Ахилла, уговаривая того вступить в войну.

История и язык поэмы

Считается[кем?

], что пра-Илиады или пра-Одиссеи не было, однако перед созданием поэм существовал некий набор мифологических и героических сюжетов, песен, которые стали материалом для создателей гомеровских поэм. Кроме ранней греческой поэзии у Гомера встречаются отголоски минойской культуры, и даже связь с хеттской мифологией. Но главный материал для него — микенский период.

Язык «Илиады» и «Одиссеи» не соответствует ни одному региональному диалекту или какому-либо этапу развития греческого языка. По фонетическому облику язык Гомера ближе всего стоит к ионийскому диалекту, но демонстрирует множество архаических форм, которые напоминают о греческом языке микенской эпохи (известном благодаря табличкам с линеарным письмом В). Также часто встречаются флективные формы, никогда не употреблявшиеся одновременно в живом языке. Много элементов, свойственных эолийскому диалекту, происхождение которых не выяснено.

В 2020 году археологи из экспедиции, занимавшейся раскопками на Олимпии, сообщили, что обнаружили глиняный черепок с записью тринадцати строк из XIV песни «Одиссеи», предварительно датирующийся III веком до н. э. Если эта датировка подтвердиться, это возможно будет старейшим, на данное время, из известных фрагментов гомеровского эпоса.

Влияние на европейскую литературу

Средневековая Европа, в V в. потерявшая знание древнегреческого языка, с «Илиадой» и «Одиссеей» знакома не была. Лишь только после падения Константинополя, в конце XV в. византийские учёные познакомили ренессансную Италию с гомеровскими произведениями (первое издание «Одиссеи» в 1488 году).

В позднейшей судьбе гомеровских поэм «Одиссея» играла значительно меньшую роль, чем «Илиада», вокруг которой главным образом и разыгрывались литературные споры об эпической поэме. Неизвестная в средние века и оказавшая воздействие на европейскую литературу лишь через посредство «Энеиды» Вергилия (мотив нисхождения в преисподнюю), «Одиссея» вызвала заметный интерес в —XVI века. Ганс Сакс драматизировал её в своем «Странствии Улисса», а поскольку «чудесное» входило почти обязательной составной частью в европейскую поэму, сказочно-фантастическая сторона «Одиссеи» неоднократно использовалась поэтами этого времени (Боярдо, Ариосто, Спенсер), пока идеология католической реакции не отдала и здесь предпочтения христианскому чудесному элементу (merveilleux chrétien).

Но, вообще говоря, нравоописательный («этический», по античной терминологии, в отличие от «патетической» «Илиады») характер «Одиссеи» сближал её в литературном сознании нового времени скорее с романом, чем с эпопеей. Сравнительная простота гомеровских нравов (например царевна Навсикая, стирающая белье), жанристско-идиллический интерес к простолюдину («божественный» свинопас Эвмей) и т. п. — эти «низменные» элементы (bassesse) делали «Одиссею» ещё менее приемлемой, чем «Илиада», для поэтики французского классицизма. Зато «естественность» и «невинность» нравов, изображенных в «Одиссее», вызвала восхищение теоретиков нарождающейся буржуазной литературы XVIII века (предшественником их является Фенелон как в теоретических работах, так и в моралистическом романе «Похождения Телемаха»), и материал «Одиссеи» был широко использован наряду с «Илиадой» для построения теории буржуазного эпоса (Гёте, Шиллер, Гумбольдт).

Переносное значение после этой поэмы приобрели имена собственные: одиссея, лотофаги, циклопы (латинская форма имени киклопов), Пенелопа, Цирцея, Телемах, Ментор, Сцилла и Харибда и проч.

Переводы на русский язык

Классическим переводом «Одиссеи» на русский стала работа В. А. Жуковского (1849, с немецкого подстрочника), известны также переводы Викентия Вересаева (1953), Павла Шуйского (1948, Свердловский университет).

Перевод Исраэля Шамира выполнен с перевода поэмы на английский язык Лоуренсом Аравийским. Этот современный перевод лишён архаизмов и написан не гекзаметром, а прозой. В 2013 году была опубликована первая песнь «Одиссеи» в переводе Максима Амелина, вызвавшем критику. Сам Амелин о предыдущих переводах отзывался так:

В 2014 году опубликованы первые три песни «Одиссеи» в переводе А. А. Сальникова, автора переводов «Илиады» (2011) и «Одиссеи» (2014—2015) на современный русский язык.

Легенды

Наиболее знаменитые приключения героя случились на пути из Трои домой и описаны в поэме Гомера «Одиссея». Возвращаясь, корабли Одиссея причаливают то к одному, то к другому острову, населенному мифологическими существами, и каждый раз герой теряет часть людей. На острове лотофагов растут лотосы, дарующие забвение тем, кто их съест. На острове циклопов живет одноглазый великан-людоед Полифем, сын Посейдона. Герои пытаются найти приют на ночь в пещере Полифема, и тот съедает некоторых из людей Одиссея.

Одиссей и циклоп Полифем

Герой и оставшиеся в живых спутники ослепляют Полифема, выколов заостренным колом единственный глаз гиганта, а затем спасаются при помощи овец. Слепой великан исследует овец на ощупь, прежде чем выпустить тех из пещеры, но не находит героев, вцепившихся в шерсть животных снизу, и так те выбираются из пещеры. Однако Одиссей называет великану свое настоящее имя и тот обращается с воплем о помощи к своему отцу Посейдону. С той поры Посейдон гневается на Одиссея, что не делает путь героя домой по морю проще.

Одиссей и Цирцея

Сбежав от Полифема, герои попадают на остров бога ветров Эола. Тот преподносит Одиссею мех, внутри которого скрыты ветры. Герой не должен развязывать этот мех, пока не увидит берегов родной Итаки. Одиссей с командой почти добирается до дома, но его люди, думая, что внутри меха скрыто сокровище, развязывают тот, пока герой спит, выпускают ветры на волю, и корабль относит далеко в море.

Одиссей и сирены

На острове колдуньи Цирцеи спутники Одиссея превращаются в животных, отведав угощения, а сам герой зачинает с колдуньей сына, который, по одной из версий, станет причиной его смерти. С Цирцеей герой проводит год, а затем отправляется дальше и минует остров сирен, которые очаровывают и губят моряков пением, а после проплывает между громадным водоворотом Харибдой и шестиглавым чудищем Сциллой, которое сжирает еще шестерых членов команды.

Одиссей и Калипсо

Постепенно Одиссей теряет всех спутников и на острове у нимфы Калипсо оказывается в одиночестве. Нимфа влюбляется в Одиссея, и герой проводит с нею 7 лет, потому что на острове нет ни одного корабля, чтобы уплыть. В конце концов нимфе является Гермес и велит отпустить героя. Одиссей наконец-то может построить плот и уплыть.

Билет 10. Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи»

Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи» Записаны поэмы Гомера были впервые только во второй половине VI века до н.э.,следовательно, отражают они еще более древние периоды греческой или, может быть, даже догреческой истории.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Троя и область, где этот город был столицей, Троада находились в северо — западном углу Малой Азии и были заселены племенем фригийцев. Греки, населявшие Балканский полуостров, в течение многих лет вели в Малой Азии войны.Одна такая война, именно с Троей, особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений и, в частности, несколько специальных поэм. В них рассказывалось о троянской войне, о причинах ее вызвавших , о взятии Трои и о возвращении победителей — греков на родину. Ближайшим же поводом к войне было то, что Парис, сын троянского Приама, похитил Елену, супругу спартанского царя Менелая. Чтобы отомстить за это похищение и вернуть Елену обратно, брат Менелая и царь соседней со Спарты Арголиды Агамемнон советует Менелаю собрать всех греческих царей с их дружинами и начать войну с Троей.Среди привлеченных греческих царей особенно выделяются — поражающий своей мощью быстроногий Ахилл, царь Фтии, и Одиссей, царь острова Итаки.Все греческие племена посылают свои войска и своих вождей в Авлиду, откуда общегреческое воинство движется через Эгейское море и высаживается около Трои, которая отстояла от берега на несколько километров. Верховным вождем всего греческого воинства избирается Агамемнон.Война ведется с переменным успехом в течение 10 лет. И только по истечении 10 лет грекам удается пробраться в самый город, сжечь его, перебить мужчин, а женщин забрать в плен.

В «Илиаде» и «Одиссее» разбросаны только намеки на войну в целом.Но в поэмах нет специального повествования ни о причинах войны,ни о первых ее 9 годах,ни о взятии Трои. Обе поэмы посвящены каждая специальному сюжету, а именно, «Илиада» — одному эпизоду их десятого года войны, и «Одиссея» — сказаниям о возвращении Одиссея после войны на родину. .Действие «Илиады» отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причины,ни ход ее в поэме не излагаются.Содержанием поэмы является лишь один эпизод,в пределах которого сконцентрирован огромный исторический и мифологический материал и выведено большое количество троянских и греческих героев.Тема поэмы объявлена в первом же стихе : «Гнев,богиня,воспой Ахиллеса,Пелеева сына.»Изображенная у Гомера культура в общем является т.н. микенской культурой(бесформенный кожаный щит, бронзовое оружие при нападении; мотивы быка и льва,перешедшие в гомеровские сравнения,возможно, из микенского изобразительного искусства; различного рода художественная промышленность, вроде кубка Нестора, серег Пенелопы, перевязи Геракла и.т.д.).Но Гомеру известна и более поздняя культура: обрабатывается у него не только бронза, но и железо. Дворцы у него не только роскошные микенские, но и довольно простые.

Такое же стремление к концентрации обширного материала в рамках короткого действия наблюдается и во второй «гомеровской» поэме — «Одиссея», но материал этот не столько героический, сколько бытовой и сказочный.Темой «Одиссеи» являются странствия и приключения «хитроумного» Одиссея, царя Итаки,возвращающегося из троянского похода; в это время к его жене Пенелопе сватаются многочисленные женихи, и сын Одиссея Телемах отправляется на поиски отца.Муж возвращается домой и изгоняет женихов из дворца.С этим сюжетом объединена часть другого сюжета — «о сыне, отправляющемся на поиски отца».Отец и сын,встречают друг друга и ,не зная друг друга, вступают в бой, заканчивающийся в одних вариантах трагически,а в других — примирением сражающихся.В греческих сказаниях об Одиссее поэма дает лишь часть сюжета, не доводя до боя отца с сыном.

«Одиссея» в известной мере является продолжением «Илиады»; действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои, но в рассказах действующих лиц упоминаются те эпизоды,время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием «Одиссеи».Все важнейшие герои греческого стана «Илиады»,живые и мертвые, выведены в «Одиссее».

Путь Одиссея к дому не был простым

Далее краткое содержание «Одиссеи» Гомера рассказывает нам о событиях следующего утра. Герой просыпается от звука девичьих голосов. Это царевна Схерии по имени Навсикая и её верные служанки. Одиссей просит Навсикаю о помощи, и та благосклонна к герою – она даёт ему пищу и одежду, а параллельно повествует о самой себе и своих царственных родителях. Служанкам же Навсикая говорит, что именно такого человека желает видеть в качестве своего супруга. Царица направляет Одиссея в столицу, где тот, предоставленный самому себе, восхищается роскошным дворцом и удивительным садом царя феаков. В парадном зале его встречают царь Алкиной и его супруга Арета – они оказывают герою крайне любезный приём и выслушивают его просьбу помочь ему возвратиться на родину. На следующий день в столице феаков затевают грандиозный пир. Талантливый певец Демодок декламирует несколько старинных преданий о богах и героях. Алкиной же просит Одиссея, чтобы тот поведал народу феаков о себе и случившихся с ним приключениях. Сказочный, поражающий воображение рассказ Одиссея длится до самой ночи, и феаки с удовольствием слушают его. Добродушный народ щедро одаряет своего гостя, а затем предоставляет в его распоряжение быстроходный корабль и отправляет Одиссея домой. Сам герой погружается в это время в глубокий сон. Очнувшись, видит, что он очутился в Итаке, где не был почти двадцать лет.

Литература

  • Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
  • Дрбоглав И. Ф. Словарь к Одиссее Гомера в порядке стихов. — Тифлис, 1894. — 300 с.
  • Голинкевич Н. Т. Читаем Гомера. Одиссея: Песнь 1-я. Комментарий с переводом и словарём. — М.: Высш. шк., 1996. — 222 с. — 1500 экз. — ISBN 5-06-003391-0.
  • Шестаков С. П. О происхождении поэм Гомера. Вып. 1. О происхождении Одиссеи. Казань, 1892. 238 стр.
  • Шталь И. В. «Одиссея» — героическая поэма странствий. (Серия «Из истории мировой культуры»). М.: Наука, 1978. 165 стр. 50000 экз.
  • Мальчукова Т. Г. «Одиссея» Гомера и проблемы её изучения: Учеб. пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 1983. 92 стр. 500 экз.
  • Антипенко А. Л. «Мифология богини»: По данным «Одиссеи» Гомера. М.: Ладомир, 2002. 256 стр. 1000 экз. ISBN 5-86218-419-8
  • Тихонов А. А. Одиссея разума и разум Одиссея. Ульяновск, КТП, 2003. 166 стр. ISBN 5-86045-144-X
  • Орлов И. Л. «Путь Одиссея». Москва, ИПЦ «Маска», 2009. 613 стр. ISBN 978-5-91114-634-2-7
  • Vol. I. Песни I—VIII
  • Vol. II Песни IX—XXIV. Указатели.
  • Filippomaria Pontani (ed.) , Scholia Graeca in Odysseam: 1. Scholia ad libros a-b. Rome: Edizioni di storia e letteratura, 2007. Pp. xl, 382. ISBN 978-88-8498-446-3. (рецензия)

Характеристика главного героя

Характер главного персонажа воплощает многие идеалы, к которым стремились древние греки: мужественная доблесть, верность, благочестие и разум. Его интеллект представляет собой смесь острого наблюдения, инстинкта и уличных умов, он быстрый, изобретательный лжец, но при этом чрезвычайно осторожный.

Одиссей и Пенелопа, худ. И.Г. Тишбейн

Однако его также изображают очень человечным – персонаж совершает ошибки, попадает в сложные ситуации, теряет самообладание и часто впадает в слезы.

Одиссей труженик. Менелай утверждал, что «никто из ахейцев не трудился так хорошо, как трудился Одиссей». Друг Еврилох говорил о нем так: «Ты твердый человек, Одиссей. Твоя сила огромная, твои конечности никогда не изнашиваются. Ты должно быть полностью сделан из железа».

Дело не только в силе, персонаж работает усерднее всех. Он никогда не просит своих людей делать то, что не в их силах. Это делает его хорошим лидером. Его сила и ум помогают ему противостоять всем, кто встречается на пути. И тем самым характер позволяет ему совершать все новые и новые подвиги.

Даже когда главный персонаж серьезно обижен, он не теряет хладнокровия. Запертый в пещере Полифема, он достаточно быстро и уверенно сказал: «Никто – мое имя. Мой отец и мать называют меня Никто, как и все остальные, которые являются моими спутниками».

Хитрость ключевого героя является настолько важной характеристикой, что составляет часть его имени: «хитрый и коварный Одиссей». Но главный герой не только сильный и умный, он также добрый и чувствительный

Автор описывает это так: «Знаменитый певец спел свою сказку, Одиссей растаял, и из-под его глаз текли слезы, заливая его щеки. Как женщина плачет, лежа над телом своего дорогого мужа, который сражался за свой город и людей, пытаясь отбить безжалостный день от города и детей, она видит, как он умирает, задыхается, и, обвиваясь своим телом, она плачет высоко и пронзительно, в то время как мужчины позади нее, ударяя ее копьями по спине и плечам, заставляют ее подняться и уводят ее в рабство»

Но главный герой не только сильный и умный, он также добрый и чувствительный. Автор описывает это так: «Знаменитый певец спел свою сказку, Одиссей растаял, и из-под его глаз текли слезы, заливая его щеки. Как женщина плачет, лежа над телом своего дорогого мужа, который сражался за свой город и людей, пытаясь отбить безжалостный день от города и детей, она видит, как он умирает, задыхается, и, обвиваясь своим телом, она плачет высоко и пронзительно, в то время как мужчины позади нее, ударяя ее копьями по спине и плечам, заставляют ее подняться и уводят ее в рабство».

Хотя герой сильный, умный, добрый и храбрый – он не идеален. У него есть один главный недостаток: гордость. Как только команда смогла сбежать от Полифема, ключевой персонаж в конечном итоге раскрыл свое настоящее имя, насмехаясь над Полифемом.

Но, несмотря на небольшой недостаток, главный герой является примером для наследования и прообразом многих литературных героев.

Тема поэмы

Главные темы в поэме особенно важны, потому что они служат для формирования моральной и этической конституции большинства персонажей. Читатель узнает о героях произведения через темы.

Чем сложнее персонаж, тем больше он затрагивает эти основные темы. Поэтому самый сложный герой, Одиссей, соответствующим образом воплощает каждую из тем в той или иной степени.

Одиссей и Телемах, худ. Thomas Degeorge

«Одиссея» затрагивает огромное количество тем, таких как:

  • возвращение на родину,
  • месть,
  • восстановление порядка,
  • гостеприимство,
  • уважение к богам,
  • порядок и судьба.

Но, возможно, самая главная из них – верность. Самым ярким примером верности в эпосе является, конечно, Пенелопа, которая добросовестно 20 лет ждала Одиссея. Другой пример – Телемах, который поддерживает своего отца в борьбе против женихов.

Старая медсестра Эвриклея остается верной Пенелопе и ее отсутствующему хозяину. Евмей, свинопас и пастух, является образцом преданности своему хозяину и его владениям.

Эта проблема, однако, может быть сложной, потому что многие люди, от которых ключевой персонаж ожидает верности, на самом деле являются его собственностью. Даже супруга Пенелопа буквально принадлежит мужу.

Гостеприимство другая важная тема. Гостеприимство или его отсутствие влияет на героя на протяжении всего эпоса, и читатель может судить о вежливости по степени предложенного гостеприимства. Итака была захвачена толпой женихов, которые грубо воспользовались давней традицией радушия острова. Телемаху и Пенелопе не хватает сил, чтобы выселить их.

В своих странствиях ключевой персонаж получает впечатляющую помощь от феаков и, вначале, от Эола. А с другой стороны, сирены – сладко звучащие хозяева смерти и циклоп (Полифей), которые совсем неблагосклонны к персонажу.

Тема отмщения. Посейдон и Одиссей являются наиболее заметными представителями темы мести. Морской бог пытается отомстить главному герою за слепоту сына. А месть ключевого героя была направлена на женихов и неверных слуг. При возвращении домой, персонаж демонстрирует впечатляющую терпимость и самообладание, откладывая нанесение ответного удара.

Но потом Одиссей убивает лидера женихов, Антиноя, стрелой в горло, затем он убивает гладко говорящего Евримаха, другого ведущего жениха, выстрелом в печень. Мелантий и Меланто умирают после убийства женихов.

Один из часто задаваемых вопросов о литературном произведении – растут или развиваются главные герои по мере развития сюжета.

Тема духовного роста является центральной для эпоса, особенно в том, что касается Телемаха и Одиссея.

Рост ключевого персонажа менее линейный, чем у сына. Он уже был настоящим человеком, когда уехал на Троянскую войну 20 лет назад. Его испытания больше связаны с очищением духа, изменением в суждениях, которые делают его лучшим королем.

Когда его уже встречает родное царство Итака, Одиссей ведет себя более благоразумно. Он замаскирован, чтобы получить информацию о враге и узнать, кому можно доверять. К концу эпоса главный герой кажется более мудрым, более проницательным лидером по сравнению с началом поэмы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Джордана
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: